7. Лесняк B.B. Архитектоника и структурирование адаптивных учетно-контрольных систем // Науковедение. - 2012. - № 4 (13). - С. 171. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// naukovedenie.ru/PDF/31ergsu412.pdf
8. Павленко И.А. Организация транзакционного учета на базе структурированного рабочего плана счетов : монография / И.А. Павленко. - Ростов-на-Дону : РГСУ, 2010. - 120 с.
PROSPECTS FOR THE CREA TION OF TECHNOLOGY PARKS IN THE REGIONS OF THE SIBERIAN FEDERAL DISTRICT Yakovlev Sergey Sergeevich, Post-graduate Student, Moscow Institute of Modern Academic Education, Moscow E-mail: [email protected]
in article highlights the features of the newly established industrial parks in the regions of the Siberian Federal District, promising directions and emerging issues associated with their operation.
Keywords: industrial park; innovation infrastructure; competitiveness; innovation; modernization of the regional economy; innovation activity.
ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ ТЕХНОПАРКОВ В РЕГИОНАХ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
В статье освещаются особенности вновь создаваемых технопарков в регионах Сибирского федерального округа, перспективные направления их деятельности и возникающие проблемы, сопряженные с их функционированием. Ключевые слова: технопарк; инновационная инфраструктура; конкурентоспособность; инновации; модернизация региональной экономики; инновационная активность.
В настоящее время, базисом инновационного развития любого региона России является наличие действенной системы администрирования новшеств во всех сферах жизнедеятельности общества, предусматривающей наличие в регионе инновационной инфраструктуры. Региональная инновационная инфраструктура направлена на повышение конкурентоспособности региона и модификацию его экономической системы посредством разработки и продвижения новыхзнаний, в конечном результате,стимулируя экономический рост за счет модернизации сфер производства и услуг с созданием инновационных продуктов. Полноценному претворению в жизнь инновационных идей способствует принятие мер, направленных на решение задач, позволяющих получить наибольший эффект в развитии социальных и экономических факторов, укрепить и повысить конкурентоспособность региона, применить на практике результаты инновационной деятельности предприятий. Для достижения этих целей, в первую очередь, необходимо усовершенствовать инфраструктуру экономики в сторону поддержки предприятий. Политика регионов Сибирского федерального округа (далее - СФО) должна ориентироваться на продвижение инновационных идей и процессов, сопряженных с созданием новой продукции, проектов, форм работы с клиентами в сфере услуг, разработок, инновационность которых развернет экономику от сырьевой зависимости на инновационный путь развития. Одним из способов стимулирования инновационного развития может послужить увеличение численности технопарков, особенно в тех регионах, где они вовсе отсутствуют. [3]
Технопарк - субъект научной и инновационной инфраструктуры, осуществляющий формирование условий, благоприятных для развития производства в научно-технической сфере при наличии
УДК 378.048.2
©Яковлев С.С., 2016
ЯКОВЛЕВ Сергей Сергеевич, аспирант, Московский институт современного академического образования, Москва Yako vie v-444@yan dex. ru
оснащенной и экспериментальной базы и высокой концентрации квалифицированных кадров. Технопарки располагают специальной инфраструктурой (здания, сооружения, телекоммуникации), которая наряду с определенными налоговыми льготами предоставляется новым наукоемким фирмам [1]. Наличие даже одного такого научно-технологического комплекса решит широкий спектр проблем:
1) преодоление низкого уровня развития современных научных и научно-технических достижений;
2) общий подъем социального и экономического состояния регионов;
3) доступность инновационных бизнес-идей;
4) поддержка высококвалифицированных разработчиков;
5) доступность льготного налогообложения для компаний-резидентов технопарка;
6) технологическая кооперация с вузами и научно-исследовательскими организациями региона;
7) модернизация региональной экономики;
8) сокращение сроков внедрения инновационных продуктов в производственный процесс и коммерциализации новаций;
9) привлечение государственных и частных инвестиций в экономику региона;
10) создание новых рабочих мест.
