РАЗДЕЛ 3. ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ CHAPTER 3. INNOVATIVE TEACHING METHODS
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА
У .А. АЛТЫНБЕКОВА, М.А. РАМАЗАНОВА, Г.Т. КАШАФУТДИНОВА, Б.К. АБДИМУРАТОВА
КазНМУ имени С.Д.Асфендиярова, Кафедра политики и управления здравоохранением с курсом медицинского права и судебной медицины
УДК 614.253.52:37.018.46
В статье освещаются вопросы реформирования сестринского дела на уровне подготовки академического и прикладного бакалавров сестринского дела, направленные на расширение профессиональных навыков, профессионального и социального статуса медицинских сестер и сестер-менеджеров. Оценка уровня сформированности ключевых профессиональных компетентностей прикладного и академического бакалавриата сестринского дела поможет определить уровень профессиональной подготовки медицинских сестер с высшим образованием и в их практической деятельности в дальнейшем.
Ключевые слова: компетентностный подход, бакалавры, сестринское дело, образовательный процесс, ключевые компетенции, система здравоохранения
Актуальность темы. В течение последнего ряда лет в системе здравоохранения Казахстана продолжается реформирование сестринского дела, направленное на модернизацию системы образования сестринского персонала, с расширением профессиональных навыков, профессионального и социального статуса. Глобальные перемены казахстанского
здравоохранения во многом зависят от компетентности медицинских кадров, в частности медицинских сестер. Подготовка медицинских сестер новой генерации - прикладных и академических бакалавров сестринского дела не только поднимет престиж профессии, но и позволит передать большую долю функционала врачей медицинским сестрам, снизит дефицит врачебных кадров [1]. На современном этапе модернизации сестринского медицинского образования в условиях реформирования здравоохранения Казахстана необходимо решить много новых задач, в том числе в организации процесса подготовки специалиста сестринского дела, так как важная роль в реформировании здравоохранения, обеспечении доступности и качества лечебно-профилактической помощи населению принадлежит сестринскому персоналу.
Целью нашего исследования является
теоретическое обоснование и оценка уровня формирования профессиональной компетентности прикладного и академического бакалавриата сестринского дела
Для достижения этой цели мы поставили решение следующих задач:
- провести анализ особенностей в подготовке профессиональных компетенций прикладного и академического бакалавриата сестринского дела в мире и в Республике Казахстан и дать оценку реализации профессиональных компетенций бакалавров сестринского дела в практике здравоохранения на современном этапе. Тенденции развития сестринского дела значительно усиливают роль медсестры в современной системе здравоохранения. Первоначально медсестра
относилась к среднему медицинскому персоналу, считалась помощником врача и осуществляла сестринский уход по назначению врача. В настоящее время современные теории сестринского дела, основанные на научном подходе и доказательных практиках, представляют медсестру в качестве равноправного партнера врача, который принимает самостоятельные сестринские решения, планирует и осуществляет доказательный сестринский уход [2]. Наряду с этим, неотъемлемую роль в процессе реализации основных задач реформирования отрасли играет медицинская сестра с высшим образованием, которая обладает сформулированной профессиональной компетентностью. Именно поэтому во всем мире специалисты сестринского дела в настоящее время проходят подготовку не только на уровне базового технического и профессионального образования, но также и в рамках бакалавриата, магистратуры и докторантуры по сестринскому делу. И в последние годы акцент профессиональной подготовки сместился с усвоения студентами знаний и умений на формирование профессиональной компетентности [3].
Учитывая вышесказанное, и что в новых условиях возникла необходимость развития социально активной и развитой личности специалиста в новом профессиональном статусе, как медицинской сестры, в образовательном процессе возникают новые вопросы к качеству подготовки медицинских работников и повышенные требования к разработке теоретических основ организационно-
педагогических условий формирования
профессиональной компетентности и медицинской практики, а также подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности. Академический бакалавриат представляет собой одну из форм высшего образования, которая традиционно существовала в Европейских странах, а также и в других развитых странах мира, с подготовкой выпускника широкого профиля, с полной базой всех навыков и знаний, включая фундаментальную подготовку.
усй Ы % >»
кат
ю
Прикладной бакалавриат, однако, появился относительно недавно в форме обучения, которая ориентирована в первую очередь на теоретическую подготовку в комплексе с практическими навыками, направленными с предоставлением их непосредственно на производстве. Подготовка бакалавров по направлению подготовки «Сестринское дело» представляет из себя хорошую стартовую площадку для продолжения обучения в вузе по программам интернатуры, а в перспективе -магистратуры, так как дает в руки выпускников навыки самостоятельной и исследовательской работы и, что особенно важно, мотивирует их на получение знаний [4].
В чем особенности академического и прикладного бакалавриата в процессе подготовки бакалавров сестринского дела, вида профессиональной деятельности и профессиональных задач обучения? Форма прикладного бакалавриата - это специализированная образовательная квалификация, предоставляемая выпускникам, закончившим программу высшего образования на уровне бакалавриата, имеюших компетенции решения необходимых технологических задач, а также возможность трудоустройства и профессиональной деятельности сразу после окончания вуза. Таким образом, прикладной бакалавриат, это подготовка квалифицированных специалистов,
ориентированных на практику.
