Научная статья на тему 'Школа, где можно учиться своим способом'

Школа, где можно учиться своим способом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1009
468
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТА / ТИПЫ ИНТЕЛЛЕКТА / ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ СПОСОБНОСТИ / ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ УЧИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евстифеева Ольга Васильевна

Цель статьи познакомить читателей с теорией множественности интеллекта Г. Гарднера и возможностями, которые она открывает для индивидуализации образовательного процесса и более эффективного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школа, где можно учиться своим способом»

Каждый ребенок — одаренный!

Евстифеева Ольга Васильевна

заместитель директора МБОУДОД «Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников» г. Олекминск, Саха (Я) E-mail: [email protected]

J

V

ШКОЛА, ГДЕ МОЖНО УЧИТЬСЯ СВОИМ СПОСОБОМ

л________________________________________г

Аннотация. Цель статьи - познакомить читателей с теорией множественности интеллекта Г. Гарднера и возможностями, которые она открывает для индивидуализации образовательного процесса и более эффективного обучения.

Ключевые слова: множественность интеллекта, типы интеллекта, обучение через способности, изменение роли учителя.

Об эффективности школы принято судить по академической успеваемости учеников, а сегодня главный критерий еще и результаты ЕГЭ. Но за этими цифрами и процентами не разглядишь многого. О главных результатах школы говорят лица ее учеников и учителей. Уверенность в своих силах и чувство защищенности, любознательность и веселые искорки в глазах, готовность постигать новое, прийти на помощь, повести за собой, найти способ, и при этом понимать, что ты не хуже и не лучше остальных, ты - это ты, просто другой, потому что мир вокруг многообразен до бесконечности. Именно это вы увидите в фотографиях детей и педагогов New City School (http://www.newcityschool.org), г. Сент-Луис, штат Миссури.

Эта школа - лидер не только в своей стране. Она известна далеко за ее пределами, благодаря стремлению коллектива не просто учить детей, но помочь каждому обрести себя и найти свой путь. И своим успехом в этом школа отчасти обязана теории множественности интеллекта Говарда Гарднера, на основе которой вот уже более 20 лет строится образовательный процесс.

Философия школы проста: преданные делу люди, объединив свой ум и талант, в силах изменить мир к лучшему. Ее задача - идти вперед в поисках лучшего способа подготовить детей к будущему.

«В Нью Сити Скул тебя не учат, тебе дают возможность. Каждый имеет возможность думать самому, думать иначе, по-своему. Среда школы побуждает и позволяет каждому познавать то, что «зацепило» его ум. ...Ученики Нью Сити не любят вопросы с множественным выбором не за их сложность, формулировки или занудство, а за их ограниченность. Мало на что в жизни есть пять вариантов ответов, и эта школа очень хорошо дает это понять. Недостаточно знать, что происходит, важно понимать как и почему это происходит. Мир - это не учебник, упражнение или математический тест; он абстрактен, необъятен и хаотичен». (Джордж Зиглер, выпускник школы, студент Чикагского университета).

Число школ, применяющих теорию множественности интеллекта, в мире растет. Их опыт интересен не только своей непохожестью, но, главным образом, способностью создать образовательную среду в школе, где каждый успешен. И взращиваемое в этой среде понимание маленьким человеком сильных сторон своей личности и своих способностей становится фундаментом их дальнейшей взрослой жизненной успешности.

Опыту организации образовательного процесса на основе теории множественности интеллекта в этих школах мы посвятим несколько публикаций далее.

Эксперимент и инновации в школе 2012/3

5

Каждый ребенок — одаренный!

ТЕОРИЯ, ВЕДУЩАЯ К УСПЕХУ

Теория множественности интеллекта Г. Гарднера как один из способов индивидуализации образовательного процесса

«Существует более, чем один способ учить тому, что вы считаете важным.»

Г Гарднер1

Говард Гарднер - американский психолог, автор теории множественности интеллекта, длительное время изучал познавательные характеристики мозга, поврежденного в результате инсульта или несчастного случая, мозга одаренных людей, умственно-отсталых, представителей разных этнических культур. Гарднер изменил представление об интеллекте, как о едином раз и навсегда определяющем врожденные способности и навыки решения проблем. Его теория «не ставит под вопрос существование общего интеллекта, но исследует возможности, выходящие за рамки одного понятия. В результате своих исследований ученый предположил, что интеллект концентрируется в разных областях мозга, которые взаимодействуют друг с другом, либо работают независимо друг от друга и могут быть развиты при наличии соответствующих условий. Исследования Гарднера пошатнули устои педагогики, очень уютно чувствовавшей себя с понятием интеллекта, как единого, генетически обусловленного и легко измеряемого бумажно-карандашным способом, например, при помощи тестов Стенфорда-Бине или Векслера» [2].

