ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
Инновации и инвестиции
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕГИОНАХ: ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАчИ
Камиль Марсельевич ХАННАНОВ
старший преподаватель кафедры экономики и управления на предприятиях пищевой промышленности, Уфимский филиал Оренбургского государственного университета, Уфа, Российская Федерация [email protected]
Аннотация
Тема. Статья посвящена проблемам развития конкурентоспособных технологий в экономике регионов и в Российской Федерации. В настоящее время актуальность проблемы для российской экономики значительно возросла в связи с необходимостью обновления и развития собственной производственно-технической базы и создания инновационной экономики в изменившихся условиях работы с западными партнерами. Цели. Разработка предложений по наиболее перспективным направлениям активизации инновационных процессов в регионах, отличающихся маркетинговым подходом к рассматриваемым вопросам.
Методология. Методологической основой работы послужили систематизация и анализ теоретико-методологических положений и информационных материалов из работ отечественных ученых и исследователей по вопросам организации научно-инновационных процессов и инновационного развития регионов и территорий.
Результаты. На основе проведенного исследования показано, что имеющийся потенциал Республики Башкортостан в сравнении с соседними регионами не в полной мере используется для дальнейшего инновационного развития региона. В этой связи предложены перспективные направления организации инновационных процессов, которые должны сопровождаться внедрением организационно-управленческих, научно-технических, производственно-технологических и инфраструктурных инноваций. Приведен развернутый анализ предлагаемых направлений по организации инновационных процессов и сформулированы предложения по активизации научно-инновационной деятельности с учетом отечественного и зарубежного опыта развитых стран (США, Германии, Японии, Китая). Определено, что для реализации предложенных мероприятий требуется проведение активной маркетинговой политики. Это позволит целенаправленно выявить рыночные потребности и способы их удовлетворения на основе инноваций в производственной, научной и управленческой сферах.
Выводы. Осуществление предложенных мер организации инновационных процессов позволит регионам Российской Федерации выявить и использовать конкурентные преимущества своих территорий, а также сформировать приоритетные направления инновационного развития и добиться устойчивого социально-экономического роста в перспективе на будущее.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
История статьи:
Принята 17.02.2015 Принята в доработанном виде 15.06.2015
Одобрена 23.06.2015 УДК 332.01
Ключевые слова: регион, инновации, потенциал, научно-инновационная деятельность, конкурентоспособность
Вопросы инновационного развития конкурентоспособных технологий в экономике регионов и в целом в Российской Федерации были всегда актуальны. Они имеют первостепенное значение и в настоящее время в связи с наметившимся в последние годы курсом на инновационное развитие страны, который определяет новые задачи по созданию инновационной экономики. Актуальность этой проблемы для российской экономики значительно возросла в связи с необходимостью обновления и развития собственной
производственно-технической базы в изменившихся условиях работы с западными партнерами.
Цель исследования состоит в рассмотрении наиболее перспективных направлений активизации инновационных процессов в регионах путем формирования технико-экономических и институциональных условий, способствующих инновационному развитию конкурентоспособности экономики регионов и территорий. Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи по
систематизации, анализу и разработке предложений, связанных с организацией инновационных процессов в регионе, отличающихся маркетинговым подходом к рассматриваемым вопросам.
Стратегия инновационного развития Российской Федерации в настоящее время базируется на двух основных документах:
- на Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.1;
- на Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.2.
Таким образом, Правительством Российской Федерации в последние годы предприняты меры по созданию правовой базы для развития инновационных процессов. Однако по основным показателям инновационной деятельности Россия пока отстает от развитых стран мира. Поэтому можно утверждать, что национальная инновационная система Российской Федерации находится на стадии становления и в значительной мере основывается на научно-инновационном потенциале ее регионов.
Региональный закон об инновационной деятельности в Республике Башкортостан3 был принят в целях стимулирования инновационной деятельности на базе научно-инновационного потенциала своей территории. Согласно одному из определений инновационный потенциал (государства, региона, отрасли, организации) представляет собой совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности4. Кроме указанного ресурсного подхода в настоящее время известен ряд других определений понятия «инновационный потенциал» [1].
Применительно к Республике Башкортостан можно отметить, что научно-технический потенциал республики, необходимый для развития инновационной экономики, значителен. В Башкортостане активно работают научные
1 О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.
2 О Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р.
3 Об инновационной деятельности в Республике Башкортостан: Закон Республики Башкортостан от 28.12.2006 № 400-з.
4 Концепция инновационной политики Российской Федерации
на 1998-2000 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.1998 № 832.
организации, высшие учебные заведения, научно-исследовательские и проектные институты различных направлений, имеющие научные и прикладные разработки высокого уровня. В республике в настоящее время имеются необходимые предпосылки для развития и дальнейшей активизации инновационной деятельности на базе имеющегося производственно-технологического потенциала региона, активно работающих научных учреждений, высших учебных заведений, существующих и вновь создаваемых субъектов инновационной инфраструктуры.