Профессиональная деятельность медицинской сестры-бакалавра сложна и требует высокого уровня и синхронизации теоретической и практической подготовки.
Профессиональная деятельность бакалавров заключается в сохранении и обеспечении здоровья населения, в улучшении качества его жизни путем оказания квалифицированной сестринской помощи, проведении профилактической работы с населением, обеспечении организации работы сестринского персонала. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются пациент и его окружение, население, сестринский персонал. Обобщенную характеристику квалификации можно представить в форме описания
основных видов профессиональной деятельности и обеспечивающих их профессиональных компетенций (ПК):
1. лечебно-диагностическая деятельность:
• способность выполнять сестринские манипуляции (оказание медицинских услуг? ;
• подготавливать пациента к диагностическим процедурам, осуществлять лекарственную терапию по назначению врача;
• готовность обеспечить квалифицированный уход за пациентом с учетом его индивидуальных потребностей и проблем на основе владения методами сбора и оценки данных о состоянии здоровья пациента, методологии сестринского процесса, результатов оценки эффективности оказания медицинской и медико-социальной помощи пациенту;
• готовность к взаимодействию с коллегами и работе в коллективе, в том числе в составе лечебной бригады, в соответствии с утвержденными порядками оказания медицинской помощи больным;
'I
ШШ1 ям
• готовность оказать медицинскую помощь при неотложных и угрожающих жизни состояниях;
2. реабилитационная деятельность:
■ способность и готовность к участию в разработке и реализации специализированных реабилитационных программ;
■ способность и готовность к организации сестринского обеспечения реабилитационной работы в учреждениях здравоохранения;
3. Медико-профилактическая деятельность:
■ способность применять знания общих закономерностей происхождения и развития жизни, строения и функционирования клеток, тканей, органов и систем организма,
■ представления о факторах формирования здоровья, защитно-приспособительных процессах, регуляции и саморегуляции в норме и патологии с целью проведения целенаправленных мероприятий по профилактике заболеваний,укреплению
■ восстановлению здоровья индивида и группы населения;
■ способность вести пропаганду здорового образа жизни на основе научного представления о здоровом образе жизни, владения методами, умениями и навыками физического самосовершенствования;
■ способность консультировать пациента (семью) по вопросам профилактики обострений заболеваний, их осложнений, травматизма, вопросам организации рационального питания, обеспечения безопасной среды, физической нагрузки;
■ способность обеспечить выполнение требований к лечебно-охранительному, санитарно-гигиеническому и санитарно-эпидемиологическому режиму в медицинском учреждении;
4.Организационно-управленческая деятельность:
■ готовность работать с нормативно-распорядительной документацией и применять основы экономических и правовых знаний для реализации профессиональных функций в области здравоохранения;
■ способность и готовность к реализации правовой компетентности, соблюдению норм в области профессиональной деятельности и оказанию помощи в защите прав и интересов пациента;
■ способность к руководству сестринским персоналом и готовность к разработке управленческих решений по повышению эффективности работы структурного подразделения/учреждения ;
■ способность к анализу работы, оценке потенциальных возможностей развития и определению потребности в изменениях сестринской службы структурного подразделения/учреждения и готовность к составлению программ нововведений и разработке плана мероприятий по их реализации;
■ способность и готовность к организации мероприятий по оценке, повышению квалификации, переподготовке кадров со средним медицинским образованием;
■ готовность осуществлять сбор и обработку медико-статистических данных;
5.Исследовательская деятельность:
■ готовность к оперативному поиску, обмену, анализу информации в области исследований в сестринской
усй Ы % >»
ШШ им
практике и медицине; способность к созданию
условий для их осуществления ; ■ готовность проводить исследовательскую работу в
области своей профессиональной деятельности Таким образом, можно констатировать, что по уровню теоретической подготовки бакалавры сестринского дела соответствуют высшему образованию, а по уровню
практикоориентированности - углубленной подготовке среднего профессионального образования[4].
Несомненно, серьезной проблемой в настоящее время представляется оценка как профессиональных компетенций студентов, так и профессиональной квалификации выпускников программы
академического и прикладного бакалавриата. Первоочередными задачами для достижения поставленных целей создание программ
прикладного бакалавриата (не менее чем по 15 процентам направлений подготовки),
обеспечивающих конкретную квалификацию специалистов профессий, наиболее востребованных в практическом здравоохранении [5]. Однако, в настоящее время остаются нерешенными такие вопросы, как определение должностей, которые в системе здравоохранения должны занимать выпускники бакалавриата, а также организация учебного процесса в образовательной организации, предусматривающая готовность выпускников к самостоятельной деятельности и обеспечение их в практическом здравоохранении [6]. Тенденции развития сестринского дела за рубежом и его потребность в рациональном использования ресурсов в настоящее время обуславливают потребность не только в управленцах сестринской службы, а прежде всего в практических специалистах, способных организовывать на высоком уровне профилактическую и реабилитационную помощь населению.
