Аношкина Н.Л., Гулин A.B., Максименко В.Б.
Липецкий государственный педагогический университет
ПИТАНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
На основе гигиенической оценки фактического питания студентов, проведенной анкетным методом, установлены нарушения питания, преимущественно у девушек. Соматометрически у 18% из них выявлены признаки белковой и белково-энергетической недостаточности. Вероятной причиной соматической формы белковой недостаточности является недостаточное потребление белков, а белковоэнергетической недостаточности - белков, жиров и углеводов. У юношей достоверных нарушений фактического питания, как и соматометрических признаков нутриционального дефицита, не обнаружено. Установлена корреляционная зависимость между соматометрическими показателями нутриционального статуса и химическим составом рациона питания
Проблемам изучения физического развития уделяется достаточно много внимания в научной литературе. Вместе с тем, до настоящего времени не достаточно изученными остаются показатели нормального физического развития лиц юношеского возраста [1, 5].
Наряду с этим, необходимо подчеркнуть, что современный этап развития соматометрии позволяет не только объективно оценивать физическое развитие, но и определять соматические формы нарушения питания: белковой и белково-энергетической недостаточности (БН и БЭН) [8, 14]. Данный подход позволяет направленно устранять нарушения физического развития.
Алиментарный фактор является ведущим в формировании антропометрических признаков [4]. Однако, влияние фактического питания на соматометрические признаки нутриционального статуса в отдельные возрастные периоды, в том числе в юношеском возрасте, остается исследованным недостаточно.
Материалы и методы
Изучение параметров физического развития проводилось у студентов 1-3 курсов различных факультетов Липецкого государственного педагогического университета. Обследовано 200 человек: 100 девушек и 100 юношей в возрасте 18,6±0,14 и 19,2±0,18 лет, соответственно.
Изучались стандартные показатели сомато-метрического и физиометрического развития, питания и компонентов тканей [8]. Антропометрические исследования проводились по общепринятой методике. Дополнительными антропометрическими показателями были: рост (м), масса тела (кг), окружность грудной клетки (см), площадь поверхности тела S (см2). В качестве верифицирующих признаков физического развития использовали расчетные индексы: индекс массы тела (ИМТ, кг/м2) и индекс Кетле (ИК, г/см). Кроме того, физическое развитие оценивалось по физи-ометрическим показателям: жизненной емкости
легких (ЖЕЛ, мл), жизненному индексу (мл/кг), мышечной силе рук, силовому индексу. Оценка состава тканей включала определение величины тощей массы тела (ТМТ, кг), абсолютной мышечной массы (М, кг), жировой (Д, кг) и их доли в общей массе тела:% ТМТ,% М,% Д. При сомато-метрической оценке питания выделяли синдром белковой недостаточности (СБН) и синдром белково-энергетической недостаточности (СБЭН). СБН диагностировали по соматометрическому показателю: окружность мышц плеча (ОМП, см), СБЭН - по ИМТ. Степень соматических форм белковой и белково-энергетической недостаточности классифицировалась по уровню уменьшения данных показателей [14].
За нормальные значения ИМТ принимали величины 20-25 кг/м2; показатель 16-19 кг/м2 свидетельствовал о наличии белково-энергетической недостаточности, менее 16 кг/м2 - указывал на выраженную недостаточность питания. При ИМТ от 26 до 30 кг/м2 устанавливали избыточную массу тела, а свыше 30 кг/м2 - ожирение.
Гигиеническая оценка фактического питания проводилась анкетно-опросным методом с помощью специально разработанных анкет, которые заполнялись обследуемыми студентами [2]. Нут-риентный состав потребляемых рационов оценивался по таблицам химического состава продуктов и блюд.
Результаты оценки фактического питания сравнивались с нормативными показателями [10].
Статистические расчеты, а также графическое представление данных проведены с помощью стандартных программ Microsoft Excell. Доверительный интервал устанавливали по формуле х ±2ш (m - стандартная ошибка среднего значения) [3].
Результаты и их обсуждение
Определены средние значения показателей физического развития студентов юношеского возраста (табл. 1). У 17% обследуемых отмечено снижение веса по сравнению с величинами индекса
Брока-Бруша и силы кистей рук (нижняя граница нормы - 50 кг), мышечной и жировой массы у юношей показатели составляют 49,1% и 14,2%, соответственно, что свидетельствует о возрастном пропорциональном изменении этих тканей (табл. 1).
