Окончание таблицы 1
№ п/п Показатели качества образовательной деятельности ПОО Высокий уровень развития ОД по показателю (кол-во ПОО) Низкий уровень развития ОД по показателю (кол-во ПОО)
2.4 Наличие дополнительных образовательных программ 37 1
2.5 Наличие возможности развития творческих способностей и интересов обучающихся, включая их участие в конкурсах и олимпиадах (в том числе во всероссийских и международных), выставках, смотрах, физкультурных и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях 22 3
2.6 Наличие возможности оказания обучающимся психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи 13 13
2.7 Наличие условий для организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов 5 33
3. Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, касающийся доброжелательности, вежливости, компетентности работников
3.1 Доля получателей образовательных услуг, положительно оценивающих доброжелательность и вежливость работников организации, от общего числа опрошенных получателей образовательных услуг 44 0
3.2 Доля получателей образовательных услуг, удовлетворенных компетентностью работников организации, от общего числа опрошенных получателей образовательных услуг 42 0
4. Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, касающийся удовлетворенности качеством образовательной деятельности организаций
4.1 Доля получателей образовательных услуг, удовлетворенных материально-техническим обеспечением организации, от общего числа опрошенных получателей образовательных услуг 41 0
4.2 Доля получателей образовательных услуг, удовлетворенных качеством предоставляемых образовательных услуг, от общего числа опрошенных получателей образовательных услуг 41 0
4.3 Доля получателей образовательных услуг, которые готовы рекомендовать организацию родственникам и знакомым, от общего числа опрошенных получателей образовательных услуг 45 0
УДК 373 И. И. Тубер, директор Южно-Уральского
государственного технического колледжа (ЮУрГТК), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮУРГТК В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ТЕМП»
В статье раскрыты вопросы содержания профориентационной работы в профессиональной образовательной организации в соответствии с Концепцией развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП», обозначены механизмы реализации Концепции, формы и методы профориентационной деятельности.
Ключевые слова: профориентация, естественно-математическое и технологическое образование, модель профориентационной работы, формы и методы профориентационной работы, популяризация рабочих и инженерно-технических профессий.
Для промышленного Челябинска внимание к естественно-математическому и технологическому образованию, последовательная политика по обеспечению его высокого качества являются закономерными. С целью определения путей и механизмов достижения современного качества естественно-математического и технологического образования с использованием ресурсов всех уровней была разработана Концепция развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП», утвержденная Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 29.09.2014 № 01/2887.
В основе стратегической цели Концепции находится идея достижения конкурентного уровня качества естественно-математического и технологического образования в общеобразовательных организациях региона посредством рационального использования социально-педагогических, информационных и технико-технологических возможностей обладающих соответствующими ресурсами организаций и предприятий образовательной, производственной и социокультурный сферы, средств массовой информации, родителей и других заинтересованных лиц и структур.
Резкое сокращение числа выпускников технических специальностей в Челябинской области в последние годы привело к тому, что квалифицированные специалисты высшего эшелона отдельных отраслей производства вплотную подошли к пенсионному возрасту, низовые должности (рабочие профессии) молодежь мало интересуют, а на уровне среднего руководящего состава вообще образовался вакуум. Возникла опасность того, что в ближайшие годы сектора экономики региона, обеспечивающие основные бюджетные поступления, могут попросту остаться без кадров [1]. Сложившаяся ситуация переросла в проблему, требующую скорейшего разрешения.
К числу ведущих инструментов решения данной проблемы можно отнести ряд механизмов, обозначенных в Концепции развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП», а именно:
- сетевое взаимодействие как инструмент организации всестороннего партнерства субъектов и участников образования;
- популяризация системы естественно-математического и технологического образования (в том числе с активным использованием ресурсов средств массовой информации и сети Интернет);
- информационно-мотивационное сопровождение субъектов осуществления естественно-математического и технологического образования на всех этапах и уровнях принятия решений;
- развитие «деловой репутации» образовательных организаций.