При разработке ключевых профессиональных компетенций бакалавров сестринского дела формирование должно быть не только по отдельным дисциплинам образовательной программы, но
'I
ШШ1 ям
содержанием и структурой профессиональных обязанностей среднего медицинского персонала, интеграцией теоретической и практической программ подготовки бакалавров. Профессиональная практика сестринского персонала на современном этапе предусматривает
самостоятельный раздел работы с пациентом: проведение доврачебных осмотров, а также и профилактических; выявление и решение в рамках своей компетенции проблем пациента; обеспечение сестринскими услугами больных с наиболее распространёнными заболеваниями, включая диагностические мероприятия и манипуляции (самостоятельно и совместно с врачом); проведение занятий с различными группами пациентов; осуществление приёма пациентов в пределах своей компетенции.
Компетентностный подход в современном образовательном процессе, прежде всего,
ориентирован на достижение практических результатов, приобретение значимых
профессиональных навыков, востребованных в практическом здравоохранении. Профессиональные компетенции обеспечивают процесс подготовки будущего специалиста к конкретным для разных направлений деятельности объектам и предметам труда, а также алгоритмам практической деятельности.
Компетентностный подход предполагает форму интеграции теоретического и практического обучения, с участием в разработке программ обучения в качестве экспертов-работодателей. Таким образом, оценка уровня сформированности ключевых профессиональных компетентностей прикладного и академического бакалавриата сестринского дела поможет определить уровень профессиональной подготовки медицинских сестер с высшим образованием и реализации в их практической деятельности в дальнейшем, а также поможет оптимизировать формирование
практических навыков в образовательных программах по подготовке бакалавров сестринского дела.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Государственная программа развития здравоохранения РК «Саламатты Казахстан» на 2011-2015 г.
2 И.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан Э. Байжунусов от 1 августа 2014 года, Комплексный план развития сестринского дела в Республике Казахстан до 2020 года.
3 Кеннеди Д. Написание и применение результатов обучения: практическое руководство. - Ирландия: 2007. - 145 с.
4 В.И.Блинов,, Ф.Ф.Дудырев, Е.Ю.Есенина, А.Н.Лейбович, А.А.Факторович. Концепция создания программ прикладного бакалавриата в системе профессионального образования Российской Федерации. - М.: Федеральный институт развития образования, 2010. - 17 с.
5 Т.Н. Ищук. Оценка результатов обучения по направлению подготовки «Сестринское дело». - М.: 2008. - 59 с.
6 А. В Пьяных. Оптимизация подготовки медицинских кадров в системе высшего профессионального образования по направлению «Сестринское дело»: дисс. ... канд. мед. наук - М., 2015. - 42 с.
y.A. AflTblHBEKOBA, M.A. PAMA3AHOBA, r.T. KAmAOyTflHHOBA, B.K. ABflHMyPATOBA
CM.Ac$eHdunpoe ambmdam K,a3¥My
MEHIPBHKE ICI BAKA^ABP^APMH ^AflP^Ay^AFM KOMnETEHTTI T9CMflI ^ETMflIPy
TyftiH: Ma;a.raga Meflip6HKe iciHgeri aKageMMMbiK; waHe K;o.rcgaH6a.rcbi 6aKa.raBp.rapgbi ganp.ray geH,refliHge Meflip6HKe iciH pe$opMa.ray cypa;Tapbi ;apacTbipbmFaH, Meflip6HKe.rcepgiH, waHe MeHip6HKe-MeHegwep.rcepgiH, KacinTiK waHe a^eyMerriK cTaTycwH, KacinTiK gaFgbmapgbi KeH,eHTyre 6aFbiTTa.waH. Meflip6HKe iciHgeri aKageMMMbiK; waHe ;o.rcgaH6a.rcbi 6aKa.raBp.rapgbiH, Heri3ri KacinTiK кoмпeтeнцнн^apнннц ^a^wnTacy geH,refliH 6aFa^ay woFapbi 6rniMgi MeHip6HKe^epgi^ KacinTiK gaflbrngbi; geH,refliH waHe ogaH apbi o-rapgbiH, TawipH6e^iK ;bi3MeTiHge aHbi;TayFa KeMeKTecegi.
TyftiHgi ce3gep: KOMneTeHTTi Tacrn, 6aKa.raBp.rap, Meflip6HKe ici, o;y ypgici, Heri3ri кoмпeтeнцнfl.rap, geHcay^H; ca;Tay wyHeci
U.A. ALTYNBEKOVA, M.A. RAMAZANOVA, G.T. KASHAFUTDINOVA, B.K. ABDIMURATOVA
Asfendiyarov KazNMU
IMPROVEMENT OF COMPETENCE-BASED APPROACH IN BACHELOR OF NURSING EDUCATION
Resume: The article highlights the issues of reforming nursing education at the level of academic and applied bachelor of nursing, aimed at enhancing the skills of professional and social status of nurses and nurses-managers. Assessing the level of formation of key professional competencies of applied and academic bachelors of nursing will help to determine the level of training of nurses with higher education in their practice in the future.
Keywords: competence approach, bachelors, nursing, educational process, core competencies, health system