ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ В МИРЕ И В ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОМ РЕГИОНЕ
Георгий ДУБОВЦЕВ
кандидат военных наук, доцент, полковник запаса, президент АО «Центр военно-стратегических исследований» (Алматы, Казахстан)
Ерлан ГАЛЫМЖАНУЛЫ
магистр международных отношений, научный сотрудник АО «Центр военно-стратегических исследований» (Алматы, Казахстан)
Введение
В первом десятилетии XXI века иод влиянием процессов глобализации система международных отношений серьезно разбалансировалась.
Глобализация затронула многие жизненно важные интересы отдельных государств и всего мирового сообщества в целом. Еще больше обострились такие слож-
нейшие проблемы, как сохранение мира, укрепление всеобъемлющей безопасности, ограничение вооружений, разоружение, охрана окружающей среды, демографическая политика, рациональное использование природных ресурсов, развитие энергетики, освоение космического пространства, преодоление отсталости и бедности, противодействие распространению наркотиков и борьба с международным терроризмом. Фрагментируются или разрушаются различные национальные, политические, экономические, социальные и другие структуры.
Чтобы преодолеть такие негативные последствия фрагментации, как этнический сепаратизм, конфессиональные и этнические столкновения, консолидация этнических групп в экономике, коррупция, социальные противоречия и пр., необходимо вмешательство государства, однако его функции и роль сегодня неуклонно сужаются.
Современные глобальные игроки — не только отдельные страны, но и транснациональные корпорации (ТНК), региональные объединения и союзы — применяют новые методы и стратегии; экономический захват рынков сбыта, быстрое перемещение финансовых капиталов, миграция высококвалифицированных людских ресурсов, использование информационной
борьбы и т.п. превращаются из средства решения чисто экономических задач в важные рычаги воздействия на национальную безопасность отдельных стран.
Изменились и концепции ведения войны: усиливается роль стратегий, предусматривающих террористические операции, массовое распространение наркотиков, применение особых видов вооружения и др.
В результате значительно трансформировалась структура международной системы безопасности, что породило новые вызовы и угрозы.
Усиливается геополитическое противостояние между западным и исламским миром, проявляющееся в незатухающем конфликте на Ближнем Востоке и стремлении Запада максимально снизить зависимость от нефти, добываемой в этом регионе. Большинство мусульманских государств сопротивляется западному доминированию и навязыванию «чужих» ценностей; эта борьба зачастую принимает гипертрофированные формы.
Формируется полицентричная модель, в которой центры военной силы не обязательно совпадают с центрами экономической силы и культурного влияния: подобная структура предполагает установление многоуровневой и многомерной системы международных отношений.
1. Современная военно-политическая обстановка в мире
За последнее десятилетие количество военных конфликтов отнюдь не уменьшилось; в ряде регионов по-прежнему растет число локальных войн и вооруженных столкновений.
На военно-политическую обстановку в мире в среднесрочной и долгосрочной перспективе будут существенно влиять такие факторы, как стратегическое соперничество за доступ к энергетическим ресурсам, терроризм, распространение новейших технологий производства оружия массового поражения (ОМП), киберпреступность и др.
С прекращением биполярной конфронтации появились новые возможности для конструктивного сотрудничества государств на региональном и глобальном уровнях;
активное участие ООН и других международных организаций в налаживании подобных взаимоотношений позволяет свести к минимуму угрозу возникновения глобального вооруженного конфликта.
В то же время ведущие страны мира не только не сокращают размеры своих арсеналов, явно превышающих уровень необходимой обороны, но постоянно совершенствуют их, разрабатывая новейшие виды стратегических наступательных вооружений1.
Глобализация экономики и информатизация международных отношений, с одной стороны, создают беспрецедентные возможности для развития, а с другой — делают мировую систему безопасности все в большей степени уязвимой для терроризма, ОМП и информационного оружия.
Кроме того, все более вероятной становится перспектива обострения и увеличения числа внутригосударственных конфликтов; это в первую очередь касается ряда стран Ближнего и Среднего Востока, Африки, Балканского полуострова, а также некоторых регионов постсоветского пространства (Ферганской долины и Кавказа).
Значительное влияние на военно-политическую ситуацию в Европейском регионе оказывают вызовы безопасности у границ России: постоянное присутствие здесь мощной военной группировки НАТО (в рамках политики расширения НАТО на восток) и американской системы противоракетной обороны (ПРО).
