Научная статья на тему 'Первостепенность формирования потребности в непрерывном образовании в эпоху виртуальности'

Первостепенность формирования потребности в непрерывном образовании в эпоху виртуальности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
непрерывное образование / специалист нового поколения / коммуникативная компетенция / английский язык / lifelong learning / a new generation expert / communicative competence / the English language

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Циленко Любовь Петровна

В статье анализируется актуальность формирования потребностей в непрерывном образовании, показана важность коммуникативной компетенции в виртуальную эпоху для специалистов нового поколения. Английский коорелируется в качестве усиливающего инструмента в мотивации образования через всю жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The overall aim of this paper is presenting the urgent priority of forming the need for "lifelong learning". The paper intends to show the importance of communicative competence in the virtual society for a new generation expert. English has been found to correlate with strengthening the motivation to lifelong learning.

Текст научной работы на тему «Первостепенность формирования потребности в непрерывном образовании в эпоху виртуальности»

ПЕРВОСТЕПЕННОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ В ЭПОХУ ВИРТУАЛЬНОСТИ

Л. П. Циленко

В статье анализируется актуальность формирования потребностей в непрерывном образовании, показана важность коммуникативной компетенции в виртуальную эпоху для специалистов нового поколения. Английский коорелируется в качестве усиливающего инструмента в мотивации образования через всю жизнь.

The overall aim of this paper is presenting the urgent priority of forming the need for "lifelong learning". The paper intends to show the importance of communicative competence in the virtual society for a new generation expert. English has been found to correlate with strengthening the motivation to lifelong learning.

Ключевые слова: непрерывное образование, специалист нового поколения, коммуникативная компетенция, английский язык.

Key words: lifelong learning, a new generation expert, communicative competence, the English language.

В условиях современного мира формирование потребностей у молодого поколения в непрерывном образовании, в самосовершенствовании на протяжении всей жизни, чтобы быть конкурентоспособным, играет исключительную роль в преодолении экономических, политических и социальных проблем, с которыми они сталкиваются. Первостепенность предложенной концепции определяется все более диверсификационными связями планетарного взаимодействия государств в общемировой цивилизации, глобальными социокультурными измерениями, ростом информатизации и информационных технологий. Интенсивность динамики инновационных процессов в научной и технической областях ускоряет процесс потери функциональности имеющихся знаний, вызывая у специалиста любой сферы необходимость в получении новейшей информации из аутентичных источников, ее адаптации и оперативном использовании.

В сущности, изменилось само понятие «образование», появилась необходимость в интеллектуальной деятельности на протяжении всей жизни как в профессиональном ракурсе, так и в общекультурном направлении. Неоспоримая актуальность формулы «образование через всю жизнь» признается во всем мире, всеми научными сообществами. Главные идеи и задачи непрерывного учения сформулированы в основных документах ЮНЕСКО. Они связаны с осуществлением международного сотрудничества в области просвещения, социальной сферы, естественных наук, культуры, информатизации на основе принципов Устава ООН и своего устава. Представители мирового научного сообщества убеждены, что в контексте общемировых тенденций непрерывное образование является механизмом для развития профессионализма, социализации и социокультурной интеграции. Применительно к нашей стране непрерывное образование способствует устойчивому развитию эффективной экономики России, ее выходу из кризиса, освобождению от экономической зависимости других стран. В то же время актуальность концепции определяется необходимостью синтезировать отечественные си-

383

стемы образования в глобализированное образовательное пространство. Несомненно, речь идет как о теоретической фундаментальной трансформации, так и о прикладных аспектах. При этом главной действующей фигурой в новой образовательной интерпретации остается человек, который на протяжении своей жизни должен иметь возможность совершенствования - «learning to know, learning to do, learning to be, learning to live together». Справедливо заметить, что концепция «lifelong learning» является наиболее важной и приоритетной направляющей социально-экономического развития общества, инструментом его формирования, устремления к устойчивому развитию.

Участие в обществе практически невозможно без успешной профессиональной карьеры, поскольку она составляет фундамент личной независимости, самоуважения и благосостояния, определяет качество экзистенции человека, а значит, и общества в целом. В этом контексте перед научным сообществом, перед педагогической общественностью стоит задача своевременной гибкой и точной переориентации нормативно-параметрического истеблишмента специалиста как технической индустрии, так и гуманитарного профиля. Приоритетной тенденцией образовательной стратегии становится взаимообусловленное профессионально-личностное формирование человека как субъекта деятельности. Нужен специалист, который обладал бы «опережающим видением» быстро меняющихся мировых процессов и в то же время являлся высококонкурентным, широкоэрудированным специалистом в своей профессиональной деятельности, способный к непрерывному самосовершенствованию. Образовательная концепция «lifelong learning» реализует широкий спектр направлений, так как имеет системообразующую архитектонику функционирования. Речь идет как об основных задачах образования, так и опосредованных аспектах. В этой связи следует заметить специфичность виртуальной эпохи - эпохи геолингвистического диалога, геоинтеллектуальной, технологической и экономической конкуренции.

Следует особо подчеркнуть, что вся целостность профессиональнодеятельностных функций специалиста нового поколения неотъемлемо связана с коммуникативной компетенцией - со знанием языка геолингвистического значения. Следовательно, современный специалист обязан знать язык международного значения - английский. Глобализация - это новая игра с новыми правилами. Поэтому сегодня, как никогда, ценность знания английского никто не ставит под сомнение. Язык планетарного диапазона тесно взаимодействует со всеми сферами жизнедеятельности человека - социальной, экономической, политической, служит делу распространения мировых знаний и сокровищ культуры. Английский - это язык наукоемких технологий, бизнеса, интернета, гуманитарных наук и искусств, это показатель интеллекта современного человека, его академической мобильности. Со знанием английского специалист любого профиля становится свободным, активным и полноценным участником социально-экономической жизни общества, способным решить любые поставленные задачи, а также выработать фундаментально новые подходы, опережающие время. Знание английского языка принимает в некотором смысле статус категориального критерия качества образования и готовности к обучению в течение всей жизни, используя первоисточники. В условиях лавинообразного поступления информации через всемирную сеть

384

Интернет, большая часть которой представлена на английском языке, качественно меняется отношение к знанию языка безграничности, более того, меняется сам студент в синергетике полученных знаний. У специалиста нового поколения возникает уникальная императивность в овладении языком интерлингвистического значения. Возникающая интенция к познанию языка безграничности способствует развитию потребности в непрерывном образовании, академической мобильности, информационно-ментального сознания, изучению инфокоммуникативных процессов, структур и форм социокоммуникативных отношений глобализированного общества, а также формирует категориальный мировоззренческий аппарат и интеллект в целом. При этом создается множество других метакомпетенций, необходимых для профессиональной, интеллектуальной, а также эмоционально волевой деятельности специалиста: умение предоставлять аргументы, подтверждающие или опровергающие ту или иную позицию, выступать с конструктивной критикой идей, способность к интегральной оценке различных точек зрения для принятия нестандартных прорывных решений, не ориентируясь на шаблоны.

Следовательно, выпускник университета должен иметь способность как на рецептивном, так и на продуктивном уровнях в образном, графическом, аудиовизуальном форматах актуализировать научные, технические, творческие идеи, алгоритмы, концепты на английском языке с целью достижения эффективных решений. Указанная компетенция крайне необходима как в ситуациях профессиональной коммуникации, так и в социокультурном диалоге. Сформированная лингвопрофессиональная компетенция, в свою очередь, побуждает к постоянному самосовершенствованию, к непрерывному образованию на протяжении всей жизни.

385

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.