Н.Н. Ярош
ПЛАНИРОВАНИЕ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА
в период формирования советского государства
Планирование как функция управления начала системно формироваться в начале ХХ в., когда управление выделилось в самостоятельную сферу деятельности. В начале 1920-х гг. известный экономист, один из авторов плана индустриализации, С.Г. Струмилин, писал, что «планирование — это определенная программа действий, ведущая в данной конкретной обстановке к намеченной цели с наименьшими затратами времени и усилий»1.
Городское хозяйство — одна из важнейших отраслей непроизводственной сферы народного хозяйства страны, главной задачей которого является удовлетворение насущных потребностей населения данной территории (города) в данный конкретный момент времени. На развитие городского хозяйства, с одной стороны, влияют те же факторы, что и на развитие всего народного хозяйства. С другой стороны, есть специфические особенности и самого городского хозяйства, связанные с его функциями и направлениями деятельности отраслей. Поэтому такая функция управления, как планирование, в приложении к городскому хозяйству заслуживает пристального внимания, особенно в переломный момент для всего народного хозяйства — период становления Советского государства.
Российская экономика административно-командной системы в годы становления советской власти может быть отнесена к мобилизационному типу. В этот период произошел коренной слом экономического уклада в разрушенной войной и революцией стране. Поэтому все ресурсы, которыми располагала страна, надо было направить на восстановление народного хозяйства и, естественно, городского хозяйства одной из важнейших его отраслей. К сожалению, страна почти столетие жила в этом режиме, который начал строиться с легкой руки большевиков и в некоторой степени продолжается до сих пор, когда главные социальные потребности населения удовлетворяются по остаточному принципу.
Городское хозяйство, будучи частью народного хозяйства, в послереволюционный период испытывало те же трудности и решало те же проблемы, что экономика в целом. Поэтому логично остановиться на состоянии народного хозяйства и его становлении в период создания государства, на проблемах и предпосылках, определяющих принципы планирования.
С чего начать?
В первые годы советской власти большевикам было не до планирования. Ленин так характеризовал эту деятельность: «Планы составляли на три недели или на две, а третью будем посмотреть». В первую очередь
интересовала национализация промышленности и банков, которая носила, естественно, неплановый и несистемный характер («быстрее и больше»). К 1920 г. (3-му году советской власти) объективные условия еще не позволяли вплотную заняться формированием единого хозяйственного плана республики. Продолжающаяся гражданская война (летом 1918 г. 75% территории находилось в руках белогвардейцев и интервентов) для народного хозяйства была разрушающим фактором, а не созидающим. Общий ущерб превышал 39 млрд золотых руб. В 1920 г. объем промышленной продукции упал до 13,8% от уровня 1913 г., т.е. сократился в 7 раз. В состоянии полного развала находился транспорт: грузооборот в 1920 г. составил 17% от уровня 1913 г. Были разорены города, села, сельское хозяйство в упадке (объем сельхозпродукции в 1920 г. был на треть ниже уровня 1913 г.). Приток голодных крестьян в города привел к жуткой безработице и недостатку продовольствия в городах (особенно в Москве и Петрограде)2.
Хозяйственная жизнь осуществлялась от случая к случаю и перестраивалась в зависимости от меняющихся нужд войны и обороны. Однако на IX съезде ВКП(б) вопрос о начале работы над хозяйственным планом ставился. В резолюции съезда было намечено:
а) улучшить состояние транспорта, подвоз и образование необходимых запасов хлеба, топлива и сырья для поддержки голодающих городов;
б) ускорить развитие машиностроения для производства ТНП;
в) усилить развитие машиностроения для транспорта, добычи топлива и сырья; г) начать работу по созданию плана электрификации народного хозяйства.
Было отмечено, что в производственных программах предприятий обрабатывающей и добывающей промышленности на первом месте должны стоять нужды транспорта. На железной дороге центральным звеном должны стать железнодорожные мастерские. В соответствии с приказами Наркомата путей сообщения по дорогам всей сети от 22 мая 1920 г. № 10 и от 2 июня 1920 г. № 1157, а также приказом ВСНХ от 20 июля 1920 г. № 872 были установлены планы работ железнодорожных мастерских и 134 заводов, их обеспечивающих.