В группе девушек основные показатели и индексы физического развития укладывались в границы: нормы для данной возрастной группы (табл. 2).
В проведенном исследовании выявлено, что жировая масса у девушек составила 19,2%, а у юношей - 14,4%. У взрослых женщин, по данным разных авторов, этот показатель составляет от 15 до 28%, а у девочек подросткового возраста - 26% [9, 10].
Результаты сомато- и физиометрической оценки контрольной группы настоящего исследования
не выявили отклонений в нутрициональном статусе юношей, тогда как у 10% девушек обнаружена белково-энергетическая недостаточность, выявленная по снижению ИМТ (табл. 3). Она проявлялась уменьшением массы тела, ИК, площади поверхности тела, ЖЕЛ, содержания абсолютной мышечной, жировой и тощей тканей. Белковая недостаточность, обнаруженная по снижению ОМП, наблюдалась у 11% девушек, иногда эти дефициты совпадали, и встречались только легкие степени нарушения питания.
Как показано выше, БЭН характеризуется равномерным уменьшением величины всех изученных тканей организма. В то же время при белковой недостаточности масса тела уменьшалась, преимущественно за счет мышечной и тощей мас-
Таблица 1. Показатели физического развития юношей (п= 100)
Показатели Х±Бх Доверительный интервал
Рост (см) 178,4±0,66 177,1-179,7
Масса тела (кг) 71,6±0,94 69,8-73,5
ИМТ (кг/м2-1 22,4±0,24 21,9-22,9
ИК (г/см) 400,8±4,51 392,0-409,7
Площадь поверхности тела (м2) 1,8±0,15 1,75-1,8
ОМП (см) 27,9±0,29 27,3-28,4
Сила правой кисти (кг) 49,6±0,83 48,0-51,3
Сила левой кисти (кг) 45,9±0,86 44,3-47,7
Силовой индекс правой кисти (%) 69,3±1,11 67,1-71,5
Силовой индекс левой кисти (%) 64,6±1,18 62,2-66,9
ЖЕЛ (л) 4,2±0,07 4,1-4,4
Жизненный индекс (мл/кг) 59,6±1,017 57,6-61,7
М (кг) 35,2±0,59 34,1-36,4
Д (кг) 10,3±0,41 9,6-11,1
ТМТ (кг) 61,3±0,67 60,0-62,6
%М 49,1±0,43 48,3-50,0
%Д 14,2±0,41 13,4-14,9
%ТМТ 85,8±0,41 85,1-86,6
Таблица 2. Показатели физического развития девушек (п=100)
Показатели Х±Бх Доверительный интервал
Рост (см) 166,7±0,69 165,3-168,0
Масса тела (кг) 57,9±0,76 56,5-59,5
ИМТ (кг/м2) 20,8±0,20 20,4-21,2
ИК (г/см) 347,1±3,72 339,9-354,4
8 (м2) 1,5±0,13 1,5-1,6
ОМП (см) 23,9±0,28 23,3-24,5
Сила правой кисти (кг) 27,7±0,58 26,5-28,8
Сила левой кисти (кг) 25,5±0,57 24,4-26,6
Силовой индекс правой кисти (%) 47,7±1,03 45,6-49,7
Силовой индекс левой кисти (%) 44,0±0,95 42,2-45,9
ЖЕЛ (л) 2,95±0,06 2,8-3,07
Жизненный индекс (мл/кг) 51,3±0,99 49,4-53,2
М (кг) 27,7±0,49 26,7-28,6
Д (кг) 11,2±0,25 10,7-11,6
ТМТ (кг) 46,8±0,67 45,5-48,1
%М 47,8±0,50 46,8-48,8
%Д 19,2±0,34 18,6-19,9
%ТМТ 80,7±0,34 80,1-81,4
сы, тогда как величина жировой ткани достоверно не изменялась.
Расчет потребности в энергии и макронутри-ентах за счёт питания, исходя из массы тела, не выявил существенных различий с нормативными величинами у юношей (табл. 4). Установлено, что фактическое питание студентов, в основном, сбалансировано по макронутриентному составу.
Сопоставление этих результатов с соматомет-рической оценкой физического развития позволяет констатировать, что сбалансированное питание соответствует нормальному физическому развитию юношей.
