туризма заключается в поощрении и поддержке практического применения КСО на основе использования передового опыта, и, где это возможно, через регулирование и финансовые стимулы.
Правительства играют решающую роль и в создании базы для эффективного, действенного рынка, и в ответственном ведении бизнеса на уровне индивидуальных фирм. Роль эта варьируется от командно-контрольных регулирующих рамок до регулирования, основанного на менеджменте и улучшении показателей производства, финансовых стимулах, поддержке инновационных рыночных технологий, таких, как социальное или экологическое сертифицирование и системы торговых знаков, и ряда других мер.
Таким образом, государство должно создать поддерживающую среду, в которой туристские предприятия и организации будут исполнять рекомендации по корпоративной социальной ответственности и этике. Поскольку проблематика институционализации корпоративной социальной ответственности в России, в первую очередь, связана с неэффективностью государственных механизмов регулирования и отсутствием цивилизованных механизмов общественного давления на бизнес и власть, а также с отсутствием общественных механизмов формирования и артикуляции запросов общества, необходимо формировать механизмы публичного информирования и общественного признания социальной деятельности компаний в сфере туризма.
ЛИТЕРАТУРА
1. БлаговЮ.Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2010. 272 с.
2. КСО в России. Проблемы внедрения // PR-диалог. 2005. № 2. URL: http://www.old.insiders.ru/?q=kso_in_russia
3. Максарова Е.М. Формирование концепции устойчивого развития туризма для дестинации (на примере Республики Бурятия): автореф. дис... канд. экон. наук. СПб., 2009. 20 с.
4. Социальная ответственность бизнеса. Сайт Агентства социальной информации. URL: http://www.soc-otvet.ru
ВВ. КУРНОСОВ
Василий Викторович Курносов — доцент кафедры финансов Новгородского филиала Санкт-Петербургского университета экономики и финансов.
Окончил Ленинградский сельскохозяйственный институт.
Автор 18 публикаций.
Область научной специализации — история экономики России и родного края.
^ ^ ^
КАК НАЧИНАЛОСЬ СОВЕТСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ*
Разразившийся экономический кризис вновь вызвал интерес к вопросам планирования народного хозяйства и особенно к регулирующей роли государства. При этом отметим, что на каждом конкретном историческом этапе развития народного хозяйства в хозяйственной деятельности находили выражение основные требования объективных экономических законов общества. Стремление достичь поставленных целей у хозяйствующих субъектов выливалось в планирование основных шагов и необходимых ресурсов по их достижению. Планирование является необходимой составной частью развития производительных сил и производственных отношений.
В любом обществе активной творческой жизнедеятельности людей присуще планирование. Многими исследователями установлено, «что с развитием производительных сил и производственных отношений в обществе
ГРНТИ 06.43.91 I © В.В. Курносов, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. В.В. Круглова.
усиливается его планомерность» [5, с. 264]. На каждом конкретном историческом этапе развития народного хозяйства планы отражали основные требования объективных экономических законов общества. Поэтому планирование являлось и является категорией, регулирующей развитие производительных сил и производственных отношений» [там же].
На протяжении всей истории в центре хозяйственной деятельности находятся проблемы, связанные с государственным устройством и управлением им. Они включали в себя наряду с натуральным хозяйством и жесткую регламентацию государственной экономики, возникшей в эпоху расцвета этих государств. В древнем Китае, Шумере и Египте организация хозяйства уже предполагала соблюдение пропорций между отраслями: сельским хозяйством и ремеслом, а также торговлей и созданием стратегических запасов. В древних цивилизациях государство проявляло заботу о строительстве ирригационных сооружений, позволяющих производить гораздо больше продуктов, чем при индивидуальной организации хозяйства. «Государственная регламентация, как ростки планового начала в обществе, осуществлялась с использованием ограничения цен, монополизации отдельных отраслей, путем изменения уровня налогообложения, через продажу части государственных запасов и т. д.» [2, т. 1, с. 164].