В журнале «Техника и экономика путей сообщения» (1920, № 7) инженер А. Гринштейн писал: «Указанными приказами впервые внесена в настоящую работу поразительная ясность и определенность, всем — от главного технического руководителя до последнего неквалифицированного рабочего уточнено, что от них требуется и чего они дать не могут ни при каких обстоятельствах... До тех пор, пока не будет снабжения в полной мере, не может быть и речи о работе по плану».
Такое внимание к транспорту связано не только с тем, что за годы войны он понес большие потери, но со значительной протяженностью территории. Чтобы наладить хозяйство, прежде всего следовало наладить работу транспорта и связи.
Другая причина отсутствия сил для начала планового развития хозяйства заключается в отсталости буржуазно-помещичьей России. К началу революции наблюдалась, с одной стороны, высокая, сравнимая с развитыми капиталистическими странами (Германией, Англией) концентрация и централизация капитала в важнейших отраслях промышленности, с другой — высокий удельный вес мелких предприятий и кустарных промыслов, т.е. хозяйственной анархии, в других отраслях. Первое, что надо было сделать с точки зрения управления, — наладить учет, а потом переходить к планированию (хотя в современной трактовке главной функцией все-таки считается планирование). Напомним, что социализм - это учет, как заявлял Ленин еще в 1918 г.
Для подготовки первого хозяйственного плана необходимо было решить следующие задачи:
1. «выяснить, сколько чего есть, сколько может быть получено и сколько чего требуется;
2. сколько должно быть получено (проведено, заготовлено) внутри страны или ввезено из-за границы;
3. предоставить каждому органу народного хозяйства все, что ему нужно для выполнения поставленных перед ним задач» 3.
Главного органа (центра), который мог решать эти задачи, еще создано не было. Задачи решались с помощью созданных ранее органов управления: Главного управления промышленности ВСНХ, Главного управления заготовок Наркомпрода, Центральной производственной комиссии Президиума ВСНХ и др. С целью некоторого упорядочения в конце 1917 г. был создан рабочий контроль и затем в 1918 г. — Комиссия использования при ВСНХ (Декрет о снабжении от 21 ноября 1918 г.) как междуведомственный орган, в состав которого вошли представители ВСНХ, Наркомпрода, Наркомвнешторга, ВЦСПС, военного ведомства. Однако далее вопросов производства и заготовок централизация не пошла. Вопросы транспорта по-прежнему решал Высший совет по перевозкам СНХ, учета рабочей силы — отдел учета и распределения рабочей силы Наркомтруда и Главного комитета по трудовой деятельности.
Уже в декабре 1918 г. Комиссия использования выработала, а Президиум ВСНХ и Наркомпрод утвердили планы использования 19 продуктов для населения в виде подушевых норм потребления. В 1919 г., по мере накопления информации, были утверждены планы практически по всем выпускаемым продуктам и к концу 1920 г. составлены планы по 48 группам продуктов, включая 352 наименования. Но это были убогие планы — сколько произведено и кому сколько может быть выдано (предоставлено). Как выяснилось, сосредоточение в одних руках снабжения и распределения приводило к хаосу и неразберихе, так как они относятся к разным циклам экономической деятельности: снабжение связано с производством, а распределение — со сбытом. Было решено, что «органы распределения
должны быть плановыми, а органы снабжения — техническими, выполняющими планы распределения, т.е. получать продукты от их держателей в количестве, предписанном планом распределения, и расходовать их на свои специальные цели»4.