У девушек расчетные величины, характеризующие рациональное питание, отличались от рекомендуемых норм. Обращает на себя внимание дефицит энергии (85,7%) и основных нутри-ентов: белков (81,4%), жиров (93,4%) и углеводов
(81,6%), что явилось наиболее вероятной причиной снижения некоторых показателей физического развития (табл. 5).
Изучение витаминного компонента рационов питания у юношей обнаружило недостаточное потребление ретинола и тиамина, недостаток микроэлементов не выявлен. В то же время у девушек отмечено недостаточное потребление практически всех изученных витаминов и минеральных элементов (табл. 6). Известно, что для максимального усвоения кальция необходимо его определенное соотношение с фосфором - 1: 1,5. В рационах обследуемых юношей соотношение Са: Р было 1: 1,4, а у девушек - 1:1,67. Полученные результаты указывают на то, что, с одной стороны, нарушения развития организма студентов зависят от несбалансированности питания, а, с другой стороны, указывают на изменение потребности в нут-
Т аблица 3. Показатели физического развития девушек СБН и СБЭН
Показатели Девушки СБН (п = 11) Девушки СБЭН (п = 10)
Рост (см) 167,1±1,27 165,9±0,59
Масса тела (кг) 52,6±1,58*** 49,5±0,37***
ИМТ (кг/м2) 18,8±0,46*** 17,9±0,18***
ИК (г/см) 314,3±8,26*** 298,4±2,47***
8 (м2) 1,48±0,03* 1,43±0,02***
ОМП (см) 19,9 ±0,32 22,7± 0,69
Сила правой кисти (кг) 25,6±0,91* 24,7±1,28*
Сила левой кисти (кг) 22,8±0,98** 22,0±0,97***
Силовой индекс правой кисти (%) 47,8±3,09 49,9±2,58
Силовой индекс левой кисти (%) 43,4±2,57 44,5±2,06
ЖЕЛ (л) 2,8±0,18 2,6±0,2
Жизненный индекс (мл/кг) 52,3±2,88 52,0±3,91
М (кг) 23,4±0,89*** 23,2± 0,55***
Д (кг) 10±0,75 9,4±0,46**
ТМТ (кг) 42,6±1,11*** 40,1±0,34***
%М 44,5±1,63* 46,9±1,74
%Д 18,8±1,08 18,9±0,88
%ТМТ 81,1±0,34 81±0,87
Д/М 0,4±0,03 0,4±0,02
Д/ТМТ 0,2±0,02 0,2±0,02
Таблица 4. Энергоценность и содержние макронутриентов в рационе питания юношей (п=100)
Показатели Потребность Фактическое потребление %
Белки (г) 91 ± 0,68 87,1 ± 2,5 95,7
Жиры (г) 102,9 ± 0,72 101,2 ± 3,11 98,3
Углеводы (г) 378,8 ± 2,63 381,9 ± 6,39 100,8
Е(ккал) 2805,2 ± 19,5 2769,2 ± 42,7 98,7
Таблица 5. Энергоценность и содержание макронутриентов в рационе питания девушек (п=100)
Показатели Потребность Фактическое потребление %
Е(ккал) 2545,2 ± 18,8 2181,6 ± 31,7 85,7**
Белки (г) 82,7 ± 0,61 67,3 ± 1,76 81,4**
Жиры (г) 93,2 ± 0,69 87,0 ± 2,45 93,4*
Углеводы (г) 344,9 ± 2,65 281,3 ± 5,17 81,6**
риентах, обусловленном нарушенным физическим развитием.
Изучение индивидуальных особенностей фактического питания у девушек с БН выявило значительный дефицит содержания белков (75,6%), углеводов (85,6%) и энергии (88,5%) в суточном рационе к нормативной физиологической норме, при этом недостаточность потребления жиров (96,9%) была менее выражена. При сравнении макронут-риентного состава рациона этой группы с питанием студенток контроля без признаков недостаточного питания (с ИМТ> 18,5 кг/м2) отмечено недостоверное увеличение жиров (103,4%), углеводов (108,4%) и энергоценности рациона (102,7%)
У девушек с БЭН дефицит белка стал еще заметнее (69,5% по отношению к потребности), причем снижение его потребления достоверно отличалось от его содержания в рационе студенток без признаков нарушения питания. Т акже сниженным оказалось содержание жиров (91,2%) и углеводов (73%) и, как следствие, достоверно уменьшалась энергоценность рациона (78,7% к потребности).
