Научная статья на тему 'Планирование городского хозяйства в период формирования советского государства'

Планирование городского хозяйства в период формирования советского государства Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
434
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПЛАНИРОВАНИЕ / ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПЛАН / СИСТЕМА / URBAN ECONOMY / COMMUNAL ECONOMY / NATIONAL ECONOMY / PLANNING / ECONOMIC PLAN / SYSTEM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ярош Наталья Николаевна

Автор рассматривает формирование системы планирования городского (коммунального) хозяйства. Методология планирования городского хозяйства включала анализ состояния, принципы организации элементов городского хозяйства и оставалась одной из важных задач государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of planning urban economy during the establishment of the Soviet state

The author studies the establishment of the system of planning urban (communal) economy. The methodology of planning urban economy included an analysis of the current state and principles of the organisation of urban economy elements and it remained one of the crucial tasks for the state.

Текст научной работы на тему «Планирование городского хозяйства в период формирования советского государства»

Н.Н. Ярош

ПЛАНИРОВАНИЕ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

в период формирования советского государства

Планирование как функция управления начала системно формироваться в начале ХХ в., когда управление выделилось в самостоятельную сферу деятельности. В начале 1920-х гг. известный экономист, один из авторов плана индустриализации, С.Г. Струмилин, писал, что «планирование — это определенная программа действий, ведущая в данной конкретной обстановке к намеченной цели с наименьшими затратами времени и усилий»1.

Городское хозяйство — одна из важнейших отраслей непроизводственной сферы народного хозяйства страны, главной задачей которого является удовлетворение насущных потребностей населения данной территории (города) в данный конкретный момент времени. На развитие городского хозяйства, с одной стороны, влияют те же факторы, что и на развитие всего народного хозяйства. С другой стороны, есть специфические особенности и самого городского хозяйства, связанные с его функциями и направлениями деятельности отраслей. Поэтому такая функция управления, как планирование, в приложении к городскому хозяйству заслуживает пристального внимания, особенно в переломный момент для всего народного хозяйства — период становления Советского государства.

Российская экономика административно-командной системы в годы становления советской власти может быть отнесена к мобилизационному типу. В этот период произошел коренной слом экономического уклада в разрушенной войной и революцией стране. Поэтому все ресурсы, которыми располагала страна, надо было направить на восстановление народного хозяйства и, естественно, городского хозяйства одной из важнейших его отраслей. К сожалению, страна почти столетие жила в этом режиме, который начал строиться с легкой руки большевиков и в некоторой степени продолжается до сих пор, когда главные социальные потребности населения удовлетворяются по остаточному принципу.

Городское хозяйство, будучи частью народного хозяйства, в послереволюционный период испытывало те же трудности и решало те же проблемы, что экономика в целом. Поэтому логично остановиться на состоянии народного хозяйства и его становлении в период создания государства, на проблемах и предпосылках, определяющих принципы планирования.

С чего начать?

В первые годы советской власти большевикам было не до планирования. Ленин так характеризовал эту деятельность: «Планы составляли на три недели или на две, а третью будем посмотреть». В первую очередь

интересовала национализация промышленности и банков, которая носила, естественно, неплановый и несистемный характер («быстрее и больше»). К 1920 г. (3-му году советской власти) объективные условия еще не позволяли вплотную заняться формированием единого хозяйственного плана республики. Продолжающаяся гражданская война (летом 1918 г. 75% территории находилось в руках белогвардейцев и интервентов) для народного хозяйства была разрушающим фактором, а не созидающим. Общий ущерб превышал 39 млрд золотых руб. В 1920 г. объем промышленной продукции упал до 13,8% от уровня 1913 г., т.е. сократился в 7 раз. В состоянии полного развала находился транспорт: грузооборот в 1920 г. составил 17% от уровня 1913 г. Были разорены города, села, сельское хозяйство в упадке (объем сельхозпродукции в 1920 г. был на треть ниже уровня 1913 г.). Приток голодных крестьян в города привел к жуткой безработице и недостатку продовольствия в городах (особенно в Москве и Петрограде)2.