Проводится работа по созданию единой системы поддержки инновационного процесса, формируются различные направления активизации инновационной деятельности: нормативно-правовое, финансовое, организационное, информационное, научно-производственное, материально-техническое, кадровое. Министерством промышленности и инновационной политики республики разработана и действует долгосрочная целевая инновационная программа Республики Башкортостан на 20112015 гг.5, предусматривающая повышение конкурентоспособности республики посредством создания и укрепления правовых, экономических и организационных условий развития инновационной деятельности.
В Башкортостане функционируют восемь технопарков, три бизнес-инкубатора, два центра трансфера технологии, несколько индустриальных парков. В целом научный комплекс включает более 70 организаций. В республике разработан программный документ «Кластерная политика Республики Башкортостан», динамично развивается нанотехнологическая индустрия. В 2012 г. Республика Башкортостан вошла в «Ассоциацию инновационных регионов России». К приоритетным направлениям республики в инновационном развитии относятся авиационные транспортные системы, наноиндустрия, 1Т-технологии, рациональное природопользование, энергетика и энергосбережение. Республика реализует совместные проекты с ОАО «РОСНАНО», госкорпорацией «РОСАТОМ» и фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, развивает партнерство с фондом «Сколково».
5 О государственной программе «Стимулирование инновационной деятельности в Республике Башкортостан»: постановление Правительства Республики Башкортостан от 10.03.2011 № 55.
Научно-инновационная деятельность предприятий и организаций Республики Башкортостан и соседних регионов в 2013 г. представлена в таблице.
Анализ данных, представленных в таблице, показывает уровень инновационной активности субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского и Уральского федеральных округов, которые являются ближайшими соседями Республики Башкортостан и имеют высокий научно-технический и производственный потенциалы не только в пределах округов, но и в масштабах страны. Сравнение с лучшими показателями соседних регионов или так называемый бенчмаркетинг предоставляет возможность представить истинную картину о положении дел в области инновационной деятельности в регионах [2].
Численность персонала, занятого в сфере науки Республики Башкортостан, составляет 8 238 чел., из них с учеными степенями — более 1 000 чел. В республике имеются предприятий, занимающиеся инновациями: технологическими — 117, продуктовыми — 71, процессными — 56, маркетинговыми — 19, организационными — 28.
Внутренние затраты на научные исследования и разработки в 2013 г. по Республике Башкортостан составляли 7 263,2 млн руб. (6-е место в Приволжском федеральном округе), количество использованных передовых производственных технологий составило 6 612 (3-е место в округе после Нижегородской и Самарской областей). Удельный вес организаций, занимающихся инновационной деятельностью,
в общем числе организаций составляет 12,3%. Отгружено инновационной промышленной продукции в 2013 г. было на сумму 74 681,8 млн руб. (5-е место в округе после Татарстана, Самарской, Нижегородской областей и Пермского края).
Приведенные цифры показывают, что, несмотря на имеющийся научно-технический и производственный потенциалы, уровень инновационной активно сти Ре спублики Башкортостан в сравнении с соседними регионами недостаточен. Поэтому в последние годы совершенствуется законодательная база по финансированию инновационной деятельности в республике, формируется новая структура государственного регулирования по мобилизации всех имеющихся ресурсов на создание и распространение инноваций. Однако дальнейшее развитие инновационных процессов в республике будет связано с организацией и совершенствованием региональной инновационной системы, в том числе ее инфраструктуры. Это будет завесить от активной деятельности государственных структур федерального и регионального уровня.
Таким образом, в Республике Башкортостан в последние годы формируются экономические и институциональные условия, способствующие развитию и продвижению инновационных процессов, что свидетельствует о перспективности инновационного сценария развития республики и соседних с ней регионов в ближайшие годы. При этом инновационное развитие конкурентоспособности
Научно-инновационная деятельность предприятий и организаций Республики Башкортостан и соседних регионов в 2013 г.
Показатели Республика Башкортостан Республика Татарстан Самарская область челябинская область Свердловская область
Численность персонала, занятого 8 238 13 079 16 721 15 865 20 857
исследованиями и разработками
Внутренние затраты на исследования 7 263,2 11 125,8 18 953,8 14 287 21 428,1
и разработки, млн руб.
Удельный вес организаций, 12,3 21 5,4 9,8 11,5
занимающихся инновационной
деятельностью в общем количестве
организаций, %
Отгружено инновационной 7 4681,8 32 2319,8 238 966,8 75 044,8 96 568,8
промышленной продукции, млн руб. (% от общего объема) (6,2) (21,1) (22,9) (8) (6,4)
Количество использованных 6 612 5 280 7 291 5 685 9 595
передовых производственных
технологий
Затраты на технологические 18 460,4 64 436,5 65 842 31 046,5 40 872,9
инновации, млн руб.
