- развитие семьи в рамках образования и здоровья;
- образование семьи - родительские конференции, родительскиеуниверситеты, школы здоровой семьи, школы подготовки к осознанному материнству и отцовству, взаимодействие семьи с оздоровительными центрами, индивидуальные консультации;
- знание индивидуальных особенностей членов семьи, здоровый образ жизни, системы оздоровления, основанные на семейных традициях, культура питания, репродуктивное здоровье;
- семейных отдых и туризм, культура быта, этика семейных отношений, нравственное воспитание семьи;
- семейные праздники, творческий подход к организации быта;
- формирование позитивного отношения к труду.
Литература:
1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. - 2000.
- Т. 7.- № 2.- С. 21-28.
2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М., 1983.
3. Аверин В.А. Психическое развитие детей младшего школьного возраста: учебное пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб., 2000.
4. Беднарская И.Г. Искусство быть красивым. - М., 1994.
5. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. -М., 1991.
6. Искусство бытьздоровым. В 2-х ч. - 2-е изд., перераб. / авт.-сост. А.М. Чайковский, С.Б. Шенкман. - М., 1987.
7. Зеленкевич И.Б., Ивашкевич М.З., Пилипцевич Н. Общественное здравоохранение и его место в системе охраны здоровья населения // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. -2001.- № 3.- С. 3-6.
8. Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Режим учебы и отдыха ослабленных детей // Начальная школа. - 2003. - № 9.
9. Коновалов С.С. Книга, которая лечит. - СПб., 2002.
10. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. - М., 1986.
11. Похлебкин В.П. Уроки здоровья. - М., 1992.
12. Фарбер Д.А., Корниенко И.А., Сонькин В.Д. Физиология школьника.- М., 1990.
с
□
SONG FOLKLORE OF GREBEN COSSACKS IN A CONTEXT OF REVIVAL OF CULTURAL WEALTH
Tolstokorova Elena Vasilevna, Senior Lector, Stavropol Regional College of Arts, Stavropol
In the article problems of revival of song folklore of Greben Cossacks in a context of revival of cultural wealth as means of traditional folklore most boldly outline and trace process of cultural and historical evolution of the people, its character, mentality of national culture and continuity of generations are analyzed.
Keywords: song folklore; revival, spiritual traditions.
127
ПЕСЕННЫЙ фольклор гребенских казаков
В КОНТЕКСТЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
В статье анализируются проблемы возрождения песенного фольклора гребенских казаков в контексте возрождения духовных ценностей, поскольку именно средствами традиционного фольклора наиболее рельефно очерчивается и прослеживается процесс культурно-исторической эволюции народа, его характер, менталитет национальной культуры и преемственность поколений.
Ключевые слова: песенный фольклор; возрождение, духовные традиции.
УДК 398.221
© ТолстокороваЕ.В.,2012
Северный Кавказ в конце XX в. вновь стал приграничной зоной и южным рубежом России. В.С. Белозеров, исследуя этнодемографи-ческие процессы на Северном Кавказе, подчеркивает, что "сложность социальной структуры Северного Кавказа предопределена совместным проживанием на его территории во многом ассимилированных индоевропейской, северокавказской, алтайской и кавказской языковых семей, исповедующих основные мировые религии и культуры" [1, с. 6-7].
Современная характеристика социально-политического положения на Северном Кавказе и Ставрополье, охарактеризованная современными учеными [1, 2, 4], позволяет констатировать остроту проблем, связанных с межэтническими коммуникациями, что, в свою очередь, придает остроту и значимость проблеме возрождения духовных ценностей традиционной культуры казачества.
По справедливому замечанию А.Ф. Григорьева, с древних времен на Северном Кавказе взаимодействовали разнообразные, поли-
ТОЛСТОКОРОВА Елена Васильевна,
преподаватель, Ставропольский Краевой колледж искусств, Ставрополь
0
X
г
□ I..п
о
о
-чо
о
128
этнические общности, различавшиеся уровнем социально-экономического развития, формами хозяйствования и быта, языками и религиями. В частности, Ставропольский край, исторически включая в свой территориальный состав национально-этнические образования, представляет собой традиционно полиэтническую и социально-культурную среду. Имея многовековую историю освоения и эволюционного развития различных этносов, регион населялся древними полиэтническими племенами, которые в результате ассимиляции и исторического взаимодействия были включены в генетическую цепочку эволюционного развития современных этносов и этнических общностей [5].
История и культура терско-гребенского казачества всегда была предметом пристального внимания ученых и сегодня научный поиск продолжается [2, 3, 5, 6].
Однако анализ научно-исследовательской казачьей проблематики позволяет говорить о недостаточном исследовании в области песенного терско-гребенского фольклора. В частности, "не осмыслена роль и значение традиционной культуры в сохранение этноса, антропологическая сущность традиционной культуры в формирования мировоззрения личности, ее духовно-нравственных ценностей, социально-политическое значение традиционной культуры отдельного субэтноса в полиэтническом регионе" [5].
Несмотря на актуальность проблемы возрождения казачества, необходимо отметить рядтен-денций в социально-культурном, духовно-нравственном и научно-образовательном аспектах, что создает комплекс противоречий. Прежде всего, особую остроту приобретают противоречия, связанные с формированием духовно-нравственных личностных компонентов, в основе которых - гуманистические принципы этнической культуры. С одной стороны, возрастает потребность в более глубоком изучении этногенеза казачества и его культурных компонентов (традиционная культура, этническая культура) как содержательного наполнения регионального образования и культуры, а с другой - не достаточность научного исследования, в частности, традиционного песенного фольклора терско-гребенского казачества каксоцио-куль-турного феномена и важнейшего компонента традиционной культуры казачества Юга России.
