ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
ИННОВАЦИОННЫМ
РАЗВИТИЕМ
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
РОССИИ
Федянина Татьяна Михайловна
аспирантка кафедры менеджмента инвестиций и инноваций РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]
В статье представлены результаты исследования условий инновационной деятельности в электроэнергетической отрасли России. Продемонстрирована значимость отрасли для всей экономики страны в целом, показано влияние проведенных государством реформ в отрасли на текущее состояние инноваций в электроэнергетике Российской Федерации. Автор выделил и охарактеризовал основные проблемы, препятствующие эффективному внедрению инноваций на предприятиях отрасли: низкая инвестиционная привлекательность в электроэнергетике, длительный инвестиционный цикл и др. Результаты проведенного анализа в дальнейшем могут стать основой для разработки стратегии совершенствования инновационной деятельности в электроэнергетике страны.
Ключевые слова: электроэнергетика России, реформирование отрасли, инновации, инновационное развитие, инвестиционная привлекательность.
SPECIFIC FEATURES OF MANAGING THE INNOVATION DEVELOPMENT OF ELECTRIC POWER ENGINEERING IN RUSSIA
Fedyanina, Tatiana M.
Post-graduate student of the Department for Investment and Innovation Management of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]
The article provides findings of the research dealing with the conditions of innovation activity in the electric-power engineering in Russia. It shows the importance of the sector for economy of the country in general and demonstrates the impact of state reforms in the sector on the current situation with innovations in the electric-power engineering in Russia. The author identifies and specifies key problems preventing effective introduction of innovations at enterprises: low investment appeal in electric-power engineering, long investment cycle, etc. The results of the analysis could become a basis for developing a strategy of improving the innovation activity in electric-power engineering n the country.
Keywords: electric-power engineering in Russia, sector reforming, innovations, innovation development, investment appeal.
В настоящее время особую актуальность приобретают проблемы, связанные с переходом экономики России на инновационный путь развития. Сегодня, когда рост экспорта энергетических и других ресурсов и сырья исчерпал себя как фактор роста ВВП России, встает вопрос поиска новых путей развития экономики. Перестройка структуры экономики, рост доли высокотехнологичных отраслей, формирование в экономике новых технологических укладов на основе активизации внедрения и распространения инноваций становятся все более важными задачами управления экономикой.
Необходимо отметить, что развитие инноваций актуально для всех видов экономической деятельности. В то же время электроэнергетика имеет ряд особенностей, которые обусловливают неэффективность общеэкономических мер поддержки инноваций и необходимость разработки своих специфичных мер. С целью решения данной задачи мы провели анализ условий инновационной деятельности в энергетике России и существующих в отрасли проблем.
Значение электроэнергетики в современной экономике трудно переоценить. Надежность и эффективность функционирования энергетического комплекса в значительной мере определяют экономическую безопасность и конкурентоспособность страны и выступают важными факторами ее успешного экономического роста и развития.
Это влияние существенно различается по отраслям экономики: чем выше доля расходов на электроэнергию в затратах, тем больше влияние состояния и цен энергетического комплекса на отрасль. Наибольшее воздействие в этом отношении оказывается на условия хозяйствования предприятий энергоемких отраслей экономики (металлургия, химическая, добывающая и пр.). Снижение экономической эффективности в энергетике ведет к росту цен на электроэнергию для потребителей, что в свою очередь ведет к росту затрат, снижению рентабельности инвестиций в промышленности. Как результат, происходит снижение конкурентоспособности других отраслей экономики на внутреннем и внешних рынках.
Опережающий рост тарифов на электроэнергию на 1 % при прочих равных условиях приводит к сокращению промышленного производства в среднем на 0,1-0,18% [4. - С. 62-64]. Кроме того, электро- и те-плоэнергия являются частью услуг ЖКХ, их стоимость влияет на уровень жизни, благосостояние населения.
Во времена СССР начиная с плана ГОЭЛРО (1922 г.) к началу 1990-х гг. силами отечественного машиностроительного комплекса была создана уникальная по мировым меркам Единая энергетическая система (ЕЭС), которая управлялась и развивалась на основе централизованных государственных планов. Существующие сегодня в России
энергетические мощности и объекты электроэнергетики России были построены в основном в советский период.