Свои исследования ученый представил в книге «Структура Ума: Теория множественности интеллектов» [“Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences”] в1983 году, пожалуй, не ожидая, какой переворот она произведет в школьном образовании.

Гарднер обращает внимание на то, что школьная программа в основном делает акцент на двух типах способностей - вербально-лингвистических (преимущественно в письменной форме) и логико-математических. И если школьник не проявил себя в этом «должным» образом, ему приходится довольствоваться незначительными успехами и малыми возможностями для самоактуализации в учебной (академической) деятельности (отсюда и скука, и проблемы дисциплины и потеря мотивации). Для повышения самооценки ему остается футбольное поле, дворовая компания либо, в лучшем случае, кружок или студия, где он может заняться, на его взгляд, настоящим делом. Но ведь существует множество других знаний, талантов, способных обогатить нашу жизнь и помочь нам эффективно взаимодействовать с окружающим нас миром. (Creating the Future. Intelligence in Seven Steps.- New Horisons for Learning, 1998.).

1 Г. Гарднер - американский психолог, автор теории множественности интеллекта, нашедшей большой отклик в мире образования.

В школьном образовании теория множественности интеллекта была принята с воодушевлением. Педагогам, интуитивно понимавшим, что каждый ребенок умен и способен по-своему, и что чаще всего причина неуспеха лежит в несоответствии содержания и способов обучения индивидуальным различиям учеников, эта теория открывала новые возможности и вселяла надежду, что можно более эффективно обучать детей, основываясь на их доминирующем типе интеллекта.

Напомним, согласно Гарднеру, интеллект это:

- способность создавать эффективные продукты или предлагать услуги, представляющие культурную ценность;

- набор навыков, позволяющий индивидууму решать жизненные проблемы;

- способность приобретать новые знания через решение проблем [2].

Гарднер выделил следующие типы интеллекта: вербально-лингвистичес-кий, логико-математический, пространственный, телесно-кинестетический, музыкальный, внутриличностный, межличностный, натуралистический. Каждый тип интеллекта проявляет себя посредством специфических талантов, навыков и интересов. И возможно, понимание того, что каждый из этих типов интеллекта может быть развит и усилен, окажет значительное влияние на методы обучения детей и позволит организовать учебный процесс так, чтобы они учились соответственно своим возможностям (а не ниже их) и достигали лучших результатов.

Рассмотрим коротко выделенные Гарднером типы интеллекта:

Вербально-лингвистический интеллект - легко восприимчив к языку и чувствителен к нюансам, порядку и ритму слов. Дети с ярко выраженным вербально-лингвистическим интеллектом любят читать, писать и рассказывать истории. Они обладают хорошей словесной памятью (запоминают имена, места, даты, названия и проч.) и богатым лексическим запасом. Этот тип интеллекта хорошо развит у писателей, ораторов, педагогов, секретарей, офис-менеджеров, актеров, поэтов.

Логико-математический интеллект - выражены способности дедуктивного и индуктивного, конкретного и абстрактного мышления. Дети с таким типом интеллекта обладают отличными аналитическими навыками и навыками решения проблем. Они хорошо размышляют и задают логически выстроенные вопросы. Такой тип интеллекта доминирует у ученых, математиков, программистов, банкиров, юристов, бухгалтеров.

Визуально-пространственный интеллект -

включает способность к визуально-пространственному отражению мира. Чтобы лучше воспринять и понять информацию, такие дети нуждаются в зрительных образах, они хорошо извлекают информацию из карт, схем, диаграмм, любят паззлы и головоломки. Они сильны в рисовании, черчении, проектировании, моделировании. Среди профессий, где востребован этот тип интеллекта художники, картографы, конструкторы, архитекторы, скульпторы.

6

Эксперимент и инновации в школе 2012/3

Каждый ребенок — одаренный!

