Научная статья на тему 'Исследование проблемы воспроизводства сельского трудового потенциала России'

Исследование проблемы воспроизводства сельского трудового потенциала России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ЭКОНОМИКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нурмухаметов И. М.

В статье проведено исследование проблемы воспроизводства трудового потенциала сельскохозяйственной отрасли России. Рассмотрены демографические, социальные и экономические аспекты проблемы с использованием статистических данных Росстата, а также некоторых положений федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 г.» и государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. Сделан вывод о том, что в целях решения проблемы воспроизводства трудового потенциала в сельскохозяйственной отрасли России государством должен быть принят ряд неотложных мер социально-экономического характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование проблемы воспроизводства сельского трудового потенциала России»

Рынок труда

Удк 33.331.26

исследование проблемы воспроизводства сельского трудового потенциала россии

И. М. НУРМУХАМЕТОВ, аспирант кафедры организации и управления АПК E-mail: [email protected] Марийский государственный университет

В статье проведено исследование проблемы воспроизводства трудового потенциала сельскохозяйственной отрасли России. Рассмотрены демографические, социальные и экономические аспекты проблемы с использованием статистических данных Росстата, а также некоторых положений федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 г.» и государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. Сделан вывод о том, что в целях решения проблемы воспроизводства трудового потенциала в сельскохозяйственной отрасли России государством должен быть принят ряд неотложных мер социально-экономического характера.

Ключевые слова: трудовой потенциал, агропромышленный комплекс, экономика сельского хозяйства, социально-экономическое развитие страны.

Сложившаяся на селе ситуация в социальной сфере препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого развития агропромышленного комплекса (АПК). В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики. Как указывается в официальных документах, для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического

потенциала аграрного сектора требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села [6].

Как полагает автор, исходя из изложенного, основной упор в сфере государственной поддержки сельского хозяйства в ближайшем будущем будет сделан на увеличение трудового потенциала сельскохозяйственной отрасли страны. Таким образом, актуальность проблемы воспроизводства сельского трудового потенциала обусловливает необходимость ее изучения и поиска решения.

Анализ сельского трудового потенциала как системы требует определения его элементов и отношений между ними, которые образуют структуру объекта исследования, с дальнейшим их детальным изучением. В зависимости от условий задачи и целей исследования один и тот же объект можно представить в качестве самого различного набора систем. В исследовании принципом отбора и выделения элементов является их роль в процессе использования сельского трудового потенциала. Такими составными частями, в решающей степени определяющими процесс воспроизводства, являются: демографическая ситуация, социальная сфера и экономика сельской территории.

Демографическая ситуация. Динамика общей численности сельского населения страны [1, с. 24] представлена в виде диаграммы на рис. 1.

2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003

3 2002

4

° 2002 2001 2000 1999 1998 1997 1996 1995

□ 38 213,6 38 235,8

I 38 442,6

138 648,7 38 754,9

□ 38 349,8

38 642,4 38 737

7

38 924

39 231

9

39 470,6 39 486,2

-139 691,3

39 840,8 39 981

40 138,2

37 000

37 500 38 000 38 500 39 000 39 500 Тыс. чел.

Рис. 1. Численность постоянного сельского населения России

40 000 40 500

9 892 049

395 623 ] $89 730 406 740 430 346

0 100 000 200 000 300 000 400 000 500 000 600 000

Чел.

Рис. 2. Число родившихся (сельское население)

2000 1999 1998 1997 1996 1995

540 000 560 000 580 000 600 000 620 000 640 000 660 000 680 000 700 000 720 000

Чел.

Рис. 3. Число умерших (сельское население)

Демографическая ситуация на селе до недавнего времени непрерывно ухудшалась. Естественная убыль сельского населения составила почти 2 млн чел., начиная с 1995 г., когда численность сельского населения страны была наибольшей.

