Научная статья на тему 'Перспективы взаимодействия социальной инфраструктуры и трудового потенциала села'

Перспективы взаимодействия социальной инфраструктуры и трудового потенциала села Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
457
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА СЕЛА / ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАДРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лавров Владимир Николаевич, Илюхина Светлана Викторовна

Статья раскрывает особенности трудового потенциала и социальной инфраструктуры села, приведена классификация основных факторов, оказывающих непосредственное влияние на воспроизводство трудового потенциала села.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы взаимодействия социальной инфраструктуры и трудового потенциала села»

В. Н. Лавров, С. В. Илюхина

ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И

ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕЛА

Статья раскрывает особенности трудового потенциала и социальной инфраструктуры села, приведена классификация основных факторов, оказывающих непосредственное влияние на воспроизводство трудового потенциала села.

Ключевые слова: социальная инфраструктура села, трудовой потенциал, квалифицированные кадры.

Для изучения трудового потенциала села и условий его воспроизводства определяющими являются состояние социальной сферы и инфраструктурных подразделений, социально-экономической и демографической ситуации. В 60-х годах XX века в странах с развитой рыночной экономикой ускорился процесс совершенствования социальной инфраструктуры. Общество, во-первых, нуждалось в повышении интеллекта рабочей силы, укреплении ее здоровья, изменении трудовых мотиваций, что стимулировало развитие различных сфер социальной инфраструктуры. Во-вторых, была создана качественно новая материально-техническая база в отраслях и сферах социальной инфраструктуры, что обеспечивало высокую эффективность ее функционирования. В-третьих, научно-техническая революция в отраслях материального производства сопровождалась перераспределением рабочей силы в сферу услуг, в том числе в отрасли социальной инфраструктуры. В тоже время в России предпринимались попытки по нивелированию различий между городскими и сельскими условиями жизни и труда. Однако, переход на рельсы рыночной экономики, помешал государственному финансированию социальных программ. Между тем, функции управления социальной инфраструктурой села были переданы на места, а из-за дефицита средств в местных бюджетах произошло резкое сокращение элементов социальной инфраструктуры. Развитие социальной инфраструктуры села во многом определяется экономическим состоянием сельскохозяйственных предприятий. Эффективное сельскохозяйственное производство является основой для развития социальной инфраструктуры, поэтому его развитие должно определяться как приоритетное в экономическом развитии государства.

Инфраструктуру принято подразделять на две группы: производственную и социальную. В производственную инфраструктуру входят элементы, обслуживающие сельскохозяйственное производство, в социальную - элементы, обеспечивающие нормальную трудовую деятельность работников и способствующие воспроизводству рабочей силы.

Представляется возможным согласиться с определением социальной инфраструктуры села, профессора И. Т. Шаяхметова, «как многоуровневого народнохозяйственного комплекса, которому присущи территориальные особенности» [8. С. 31]. Поскольку сельская социальная инфраструктура обладает особенностями, которые отражают специфику сельскохозяйственного производства.

В самом общем понимании социальная инфраструктура представляет собой систему элементов искусственной среды обитания, выполняющая важную социальную функцию - обеспечение условий для воспроизводства населения. В таком толковании социальная инфраструктура выступает в двух аспектах: как сфера обслуживания населения, призванная удовлетворять ряд насущных традиционных потребно-

стей населения, так и определенный механизм, управляющий развитием образа жизни и способствующий формированию перспективных социальных форм жизнедеятельности субъектов.

Эффективная производственная деятельность сельскохозяйственных предприятий требует создания необходимых условий, как в процессе производства, так и при воспроизводстве рабочей силы. Эту задачу призваны выполнить подразделения и службы социальной инфраструктуры. Социальная инфраструктура представляет собой часть производительных сил общества, которые направлены на создание необходимых условий для эффективного функционирования работников в процессе производства. Главной задачей социальной инфраструктуры является улучшение социально-бытовых условий сельского населения. Отрасли социальной инфраструктуры не участвуют непосредственно в создании конечной продукции, но они обеспечивают предпосылки для нормального развития производственного процесса. Роль социальной инфраструктуры состоит в том, что она способствует обеспечению потребностей производства в квалифицированных кадрах, содействует воспроизводству и закреплению их в сельской местности, обеспечивает охрану труда и технику безопасности. Подразделения социальной инфраструктуры участвуют в «создании условий для удовлетворения коммунально-бытовых потребностей работников предприятия и членов их семей» [6. С. 215].