Декрет СНК РСФСР от 17 марта 1921 г. «О плановых комиссиях» для устранения параллелизма и несогласованности, для стройности и упрощения экономического аппарата и создания правильной соподчиненности его частей в ведомствах образовал плановые комиссии. При Совете труда и обороны была учреждена общеплановая комиссия, которая после образования СССР превратилась в Госплан СССР. Председателем этой комиссии был назначен Г.М. Кржижановский. Положением о Государственной общеплановой комиссии перед ней были поставлены следующие задачи:
1. разработка единого общегосударственного хозяйственного плана, способов и порядка его осуществления;
2. рассмотрение и согласование с общегосударственным планом производственных программ и плановых предложений различных ведомств;
3. выработка мер по распространению в широких массах населения сведений о плане народного хозяйства, способах его осуществления и формах соответствующей организации труда.
Методологические подходы
Работа по подготовке хозяйственного плана велась не только в организационном и практическом направлениях, но и в методологическом в условиях становления нового типа хозяйствования — социалистического народного хозяйства.
В изданной к IX съезду Советов брошюре «Хозяйственные проблемы РСФСР и работы Государственной общеплановой комиссии» в декабре 1921 г. Г.М. Кржижановский разъяснял, что надо «разуметь под хозяйственным планом и как подходить к его разработке». Во-первых, это документ, в котором не просто «бухгалтерский подсчет производственных программ, а учет динамики производственной обстановки». Во-вторых, «работа по составлению хозяйственного плана должна быть синтезом теоретической обобщающей мысли и практического опыта самих трудящихся».
В ней были заложены предпосылки не только текущего, но и стратегического плана и их тесной взаимосвязи: «сочетании работ по разрешению двух неотделимых друг от друга задач:
а) восстановления и реорганизации народного хозяйства (стратегический план на ближайшие 10-15 лет) на основе перестройки энергетики с паровой базы на электрическую (план ГОЭЛРО);
б) поддержания существующих предприятий на плаву, их правильное сочетание с точки зрения эффективности (эксплуатационный план)».
Основные задачи эксплуатационного плана предлагалось решать в двух направлениях:
а) «отыскание методов возможно более гибкого подхода к оздоровлению предприятий с полным сохранением старого инвентаря;
б) вытекающая из всего перспективного плана развития народного хозяйства задача — создание новых капитальных ценностей и новых организационных форм.
План строительства (стратегический план должен вырастать на нуждах плана эксплуатационного (текущего) и работа теоретической мысли должна быть связана с практикой самих трудящихся., которая мыслится организованной, тесно связанной глубокими корнями с природой страны, ее историей, накопленными навыками и капитальными ценностями. Эта практика, ее уроки и опыт выявляются в районах, на местах, в производственных центрах страны..., план развития этих районов одновременно становится ключом и для развертывания проблемы районирования в масштабах всего народного хозяйства»5.
Таким образом, одним из основных направлений практической работы, необходимой для составления единого хозяйственного плана для народного хозяйства, становится проведение экономического районирования в стране. Административно-территориальное разделение на губернии, уезды, волости сковывало развитие хозяйства. Период Временного правительства, т.н. власти на местах, и эпоха военного коммунизма довели число административных единиц до огромных цифр: 15064 волостей, 701 уезд и 93 губерний и областей. В 1920 г. административная комиссия ВЦИК при участии секции районирования Госплана разработала новые признаки (положения) административного деления на основе экономической целесообразности, которые должны быть учтены при планировании развития народного хозяйства и при размещении вновь создаваемых предприятий: «сосредоточение промышленности; сосредоточение технических культур; тяготение населения к промышленно-распределительным (торговым) пунктам; направление и характер путей сообщения — железнодорожных, водных, шоссейных и др.; численность и национальный состав населения; естественно исторические условия — распространение ресурсов, профессиональные навыки населения, тяготение населения к производственным пунктам, границы распределения местного сырья, основные тенденции местного грузооборота».
Комиссия исходила из тезиса: «Основным ядром новых районов (областей, округов, районных волостей) должны быть пролетарские центры, окружающая их территория должна обеспечить нормальное развитие главных отраслей промышленности данного района»6.