Помимо создания так называемых "головных" технопарков в крупных городах, необходимо сосредоточиться на организации деятельности их представительств в периферийных населенных пунктах. Данное условие позволит сформировать новые виды экономической деятельности посредством кооперации малых и средних предприятий. Образование дополнительного количества технологических парков и их филиалов ускорит экономическое развитие, увеличит показатель инновационной активности организаций и окажет существенную поддержку высокотехнологичным отраслям промышленности. Технопарки и их представительства должны ориентироваться на местные научные организации, поддерживающие тесные связи с отраслями региональной промышленности, и, одновременно, диверсифицировать экономику, "подтягивая" менее развитые секторы промышленности. Наиболее перспективными направлениями деятельности вновь создаваемых технопарков в СФО представляются следующие:
1. Республика Алтай - биотехнологии, медицина, машиностроение (оборудование для горнорудной промышленности), энергоэффективность, энергобезопасность.
2. Республика Бурятия - радиоэлектроника, микроэлектроника, станкостроение, компоненты для авиастроения.
3. Республика Тыва - машиностроение (обо-рудованиедля горнорудной промышленности), услуги в области топливно-энергетического комплекса, энергоэффективность и энергосбережение.
4. Республика Хакасия - машиностроение, станкостроение, химическая инженерия, технологии переработки пластмасс, изготовление оборудования для водоочистки и водоподго-товки.
5. Алтайский край - производство пищевых добавок, нанотехнологии, технологии глубокой переработки сырья и материалов для легкой и пищевой промышленности, двигателес-троение.
6. Забайкальский край - станкостроение, инновационные технологии в области малого судостроения, радиоэлектронная промышленность, цифровые медиатехнологии.
7. Красноярский край - энергоэффективность и энергосбережение, биофармацевтика, деревообрабатывающее машиностроение, станкостроение, авиастроение, маркетинг, электронная коммерция.
8. Иркутская область - аппаратура физико-технических и радиотехнических измерений, биотехнологии и фармацевтика, микроэлектроника, оптика, телекоммуникационные технологии, робототехнические системы, радиоэлектронная промышленность.
9. Кемеровская область - сельское хозяйство, архитектурно-строительное проектирование, электротехническая продукция, текстильное и швейное производство, производство кожи, технические и программные средства в области аэрофотосъемки, геодезии, картографии.
10. Новосибирская область - нанотехнологии, медицинское оборудование, переработка опасных отходов, швейное производство, семеноводство, промышленная электроника, промышленная автоматизация, программное обеспечение, робототехника.
11. Омская область - радиоэлектроника, 1Т-технологии, космические и телекоммуникационные технологии, высокоточное приборостроение, биотехнологии, разработка и производство новых материалов, маломерное судостроение.
12. Томская область - робототехника, радиоэлектронная промышленность, медицинское оборудование, компьютерные технологии, программное обеспечение, машиностроение, химическая промышленность, высокоточное приборостроение, микроэлектроника.
Существует ряд проблем, являющихся существенным препятствием в развитии технопарков в регионах СФО [2]:
- неопределенность государственной поддержки технопарков;
- непривлекательность технопарков для инвесторов;
- отсутствие определенной правовой базы по созданию и развитию технопарков;
- нецелевое расходование денежных средств;
- отсутствие общепринятой методики и системы показателей оценки результатов деятельности технопарков.
Вместе с тем, перспектива деятельности создаваемых технопарков в регионах СФО будет обусловлена усилиями, предпринимаемыми
местными властями, формированием нормативно-правовой базы в сфере научно-техн и ческой и инновационной деятельностей, падения уровня коррупции и снятия административных барьеров.
Примечание:
1. Комарова М.И., Харитонова Н.Г. Роль технопарков в региональной экономике // Вестник ОГУ. -2011. - №13 (132). - С. 233-237.
2. Молчанов A.M. Анализ современных проблем формирования и развития технопарков в России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - №5-1. - С. 195-199.
3. Орехов В.И. Орехова Т.Р. Инновационный потенциал в системе факторов экономической динамики воспроизводства // Новая экономика и управление. - 2014.