Хозяйственная жизнь осуществлялась от случая к случаю и перестраивалась в зависимости от меняющихся нужд войны и обороны. Однако на IX съезде ВКП(б) вопрос о начале работы над хозяйственным планом ставился. В резолюции съезда было намечено:

а) улучшить состояние транспорта, подвоз и образование необходимых запасов хлеба, топлива и сырья для поддержки голодающих городов;

б) ускорить развитие машиностроения для производства ТНП;

в) усилить развитие машиностроения для транспорта, добычи топлива и сырья; г) начать работу по созданию плана электрификации народного хозяйства.

Было отмечено, что в производственных программах предприятий обрабатывающей и добывающей промышленности на первом месте должны стоять нужды транспорта. На железной дороге центральным звеном должны стать железнодорожные мастерские. В соответствии с приказами Наркомата путей сообщения по дорогам всей сети от 22 мая 1920 г. № 10 и от 2 июня 1920 г. № 1157, а также приказом ВСНХ от 20 июля 1920 г. № 872 были установлены планы работ железнодорожных мастерских и 134 заводов, их обеспечивающих.

В журнале «Техника и экономика путей сообщения» (1920, № 7) инженер А. Гринштейн писал: «Указанными приказами впервые внесена в настоящую работу поразительная ясность и определенность, всем — от главного технического руководителя до последнего неквалифицированного рабочего уточнено, что от них требуется и чего они дать не могут ни при каких обстоятельствах... До тех пор, пока не будет снабжения в полной мере, не может быть и речи о работе по плану».

Такое внимание к транспорту связано не только с тем, что за годы войны он понес большие потери, но со значительной протяженностью территории. Чтобы наладить хозяйство, прежде всего следовало наладить работу транспорта и связи.

Другая причина отсутствия сил для начала планового развития хозяйства заключается в отсталости буржуазно-помещичьей России. К началу революции наблюдалась, с одной стороны, высокая, сравнимая с развитыми капиталистическими странами (Германией, Англией) концентрация и централизация капитала в важнейших отраслях промышленности, с другой — высокий удельный вес мелких предприятий и кустарных промыслов, т.е. хозяйственной анархии, в других отраслях. Первое, что надо было сделать с точки зрения управления, — наладить учет, а потом переходить к планированию (хотя в современной трактовке главной функцией все-таки считается планирование). Напомним, что социализм - это учет, как заявлял Ленин еще в 1918 г.

Для подготовки первого хозяйственного плана необходимо было решить следующие задачи:

1. «выяснить, сколько чего есть, сколько может быть получено и сколько чего требуется;

2. сколько должно быть получено (проведено, заготовлено) внутри страны или ввезено из-за границы;

3. предоставить каждому органу народного хозяйства все, что ему нужно для выполнения поставленных перед ним задач» 3.

Главного органа (центра), который мог решать эти задачи, еще создано не было. Задачи решались с помощью созданных ранее органов управления: Главного управления промышленности ВСНХ, Главного управления заготовок Наркомпрода, Центральной производственной комиссии Президиума ВСНХ и др. С целью некоторого упорядочения в конце 1917 г. был создан рабочий контроль и затем в 1918 г. — Комиссия использования при ВСНХ (Декрет о снабжении от 21 ноября 1918 г.) как междуведомственный орган, в состав которого вошли представители ВСНХ, Наркомпрода, Наркомвнешторга, ВЦСПС, военного ведомства. Однако далее вопросов производства и заготовок централизация не пошла. Вопросы транспорта по-прежнему решал Высший совет по перевозкам СНХ, учета рабочей силы — отдел учета и распределения рабочей силы Наркомтруда и Главного комитета по трудовой деятельности.

Уже в декабре 1918 г. Комиссия использования выработала, а Президиум ВСНХ и Наркомпрод утвердили планы использования 19 продуктов для населения в виде подушевых норм потребления. В 1919 г., по мере накопления информации, были утверждены планы практически по всем выпускаемым продуктам и к концу 1920 г. составлены планы по 48 группам продуктов, включая 352 наименования. Но это были убогие планы — сколько произведено и кому сколько может быть выдано (предоставлено). Как выяснилось, сосредоточение в одних руках снабжения и распределения приводило к хаосу и неразберихе, так как они относятся к разным циклам экономической деятельности: снабжение связано с производством, а распределение — со сбытом. Было решено, что «органы распределения

должны быть плановыми, а органы снабжения — техническими, выполняющими планы распределения, т.е. получать продукты от их держателей в количестве, предписанном планом распределения, и расходовать их на свои специальные цели»4.