Источник: авторская разработка.
экономики регионов и территорий, на взгляд автора, должно сопровождаться внедрением организационно-управленческих, научно-технических, производственно-технологических и инфраструктурных инноваций — наиболее перспективных направлений развития инновационных процессов в регионах. Предлагаемая автором развернутая структурная схема организации инновационных процессов в регионе, состоящая из упомянутых выше базовых блоков, представлена на рисунке.
Организационно-управленческие инновации
относятся к наиболее важным направлениям инновационной деятельности, определяющим успешное продвижение инновационных процессов посредством их законодательного и институционального регулирования. Этот особый вид инноваций может включать самый широкий круг вопросов, связанных с управленческими технологиями. Именно они — новые методы управления — делают возможной реализацию технологических и других видов инноваций.
Рассмотрим некоторые из них. В первую очередь это относится к обеспечению равных условий конкуренции в любой системе рынка путем совершенствования антимонопольного законодательства, что совершенно необходимо для расширения малого и среднего бизнеса в области инновационной деятельности. По мнению специалистов, российский сверхмонополизм крупных и частных компаний в ведущих отраслях экономики является главным «тормозом» проводимых реформ и инновационного развития страны [3]. На Санкт-Петербургском международном экономическом форуме, который проходил в июне 2012 г., Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что без здоровой конкуренции рыночная экономика в неменьшей степени склонна к загниванию, чем командно-административная система, а конкуренция — это двигатель развития6. Требуют совершенствования также государственная инновационная политика и законодательство в области инновационной деятельности, которые могли бы создать условия, препятствующие оттоку капитала и «утечке мозгов» из страны, а также условия для развития инновационной сферы через осуществление финансовой поддержки инновационно-активных организаций путем введения налоговых льгот и
6 В.В.П. о ВВП // Российская газета. 22 июня 2012 г. № 141. URL: http://www.rg.ru/2012/06/21/prezident-site.html/.
беспроцентного кредитования инновационных проектов и предоставления государственных гарантий коммерческим банкам, осуществляющим такое кредитование.
Маркетинговые инновации среди организационно-управленческих инноваций занимают важное место. Под этими инновациями следует понимать более широкое и практическое применение в управлении регионом принципов и методов территориального маркетинга, основная идея которого в настоящее время сводится к формированию благоприятного образа (имиджа) территории (региона), что способствует ее развитию и продвижению у потребителей [4]. При этом особо стоит вопрос привлечения инвестиций в экономику региона. Некоторые экономисты считают эту задачу основной в маркетинге территорий. Как правило, внедрение методов территориального маркетинга при разработке стратегий развития приводит к значительному улучшению инвестиционного климата в регионе, росту экономики и качества жизни населения. Поэтому территориальный маркетинг может рассматриваться как особый вид современной управленческой деятельности, осуществляемый в интересах территории (региона) и ее жителей [5-7].
Одним из существенных элементов организационно-управленческих инноваций в целях повышения конкурентоспособности экономики регионов и роста качества жизни населения могла бы стать практическая реализация основных положений закона о местном самоуправлении. Действующий в настоящее время закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации7 предусматривает создание на местах общественных органов самоуправления, являющихся самоорганизацией граждан, проживающих на конкретной территории, но их практически нигде нет. Без такого главного элемента — сообщества граждан — представительные органы местного самоуправления в лице муниципальных образований являются обычными органами государственного (чиновничьего) управления, которые не спешат привлекать население и общественные организации к непосредственному осуществлению местного самоуправления.
В условиях бесконтрольного всевластия чиновников не в полной мере реализуются на
7 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ.
Структурная схема организации инновационных процессов в Республике Башкортостан
Источник: авторская разработка.
территории совокупные интересы проживающего населения, открываются пути к коррупции и другим злоупотреблениям в системе управления, что препятствует притоку инвестиций и инновационному развитию территорий. Органы муниципального и местного общественного самоуправления в регионах могли бы играть важную роль в обеспечении достойного уровня жизни населения, его максимальной занятости высококвалифицированным трудом на базе развития наукоемких производств, формировании и поддержании благоприятного инновационного климата территории. Поэтому укрепление связей между властью и обществом — это первое необходимое условие местного самоуправления. На Петербургском форуме В.В. Путин также говорил об этом. В частности он сказал, что без зрелого гражданского общества невозможно построить экономику. Государство обязано идти навстречу обществу, быть открытым для диалога. Только на такой основе возможны взаимное доверие и стабильное развитие без потрясений.