В настоящее время формируется переход от однополярной модели к «многоуровневой высокоподвижной международной и межгосударственной системе»; новые глобальные проблемы требуют новых многосторонних механизмов и соответствующих институтов. Так, государственный секретарь США X. Клинтон заявила, что «необходимо превратить многополярный мир в многопартнерский мир», в котором Америка переходит от стратегии «единственной сверхдержавы» к обеспечению своего лидерства в полицентри-ческой системе международных отношений2. Однако подобных механизмов и институтов пока не существует, и в мире нарастает дестабилизация и хаотизация, вакуум управляемости и безопасности3.
По оценкам экспертов, в ближайшие 10—15 лет развернется острая борьба за доступ к энергоресурсам, которая серьезно повлияет на военно-политическую ситуацию в мире: государства, опасаясь утраты контроля над своими природными богатствами, будут вынуждены наращивать оборонный потенциал, что неминуемо приведет к усилению гонки вооружений.
Более того, очевидный прогресс в области создания современного вооружения (увеличение радиуса действия новых крылатых ракет, усовершенствование авиационных и морских систем доставки зарядов, возросшая разрушительная сила конвенциональных боеприпасов, а также увеличившаяся вероятность их внезапного применения) обеспечивает безопасность в первую очередь тем, кто успел его достичь. Это провоцирует упреждающее применение военной силы.
Кроме того, возрастает угроза появления так называемых дестабилизирующих вооружений — ядерных зарядов малой мощности и стратегических ракет с неядерными боеголовками.
Ряд стран стремятся к выводу оружия (включая и ядерное) в космос и в дальнейшем могут стать инициаторами космических операций; они же могут стать источником сетевых атак и информационных войн.
1 См.: Коршунов С.В. Мировая военно-политическая ситуация. Год 2025 // Международная жизнь, 2010, № 4.
2 См.: Рогов С.М. Американское лидерство в многополярном мире. Основы «Стратегии национальной безопасности» администрации Обамы // Независимое военное обозрение, 2010, № 21 (618). С. 6.
3 См.: Коршунов С.В. Указ. соч.
Негативной тенденцией планетарного уровня является также стремление США навязать мировому сообществу однополярную модель мироустройства, предусматривающую использование военной силы в одностороннем порядке, и реформировать в своих интересах деятельность таких важнейших международных институтов, как ООН, ОБСЕ и АСЕАН4.
Фактически США уже выработали свою стратегию, предусматривающую достижение внешнеполитических целей вне зависимости от воли других государств; в Белом доме полагают, что решающим фактором обеспечения мирового лидерства является военнотехническое превосходство.
Следует отметить, что роль США в системе современных международных отношений определяется их мощным военным потенциалом, задействованным во всех ключевых регионах мира, хорошо отлаженной системой союзов и партнерств, охватывающей большинство влиятельных государств, а также высоким уровнем развития экономики.
В военно-стратегической сфере отрыв США от остальных государств наиболее ощутим: военный бюджет страны составляет около 40% всех мировых расходов на оборону. Согласно оценкам экспертов, по уровню технического оснащения войск и новым видам вооружений США опережают все остальные страны мира как минимум на 15—20 лет.
Кроме того, США контролируют главные морские маршруты и имеют более 700 военных баз по всему миру. Реализуемые военные программы приведут к тому, что военная мощь США в течение ближайших 8—10 лет вырастет еще больше.
Однако, несмотря на силовое преобладание США, американская армия не справляется с задачами противодействия партизанской войне и международным террористическим сетям; об этом свидетельствует опыт проведения операций в Ираке и Афганистане.
По мнению американских экспертов, в среднесрочной перспективе США будут оставаться ключевым государством, но их глобальное воздействие на международные дела и процессы будет неизбежно снижаться; приоритетное значение приобретет их влияние на экономическую, технологическую, военную и дипломатическую сферы.
К аналогичному мнению приходят и российские ученые, которые утверждают, что влияние США в ближайшие годы будет слабеть и в будущем стране грозит «постиракс-кий синдром». Однако к концу 2017 года США намереваются приступить к частичному восстановлению своих международных позиций, хотя уже и не смогут претендовать на роль «единственной сверхдержавы»5.