Работа С.В. Коган-Берштейна «Программы порайонных работ», утвержденная Пленумом секции районирования Госплана в 1921 г., определила экономический район в двух аспектах:
а) с учетом дифференциации и специализации в результате территориального разделения труда;
б) с учетом сотрудничества с другими районами того же территориально-политического комплекса и исполнения в этом комплексе определенных функций.
По Европейской России было определено 12 районов, плюс Туркестан, Киргизия и Сибирь — еще 6 районов. Их внутренний состав был оставлен в рамках 1917 г. — губернии и уезды, поскольку была отлажена система сбора статистики.
В связи с районированием перед Госпланом встал вопрос о местном хозяйстве, формах и органах управления им, их взаимоотношениях с органами центральной власти. Начала складываться отраслевая структура народного хозяйства. Постановлением Пленума Комиссии ВЦИК по районированию от 5 декабря 1921 г. было признано, что «в круг ведения центральной власти входят следующие отрасли народного хозяйства: таможенная политика; денежное обращение и государственный кредит; магистральная сеть железных дорог и внутренних водных путей, морские порты и организация морских сообщений; общий устав транспорта; магистральная электрическая сеть и государственные электрические станции общественного пользования; крупные промышленные государственные предприятия; внешнее управление водами и распределение их, сооружение крупных мелиоративных систем и регулирование водопользования в больших водных источниках; владение недрами земли; выдача патентов и привилегий; управление государственными лесами; выдача концессий на государственные предприятия; общее гражданское законодательство; общее рабочее законодательство; регулирование внешней торговли; основная сеть народной связи (почта, телеграф)»7.
Там же было определено, что «ведение всем местным хозяйством распределяется между губернскими или автономными организациями и областными органами на основе концентрации в области хозяйственных прав. Компетенция губернского управления (или национальной автономной организации) охватывает основную область местной хозяйственной жизни, в т.ч. все муниципальное хозяйство..., регулирование местной промышленности и торговли, управление выделенными центральной властью в ведение губерний промышленными предприятиями, электрическими станциями, местным строительством, местным дорожным делом, страхованием и т.д.».
Таким образом, к концу 1921 г. был сформирован подход к составлению народно-хозяйственных планов, утвержденный на заседании Президиума Госплана 29 октября 1921 г. и основанный на следующих положениях (многие из них действовали до 1985 г.)8:
1. Предпосылкой для правильного составления плана промышленности является форсирование производства до возможной степени с целью удовлетворения потребностей государства и населения,
2. Государственная промышленность должна быть построена на основе технической рационализации и хозяйственного расчета, т.е. с учетом издержек производства и его результатов, и прежде всего стремления к безубыточности.
3. Прежде всего до включения в хозяйственный план должен быть в спешном порядке проведен отбор наиболее жизнеспособных предприятий, могущих быть обеспеченными всеми элементами производства: оборудованием, сырьем, рабочей силой, построенных в наиболее выгодных транспортных условиях и работающих с наименьшими затратами.
4. Ввиду ограниченности ресурсов государственного фонда и трудностей, связанных с централизованным снабжением, все предприятия подразделяются на две категории: а) обеспечиваемые сырье, топливом и деньгами за счет государства; б) переводимые на самоснабжение.
5. При организации промышленности следует иметь ввиду: а) районирование промышленности применить к тем районам, выделение которых уже является делом предрешенным; б) группировка объединений в одно хозяйственное целое с учетом территориальной близости — соединение в одно целое предприятие по принципу теплосилового комбинирования либо по связанности последовательными стадиями производственного процесса, либо объединения основного с подсобным (принцип комбинирования; на его основе до сих пор работают комбинаты, построенные в годы первых пятилеток).
городское хозяйство
Состояние городского хозяйства в тот же период было хуже, чем всего народного хозяйства. Если к моменту национализации промышленности крупные и средние предприятия находились в более-менее надлежащем состоянии, если сельское хозяйство неимоверными усилиями крестьян худо-бедно продолжало снабжать города продовольствием, то война, революция и последовавшие за ними разруха и «великое переселение народов» в города нанесли невосполнимый ущерб городскому хозяйству. По оценке специалистов Главного управления коммунального хозяйства, ущерб был не менее 9 млрд золотых руб.: 30,3% — потери в области материального благоустройства (здания, предприятия общественного пользования, дорожные сооружения, 60% — убытки от потери населения остальное за счет сокращения местного бюджета)9.