Декрет СНК РСФСР от 17 марта 1921 г. «О плановых комиссиях» для устранения параллелизма и несогласованности, для стройности и упрощения экономического аппарата и создания правильной соподчиненности его частей в ведомствах образовал плановые комиссии. При Совете труда и обороны была учреждена общеплановая комиссия, которая после образования СССР превратилась в Госплан СССР. Председателем этой комиссии был назначен Г.М. Кржижановский. Положением о Государственной общеплановой комиссии перед ней были поставлены следующие задачи:

1. разработка единого общегосударственного хозяйственного плана, способов и порядка его осуществления;

2. рассмотрение и согласование с общегосударственным планом производственных программ и плановых предложений различных ведомств;

3. выработка мер по распространению в широких массах населения сведений о плане народного хозяйства, способах его осуществления и формах соответствующей организации труда.

Методологические подходы

Работа по подготовке хозяйственного плана велась не только в организационном и практическом направлениях, но и в методологическом в условиях становления нового типа хозяйствования — социалистического народного хозяйства.

В изданной к IX съезду Советов брошюре «Хозяйственные проблемы РСФСР и работы Государственной общеплановой комиссии» в декабре 1921 г. Г.М. Кржижановский разъяснял, что надо «разуметь под хозяйственным планом и как подходить к его разработке». Во-первых, это документ, в котором не просто «бухгалтерский подсчет производственных программ, а учет динамики производственной обстановки». Во-вторых, «работа по составлению хозяйственного плана должна быть синтезом теоретической обобщающей мысли и практического опыта самих трудящихся».

В ней были заложены предпосылки не только текущего, но и стратегического плана и их тесной взаимосвязи: «сочетании работ по разрешению двух неотделимых друг от друга задач:

а) восстановления и реорганизации народного хозяйства (стратегический план на ближайшие 10-15 лет) на основе перестройки энергетики с паровой базы на электрическую (план ГОЭЛРО);

б) поддержания существующих предприятий на плаву, их правильное сочетание с точки зрения эффективности (эксплуатационный план)».

Основные задачи эксплуатационного плана предлагалось решать в двух направлениях:

а) «отыскание методов возможно более гибкого подхода к оздоровлению предприятий с полным сохранением старого инвентаря;

б) вытекающая из всего перспективного плана развития народного хозяйства задача — создание новых капитальных ценностей и новых организационных форм.

План строительства (стратегический план должен вырастать на нуждах плана эксплуатационного (текущего) и работа теоретической мысли должна быть связана с практикой самих трудящихся., которая мыслится организованной, тесно связанной глубокими корнями с природой страны, ее историей, накопленными навыками и капитальными ценностями. Эта практика, ее уроки и опыт выявляются в районах, на местах, в производственных центрах страны..., план развития этих районов одновременно становится ключом и для развертывания проблемы районирования в масштабах всего народного хозяйства»5.

Таким образом, одним из основных направлений практической работы, необходимой для составления единого хозяйственного плана для народного хозяйства, становится проведение экономического районирования в стране. Административно-территориальное разделение на губернии, уезды, волости сковывало развитие хозяйства. Период Временного правительства, т.н. власти на местах, и эпоха военного коммунизма довели число административных единиц до огромных цифр: 15064 волостей, 701 уезд и 93 губерний и областей. В 1920 г. административная комиссия ВЦИК при участии секции районирования Госплана разработала новые признаки (положения) административного деления на основе экономической целесообразности, которые должны быть учтены при планировании развития народного хозяйства и при размещении вновь создаваемых предприятий: «сосредоточение промышленности; сосредоточение технических культур; тяготение населения к промышленно-распределительным (торговым) пунктам; направление и характер путей сообщения — железнодорожных, водных, шоссейных и др.; численность и национальный состав населения; естественно исторические условия — распространение ресурсов, профессиональные навыки населения, тяготение населения к производственным пунктам, границы распределения местного сырья, основные тенденции местного грузооборота».