Как утверждают российские эксперты, политика США в отношении России направлена главным образом на то, чтобы не допустить ее возрождения в качестве сильной державы, способной стать «центром притяжения» для новых постсоветских государств. Следует отметить, что с точки зрения военно-стратегической мощи в обозримой перспективе Россия не сможет стать равноправным партнером США (не считая сферы ядерных вооружений).
По мнению российских экспертов, различные планы внешнеполитического, военнополитического, экономического, информационного и другого характера, разрабатываемые США, представляют собой угрозу национальным интересам РФ.
Однако, несмотря на периодически возникающие проблемы и противоречия в отношениях с Западом, России удается налаживать сотрудничество с НАТО, США и ЕС по ключевым вопросам безопасности, так как страны мира заинтересованы в совместном устранении глобальных вызовов и угроз.
4 См.: Владимиров А.И. Стратегия государства в военно-политической сфере. Электронный ресурс [http://www.kadet.ru/lichno/vlad_v/Strategiya_Gos.htm].
5 Караганов С.А. и др. Мир вокруг России: 2017. Контуры недалекого будущего. М.: Совет по внешней и оборонной политике, 2007. С. 7.
В целом Россия выработала стратегию своих взаимоотношений с Западом; в ближайшем будущем она намерена развивать партнерство в области безопасности с США, НАТО и ЕС. Кроме того, предполагается налаживание и укрепление связей со странами СНГ и такими «азиатскими гигантами», как Китай и Индия (в том числе и в рамках ШОС).
2. Военно-политическая обстановка в Азии
Нестабильность военно-политической обстановки в Азии в перспективе способна негативно отразиться на развитии ситуации в мире.
Азиатский регион активно участвует в формировании новой системы глобальных отношений; этот процесс связан с реконфигурацией и перераспределением стратегических сил и соответствующим изменением геополитической и геоэкономической картины мира. На развитие мировой экономики все большее влияние оказывают Китай, Индия и страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР); кроме того, формируются новые международные организации, союзы и альянсы.
Под влиянием технологических достижений и разработки новых концепций применения военной силы, а также пересмотра и переоценки роли Азиатского региона происходят серьезные изменения в геостратегии. С возрастанием роли «китайского фактора» углубляются прежние противоречия в мире и возникают новые; нарастание конкурентной борьбы может вызвать увеличение военно-силовой составляющей.
Китай, укрепляя свой авторитет на мировой арене и, в особенности, в АТР и Центрально-Азиатском регионе (ЦАР), стремится ограничить деятельность отдельных стран (России, США и Индии) в зоне своих стратегических интересов. В то же время, как отмечают многие эксперты, для успешной реализации своих амбициозных планов Китай будет стремиться к развитию двусторонних связей с этими государствами.
Согласно стратегическому курсу Пекина, к середине XXI века Китай должен превратиться в мощную сверхдержаву, способную оказывать решающее влияние на развитие военно-политической обстановки в мире, и в первую очередь в АТР и ЦАР. В связи с этим основные усилия КНР сосредоточены на обеспечении поступательного развития экономики при одновременном укреплении существующего политического режима, а также на создании благоприятных внешних условий для осуществления планов модернизации страны (в том числе и Вооруженных сил).
В докладе «Глобальные тенденции — 2025: меняющийся мир», подготовленном Национальным разведывательным советом США, отмечается: «в течение следующих 15—20 лет немногие страны повлияют на мир сильнее, чем Китай. Если текущие тенденции сохранятся, к 2025 году Китай будет обладать второй по величине экономикой и станет ведущей военной державой... Интересы США в сфере безопасности и экономики могут столкнуться с новыми вызовами, если Китай станет равным соперником, который в военном отношении будет так же силен, как динамичен в экономике и ненасытен в потреблении энергоресурсов»6.
Китай придает особое значение развитию военно-технического сотрудничества с Россией, так как заинтересован в получении современных военных технологий при ми-
6 Доклад Национального разведывательного совета США «Глобальные тенденции — 2025: меняющийся мир».
нимальных финансовых затратах; при этом акцент делается на перспективные виды вооружений, в производстве которых КНР пока еще значительно отстает.
