УДК 371.1 ББК 74.204.2
СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ
В МУНИЦИПАЛЬНОМ ЛИЦЕЕ
Киприянова Е. В.
г. Челябинск, Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 11
Статья посвящена вопросам системы непрерывного развития компетентности учителя, представляющей собой инновационную образовательно-профессиональную среду муниципального лицея. В работе также отражены функции и структура системы непрерывного развития компетентности учителя.
Современная жизнь выдвигает новые требования к профессиональной деятельности педагога: обновление и углубление знаний в предметной научно-профессиональной, управленческой, психолого-педагогической и общекультурной областях на основе изучения современных достижений науки, методологии, теории и практики управления, менеджмента, маркетинга, педагогики, психологии, освоение новых образовательных технологий (здоровьесберегающие, информационно-компьютерные, проектные, кейс - технологии и др.), активных форм, методов и средств обучения, изучения отечественного и зарубежного опыта.
Согласно нашим исследованиям, смещение требований к учителю в сторону его результативности (в соответствии с требованиями стандарта) делает приоритетной на данный момент модель педагогического стиля учителя, ориентированного, прежде всего, на содержание учебного предмета, на соответствие принятым стандартам подготовленности школьников к поступлению в определенный вуз или к получению престижной работы, обеспечивающей желаемый образ жизни.
Известно, что содержание образования, которое предоставляет школьнику необходимый и доступный ему минимум средств индивидуаль-
ного развития как базовую основу для самостоятельного освоения культурно-исторических ценностей, зафиксировано в государственных образовательных стандартах. В условиях информационного общества ценность содержания образования для школьников невозможно повысить за счет включения новой дополнительной информации в учебные программы и учебники или за счет замены одних сведений другими.
По мнению многих исследователей, ценность содержания школьного образования для учащихся можно повысить, если его результаты будут обеспечивать возможность решения значимых для них проблем. Это означает, что профессиональная компетентность учителя связана с проблемой конструирования содержания практико-ориентированного образования, решением ситуационных проблемных задач. Таким образом, не наполнять программы излишними знаниями, а постигать содержание образования через освоение задач, проблем, ситуаций.
В современном муниципальном лицее реализуется множество образовательных программ: общеобразовательные программы, реализующие содержание образования базового уровня; программы углубленного обучения;
Куприянова Е В. Система непрерывного развития компетентности учителя...
авторские программы, предполагающие расширение содержания образования, программы профильного уровня; программы вариативной части учебного плана и программы дополнительного образования.
Программы дополнительного образования включают программы научноисследовательского, спортивнооздоровительного и художественно-
эстетического направления.
Учителю, реализующему программы профильного, углубленного уровней, а также программы научно-исследовательского направления требуется специальная подготовка, поскольку программы направлены на развитие индивидуальной одаренности школьника и интеллектуально-творческих способностей
школьника. Уровень освоения таких программ
- индивидуальный, отличный от условий массовой школы.
Проходя через систему непрерывного развития компетентностей, учитель осваивает этапы становления от учителя-профессионала до учителя-исследователя и способен эффективно реализовывать программы базового уровня, интерпретировать программы профильного и углубленного уровней и создавать авторские методики и дидактики обучения, основанные на практико-ориентированных принципах обучения.
Инновационным фактором развития образовательного учреждения и профессиональной компетентности учителя в современных условиях выступает, на наш взгляд, организация службы, построенной на принципах системности, адаптивности, устойчивости, социального партнерства, выполняющей воспитательнообразовательную, мотивационно-целевую, информационную, организационную, мониторинговую, прогностическую и рефлексивную функции. Основной ее характеристикой выступает навигация исследовательской, научнометодической, методической деятельности учителя и исследовательской деятельности учащегося и организация системы непрерывного развития компетентности педагогов.
Функциями системы непрерывного разви-
тия компетентности учителя, созданной в муниципальном лицее, являются:
1. Мотивационно-ценностная, позволяющая участникам образовательного процесса осознать ценностные особенности образовательного процесса, адекватные вызовам современности.
2. Теоретико-методологическая, позволяющая педагогам переосмыслить в контексте нового стратегического курса российского руководства новые реалии современного информационного общества; роль России в современном мире; вызовы и угрозы, которые определяющим образом сдерживают консолидирующие процессы в обществе, развитие российской государственности.