Тем не менее в последние годы наблюдаются тенденции по сокращению уровня смертности и увеличения рождаемости (рис. 2 и 3) [1, а 68].

Автор полагает, что эти положительные тенденции связаны с действиями государственной власти, направленными на улучшение демографической ситуации в стране (в первую очередь, это стимулирование рождаемости путем выплаты материнского капитала, а также снижение уровня смертности за счет реализации комплекса мер, предусмотренных национальным проектом «Здоровье»).

Однако многие негативные тенденции на селе сохраняются. Так, коэффициент смертности в расчете на 1 тыс. сельского населения составляет 18 промилле, что на 18 % выше, чем в городе. Продолжительность жизни на селе по сравнению с 1992г. снизилась на 4,1 года и составляет 63,8 года против 65,8 года в городе. В период между двумя последними переписями населения российское село утратило 10,7 тыс. населенных пунктов. Число сельских населенных пунктов, не имеющих постоянных жителей, увеличилось на 40 % и достигло 13,1 тыс. против 9,4 тыс. в 1989 г., а их удельный вес повысился с 5,8 до 8,4 % [3].

Неблагоприятная демографическая ситуация, вследствие которой прогрессирует сокращение численности сельского населения, в том числе и трудоспособной его части, усугубляет положение с трудовыми кадрами на селе.

Основными характеристиками, дифференцирующими в рамках экономических отношений групп населения, являются пол и возраст. Половозрастная структура — это совокупность упорядоченных и устойчивых связей между группами населения, различающимися по демографическим признакам. На трудовой потенциал, его формирование и использование оказывает большое влияние, прежде всего, состав ресурсов труда по полу.

Мужчины и женщины — это его самые крупные социально-демографические группы с ярко выраженной спецификой в условиях применения их труда [7, с. 10].

Половозрастной состав постоянных работников сельскохозяйственных организаций по итогам Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г. представлен на рис. 4 и 5 [3, с. 364].

Подавляющее большинство постоянных работников сельскохозяйственных организаций (как мужчин, так и женщин) — это граждане старше 30 лет. Численность работников от 18 до 29 лет, как мужчин, так и женщин, составляет 17,1 % от общего числа постоянных работников сельскохозяйственных организаций. Все это говорит, как полагает автор, о старении трудового потенциала села, что характерно и для некоторых других отраслей народного хозяйства страны в современных условиях.

Комплекс накопившихся с 1990-х гг. производственных и социальных проблем вызывает интенсивный отток сельскохозяйственных работников. В результате недостаток профессиональных кадров в агропромышленном комплексе составляет 119,9 тыс. чел. Наиболее ощутим недостаток профессиональных кадров в регионах, где функционируют современные интегрированные формы агробизнеса — агрофирмы, агрокомбинаты, агрохолдинги [6].

Ухудшается качественный состав кадров сельского хозяйства. В 2007 г. среди занятого в сельском хозяйстве населения профессиональное образование имели только 53 % работников, а высшее — 13,6 %.

Социальная сфера. Социальный фактор имеет много аспектов и затрагивает, прежде всего, вопросы воспроизводства работников, создания всего комплекса условий для полноценной жизни населения, в том числе и благоприятной жизненной среды, непосредственно влияющей и на степень инвестиционной привлекательности сельских территорий.

рис. 4. Распределение постоянных работников сельскохозяйственных организаций (мужчины) по возрастным группам

рис. 5. Распределение постоянных работников сельскохозяйственных организаций (женщины) по возрастным группам

За последние 15 лет в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, изменения организационно-экономического механизма развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры села произошло снижение доступности для сельского населения образовательных, медицинских, культурных и торгово-бытовых услуг, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности.

