Научная статья на тему 'Первые педагогические проекты реализации на практике теории множественного интеллекта Говарда Гарднера'

Первые педагогические проекты реализации на практике теории множественного интеллекта Говарда Гарднера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1753
308
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРОФИЛИ / КОГНИТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / РАННЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ / ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ТЕОРИЯ МНОЖЕСТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА / УЧЕБНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / INTELLIGENCE / COGNITIVE LEARNING / INTEGRATED APPROACH / EARLY EDUCATION / WAYS OF LEARNING / THEMATIC AREAS / THEORY OF MULTIPLE INTELLIGENCES / LEARNING POTENTIAL / INTELLIGENT STRUCTURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорохова О. А.

Предпринимается попытка рассмотреть первые педагогические проекты на основе теории множественного интеллекта Говарда Гарднера, выделить особенности и преимущества этих проектов по сравнению с идентичными образовательными педагогическими практиками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

First pedagogical projects as experience of putting into practice the theory of multiple intelligence of Howard Gardner

In the article is made an attempt of examination of the first educational projects based on the theory of multiple intelligences of Howard Gardner. To highlight the features and the benefits of these projects in comparison with identical educational teaching practices.

Текст научной работы на тему «Первые педагогические проекты реализации на практике теории множественного интеллекта Говарда Гарднера»

5. Кубрушко П.Ф., Назарова Л.И. Общие вопросы создания инновационной образовательной среды в инженерном вузе на основе синергетического подхода // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. — 2009. — Вып. 5(36). — С. 48-50.

6. Антипов Г.А., Фахрутдинова А.З. Методология науки и историко-научное исследование // Проблемы методологии науки; отв. ред. А.Н. Кочергин, В.П. Фофанов. — Новосибирск: Наука, 1985. — С. 37-49.

УДК 37.04 О.А. Дорохова

Академия социального управления

ПЕРВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ НА ПРАКТИКЕ ТЕОРИИ МНОЖЕСТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ГОВАРДА ГАРДНЕРА

Среди признанных специалистов в области когнитивного обучения имя Говарда Гарднера является сегодня наиболее известным не только в США, но и за их пределами. Занимаясь в течение длительного времени изучением познавательных характеристик мозга у вундеркиндов, одаренных людей, пациентов с травмами мозга, ученых, идиотов (индивидов, страдающих нарушениями интеллектуального развития, но демонстрирующих при этом поразительное развитие каких-либо отдельных способностей), нормальных детей, нормальных взрослых, специалистов в определенных областях и представителей различных культур, Гарднер пришел к созданию теории множественного интеллекта, которая изменила представление об интеллекте как о едином раз и навсегда определяющим врожденные способности и навыки решения проблем.

В основу своей теории Гарднер положил два основных постулата: 1) все люди обладают всеми видами интеллекта (всего он выделяет 8 видов интеллекта); 2) так как все люди обладают разной внешностью, неповторимыми особенностями темперамента и личности, также они обладают и различными интеллектуальными профилями [1—8].

Если академические психологи настороженно отнеслись к появлению этой теории, их обеспокоил отход Гарднера от широко распространенных в США тестов интеллекта, измерявших IQ и принятие набора критериев, менее доступных численному выражению, то в образовании теорию множественного интеллекта восприняли с энтузиазмом. Это во многом подтолкнуло самого Гарднера к активному участию в образовательных исследованиях и практике. Это участие, по словам самого Гарднера, было простимулированно, во-первых, выходом его книги «Структура разума» (1983 г.), а, во-вторых, публикацией известного федерального образовательного отчета «Нация в опасности» (Nation at Risk), подготовленного в 1983 г. по поручению Рональда Рейгана [7].

По утверждению авторов доклада, школьное образование в США находилось в кризисе и необ-

ходимы были сильные перемены, чтобы улучшить его качество. Основная цель состояла в том, чтобы определить проблемы, стоящие перед американским образованием и предоставить пути их решения [4, с. 5].

Свою задачу Гарднер видел в том, чтобы не только описать применение теории множественного интеллекта в школе, но использовать в учебной практике и другие результаты, полученные им при изучении психологии развития и когнитивной психологии. В попытках улучшить возможности образования он объединился с учителями и администрацией нескольких школ разных возрастных уровней на северо-востоке США. Увлеченность изучением образовательного процесса способствовала тому, что Гарднер принял участие сразу в двух педагогических проектах: проект Спектрум и проект ATLAS.