Комиссия исходила из тезиса: «Основным ядром новых районов (областей, округов, районных волостей) должны быть пролетарские центры, окружающая их территория должна обеспечить нормальное развитие главных отраслей промышленности данного района»6.

Работа С.В. Коган-Берштейна «Программы порайонных работ», утвержденная Пленумом секции районирования Госплана в 1921 г., определила экономический район в двух аспектах:

а) с учетом дифференциации и специализации в результате территориального разделения труда;

б) с учетом сотрудничества с другими районами того же территориально-политического комплекса и исполнения в этом комплексе определенных функций.

По Европейской России было определено 12 районов, плюс Туркестан, Киргизия и Сибирь — еще 6 районов. Их внутренний состав был оставлен в рамках 1917 г. — губернии и уезды, поскольку была отлажена система сбора статистики.

В связи с районированием перед Госпланом встал вопрос о местном хозяйстве, формах и органах управления им, их взаимоотношениях с органами центральной власти. Начала складываться отраслевая структура народного хозяйства. Постановлением Пленума Комиссии ВЦИК по районированию от 5 декабря 1921 г. было признано, что «в круг ведения центральной власти входят следующие отрасли народного хозяйства: таможенная политика; денежное обращение и государственный кредит; магистральная сеть железных дорог и внутренних водных путей, морские порты и организация морских сообщений; общий устав транспорта; магистральная электрическая сеть и государственные электрические станции общественного пользования; крупные промышленные государственные предприятия; внешнее управление водами и распределение их, сооружение крупных мелиоративных систем и регулирование водопользования в больших водных источниках; владение недрами земли; выдача патентов и привилегий; управление государственными лесами; выдача концессий на государственные предприятия; общее гражданское законодательство; общее рабочее законодательство; регулирование внешней торговли; основная сеть народной связи (почта, телеграф)»7.

Там же было определено, что «ведение всем местным хозяйством распределяется между губернскими или автономными организациями и областными органами на основе концентрации в области хозяйственных прав. Компетенция губернского управления (или национальной автономной организации) охватывает основную область местной хозяйственной жизни, в т.ч. все муниципальное хозяйство..., регулирование местной промышленности и торговли, управление выделенными центральной властью в ведение губерний промышленными предприятиями, электрическими станциями, местным строительством, местным дорожным делом, страхованием и т.д.».

Таким образом, к концу 1921 г. был сформирован подход к составлению народно-хозяйственных планов, утвержденный на заседании Президиума Госплана 29 октября 1921 г. и основанный на следующих положениях (многие из них действовали до 1985 г.)8:

1. Предпосылкой для правильного составления плана промышленности является форсирование производства до возможной степени с целью удовлетворения потребностей государства и населения,

2. Государственная промышленность должна быть построена на основе технической рационализации и хозяйственного расчета, т.е. с учетом издержек производства и его результатов, и прежде всего стремления к безубыточности.

3. Прежде всего до включения в хозяйственный план должен быть в спешном порядке проведен отбор наиболее жизнеспособных предприятий, могущих быть обеспеченными всеми элементами производства: оборудованием, сырьем, рабочей силой, построенных в наиболее выгодных транспортных условиях и работающих с наименьшими затратами.

4. Ввиду ограниченности ресурсов государственного фонда и трудностей, связанных с централизованным снабжением, все предприятия подразделяются на две категории: а) обеспечиваемые сырье, топливом и деньгами за счет государства; б) переводимые на самоснабжение.

5. При организации промышленности следует иметь ввиду: а) районирование промышленности применить к тем районам, выделение которых уже является делом предрешенным; б) группировка объединений в одно хозяйственное целое с учетом территориальной близости — соединение в одно целое предприятие по принципу теплосилового комбинирования либо по связанности последовательными стадиями производственного процесса, либо объединения основного с подсобным (принцип комбинирования; на его основе до сих пор работают комбинаты, построенные в годы первых пятилеток).