Особое место в управленческих инновационных преобразованиях занимает финансовый вопрос. Российская академия наук считает, что на современном стартовом этапе формирования экономики инноваций главным источником рассматриваемых процессов должна выступать природная рента [8]. В настоящее время природная рента, доходы от которой могли бы направляться на инновационное развитие страны, присваивается узким кругом лиц. Государство теряет только на этом порядка 30 млрд долл. в год, поэтому в качестве главной задачи сегодняшнего дня предлагается остановить процесс несправедливого присвоения национальных богатств страны путем национализации ведущих отраслей промышленности. Так, доля государства в валовом внутреннем продукте Франции, Германии и других западноевропейских стран составляет 50%. В настоящее время имеющийся уровень государственной собственности Российской Федерации в сырьевых отраслях крайне низок и не отвечает требованиям модернизации экономики и инновационного развития страны в целом. Все это указывает на то, что без участия государства инновационная экономика в стране не заработает. Стратегическая задача государства в данном случае состоит именно в том, чтобы создать систему перелива финансов из сырьевого сектора в инновационный [8].
Научно-технические инновации — это результаты научно-исследовательской и изобретательской деятельности, которые являются основой для создания инновационных технологий. Роль науки и научно-технических знаний в создании высокотехнологичной экономики очевидна, так как наличие природных ресурсов в современных условиях уже не гарантирует инновационное развитие конкурентоспособности экономики страны (региона) [9-11].
За годы мирового экономического кризиса научный потенциал Российской Федерации несколько снизился: сократилась численность научных работников, уменьшились расходы на финансирование исследований и разработок, практически не обновлялось самое необходимое оборудование. Несмотря на это, в стране сохраняется достаточно высокий научно-технический потенциал, умелое использование которого может дать желаемые результаты уже в ближайшие годы. Для этого крайне необходима государственная поддержка научных исследований как источника инноваций. В этих условиях значительно возрастает роль государства как основного заказчика и инвестора для развития современной научной базы страны.
По опыту промышленно развитых стран и тенденций мирового развития в целом исследователи выделяют следующие главные направления инновационной сферы начала XXI в.:
- микроэлектронику;
- информационные и телекоммуникационные технологии;
- биотехнологию;
- гибкие технологии и робототехнику;
- нетрадиционную энергетику;
- новые материалы;
- экологически чистые технологии;
- новые виды транспорта;
- космические технологии;
- новые технологии в сфере услуг и непроизводственной сфере, включая медицину, науку, образование и управление.
Именно эти направления исследований и разработок являются перспективными по уже достигнутой коммерциализации научных и технологических достижений, атакже по их социально-экономическому потенциалу. Между тем специалисты считают, что даже ведущая по уровню экономического развития
страна мира — США реально имеет возможность одновременно развивать научно-исследовательские работы лишь по 20-22 направлениям, а для Российской Федерации их количество снижается до 8-12 направлений [12].
По мнению академика Н. Петракова, для достижения желаемых успехов в инновационной сфере Российская Федерация должна развивать те направления, где российская наука является конкурентоспособной или станет ею в ближайшие годы. Это военно-промышленный комплекс, максимально эффективное использование географического положения, использование эколого-экономических преимуществ России перед другими регионами планеты [13].
В настоящее время в качестве приоритетных направлений инновационного развития страны Президент Российской Федерации В.В. Путин определил следующие основные направления: энергоэффективность, ядерные, космические, медицинские технологии и фармацевтику, стратегические информационные технологии. Кроме того, под пристальным государственным вниманием и контролем находятся судостроение, авиастроение, а также сфера нанотехнологий. К 2015 г. планировалось довести долю Российской Федерации на мировом нанотехнологическом рынке до 3% (в настоящее время она составляет около 1 %).
Приоритетное значение тех или иных направлений фундаментальной науки в инновационных процессах определяется не столько тем, что они открывают пути в новые области знаний, а тем, насколько они соответствуют потребностям рынка. Поэтому на практике только некоторые фундаментальные исследования воплощаются в прикладные исследования и разработки. Примерно 90% фундаментальных исследований могут иметь отрицательный результат. Основная причина состоит в несоответствии предлагаемых идей и результатов исследований требованиям рынка ввиду недостаточного проведения маркетинговых исследований. Следовательно, уже на стадии проведения исследований должен реализоваться маркетинговый подход, что очень важно для правильного выбора тематики научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Маркетинговый подход в научно-технической сфере, ориентированный на рынок, позволяет качественно организовать творческий труд ученых, исследователей и специалистов, экономит время и средства на проведение исследований, способствует
более быстрому продвижению инновационных процессов в регионе.
Важной со ставляю щей инновационной системы в экономике региона, обеспечивающей эффективную коммерциализацию инноваций, являются институты защиты интеллектуальной собственности. Поэтому «совершенствование законодательства и механизмов реализации в сфере охраны интеллектуальной собственности, защита прав патентообладателей способствуют полной реализации научного и инновационного потенциала субъектов, установлению эффективных взаимодействий между различными секторами производства знаний (наукой, бизне сом, образованием), развитию инновационных производств и в конечном итоге увеличению предложения инноваций» [14].