Определенные Концепцией механизмы находят свое отражение в разработанной колледжем модели профориентационной работы. Как любая другая модель, модель профориентаци-онной работы строится на основе современных подходов, которые определяют ее содержательный компонент.
В модели определены четыре подхода к профориентации:
• информационный;
• диагностико-консультационный;
• развивающий;
• активизирующий [2].
На основе выделенных подходов разработана модель процесса профориентационной деятельности, которая отражает следующие аспекты:
- социальный заказ как основу целеполага-ющего компонента;
- принципы и направления деятельности по профессиональной ориентации как основу организационно-содержательного компонента;
- критерии и показатели качества набора студентов учреждений среднего профессионального образования как основу диагностико-результативного компонента.
Разработанная модель включает в себя три компонента: целеполагающий, организационно-содержательный, диагностико-результатив-ный, а также комплекс педагогических условий реализации модели (рис. 1).
Разработанная модель имеет уровневый характер. Все предложенные уровни связаны между собой. Эта связь прослеживается как по вертикали, так и по горизонтали и создает целостность системы профессиональной ориентации. В модели четко определен комплекс форм и методов профориентационной работы, обеспечивающих достижение обозначенных цели и задач.
Рис. 1. Структурно-функциональная модель профориентационной работы в ЮУрГТК
Проектируя систему (модель) профориен-тационной работы в колледже, помимо Концепции развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП», коллектив опирался на Концепцию профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области и Программу развития ГБОУ СПО (ССУЗ) «Южно-Уральский государственный технический колледж» на 2014-2018 гг.
При разработке модели учитывали, что профориентация относится к социальным системам, которые функционируют в обществе и затрагивают различные проблемы, в том числе связанные с развитием человеческого фактора общественного производства. Решая проблемы согласования интересов человека, общества, государства, профориентационная работа, с одной стороны, должна в полной мере обеспечивать процесс профессионального созревания личности, а с другой — должна быть ориентирована на обеспечение экономики Челябинской области специалистами различных сфер деятельности [3]. Для достижения такого результата необходимо сделать так, чтобы деятельность всех участников профориентационной работы была организованна и управляема.
Особого внимания заслуживают формы и методы профориентационной работы колледжа. Они реализуются в рамках четырех направлений.
Большое внимание в профессиональной ориентации уделяется профинформированию о рабочих профессиях, востребованных в регионе. В данном направлении самое широкое применение находят разнообразные формы и методы.
День открытых дверей является одной из форм массовых профориентационных мероприятий, решающих задачи профессионального самоопределения учащихся выпускных классов общеобразовательных организаций. День открытых дверей традиционно проводится в колледже два раза в год, однако каждое из мероприятий отличается от других содержательно и организационно. Программа обязательно включает выступление студенческой агитбригады, экскурсии по колледжу, знакомство с учебными отделениями, специальностями. В ходе экскурсий демонстрируются учебные лаборатории, учебно-производственные мастерские, полигоны, оснащенные современным учебно-лабораторным, учебно-производственным и симуляционным оборудованием. Кроме того, организуется работа психолога, который прово-
дит для всех желающих профориентационную экспресс-диагностику. Ежегодно мероприятие посещают около 300 человек. С целью оценки эффективности каждого проведенного дня открытых дверей в качестве обратной связи обязательно проводится анкетирование учащихся школ. Как показывают результаты анкетирования, школьники традиционно высоко оценивают эти мероприятия по критериям «полезность» и «информативность проведенных встреч» (не менее 96 % респондентов).
Следующей не менее эффективной формой профориентационной работы являются экскурсии школьников по колледжу, знакомство их с миром специальностей. При этом для учащихся школ демонстрируются видеофильмы, проводятся презентации интересующих их направлений подготовки. Также в рамках экскурсий проводятся мастер-классы по отдельным специальностям, в ходе которых школьники могут принять участие в учебно-производственном процессе.