Опыт успешной работы ЕЭС СССР был всегда в центре профессионального внимания зарубежных энергетических компаний, систематически докладывался на международных энергетических форумах. Объединение энергосистемы в единый комплекс способствовало повышению надежности и экономичности комплекса в целом.
Вместе с тем объективное сравнение технического уровня, эффективности использования первичных энергетических ресурсов отечественных электростанций с зарубежными аналогами в развитых странах уже в 1970-е и 1980-е гг. выявило серьезное отставание, которое имело тенденцию к увеличению. Основной причиной этого процесса была низкая восприимчивость наших энергомашиностроительного и электротехнического комплексов к техническим инновациям, идеи которых часто имели своим источником достижения фундаментальной науки СССР. В советской экономической системе отсутствовала мотивация к внедрению новой, более эффективной техники и технологий, повышению эффективности, оптимизации режимов производства и потребления электроэнергии, энергосбережению1.
Обильное, даже избыточное обеспечение финансовыми и кадровыми ресурсами фундаментальных научных исследований в СССР создало значительный потенциал развития энергетики, который, следует заметить, не использовался в полной мере для развития новых прикладных технологий.
В конце 1980-х гг. помимо существующего отставания от развитых стран стали проявляться признаки замедления темпов развития отрасли: расширение производственных мощностей стало отставать от роста потребления электроэнергии.
С началом рыночных реформ, в 1992 г., практически весь электроэнергетический комплекс страны был объединен в рамках монопольного предприятия РАО «ЕЭС России» (рис. 1). В холдинг не вошли лишь атомные станции (предмет ведения Министерства атомной промышленности) и 4 региональные энергокомпании, права собственности на которые сохранили за собой региональные органы власти и (или) элиты.
В уставный капитал РАО «ЕЭС России» были переданы система диспетчерского управления, имущественные комплексы ТЭЦ, ГРЭС и ГЭС, магистральные, распределительные и региональные электросети, пакеты акций региональных энергетических компаний. В компанию
1 См.: Аметистов Е. В. Основы современной энергетики : курс лекций. - М. : Издательство МЭИ, 2002.
также вошли инженерные, сервисные организации отрасли: отраслевые научно-проектные, ремонтные и строительные организации.
Рис. 1. Структура электроэнергетической отрасли России в 1992 г. [2]
До 2008 г. холдинг РАО «ЕЭС России» контролировал работу 72% установленной мощности всех электростанций России и 96% протяженности всех линий электропередачи. До момента реформирования отрасли холдинг обеспечивал не менее 70% выработки электроэнергии и треть производства тепла в стране1.
С момента создания РАО «ЕЭС России» основные активы холдинга были распределены в региональные вертикально интегрированные компании. 72 АО-энерго и АО-электростанции осуществляли производство, передачу по сетям и сбыт электроэнергии и тепла практически во всех субъектах Российской Федерации.
Рынок купли-продажи электроэнергии был создан в форме системы договорных отношений совокупности его субъектов, связанных между собой технологическим процессом производства и потребления электроэнергии (ФОРЭМ). Полномочия по обеспечению функционирования рынка также были переданы РАО «ЕЭС России».
Основной целью реформирования электроэнергетики в 20032008 гг. было повышение эффективности предприятий отрасли, формирование условий для ее развития на основе создания конкуренции и
стимулирования притока инвестиций от стратегических инвесторов и финансовых рынков, что должно было привести к снижению издержек предприятий отрасли при одновременном обеспечении надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей. Инвестиции должны были способствовать замене устаревшего оборудования в отрасли и распространению новых технологий. С этой целью необходимо было передать конкурентные секторы электроэнергетики в частную собственность, при этом сохранить государственное управление естественно-монопольными сферами отрасли.
До реформы единственным источником финансирования инвестиционной деятельности РАО «ЕЭС России» оставались тарифы, находившиеся под госрегулированием. Другими словами, инвестиции компании ложились на плечи потребителей.