Музыкальный интеллект - заключает в себе чувствительность к уровню, тембру и ритму звуков, эмоциональную восприимчивость к музыке. Дети, запоминающие мелодии и музыкальные образы, распознающие диапазон и ритм, являются обладателями хорошо развитого музыкального интеллекта. Этот тип доминирует у певцов, музыкантов, композиторов, танцовщиков, учителей музыки.

Телесно-кинестетический интеллект - решает поставленные задачи, создает и передает идеи и эмоции посредством движений тела. Такие дети хорошие спортсмены, обладают хорошей координацией движений, очень подвижны, обладают развитой жестикуляцией и тактильной памятью. Актеры, мимы, танцовщики, хирурги, музыканты, изобретатели используют этот тип интеллекта.

Межличностный интеллект - относится к способности эффективно взаимодействовать с людьми, понимать их и распознавать их цели, мотивацию, намерения. Дети с таким типом интеллекта с удовольствием работают в сотрудничестве, обладают хорошими лидерскими и дипломатическими качествами.

(Помните, что этот тип интеллекта предполагает наличие способности понимать людей, но его обладатели далеко не всегда с восторгом воспринимают виды деятельности, основанные на кооперации, сотрудничестве, и не все экстраверты обнаруживают этот тип интеллекта. Иногда встречаются и слабые в этой области). Развитым межличностным интеллектом обладают учителя, врачи, люди, занятые в торговле, политики, советники, священники, бизнесмены.

Внутриличностный интеллект - сопряжен с пониманием собственных эмоций, целей и намерений, обращением к внутреннему миру. У детей с этим типом интеллекта обостренное чувство собственного достоинства, они уверены в себе и любят работать в одиночестве. Они реально оценивают свои сильные стороны и способности. (Этот тип интеллекта нелегко распознать. Пожалуй, один из способов - наблюдение за детьми, их привычками в работе и продуктами их труда. Будьте осторожны, остерегайтесь ярлыков: если кто-то любит работать в одиночестве или явный интроверт, это автоматически не влечет за собой наличие сильно развитого внутриличностного интеллек-

Схема видов деятельности для разных типов интеллекта

Логико-математический Провести эксперимент Решить логическую проблему

Проанализировать данные Сделать вычисления Создать компьютерную программу, график

Вербально-лингвистический

Создать аудиозапись Написать историю, эссе, стихотворение, письмо Подготовить устную презентацию Взять интервью Придумать лозунг Подготовить радиопостановку Написать доклад

>

>

>

>

Межличностный

Провести обзор или интервью Составить план праздника Поработать в группе Оказать кому-либо помощь в учении

Узнать другие точки зрения Возглавить к-л деятельность Обдумать что-либо в паре

Визуально-пространственный

У Создать фотоальбом У Построить график У Сделать видеозапись, слайды

У Создать рисунок У Придумать мультик или историю с использованием визуальных образов Нарисовать карту Приготовить стенд

Внутриличностный

У Вести журнал к-л событий У Поставить для себя цели У Оценить свою работу У Работать самостоятельно У Приготовить автобиографию У Выразить свой взгляд на событие, проблему

Натуралистический У Спланировать путешествие У Создать плакат экологического содержания

У Приготовить комплект снаряжения для экскурсии У Осуществить научный проект У Осуществить наблюдение, сбор данных

Придумать исследовательскую игру * У

Моторно-двигательный

Разыграть сценку Придумать ролевую игру Создать настольную игру Придумать образец через движения Создать модель Собрать головоломку

Музыкально-ритмический

У Создать музыкальную коллекцию

У Подобрать музыку к словам или наоборот

У Сочинить песню, мелодию

У Подобрать музыку для

представления информации

У Придумать музыкальную игру

Эксперимент и инновации в школе 2012/3

7

Каждый ребенок — одаренный!

та). Этот тип интеллекта доминирует в людях таких профессий, как философы, религиозные лидеры, психиатры, исследователи мозга.

Натуралистический интеллект - выявлен Гарднером одним из последних. Он предполагает способность к изучению флоры и фауны, мира природы; предрасположенность к продуктивной деятельности, такой, как охота, фермерство или занятия биологическими науками. Томас Армстронг1 объяснил этот тип интеллекта и как способность видеть мир природы под другим углом - понимание взаимодействия природы с цивилизацией, симбиотических взаимоотношений, присущих природе, жизненные циклы природы. Чарльз Дарвин, Джон Мюир, Е. О. Уилсон обладали развитым натуралистическим интеллектом. Люди с натуралистическим интеллектом часто выбирают профессии ботаников, натуралистов, физиков.