3. Иформационно-методическая, позволяющая участникам образовательного процесса получить расширенную информацию по ключевым направлениям модернизации образования в контексте разработки государственного образовательного стандарта второго поколения, освоить эффективные подходы к проектированию содержания и форм учебных занятий, адекватных требованиям информационной эпохи.
4. Организационно-планирующая, обеспечивающая построение модели развития компетентности учителя, отвечающей требованиям и условиям образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, решающем задачи модернизации образования; структурирования учебного материала по учебным модулям, разделам и темам; определения его количественных и качественных характеристик.
5. Контрольно-диагностическая, позволяющая организовать в локальном образовательном пространстве систему оценивания педагогической деятельности участников образовательного процесса.
Систему непрерывного развития компетентности учителя, реализуемую в лицее, можно представить следующими элементами:
1. Конкурсный отбор преподавателей.
2. Контрактно-договорная система приема.
3. Система поощрения педагогических работников.
4. Система аттестации педагогических и руководящих работников.
повышения квалификации кадров
5. Включение педагогического коллектива
в научно-исследовательскую деятельность,
функционирование научно-исследовательских коллективов, нацеленных на реализацию краткосрочных научно-исследовательских, методических и образовательных проектов.
6. Система дифференцированного развития профессиональных качеств и компетентностей педагогических работников. Формы ее возможно подразделить на внешние и внутренние (локальные), индивидуальные, групповые и коллективные. Локальные формы, организуемые в рамках лицейской профессиональнообразовательной среды, направлены, прежде всего, на обучение и саморазвитие педагогов и представлены:
- Научно-практические конференции педагогов (ежегодные);
- Методологические и методические семинары и тренинги, педагогические советы и др. Содержание семинаров и тренингов представлено тематикой, направленной на развитие творческо-исследовательских способностей педагогов и обучающихся.
- Экспресс-курсами развития профессиональных компетентностей педагогов и руководителей лицея. Экспресс-курсы проводятся по наиболее актуальным направлениям развития образования и его проблем, касающихся, например, проблем качества образования, внедрения современных педагогических технологий и др.
В рамках программы развития лицея реализуется комплексная программа «Профессионал», целью которой является повышение профессиональной компетентности педагогов, связанной в условиях национального проекта, в первую очередь, с информационно-
коммуникативными компетентностями.
Важнейшим, на наш взгляд, фактором роста профессиональной компетентности, является включение педагогического коллектива в научно-исследовательскую деятельность. Научноэкспериментальная деятельность в муниципальном лицее осуществлялась под руководством Л. И. Айдаровой, К. Я. Вазиной, А. Г. Гостева, В. Г. Грязевой-Добшинской,
ЧИППКРО
Т. Г. Калугиной, Е. В. Киприяновой, С. Г. Молчанова, В. А. Петровского, М. М. Поташника.
Программа включения педагогов в научноисследовательскую деятельность предполагает участие педагогов в профессиональных проектах федерального, регионального, муниципального уровней. Например, научноисследовательская и научно-экспериментальная деятельность методического объединения учителей обществознания МОУ лицей № 11 в 20072008 гг. представлена:
1) проектами по разработке федерального комплекта учебно-дидактических материалов по обществознанию в рамках сотрудничества с издательствами «ВЛАДОС» (г. Москва) и «Легион» (г. Ростов-на-Дону);
2) программой и дидактическим комплексом экспериментального философского модуля по курсу обществознания в старшей школе;
3) разработкой заданий единого государственного экзамена по обществознанию в рамках целевого заказа Федерального института педагогических измерений (ФИПИ, г. Москва);
4) проведением федерального эксперимента по внедрению новых типов заданий ЕГЭ по об-ществознанию в рамках совместного проекта с Федеральным институтом педагогических измерений;
5) проектом апробации концепции стандартов второго поколения и экспериментальных учебников по истории и обществознанию в рамках сотрудничества с издательством «Просвещение»;
6) образовательной программой Челябинской области по обществознанию и истории, разработанной педагогами в рамках научно -методического эксперимента МОиН Челябинской области. Данный программный продукт является ресурсным обеспечением образовательной области «Обществознание», содержательно включающий основные дидактические единицы содержания обществоведческого и исторического образования для трех ступеней образования и пяти видов ОУ: общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением предметов, школ с универсальными классами;
Куприянова Е В. Система непрерывного развития компетентности учителя...