Большую роль в формировании и поддержании положительного имиджа профессиональной образовательной организации, а также в профессиональном просвещении играет выставочная деятельность [4]. Колледж ежегодно принимает участие в выставках, связанных с образованием, например:
- «Образование через всю жизнь. Абитуриент»;
- универсальной выставке-ярмарке «Агро»;
- межрегиональной выставке «Строительство»;
- «Образование и карьера. Книга».
Посетителями выставок являются школьники 8-11-х классов. Считаем, что выставки являются обязательным элементом формирования позитивного имиджа образовательной организации, а также средством презентации и продвижения его образовательных услуг, т. е. развития деловой репутации, определенного как один из механизмов реализации Концепции «ТЕМП».
Кроме традиционных форм профориен-тационной работы, в колледже применяются интерактивные формы, обеспечивающие погружение учащихся в квазипрофессиональную деятельность [5]. Одной из таких форм являются профессиональные пробы в специально организованном учебном процессе, которые помогают понять содержание и особенности трудовой деятельности, требования к работнику (психофизиологические, интеллектуальные и др.) [4]. Колледж располагает большим количеством тренажеров, имитационным оборудованием,
виртуальными лабораториями и т. д. Все это делает возможным организацию и проведение профессиональных проб. Например, в лаборатории по специальности 22.02.06 «Сварочное производство» с помощью сварочного тренажера каждый абитуриент может попробовать зажечь и удержать сварочную дугу, причем сделать это правильно, в маске-хамелеоне, с соблюдением всех требований безопасности. Оценку качества данного процесса любой абитуриент может увидеть на экране монитора компьютера, который соединен с тренажером.
Из опыта знаем, что наибольший интерес у абитуриентов вызывают профессиональные пробы, проводимые в лаборатории оптико-волоконной связи и лаборатории сетевой технологии, где учащиеся могут поработать с современным оборудованием и посмотреть на результаты своего труда.
На сайте колледжа действует форум «Нужен ответ? Задай вопрос эксперту». Цель форума — помочь абитуриенту и его родителям сделать правильный выбор. Ежедневно специалист по связям с общественностью отвечает на все интересующие абитуриентов вопросы: об условиях приема в образовательную организацию, особенностях подготовки по специальностям, профессиональной деятельности выпускников и т. д.
Кроме того, на сайте колледжа существует специальный тематический раздел «Калейдоскоп специальностей». Он содержит информацию обо всех специальностях, по которым ведется подготовка в ЮУрГТК. Каждый школьник (родитель, законный представитель, слушатель и др.) может легко найти любую интересующую его информацию о специальности (направлении подготовки), образовательной программе, посмотреть видеоролики, презентации, фотоматериал.
Еще одной важной формой профориента-ционной работы является реализация дополнительных общеразвивающих программ для учащихся школ и всех желающих — например, дополнительной общеразвивающей программы по подготовке к вступительным испытаниям по рисунку (для специальности 07.02.01 «Архитектура»). В рамках этой программы слушатели курсов получают не только качественную подготовку к вступительным испытаниям, но и изучают спецкурс «Профессиональное самоопределение», адаптируются к условиям колледжа.
Внедрение механизма популяризации системы естественно-математического и технологического образования, рабочих и инженерно-технических профессий осуществляется через
организацию и проведение конкурсов профессионального мастерства, в том числе и среди рабочих, олимпиад профессионального мастерства обучающихся по специальностям, чемпионатов WSR с широким освещением данных мероприятий в СМИ, с привлечением школьников к участию в данного рода мероприятиях. Например, на базе колледжа в 2015 г. прошла единственная в УрФО олимпиада профессионального мастерства обучающихся по специальности СПО 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах». В рамках второго олимпиадного дня для школьников г. Челябинска было проведено большое профориентационное мероприятие, включающее в себя презентацию направлений подготовки колледжа и специальностей технического профиля, профориентационные пробы, мастер-классы. В ходе данных мероприятий в режиме онлайн школьники могли наблюдать, как участники выполняют олимпиадные задания, побеседовать со специалистами предприятий — социальных партнеров колледжа.
