Библиографический список
1. Концепция профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области [Текст] : проект / Челябинский ин-т развития проф. образования. — Челябинск, 2013. — 31 с.
2. Чистякова, С. Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи [Текст] / С. Н. Чистякова. — М., 2009. — 250 с.
3. Профориентация — кем стать?! [Электронный ресурс] : сайт РгоектРго : [офиц. сайт]. — Режим доступа: http://proekt-pro.ru.
4. Зеер, Э. Ф. Профориентология : теория и практика [Текст] : учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Н. О. Садовникова. — М. : Академ. проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2008. — 192 с.
5. Алтухов, В. В. Как найти себя на рынке труда? : «Профкарьера» как инструмент выбора профессионального пути [Текст] / В. В. Алтухов // Студенческая Ярмарка. - М. : РДВ-Медиа, 2006. — Вып. 2. — С. 25-37.
УДК 377 М. А. Энгельман, директор Челябинского
педагогического колледжа № 1 (ЧПК № 1), г. Челябинск, e-mail: [email protected] М. Ю. Гаубец, преподаватель ЧПК № 1
ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОГРАММА «УЧИТЕЛЬ XXI ВЕКА» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ (В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «ТЕМП»)
Формированию профессиональной компетентности у будущего педагога в широком смысле слова способствует овладение им в процессе профессиональной подготовки способами работы с новыми образовательными технологиями. В статье рассматривается, как средствами экспериментальной образовательной интегрированной программы «Учитель XXI века» решаются задачи, обозначенные в Концепции естественно-математического, технологического и педагогического образования, реализуемой на территории Челябинской области (образовательный проект «ТЕМП»).
Ключевые слова: образовательный стандарт, компетенция, компетентность.
Современный учитель поставлен сегодня в жесткие рамки динамичного, постоянно меняющегося времени и, как следствие, постоянно изменяющихся требований, предъявляемых к процессу образования. Поэтому учитель XXI века — творец в самых различных сферах педагогической деятельности: компетентный педагог, опытный технолог, организатор, стремящийся к подведению итогов своей работы и обобщению своего опыта, обладающий теми знаниями, которые накопило человечество, идущий в ногу со временем.
Выпускники Челябинского педагогического колледжа № 1 были успешными на протяжении всего XX в. Мы давали им прочные знания. Наш молодой специалист прекрасно владел фактиче-
ским материалом, был способен не только учить, но и воспитывать детей. Этого было вполне достаточно, но время меняется: XXI век — это век новых технологий, большие изменения произошли в науке, производстве, социальной сфере. Количество источников информации и ее объем увеличиваются в геометрической прогрессии. В современных условиях, связанных с формированием глобального экономического и полици-вилизационного устройства мира, значительно повышаются требования к качеству профессиональной подготовки педагогических кадров.
Возрастание роли образования в развитии общества и непосредственная зависимость качества образования от профессионализма учителей предполагают поиски путей
Инновационное развитие профессионального образования
обновления системы подготовки учителя нового типа, что продиктовано необходимостью:
- обеспечения фундаментальной подготовки высококвалифицированных педагогических кадров, отличающихся высокой интеллектуальной, коммуникативной и профессиональной культурой, широкой компетентностью и конкуренте способно стью;
- перехода системы педагогического образования в режим многоуровневого функционирования в соответствии с требованиями быстро меняющегося рынка труда на основе создания для обучающихся альтернативного разнопрофильного и разноуровневого образовательного ресурса;
- повышения эффективности реализации федеральных государственных образовательных стандартов с позиции компетентностного подхода как концептуального направления модернизации содержания отечественного образования;
- обеспечения гибкости и разнообразия образовательных программ, предусматривающих возможности получения студентами педагогических специальностей качественного образования с учетом специфики и разнообразия типов учебных заведений в зависимости от их образовательных возможностей и потребностей, а также творческой инициативы и профессиональной компетентности научно-педагогических кадров;
- подготовки учителя к инновационной деятельности на основе системного формирования профессиональных и общекультурных компетенций как важнейших составляющих практи-ко-ориентированной педагогической деятельности учителя;
- развития различных форм сотрудничества и сетевого взаимодействия ГБПОУ «ЧПК № 1» с образовательными организациями, в том числе с ГБОУ ДОД «ДУМ "Смена"», что обеспечивает постоянную обратную связь в процессе подготовки педагогических кадров, учет требований потенциальных работодателей.
