А. Н. ЕСЬКОВ*
Артем Николаевич ЕСЬКОВ — аспирант СПбГУЭФ, ассистент кафедры экономической кибернетики и экономико-математических методов СПбГУЭФ.
В 2003 г. окончил СПбГУЭФ.
Автор 3 публикаций.
Область научной специализации — стратегический менеджмент.
-Ф»
ПЕРСПЕКТИВЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ РОССИИ"
Качественно новая ситуация, сложившаяся за последнее десятилетие в экономике страны в целом и ее электроэнергетическом хозяйстве, выявила ряд неотложных проблем, возникших из-за непоследовательности осуществления предшествующих этапов реструктуризации отрасли.
В связи с этим перед хозяйствующими субъектами остро встают проблемы формирования адекватной рынку организационной и производственной структуры предприятий, являющейся одним из необходимых условий повышения эффективности электроэнергетической отрасли.
Стартовое состояние экономики страны и электроэнергетической отрасли, предшествующее реструктуризацнонным действиям, имеет исключительно важное значение. Мировая практика реструктуризации национальной электроэнергетики свидетельствует о том, что наиболее последовательно реструктуризация электроэнергетики происходила в странах, где на момент старта подавляющая часть электроэнергетических объектов находилась в государственной собственности. Причем на широту и глубину реструктуризации отрасли (в смысле ее организационного разделения по функциональному признаку, формирования конкурентного рынка электроэнергии и мощностей), фактор сохранения государственной собственности (Норвегия, Швеция) или проведенной в ходе реструктуризации приватизации генерирующих и сбытовых компаний (Англия и Уэльс, Чили, Аргентина и т. д.) сколько-нибудь существенного значения не имел. По мнению автора, во втором случае помимо основной проблемы — включение конкурентных механизмов в процесс производства и сбыта электроэнергии в целях снижения тарифов на нее — параллельно решалась проблема сокращения государственных расходов и привлечения в отрасль частных инвесторов.
^ © А. Н. Еськов, 2007
Статья публикуется по рекомендации кандидата экономических наук, доцента Э. А. Гончаровой.
РИС. I. Структура собственности в электроэнергетике в РФ.
Как видно из рис. 1, энергетическое хозяйство Российской Федерации является смешанным (государственно-частным), и это обстоятельство должно учитываться при осуществлении реструюуризацио иных мероприятий,
В подобной полиформичной ситуации проводимая в рамках государственной энергетической политики реструктуризация электроэнергетики сталкивается и, следовательно, должна считаться с множественностью интересов субъектов деятельности в отрасли, т. е. не только государства, причем как на федеральном так и региональном уровнях, но и частных акционеров электрокомпаний, муниципальных и кооперативных образований. Иными словами, реструктуризация реально возможна и осуществима лишь при условии согласования и учета интересов всей совокупности субъектов, поскольку их цели деятельности на национально-государственном, государственно-региональном, муниципальном и корпоративном уровнях, как правило, не совпадают, однако сама реструктуризация отрасли немыслима без реструктуризации на всех этих уровнях функционирования и развития национального электроэнергетического хозяйства. Именно в этом, на наш взгляд, причины острейшей дискуссии и множественности точек зрения (зачастую полярно противоположных, взаимоотрицающих друг друга) на содержательную сторону реструктуризационной стратегии.
Исходя из этого, прежде всего, следует провести четкую разграничительную линию между реструктуризацией национального электроэнергетического комплекса и реструктуризацией конкретных электроэнергетических компаний (корпораций).
Реструктуризация национального электроэнергетического хозяйства есть прерогатива государства, и решаться она должна в рамках государственной энергетической стратегии и политики. Именно в рамках последней должны ставиться и решаться задачи общего, особенного и единичного в реструктуризации отрасли как перманентного процесса адаптации ее функционирования и развития к динамике внешней среда). При этом в обязательном порядке должны учитываться;
1) инфраструктурная значимость электроэнергетики и степень ее влияния (воздействия) на обеспечение конкурентоспособности национальной экономики;
2) возможности ее расширенного воспроизводства;
3) степень адекватности ее организационной структуры механизмам функционирования рыночной экономики.
В данном контексте основная цель реструктуризации электроэнергетического комплекса должна быть, по нашему мнению, адекватна его инфраструктурной значимости и соответствующей цели государственной энергетической политики, которая, к примеру, в Японии законодательно закреплена в специальном «Законе об электроэнергетической промышленности» (1964 г.), формулирующем основную цель государственной политики: обеспечение стабильного предложения дешевой электроэнергии.
Стратегической задачей реформирования является перевод электроэнергетики в режим устойчивого развития на базе применения прогрессивных технологий и рыночных принципов функционирования, обеспечение на этой основе надежного, экономически эффективного удовлетворения платежеспособного спроса на электрическую и тепловую энергию в краткосрочной и долгосрочной перспективе',
В свою очередь региональный уровень государственной власти заинтересован в настоящее время в такой модели реструктуризации электроэнергетики, которая сохраняет и усиливает региональную ориентацию ее вертикально интегрированной организации.
Это обусловлено тем, что, во-первых, налоги и отчисления от предприятий энергетики, принадлежащих местным энергосистемам или коммунальным службам, поступают в казну региона. Закрытие этих станций и переориентация на закупки электроэнергии с федерального рынка означает, прежде всего, что средства, ранее остававшиеся в регионе, будут перетекать в федеральный бюджет и в этом случае региональный же бюджет, а также местная налогооблагаемая база понесут потери.