Главными факторами, определяющими состояние социальной сферы на селе, являются:

— обесценивание сельскохозяйственного труда, среднемесячная номинальная заработная плата селянина в 2 раза меньше, чем у жителя города, что ведет к увеличению разрыва уровней жизни городского и сельского населения;

— ухудшение демографической ситуации;

— сокращение числа рабочих мест и уровня занятости на селе;

— сужение аграрного рынка труда и увеличение коэффициента напряженности;

— уменьшение экономически активного населения среди проживающих на селе и рост удельного веса безработных к их общему числу;

— увеличение доли излишней численности работающих (на некоторых сельхозпредприятиях она составляет от 20 до 30 %);

— снижение производственного потенциала, потеря квалифицированных кадров и миграционный отток молодежи из села;

— сокращение объектов социальной инфраструктуры, социально-бытовых услуг, учреждений социальной сферы и объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Экономическая категория «социальная инфраструктура» тесно переплетается с категориями «непроизводственная сфера», «сфера обслуживания», «сфера услуг». В теории и на практике существуют различные подходы к классификации категории «социальная инфраструктура». Например, М. С. Платон делит ее на две группы в зависимости от их расположения:

1) объекты, расположенные на производственных территориях: бытовые, общественного питания, культуры и отдыха, здравоохранения;

2) объекты, находящиеся в местах проживания людей: коммунальное хозяйство, учреждения здравоохранения, просвещения, культуры.

Одни экономисты (В. П. Красовский, В. М. Рутгайзер, И. И. Мазараки) отождествляют социальную инфраструктуру с отраслями непроизводственной сферы по обслуживанию населения. Другие экономисты (А. Д. Павлова, С. С. Ткачен-ко, Е. И. Сороков) относят ее к вспомогательным отраслям, обеспечивающим функционирование структурообразующих отраслей региона (региональный подход). Третьи исследователи ее сущность сводят к воспроизводственным аспектам.

В большинстве научных исследований под социальной инфраструктурой понимается совокупность объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта. Деятельность этих объектов направлена на обеспечение жизнедеятельности и удовлетворение личных потребностей [2, с. 25].

По мнению Ж. Т. Тощенко, элементы социальной инфраструктуры группируются по уровням и масштабам их значимости на уровне страны, экономического района, республики, района, трудового коллектива. «Социальная инфраструктура означает систему учреждений и организаций, имеющих не

столько техническое, сколько социально-экономическое значение, так как создает условия для оптимизации деятельности прежде всего самого человека» [8, с. 25].

Исследователи А. И. Кочерга и А. А. Мазараки рассматривали инфраструктуру как совокупность социально-бытовой и социально-духовной систем, а Б. Н. Хомелянский в качестве составных частей социальной инфраструктуры выделяет социально-экономическую часть (образование, здравоохранение и культура) и бытовую (розничная торговля, коммунальное хозяйство, жилой фонд и т. п.) [4, с. 75].

Несколько позднее авторы выделяли в социальной инфраструктуре подсистемы: материально-бытовую, социально-оздоровительную, образовательно-духовную, коммуникационную, социально-экономическую.

Далее проводилась классификация по отношению к процессу воспроизводства. В данном случае социальная инфраструктура определялась как совокупность отраслей, не производящих материально-вещественных благ. Отрасли социальной инфра структуры подразделялись на три группы:

1) отрасли, оказывающие материальные услуги населению: коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание;

2) отрасли нематериального производства, создающие духовные ценности, оказывающие нематериальные услуги (здравоохранение, образование, физическая культура и спорт);

3) жилищное хозяйство.

Каждая отрасль выполняет конкретную функцию, которая сама по себе изолированно не может создать целостную систему социальной инфраструктуры. По мнению автора, ее можно рассматривать только как результат взаимодействия отдельных отраслей, направленных на обеспечение благоприятных условий жизни и потребления сельского населения.

Таким образом, понятие социальной инфраструктуры села является экономической категорией, которая в результате интеграции всех отраслей по удовлетворению потребностей обеспечивает достойную жизнь и максимальную занятость сельского населения. Она является составной частью социальной инфраструктуры национального хозяйства. Необходимо отметить, что не существует единого взгляда ученых и в отношении управления процессом социального развития в условиях реформирования АПК. Поэтому определение уровня и качества удовлетворения потребностей отдельных отраслей, составляющих социальную инфраструк-

туру, имеет большое значение. Ее особенности вытекают из специфики сельского хозяйства, его многоукладности в формах собственности и демографической ситуации на селе.