Потребность в возрождении традиционного песенного фольклора особенно актуальна в период возрождения и восстановления культур-ныхтрадиций, поскольку именно средствами традиционного фольклора наиболее рельефно очерчивается и прослеживается процесс культурно-исторической эволюции народа, его характер, менталитет национальной культуры и преемственность поколений.
Именно поэтому возрождение традиционной казачьей культуры, как справедливо отмечено
в ряде публикаций, будет способствовать консолидации гражданского общества вокруг проблем формирования духовно-нравственных личностных ценностей подрастающего поколения, восстановлению межнационального равновесия и миролюбивого добрососедства всех проживающих на Кавказе народов и гуманизации общества в целом [5]. Осмысление происходящего вокруг, выстраивание перспективы развития общества невозможно без глубокого изучения прошлого, и это относится не только к истории, философии и др. гуманитарным наукам, но и к устному народному творчеству. Важнейшей задачей во все времена было и остается собирание, обобщение и систематизация всех видов народного творчества.
Огромную значимость в процессе сохранения и возрождения традиционной песенной культуры приобретает научно-исследовательская работа, а именно обобщение и систематизация различных источников по результатам экспедиционно-полевых, фольклорных исследований. Подчеркивая важность данной деятельности,
B.М. Щуров писал: "необходимость описания и анализа региональныхтрадиций музыкального фольклора есть та база, на которой формируются и развиваются наши знания о законах национального музыкального мышления" [7, С. 3]. В рамках возрождения национальных культур, традиционного песенного фольклора, данная проблематика приобретает особое значение. Говоря об актуальности возрождения песенных фольклорных традиций в русском народном творчестве, В.М. Щуров отмечает: "Настало время дать картину соотношения местных явлений в русском фольклоре наряду с данными археологии, лингвистики и этнографии...., сопоставление современных данных о формировании местных особенностей в музыкальном фольклоре поможет раскрыть существенные стороны процессов развития народного искусства" [8,
C. 47]. Безусловно, разделяя позицию ученых, необходимо отметить важнейшую закономерность формирования и развития традиционной певческой культуры в том, что местные особенности пения формируются в связи с историческими, социально-экономическими условиями, а также в результате взаимообогащения культур народов-соседей [2, 3, 4].
Консолидируясь с научным тезисом ученых, подчеркиваем, что специфика регионального, традиционного песенного фольклора, также как сама певческая народная культура происходит из своеобразия и многослойного исторического развития. В исследовании локальной традиции, современные ученые рассматривают ее не просто в территориально-конкретной привязке, но как сложный историко-культурный феномен и важнейших факторов, в связи с чем в науке выделяется этническая и социальная история [2, 4, 5, 7].
Таким образом, в музыковедении и фольклористике в контексте изучения регионального, традиционного песенного фольклора, намечена устойчивая тенденция исследования традиционной региональной культуры в тесной взаимосвязи с локальной историей сточки зрения общего исторического процесса.
Иначе говоря, без тщательного изучения истории, этногенетики и эволюции этноса, исследование традиционной культуры и в частности песенного фольклора его специфической особенности будет не полным и вряд ли научно обоснованным.
Таким образом, актуальность проблемы возрождения и сохранения песенного фольклора терского и гребенского казачества обусловлена ее социо-культурной значимостью в контексте консолидации общества и формирования духовно-нравственных личностных ценностей подрастающего поколения, как социо-культур-ного фактора, влияющего, в свою очередь, на процесс построения добрососедского межнационального общения народов, проживающих на Северном Кавказе.
Литература:
1. Белозеров B.C.Этнодемографические процессы на Северном Кавказе. - Ставрополь, 2000.
2. Великая Н.Н. Казаки Восточного Предкавказья в XVIII -XIX вв. -Ростов-на-Дону, 2001. - 285 с.
3. Виноградов В.Б. Проблемы изучения, сохранения и развития традиционной культуры славянского населения Юга России и пути их решения. - Ставрополь, 2001. - С. 39-40.
4. Григорьев А.Ф. Традиционная казачья культура Ставрополья как предмет исследования // Педагогическая наука и практика - региону (1 -10 апреля 2208 г.): материалы X Региональной научно-практической конференции - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. - С. 162165.
5.Григорьев А.Ф. Этническая картина мира гребенских казаков(на примере ритуально-обрядовых традиций и песенного фольклора) / под ред. И.И. Горловой. - Ставрополь: Возрождение; Ставролит, 2011.- 336 с.
6. Нарожный Е.И. Версии о времени зарождения терско-гребенско-го казачества и местах его первоначального обитания // Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: тезисы докладов. - Армавир; Железноводск, 1998. - С. 22-26.
7. Щуров В.М. "О региональных традициях в русском народном музыкальномтворчестве"// Музыкальнаяфольклористика. Вып 3.
- М., 1986.
8. Щуров В.М. Южнорусская песенная традиция. Исследования. -М., 1987.
с
□
■ Ом
<А
Ь^рНлХ fi.
"“Гт *ГТ / -
Kf4'
■