В результате реформы институциональная структура энергетики России претерпела коренные изменения, в частности, в области системы госрегулирования, рынка электроэнергии. Были созданы и приватизированы независимые генерирующие компании. Структура отрасли также трансформировалась: из состава РАО «ЕЭС России» были выделены естественно-монопольные виды деятельности, которые передали в отдельные контролируемые государством через права собственности и тарифное регулирование компании (транспортировка электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление). Конкурентные виды деятельности были разделены на несколько десятков компаний (производство и сбыт электроэнергии, ремонт, сервис). Вертикально интегрированные энергетические компании, выполнявшие все данные функции, были разделены на компании, специализирующиеся на отдельных видах деятельности.
В естественно-монопольных сферах в ходе реформы произошло усиление государственного контроля. Магистральные сети стали основой формирования Федеральной сетевой компании, распределительные сети были переданы в межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК). Функции региональных диспетчерских управлений (РДУ) были переданы Системному оператору (СО ЕЭС). Все они находятся в федеральной собственности, их цены регулируются государством в лице Федеральной службы по тарифам (ФСТ).
Генерирующие мощности в процессе реформы стали основой конкурирующих генерирующих компаний оптового рынка (ОГК) и территориальных генерирующих компаний (ТГК). В ОГК вошли электростанции, специализирующиеся в основном на производстве электрической энергии, в состав ТГК - теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), которые производят наряду с электрической тепловую энергию в режиме
комбинированной выработки. Было сформировано 6 тепловых ОГК, одна гидравлическая (РусГидро) и 14 ТГК1.
Крупнейшими участниками рынка стали ОГК. Их состав был подобран таким образом, чтобы они имели сопоставимые стартовые условия на рынке (по установленной мощности, стоимости активов, средней величине износа оборудования).
Каждая ОГК включает в себя станции, расположенные в различных регионах страны, благодаря чему снижены возможности монопольных злоупотреблений (рис. 2). Тепловые ОГК являются независимыми друг от друга, между ними на оптовом рынке электроэнергии возникает конкуренция.
в
° л
©ОГК 1 О0ГК-2 ©СИ К 3 « 01 К 4 ©СИ К э ©О! К В ©ГядроОГК
Рис. 2. Карта расположения станций ОГК
Учитывая особенности крупных ГЭС (способность ГЭС оперативно изменять нагрузку, дешевизна гидроэнергии), входящих в «Гидро-ОГК», государство ограничивает участие ОГК на базе ГЭС в формировании рыночной цены электроэнергии, тем самым «не мешая» другим участникам рынка.
Территориальные генерирующие компании объединяют электростанции нескольких соседних регионов, не вошедшие в ОГК: преимущественно теплоэлектроцентрали, вырабатывающие не только электричество, но и тепло (рис. 3).
Важная цель реформы - повышение инвестиционной привлекательности отрасли для частных инвестиций. В ходе реформы пакеты акций конкурентного сектора рынка энергии - генерирующих, сбыто-
вых и ремонтных компаний, принадлежавших ОАО РАО «ЕЭС России», были проданы полностью или частично.
Рис. 3. Карта расположения ТГК
Несмотря на передачу энергокомпаний в частную собственность (приватизацию), инвестиционная привлекательность отрасли осталась низкой (в сравнении с другими отраслями российской экономики - топливной, химической, пищевой и др.). Массового притока инвестиций в отрасль не последовало, т. е. можно сделать вывод, что в данном случае реформа не оправдала ожиданий.
С 2006 по 2010 г. происходило поэтапное снижение доли электроэнергии, реализуемой по регулируемым тарифам. С 1 января 2011 г. электрическая энергия в полном объеме поставляется по нерегулируемым ценам, кроме объемов потребления населения. Остальные потребители приобретают энергию, цена на которую формируется рынком.
Новым в модели рынка также стало появление оплаты мощности (помимо оплаты потребления электроэнергии) - своего рода абонентской платы, покрывающей условно-постоянные издержки генерирующих компаний. Ранее поставщики включали условно-постоянные издержки в состав тарифа на электроэнергию исходя из расчета 85% от установленной мощности генерирующего оборудования.
