тов на должность куратора, старосты, профорга и т.д. В таблице 7 представлены минимальные баллы («проходные»), которые должен иметь студент, претендующий на определенную должность. А так как рейтинг за каждый семестр суммируется, то и проходные баллы с каждым курсом увеличиваются.
В таблице 8 представлен пример подведения итогов успеваемости группы за семестр с учетом внеучебной деятельности. Здесь же можно рассчитать средние, либо суммарные показатели не только по конкретному студенту, но и по группе.
Литература
1. Солонин С.И. Проектирование и разработка Балльно-рейтинговой системы оценки учебной деятельности студентов по дисциплинам ООП // Уральский государственный университет, Екатеренбург, 2013, 48 с.
2. Приказ Минобрнауки России от 29.07.2005 № 215 «Об инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему зачетных единиц».
3. Приказ Минобрнауки России от 11.07.2002 № 2654 «О проведении эксперимента по введению рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов».
4. Методические рекомендации, утвержденные приказом Минобразования России от 11.07.2002 № 2654 «О проведении эксперимента по введению рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов».
5. Устав государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)».
6. Артамонова И.В., Забенькина Е.О., Русакова С.М., Годунов Е.Б. Интеграция научно-исследовательской деятельности студентов и учебного процесса с целью формирования инновационной среды на кафедре «Химия». // Известия МГТУ «МАМИ». 2011, № 2, С. 298-302.
7. Моргунов Ю.А., Типалин С.А., Филиппов В.В., Хомякова Н.В. Повышение качества подготовки современных специалистов технического профиля за счет улучшения взаимосвязи теоретических и практических занятий при изучении дисциплин // Журнал «Известия МГТУ «МАМИ», № 2(14), 2012, т. 3, с. 441-444.
8. Русакова С.М., Горина Ю.Е., Бавыкин О.Б. Учебно-воспитательная работа на факультете автоматизации и информационных технологий // Известия МГТУ «МАМИ». М.: Университет машиностроения, 2013, № 2.
Системообразующая концепция архитектоники непрерывного образования
в виртуальную эпоху
к.п.н. доц. Циленко Л.П.
Университет машиностроения 8 (495) 674 - 23- 70 [email protected]
Аннотация. В данной статье анализируется проблема непрерывного профессионального совершенствования специалиста в виртуальную эпоху. Систематизирующая концепция архитектоники образования в течение всей жизни коррелиру-ется как основная. Знание английского языка является неоспоримым компонентом прагматико-коммуникативной компетенции специалиста нового поколения.
Ключевые слова и фразы: непрерывное образование, инженер нового поколения, прагматико-коммуникативная компетенция, английский язык.
Потребность современного общества в постоянном совершенствовании специалистов любой отрасли определяется системной архитектоникой непрерывного образования. В интенсивной динамике инновационных научно-технических процессов ускоряется процесс потери функциональности имеющихся знаний, вызывая у специалиста любой сферы необходимость в получении новейшей информации, ее адаптации и оперативного использования. Общеизвестно, что в эпоху виртуальности мейнстрим информационных процессов не замыка-
ется в пространстве высокотехнологичных и наукоемких отраслей производства, а распространяет свое влияние на всю социально-экономическую систему, на все сферы общественной жизни. В последнее время концепция "обучение в течение жизни" (англ. НГе1оп§1еагшп§) все более детерминируется как одна из главных направляющих социально-экономического развития общества, инструментом его формирования, устремления к устойчивому развитию.
Системообразующая архитектоника «обучения в течение всей жизни» определяет особенности взаимодействия структурных и функциональных компонентов формирования специалиста нового поколения: обязательное знание английского языка; обязательное профессиональное образование для получения соответствующих компетенций; обновление архаичных знаний; совершенствование не только профессионализма, но и других жизненно важных, нужных и просто интересных умений и навыков для человека. Развитие такой концепции имеет смысл только в архитектонике системного подхода.
Вполне понятно, что участие в обществе практически невозможно без успешной профессиональной карьеры, поскольку она составляет фундамент личной независимости, самоуважения и благосостояния, определяет качество экзистенции человека, а значит и общества в целом. Следовательно, системообразующая концепция непрерывного образования специалиста нового поколения охватывает все уровни и виды образования, имеет идеологию преемственности и взаимосвязанности.