7) Разработкой материалов для подготовки к итоговой аттестации по обществознанию в основной и старшей школе в рамках мероприятий Университетского образовательного округа и Челябинского института повышения квалификации педагогических работников;
8) Обучающими тренингами и мастер-классами для учителей Челябинской области в рамках мероприятий городских методических объединений учителей и ЧИППКРО.
Таким образом, система непрерывного развития компетентности учителя в муниципальном лицее представляет собой инновационную образовательно-профессиональную среду муниципального лицея. Ее отличительными особенностями являются:
1. Системность и структурность форм объединения педагогов на основе организации научно-исследовательской деятельности, а именно:
- организацию творческих объединений, способствующих непрерывному профессионально-творческому росту преподавателей и научноисследовательская деятельность педагогов в их рамках;
- наличие общих целей, проблем развития компетентности учителей, решение которых позволяет выявить и в определенной степени удовлетворить их значимые потребности;
- распределение функций педагогов в творческих объединениях с учетом их индивидуальных возможностей, приводящих к развитию внутригруппового инновационного взаимодействия;
- рефлексию, обеспечивающую непрерывное формирование сознания учителей.
2. Поэтапное развитие компетентностей. Учитель проходит этапы становления от учителя-профессионала до учителя-исследователя и способен реализовывать постепенно от программ базового уровня до интерпретации программ профильного и углубленного уровней и создания авторских методик и дидактик обучения.
3. Дифференциация и многообразие содержания и форм повышения профессиональнопедагогической компетентности.
Особенностью созданной системы непрерывного развития компетенций учителя является то, что она направлена на обучение взрос-
лых. Образование взрослых требует особых программ, технологий, методов и форм организации учебного процесса. Опыт лицея в этом смысле уникален. В основе многообразия форм обучения педагогов - активные и интерактивные стратегии и методы обучения, деятельностные и практикоориентированные способы обучения педагогов. Подготовка педагогов осуществляется под руководством высококвалифицированных специалистов на локальном, муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
4. Целостная вертикально интегрированная система связей с учреждениями системы дополнительного профессионального образования.
Структурными элементами этой системы являются школьные и районные методические объединения учителей, муниципальные и меж-муниципальные методические центры, региональные учреждения дополнительного профессионального (педагогического) образования, Федеральное государственное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования». Каждая составляющая системы выполняет определенную функцию, а все вместе они составляют единый цикл непрерывного педагогического образования.
5. Ресурсный потенциал системы. Так, лицей является методическим, коммуникативным и ресурсным центром, в котором накапливается, анализируется и тиражируется информация о современном состоянии системы образования. Тем самым обеспечивается процесс постоянного самообразования и образования педагогических и руководящих работников лицея.
6. Ориентированность научно-методической деятельности педагогов на практический образовательный продукт, влияющий на качество современного лицейского образования. Данный продукт фиксируется в квалификационных работах педагогов, результатах участия в методических, исследовательских проектах в виде методических и научно-методических разработок, цифровых образовательных ресурсов, концеп-
Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров
ций, программ обучения, воспитания и развития школьников и т. д.
7. Ориентированность научно-методической деятельности на высший образовательный результат - ученика, его знания, навыки, компетенции, уровень развития и социализации.
8. Одной из важнейших особенностей системы непрерывного развития компетентностей в муниципальном лицее является внедрение современных образовательных технологий, активных и интерактивных методов и стратегий
преподавания.
Таким образом, проблема развития «человеческого капитала» в современную эпоху играет решающую роль в инновационных процессах, поскольку именно учитель может обеспечить инновационный характер образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях, внедрить обновленное содержание и технологии образования, обеспечивающее баланс фундаментальности и компе-тентностного подхода.
Менеджмент в образовании: учебно-методическое пособие для слушателей дополнительной профессиональной образовательной программы «Менеджмент в образовании» с присвоением квалификации «Менеджер образования» (для руководителей дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений / Сост. А. В. Щербаков, Е. В. Рябышева. - Челябинск, 2009. - 215 с.
В работе рассматривается содержание дисциплин дополнительной профессиональной образовательной программы «Менеджмент в образовании», соответствующее государственным требованиям к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации «Менеджер образования» (для руководителей дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений). Даются рекомендации по организации самостоятельной работы слушателей.
Пособие адресовано слушателям курсов профессиональной переподготовки, обучающимся по дополнительной профессиональной образовательной программе «Менеджмент в образовании», преподавателям и организаторам курсов профессиональной переподготовки кадров.