Социальной инфраструктуре присущи свои особенности, которые отражают специфику сельскохозяйственного производства. Объекты социальной инфраструктуры создаются за счет государственных инвестиций, ресурсов сельскохозяйственных предприятий и денежных средств сельского населения. Отличительными характеристиками сельской социальной инфраструктуры является более низкая обеспеченность населения основными непроизводственными фондами и обслуживающими предприятиями и более худшее, по сравнению с городской социальной инфраструктурой, качество ее элементов. Также «при низком уровне доступности и отсутствии возможности выбора объектов сельские жители вынуждены тратить больше времени на реализацию своих потребностей» [7. С. 29].

Подразделения социальной инфраструктуры в сельской местности обслуживают не только работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, но и все население, проживающее на данной территории. Объекты социальной инфраструктуры на селе, как правило, рассредоточены по территории хозяйства, что затрудняет их эффективное использование. Сезонный характер производства в сельском хозяйстве накладывает также свой отпечаток на работу подразделений и служб социальной инфраструктуры.

К объектам социальной инфраструктуры в сельском хозяйстве относят подразделения жилищно-коммунального хозяйства, медицинские и детские дошкольные учреждения, организации общественного питания, учебно-производственные комбинаты, службы по охране труда, спортивно-оздоровительные организации, транспорт, обслуживающий рабочих и служащих, связь и информационные службы. Некоторые объекты сельской социальной инфраструктуры, такие как специализированные хозяйственные цеха, пункты приема сельскохозяйственной продукции, могут целенаправленно удовлетворять специфические потребности сельского населения.

Таким образом, социальная инфраструктура села представляет собой целесообразно сформированную материально пространственную среду, необходимым условием организации которой является максимальная доступность и пространственно-временная приближенность её звеньев к сферам социальной и индивидуальной активности человека.

Исходя из целевого назначения, источников формирования, территориального размещения и участия в производственном процессе, элементы социальной инфраструктуры можно подразделить на две группы. В первую группу можно отнести объекты, созданные за счет средств хозяйствующих субъектов, расположенные в подразделениях хозяйства, деятельность которых направлена на улучшение условий труда, техники безопасности и отдыха работников в процессе производства. В эту группу входят бытовые помещения в бригадах и животноводческих фермах, пункты общественного питания в подразделениях, объекты здравоохранения, культуры и отдыха, пункты пожарной безопасности. Они размещаются на животноводческих комплексах, фермах, в мастерских, в тракторных бригадах, на полевых станциях. Вторую группу составляют объекты социальной инфраструктуры, расположенные на территории населенных пунктов сельскохозяйственных предприятий, предназначенные для удовлетворения коммунально-бытовых нужд населения. Создаются, как правило, за счет государственных ресурсов, финансов корпораций и агропромышленных формирований. К ним относятся объекты жилищно-коммунального хозяйства, предприятия бытового обслуживания, учреждения здравоохранения, спорта, школы и дошкольные учреждения, дома культуры и клубы, торговые предприятия. Эти объекты социальной инфраструктуры призваны обслуживать всех жителей сельской местности независимо от сферы приложения их труда и социального положения.

Социальная инфраструктура производственного и промышленно-

строительного сектора ориентирована на специализированного отраслевого потребителя. Потребителем социальной инфраструктуры села является территориальная общность людей, в качестве которой может выступать население региона, района, города, сельских муниципальных образований. В данном случае ведущими показателями выступают потребности в оптимальной организации среды. Развитию социальной сферы способствует также противоречие между ориентированностью социальной инфраструктуры на коллективного потребителя и индивидуальным потреблением её услуг. Что, в свою очередь, относится к сущностным характеристикам социальной инфраструктуры. В зависимости от функциональных задач, отрасли, входящие в социальную инфраструктуру села, можно объединить в два блока. Специфика финансирования объектов социальной инфраструктуры, заключается в «ее дифференциации на два типа: инфраструктура бытового обслуживания, создающая условия жизнедеятельности населения (торговля, общепит, ЖКХ, жилищное строительство, пассажирский транспорт) и социально-экономическая инфраструктура, обеспечивающая воспроизводство рабочей силы и развитие личности работника (образование, здравоохранение, культура, социальное обеспечение и др.)» [4. С. 124]. Эти отрасли полностью или частично зависят от бюджетного финансирования. Самофинансирование социального обслуживания населения в последнее время увеличилось, однако спрос на социально-бытовое обслуживание не удовлетворен. Это вызвано сокращением размеров бесплатного и льготного обслуживания населения предприятиями и учреждениями бюджетной сферы при одновременном снижении расходов государства на содержание объектов социальной инфраструктуры.