Экономико-статистические показатели, отражающие уровень развития социальной инфраструктуры села с 1990-х гг., имеют тенденцию к ухудшению: сокращаются физические показатели обеспеченности сельского населения услугами социальной инфраструктуры по базовым потребностям, материально-техническая база имеет большой моральный и физический износ, из-за инвестиционного кризиса резко сокращается ввод новых объектов социальной инфраструктуры, их формирование происходит в условиях хронического недостатка финансовых средств, что приводит к значительным диспропорциям в удовлетворении элементарных потребностей населения, а это прямо или косвенно влияет на все аспекты уровня жизни сельского населения.

О жизненной необходимости решения социальных проблем свидетельствуют результаты социологического исследования [4, с. 77] (см. таблицу).

Наблюдается дифференциация и в развитии самой инфраструктуры села. Это проявляется в неодинаковых уровнях обеспеченности объектами социальной инфраструктуры административных районов различных социально-экономических зон, сохраняется приоритет в развитии пригородных районов. Непропорциональное развитие социальной инфраструктуры служит причиной отсутствия комплексного удовлетворения потребностей сельского населения.

Результаты социологического исследования социальных проблем села

Проблема Показатель, %

Строительство жилья (самострой) 48,8

Медицинское обслуживание и наличие 22,2

аптек

Работа школьных и дошкольных 6,35

учреждений

Подъездные дороги 5,95

Экологическая обстановка 4,36

Электро- и газоснабжение 3,57

Культурно-воспитательная работа 1,98

(клубы, СДК, спортзалы)

Работа предприятий жилищно- 1,98

коммунального хозяйства

Работа правоохранительных органов 1,98

Работа магазинов и комплексных 1,98

приемных пунктов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Телефонизация 0,79

Радио и телевидение 0,06

Решение проблемы социального развития села является важной составной частью общегосударственного процесса стабилизации и перехода к устойчивому развитию экономики, становлению и развитию местного самоуправления, повышению благосостояния сельского населения. При этом программные мероприятия должны быть направлены на решение следующих основных задач:

— создание финансовых механизмов, обеспечивающих сельскому населению расширение доступности улучшения жилищных условий с учетом их платежеспособного спроса в пределах установленных социальных стандартов;

— стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере сельских муниципальных образований и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений, молодых специалистов;

— улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-социальной помощи, эффективного использования средств физической культуры и спорта для предупреждения заболеваний, поддержания высокой работоспособности;

— повышение роли физической культуры и спорта в области профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма и формирования на селе здорового образа жизни;

— повышение образовательного уровня учащихся сельских школ за счет расширения доступности образования, приведения его качества в соответствие с современными требованиями, обеспечивающими конкурентоспособность кадров на рынке труда и их профессиональную мобильность;

— активация культурной деятельности на селе, обеспечение доступности культурных ценностей широким слоям сельского населения;

— развитие и расширение информационно-консультационного обслуживания сельского населения по вопросам ведения личного подсобного и домашнего хозяйства, развитие несельскохозяйственных видов деятельности, повышение информированности в области гражданско-правового законодательства;

— повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений, обеспечение их телефонной и телекоммуникационной связью;

— расширение сети и благоустройство сельских автомобильных дорог с твердым покрытием;

— повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения и создания новых рабочих мест в сферах, охватываемых программными мероприятиями.

Основные направления развития социальной инфраструктуры села представлены на рис. 6.

Программа социального развития села должна быть комплексной и включать систему мероприятий в области жилищной сферы, развития в сельской местности сети учреждений образования, здравоохранения, культуры, информационно-консультационного обеспечения, систем электро-, водо- и газоснабжения, сети автомобильных дорог общего пользования и телекоммуникационной связи.