Планирование всего народного хозяйства на уровне государства впервые было применено в Советской России, позднее — СССР. Процесс планирования производства и распределения вытекал из сути социалистического учения. Идеи планирования содержались в работах ранних социалистов: Фурье, Оуэна и Сен-Симона. К. Маркс и Ф. Энгельс в основу социалистического общества ставили обобществление средств производства и планомерное распределение результатов труда. Для Советской России идеи планирования и прогнозирования не были чуждыми, привнесенными извне теориями. Уже социалисты, члены Временного правительства России в 1917 г. создали плановые органы и пытались с их помощью управлять хозяйственными и финансовыми вопросами [6, с. 778].
Существенные элементы общегосударственного планирования были отмечены в годы первой мировой войны в Германии и в меньшей степени — в других воюющих странах. Да и в России также был создан ряд реально планирующих органов в виде Особых совещаний (по транспорту, продовольствию, боеприпасам и т. д.). Определенную планирующую роль выполняли Военно-промышленные комитеты, состоявшие из предпринимателей, земств, органов городского самоуправления и государственных чиновников.
Д. Н. Верхотуров отмечает, что теоретические основы плана были разработаны еще до революции двумя экономистами: русским профессором В.И. Гриневецким («Послевоенные перспективы русской промышленности» и немецким профессором Карлом Баллодом «Государство будущего. Производство и потребление в социалистическом хозяйстве») [1, с. 76]. В изданной в 1916 г. книге В.И. Гриневецкого изложен первый развернутый перспективный план послевоенного восстановления хозяйства, обрисованы необходимые условия для достижения определенного уровня производства на имеющихся мощностях. Профессор К. Баллод сделал попытку показать трансформацию капиталистической Германии из ее тогдашнего состояния в социалистическое общество и описать суть социализма. Книга вышла небольшим тиражом в 1918 г. в Германии. Она была переведена на русский язык и издана в Советской России в 1920 и в 1922 гг. Кроме того, еще до революции планировалась электрификация промышленных районов Санкт-Петербурга за счет строительства гидроэлектростанций на реках Волхов и Свирь. Из этих трех источников в 1918 г. стало формироваться советское экономическое планирование. Это были попытки решения конкретных экономических задач.
Перед советскими руководителями стояли задачи восстановления народного хозяйства и его модернизации, всемерного содействия в подготовке и осуществлении всемирной пролетарской революции.
Функция верховных государственных хозяйственных органов заключалась в составлении планов и программ для отдельных отраслей промышленности, промышленных районов и секторов хозяйства страны. Планирование зародилось на самом верхнем уровне хозяйственного руководства.
К. П. Личко приводит основные исторические этапы развития прогнозирования и планирования в СССР. «Первая попытка разработки методологии перспективного планирования была сделана в известном плане ГО-ЭЛРО, который составлялся по восьми крупным районам России. В нем сочеталось отраслевое и территориальное планирование» [5, с. 26].
Как известно, элементы планирования были сформулированы в предыдущей истории России. Подготовка реформ в XVIII — первой половине XIX в. (реформы Петра I, Екатерины II, М.М. Сперанского, Е.Ф. Канкрина, подготовка реформы 1861 г. и последующие преобразования Александра II, С.Ю. Витте, столыпинская аграрная реформа 1906-1916 гг., различные планы городских «земств») заключала в себе бесспорные элементы планирования. Шаг за шагом, на протяжении десятилетий, нарабатывался опыт государственного регулирования экономики, составления программ развития, которые включали в себя проведение масштабных преобразований на больших географических пространствах и в важных отраслях экономики.
Первые планы советской власти основывались на солидных научно-теоретических разработках российских ученых, инженеров и управленцев. Не случайно в органах ВСНХ, Наркомфина, Госбанка, в экономических издательствах активно работали специалисты, которые проводили виттевскую денежную реформу 1893-1895 гг. и так называемую «денежную реформу Сокольникова» в 1922-1924 гг.
На основе постановления VIII Всероссийского Съезда Советов от 29 декабря 1920 г. «Об электрификации России» и его обращения ко всем трудящимся развернулось осуществление плана электрификации. Для координирования усилий ведомств по выполнению плана ГОЭЛРО 22 февраля 1921 г. при Совете труда и обороны (СТО) была создана общеплановая комиссия для разработки единого общегосударственного плана и утверждено Положение о Государственной общеплановой комиссии (в дальнейшем — Госплан).