Формой использования финансовых ресурсов бюджета, учреждениями и организациями социальной сферы, находящимися на хозрасчете и имеющими самостоятельные доходы, является предоставление им бюджетных субсидий. Потребность в государственных субсидиях вызвана «сохраняющимся спросом на социальные услуги, политикой ценообразования на платные социально-культурные услуги» [6. С. 94].

Традиционно система финансирования социальной инфраструктуры подразделялась на два канала: отраслевой и территориальный.

Развитие и функционирование отраслей социальной инфраструктуры зависят от способности ее отраслей обеспечивать себя финансовыми ресурсами на текущие цели. Отраслевой принцип функционирования имеет недостатки: нерациональное использование ведомственных объектов социальной инфраструктуры ведет к распылению финансовых средств. Подчинение объектов социальной инфраструктуры различным ведомствам затрудняет координацию в решении социальных проблем села.

Территориальный канал финансирования представлен местным бюджетом, который является основным источником финансирования социальной инфраструктуры села. Но бюджет местной власти весьма ограничен, что препятствует этому процессу. В силу объективных причин, связанных со сложившейся многоканальной системой финансирования социальной инфраструктуры, множественностью субъектов -собственников объектов социально-культурного назначения, социальная инфраструктура не является целостным образованием в полном смысле, а считается таковым с точки зрения ее сущностных характеристик. Исследование проблемы финансирования социальной инфраструктуры, анализ современного уровня развития ее подразделений показывают необходимость поиска научно-обоснованных путей ее дальнейшего интенсивного развития и неординарных форм финансирования.

На сегодняшний день бюджет не способен взять на себя полностью расходы на содержание социальной сферы. С другой стороны, государство обязано защищать интересы населения (особенно его малоимущих слоев) и обеспечивать доступность социальных услуг, а потому полностью перейти на самофинансирование объекты социальной инфраструктуры не могут. Поэтому целесообразным представляется сосуществование нескольких форм финансирования, как государственных, так и негосударственных фондов на федеральном и территориальном уровне. Важная роль в решении этой проблемы должна быть отведена предприятиям, которые тоже могли бы взять на себя часть расходов на содержание объектов социальной инфраструктуры.

В современных условиях на содержание и развитие государственных и муниципальных объектов социальной сферы финансовые ресурсы направляются из нескольких источников: бюджета, внебюджетных фондов, средств хозяйствующих субъектов, населения. Средства, получаемые объектами социальной сферы от населения за оказанные ему услуги, пока занимают небольшой удельный вес. Это обусловлено, во-первых, тем, что в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством предоставление многих социальных услуг бесплатно, во-вторых, развитие платных услуг ограничено низкой платежеспособностью подавляющей части населения. В этих условиях основным источником финансирования социальной сферы стали средства, мобилизованные и распределяемые через бюджетную систему, и внебюджетных фондов.

Бюджетные и внебюджетные средства, направляемые в социальную сферу, образуют общественные фонды потребления, главным назначением которых является социальное развитие общества и социальная защищенность населения, предоставление ему социальных услуг. Средства общественных фондов потребления позволяют предоставлять населению бесплатные или льготные услуги учреждений просвещения, здравоохранения, социального обеспечения и предприятий жилищнокоммунального хозяйства. Таким образом, необходимо учитывать различные источники финансирования социальной инфраструктуры, в том числе финансирование из бюджетов различных уровней и внебюджетных источников финансирования.