Один из базовых принципов теории множественности интеллекта заключается в том, что образование должно быть чутким к индивидуальным познавательным различиям. Вместо отрицания или игнорирования этих различий в своем убеждении, что все дети должны мыслить одинаково, образование должно стремиться к созданию разнообразных познавательных возможностей, максимально отвечающих индивидуальному интеллектуальному потенциалу. Как говорит Гарднер: «Старайтесь знать о детях, как можно больше вместо того, чтоб заставлять их всех проходить через одно и то же игольное ушко».

Вполне допускаем, что педагоги могут возразить: такой подход в образовании не нов, педагогика и психология всегда обращала внимание на различия специальных способностей учеников и призывала их учитывать. Но здесь более глубокий подход. «Существует более, чем один способ научить тому, что вы считаете важным. Теория множественности интеллекта при этом может быть инструментом»,- эта мысль пронизывает всю теорию Гарднера. [2] На наш взгляд, главное отличие процесса обучения, основанного на теории множественности интеллекта - он сфокусирован на развитии ума и способностей, в первую очередь, и через них идет освоение школьной программы (стандарта), в то время, как традиционный процесс обучения во главу угла ставит освоение содержания программы преимущественно через вербальные и логико-математические способности ученика.

Зачем школе

теория множественности интеллекта?

Почему многие школы за рубежом выбирают теорию множественности интеллекта, как основу организации образовательного процесса, в чем ее популярность? Томас Хоэр - доктор философии, директор Нью Сити Скул в Сент-Луисе, Миссури, США, успешно применяющей теорию множественности интеллекта более 20 лет, указывает на два ее достоинства [1].

1 Томас Армстронг - американский педагог и психолог, занимающийся исследованиями в области теории множественного интеллекта

Несомненно, «дети более успешны, если их воспринимают через призму множественности интеллекта. То есть, чем больше разных способов обучения, кроме академического заучивания, учитель может предложить, тем большего успеха достигают его ученики. Теория множественности интеллекта не панацея, объяснительно-иллюстративный метод и запоминание фактов были и будут необходимыми в школе. Но при этом, теория множественности интеллекта -подход, ориентированный на ребенка: сначала педагог изучает, как ребенок учится, а затем разрабатывает программу, выбирает методы обучения и оценки, основываясь на этом наблюдении. (В большинстве школ, увы, наоборот - личностно-ориентированный подход - это когда учитель всяческими ухищрениями «подгоняет» детей под программу)».

Томас Хоэр подчеркивает, что большинство из нас интуитивно понимает, что все дети учатся по-разному. В конце концов, и мы, взрослые, тоже обучаемся по-разному. Теория множественности интеллекта - это инструмент, применение которого может помочь детям учиться более успешно, а значит, и нам самим стать более успешными учителями. Привлекательность этой теории для образования заключается в самом ее определении - теория множественности интеллекта.

Второе достоинство этой теории, возможно, менее очевидное, кроется, по мнению Т. Хоэра, в изменении роли учителя. «В обычной школе учитель традиционно «привязан» к учебнику и обязательному программному материалу и обучение сводится к так называемой гонке за качеством и лучшими результатами тестов. Естественно, отбирается материал, цель которого «натаскать» учеников к сдаче этих самых тестов. Чем ближе содержание программы к тому, что проверяется, тем «лучше» программа.

Помимо ученических потерь, которые весьма значительны, этот подход неизбежно сказывается и на учителе. Ну какое удовольствие учить по одному и тому же сценарию? О каких профессиональных компетенциях может идти речь, когда все «заготовлено», установлено, предопределено неким издателем, далеким от вашего конкретного класса.

Большинство учителей пришли в педагогику, потому что им нравится работать с детьми, быть частью их мира, сознавать свою роль в их развитии. Это те, кто любит творить, быть в центре, вести за собой и решать проблемы. Они упоенно ищут способ научить Джонни, воодушевить Мэри, помочь Энн-Лин поверить в себя. И когда учитель, физически усталый и эмоционально выжатый к концу дня, мысленно подводит ему итог, он испытывает удовлетворение не от количества пройденных сегодня страниц учебника или выполненных заданий.