Таким образом, Госплан стал вторым звеном, порожденным выработанными В.И. Лениным, Л. Д. Троцким и их соратниками политикой, стратегией и тактикой НЭПа, осуществлением плана ГОЭЛРО, который на деле оказался основой перспективного и текущего планирования народного хозяйства страны. На Госплан возлагались: разработка единого общегосударственного хозяйственного плана, способов и порядка его осуществления; рассмотрение и согласование с общегосударственным планом производственных программ и плановых предложений всех ведомств; выработка мер общегосударственного характера по развитию знаний и организации исследований, необходимых для осуществления плана государственного хозяйства по использованию и подготовке необходимого персонала; распространение сведений о плане народного хозяйства, способах его осуществления и формах организации труда.
Для этого Госплан наделялся адекватными полномочиями, правами и ресурсами. С этого периода начинается большой и сложный путь становления, развития и функционирования планового управления народным хозяйством и производительными силами, их размещением и воспроизводством. В 1921 г. Госплан приступил к составлению планов по отраслям промышленности на предстоящий год. Руководители Госплана Г. Кржижановский, С. Струмилин и И. Александров предполагали при составлении планов восстановления промышленности одновременно планировать выход на новый уровень на основе контрольных цифр [7, с. 87].
Впервые были высказаны основы принципиально нового подхода к планированию хозяйственной деятельности:
«1. Всякий план развития промышленности необходимо рассматривать лишь в плане перспектив, в связи с развитием экономики в целом.
2. План развития промышленности в целом должен опираться на изучение ресурсов определенного района.
3. При постройке плана государственной промышленности первая задача заключается в установлении объема государственного хозяйства, необходимого для устойчивого существования советского государственного строя.
4. Выделение предприятий для поддержки со стороны государства должно происходить по двум признакам: во-первых, по признаку производства средств производства, во-вторых, по признаку производства предметов широкого потребления.
5. Признать, что принцип денежного хозяйства, упорядочивания финансового учета, упорядочивания элементов налоговой системы имеет значение не в силу того, что мы будем иметь в виду, таким образом, благополучный баланс нашей прибыли и убытков, а только как принцип учета» [там же, с. 103].
Общие принципы хозяйственного планирования использовались при разработке всех планов до конца 30-х годов. Эти принципы не соответствовали общемировой практике развития экономики и потому встретили резкую критику со стороны ведущих ученых и видных хозяйственников.
В 1921 г. НЭП во взаимодействии с Госпланом как основным институтом управления и планом ГОЭЛРО постепенно стали более тесно взаимодействовать в административном, экономическом, государственном и рыночном регулировании процессов восстановления, развития и реструктуризации производства, оказания давления на негативные тенденции в стране. НЭП дал новые рычаги и стимулы, стал по-настоящему коренной (если не революционной) реформой нового общества. Это был долгий и мучительный, но в целом плодотворный, поиск новой модели управления экономикой страны.
Создание плана ГОЭЛРО и одновременное введение НЭПа явились крупнейшими открытиями мирового значения, которые, вопреки мнению скептиков, показали всему миру реальную возможность управлять государством при помощи плана во взаимодействии с рыночным механизмом. К сожалению, этот урок не был воспринят и развит в ходе дальнейшего строительства экономики России.
Следует отметить, что Госплан, опираясь на костяк высокообразованных специалистов, достижения экономической науки, разрабатывал обоснованные, сбалансированные планы. Балансовый метод развился в основу методологии планирования и стал достоянием мировой практики. Сюда же можно отнести обоснование макропропорций и размещение производительных сил, разработку социальных и других целевых программ.
Вклад ученых России в развитие теории индикативного и стратегического планирования отмечал К. П. Лич-ко: «Зарождение современной теории планирования и прогнозирования относится к началу 20-х годов XX века. До этого в большинстве стран делались попытки использовать в планировании прогнозную, или генетическую, концепцию, основоположниками которой можно считать Н. Д. Кондратьева, В. А. Базарова, В. Г. Громана и др. Сущность их теории заключалась в отождествлении плана и прогноза, но при этом следует отметить, что в те годы методология прогнозирования только формировалась и была далеко несовершенна. Н. Д. Кондратьев был
первым теоретиком концепции «план-прогноз», которая в настоящее время нашла применение во многих странах в виде одной из сторон индикативного планирования» [5, с. 164].