Эти особенности тесно связаны с демографической обстановкой в сельской местности, структурой занятости сельского населения, профессиональноквалификационным уровнем, состоянием и развитием условий для жизни (жилья, объек-

тов здравоохранения, бытовых услуг и т. д.), социальной инфраструктурой. На сельский рынок труда накладывает значительный отпечаток комплекс особенностей сельскохозяйственного производства, а также территориально-климатические условия.

Для демографической ситуации на селе характерна устойчивая тенденция к снижению доли трудоспособного населения. Состояние рынка труда на селе и воспроизводство рабочей силы в сельском хозяйстве имеют в настоящее время ряд проблем: во-первых, темпы уровня безработицы здесь относительно выше, чем в городе, во-вторых, существует высокий уровень скрытой безработицы. Главные причины это: неразвитость рынка жилья, несоответствие спроса и предложения рабочей силы по профессиям и уровню квалификации. Сельская местность всегда отличалась меньшим разнообразием по сравнению с городом сферой приложения труда. Это привело к «слабому развитию профессиональной структуры квалифицированных кадров с недостаточным уровнем мастерства, низкой производительностью труда» [3. С. 31].

Использование категории «трудовой потенциал» позволяет не только расширить рамки исследования, не ограничиваясь характеристикой трудовых ресурсов или рабочей силы как личного фактора производства, но и учесть «личностные характеристики человека, демографическую, социально-экономическую и производственную составляющие, для определения степени его участия в процессе труда и общественной деятельности» [2. С. 18].

В настоящее время в агропромышленном комплексе России существует достаточно сложная структура занятости в связи с наличием государственной, коллективной и индивидуальной формы собственности. Она формируется в процессе взаимосвязи экономических, демографических и социальных отношений путем формирования рабочих мест, трудовых ресурсов и социально-трудовой активности работников. На эти процессы оказывают влияние: экономическое развитие - формирование количества и структуры рабочих мест; демографическое развитие - «воспроизводство населения и его трудоспособной части на территории; социальное развитие - формирование социально-трудовой и общественной активности работников, их профессионально - квалификационного состава» [3. С. 131].

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в сельской местности складывается двойственное положение - с одной стороны наблюдается явная и скрытая безработица, с другой - имеется дефицит квалифицированных рабочих кадров массовых профессий, что наложило свой отпечаток на формирование сельского рынка труда. Во-первых, сельский рынок имеет региональные особенности, обусловленные территориальными различиями, плотностью населения, природно-климатическими условиями сельскохозяйственного производства, уровнем развития промышленности, близостью к экономическим центрам. Во-вторых, сельский рынок труда во многих регионах РФ характеризует отрицательная динамика роста трудовых ресурсов, отток трудоспособного населения из села в город, в поисках высокооплачиваемой работы и более комфортных условий проживания. В-третьих, формирование рынка труда в сельской местности связано с сокращением сельскохозяйственного производства. Влияние оказывает также повышение среднего возраста сельского населения и неудовлетворительным финансовым состоянием сельскохозяйственных предприятий. Можно выделить ряд особенностей, характеризующих сельский рынок труда: снижение финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий, отражающееся на финансировании объектов социально-инженерной инфраструктуры села; низкая заработная плата обуславливает отсутствие престижа сельского труда; снижение качества социально-экономических условий приводит к ухудшению качества трудового потенциала села; дисбаланс между сокращающимися рабочими местами и увеличивающимся предложением рабочей силы, преимущественно за счет про-

цессов миграции; одновременно спад производства, снижение роста и появления новых рабочих мест, ликвидация вакансий приводят к сокращению потребности в работниках; неэффективная структура занятости, неразвитость несельскохозяйственного производства и перерабатывающих отраслей, сложности с выбором и переменой места работы, экономически невыгодное производство сельскохозяйственной продукции во многих регионах РФ, наличие регистрируемой и скрытой безработицы. Перечисленные особенности влияют на интеграцию сельского рынка труда в систему народного хозяйства, в том числе существуют определенные сложности кредитования сельских товаропроизводителей, вследствие их неплатежеспособности, «медленной оборачиваемости ресурсов, обусловленной технологическими процессами, разрывом во времени между вложенными средствами и получением прибыли» [5. С. 259]. В условиях переходной экономики воспроизводство (формирование и использование) квалифицированных трудовых ресурсов села подвергается воздействию рыночных отношений. Соотношение спроса и предложения рабочей силы свидетельствует о сложившейся конъюнктуре рынка труда, степени сбалансированности их количественных и качественных характеристик, определения резерва рабочей силы на селе. Амплитуда колебаний отражает «несоответствие в механизме управления развитием региона и трудовыми ресурсами в системе социально-трудовых отношений» [1. С. 234].