Удовлетворение, осознание себя профессионалом приходит тогда, когда ты понимаешь, что изменил что-то в жизни ребенка. Когда все твои усилия, твой талант, знание педагогики и понимание детской природы,- все это вместе приводит к заветному результату - развитию твоего ученика. Как раз это и позволяет теория множественности интеллекта.

8

Эксперимент и инновации в школе 2012/3

Каждый ребенок — одаренный!

Если воспринимать все: программу, методы обучения, оценивание через ТМИ, то можно найти множество способов научить ученика. И мудрость учителя в том, чтобы, взяв нужные кисти и краски и использовав палитру ТМИ, превратить учение в увлекательное занятие, исполненное смысла для каждого» [1].

Но дело не только в том, уточняет Т. Хоэр, что теория множественности интеллекта помогает ученикам лучше учиться, а учителей вдохновляет на мобилизацию своего творческого потенциала. Вслед за признанием многоаспектности интеллекта и пониманием многообразности талантов ребенка приходит изменение взглядов коллектива. От рутинного озвучивания процента успеваемости по предметам и четвертям педагогический совет переходит к обсуждению аспектов успешности учения и развития каждого ученика. И если преподавание было индивидуальным делом каждого педагога, то теперь оно превращается в сотрудничество, сотворчество, когда весь коллектив работает, как единое целое. Эта философия (убежденность и вера в теорию множественности интеллекта действительно делает ее философией образования) меняет и диалог учителя с родителями учеников [1].

Опыт применения теории множественности интеллекта в классе помог многим педагогам понять, что с ее помощью можно повысить мотивацию и энтузиазм учащихся, и значительно разнообразить свои способы предъявления информации на уроке. Эта теория открывает разные пути индивидуализации обучения, возможности помочь детям лучше научиться читать и писать, развить их мыслительные и математические способности, художественный и музыкальный дар, взращивать их разные таланты.

Но как и в большинстве случаев обращения школы к новой технологии, значительно отличающейся от традиционной, неизбежны трудности преодоления возможных препятствий. Том Хоэр говорит о трех возможных барьерах на пути принятия и использования теории множественности интеллекта в школе:

1. Родители, которые не видят ценности этого подхода и не понимают, как ТМИ может способствовать успешности их детей.

2. Администрация школы в силу своей сосредоточенности, главным образом, на учебных способностях детей, ближних целях и результатах выпускных тестов.

Восемь способов быть умным

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тип интеллекта В чем силен: Любит: Лучший способ обучения через: Известные примеры:

Вербально-

лингвистический

Логико-

математический

Пространственный

Телесно-

кинестетический

Музыкальный

Межличностный

Внутриличностный

Натурали-

стический

Чтение, письмо, повествование, запоминание дат, мышление словами

Математика, логика,

рассуждение, разре-

шение проблем, моделирование

Чтение карт, схем, рисование, черчение, головоломки, паззлы, воображение

Атлетика, танцы, ремесло, использование инструментов, актерские способности

Пение, различение звуков, запоминание мелодий и ритма

Способность понимать людей, лидерство, организаторские способности, разрешение конфликтов, торговля Способен понимать себя, сознавать свои слабые и сильные стороны, ставить цели

Способен понимать природу, идентифицировать флору и фауну

Читать, писать, рассказывать, запоминать, работать с паззлами

Решать проблемы, задавать вопросы, работать с числами, экспериментировать

Конструирование, рисование, строительство, фантазирование, рас-

сматривание картин

Язык тела, двигаться, трогать и говорить

Чтение, восприятие слов на слух и зрительно, письмо, дискутиро-вание и дебатирование

Работа с моделями, взаимосвязями, абстрактными понятиями, категоризирование, классифицирование.

Работа с изображением и цветом, рисование, воображение, представление

Осязание, движение, Чарли Чаплин, Марти-обработка знаний через на Навратилова, Мэд-ощущения тела жик Джонсон

Т.Элиот, Майя Ангелу Вирджиния Вульф, Авраам Линкольн

Альберт Эйнштейн, Джон Дьюи, Сьюзан Лэнгер

Пабло Пикассо,

Фрэнк. Л. Райт, Бобби Фишер, Джорджия О'Киффи

Слушать музыку, играть Ритм, мелодию, пение, Леонард Бернштайн, Мона музыкальном инстру- слушание музыки царт, Элла Фитцджеральд

менте, петь

Иметь много друзей, Сотрудничество, обще- М. Ганди, Рональд Рей-беседовать с людьми, ние и взаимоотношения ган, Мать Тереза быть в группе с другими, интервьюи-

рование, кооперация

Работать в одиночестве, размышлять, следовать своим

интересам

Быть связанным с природой, выявлять отличительные признаки

Работа в одиночестве, выполнение персональных проектов, размышления, рефлексия

Наблюдать за природой, живыми существами, изучать растения и явления природы

Элеонора Рузвельт,

Зигмунд Фрейд, То-

мас Мертон

Чарльз Джон Мур, Лютер Бэрбенк

Дарвин,

Эксперимент и инновации в школе 2012/3

9

Каждый ребенок — одаренный!