Производственно-технологические инновации
обычно принято связывать с созданием и развитием современных высокотехнологичных производств, способных поставлять на рынок наукоемкую продукцию. Это напрямую зависит от уровня технологического и информационного развития ведущих отраслей промышленности.
Согласно теории длинных волн Н. Кондратьева производственно-технологическое развитие общества происходит волнообразно с циклами протяженностью примерно 50 лет. Известно пять технологических укладов (волн). Пятая волна, которая приходится на наше время (1985-2035 гг.), опирается на достижения микроэлектроники, высокоточного машиностроения, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, материалов, освоения космического пространства, спутниковой связи, Интернета и т.п.
В связи с ускорением темпов технологического развития в будущем продолжительность волн (укладов) станет сокращаться. По некоторым прогнозам, лишь несколько лет отделяют нас от шестого технологического уклада, активное развитие которого ожидается в 2015-2020 гг. Эффективность производства и производительность труда могут увеличиться в 5-6 раз, потребности в сырье и энергии резко снизятся, а это может стать чрезвычайно неблагоприятной перспективой для Российской Федерации, так как она является энергетической державой со значительной долей производств четвертого технологического уклада, основанных на развитии энергетики с использованием нефти и нефтепродуктов [15].
Новые технологии в современном производстве развитых стран мира дают 85% прироста валового внутреннего продукта. В общем объеме наукоемкой продукции мира доля США составляет 36%, Японии — 30%, Германии — 17,5%, Китая — 6%, России — 0,3%. Удельный вес наукоемкой продукции в объеме российского экспорта не превышает 1,5-2%. По уровню производительности труда Российская Федерация отстает от США и стран ЕС в 4 раза, при этом энергоемкость производства выше почти в 3 раза. Степень морального и физического износа основных фондов в промышленности из-за недостаточного финансирования достигла критической черты. Технологически отсталое производство не предъявляет спроса на инновации высокого уровня, отсутствует также спрос на высококачественный человеческий капитал [16].
По мнению некоторых ученых-экономистов из Сибирского отделения РАН, в своем производстве нно-технологическом развитии Россия отстала от развитых стран уже на 30-40 лет. Поэтому ее новая стратегия инновационного и технологического развития должна включать в себя наиболее эффективные элементы, накопленные мировой практикой за эти годы [17], к которым относятся:
— проведение интенсивной модернизации, обновление и реконструкция всего используемого производственного аппарата за счет новых ресурсо-и энергосберегающих технологий;
— интенсивное формирование секторов «новой экономики» на основе как собственных, так и зарубежных фундаментальных и прикладных научных исследований;
— подготовка кадров высокой квалификации, способных воспринимать, создавать и тиражировать инновации.
Традиционно в производственно-технологическом развитии страны и ее регионов особое место занимает такая сложная отрасль экономики, как машиностроительный комплекс, играющий немаловажную роль в инновационных процессах. В развитых странах мира именно машиностроение является базовой отраслью, дающей мощный толчок инновационным преобразованиям, которая поставляет значительную долю инновационной продукции. Например, в общем объеме промышленного производства доля машиностроения в Российской Федерации перед кризисом составляла около 20% (в Китае — 40%, в США — 46%, в
Германии — 54%), что существенно меньше, чем в СССР (30-35%) [18].
Значительным потенциалом в развитии отдельных сегментов машиностроения располагает Приволжский федеральный округ. По официальной статистике, около 35% машиностроительной продукции Российской Федерации приходится на республики Татарстан и Башкортостан, Самарскую и Нижегородскую области. Руководство Республики Башкортостан и лично Президент республики Р. Хамитов в настоящее время уделяют серьезное внимание развитию этой отрасли. Однако существенных сдвигов пока нет. Несмотря на то, что по своему назначению машиностроение должно выполнять инновационные функции, его современный вклад в инновационные процессы в стране и в регионах чрезвычайно мал. Поэтому в современных условиях ключевым фактором успеха региона в технологическом развитии является прогнозирование приоритетов развития технологий и отраслей, что должно найти отражение в маркетинговой стратегии региона. Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан считает, что в региональном технологическом прогнозировании существенно возрастет значение регионального маркетинга инновационного рынка. При проектировании рынков частью регионального маркетинга становятся определение доли рынка, которую должен занять регион в обозримой перспективе, и формы агломерации исследовательских и производственных групп [15].
Инфраструктурные инновации являются базой для развития научно-технических и производственно-технологических инноваций, которые не могут возникнуть на пустом месте. Для реализации стратегии инновационного развития региона наряду с совершенствованием имеющихся транспортной инфраструктуры, инфраструктуры в промышленности, сельском хозяйстве и сфере услуг должны проводиться работы по формированию инновационной инфраструктуры.