В настоящее время мощность и электроэнергия торгуются на разных секторах рынка. Получая оплату мощности, поставщики берут на себя обязательства по поддержанию генерирующего оборудования в готовности к выработке электрической энергии. Эти обязательства включают в себя соблюдение поставщиком заданного Системным оператором режима работы генерирующего оборудования, соблюдение выбранного Системным оператором состава оборудования и его пара-
метров, участие генерирующего оборудования в регулировании частоты в сети и т. д. Такие механизмы введены для страхования рисков снижения текущей надежности в работе энергосистемы.
Негативным моментом данной модели стало то, что некоторые электростанции, электроэнергия которых была не востребована, простаивали, а благодаря этому механизму получали доход (просто от факта своего существования), в результате потребители несли нагрузку по оплате их затрат. Кроме того, данная модель оказалась неадекватной в условиях сокращающегося рынка электроэнергии. Так, в кризис 2008 г., когда потребление электроэнергии сокращалось, нагрузка по оплате мощности перераспределялась на оставшихся на рынке потребителей. Возникла парадоксальная ситуация: в условиях сокращения спроса и объемов производства стоимость электроэнергии для потребителей росла. В настоящее время в электроэнергетический комплекс России входит около 700 электростанций мощностью свыше 5 МВт1. Годовой объем производства электроэнергии в стране в 2012 г. составил 1 053,4 млрд кВт-ч, объем потребления за тот же период -1 037,6 млрд кВт-ч 2 (таблица).
Баланс электрической энергии по России за 2012 г.*
Единица измерения 12 месяцев Отклонение 12 месяцев 2012, о/ %
2011, факт 2012 от плана 2012 от факта 2011
План Факт
1. Производство электроэнергии по России (без децентрализации) Млрд кВт-ч 1 040,4 1 062,6 1 053,4 -0,9 1,3
В том числе:
ТЭС Млрд кВт-ч 648,8 654,7 663,5 1,4 2,3
ГЭС Млрд кВт-ч 163,2 172,3 164,0 -4,8 0,5
АЭС Млрд кВт-ч 172,7 175,8 177,3 0,9 2,7
электростанции розничного рынка Млрд кВт-ч 55,7 59,9 48,6 -18,8 -12,6
2. Электропотребление Млрд кВт-ч 1 021,1 1 048,3 1 037,6 -1,0 1,6
3. Экспорт (сальдо) Млрд кВт-ч 19,3 14,3 15,8 10,8 -18,0
4. Отпуск теплоэнер-гии - всего Млн Гкал 518,0 618,9 512,5 -17,2 -1,1
* Источник: URL: www.e-apbe.ru
1 Официальный сайт Министерства энергетики РФ. - URL: www.minenergo.gov.ru
2 Официальный сайт Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике. -URL: www.e-apbe.ru
По результатам конкурентного отбора мощности на 2013 г. было отобрано 184,5 ГВт мощностей. Около 70% в структуре потребления электроэнергии занимают промышленные потребители, более 20% -бытовой сектор.
В целом по России по состоянию на конец 2012 г. энергосистема в секторе генерирующих мощностей является избыточной. На объем рынка энергии влияют, с одной стороны, объемы производства в других отраслях экономики, с другой - внедрение энергосберегающих технологий и мероприятий.
В 1998 г. период падения спроса на электрическую энергию закончился и начался рост (с корректировкой в кризис 2008 г.), объем производства электроэнергии в стране в 2012 г. составил 1 053,4 млрд кВт-ч, объем потребления за тот же период - 1 037,6 млрд кВт-ч, что на 4,5% ниже максимума, зафиксированного в 1990 г. (1 074 млрд кВт-ч).
Общая тенденция роста спроса на электроэнергию прослеживалась по всей стране, при этом важной особенностью такого роста является его неравномерность как в региональном, так и в отраслевом отношении.
В настоящее время на оптовом рынке электроэнергии России работают 375 электростанций, находящихся во владении 63 генерирующих компаний (субъектов ОРЭМ). Государство регулирует правила оптового рынка электрической энергии (в рамках правил действует принцип свободной конкуренции) и розничного рынка, ведет наблюдение за злоупотреблениями участников и соблюдением антимонопольного законодательства. В ряде случаев применяется регулирование цен и динамики их роста.