Одним из возможных вариантов современного решения проблемы подготовки учителя к инновационной деятельности является сетевое взаимодействие основного профессионального и дополнительного образования.
Конструктивным ответом на вызовы XXI века (динамично меняющийся мир современных информационно-коммуникационных технологий, освоение новых областей знаний, переосмысление роли педагога в образовательном процессе) стала экспериментальная образовательная программа дополнительного образова-
ния социально-педагогической и технической направленности «Учитель XXI века».
Этот пилотный проект, не имеющий аналогов в образовательной системе Южного Урала, был успешно реализован двумя ведущими образовательными учреждениями Челябинской области, осуществившими сетевое взаимодействие с целью совершенствования форм и содержания педагогической практики будущих учителей начальных классов.
Учебная практика «Введение в специальность» начинается в первом семестре второго курса и длится с сентября по декабрь. Это первая из многочисленных видов практики, предусмотренных основной образовательной программой и учебным планом. Ее целью является подготовка студентов, освоивших уровень среднего полного общего образования в стенах педагогического колледжа (на базе 9 классов) или в школе (на базе 11 классов), к освоению общепрофессиональных компетенций, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования.
Актуальность данной программы обусловлена тем, федеральные государственные образовательные стандарты ставят перед педагогами новые задачи по формированию профессиональной компетентности, которые предусматривают:
- умение получать знания из разных источников, обладание исследовательской и информационной компетентностью;
- владение здоровьесберегающими технологиями;
- обладание критическим мышлением, умение использовать системный анализ, находить нестандартные решения;
- коммуникативные навыки, стремление к сотрудничеству;
- стремление быть творческой личностью и использовать инновационные технологии.
Содержание экспериментальной интегрированной программы «Учитель XXI века» представляет собой комплекс модульных курсов, вза-имообогащающих и дополняющих друг друга:
- модуль 1 «Технология проведения тренинга», в процессе которого студенты-практиканты в специально оборудованном учебном кабинете с учетом требований к развивающей интерактивной среде осваивают технологии ведения психологических тренингов для младших школьников;
- модуль 2 «Основы конструирования», в процессе освоения которого участники пи-
лотного проекта работают с технологиями лего-конструирования и робототехники;
- модуль 3 «ЗЭ-моделирование», направленный на освоение таких современных технических средств обучения, как ЗЭ-принтер, ЗЭ-сканер, ЗЭ-ручка;
- модуль 4 «Интерактивные средства обучения», предусматривающий овладение способами работы с интерактивной доской в учебном и воспитательном процессе;
- модуль 5 «Супер-память», обеспечивающий приобщение будущих учителей к современным лингво-функциональным технологиям обработки и усвоения учебной информации;
- модуль 6 «ТРИЗ», в процессе освоения которого студенты получают возможность отработки уникальных интеллектуальных технологий творческого развития личности обучающихся;
- модуль 7 «Как построить карьеру?», призванный подготовить участников эксперимен-
Библиографический список
тальной программы к эффективному построению траектории профессионального развития и самосовершенствования.
Таким образом, экспериментальная интегрированная программа учебной практики «Введение в специальность» социально-педагогической и технической направленности «Учитель XXI века», реализуемая с сентября 2014 г., представляется коллективу единомышленников двух образовательных учреждений не только оптимальной, эффективной и благоприятной формой освоения интерактивных средств обучения, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях, но и средством обеспечения профессионального самоопределения личности, создания условий для развития мотивации к познанию, творчеству и самореализации, определения своего места в педагогической деятельности и современном мире.
1. Сайков, Б. П. Информационная среда школы [Текст] / Б. П. Сайков // Информатика. — 2007. — № 20. — С. 14-37.
2. Хозяинов, Г. И. Средства обучения как компонент педагогического процесса [Текст] / Г. И. Хозяинов / Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. — М., 1998. — Т. 5. — 136 с.