Революция усугубила положение хозяйства в городах, где оно продолжало ухудшаться. Внезапный переход от централизованного государственного бюджета к местному поставил отрасль перед тяжелыми испытаниями. С 1 января 1922 г. городское хозяйство было снято с государственного снабжения. Плата за коммунальные услуги, ставшая основным наполнителем местного бюджета в соответствии с декретом от 20 марта 1922 г.. фактически была введена с мая 1922 г. Кризисное состояние городского
бюджета усугублялось низкой собираемостью налогов и практически отсутствием налогового аппарата, распыленностью налоговых объектов, низкой платежеспособностью населения и коммунальных предприятий. Все это способствовало тому, что местный бюджет 1922 г. имел объем, в 15 раз меньше довоенного. Его ежемесячные доходы не достигали в 1-м кв. года и 1 млн довоенных рублей, что в 60 раз ниже довоенной нормы10.
До введения НЭП городскому хозяйству не уделялось внимания. Всякое хозяйство может развиваться лишь на прочном фундаменте как в материальном, организационном, так и финансовом плане. Между тем коммунальное хозяйство было распылено между различными хозяйственными органами, часто не имеющими к нему никакого отношения. Так, электростанции, обслуживающие до 75% предприятий городского хозяйства (водопровод, трамвай, бани, бойни и другие предприятия, часто находящиеся с ними под одной крышей и обслуживаемые иногда одним двигателем), относились в 21 городе к ведению электроотдела Совнархоза, шоссейные дороги — к Губшоссе, городской транспорт — к Губтранспорту, кирпичные заводы, бойни, предприятия, изготавливающие водопроводные и канализационные принадлежности, находились в ведении различных органов. Такое положение вещей низводило коммунальное хозяйство до отделов городского благоустройства. О планировании речи вообще не стояло. Это было отмечено в постановлении 3-й сессии ВЦИК. На основе решений сессии была расширена сфера деятельности отрасли путем передачи коммунальному хозяйству всех предприятий, обеспечивающих городские нужды.
Наряду с этим городское хозяйство потеряло свой территориальный характер и оказалось в организационном плане слитым с губернским и уездным. Важнейшие коммунальные предприятия и имущество, в прошлом составлявшие основу местного бюджета, находились в ведении различных ведомств: городской земельный фонд — в ведении Наркомзема, бойни — Наркомпрода, местный транспорт — Наркомпути, почти все муниципальные предприятия и электростанции — в ведении Совнархоза.
Постановлением IV съезда Советов была учреждена особая комиссия по коммунальному хозяйству. В программу ее работ, намеченную Главным управлением коммунального хозяйства, были включены следующие задачи11:
1. установление принципов организации коммунального хозяйства республики;
2. наделение городов землей;
3. возвращение органам коммунального хозяйства всех бывших муниципальных предприятий;
4. расширение производственного базиса коммунального хозяйства;
5. воссоздание органов управления коммунальным хозяйством в городах;
6. планировка городов;
7. создание противопожарной охраны и страхового дела;
8. восстановление разрушенных городов и селений;
9. восстановление жилищного фонда;
10. организация санитарно-технического дела;
11. участие европейского капитала в восстановлении коммунального хозяйства;
12. создание дотационного фонда и субвенции государства;
13. организация строительного дела в республике.
