ЗА РУБЕЖОМ
УДК 378 Ш 645
М. В. ШИРОКОВА
ЧЕЛОВЕКООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В США
В статье рассматриваются ведущие идеи бихевиоризма, гуманистической педагогики и психологии, мулътикулътурализма, составляющие основу человекоориентированного подхода к управлению качеством педагогического образования в США.
Эволюция теории управления выступает как целостный процесс, в котором отдельные подходы так тесно взаимодействуют друг с другом, что грани между ними практически неразличимы. Интеграция различных подходов выводит науку управления на новый уровень, в центре которой становится человек, его развитие и самореализация. Парадигма современной педагогической науки отражает понимание человека не как средства достижения цели, а как саму цель: содействие развитию человека [8]. Подход к управлению, в центре внимания которого стоит человек, определяется исследователями как человекоцентристский.
При характеристике многообразия государственных и частных услуг в области образования в США, в том числе и педагогического, в центре анализа теоретических и концептуальных ориентиров, базирующихся на научных достижениях управления, педагогики, психологии и других наук о человеке и обществе, по мнению И.Н. Семенова, находится сам человек с его ценностями и потребностями, самосознанием и интересами, самоопределением и активностью [6]. Превалирование антропологических идей свидетельствует об ориентации управления качеством педагогического образования США на гуманистическую педагогику, базирующегося на общечеловеческих ценностях, демократических нормах, центром которой является человек.
Яркий представитель науки управления У.Г. -Оучи особое внимание уделял «человеческому фактору» [4]. Выделяя основные элементы управления, ориентированных на человека, Ф. Роджерс и Д. Мерсер определяют следующий поря-
док их расстановки: ставка на человека самореа-лизирующегося (в отличие от человека экономического и человека социального); понятие организации как живого организма, состоящего из людей, объединяемых совместными ценностями (по терминологии У.Г. Оучи - «клан»); постоянное обновление, питающееся внутренним стремлением человека и организации к совершенству и направленное на приспособление к внешним факторам, главным из которых остается потребитель [5].
Вышесказанное ориентирует, что центральное место в управлении качеством отводится человеку, что придает особое значение формированию соответствующего мировоззрения.
Идеи поведенческого (бихевиористского) подхода, зародившегося в 30-40-е годы прошлого столетия, воспринимались мощным фактором успеха решения управленческих проблем. Предметом исследования представителей данного направления в науке управления (К. Арджирирс, Р. Лайкерт, Д.М. Грегор, Ф. Герцберги др.) стали различные аспекты социального взаимодействия, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации между людьми в организациях, проблемы лидерства и качества трудовой жизни.
На современном этапе идеи бихевиоризма в педагогической науке не утратили своей популярности (Н. Гроунлунд, Б. Блум и др.). С точки зрения представителей этого направления, человек обучающийся — это стимул-реактивня «машина». Формула бихевиоризма - «стимул-реакция» — утверждает всемогущество воспитательных воздействий, ущемляя при этом самодетер-
0 М.В. Широкова, 2009
267
За рубежем
минацию личности, сохранение индивидуальной неповторимости. На качество подготовки американских учителей влияет обучение четкой постановки целей и их адекватной проверке, тестированию. Приоритетным является текущее тестирование, помогающее своевременно корректировать учебную программу и уточнять педагогические цели в процессе обучения. Бихевиористское разложение целей обучения означает их полный перевод в термины наблюдаемого, измеряемого поведения обучающихся, т.е. на язык наблюдаемых, поддающихся однозначному контролю.
Педагогика гуманистического направления, сформировавшаяся в 60-е годы XX века, оказывает заметное влияние на качество профессио-нально-педагогической подготовки студентов в вузах США. Главная цель образования в концепции гуманистической педагогики состоит в формировании новых людей, адекватных и полностью функционирующих личностей, посредством которых можно изменить природу современного общества США (А. Комбс). В понимании Г. -Олпорта человек является центром собственного личностного развития, в котором сосредоточены смыслообразующие источники его бытия, ресурсы его позитивного роста и механизмы самоактуализации.
Прямым предшественником личностно-центрированного подхода (person-centered approach) в педагогике явился Дж. Дьюи: «...мы должны встать на место ребенка и исходить из него. Не программа, а он должен определить как качество, так и количество обучения» [1]. В свою очередь, личностно-центрированный подходе психологопедагогическую науку был введен К. Рождерсом, и оказавшим влияние в дальнейшем на развитие человекоцентрированной политики и управления.
Значительный вклад в образовательную теорию и практику США, в том числе в области когнитивной и педагогической психологии, внёс Говард Гарднер, труды которого получили мировое признание. Он являлся ведущим участником Проекта по изучению человеческого потенциала (Project on Human Potential) в начале 80-х годов XX века и вкладом в проект стал труд «Границы мышления» [9].
Исследователь Минди JI. Корнхабер определяет актуальность «Теории множественного интеллекта» для педагогической управленческой науки. Данная теория, по его мнению, задает кон-
цептуальные основы для организации и рефлексии в процессе разработки учебных планов, оценки эффективности образования и педагогической практики. В свою очередь подобная рефлексия позволяет педагогам разрабатывать новые подходы, способные более эффективно удовлетворять образовательные потребности обучающихся [10].
Общество США характеризуется культурным, этническим, расовым и религиозным многообразием, где каждый гражданин функционирует в рамках своей этнической группы и в рамках универсальной культуры [3; 11], что позволяет выделить идеи мультикультурализма в качестве методологической основы управления качеством педагогического образования в США. Анализ источников указывает на актуальный и дискуссионный характер проблем мультикультурализма в педагогическом образовании на современном этапе.