Инновационная инфраструктура представляет собой совокупность взаимосвязанных научно-производственных предприятий (фирм), организаций и учреждений, специально создаваемых для эффективного осуществления инновационной деятельности в регионе. Инновационная инфраструктура является главным звеном инновационной экономики. Ее организация — это совершенно необходимый этап при развитии
и продвижении инновационных процессов. В соответствии с этим инновационная инфраструктура должна содержать технологические, финансовые, информационно-аналитические структуры, структуры консультационной поддержки, производства знаний, подготовки кадров и другие структуры, обеспечивающие инновационную деятельность [19].
По современным представлениям технологическая инфраструктура как базовый элемент инновационной инфраструктуры может включать технопарки, инновационно-исследовательские центры, инновационно-промышленные комплексы, центры трансфера технологий, бизнес-инкубаторы и другие составляющие [20]. Перечисленные компоненты технологической инфраструктуры, как правило, создаются в рамках организации региональной инновационной системы, эффективность которой в значительной степени зависит от инновационного потенциала региона (материальные, финансовые, кадровые и другие ресурсы) и готовности региона к осуществлению инноваций.
В отдельных промышленно развитых регионах в целях ускорения внедрения научно-технических разработок в производство формирование современной региональной инновационной системы может осуществляться посредством технопарков высоких технологий, в других регионах могут преобладать иные компоненты инфраструктуры, например системы производства и распространения знаний или малые инновационные предприятия и т.п.
Финансовая инфраструктура региональной инновационной системы может включать государственные бюджетные и внебюджетные фонды, а также венчурные фонды, специально создаваемые для работы в условиях наибольшего риска [21]. Вопросы финансового обеспечения инновационных процессов относятся к наиболее сложным ввиду того, что бюджеты всех названных фондов небольшие и весьма ограничены по сравнению с финансовыми возможностями развитых стран. В США и странах ЕС источниками финансирования инновационной деятельности выступают сами предприятия, финансово-промышленные группы, инвестиционные и инновационные фонды, органы местного самоуправления, частные лица и т.д. В Российской Федерации вопрос государственного и негосударственного стимулирования финансирования инновационных проектов пока остается актуальной задачей.
Консультационная инфраструктура
предназначена для обеспечения доступа к практическим знаниям и опыту успешной организации инновационной деятельности.
Информационная инфраструктура решает задачи информационного обеспечения всех участников инновационного процесса и включает региональные системы государственных центров научно-технической информации, структуры, поддерживающие малый бизнес и т.п.
Инфраструктура подготовки кадров должна обеспечить необходимыми кадрами все звенья инновационной системы в целях профессионального решения организационно-технических и коммерческих вопросов, связанных с инновационной деятельностью. Большое значение при этом играют системы повышения квалификации кадров при вузах, а также стимулирование деятельности отраслевых систем подготовки и переподготовки кадров.
Образовательные учреждения высшего профессионального образования занимают особое место в инфраструктуре инноваций, так как способны к интеграции образования и науки с производством и рынком. Поэтому в соответствии с современными требованиями можно выделить три направления деятельности вуза: образовательное, научное и инновационное. Для эффективного решения поставленных задач механизм управления вузом должен быть модернизирован. Модернизированная система управления должна дополнить традиционные структуры новыми формами организации в виде инновационных структур и обеспечить их взаимодействие в интересах инновационного развития региона.
В зависимости от региональных особенностей и уровня развития региональной инновационной системы регион может придерживаться различной инновационной стратегии. Например, в экономически развитых регионах, где функционируют промышленные зоны, научные парки, бизнес-инкубаторы и другие объекты инновационной инфраструктуры, наиболее реальна стратегия инновационного роста, в промышленных регионах с устаревшим оборудованием производств на ранних стадиях инновационных процессов целесообразна стратегия технического перевооружения и обновления (модернизации) производства с последующим развитием инновационной инфраструктуры перспективных отраслей. В регионах со слаборазвитой промышленностью более
предпочтительна стратегия догоняющего развития, предусматривающая создание инфраструктуры современных производств с дальнейшим развитием инновационных процессов.
Для реализации указанных стратегий требуется проведение активной маркетинговой политики, что позволит на основе нововведений (инноваций) в производственной, научной и управленческой сферах выявить рыночные потребности и пути их удовлетворения.
Таким образом, для инновационного развития экономики страны и ее регионов потребуется создание качественно новых, а иногда еще отсутствующих в инновационной инфраструктуре Российской Федерации организационных элементов. Только детально продуманная государственная стратегия формирования современной инфраструктуры
инноваций с научно-обоснованной маркетинговой проработкой главных направлений инновационного развития будет реальным вкладом в перевод экономики страны с преимущественно сырьевого на инновационный путь развития. Для этого потребуется от государства и российского общества, включая крупный капитал, значительно активизировать внимание к развитию инновационной инфраструктуры.
Осуществление предлагаемых мер организации инновационных процессов позволит регионам Российской Федерации выявить и использовать конкурентные преимущества своих территорий, формировать приоритетные направления инновационного развития и добиться устойчивого социально-экономического роста в перспективе на будущее.