городское хозяйство

Состояние городского хозяйства в тот же период было хуже, чем всего народного хозяйства. Если к моменту национализации промышленности крупные и средние предприятия находились в более-менее надлежащем состоянии, если сельское хозяйство неимоверными усилиями крестьян худо-бедно продолжало снабжать города продовольствием, то война, революция и последовавшие за ними разруха и «великое переселение народов» в города нанесли невосполнимый ущерб городскому хозяйству. По оценке специалистов Главного управления коммунального хозяйства, ущерб был не менее 9 млрд золотых руб.: 30,3% — потери в области материального благоустройства (здания, предприятия общественного пользования, дорожные сооружения, 60% — убытки от потери населения остальное за счет сокращения местного бюджета)9.

Революция усугубила положение хозяйства в городах, где оно продолжало ухудшаться. Внезапный переход от централизованного государственного бюджета к местному поставил отрасль перед тяжелыми испытаниями. С 1 января 1922 г. городское хозяйство было снято с государственного снабжения. Плата за коммунальные услуги, ставшая основным наполнителем местного бюджета в соответствии с декретом от 20 марта 1922 г.. фактически была введена с мая 1922 г. Кризисное состояние городского

бюджета усугублялось низкой собираемостью налогов и практически отсутствием налогового аппарата, распыленностью налоговых объектов, низкой платежеспособностью населения и коммунальных предприятий. Все это способствовало тому, что местный бюджет 1922 г. имел объем, в 15 раз меньше довоенного. Его ежемесячные доходы не достигали в 1-м кв. года и 1 млн довоенных рублей, что в 60 раз ниже довоенной нормы10.

До введения НЭП городскому хозяйству не уделялось внимания. Всякое хозяйство может развиваться лишь на прочном фундаменте как в материальном, организационном, так и финансовом плане. Между тем коммунальное хозяйство было распылено между различными хозяйственными органами, часто не имеющими к нему никакого отношения. Так, электростанции, обслуживающие до 75% предприятий городского хозяйства (водопровод, трамвай, бани, бойни и другие предприятия, часто находящиеся с ними под одной крышей и обслуживаемые иногда одним двигателем), относились в 21 городе к ведению электроотдела Совнархоза, шоссейные дороги — к Губшоссе, городской транспорт — к Губтранспорту, кирпичные заводы, бойни, предприятия, изготавливающие водопроводные и канализационные принадлежности, находились в ведении различных органов. Такое положение вещей низводило коммунальное хозяйство до отделов городского благоустройства. О планировании речи вообще не стояло. Это было отмечено в постановлении 3-й сессии ВЦИК. На основе решений сессии была расширена сфера деятельности отрасли путем передачи коммунальному хозяйству всех предприятий, обеспечивающих городские нужды.

Наряду с этим городское хозяйство потеряло свой территориальный характер и оказалось в организационном плане слитым с губернским и уездным. Важнейшие коммунальные предприятия и имущество, в прошлом составлявшие основу местного бюджета, находились в ведении различных ведомств: городской земельный фонд — в ведении Наркомзема, бойни — Наркомпрода, местный транспорт — Наркомпути, почти все муниципальные предприятия и электростанции — в ведении Совнархоза.

Постановлением IV съезда Советов была учреждена особая комиссия по коммунальному хозяйству. В программу ее работ, намеченную Главным управлением коммунального хозяйства, были включены следующие задачи11:

1. установление принципов организации коммунального хозяйства республики;

2. наделение городов землей;

3. возвращение органам коммунального хозяйства всех бывших муниципальных предприятий;

4. расширение производственного базиса коммунального хозяйства;

5. воссоздание органов управления коммунальным хозяйством в городах;

6. планировка городов;

7. создание противопожарной охраны и страхового дела;

8. восстановление разрушенных городов и селений;

9. восстановление жилищного фонда;

10. организация санитарно-технического дела;

11. участие европейского капитала в восстановлении коммунального хозяйства;

12. создание дотационного фонда и субвенции государства;

13. организация строительного дела в республике.