Обращает на себя внимание пониженная обеспеченность девушек с нарушениями пищевого статуса отдельными витаминами и микроэлементами. Дефицит витаминов в рационах этих групп был выражен заметнее по сравнению с девушками без признаков БН И БЭН, причем достоверно
сниженным оказалось содержание витаминов В1 и С (табл. 7).
Таким образом, влияние фактического питания на физическое развитие отчетливо прослеживается при его изучении у девушек с соматической формой синдромов белковой и белково-энергетической недостаточности, отличающихся уменьшением основных показателей соматомет-рии и тканевых компонентов. Обращает внимание резко сниженная обеспеченность обследуемых с БН белком, пищевыми волокнами, отдельными витаминами и минеральными элементами. В то же время недостаточность потребления жиров и углеводов у них не выявлена. У девушек с БЭН дефицит указанных нутриентов включал жиры и углеводы, и был заметнее. Полученные результаты указывают на важное значение питания для физического развития лиц юношеского возраста. Показано, что антропометрическая оценка состояния питания является важным дополнением к характеристике физического развития и должна быть включена в программу соматометрической оценки физического развития.
С помощью корреляционного анализа были охарактеризованы отношения между химическим составом рациона и соматометрическими показателями пищевого статуса. Установлена степень корреляции между содержанием белков, жиров,
Таблица 6. Содержание витаминов и минеральных веществ в рационе питания юношей и девушек контрольной группы
Показатели Юноши (п=100) Девушки (п=100)
А (1,5-2,5 мг) 0,8±0,09 0,7±0,09
Bl (1,4-2,4 мг) 1,3±0,09 0,9±0,05
B2 (1,5-3 мг) 1,7±0,19 1,0±0,06
РР (15-25 мг) 16,1±0,74 12,3±0,89
С (50-100 мг) 85,7±10,2 64,1±3,52
№ (4,4 г) 4,7±0,18 3,2±0,13
К (3,3 г) 3,1±0,15 2,2±0,09
Са (0,8-1,1 г) 1,0±0,09 0,6±0,05
мя (0,34-0,4 г) 0,4±0,02 0,3±0,01
р (1,2-1,4 г) 1,4±0,05 1,0±0,01
Бе (10-19мг) 17,3±0,69 11,0±0,39
Таблица 7. Содержание минеральных веществ и витаминов в суточных рационах у девушек с БН и БЭН
Показатели Девушки с БН (п = 11) Девушки с БЭН (п = 10)
А (1,5-2,5 мг) 0,4±0,09 0,6±0,15
В1 (1,4-2,4 мг) 0,8±0,13 0,7±0,05
В2 (1,5-3 мг) 1,0±0,09 0,9±0,09
РР (15-25 мг) 13,9±1,42 10,9±1,19
С (50-100 мг) 59±1,42 46,4±1,19
№ (4,4 г) 3,4±0,44 3,5±0,42
K (3,3 г) 2,1±0,29 1,8±0,22
Ca (0,8-1,1 г) 0,6±0,09 0,6±0,13
Mg (0,3-0,4 г) 0,3±0,03 0,2±0,02
P (1,2-1,4 г) 1,0±0,08 0,9±0,095
Fe (10-19 мг) 13,0±0,92 11,8± 1,11
углеводов, клетчатки, калия, витамина РР, энергетической ценностью рациона и некоторыми антропометрическими показателями: массой тела, массо-ростовым индексом, индексом Кетле. Некоторые из взаимосвязей отражены в уравнениях регрессии для юношей и девушек, представленных в таблицах 8 и 9, соответственно.
Приведенные уравнения регрессии позволяют предварительно оценивать химический состав рационов питания и энергоценность по данным соматометрического обследования до гигиенического исследования фактического питания, а также рационализировать индивидуальное питание лиц юношеского возраста.
Выводы:
Полученные результаты показывают, что физическое развитие юношей приближается к уровню взрослых, при этом в их рационах питания нет недостаточности макронутриентов, но отмечен дефицит ретинола и тиамина. В то же время у некоторых девушек отмечено появление нарушений физического развития, обусловленное отклонениями в фактическом питании. Эти результаты совпадают с данными ранее проведенных исследований питания студентов [7, 13]. В настоящем исследовании показана зависимость физического развития от фактического питания в юношеском возрасте.