В программе было заявлено, что с точки зрения организации и планирования основным условием восстановления городского хозяйства является выделение городов более крупного значения из уездного и губернского хозяйства и наделение их полной финансовой самостоятельностью. Организация и управление местным хозяйством возлагалась на местные Советы (горсоветы) и их исполнительные органы (горисполкомы) с наделением последних соответствующими правами: распоряжаться местными денежными и натуральными средствами, устанавливать местные налоги, сдавать концессии на устройство и эксплуатацию коммунальных предприятий, устанавливать монополию на эксплуатацию предприятий местного значения (трамваи, электростанции, ломбард и пр.), организовывать кредитные учреждения для кредитования населения на нужды, имеющие коммунальное значение. Для развития и укрепления производственной базы местного хозяйства должны были быть переданы органам коммунального хозяйства предприятия местных Совнархозов и Земотделов, снятые с госснабжения, а также все предприятия местного транспорта и местной связи (местное пароходство, переправы, городские телефонные станции и т.д.), бывшие муниципальные предприятия: бойни, кирпичные заводы, бани и т.д.
В функции горисполкомов включались управление городским хозяйством. Для этого в них создавались отделы (финансовый, благоустройства, предприятий, здравоохранения и народного образования). Участие городов в покрытии общегубернских и общеуездных расходов (например, на дороги) должно было происходить путем отчислений из местных бюджетов. Коммунальные отделы в составе губисполкомов и уездных исполкомов постепенно должны были заменить бывшие земские управы и объединить в пределах уездов и губерний управление местными средствами и всем местным хозяйством.
Таким образом, была сделана попытка структурировать городское хозяйство и (на современном языке) разграничить полномочия между государственными, региональными и местными органами управления, что создало определенные предпосылки для реализации функции планирования.
Поскольку восстановление коммунального хозяйства связано и обусловлено восстановлением всего народного хозяйства, то главные задачи в этот период заключались в реализации следующих мероприятий12:
1. урегулирование вопроса о платности жилищ и коммунальных услуг на началах безубыточности и самоокупаемости;
2. развитие жилищной кооперации;
3. урегулирование вопроса о праве застройки и праве отчуждения недвижимого имущества;
4. пересмотр строительного устава в смысле возможного понижения технических норм и рационализации санитарных норм;
5. планирование населенных пунктов;
6. всемерное облегчение государственного кредита для целей строительства — как коммунального, так и частного;
7. широкое привлечение частного капитала путем концессий, долгосрочных арендных договоров; организация акционерных обществ и комбинатов для эксплуатации коммунальных предприятий;
8. разработка положения о распределении дотационного фонда республики; переход к системе государственных субвенций по различным отраслям местного хозяйства в зависимости от их значения и местных условий;
9. развитие системы коммунального кредита путем создания специальной государственной кассы коммунального кредита.
С переходом к новой экономической политике изменились задачи и функции Главного управления коммунального хозяйства. Оно стало центральным органом по планированию, строительству и благоустройству населенных мест, разработке планов развития, осуществлению строительного надзора, утверждению строительных смет и сопровождению строительства объектов, формированию и проведению в жизнь местных бюджетов, разработке коммунальных тарифов на услуги, информированию и инструктированию местных коммунальных отделов о новом курсе экономической политики и т.д. В связи с этим в Главном управлении коммунального хозяйства в соответствии с постановлением Совета народных комиссаров от 5 ноября 1921 г. были образованы бюджетно-сметный и организационно-инструкторский отделы. Одновременно в системе органов Госплана было создано Бюро коммунального хозяйства, основными задачами которого стали13:
1. выяснение необходимых данных и установление основных положений по коммунальному хозяйству в соответствии с требованиями Госплана, а также систематизация статистических данных о положении, потребности и задачах различных отраслей городского хозяйства;
2. выработка направляющих указаний центральным органам власти, ведающим коммунальным хозяйством и различными отраслями городского благоустройства, в целях подготовки той или иной части общехозяйственного плана;
3. сведение различных частей в единый план и обеспечение его ресурсами в соответствии с их наличием, для чего выявлялись виды про-
изводства и промышленные предприятия, обслуживающие нужды коммунального хозяйства, собирались и систематизировались данные по соответствующим отделам ВСНХ и их главкам;
4. совместно с Главным управлением коммунального хозяйства разрабатывались производственные программы коммунальных предприятий, их обеспечение ресурсами в зависимости от состояния местного бюджета;
5. выяснение экономических основ дальнейшего развития коммунального хозяйства.