В программе было заявлено, что с точки зрения организации и планирования основным условием восстановления городского хозяйства является выделение городов более крупного значения из уездного и губернского хозяйства и наделение их полной финансовой самостоятельностью. Организация и управление местным хозяйством возлагалась на местные Советы (горсоветы) и их исполнительные органы (горисполкомы) с наделением последних соответствующими правами: распоряжаться местными денежными и натуральными средствами, устанавливать местные налоги, сдавать концессии на устройство и эксплуатацию коммунальных предприятий, устанавливать монополию на эксплуатацию предприятий местного значения (трамваи, электростанции, ломбард и пр.), организовывать кредитные учреждения для кредитования населения на нужды, имеющие коммунальное значение. Для развития и укрепления производственной базы местного хозяйства должны были быть переданы органам коммунального хозяйства предприятия местных Совнархозов и Земотделов, снятые с госснабжения, а также все предприятия местного транспорта и местной связи (местное пароходство, переправы, городские телефонные станции и т.д.), бывшие муниципальные предприятия: бойни, кирпичные заводы, бани и т.д.

В функции горисполкомов включались управление городским хозяйством. Для этого в них создавались отделы (финансовый, благоустройства, предприятий, здравоохранения и народного образования). Участие городов в покрытии общегубернских и общеуездных расходов (например, на дороги) должно было происходить путем отчислений из местных бюджетов. Коммунальные отделы в составе губисполкомов и уездных исполкомов постепенно должны были заменить бывшие земские управы и объединить в пределах уездов и губерний управление местными средствами и всем местным хозяйством.

Таким образом, была сделана попытка структурировать городское хозяйство и (на современном языке) разграничить полномочия между государственными, региональными и местными органами управления, что создало определенные предпосылки для реализации функции планирования.

Поскольку восстановление коммунального хозяйства связано и обусловлено восстановлением всего народного хозяйства, то главные задачи в этот период заключались в реализации следующих мероприятий12:

1. урегулирование вопроса о платности жилищ и коммунальных услуг на началах безубыточности и самоокупаемости;

2. развитие жилищной кооперации;

3. урегулирование вопроса о праве застройки и праве отчуждения недвижимого имущества;

4. пересмотр строительного устава в смысле возможного понижения технических норм и рационализации санитарных норм;

5. планирование населенных пунктов;

6. всемерное облегчение государственного кредита для целей строительства — как коммунального, так и частного;

7. широкое привлечение частного капитала путем концессий, долгосрочных арендных договоров; организация акционерных обществ и комбинатов для эксплуатации коммунальных предприятий;

8. разработка положения о распределении дотационного фонда республики; переход к системе государственных субвенций по различным отраслям местного хозяйства в зависимости от их значения и местных условий;

9. развитие системы коммунального кредита путем создания специальной государственной кассы коммунального кредита.

С переходом к новой экономической политике изменились задачи и функции Главного управления коммунального хозяйства. Оно стало центральным органом по планированию, строительству и благоустройству населенных мест, разработке планов развития, осуществлению строительного надзора, утверждению строительных смет и сопровождению строительства объектов, формированию и проведению в жизнь местных бюджетов, разработке коммунальных тарифов на услуги, информированию и инструктированию местных коммунальных отделов о новом курсе экономической политики и т.д. В связи с этим в Главном управлении коммунального хозяйства в соответствии с постановлением Совета народных комиссаров от 5 ноября 1921 г. были образованы бюджетно-сметный и организационно-инструкторский отделы. Одновременно в системе органов Госплана было создано Бюро коммунального хозяйства, основными задачами которого стали13:

1. выяснение необходимых данных и установление основных положений по коммунальному хозяйству в соответствии с требованиями Госплана, а также систематизация статистических данных о положении, потребности и задачах различных отраслей городского хозяйства;

2. выработка направляющих указаний центральным органам власти, ведающим коммунальным хозяйством и различными отраслями городского благоустройства, в целях подготовки той или иной части общехозяйственного плана;

3. сведение различных частей в единый план и обеспечение его ресурсами в соответствии с их наличием, для чего выявлялись виды про-

изводства и промышленные предприятия, обслуживающие нужды коммунального хозяйства, собирались и систематизировались данные по соответствующим отделам ВСНХ и их главкам;

4. совместно с Главным управлением коммунального хозяйства разрабатывались производственные программы коммунальных предприятий, их обеспечение ресурсами в зависимости от состояния местного бюджета;

5. выяснение экономических основ дальнейшего развития коммунального хозяйства.