3. Учителя, в силу своего нежелания тратить время и усилия на освоение и применение ТМИ в классе.

Успех любого дела требует времени и вдумчивого подхода. И преодоление этих барьеров вполне реально, если выстроить систему просвещения родителей, показать педагогам и администрации школы преимущества применения этой теории, ориентированной на достижение успеха как детьми, так и школой в целом.

Работа с родителями должна стать главным приоритетом в школе, очень важно помочь им понять, что такое и как работает теория множественности интеллекта, как используются в процессе обучения разные способности детей и что их дети действительно учатся через свои способности, помочь им увидеть положительный результат применения ТМИ для своего ребенка.

Любая школа ставит перед собой высокие образовательные и воспитательные цели, но на деле доминирующим является достижение определенного показателя - процента качества образования, хорошие результаты ЕГЭ. С этим сложно спорить, таковы требования к школе сейчас. Все понимают, насколько ограничен и сам такой подход, и как он ограничивает учителей. Так или иначе, в данной ситуации, необходимо и администрации школы и педагогам понимать, что успешность детей, чем бы она не измерялась, и особенно тех, кто имеет трудности в учении и плохо справляется со стандартом, неизбежно повысится, когда учение перестанет быть в тягость и дети с нетерпением будут ждать следующего школьного дня. «Может ли ребенок успешно справиться со стандартом, если единственное, что он усваивает в школе изо дня в день: «ты не способен». И только среда, в которой признаются разные таланты и в которой каждый ребенок может достичь в чем-то успеха, поможет ему взглянуть на школу с большим энтузиазмом и интересом» [1] А следовательно, и создать фундамент его дальнейшей академической успешности.

Опыт применения ТМИ в школе зарубежными коллегами доказывает, что дети могут учиться разными способами, но это требует иных методов обучения и оценки. Использование ТМИ не означает, что все темы школьной программы будут изучаться только на ее основе. Необходим баланс между ТМИ, стандартом и требованиями программы. Педагоги отмечают большую эффективность уроков, проведенных с применением теории множественности интеллекта, но и планирование и подготовка к ним требует больших усилий и творчества со стороны учителя. Использование ТМИ в школе возможно и при отсутствии сотрудничества в коллективе, но именно коллегиальность и кооперация всех или хотя бы большинства учителей помогает добиться лучших результатов. Непременным условием успешности применения этой теории является вовлечение и просвещение родителей - родители учеников должны быть обязательными спутниками и союзниками.

А главное, применение этой теории помогает выстроить в школе образовательный процесс, учиты-

вающий разные стили обучения, предоставляющий ребенку возможность приобрести опыт, требующий вовлечения разных типов интеллекта, познавать, изучать что-либо тем способом и путем, какой ему наиболее близок, удобен и в котором он чувствует себя комфортно. Процесс, помогающий и развитию учеников и профессиональному росту учителя.

О способах планирования и организации уроков на основе теории множественности интеллекта, подходах к оцениванию результатов, работе с родителями в следующих статьях.

Приложение 1

Анкета для ученика

Пожалуйста, заполни следующую анкету, дав правдивые ответы. Здесь не может быть верных или неверных ответов!

1. Какой твой любимый предмет в школе?___________

2. Твои интересы и хобби вне школы_______________

3. Отметь все, с чем по-твоему ты хорошо справляешься:

_________чтение

_________письмо

_____________выступление перед аудиторией или в небольшой группе

_________искусство (рисование красками, лепка и т.д.)

_____________музыка (пение, слушание музыки, игра на музыкальном инструменте и т.д.)

_____________ математика (вычисления, измерения, решение логических задач и т.д.)

_____________двигательная деятельность (танцы, спорт, актерская игра и т.д.)

_________работа в одиночестве

_________работа в группе или команде

_____________ строительная деятельность (конструирование, создание моделей и т. п.)

4. Добавь сам, в чем еще ты способен и чего нет в списке

5. Каким способом ты любишь узнавать что-либо новое? Например, через чтение, беседы с другими, обучаясь один, проигрывая что-либо, в непосредственной деятельности и т.д.