Проект Спектрум начался в 1984 г. как проект для разработки методов, с помощью которых можно оценить интеллектуальный профиль младших школьников. В нем Гарднер сотрудничал с Дэвидом Фельдманом, Марой Кречевски, Джанет Сторк и др.

В ходе исследования они установили, что даже 4-летние дети обладают определенным видом интеллекта. Так, одни воспринимают мир через символьную систему языка, другие больше проявляют пространственный или визуальный способ восприятия, третьи воспринимают мир через взаимоотношения с другими людьми.

Вывод, к которому пришел Гарднер, состоял в том, что период развития ребенка от 2 до 6—7 лет является одним из наиболее важных в развитии человека, ибо в нем содержится больше секретов и возможностей человеческого развития, чем в любой другой период. Именно в это время ребенок пытается создать всеобъемлющее представление о мире, интегрируя, по мнению Гарднера, волны, потоки и каналы своих видов интеллекта в понятную версию человеческой жизни, которая включает в себя поведение объектов, взаимоотношения

между людьми и зарождающийся свой собственный взгляд [7].

В ходе работы с маленькими детьми участниками проекта был разработан новый образовательный подход. Суть его состояла в том, что учебное пространство было разделено на тематические зоны: живой уголок, литературный кружок, строительный уголок и др. Находясь в учебных комнатах проекта Спектрум, дети были окружены большим количеством разнообразного материала, способного пробуждать использование различных видов интеллекта.

Особенностью данного проекта было то, что в нем педагоги не пытались целенаправленно стимулировать проявление определенного вида интеллекта у детей, например, пространственного или логико-математического. Их задачей было использование материалов, которые реализуют ценные социальные роли или подчеркивающие окончательные условия для соответствующих комбинаций интеллектов. Так, например, в живом уголке, где были представлены различные биологические образцы, а учащиеся изучали их и сравнивали с другими материалами, развивались способности к чувствам и анализу; в литературном кружке, где учащиеся придумывали истории, используя различную бутафорию, развивались лингвистические, драматические способности и способность к воображению; в строительном уголке, где учащиеся конструировали модель их классной комнаты, развивались пространственный, телесный и личностный интеллекты [7].

Погружая детей в ту или иную тематическую зону, педагоги наблюдали, кто из детей в какой из площадок лучше проявляет себя, а, соответственно, можно было сделать вывод о том, какой вид интеллекта больше присущ тому или иному ребенку.

К концу года информация, полученная про каждого ребенка, обобщалась исследовательской командой в кратком эссе, которое называлось Отчет Спектрум. Этот документ описывал личные характеристики сильных и слабых сторон ребенка и предлагал специальные рекомендации о том, что можно сделать дома и в школе, основываясь на сильных сторонах и в то же время, поддерживая относительно слабые стороны. Такие неформальные рекомендации являлись очень важными, они должны были помочь учащимся и их родителям сделать окончательный выбор о будущем учебном курсе, основываясь на исследованиях их способностей и возможностей.

Обучение в тематических зонах было построено так, что младшие учащиеся практически всегда сотрудничали во время своей деятельности с более старшими и преподавателями. В результате этого у детей появлялась возможность очень быстро понимать назначение различных предметов и овла-

девать соответствующими навыками. В этом смысле, отмечает Гарднер, вот эта среда «начинающего уровня» является устойчивой и самостоятельной средой для развития когнитивных способностей и персонального роста [7].

Проект Спектрум применялся к детям в возрасте от 4 до 8 лет с целями диагностики, классификации и обучения. Он использовался среди средних учащихся, одаренных детей, учащихся, имеющих физические и умственные проблемы, и учащихся, находящихся в зоне потенциальных проблем при обучении в школе.

Большое преимущество Проект показал в определении способностей и склонностей учащихся, которые обычно упускают из вида в обычной общеобразовательной школе. Его по достоинству оценили сами учащиеся, родители и учителя. Проект позволял оценить различные когнитивные профили даже среди маленьких детей. Его основные материалы и концепции могут быть использованы в большом количестве способов обучения и у разных категорий учащихся. Тем не менее, как отмечал сам Гарднер, проект Спектрум это, скорее, развивающийся подход к раннему образованию, чем законченная программа, так как мы не знаем, ни насколько успешным он может быть в качестве всеобщего подхода к раннему образованию, ни до какого уровня он может быть продолжен в старших классах начальной школы [7].