В обязанности бюро также входила реализация поставленных задач в порядке разработки годичного плана государственных затрат (материальных и финансовых) и планомерное удовлетворение нужд коммунального (городского) хозяйства.
Как видно, в первые годы советской власти начала формироваться структура народного хозяйства, оформилось в отрасль городское хозяйство. Между тем в развитых странах уже складывалась система менеджмента и формировались его научные основы. В молодой Советской республике, хозяйство которой фактически существовало в условиях мобилизационной модели экономики, только начало приходить понимание модели планирования как системы и как функции менеджмента.
Примечания
1 Проблемы экономической науки и практики. Сб. статей, посвященых 95-летию С.Г. Струмилина. М.: Прогресс, 1972. С. 189.
Problemi ekonomisheskoi nauki i praktiki. Sb. Statei, posviyaschennih 95-letiy S.G. Strumilinu. M.: Progress, 1972. S. 189.
2 СССР: Энциклопедический справочник / гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1982. C. 132-138.
SSSR: Enciklopedisheskiy spravoshnik / gl. red. A.M. Prohorov. M.: Sovetskay enciklopediy, 1982. S. 132-138.
3 Криц Л. Единый хозяйственный план и Комиссия использования // Народное хозяйство. 1920, №18, с. 28-35. KricL. Ediniy hoziaystvenniy plan i Komissiy ispolsovaniy // Narodnoe hoziaystvo. 1920, № 18, s. 28-35.
4 Там же. Ibid.
5 Волков Е. На путях к плановому хозяйству (Первая Всероссийская конференция по районированию) // Народное хозяйство. 1922, № 1, с. 72-75.
Volkov E. Na putyah k planovomu hoziaystvu (Pervay Vserosiyskay konferenciya po rayonirovaniu) // Narodnoe hoziaystvo. 1922, № 1, s. 72-75.
6 Волков Е. На путях к плановому хозяйству // Народное хозяйство, 1922, № 3, с. 18-25.
Volkov E. Na putiyah k planovomu hoziaystvu // Narodnoe hoziaystvo, 1922, № 3, s. 18-25.
7 Волков Е. На путях к плановому хозяйству республики // Народное хозяйство. 1921, № 11-12, с. 63-70. VolkovE. Na putiyah k planovomu hosiaystvu respubliki // Narodnoe hoziaystvo. 1921, № 11-12, s. 63-70.
8 Кржижановский Г.М. Хозяйственные проблемы РСФСР и работы Государственной Общеплановой Комиссии. Материалы IX Съезда Советов. М., 1921.
Krgiganovskiy G.M. Hoziaystvennie problemy RSFSR i raboty Gosudarstvennoy Obscheplanovoy Komissii. Materialy IX Siezda Sovetov. M., 1921.
9 Хроника центра. Общие вопросы // Коммунальное дело. 1922, № 1, с. 88-100. Hronika centra. Obschie voprosy // Kommunalnoe delo. 1922, № 1, s. 88-100.
10 Беленький М.К. К вопросу о местном бюджете // Коммунальное дело. 1922, №1, с. 18-23.
Belen’kiyM.K. K voprosu o mestnom budgete // Kommunalnoe delo. 1922, № 1, s. 18-23.
11 Комиссия ВЦИК по коммунальному хозяйству // Коммунальное дело. 1922, № 1,
с. 3-7.
Komissiy VSCHIK po kommunalnomu hoziaystvu // Kommunalnoe delo. 1922, № 1,
s. 3-7.
12 Там же. Ibid.
13 Пискарев Г. Коммунальное хозяйство и организационные вопросы // Коммунальное дело. 1921, № 1, с.6-8. Piskarev G. Kommunalnoe hoziaystvo i organisacionnye voprosy // Kommunalnoe delo. 1921, № 1, s. 6-8.