Список литературы
1. Лисин Б., Фридлянов В. Инновационный потенциал как фактор развития // Инновации. 2002. № 7. С.25-30.
2. Кисилев В.Н. Об оценке уровня инновационной активности субъектов Российской Федерации // Инновации. 2009. № 10. С. 77-81.
3. Петухов Ю. С., Ванчухина Л.И. Российский сверхмонополизм — главный тормоз реформ // Экономика и управление. 2005.№ 5. С. 49-52.
4. Pankruhin A. Territorial marketing: the points adjustment // Практический маркетинг. 2010. № 4. С.4-8.
5. Вахромов Е.Н. Роль менеджмента и маркетинга в регулировании региональной экономики // Маркетинг. 2004. № 2. С. 26-35.
6. Кадышев Е.Н., Ергунова О.Т. Региональный маркетинг: теория и практика: монография. Чебоксары: Новое время, 2011. 156 с.
7. Силина С.А. Маркетинговая концепция управления региональным развитием // Маркетинг. 2004. № 1. С. 29-42.
8. Гранберг А.Г., Валентей С.Д. Движение регионов России к инновационной экономике. М.: Наука, 2006. 402 с.
9. Кобрин Ю. Инновации — условие конкурентоспособности // Экономист. 2004. № 12. С. 23-29.
10. Татаркин А.И. Формирование конкурентных преимуществ регионов // Регион: экономика и социология. 2006. № 1. С. 141-154.
11. Яковец Ю. Стратегия научно-инновационного прорыва // Экономист. 2002. № 5. С. 3-11.
12. Махмутов А.Х., Багаев Г.В. Инфраструктура инновационной системы экономики Республики Башкортостан: основы методологии // Экономика и управление. 2008. № 3. С. 42-49.
13. ПетраковН. К вопросу модернизации экономики // Экономист. 2010. № 12. С. 3-6.
14. Дулепин Ю.А., Казакова Н.В. Трансфер инноваций и государственная экономическая политика // Инновации. 2009. № 11. С. 57-61.
15. Вагапов Р.Ф. Приоритетные направления регионального научно-технического и инновационного развития // Экономика и управление. 2011. № 2. С. 10-15.
16. Кучуков Р. Модернизация экономики: проблемы, задачи // Экономист. 2010. № 1. С. 20-29.
17. Амосенок Э.П., Бажанов В.А. Методические подходы к анализу и оценке инновационного потенциала регионов // Регион: экономика и социология. 2008. № 4. С. 186-202.
18. Чепенко В., Андреев В. Модернизация экономики // Вопросы экономики. 2011. № 5. С. 125-129.
19. Дагаев А.А. Рычаги инновационного роста // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 5. С. 70-76.
20. Сердюкова Ю.С., Суслов Д.В., Старков А.В. Вопросы формирования технологических парков (на примере технопарка новосибирского Академгородка) // Регион: экономика и социология. 2008. № 1. С. 127-140.
21. Манцев О. Венчурное предпринимательство: мировой опыт и отечественная практика // Вопросы экономики. 2006. № 5. С. 122-131.
Региональная экономика: Regional Economics:
теория и практика 39 (2015) 56-68 Theory and Practice
ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
Innovation and Investment
PERSPECTIVE DIRECTIONS OF THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE PROCESSES IN REGIONS: CHALLENGES AND OBJECTIVES
Kamil' M. KHANNANOV
Orenburg State University, Ufa Branch, Ufa, Republic of Bashkortostan, Russian Federation [email protected]
Article history:
Received 17 February 2015 Received in revised form 15 June 2015 Accepted 23 June 2015
Keywords: region, innovation, potential, process, infrastructure, competitiveness
Abstract
Subject The article considers the problems of development of competitive technologies in the economy of regions in the Russian Federation.
Objectives The aim of the study is to develop proposals on the most promising lines of intensifying the innovation processes in regions.
Methods A methodological basis of the work is the systemization and analysis of theoretical and methodological guidelines and information materials from works by domestic scholars and researchers on issues of organization of scientific and innovation processes and innovative development of regions and territories.
Results I propose certain perspective directions of organization of innovation processes, which should be accompanied by the introduction of organizational and managerial, scientific, technological, industrial-technological and infrastructural innovation. I provide a detailed analysis of the proposed directions for organization of innovation processes and set forward certain proposals on enhancing the scientific and innovation activity, taking into account the domestic and foreign experiences in developed countries: United States, Germany, Japan, and China. Conclusions I conclude that the available potential of the Republic of Bashkortostan, in comparison with the neighboring regions, is not fully used to further develop the innovation activity of the region. The implementation of the proposed measures to organize innovative processes will allow regions to identify and use the competitive advantages of their territories, to form the innovation development priorities, and achieve a sustainable socio-economic growth in the long term for the future.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
References
1. Lisin B., Fridlyanov V. Innovatsionnyi potentsial kak faktor razvitiya [Innovative potential as a factor of development]. Innovatsii = Innovation, 2002, no. 7, pp. 25-30.