6. Оцени свои способности по десятибалльной шкале, где 10 означает самую высокую оценку (ты в этом сильнее всего)

Вербально-лингвистические____________логико-математические ________

Пространственные_______моторно-двигательные______

Внутриличностные__________музыкальные__________

Межличностные__________натуралистические_________

7. Какиенавыки,видыдеятельностиилишкольныйпредмет

ты бы хотел улучшить?______________________________

8. Какие навыки, виды деятельности или школьный предмет ты уже улучшил?________________________________

9. Что можно изменить или улучшить, чтобы учиться было

интереснее и важнее для тебя?_______________________

10. Какие самые твои приятные воспоминания, связанные со школой?______________________________________

11. Какие профессии интересуют тебя для твоего будущего?

10

Эксперимент и инновации в школе 2012/3

Каждый ребенок — одаренный!

Приложение 2

Анкета для родителей

Заполните, пожалуйста, следующую анкету, этим Вы поможете оценить природные таланты и способности вашего ребенка.

Имя___________________________дата_______________

1. Какой, по-вашему, самый любимый предмет Вашего

ребенка в школе?_____________________________________

2. Каковы его интересы и хобби вне школы_________

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Отметьте все, с чем, по-вашему, он хорошо справляется:

_________чтение

_________письмо

____________выступление перед аудиторией или в небольшой группе

_________искусство (рисование красками, лепка и т.д.)

____________музыка (пение, слушание музыки, игра на музыкальном инструменте и т.д.)

____________ математика (вычисления, измерения, решение логических задач и т.д.)

____________двигательная деятельность (танцы, спорт, актерская игра и т.д.)

_________работа в одиночестве

_________работа в группе или команде

____________ строительная деятельность (конструирование, создание моделей и т. п.)

4. Добавьте сами, в чем еще он способен и чего нет

в списке___________________

5. Каким способом, как Вам кажется, он любит узнавать что-либо новое? Например, через чтение, беседы с другими, обучаясь один, проигрывая что-либо, в непосредственной деятельности и т. д.

6. Оцените его способности по десятибалльной шкале, где 10 означает самую высокую оценку.

Вербально-лингвистические _____________ логико-математические ______________________________

Пространственные_______моторно-двигательные________

Внутриличностные_____________музыкальные___________

Межличностные__________натуралистические___________

7. Какие навыки, виды деятельности или школьный

предмет Вы бы хотели, чтобы улучшил Ваш ребенок?_______

8. Какие навыки, виды деятельности или школьный предмет, по-вашему, он улучшил?____________________________

9. Чему бы Вы хотели, чтобы Ваш ребенок больше научился?

10. Что можно изменить или улучшить, чтобы учение стало интереснее и значимее для Вашего ребенка?___________

11. Какие Ваши самые приятные воспоминания, связанные со школьной жизнью Вашего ребенка?_________________

12. Какие профессии, по-вашему, могут интересовать

его в связи с его будущей карьерой?____________________

Литература

1. Hoerr, Thomas. Applying MI in Schools http://education.jhu.

edu/newhorizons/strategies/topics/mi/hoerr2.htm

2. Nelson, Kristen. Developing Students' Multiple Intelligences.

Scholastic Professional Books, 1998. Перевод О. В. Евсти-

феевой.

Резюкина Светлана Федоровна

Учитель начальных классов г. Санкт-Петебрург ГОУ СОШ № 644 Нагайченко Наталья Николаевна

научный руководитель школы №644 г. Санкт-Петербург

J

V

РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «КАК Я РАД, ЧТО Я ЕСТЬ!»

Л_____________________________________________с

Аннотация. В статье представлена практическая разработка занятия в рамках образовательной программы «Успех. Мои открытия обо мне» для внеурочной деятельности учащихся 1-го класса. Авторы раскрывают цели, задачи, план и ход проведения занятия, а также описывают необходимые ресурсы, необходимые для раскрытия таланта каждого ребенка.

Ключевые слова: внеурочная деятельность учащихся, образовательная программа, занятие, социальные роли.

Эксперимент и инновации в школе 2012/3

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.