В ноябре 1921 г. членом Президиума Госплана В. А. Базаровым была выдвинута идея несоответствия подходов к планированию в условиях НЭПа (рынка), существовавших в период военного коммунизма [3, с. 46]. Он видел задачи Госплана в прогнозировании развития рыночной конъюнктуры и составлении планов на основе этих цифр. Он так и сформулировал суть своего взгляда: «Планировать в этом смысле это означало бы, прежде всего, учитывать рыночную конъюнктуру и следовать ее велениям» [5, с. 46]. К мнению Базарова присоединились профессора В.Г. Громан и Н. Д. Кондратьев.
Плановики-коммунисты видели план в виде баланса, где на одной половине находились государственные производительные силы, а на другой — частные. Обмен между ними не равноценен, и каждый акт обмена между частником и государством кому-то приносит выгоду. С.Г. Струмилин отстаивал иную точку зрения: «Нашей задачей в балансовых построениях было выявление динамического равновесия борющихся социальных сил, чтобы плановым воздействием обеспечить перераспределение производительных сил в интересах социализма» [8, с. 195]. «Иными словами, основной нашей задачей в области плана является преодоление несоциалистических элементов НЭПа, то есть преодоление стихии товарно-капиталистического хозяйства и практическое воплощение в жизнь хозяйства социалистического» [там же].
По сути, в реальном взаимодействии план и рынок тесно переплетаются и проникают друг в друга в большей или меньшей степени. Следовательно, можно говорить о единстве плана и рынка. Степень и характер такого взаимопроникновения зависят от уровня развития и политической системы государства, но оно обязательно имеет место при любом государственном устройстве, что подтверждает вся современная практика.
Важным уроком является также необходимость создания соответствующей законодательной, организационной и психологической среды, без чего планово-рыночный механизм работать не может. Современная система управления должна быть гибкой и быстро отслеживающей изменения в окружающей обстановке, помогая руководителям принимать необходимые решения и вносить соответствующие коррективы в автоматизированную систему планирования и систему регуляторов рыночного механизма.
В 1920-е гг. были созданы основы методологии составления планов, которые нашли отражение в документах Госплана СССР. В то время возобладало планирование крупной государственной промышленности. Основным принципом планирования была признана концентрация производства, капитала, рабочих кадров, оборудования, сырья и т. д.
Первый утвержденный пятилетний план (1928-1932 гг.) был разработан при непосредственном участии С.Г. Струмилина. План строился на основе директивных контрольных цифр, хотя официально провозглашались принципы научной обоснованности планирования, действие закона стоимости, принципы эквивалентности обмена. Иными словами, эти принципы отбрасывались в сторону в угоду политическим расчетам.
Это был план индустриализации и развития тяжелой промышленности. На протяжении всей истории экономики СССР использовался директивный принцип планирования. Советское руководство во главе со Сталиным взяло курс на ускорение индустриализации и колхозно-государственное обобществление крестьянского сельского хозяйства, чтобы на этой основе создать социально однородное и политически монолитное общество, сильное в военном отношении государство. Милитаризация экономики СССР в период 1928-1932 гг. привела к нарушениям хозяйственных пропорций, низким ценам на сельскохозяйственную продукцию и высоким ценам на промышленную продукцию (так называемый дополнительный налог с крестьян), а также к печатанию денег, не подкрепленных товарооборотом.
Великая депрессия 1929-1933 гг. укрепила намерения к осуществлению всемирной пролетарской революции, а для этого нужно было ускорить модернизацию РККА как боевого отряда Коминтерна. Продолжились реформы, построенные на догматизме бестоварного производства, единого директивного плана-закона, управления огромной страной из центра по отраслевой и партийной вертикали. Госплан постепенно из комиссии экспертов — ученых и специалистов, из независимого самостоятельного института превратился в инструмент реализации волюнтаристских идей и непродуманной политики властных структур в директивных планах.