Таблица 8. Уравнения регрессии между антропометрическими показателями и содержанием нутриентов
в рационе у юношей контроля
Белки (г) Жиры (г) Углеводы (г) В1 (мг) Е(ккал)
х - масса тела (кг) У=1,5х-21,48 R=0,57 У=1,3х+7,50 R=0,39 У=2,25х+220,77 R=0,33 У=0,03х-0,68 R=0,29 У=27,8х+777,41 R=0,61
х - массо-ростовой индекс У=5,3х-32,71 R=0,5 У=4,8х-7,18 R=0,37 У=8,6х+189,92 R=0,32 _ У=104,7х+418,94 R=0,58
х - индекс Кетле У=0,3х-40,57 R=0,567 У=0,3х-10,59 R=0,41 У=0,5х+186,9 R=0,34 У=0,01х-0,39 R=0,31 У=5,6х+368,3 R=0,63
Таблица 9. Уравнение регрессии между антропометрическими показателями и содержанием нутриентов
в рационе у девушек контроля
—Y X ~~—■— Белки (г) Жиры (г) Углеводы (г) Bj (мг) Е(ккал)
х - масса тела (кг) У=0,9х+15,15 R=0,35 _ У=2,6х+134,96 R=0,33 У=0,4х-9,85 R=0,29 У=18,7х+1125 R=0,4
х - массо-ростовой индекс У=3,1х+3,73 R=0,36 _ У=8,1х+115,08 R=0,32 У=1,3х-14,14 R=0,29 У=59,5х+954,69 R=0,39
У=0,2х+5,40 R=0,36 У=0,5х+111,94 R=0,34 У=0,1х-13,78 R=0,3 У=3,6х+951,19 R=0,41
х - индекс Кетле _
Список использованной литературы:
1. Баранов A.A. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях, пути решения / A.A. Баранов // Рос. педиатр. журнал. - 1998. - №1. - С. 5-8.
2. Бондарев Г.И. Методические подходы к изучению фактического питания населения и состояния его здоровья в связи с характером питания / Г.И. Бондарев, В.Я. Виссарионова // Вопр. питания. - 1983. - №3. - С. 9-15.
3. Власов В.В. Введение в доказательную медицину // М., «Медицина». - 2001. - С. 118
4. Воронцов И.М. Современное состояние, тенденции и проблемы оценки физического развития детей из разных экологических и экономических районов России / И.М. Воронцов, H.A. Матвеева, Т.М. Максимова // Педиатрия. - 1995. - №4. - С. 50-51.
5. Гигиена детей и подростков: руководство для сан. врачей / под ред. Г.Н. Сердюковой, A.r. Сухарева. - М.: Медицина, 1986. - 439 с.
6. Грошева Т.Н., Боровкова Е.В. Состояние здоровья студентов медицинских институтов // Здравоохранение Российской Федерации. -1988. - №1. - С..32-35.
7. Кресова ГА. Влияние режима питания на уровень работоспособности студентов. // Вопросы питания. - 1978. - №4.-с. 63-66.
8. Луфт В.М. Причины, распространенность и клинические аспекты недостаточности питания / В.М. Луфт // Военно-мед. журнал. -1994. - №4. - С. 59-63.
9. Мартинчик A.H., Королев A.A, Трофименко Л.С. Физиология питания, санитария и гигиена. // М. «Мастерство». - 2000. - С. 52.
10. Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для разных групп населения СССР. // Вопросы питания. -1992. - №2. - С. 6-15.
11.Спортивная медицина. Под ред. Карпмана В.Л. // М. «Физкультура и спорт». - 1987. - С.51.
12. Сухарев AX. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / AX. Сухарев. - М.: Медицина, 1991. - 272 с.
13. Уркевич В.С., Aбдутелишвили Г.В. Энергетические затраты и фактическое питание студентов высших учебных заведений // Вопросы питания. - 1986. - №4. - с. 31-33.
14. Хорошилов И.Е. современные возможности энтерального питания в медицине и спорте / Хорошилов И.Е., Тиканадзе A.fl. - Петрозаводск: «Интел-Тек», 2002. - 7 с.