Функционально электроэнергетика России представляет собой совокупность нескольких компонентов (секторов):
- собственно электрогенерирующие предприятия (ОГК и ТГК, выделенные из РАО «ЕЭС России»; новые компании, созданные впоследствии);
- электросети: магистральные (ОАО «Федеральная сетевая компания»), распределительные (ОАО «Холдинг МРСК»), региональные. Необходимо отметить, что организационно региональные электросети относятся к розничному рынку. Данный сектор является естественно-монопольным;
- инфраструктурные организации: по диспетчерскому управлению (Системный оператор), организации купли-продажи энергии (Администратор торговой системы), взаиморасчетам участников рынка (Центр финансовых расчетов). Данный сектор является естественно-монопольным.
Для развития инвестиционной привлекательности отрасли, естественных процессов притока инвестиций в соответствии с канонами
экономической теории отрасль должна обладать повышенной (в сравнении с другими сферами приложения капитала - другими отраслями) нормой прибыли. Для этого в отрасли должны сложиться завышенные цены, которые в условиях конкуренции могут стать таковыми только в условиях дефицита предложения. Однако в России в отрасли наблюдается избыток предложения, который может негативно отразиться на развитии других отраслей экономики, что не может быть приемлемым вариантом развития экономики в целом.
В связи с важностью отрасли для конкурентоспособности экономики в целом, а также в социальном отношении государство, несмотря на декларируемое снижение регулирования и развитие конкуренции, активно вмешивается в работу отрасли для сдерживания роста цен посредством Федеральной антимонопольной службы и Федеральной службы по тарифам. Все это негативно влияет на инвестиционную привлекательность.
С ликвидацией РАО «ЕЭС России» реформирование отрасли не закончилось. Работа по изменению правил функционирования рынков продолжается по настоящее время. Это снижает предсказуемость результатов инвестпроектов в отрасли и, соответственно, инвестиционную привлекательность.
По мнению многих авторов, России необходима единая программа развития концепции Smart Grid [1]. Энергосистема на базе концепции Smart Grid предоставит большие возможности по выходу на рынок как потребителей, так и производителей за счет увеличения пропускной способности магистральных сетей, проведения инициатив по коллективному управлению потреблением.
Особенностью российской энергетики является то, что в цене энергии для конечного потребителя порядка 50% составляет стоимость транспортировки (услуги электросетей, естественно-монопольного вида деятельности, регулируемого государством), при том что этот процесс не требует затрат сырьевых, энергетических ресурсов. Вероятнее всего, причиной этого является несовершенство государственного регулирования тарифов данного сектора. Такое положение привело к тому, что крупные потребители массово начали строить собственные генерирующие мощности, желая избавиться от транспортной составляющей в цене энергии. При этом все больше нивелируется эффект гармоничности единой централизованной энергосистемы.
Одной из функций инноваций является повышение эффективности использования ресурсов в экономической системе в целом и, в частности, в электроэнергетике путем внедрения более экономичных (эффективных) техники и технологий, процессов.
В настоящее время активному развитию инновационных процессов, а также другим возможностям снижения себестоимости и цен в
энергетике России препятствует ряд условий технического и экономического характера:
1. Зависимость стоимости энергии от монопольного поставщика топлива.
Рынок электроэнергии сегодня устроен таким образом, что атомные и гидроэлектростанции получают оплату энергии в порядке обязательной покупки по сложившимся на рынке ценам (так называемый принцип ценопринимания). Таким образом, цена формируется предложением тепловых электростанций, более 60% энергии которых вырабатывается на природном газе, составляющем 70-80% их себестоимости. Таким образом, рынок электроэнергии фактически транслирует цену природного газа с небольшой надбавкой. Монопольным поставщиком данного вида топлива в России является ОАО «Газпром». Представляется, что если бы газовая отрасль была конкурентным видом деятельности, экономика России получила бы значительный потенциал к снижению стоимости электроэнергии.
2. Длительный инвестиционный цикл в электроэнергетике.
Срок работы энергетического оборудования составляет порядка 40 лет. Основу отрасли в России составляют электростанции, построенные в 60-70-е гг. ХХ в. Поэтому обновление основных фондов происходит крайне медленно (в сравнении с другими отраслями), что тормозит внедрение новой техники и технологий, консервирует технологическую отсталость.