У директивного планирования была своя строгая логика. В целях выстраивания военно-мобилизационной экономики необходимо было проводить курс на строжайший учет всех ресурсов и распределение их в соответствии с приоритетами, вытекавшими из идейной основы большевистской партии. Плану по учету, распределению и использованию ресурсов нужно было придать силу даже не закона, а военного приказа. Неисполнение последнего, как известно, влечет суровое наказание. Приказ можно исполнять по-разному: не спеша, со всем усердием и т. д., но обязательно доложить об исполнении. Какими силами, с какими потерями важно, но не очень, если достигнут результат. Состояние военного напряжения сил допустимо на период чрезвычайных обстоятельств (и оно применялось в целом ряде стран), но оно не может длиться десятилетиями. Такое состояние не отвечает человеческой природе, и потому, в конечном итоге, советская система директивного планирования потерпела поражение повсюду, где она укоренялась как система управления народным хозяйством.
Б. Бруцкус, высланный из России в 1922 г., понял суть и внутренние мотивы, побудившие партийную элиту осуществить переход к НЭПу. Они не изменили принципам «научного» социализма, а лишь временно отступили от них для того, «чтобы перевести "революционный дух", собраться с силами и вновь двинуться к светлому будущему...». Б. Бруцкус показал, что истинным генетическим кодом хозяйственной системы социализма является директивное плановое начало, неизбежно подминающее под себя и разрушающее «вольный» рынок, со свойственными ему конкуренцией, игрой спроса и предложения, свободным ценообразованием, и что поэтому у НЭПа не было и не могло быть будущего. Таким образом, хотя НЭП и активизировал товарно-денежные отношения, но они не привели к развитию специфической рыночной экономики в России и не отвратили большевиков от главной идеи «научного» социализма — планово-централизованного хозяйства [4, с. 146].
Системным опытом перспективного планирования была пятилетка Н.Д. Кондратьева, одобренная 17 января 1924 г. секцией Госплана. Однако в последующем экономические разработки этой пятилетки тем же Госпланом не были утверждены. Руководитель Комакадемии В. П. Малютин, ученые Н. Макаров и С. Челинцев, Н. Д. Кондратьев, В.Г. Громан, В. А. Базаров выступили с критикой метода построения первой пятилетки, поскольку считали, что нельзя предвидеть закономерности в области общественного развития, так как их не существует. Поэтому расчеты Госплана ничем не подкреплены.
1920-е гг. занимают особое место в истории планирования. Эта особенность состояла в том, что по поводу путей и методов управления народнохозяйственным развитием могли вестись научные дискуссии, допускалось разномыслие в оценке экономических инструментов в деятельности предприятий и организаций. В эти годы творили такие ученые, как Н.Д. Кондратьев, А.В. Чаянов, В.Г. Громан, делал первые шаги на научном и практическом поприще молодой В.В. Леонтьев, спасшийся от будущих «неприятностей» эмиграцией в США, издавал свои труды автор НОТ С. Гастев.
В 1920-е г. были заложены важные научные основы планирования, сформулированы концепции соотношения плана и рынка, государственного регулирования экономики, взаимного соотношения экономических укладов и т. д. Актуальность этих теоретических положений бесспорна и сегодня.
ЛИТЕРАТУРА
1. ВерхотуровД.Н. Экономическая революция Сталина: М.: Олма-Пресс, 2006.
2. Всемирная история экономической мысли: В 6 т. М.: Наука, 1989.
3. Звездин З.К. От плана ГОЭЛРО к плану первой пятилетки. Становление социалистического планирования в СССР. М.: Наука, 1979.
4. Корицкий Э.Б., Васюков А.И., Нинциева Г.В. Всемирная история экономических учений в трудах русских экономистов первой трети XX века. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. 146 с.
5. Личко К.П. Прогнозирование и планирование АПК. М.: Гардарики, 1999. 264 с.
6. Лященко П.И. История народного хозяйства СССР. М.: ОГИЗ, 1948. Т. 2. 778 с.
7. Сокольников Г.Я. Новая финансовая политика: на пути к твердой валюте. М.: Наука, 1991.
8. Струмилин С.Г. Избранные произведения в пяти томах. Т. 2: На плановом фронте. М.: АН СССР, 1963.