УДК 614.89-084 ББК 51.20
ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА НАВЫКАМ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ
ЗАЩИТЫ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ, ГЛАЗ И КОЖИ
КРАСИЛЬНИКОВА И.В. ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, Челябинск, Россия e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассмотрено значение органа зрения в жизни человека, чувствительность его к воздействиям внешней среды, указана значимость применения средств индивидуальной защиты глаз, органов дыхания и кожи человеком на производстве и в быту. На примере гражданского противогаза описан процесс обучения студентов медицинского вуза навыкам применения средств защиты глаз, органов дыхания и кожи.
Ключевые слова: орган зрения, негативные воздействия внешней среды, средства индивидуальной защиты органов дыхания, глаз, кожи, гражданский противогаз.
Актуальность. Зрение - это самое важное из чувств, данных человеку от природы. С его помощью люди получают порядка 80% всей информации, поступающей извне. С помощью органа зрения человек видит окружающие объекты, их перемещение и цвет. Орган зрения позволяет ориентироваться в обстановке и передвигаться в нужном направлении. Все это делает глаза ценнейшим органом в системе органов чувств. С этим связана уникальность органа зрения по сравнению с другими анализаторами.
В то же время, орган зрения наиболее подвержен воздействию негативных факторов внешней среды (природных, техногенных) [7, 21], что может привести к появлению острых и хронических заболеваний, нарушению комфортной жизнедеятельности, а в некоторых случаях стать причиной полной потери зрения и инвалидизации [3]. Сохранение зрения является одним из важнейших условий активной деятельности человека как в мирное, так и в военное время, и обеспечивается применением средств защиты [6].
Средства индивидуальной защиты органов дыхания, глаз и кожи лица - это специальные табельные используемые человеком
технические устройства, обеспечивающие надежную защиту органов зрения, дыхания и кожи от негативных профессиональных факторов, а также от воздействия химического оружия [3, 9]. К таким средствам защиты относят гражданский противогаз.
В истории развития противогаза основную роль сыграли русские ученые. Известно, что уже в XIX веке наука в России, в частности химия, стояла на высоком уровне. Как в предвоенный период, так и во время первой мировой войны 1914-1918 годов среди русской профессуры имелось значительное количество выдающихся ученых с мировым именем. Большинство из них было так или иначе привлечено к разработкам средств химической защиты согласно заданию различных оборонных организаций уже с самого начала военных лет.
В июне 1915 года Николай Дмитриевич Зелинский работал в Петрограде заведующим центральной лабораторией министерства финансов. Тогда ему и пришла мысль использовать древесный уголь для защиты от боевых газов. Соприкасаясь по роду своей деятельности с производством спирта, в котором уголь с давних пор применялся для очистки сырца, Николай Дмитриевич имел в своем распоряжении различные сорта углей и, проведя соответствующие опыты, обнаружил, что активированный уголь действительно является мощным средством для поглощения ядовитых газов. Зелинский Н.Д. впервые докладывает о найденном им средстве на заседании Противогазовой комиссии при Русском техническом обществе в Петрограде и позднее выступает с сообщением об угле на экстренном заседании Московской
экспериментальной комиссии. В своем докладе Зелинский Н.Д. указывает, что защитное действие угля является универсальным и к тому
же уголь имеется в России в достаточном количестве.
Конечно, Зелинский понимал, что достигнуть надежной защиты возможно только лишь тогда, когда будет обеспечена герметичность прилегания к лицу такого приспособления.
Рис. Гражданский противогаз
Позднее инженер завода "Треугольник" Кумант Э.Л. сконструировал резиновую маску и предложил использовать ее для противогаза. Впоследствии противогаз Зелинского-Куманта спасет многие тысячи жизней. Только после того, как изобретение Зелинского Н.Д. было реализовано в Англии и Германии, угольный противогаз начали изготавливать в России крупными партиями. Первый заказ на противогазы в количестве 200 тыс. штук был дан только в марте 1916 года под давлением генерального штаба, минуя химический комитет. Для производства угля были использованы печи казенных винных складов №1 в Москве и №4 в Петрограде, а также Московский и Петроградский газовые заводы. В 1920 году появились противогазы для лошадей и собак.
Со времён Первой Мировой противогазы существенно изменились. Модель современного гражданского противогаза была
сконструирована в 1940 году. Гражданский противогаз (рис.) относится к фильтрующим средствам защиты. При этом человек дышит атмосферным воздухом, отфильтрованным в противогазной (фильтрующе-поглощающей) коробке, и тем самым обеспечивается очистка воздуха от конкретных типов отравляющих веществ. Различают противогазы, используемые
взрослым населением (ГП-5, ГП-7) и детьми (ПДФ-Д, ПДФ-Ш).