Теория и практика мультикультурного образования в США привлекает внимание отечественных педагогов-исследователей (И.В. Балицкая, И.С. Бессарабова, А.И. Джуринский, М.В. Кларин, В.И. Корсунов, З.А. Малькова, С.У. Науша-баева). Важно отметить, что в отечественной педагогической науке, пользующейся термином «поликультурализм», обращение к данной теме обозначилось в конце XX века.
Среди ведущих ученых США данной области исследования выделяются Джеймс Бэнкс, Джоэл Спринг, Мэри Стоун Хенли, Соня Нието и др. В американской педагогике отсутствует единое определение мультикультурализма. В целом, мультикультурализм рассматривают как идею, которая достигла своего времени [11]. Именно время составляет существенную характеристику процессов мультикультурного развития.
Директор Центра Мультикультурного Образования Университета Вашингтон (Сиэтл), Джеймс Бэнкс, один из всемирно признанных экспертов в данной области, подчеркивает, что именно мультикультурное образование направлено на формирование ценностей, отношений и способов поведения, поддерживающих этнический плюрализм.
Согласно концепции Д. Бэнкса, открытое общество, построенное на принципах меритокра-тии (личностных заслуг), представляет собой общество равных возможностей для индивидов из различных этнических, культурных и социальных
268
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15
Человекоориентированный подход в управлении качеством педагогического образования..
групп, в котором индивиды будут сохранять свою этническую идентичность, эффективно функционировать в рамках общей культуры и в других культурах [3]. Концепция Д. Бэнкса является актуальной для повышения качества подготовки учительских кадров и управления качеством педагогического образования в мультикультурном аспекте.
Взаимодействие и сотрудничество органов образования штатов и на местах, школ, этнических и национальных сообществ и организаций, высших педагогических учебных заведений США создает благоприятные условия для качественного формирования основ профессионально-педагогической культуры будущих учителей [13]. Пример такого взаимодействия представлен в создании и реализации проекта Университета Антиок (штат Вашингтон) по подготовке учительских кадров для учащихся племени Тулалип (Tulalip). На протяжении нескольких лет велась кропотливая работа преподавателей университета, учителей, школьного округа Мэрисвиль (Marysville), в котором обучались дети данной этнической группы, администрации штата Вашингтон, выделившей грант на поддержку проекта, общины Тулалип - индейской Резервации, расположенной в северо-западной части штата. Как отмечает Линда Кэмпбелл, по итогам работы были сделаны следующие выводы:
- программа расставляет акценты на сообществе и сотрудничестве, индивидуальные и совместные достижения студентов интегрированы во взаимозависимую систему ценностей, где все достигают успеха;
- увеличены и расширены предоставляемые услуги для улучшения экономических и образовательных потребностей студентов;
- профессорско-преподавательский состав повышает знания по истории, о ценностях материальной и духовной культуры этнических групп и применяют их в практической работе со студентами;
- расширяется учебный процесс за счет интеграции всех членов сообщества, практического изучения (полевая практика в школах), проведения совместных проектов и устных интервью, моделирования и индивидуального менторинга (наставничества);
факультеты и студенты совместно участвуют в управлении [12].
Таким образом, изложенные человекоориен-
тированные идеи и положения, их интеграция составляют теоретико-методологические ориентиры управления качеством подготовки будущих педагогов США, основанные на стратегии развития, содействии раскрытию, реализации личностного потенциала человека.
Литература и источники
1. Дьюи Дж. Школа и ребёнок. - М. - Пг., 1923.—С. 8.
2. Крнхабер Минди Л. Говард Гарднер // В е-стниквысшей школы№2,2005.-С. 47.
3. Нссушабаева С. У. Проблема поликультур-ного образования в американской педагогике (анализ концепции Д. Бэнкса)//Педагогика. 1993, №1.—С. 104.
4. Оучи Уильям Г. Методы организации производства: японский и американский подходы. Сокр. пер. с англ. / Науч. ред. Б.З. Мильнера и И.С-. Олейника.-М.: Экономика, 1984.-С. 8.
5. Роджерс Ф.Дж. ИБМ Взгляд изнутри: Человек — фирма-маркетинг: Пер. с англ. / При участии Р.Л. Шука. Вступ. ст. B.C. Загашвили. - М.: Прогресс, 1990.-С. 11-12.
6. Семенов И.Н. Взаимодействие технократической и гуманистических культурных парадигм в сфере образовательных услуг. Сфера образовательных услуг в системе непрерывного образования США: аналитический доклад / Под ред. М.В. Кларина.-М.: ИТПиМИОРАО, 1994.-С. 9-10.
7. Хрестоматия по истории психологии. - М., 1980. —С. 36.
8. Шамова Т.Н. и др. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.И. Шамова, Т.И. -Давыденко, Г.Н. Шибанова; Под ред. Т.И. Шамо-вой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. -С. 233.
9. Gardner. Н. Frames of Mind. - New York: Basic Book, 1983.
10. Kornhaber M. Multiply Intelligence Theory in Practice, in J. Block et al. (eds) // Comprehensive School Improvement Programs. - Dubuque, IA: Kendal/Hunt, 1999.
11. Spring J. Conflicts of Interests. - McGraw-Hill Companies, Inc., 1998. - P. 39.
12. www.newhorizonts.org/strategies/ multicultural/banks. htm#a8
www.newhorizonts/org/strategies/multicultural/
hanley/htm
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 1, 2009
269