Таким образом, по нашему мнению, представляется возможным классифицировать основные факторы, оказывающие непосредственное влияние на воспроизводство (формирование и использование) трудового потенциала села:

1. Социально-бытовые факторы: наличие и уровень развития социальной инфраструктуры; условия труда и быта; условия и оплата труда; уровень использования труда сезонных работников; экологическая безопасность труда и отдыха; система государственного обеспечения и страхования; уровень квалификации рабочих и управляющих кадров.

2. Организационно-экономические факторы: размеры и специализация производства; учет, отчетность, контроль за эффективностью использования ресурсов; наличие государственной поддержки (дотации, субвенции, субсидии); инфраструктура рынка сбыта продукции; наличие и степень участия посредников между продавцами и покупателями; финансовая устойчивость и уровень платежеспособности; степень интеграции в системе АПК.

3. Материально-технологические факторы: уровень технической вооруженности; уровень технологического развития; транспортно-логистическое обслуживание; степень механизации труда; уровень развития перерабатывающего производства; условия транспортировки и хранения готовой продукции; наличие собственных ресурсов и потенциал отрасли (предприятия).

4. Природно-климатические факторы: условия климатической зоны; региональные особенности территории; сезонность производства; наличие потенциальных источников повышенной опасности; степень плодородия и тип почвы; количество и уровень осадков в году.

5. Социально-демографические факторы: половозрастная структура населения и ее диспропорция; плотность населения, его миграция; место проживания; национальность; продолжительность жизни, уровень рождаемости и смертности, старение населения; социальный статус и стиль жизни (здоровый или асоциальный образ жизни); семейное положение.

Таким образом, специфика социальной инфраструктуры села заключается в том, что она выступает в двух ипостасях: как сфера обслуживания населения, призванная удовлетворять ряд насущных традиционных потребностей населения; и как ме-

ханизм, управляющий развитием образа жизни и способствующий формированию перспективных социальных форм жизнедеятельности субъектов. Объекты социальной инфраструктуры села финансируются за счет государственных инвестиций, ресурсов сельскохозяйственных предприятий и денежных средств сельского населения. Социальной инфраструктуре присущи особенности, отражающие специфику сельскохозяйственного производства: объекты социальной инфраструктуры создаются за счет государственных инвестиций, ресурсов сельскохозяйственных предприятий и денежных средств сельского населения; низкая обеспеченность населения основными непроизводственными фондами и обслуживающими предприятиями. В том числе социальная инфраструктура села имеет худшее, по сравнению с городской социальной инфраструктурой, качество элементов. Низкий уровень доступности и отсутствие возможности выбора объектов вынуждает сельских жителей тратить гораздо больше времени на реализацию своих потребностей, чем жители города. Подразделения социальной инфраструктуры в сельской местности обслуживают не только работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, но и все население, проживающее на данной территории.

На воспроизводство (формирование и использование) трудового потенциала села непосредственно влияет комплексная многофакторная система, включающая в себя: социально-демографические, организационно-экономические, социально-

бытовые, материально-технологические и природно-климатические факторы. На величину и качество трудового потенциала села оказывает состояние социальной инфраструктуры села. Необходимо выделять трудовой потенциал села, поскольку существует ряд отличительных характеристик этих территорий. Трудовой потенциал села - это совокупность всех трудовых возможностей у сельского населения и его способность совершенствоваться в соответствии с требованиями современной экономики для обеспечения устойчивого социально-экономического развития села, составными частями которого выступают: состояние здоровья, жизненная активность, организованность, уровень образования и профессионализма и т. д.

Список литературы

1. Антонюк, В. С. Региональные проблемы государственного макроэкономического регулирования (Политэкономический аспект) : дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.01 / В. С. Антонюк. - Челябинск, 1999. - 357 с.