При объявлении угрозы нападения противника всё население должно быть обеспечено средствами индивидуальной защиты. Личный состав формирований, рабочие и служащие получают средства индивидуальной защиты на своих объектах, население - в жилищно-эксплуатационных компаниях [21]. Умение применять гражданский противогаз является неотъемлемой обязанностью каждого гражданина согласно ФЗ от 22.02.1998 №28 "О гражданской обороне". Особенно это актуально для специалистов, работающих в экстремальных условиях (медицинских работников, спасателей, пожарных), наиболее часто контактирующих с негативными факторами внешней среды [6].
С этой целью в рамках учебного процесса в ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России на кафедре безопасности жизнедеятельности, медицины катастроф, скорой и неотложной медицинской помощи предусмотрено обучение студентов основам гражданской обороны, в том числе изучение навыков применения средств индивидуальной защиты кожи, органов дыхания, зрения [1, 17, 23]. С данными навыками студенты знакомятся как в ходе лекций и практических занятий, так и в процессе посещения студенческого научного кружка. Обучающиеся рассматривают подробное устройство гражданского противогаза, механизм защитного действия, показания и противопоказания для его применения, а также порядок его использования как самостоятельного средства индивидуальной защиты, так и в комплекте с другими средствами (например, с общевойсковым защитным костюмом) [5]. Ряд занятий посвящен изучению основных групп боевых отравляющих веществ, воздействующих на органы дыхания, зрения и кожные покровы, а также мерам поведения при ликвидации последствий химических аварий.
Программа дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" предусматривает
проведение практического конкурса "Первая помощь в жизни студента медицинского вуза" [8, 13, 19], в ходе которого студенты демонстрируют полученные навыки по оказанию неотложной помощи пострадавшим, оказавшимся в условиях чрезвычайной ситуации [16, 24] (сердечно-легочную реанимацию, удаление инородного тела из верхних дыхательных путей, десмургию, транспортировку пострадавшего, транспортную
иммобилизацию, остановку наружного "Безопасность жизнедеятельности" студенты
кровотечения) и использованию средств защиты демонстрируют школьникам использование
глаз, кожи и органов дыхания [2, 4, 10, 11]. В средств защиты глаз, органов дыхания и кожи и
ходе мероприятия участники подбирают навыки оказания первой помощи [12, 18]. Также
определенный размер защитного средства, обучающиеся участвуют в ежегодной
демонстрируют положения сумки противогаза в всероссийской научно-практической
зависимости от боевой ситуации, умение конференции по медицине катастроф,
правильно надевать и снимать его на время по организованной РНИМУ имени Н.И. Пирогова,
командам [15]. г. Москва, занимают призовые места.
Члены студенческого научного кружка Таким образом, умение применять средства
кафедры активно привлекаются к участию в защиты органов дыхания, кожи и глаз обеспечат
научно-практических конференциях с устными надежную защиту спасателей и населения,
и стендовыми докладами [14, 20, 22]. Ежегодно оказавшихся в условиях чрезвычайной
проходит областная междисциплинарная ситуации. Использование средств защиты на
научно-практическая конференция производстве и в быту способствует сохранению
профориентационной направленности "Юный здоровья человека, контактирующего с вредным
медик", в ходе которой в рамках секции фактором.
Список литературы
1. Вождаева И.В. Оптимизация преподавания дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" / И.В. Вождаева// Инновации в образовании и медицине Материалы III Всероссийской научно -практической конференции с международным участием. - 2016. - С. 57-60.
2. Вождаева И.В. Теоретический уровень знаний студентов Южно-Уральского государственного медицинского университета в области современных подходов проведения сердечно-легочной реанимации, обучающихся по разным образовательным стандартам / И.В. Вождаева, О.В. Пешиков //Материалы международной научно-практической конференции "Медицинская помощь при тяжелой термической травме (уроки Ашинской катастрофы 1989 года) ". Челябинск: изд-во Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2014. - С. 14-18.
3. Денисов Э.И. Профессионально обусловленная заболеваемость и ее доказательность / Э.И. Денисов, П.В. Чесалин // Медицина труда и пром. экология. - 2007. - №10. - С. 1-9.
4. Изучение особенностей техники проведения искусственной вентиляции легких студентами медицинского вуза /И.А. Пирогова [и др.]//Sci-article.ru. - 2016. - №31. - C. 54-59.
5. Использование симуляционных технологий при проведении практических занятий по медицине катастроф / О.Е. Ильичева [и др.] // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: Менеджмент качества и инновации Материалы III всероссийской (VI внутривузовской) научно-практической конференции, посвященной Дню российской науки, 2015. - С. 41-42.
6. Косарев В.В. Профилактика и лечение профессиональных заболеваний медицинских работников / В.В. Косарев, С.А. Бабанов // Справочник фельдшера и акушерки. - 2008. - №9. - C. 11-22.