Необходимо отметить, что из-за «инвестиционной паузы», возникшей в 1990-х гг. из-за общего экономического кризиса, обновление основных средств в энергетике значительно сократилось. Поэтому к настоящему времени в отрасли сложилась ситуация, когда значительная часть оборудования требует замены и следует ожидать волны модернизации. Однако фактически старые мощности из эксплуатации не выводятся, компании различными мероприятиями продлевают их ресурс. Причина этого - высокая стоимость инвестиционных ресурсов (кредитов), низкая инвестиционная привлекательность отрасли, несопоставимая со стоимостью источников финансирования.
Другой важной причиной этого в настоящее время является такая характеристика энергетики, как высокая капиталоемкость. Цена принятия решения об инвестициях очень высока (новое строительство, глубокая модернизация станции стоят не менее 3 млрд рублей). Из-за этого только решения о них принимаются менеджментом компаний в течение 3-5 лет после тщательного изучения всех возможных последствий. Еще 3-5 лет занимает само строительство.
Кроме того, инновации - рисковый процесс, поэтому в их реализации необходимо применение портфельного подхода (когда провал по одним направлениям развития компенсируется прибылью от дру-
гих). Однако, учитывая капиталоемкость отрасли, реализация портфельного подхода ограничена финансовыми возможностями раздробленных в результате реформы предприятий. В существующих условиях предприятия вынуждены делать ставку на 1-2 направления развития, что повышает риск для них, поэтому менеджмент компаний всесторонне и длительно изучает последствия принимаемых решений либо вообще избегает принятия решений о внедрении новой техники.
3. Низкая инвестиционная привлекательность отрасли.
Одной из главных задач реформы отрасли 2003-2008 гг. стало повышение инвестиционной привлекательности. Предполагалось, что формирование рыночных принципов ценообразования в сфере генерации обеспечит такие ценовые условия отрасли, в которых эффективность инвестиционных проектов будет по меньшей мере сопоставимой с другими отраслями, что обеспечит приток инвестиций и на этой основе техническое обновление и модернизацию.
Фактически по причине значимости отрасли для конкурентоспособности других отраслей решения социальных вопросов, несмотря на декларируемые государством поддержку конкуренции и рыночных принципов ценообразования, государство установлением предельных цен и диапазона возможных колебаний (для сектора нерегулируемых цен), предельного уровня роста тарифов (для сектора регулируемых договоров) создает такие ценовые условия, в которых окупаемость проектов строительства новых мощностей достигает 15-20 лет, при том что банки предоставляют кредиты максимум на 7-10 лет (и на такие сроки стали кредитовать последние 1-2 года, ранее сроки кредитов составляли до 5 лет) и по ставкам, превышающим показатели эффективности инвестпроектов в отрасли.
Сказывается также и то, что отрасль до сих пор характеризуется избытком мощностей, который возник из-за резкого сокращения потребления энергии промышленностью в кризисные 1990-е гг., что также является одним из факторов значительной конкуренции и снижения инвестиционной активности.
4. Регулирование отрасли государством в техническом отношении.
Одним из приоритетов государственной политики в отрасли является обеспечение надежности и безопасности. Важность данного аспекта особенно подчеркнули аварии в московской энергосистеме в 2005 г. и на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 г., аварии в Чернобыле (бывший СССР) и в Фукусиме (Япония).
В связи с этим Ростехнадзором к эксплуатации, а также Системным оператором к участию на рынке допускаются станции, прошедшие соответствующую аттестацию. При этом ими выдвигаются требования к обеспечению надежности и показателям работы оборудования. Поэтому генерирующие компании избегают применять новое, инно-
вационное оборудование и технологии, показатели работы которых не отработаны в условиях длительной эксплуатации.
5. Разделение инновационного процесса между участниками отрасли и поддерживающими отраслями (поставщиками).
Специфика отрасли такова, что продуктовые инновации невозможны, а процессные осуществляются преимущественно внедрением новой техники. Поэтому центр принятия инновационных решений смещен в сферу изготовителей и поставщиков оборудования, специализированных инжиниринговых компаний. А они, не будучи участниками рынка энергии, не могут видеть всех возможностей и нюансов для инноваций.
Таким образом, в результате экономического кризиса 1990-х гг. и шокового внедрения принципов рыночной экономики были значительно сокращены научные исследования, в результате чего российская промышленность потеряла преимущество даже в фундаментальных заделах.