Таким образом, структурно-функциональная модель профориентационной работы в ЮУрГТК включает все необходимые компоненты: целе-полагающий, организационно-содержательный, диагностико-результативный, комплекс форм и методов, результат. Разработанная модель обеспечивает результативность профориента-ционной деятельности, что подтверждается ростом числа желающих поступить на обучение в колледж: в 2015 г. количество поданных в приемную комиссию заявлений в 2,1 раза превысило контрольные цифры приема.
Коллектив колледжа продолжает работу над решением таких проблем, как выстраивание более тесных взаимоотношений с общеобразовательными организациями города, поиск возможностей реализации образовательных программ общего образования в сетевой форме — использование потенциала колледжа для реализации программ по предмету «Технология», привлечение учащихся школ к участию в различных мероприятиях, проводимых в колледже (олимпиадах, конкурсах, викторинах и т. д.). Все это позволит максимально полно использовать потенциал образовательных организаций среднего профессионального образования для решения задач обеспечения нового качества образования, отвечающего потребностям экономики региона в квалифицированных кадрах, а также достичь индикативных показателей реализации Концепции развития естественно-математического и технологического образования в образовательных организациях Челябинской области в 2014-2016 гг
Библиографический список
1. Концепция профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области [Текст] : проект / Челябинский ин-т развития проф. образования. — Челябинск, 2013. — 31 с.
2. Чистякова, С. Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи [Текст] / С. Н. Чистякова. — М., 2009. — 250 с.
3. Профориентация — кем стать?! [Электронный ресурс] : сайт РгоектРго : [офиц. сайт]. — Режим доступа: http://proekt-pro.ru.
4. Зеер, Э. Ф. Профориентология : теория и практика [Текст] : учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Н. О. Садовникова. — М. : Академ. проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2008. — 192 с.
5. Алтухов, В. В. Как найти себя на рынке труда? : «Профкарьера» как инструмент выбора профессионального пути [Текст] / В. В. Алтухов // Студенческая Ярмарка. - М. : РДВ-Медиа, 2006. — Вып. 2. — С. 25-37.
УДК 377 М. А. Энгельман, директор Челябинского
педагогического колледжа № 1 (ЧПК № 1), г. Челябинск, e-mail: [email protected] М. Ю. Гаубец, преподаватель ЧПК № 1
ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОГРАММА «УЧИТЕЛЬ XXI ВЕКА» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ (В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «ТЕМП»)
Формированию профессиональной компетентности у будущего педагога в широком смысле слова способствует овладение им в процессе профессиональной подготовки способами работы с новыми образовательными технологиями. В статье рассматривается, как средствами экспериментальной образовательной интегрированной программы «Учитель XXI века» решаются задачи, обозначенные в Концепции естественно-математического, технологического и педагогического образования, реализуемой на территории Челябинской области (образовательный проект «ТЕМП»).
Ключевые слова: образовательный стандарт, компетенция, компетентность.
Современный учитель поставлен сегодня в жесткие рамки динамичного, постоянно меняющегося времени и, как следствие, постоянно изменяющихся требований, предъявляемых к процессу образования. Поэтому учитель XXI века — творец в самых различных сферах педагогической деятельности: компетентный педагог, опытный технолог, организатор, стремящийся к подведению итогов своей работы и обобщению своего опыта, обладающий теми знаниями, которые накопило человечество, идущий в ногу со временем.
Выпускники Челябинского педагогического колледжа № 1 были успешными на протяжении всего XX в. Мы давали им прочные знания. Наш молодой специалист прекрасно владел фактиче-
ским материалом, был способен не только учить, но и воспитывать детей. Этого было вполне достаточно, но время меняется: XXI век — это век новых технологий, большие изменения произошли в науке, производстве, социальной сфере. Количество источников информации и ее объем увеличиваются в геометрической прогрессии. В современных условиях, связанных с формированием глобального экономического и полици-вилизационного устройства мира, значительно повышаются требования к качеству профессиональной подготовки педагогических кадров.
Возрастание роли образования в развитии общества и непосредственная зависимость качества образования от профессионализма учителей предполагают поиски путей