Трудно возразить против того, что «мы живем в эпоху изменений, скорость, с которой они происходят, стремительно растет, возрастает и конкуренция на рынке труда» [Циленко Л.П. 2014, т. 5. С. 185]. В этой связи перед научным сообществом, перед педагогической общественностью стоит задача своевременной гибкой и точной переориентации нормативно-параметрического истеблишмента специалиста, как технической индустрии, так и гуманитарного профиля. Приоритетной тенденцией образовательной стратегии становится взаимообусловленное профессионально-личностное формирование человека как субъекта деятельности и общения на протяжении всего существования. Требования к специалисту сегодня динамично меняются, они не сводятся только к технической или научной стороне. Нужен специалист, который обладал бы «опережающим видением» быстро меняющихся мировых процессов, и в то же время являлся высоко конкурентным, широко эрудированным профессионалом, стремящимся к непрерывному самосовершенствованию.
Глобализированный мир предлагает все новые научно-исследовательские программы, нанотехнологичные девайсы и технологии, кросскультурное виртуальное общение - необходимость взаимного диалога мирового масштаба очевидна. К тому же вся целостность про-фессионально-деятельностных функций специалиста нового поколения неотъемлемо связана с прагматико-коммуникативной компетенцией - со знанием языка геолингвистического значения, английского. Следовательно, прагматико-коммуникативная компетенция специалиста предполагает высокий уровень владения как комплексом специальных знаний, так и английским языком. Она также подразумевает способность адекватно интерпретировать и принимать социокультурные особенности партнеров по международному бизнесу при решении практических задач.
Подготовить студентов технического профиля к такому взаимодействию - актуальная задача современного вуза.
Тенденции оценки глобализации могут быть разными, но неоспоримым является тот факт, что глобализация - это новая игра с новыми правилами. Поэтому сегодня, как никогда, ценность знания английского никто не ставит под сомнение. Язык планетарного диапазона тесно взаимодействует со всеми сферами жизнедеятельности человека: социальной, экономической, политической, - служит делу распространения мировых знаний и сокровищ культуры. Английский - это язык наукоемких технологий, бизнеса, интернета, гуманитарных наук и искусств, это показатель интеллекта современного человека, его академической мобильности. Со знанием английского специалист любого профиля становится свободным, активным и полноценным участником социально-экономической жизни общества, способным решить любые поставленные задачи, а также выработать фундаментально новые подходы,
опережающие время. Знание английского языка принимает, в некотором смысле, статус категориального критерия качества образования и готовности к обучению в течение всей жизни.
Справедливо замечено, что дисциплина «Иностранный язык» является согласованным интегративным компонентом знаний в содержании профессионального образования. Через иностранный язык идет уточнение терминологического и концептуального содержания профессионально-релевантных дисциплин, что способствует развитию профессионального интеллекта, а через него - и интеллекта в целом» [Макеева М.Н., Першин В.Ф., Циленко Л.П. 2004. С. 81]. Из логики сказанного в векторе синергетической концепции в программный контент образовательных учреждений естественным образом интегрируется овладение английским языком в новом предназначении, в некоторой степени доминирующим над остальными предметами.
В условиях лавинообразного поступления информации через всемирную сеть Интернет, большая часть которой представлена на английском языке, качественно меняется отношение к знанию языка безграничности, более того, меняется сам студент в синергетике полученных знаний. У специалиста нового поколения возникает уникальная императивность в овладении языком интерлингвистического значения. При этом возникающий интерес к познанию английского способствует развитию информационно-ментального сознания, изучению социокультурных связей глобализированного общества, формирует категориальный мировоззренческий аппарат и интеллект в целом, способствует развитию потребности в непрерывном образовании. Знание английского языка улучшает качество жизни во всех ее сферах. Специалист любой сферы получает доступ ко всем электронным и печатным информационным ресурсам, так как практически все научные издания, имеющие мировое значение, публикуются на английском языке, либо переводятся на него. Следовательно, в стратегии непрерывного образования специалиста нового поколения конструктивной является способность как на рецептивном, так и на креативном уровнях в образном, графическом, аудиовизуальном форматах актуализировать идеи, смыслы, алгоритмы, концепты на английском языке.
