Научная статья на тему 'Архитектоника непрерывного образования в виртуальную эпоху'

Архитектоника непрерывного образования в виртуальную эпоху Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архитектоника непрерывного образования в виртуальную эпоху»

АРХИТЕКТОНИКА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВИРТУАЛЬНУЮ ЭПОХУ

Л. П. Циленко

Интенсивность динамики инновационных процессов в научной и технической областях ускоряет процесс потери функциональности имеющихся знаний, вызывая у специалиста любой сферы необходимость в получении новейшей информации, ее адаптации для оперативного использования. Более того, в эпоху виртуальности мейнстрим информационных процессов не замыкается в пространстве высокотехнологичных и наукоемких отраслей производства, а распространяет свое влияние на всю социальноэкономическую систему, на все сферы общественной жизни. В последние время концепция «обучение в течение жизни» (lifelong learning) все более детерминируется как один из путей социально-экономического развития, инструмент формирования современного общества, общества, основанного на знаниях. Системообразующая архитектоника «обучения в течение всей жизни» определяет особенности взаимодействия структурных и функциональных компонентов: обязательное профессиональное образование для получения соответствующих навыков; совершенствование и обновление архаичных знаний, умений, навыков; обучение не только профессиональным навыкам, но и другим жизненно важным, нужным и просто интересным для человека компетенциям.

Участие в обществе практически невозможно без успешной профессиональной карьеры, поскольку она составляет фундамент личной независимости, самоуважения и благосостояния, определяет качество экзистенции человека, а значит, и общества в целом. В этой связи перед научным сообществом, перед педагогической общественностью стоит задача своевременной гибкой и точной переориентации нормативно-параметрического истеблишмента специалиста как технической индустрии, так и гуманитарного профиля. Приоритетной тенденцией образовательной стратегии становится взаимообусловленное профессионально-личностное формирование человека как субъекта деятельности и общения на протяжении всей жизни. Нужен специалист, который обладал бы «опережающим видением» быстро меняющихся мировых процессов, и в то же время являлся высоко конкурентным, широко эрудированным специалистом в своей профессиональной деятельности.

Глобализированный мир предлагает все новые научноисследовательские программы, нанотехнологичные девайсы и технологии, кросскультурное виртуальное общение - необходимость взаимного диалога мирового масштаба очевидна. Вся целостность профессиональнодеятельностных функций специалиста нового поколения неотъемлемо связана с прагматико-коммуникативной компетенцией - со знанием языка геолингвистического значения - английского. Глобализация - это новая игра с новыми правилами. Поэтому сегодня, как никогда, ценность знания английского никто не ставит под сомнение. Язык планетарного диапазона тесно

128

взаимодействует со всеми сферами жизнедеятельности человека - социальной, экономической, политической. Английский - это язык наукоемких технологий, бизнеса, Интернета, гуманитарных наук и искусств, это показатель интеллекта современного человека, его академической мобильности. Со знанием английского специалист любого профиля становится свободным, активным и полноценным участником социально-экономической жизни общества. Из логики сказанного в векторе синергетической концепции в программный контент образовательных учреждений естественным образом интегрируется овладение английским языком в новом предназначении, доминирующим в нормативно-параметрической характеристике конкурентоспособного специалиста любого профиля. У специалиста нового поколения возникает уникальная императивность в овладении языком интерлингвистического значения. Следовательно, в стратегии непрерывного образования специалиста нового поколения конструктивной является способность как на рецептивном, так и на креативном уровнях в образном, графическом, аудиовизуальном формате актуализировать идеи, смыслы, алгоритмы, концепты на английском языке.

Образование в современном мире становится все более функциональным по своей сути. Важнейшее значение для продуктивного образования через всю жизнь имеет развитие способностей к обработке и анализу информации, способность воспринимать скрытые связи между отдельными явлениями, способность к интегральной оценке различных точек зрения для принятия нестандартных прорывных решений, не ориентируясь на шаблоны. При этом формируется множество других метакомпетенций, необходимых для профессиональной, интеллектуальной и эмоционально волевой деятельности специалиста. Например, информационно-аналитическая способность обеспечивает инженеру-технологу поиск, дифференциацию и генерацию новых знаний в наиболее перспективных областях науки и техники, а также созданию принципиально новых материалов и устройств, реализующих новые для промышленности физические или физико-химические принципы их функционирования.

Нет пределу совершенства. Живя полноценно, современный специалист любой отрасли продолжает непрерывно обучаться. Сегодня многие высокорентабельные предприятия проводят целенаправленную политику развития и обучения персонала. Совместная с зарубежными партнерами разработка high-tech проектов, стажировки в респектабельных всемирно известных компаниях становятся нормой в профессиональной деятельности специалиста нового поколения. В условиях мировой рыночной экономики представители инженерного корпуса должны обладать высоким потенциалом коммерциализации, уметь модифицировать что-то имеющееся и проектировать что-то новое. При этом нужно учитывать реальную себестоимость высокопрочных материалов и комплектующих, стоимость современной упаковки и доставки, стоимость и производительность закупаемого по кредиту оборудования и, самое главное, чтобы это что-то можно было продать на международном рынке - задача, ставящая сегодня в тупик многих инженеров с большим опытом, но не владеющих английским. Следовательно, одним из приоритетных компонентов целостной системы непрерывного образования современного специалиста является готовность к прагматико-

129

коммуникативной деятельности, в формировании которой ведущую роль играет курс обучения английскому языку.

Между тем глобальная проблема секулярного общества, без решения которой нельзя ожидать никакого положительного результата - воспитание целостной личности. В быстро меняющемся мире есть нечто общее для всех поколений - традиционные базовые ценности, дающие возможность устоять в бурном потоке жизни. Именно к ним следует обратиться в поисках смысла экзистенции в условиях глобализации. Поэтому для каждого человека непрерывное образование должно стать процессом формирования и удовлетворения не только его профессиональных потребностей, но и духовных. К сожалению, экономический, технологический и научный прогресс значительно опережает духовное развитие общества. Сегодня как никогда специалист должен быть, прежде всего, гармоничной личностью, а значит, сознательно противостоять нравственному релятивизму в диалоге планетарного масштаба.

В этой связи педагогическая логика формирования специалиста нового поколения, способного к саморефлексии, самопрезентации, к непрерывному образованию, выражается в системной архитектонике содержательных, целевых и процессуальных компонентов учебно-воспитательного процесса, в основе которой находятся высоко нравственные, морально этические, духовные ориентиры. Посредством иностранного языка происходит гармоничное достижение единства целей изучения предметов по специальностям, целей преподавания языка и целей формирования личности, способной к непрерывному образованию через всю жизнь в интересах устойчивого развития.

130

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.