Экономика сельского хозяйства и его трудового потенциала. Характеристика данного структурного элемента заключается в анализе сложившейся ситуации в экономической сфере, выявлении основных проблем и комплексной оценке состояния сельского трудового потенциала.

Экономический рост в сельском хозяйстве продолжается последние десять лет. С 1999 г. объем производства продукции сельского хозяйства увеличился на 34,4 %. Однако с 2002 г. наметилась тенденция снижения темпов развития сельского хозяйства, их отставания от темпов развития экономики в целом. Если в 1999—2001 гг. среднегодовой темп прироста в сельском хозяйстве составлял 6,8 %, то в 2002-2008 гг. - только 2,3 %. Развитие сельского хозяйства уступает развитию пищевой и перерабатывающей промышленности, использующей импортное сырье, объем поставок которого растет быстрее, чем внутреннее производство.

По отношению к субсидируемому импорту продовольствия продукция российских товаропро-

изводителей оказывается неконкурентоспособной и вытесняется с внутреннего рынка. Общий объем импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) по сравнению с 2000 г. увеличился в 2,9 раза. Особенно высока доля импортной продукции на рынках мяса и молока. Если в растениеводстве уровень производства 1990 г. был достигнут в 2004 году, то в животноводстве к настоящему времени он восстановлен лишь наполовину. Между тем по мере роста доходов населения Российской Федерации увеличивается спрос на мясо-молочную продукцию [5].

Замедление экономического роста в сельском хозяйстве, отсутствие условий для альтернативной занятости на селе, исторически сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение социальных проблем села. Около 60 % сельских жителей имеют средний денежный доход и 35 % — доход ниже прожиточного уровня.

Основными причинами относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства являются:

- низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;

- неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего, неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;

- финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохо-

Отрасли социальной инфраструктуры

Рис. 6. Основные направления развития социальной инфраструктуры села

зяйственной продукции, сырья и продовольствия, накопленной декапитализацией, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;

— дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.

Таким образом, в целях решения проблемы воспроизводства трудового потенциала в сельскохозяйственной отрасли России государством должны быть приняты неотложные меры социально-экономического характера. Так, содействие решению задачи притока молодых специалистов в сельскую местность и закрепления их в аграрном секторе экономики предполагает необходимость формирования в сельской местности базовых условий социального комфорта и решения жилищных вопросов.

Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития сельских территорий и эффективного функционирования агропромышленного производства необходимо усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, развития несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления и на этой основе повысить качество и активизацию человеческого потенциала.

Динамичное и эффективное развитие сельского хозяйства должно стать не только общеэкономической предпосылкой для успешного решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем, но и

способом системного согласования установок на удвоение валового внутреннего продукта, сокращение бедности и повышение продовольственной безопасности страны, т. е. должно обеспечить успешную реализацию всего комплекса целей социально-экономического развития страны в рассматриваемой перспективе.

Список литературы

1. Демографический ежегодник России: стат. сборник. М.: Росстат. 2009. 557 с.

2. Занятость и рынок труда: новые реалии и национальные приоритеты, перспективы. М., 2008. 84 с.

3. Итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г. Т. 1. Кн. 1. М.: ИИЦ «Статистика России». 2008. 386 с.

4. Низова Л. М. Занятость сельского населения в условиях реформирования АПК: монография. Йошкар-Ола, 2008. 180 с.

5. О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг.: постановление Правительства РФ от 14.07.2007 № 446.

6. О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 г.»: постановление Правительства РФ от 03.12.2002 № 858 (ред. от 31.01.2009).

7. Сергеева Г. П. Эффективное использование трудового потенциала. М.: Знание. 1987. 63 с.

8. Тощенко Ж. Т. Социальная инфраструктура, сущность и пути развития. М.: Мысль. 1980. 205 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.