Во-вторых, переход на рыночное ценообразование в электроэнергетике лишает региональные власти возможности социального маневра, обеспечиваемого практикой перекрестного субсидирования.
В-третьих, вывод из эксплуатации экономически неэффективных генерирующих мощностей в регионах неминуемо приведет к сокращению занятости и, следовательно, обострению социальной напряженности, К тому же надо иметь в виду, что многие станции являются градообразующим и объектами и их закрытие означает практическое «вымирание» городов.
Само собой разумеется, что у акционерных энергетических кампаний также есть собственные корпоративные интересы. И в данном контексте реструктуризация акционерных электроэнергетических компаний (т. е. реструктуризация их активов и пассивов, организационных структур и управления) в условиях рыночной экономики есть их внутреннее дело. Государство может воздействовать на этот процесс прямо и косвенно главным образом лишь сообразно величине пакета акций этих компаний, находящихся в его распоряжении, или административными методами в рамках реализации национальной энергетической политики, но с обязательным учетом экономических интересов этих компаний и их акционеров.
Цели функционирования, а следовательно, и реструктуризации негосударственной и даже смешанной государственно-частной электроэнергетической компании имеют звучание, соответствующее интересам ее акционеров. Это прежде всего обеспечение собственной финансовой устойчивости и наличие реальных инвестиционных возможностей для своего развития за счет надежного и бесперебойного снабжения платежеспособных потребителей электро- и теплоэнергии. Поэтому вполне закономерна постановка
целей реструктуризации РАО «ЕЭС России», сформулированных в программе действий холдинга еще в 1998 г.г Они были сформулированы следующим образом:
1) обеспечение надежного электроснабжения потребителей России при экономически обоснованных ценах на электрическую энергию путем повышения эффективности функционирования Федерального оптового и потребительских рынков энергии;
2) преобразование РАО «ЕЭС России» в финансово эффективную компанию с положительным сальдо по потоку наличности, обеспечивающую в полном объеме уплату текущих платежей в бюджет и поставщикам, не имеющую задолженность по заработной плате для своего персонала, с полностью урегулированной и реструктуризированной кредиторской задолженностью, текущие обязательства по обслуживанию которой гарантированно обеспечены текущими доходами;
3) поэтапная трансформация структуры собственности и методов управления холдингом, обеспечивающая развитие конкуренции на рынках энергии;
4) привлечение в отрасль долгосрочных инвестиционных ресурсов с минимизацией затрат на обслуживание привлекаемого капитала;
5) переход к механизмам ценообразования, основанным на рыночных интересах;
— стимулирующих эффективную работу предприятий энергетики;
— обеспечивающих минимизацию затрат на электроснабжение потребителей;
— создающих стимулы для инвестиций;
— формирующих правильные ценовые сигналы потребителям и производителям электроэнергии;
1) поддержка экономического роста в Российской Федерации;
2) развитие взаимовыгодной внешнеэкономической деятельности при восстановлении устойчивой параллельной работы РАО «ЕЭС России» с энергосистемами стран СНГ и Балтии, а в перспективе — с энергосистемам и европейских стран.
В этом аспекте корпоративная цель реструктуризации РАО «ЕЭС России» — превращение его в транснациональную корпорацию. Поэтому приоритетными целями являются устранение последствий неудачного реформирования единой энергосистемы, связанных с размытостью организационно-экономической структуры компании, и организационное укрепление холдинга, модернизация материально-технической базы компании для превращения ее в мощного экспортера электроэнергии. На завершающем этапе реструктуризации холдинга он вполне реально может стать трансконтинентальной корпорацией, активно участвующей в формировании евразийского рынка электроэнергии.
Это становится реально возможным лишь при условии соблюдения следующих принципов реформирования отрасли:
— выделение естественно монопольной составляющей отрасли (передача и диспетчеризация) в самостоятельный вид деятельности, регулируемый государством;
— демонополизация и развитие конкуренции в секторах производства и сбыта;
— обеспечение финансовой прозрачности функционирования электроэнергетических компаний;
— обеспечение свободного доступа к инфраструктуре для всех участников рынка электроэнергии;
— создание нормативно-правовой базы структурных реформ в электроэнергетике.
Таким образом, имеет место известная противоречивость интересов государства
в целом, регионов, его образующих, и корпоративно-предпринимательских структур электроэнергетической отрасли. Поэтому необходимы поиск и нахождение оптимума, отражающего цели реструктуризации электроэнергетики как инфраструктурной системообразующей отрасли национальной экономики, с одной стороны, как совокупности
смешанных и государственных электроэнергетических компаний с присущими им корпоративными интересами — с другой, как существенной составляющей территориально-экономических и социальных комплексов субъектов Российской Федерации — с третьей. Причем это в полной мере должно относиться к синхронизированному во времени и пространстве всему воспроизводственному процессу в национальной энергообуслов-ленной системе, т. е. реструктуризации производства энергии (генерации), ее передачи (транспортировки), распределения, сбыта и потребления.
ЛИТЕРАТУРА
1 Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2001 г. № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» // Сборник законов Российской Федерации. 2001. №29. Ст. 3032.
2 Программа действий по повышению эффективности работы и дальнейшим преобразованиям в электроэнергетике Российской Федерации. М.: РАО «ЕЭС России», 1998. — С. 17.