Дробление единой крупной компании (РАО «ЕЭС России») на несколько десятков независимых хоть и создало предпосылки для развития конкуренции - стимул для инноваций, но снизило возможности концентрации финансовых ресурсов для выполнения дорогостоящих НИОКР.
В электроэнергетике сложился ряд условий экономического и институционального характера, который обусловливает неэффективность общеэкономических мер поддержки инноваций и необходимость разработки своих специфичных мер.
Список литературы
1. Кобец Б. Б., Волкова И. О. Инновационное развитие электроэнергетики на базе концепции Smart Grid. - М. : ИАЦ Энергия, 2010.
2. Кутовой Г. П. О конкуренции и структуре рыночных отношений в электроэнергетике / / Региональная энергетика и энергосбережение. - 2012. - № 2.
3. Лобов П. В. Привлечение инвестиций в электроэнергетику как главная цель реформирования отрасли // Экономический анализ: теория и практика. - 2009. - № 25.
4. Наумов Э. СТАНДАРТная энергетика в России: реалии и перспективы // Энергорынок. - 2011. - № 11.
5. Садриев А. Р. Перспективы инновационного развития электроэнергетики // Экономика и управление. - 2010. - № 11. - С. 49-52.
6. Смирнов В. С. Ресурсоемкость российской экономики в зеркале статистики / / Вопросы статистики. - 2010. - № 4.
7. Шевченко И. В., Галяев А. Н. Проблемы повышения энергоэффективности в электроэнергетике / / Финансы и кредит. - 2010. - № 11.
8. Makarov A. A. Scenarios of Russian Energy Future // Geopolitics of Energy. - 2009. - Vol. 31. - N 2.
9. Salnikov V., Galimov D. The Competitiveness of Russian Industries: Current State and Outlook // Studies on Russian Economic Development. -2006. - Vol. 17.
References
1. Kobets B. B., Volkova I. O. Innovatsionnoe razvitie elektroenergetiki na baze kontseptsii Smart Grid [Innovation Development of Electric-Power Engineering on the Basis of Smart Grid Concept], Moscow, IATs Energiya, 2010. (In Russ.).
2. Kutovoy G. P. O konkurentsii i strukture rynochnykh otnosheniy v elektroenergetike [About Competition and Structure of Market Relations in Electric-Power Engineering], RegionaVmya energetika i energosberezhenie [Regional Power Engineering and Power Saving], 2012, No. 2. (In Russ.).
3. Lobov P. V. Privlechenie investitsiy v elektroenergetiku kak glavnaya tsel' reformirovaniya otrasli [Attracting Investment in Electric-Power Engineering as a Main Goal of Sector Reforming], Ekonomicheskiy analiz: teoriya i praktika [Economic Analysis: Theory and Practice], 2009, No. 25. (In Russ.).
4. Naumov E. STANDARTnaya energetika v Rossii: realii i perspektivy [Standard Power Engineering in Russia: Reality and Perspectives], Energorynok [Power Market], 2011, No. 11. (In Russ.).
5. Sadriev A. R. Perspektivy innovatsionnogo razvitiya elektroenergetiki [Prospects of Innovation Development of Electric-Power Engineering], Ekonomika i upravlenie [Economy and Management], 2010, No. 11, pp. 49-52. (In Russ.).
6. Smirnov V. S. Resursoemkost' rossiyskoy ekonomiki v zerkale statistiki [Resource Intensity of Russian Economy through Statistics], Voprosy statistiki [Statstics Issues], 2010, No. 4. (In Russ.).
7. Shevchenko I. V., Galyaev A. N. Problemy povysheniya energoeffektivnosti v elektroenergetike [The Issues of Raising Power Efficiency in Electric-Power Engineering], Finansy i kredit [Finance and Credit], 2010, No. 11. (In Russ.).
8. Makarov A. A. Scenarios of Russian Energy Future, Geopolitics of Energy, 2009, Vol. 31, No. 2.
9. Salnikov V., Galimov D. The Competitiveness of Russian Industries: Current State and Outlook, Studies on Russian Economic Development, 2006, Vol. 17.