Несмотря на то, что идентичная образовательная педагогическая практика в истории педагогики можно найти в программах прогрессивного образования (учебные классы Монтессори, другие программы на основе подходов Пиаже и Дьюи и их предшественников Фредерика Фроебела и Джона Песталоцци), можно выделить ряд отличительных черт проекта Спектрум: основанный на теоретических выводах анализ склонностей учащихся; согласованная попытка соотнести эти склонности со значимыми ролями во взрослой жизни; создание учебных планов, обучающих центров; развитие процедуры оценивания, которая обеспечивает достоверной информацией о способностях и достижениях учащихся; портфолио учащегося, отражающие его способность в данный момент его развития.

Эти отличительные черты, по мнению Гарднера, не только обеспечивают процесс раннего обучения своим отличительным методом, но и также позволяют опробовать детские интуитивные теории в комфортной окружающей обстановке, что обеспечивает плавный переход к введению основных навыков и обучению основам грамотности в начальной школе [7].

Другим проектом, в котором Говард Гарднер принял самое активное участие, стал проект ATLAS (подлинное преподавание, обучение и оценивание для всех студентов). Этот проект был од-

ним из 11 проектов школьной реформы США, выбранный в августе 1992 года и распространивший опыт комплексного улучшения состояния общеобразовательных школ больше, чем на 150 школ в стране. Проект был основан Говардом Гарднером совместно с такими известными педагогами, как Теодор Сайзер из Объединения начальных школ, Дженет Витлой из Центра развития образования и Джеймс Комер из Программы школьного образования в Йельском университете.

Цель программы ATLAS заключалась в предоставлении каждому молодому человеку возможности для полной реализации его учебного потенциала при помощи создания академически строгих, но в то же время с внимательным отношением к каждому учащемуся школ, которые гарантируют, что ни один ученик не будет оставлен без должного внимания. Основанный на научно-исследовательской базе и практическом опыте четырех основателей, ATLAS предложил такую модель системных изменений, которая приводит к постоянному совершенствованию образовательного процесса за счет изменения привычных способов мышления и работы, как учителей, так и администрации школ. Комплексный подход при этом формируется через принятие пяти ключевых элементов: преподавание и обучение; оценка; профессиональное развитие; управление и принятие решений; семья и обучающая среда [5].

Такой комплексный подход в дальнейшем реализуется через школьную концепцию «Путь» проекта ATLAS, которая отслеживает развитие ребенка при помощи единой программы К-12, при переходе его из класса в класс и от предмета к предмету. ATLAS признает, что процесс улучшения школьного образования не может быть единым для всех школ, поэтому им были разработаны альтернативные методы для различных районов страны.

В 2005 году ATLAS начал предлагать свою школьную концепцию учителям, директорам и районным администраторам. Она предлагалась как в качестве отдельных методов, так и в качестве комплексного подхода. В соответствии со стандартами центра по реформе качества общеобразовательной школы (CSRQ), были определены следующие основные компоненты обучающего объединения ATLAS: организация и управление; профессиональное развитие; техническая помощь; инструктирование; планирование учебного времени; оценивание учащихся; принятие решений на основе данных компьютерных исследований, а также привлечение к процессу обучения родителей, семьи, и общества [5]. Эти основные компоненты считаются необходимыми для успешной реализации данной модели.

Ученые, входящие в сообщество ATLAS, стремятся к тому, чтобы обеспечить возможность для учащихся стать полноценно интегрированными членами глобального образовательного простран-

ства, а в дальнейшем продуктивными сотрудниками. Для реализации этой цели ATLAS поддерживает школьные сообщества по нескольким направлениям: 1) создание связей между начальными, средними и высшими учебными заведениями для формирования академических и социальных связей, которые обеспечивают поддержание успешной образовательной деятельности у каждого ребенка, начиная с дошкольного возраста и до 12-го класса. Команда руководителей проекта «Путь» (PLT) облегчает процесс совместного обучения, выравнивает учебный план, инструктирует и оценивает с целью создания согласованных академических программ для каждого учащегося; 2) подготовка учителей к тому, чтобы они становились движущей силой в процессе улучшения школьного образования через создания различного рода программ профессионального развития и повышения квалификации учителей, а также для того чтобы они соответствовали требованиям положения «No Child Left Behind»; 3) развитие высококвалифицированных школьных руководителей, которые смогут проводить системные изменения в школе, связанные с четким и жестким набором академических стандартов; 4) создание сообщества школьного партнерства, которое включает в себя активное участие семьи и обучающей среды в процесс обучения учащихся и формирования их дальнейших успехов [5].