7. Красильникова И.В. Воздействие электромагнитных излучений на орган зрения в процессе трудовой деятельности/ И.В. Красильникова //Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016. - Т. 4. №3 (14). -С. 46-47.
8. Красильникова И.В. Опыт проведения практического конкурса по оказанию неотложной помощи среди обучающихся / И.В. Красильникова //Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016. Т. 3. №3 (14). -С. 82-85.
9. Маньков В.Д. Безопасность общества и человека в современном мире: учебное пособие / В.Д. Маньков. - СПб.: Политехника. - 2012. - 551 с.
10. Междисциплинарный подход при изучении основ сердечно-легочной реанимации / О.Е. Ильичева [и др.] // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации Материалы VIII внутривузовской научно-практической конференции. - 2017. - С. 28-31.
11. Мнение студентов Южно-Уральского государственного медицинского университета о необходимости увеличения практических и теоретических занятий в изучении сердечно-легочной реанимации / О.Е. Ильичева [и др.] // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации Материалы II всероссийской (V внутривузовской) научно-практической конференции, посвященной Дню российской науки, 2014. - С. 46-51.
12. Опыт проведения профориентационного мероприятия в Южно-Уральском государственном медицинском университете / А.А. Федосов [и др.] //Инновации в образовании и медицине. - 2017. - С. 214-217.
13. Организация и проведение внутривузовского конкурса по оказанию первой помощи в условиях чрезвычайных ситуаций / И.А. Пирогова [и др.] // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016. - Т. 1. №2 (13). - C. 15-20.
14. Пешиков О.В. Роль студенческого научного кружка в повышении качества учебного процесса медицинского вуза / О.В. Пешиков, А.В. Чукичев // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации материалы I научно-практической конференции. Гос. образовательное учреждение высшего
проф. образования "Челябинская гос. мед. акад. Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию". Челябинск. - 2010. - С. 85-87.
15. Повышение профессиональных компетенций и готовности студентов младших курсов к оказанию неотложной помощи /О.Е. Ильичева [и др.] //Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: материалы IV всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции. Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2016. - С. 49-51.
16. Работа в студенческом спасательном отряде "Helper" и подготовка к выполнению сердечно-легочной реанимации /В.А. Боровская [и др.] //Научный альманах. - 2017. - №1-2 (27). - С. 52-57.
17. Современные подходы в обучении студентов медицинских вузов /Е.В. Соболева [и др.] //Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2017. - Т. 1. №1 (16). - С. 34-36.
18. Участие обучающихся медицинского вуза в профориентационных мероприятиях -один из этапов становления будущих специалистов /Н.М. Шлепотина [и др.] //Инновации в образовании и медицине. - 2017. - С. 228-231.
19. Участие студентов-волонтеров во II спортивном конкурсе "Первая медицинская помощь в условиях чрезвычайных ситуаций", проведенном в Южно-Уральском государственном медицинском университете / И.В. Красильникова [и др.] //Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2017. - Т. 1. №2 (17). - С. 24-26.
20. Формы работы студенческих научных кружков кафедр медицинского вуза / А.В. Чукичев [и др.] // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации Материалы VIII внутривузовской научно-практической конференции. - 2017. - С. 124-127.
21. Хван Т.А. Безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие / Т.А. Хван, П.А. Хван. - Изд. 11-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 443 с.
22. Шлепотина Н.М. Опыт участия студентов, являющихся членами студенческих научных кружков ЮжноУральского государственного медицинского университета, в образовательных семинарах / Н.М. Шлепотина, О.В. Пешиков// Инновации в образовании и медицине. Материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Махачкала. - 2016. - С. 142-145.
23. Этапы изучения офтальмологии студентами Южно-Уральского государственного университета / Е.В. Бердникова [и др.] //Инновации в образовании и медицине. - 2017. - С. 64-69.
24. The needfor additional practical and theoretical credit hours in cardiopulmonary resuscitation classes as viewed by students with various educational standards in South-Ural state medical university / A.O. Eremin [et al.] // "Инновационное развитие современной науки". Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 9 частях. Ответственный редактор: А.А. Сукиасян. - 2014. - С. 28-31.
LEARNING BY STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITY TO THE SKILLS OF APPLICATION OF MEANS OF RESPIRATORY, EYE AND SKIN PROTECTION
KRASILNIKOVA I.V. FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected]
Abstract
The article considers the significance of the organ of vision in human life, its sensitivity to environmental influences, the significance of the application of means of personal eye, respiratory and skin protection at work and at home. On the example of a civil gas mask, the process of learning by medical students to the skills of using of means of eye, respiratory and skin protection is described.
Keywords: organ of vision, negative effects of the external environment, means of respiratory, eye, skin protection, civil gas mask.