В обязанности бюро также входила реализация поставленных задач в порядке разработки годичного плана государственных затрат (материальных и финансовых) и планомерное удовлетворение нужд коммунального (городского) хозяйства.

Как видно, в первые годы советской власти начала формироваться структура народного хозяйства, оформилось в отрасль городское хозяйство. Между тем в развитых странах уже складывалась система менеджмента и формировались его научные основы. В молодой Советской республике, хозяйство которой фактически существовало в условиях мобилизационной модели экономики, только начало приходить понимание модели планирования как системы и как функции менеджмента.

Примечания

1 Проблемы экономической науки и практики. Сб. статей, посвященых 95-летию С.Г. Струмилина. М.: Прогресс, 1972. С. 189.

Problemi ekonomisheskoi nauki i praktiki. Sb. Statei, posviyaschennih 95-letiy S.G. Strumilinu. M.: Progress, 1972. S. 189.

2 СССР: Энциклопедический справочник / гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1982. C. 132-138.

SSSR: Enciklopedisheskiy spravoshnik / gl. red. A.M. Prohorov. M.: Sovetskay enciklopediy, 1982. S. 132-138.

3 Криц Л. Единый хозяйственный план и Комиссия использования // Народное хозяйство. 1920, №18, с. 28-35. KricL. Ediniy hoziaystvenniy plan i Komissiy ispolsovaniy // Narodnoe hoziaystvo. 1920, № 18, s. 28-35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Там же. Ibid.

5 Волков Е. На путях к плановому хозяйству (Первая Всероссийская конференция по районированию) // Народное хозяйство. 1922, № 1, с. 72-75.

Volkov E. Na putyah k planovomu hoziaystvu (Pervay Vserosiyskay konferenciya po rayonirovaniu) // Narodnoe hoziaystvo. 1922, № 1, s. 72-75.

6 Волков Е. На путях к плановому хозяйству // Народное хозяйство, 1922, № 3, с. 18-25.

Volkov E. Na putiyah k planovomu hoziaystvu // Narodnoe hoziaystvo, 1922, № 3, s. 18-25.

7 Волков Е. На путях к плановому хозяйству республики // Народное хозяйство. 1921, № 11-12, с. 63-70. VolkovE. Na putiyah k planovomu hosiaystvu respubliki // Narodnoe hoziaystvo. 1921, № 11-12, s. 63-70.

8 Кржижановский Г.М. Хозяйственные проблемы РСФСР и работы Государственной Общеплановой Комиссии. Материалы IX Съезда Советов. М., 1921.

Krgiganovskiy G.M. Hoziaystvennie problemy RSFSR i raboty Gosudarstvennoy Obscheplanovoy Komissii. Materialy IX Siezda Sovetov. M., 1921.

9 Хроника центра. Общие вопросы // Коммунальное дело. 1922, № 1, с. 88-100. Hronika centra. Obschie voprosy // Kommunalnoe delo. 1922, № 1, s. 88-100.

10 Беленький М.К. К вопросу о местном бюджете // Коммунальное дело. 1922, №1, с. 18-23.

Belen’kiyM.K. K voprosu o mestnom budgete // Kommunalnoe delo. 1922, № 1, s. 18-23.

11 Комиссия ВЦИК по коммунальному хозяйству // Коммунальное дело. 1922, № 1,

с. 3-7.

Komissiy VSCHIK po kommunalnomu hoziaystvu // Kommunalnoe delo. 1922, № 1,

s. 3-7.

12 Там же. Ibid.

13 Пискарев Г. Коммунальное хозяйство и организационные вопросы // Коммунальное дело. 1921, № 1, с.6-8. Piskarev G. Kommunalnoe hoziaystvo i organisacionnye voprosy // Kommunalnoe delo. 1921, № 1, s. 6-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.