CSRQ центром для оценки эффективности влияния проекта ATLAS на достижения учащихся было проведено исследование, в котором сравнивались результаты и достижения учащихся школ, занимающихся в рамках проекта ATLAS, с результатами учащихся школ, не занимающихся в рамках данного проекта, расположенных в одном и том же географическом районе. Это исследование было основано на сравнении показателей успеваемости на основе «Тестов по определению основных навыков» (CTBS) во 2—5 классах в период за год до начала реализации проекта и включая два года после окончания реализации проекта. Тестируемыми предметами являлись чтение, язык, математика, естественные и социальные науки. При этом было выявлено, что учащиеся из школ, обучающихся в рамках проекта ATLAS, показывали лучшие результаты в чтении, языке, математике и естественно-научных областях [5].

Опыт участия в этих проектах, дальнейшие исследования и размышления о современной системе образования способствовали формированию взглядов Гарднера на суть и цели образовательного процесса, проблемы современного образования, трудности, возникающие при преподавании отдельных дисциплин. Данные проекты показали, что теория множественного интеллекта не только соответствует представлениям современной педагогики, что дети бывают умны по-разному, но также вселяет

надежду, что гораздо большее их число удастся эффективно обучать, если их предпочтительные способы познания будут учтены при составлении программ, преподавании и оценке. Успешность этих образовательных проектов стимулировала возникновение целой индустрии разработок школ множественного интеллекта, соответствующих программ, учебников и учебных материалов.

Список литературы

1. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. — М.: ИД Вильямс, 2007. — 512 с.

2. Лоарер Э., Юто М. Когнитивное обучение: история и методы // Когнитивное обучение: современное со-

стояние и перспективы; под ред. Т. Галкиной, Э. Лоаре-ра. — М.: Институт психологии РАН, 1997. — С. 17—33.

3. Солсо Р.Л. Когнитивная психолгия. — М.: Три-вола, 1996. — 600 с.

4. A Nation at Risk. Nationail Commission on Excellence in Education. — Washington, D.C., 1983. — 32 р.

5. CSRQ Center Report on Elementary School Comprehensive School Reform Models. — Washington, 2006. — 112 р.

6. Gardner Н. Frames of Mind: The Theory of Multiple Inteligences. — New York: Basic Book, 1993. — 440 р.

7. Gardner Н. The Unschooled Mind. — New York: Basic Book, 2011. — 322 р.

8. Gardner Н. To Open Minds: Chinese Clues to the Dilemma of Contemporary Education. — New York: Basic Book, 1989. — 352 р.

УДК 371.4 И.А. Колосков

Российская международная академия туризма

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ЛИДЕРСКОГО ПРИСУТСТВИЯ В ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ДЖЕЙМСА СКУЛЛЕРА

Комплексная психологическая теория или трехуровневая теория лидерства является попыткой интегрирования сильных сторон других теорий (качеств, поведенческой, стилей, ситуационной и функциональной), в то же время делая упор на их ограниченность, основным образом включая новый элемент — развитие у лидеров потребности в проявлении своих способностей, установление взаимоотношений с коллективом и применение различных поведенческих моделей, опираясь на знание психологии. Также теория является базовой для лидеров, желающих проявить себя в сферах исполнительского лидерства и харизматического лидерства [1-10].

Автором такого подхода является Джеймс Скуллер, который ставил под сомнение ранние лидерские теории, они предлагают ограниченное применение в развитии эффективных индивидуальных лидерских способностей. Его исследование установило:

• теория лидерских черт, которая направлена на распространение идеи о том, что лидеры получают свои способности с рождения, а не вырабатывают их индивидуально, он отметил этот факт замечанием, в котором говорилось, что если бы этот факт соответствовал действительности, то имелся бы инструментальный подход для выявления лидеров-индивидов, однако полностью лишились возможности развивать лидерство у индивидов без навыков;

• идеальный стиль руководства не учитывает все обстоятельства;

♦ большинство ситуационных и комплексных теорий подразумевают, что лидеры могут изменить свое поведение в зависимости от ситуации или по собственному желанию расширять свой поведенческий диапазон, тогда как на практике многие сталкиваются с преградами в виде подсознательных ограничений, страха, пагубных привычек;

• ни одна из старых теорий не смогла успешно выявить сложности при развитии феномена, которому он дал название «лидерское присутствие»; конкретное качество у лидеров, заставляющем привлекать к себе внимание, заставляющее подчиненных следовать распоряжениям, располагает к доверительным отношениям (рисунок).

Джеймс Скуллер выделят три уровня построения модели.

Внешние уровни-

Внутренние уровни

Трехуровневая модель лидерства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.