Образование в современном мире становится все более функциональным по своей сути. Важнейшее значение для продуктивного образования через всю жизнь имеет развитие способностей к самостоятельному мышлению и самокритичности, способность воспринимать скрытые связи между отдельными явлениями, способность к интегральной оценке различных точек зрения для принятия нестандартных прорывных решений, не ориентируясь на шаблоны. При этом формируется совокупность других метакомпетенций необходимых для профессиональной, интеллектуальной и эмоционально-волевой деятельности специалиста. Например, информационно-аналитическая способность обеспечивает инженеру-технологу поиск, дифференциацию и генерацию новых знаний в наиболее перспективных областях науки и техники, а также созданию принципиально новых материалов и устройств, реализующих новые для промышленности физические или физико-химические принципы их функционирования. Такой специалист всегда востребован, он инициативен, ориентирован на достижение намеченной цели, он с уважением относится к профессиональному сообществу. Выполнение работы для него не просто способ заработать деньги, это важнейший способ удовлетворения потребностей высшего уровня - самореализации, в получении высокого социального статуса, непрерывного самосовершенствования на благо общества.
Нет пределу совершенства. Живя полноценно, современный специалист любой отрасли обязан продолжать непрерывно обучаться. Сегодня многие высокорентабельные предприятия проводят целенаправленную политику развития и обучения персонала. Совместная с зарубежными партнерами разработка high-tech проектов, стажировки в респектабельных всемирно известных компаниях стали нормой в профессиональной деятельности специалиста нового поколения. Следовательно, одним из приоритетных компонентов целостной системы непрерывного образования современного специалиста является готовность к прагматико-коммуникативной деятельности, в формировании которой ведущую роль играет курс обуче-
ния английскому языку.
Между тем глобальная проблема секулярного общества, без решения которой нельзя ожидать никакого положительного результата - воспитание всесторонне развитой личности. Другими словами сегодня от каждого специалиста требуется целостное восприятие трендов окружающего мира, его ценностей, духовно-нравственного усвоения, глубокого гражданского позиционирования. В этом аспекте становится еще более актуальным мнение, что «в быстро меняющемся мире есть нечто общее для всех поколений - традиционные базовые ценности, дающие возможность устоять в бурном потоке жизни. Именно к ним следует обратиться в поисках смысла экзистенции в условиях глобализации» [Циленко Л.П. 2012, с. 129]. Поэтому для каждого человека непрерывное образование должно стать не только процессом формирования и удовлетворения его профессиональных потребностей, но и духовных. К сожалению, экономический, технологический и научный прогресс значительно опережает духовное развитие общества и даже отвлекает от главного смысла жизни. Поэтому сегодня, как никогда, специалист должен быть, прежде всего, гармоничной личностью, а значит сознательно противостоять нравственному релятивизму в диалоге планетарного масштаба.
В этой связи педагогическая логика формирования специалиста нового поколения способного к саморефлексии, самопрезентации, к непрерывному образованию выражается в системной архитектонике содержательных, целевых и процессуальных компонентов учебно-воспитательного процесса, в основе которой находятся высоконравственные, морально-этические, духовные ориентиры. Посредством иностранного языка происходит гармоничное достижение единства целей изучения предметов по специальностям, целей преподавания языка и целей формирования личности, способной к непрерывному образованию через всю жизнь в интересах устойчивого развития общества.
Литература
1. Циленко Л.П. Актуальность моделирования интегративной системы мотивации на результат в процессе формирования специалиста нового поколения. Известия МГТУ «МАМИ». Научный рецензируемый журнал. М.: МГТУ «МАМИ» № 2 (7), 2014. Т. 5. С. 185-189.
2. Макеева М.Н., Першин В.Ф., Циленко Л.П. Лингвопрофессиограмма инженера. - Высшее образование в России. Научно-педагогический журнал министерства образования в России. Выпуск 5. 2004. - С. 80-82.
3. Циленко Л.П. Образование через всю жизнь. Непрерывное образование в интересах устойчивого развития. Мат. 10-й юбилейной межд. конф. Выпуск 10. Часть I. / Под науч. ред. Н.А. Лобанова и В.Н. Скворцова. СПб: Ленинградский гос. ун-т им. А.С. Пушкина, 2012. - С. 128-130.
4. Makeeva M.N., Tsilenko L.P., Shipovskay A.A., Bryankin K.V. Bryankin - «Integrative motivation when training the new generation of engineers» - «Вопросысовременнойнаукиипрак-тики». Университет им.В.И. Вернадского. Сб. науч. трудов № 1(37) Изд-во ФГБОУ ВПО ТГТУ. Тамбов. 2012. - С. 130-133.
«Проектный метод» как механизм профессиональной ориентации детей и
молодежи
Казун А. П.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Международный центр изучения институтов и развития НИУ ВШЭ
[email protected] к. пол. н. Пастухова Л.С. Московский государственный индустриальный университет
Аннотация. В статье рассматривается применение «проектного метода» как