2. Куклин, А. В. Трудовой потенциал сельского хозяйства административного района. автореф. дис. ... канд. экон. наук / А. В. Куклин. - М., 2006.

3. Лялин, А. П. Совершенствование системы управления кадровым потенциалом сельскохозяйственных предприятий Республики Татарстан [Электронный ресурс] : дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / А. П. Лялин. - М. : РГБ, 2006.

4. Москалев, М. В., Стрельцов В. Я., Новиков В. Г. Формирование и регулирование рынка труда и трудового потенциала в условиях реформирования аграрной сферы экономики. - М., 2002.

5. Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях АПК / Ю. Н. Шумаков, В. И. Еремин, С. В. Жариков, В. Б. Панов ; под ред. Ю. Н. Шумакова. - М. : КолосС, 2006. - 304 с. 1ББК 5-9532-0378-0.

6. Сёмин, А. Н. Квалифицированные кадры АПК: воспроизводственные процессы / А. Н. Семин. Екатеринбург: Уральское издательство,2003.-275с. 1ББК 5-93667-041 -4.

7. Филиппов, Н. Н. автореф. дис. ... д-ра экон. наук / Н. Н. Филиппов. - СПб., 1993.

8. Шаяхметов, И. Т. Развитие социальной инфраструктуры села в условиях перехода к рыночной экономике : дис. . д-ра экон. наук / И. Т. Шаяхметов. - М. : РГБ, 2003. - 316 с.

А. А. Илюхин, С. В. Илюхина

СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРА СТУКТУРА СЕЛА В СИСТЕМЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРАРНОЙ СФЕРЫ

В статье исследованы вопросы взаимодействия социальной инфраструктуры и формирования квалифицированных кадров аграрной сферы экономики. Предложена оптимальная система воспроизводства квалифицированных кадров села.

Ключевые слова: социально-экономические факторы, воспроизводство трудового потенциала, квалифицированные кадры, социальная инфраструктура.

Устойчивые темпы социально-экономического развития становятся возможными в случае позитивных сдвигов в экономической структуре, характеризующихся увеличением доли перерабатывающих отраслей в промышленности, высокими технологиями, снижением экспорта природных ресурсов. Рациональность структуры народного хозяйства определяется наличием высокотехнологичных и ресурсосберегающих отраслей; рабочих мест; конкурентоспособного аграрного сектора; информатизации процессов; инновационной сферы, квалифицированных кадров.

Для сельского хозяйства РФ сложилась кризисная ситуация: отток капитала, квалифицированных кадров и молодежи, потеря конкурентоспособности некоторых структурных подразделений сельского хозяйства, минимизация государственного вмешательства и поддержки. Вместе с тем, проблема воспроизводства квалифицированных кадров в условиях становления рыночных отношений продолжает оставаться актуальной не только для агропромышленного комплекса, но и для всей системы народного хозяйства. Задача обеспечения продовольственной безопасности страны, поставленная в приоритетном национальном проекте «Развитие агропромышленного комплекса», диктует также возрастание требований к качественным характеристикам и профессиональному составу сельскохозяйственных кадров.

Квалифицированные кадры - главная производительная сила общества. Численность, динамика, профессиональный и образовательный уровень квалифицированных кадров - один из важнейших факторов развития общества. Сокращение доли неквалифицированного труда в экономике ведет к повышению производительности труда и эффективности общественного производства. Подготовка квалифицированного персонала связана с дополнительными издержками на обучение, подготовку и воспитание. Прослеживается «тесная взаимосвязь квалификации кадров сельскохозяйственных предприятий и экономических результатов производственной деятельности» [5].

На рынке рабочей силы в условиях смешанной экономики в качестве товара выступают высококвалифицированные специалисты, обладающие высокими качественными характеристиками. Выбор профессии в значительной степени определяет будущую карьеру, стиль и образ жизни, то есть существует необходимость профессиональной ориентации молодежи.

Существование и функционирование полноценного, конкурентного рынка труда предполагает выполнение ряда условий. Основными из них являются: множество независимых субъектов, представляющих сторону спроса и сторону предложения на рынке труда; рыночная мотивация поведения экономических субъектов на рынке труда; экономическая свобода выбора для субъектов на рынке труда; общая конкурентная среда в экономике страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.