2. Kisilev V.N. Ob otsenke urovnya innovatsionnoi aktivnosti sub"ektov Rossiiskoi Federatsii [On assessment of the level of innovation activity of subjects of the Russian Federation]. Innovatsii = Innovation, 2009, no. 10, pp. 77-81.
3. Petukhov Yu.S., Vanchukhina L.I. Rossiiskii sverkhmonopolizm — glavnyi tormoz reform [Russian supermonopolism is the main reform deterrent]. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management, 2005, no.5, pp. 49-52.
4. Pankruhin A. Territorial marketing: the points adjustment. Prakticheskii marketing = Practical Marketing, 2010, no. 4, pp. 4-8.
5. Vakhromov E.N. Rol' menedzhmenta i marketinga v regulirovanii regional'noi ekonomiki [A role of management and marketing in regulating the regional economy].Marketing, 2004, no. 2, pp. 26-35.
6. Kadyshev E.N., Ergunova O.T. Regional 'nyi marketing: teoriya ipraktika: monografiya [Regional marketing: theory and practice: a monograph]. Cheboksary, Novoe vremya Publ., 2011, 156 p.
7. Silina S.A. Marketingovaya kontseptsiya upravleniya regional'nym razvitiem [A marketing concept of regional development]. Marketing, 2004, no. 1, pp. 29-42.
8. Granberg A.G., Valentei S.D. Dvizhenie regionov Rossii k innovatsionnoi ekonomike [Russian regions' movement to the innovation economy]. Moscow, Nauka Publ., 2006, 402 p.
9. Kobrin Yu. Innovatsii — uslovie konkurentosposobnosti [Innovation is a condition for competitiveness].
Ekonomist = Economist, 2004, no. 12, pp. 23-29.
10. Tatarkin A.I. Formirovanie konkurentnykh preimushchestv regionov [The formation of the competitive advantages of regions]. Region: ekonomika i sotsiologiya = Region: Economics and Sociology, 2006, no. 1, pp. 141-154.
11. Yakovets Yu. Strategiya nauchno-innovatsionnogo proryva [A strategy for science and innovation breakthrough]. Ekonomist = Economist, 2002, no. 5, pp. 3-11.
12. Makhmutov A.Kh., Bagaev G.V. Infrastruktura innovatsionnoi sistemy ekonomiki Respubliki Bashkortostan: osnovy metodologii [An infrastructure of innovation system of the economy of the Republic of Bashkortostan: basics of methodology]. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management, 2008, no. 3, pp. 42-49.
13. Petrakov N. K voprosu modernizatsii ekonomiki [The issue of modernization of the economy]. Ekonomist = Economist, 2010, no. 12, pp. 3-6.
14. Dulepin Yu.A., Kazakova N.V. Transfer innovatsii i gosudarstvennaya ekonomicheskaya politika [Transfer of innovation and the government economic policy]. Innovatsii = Innovation, 2009, no. 11, pp. 57-61.
15. Vagapov R.F. Prioritetnye napravleniya regional'nogo nauchno-tekhnicheskogo i innovatsionnogo razvitiya [Priorities for the regional science, technology, and innovation development]. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management, 2011, no. 2, pp. 10-15.
16. Kuchukov R. Modernizatsiya ekonomiki: problemy, zadachi [Modernization of the economy: challenges, objectives]. Ekonomist = Economist, 2010, no. 1, pp. 20-29.
17. Amosenok E.P., Bazhanov V.A. Metodicheskie podkhody k analizu i otsenke innovatsionnogo potentsiala regionov [Methodological approaches to the analysis and evaluation of the innovation capacity of regions].
Region: ekonomika i sotsiologiya = Region: Economics and Sociology, 2008, no. 4, pp. 186-202.
18. Chepenko V., Andreev V. Modernizatsiya ekonomiki [Modernization of the economy]. VoprosyEconomiki, 2011, no. 5, pp. 125-129.
19. Dagaev A.A. Rychagi innovatsionnogo rosta [Leverage of innovative growth]. Problemy teorii i praktiki upravleniya = Problems of Theory and Practice of Management, 2000, no. 5, pp. 70-76.
20. Serdyukova Yu.S., Suslov D.V., Starkov A.V. Voprosy formirovaniya tekhnologicheskikh parkov (na primere tekhnoparka Novosibirskogo Akademgorodka) [Formation of technological parks (a Novosibirsk Akademgorodok Technology Park case)]. Region: ekonomika i sotsiologiya = Region: Economics and Sociology, 2008, no. 1, pp. 127-140.
21. Mantsev O. Venchurnoe predprinimatel'stvo: mirovoi opyt i otechestvennaya praktika [Venture entrepreneurship: international experience and the domestic practice]. Voprosy Economiki, 2006, no. 5,
pp.122-131.