По мнению ряда китайских экспертов, сегодня интересы КНР в сфере безопасности включают три важных аспекта: безопасность границ, решение проблемы сепаратистских движений Восточного Туркестана и Тибета, а также геополитический фактор. Причем первоочередной задачей для Китая является решение проблемы Восточного Туркестана и Тибета и лишь потом — вопросов геополитической безопасности7. При этом Пекин открыто заявляет, что в рамках борьбы с движением «Восточный Туркестан» особенно важную роль для КНР играет Казахстан8.
Серьезную угрозу военно-политической стабильности Азии составляет продолжающийся внутриполитический кризис в Ираке, где ведущие политические силы и лидеры не в состоянии прийти к согласию; неурегулированность ситуации на фоне начавшегося вывода американских войск сковывает внешнеполитическую деятельность руководства страны.
По мнению ряда экспертов, «политическим вакуумом», образовавшимся в стране, могут воспользоваться вооруженная оппозиция, террористы и криминальные элементы; ситуация еще больше осложняется массовыми протестными выступлениями обнищавшего населения в различных городах Ирака.
Кроме того, пребывание в стране иностранных вооруженных сил активизирует деятельность исламских радикалов, которые рассматривают территорию Ирака как «поле битвы» с Западом.
Что касается Ирана, то его доктринальные установки не содержат конфронтационной и агрессивной направленности, а США и Израиль рассматриваются здесь в качестве политико-идеологических, но не военных противников. По мнению некоторых экспертов, Иран, проявляя интерес к странам постсоветского пространства (в частности, к странам Южного Кавказа и ЦАР), пытается предотвратить трансформацию этого региона в военно-политический плацдарм США и их союзников, который может быть использован для ослабления внутриполитической системы страны9. Однако США рассматривают ядерную программу Ирана и его гегемонистские устремления как основную угрозу военной безопасности региона (в том числе, и стран ЦАР), что делает вполне реальной возможность возникновения военного конфликта.
2.1. Военно-политическая обстановка в Афганистане
На военно-политическую обстановку в Азии существенно влияет и нестабильность в Афганистане. Несмотря на наращивание масштабов военных операций Международных сил содействия безопасности (ИСАФ) на юге и юго-востоке страны, наблюдается высокая диверсионно-террористическая активность талибов в крупных городах и на коммуникациях. Кроме того, наблюдается ухудшение обстановки по стране в целом; власть центрального правительства распространяется лишь на столицу и некоторые провинции Афганистана.
7 См.: Чжао Хуашен. Китайско-казахстанские отношения: настоящее и будущее // Analytic, 2010, № 1.
С. 28.
8 См.: Там же. С. 35—36.
9 См.: Эйвазов Д. Постсоветское пространство сквозь призму интересов безопасности Ирана // Сардар, 2010, № 1 (6). С. 86.
В последние годы активность талибов значительно усилилась; если в 2007 году их присутствие отмечалось на 54% территории страны, а в декабре 2009 года — на 72%, то в настоящее время, по сведениям военных наблюдателей, движением охвачены практически все провинции Афганистана.
В 2007—2010 годах талибами был захвачен ряд уездных центров на юге страны, и эти территории все еще находятся под их контролем; здесь созданы альтернативные органы власти, контролируется движение по местным дорогам, собираются налоги, регулируется торговля, строго соблюдаются нормы нравственности и вершится шариатское правосудие. Несмотря на постоянное присутствие в Афганистане интернациональных вооруженных сил, влияние талибов все более усиливается, особенно в зоне боевых дей-ствий10. Все это свидетельствует, что антитеррористические операции международной коалиции не достигли успеха.
Следует отметить, что международные коалиционные силы в Афганистане представлены военнослужащими из 46 стран (все страны — члены НАТО, а также Монголия, Грузия, Украина и ряд других стран, не входящих в состав альянса); с 2003 года их численность возросла с 5 до почти 100 тыс. чел.; однако в большинстве регионов страны они действуют разрозненно и оказываются весьма уязвимы.
Основная часть ИСАФ выполняет задачи по обеспечению безопасности в афганских провинциях, восстановлению социально-экономической инфраструктуры, а также содействию эффективной работе местных органов власти; в боевых действиях на юге и юго-востоке страны участвуют лишь войска США, Великобритании, Нидерландов, Канады и Австралии11.
Девятилетняя антитеррористическая операция в Афганистане не принесла каких-либо ощутимых результатов в стабилизации ситуации в стране; талибы отвергают все попытки властей вовлечь их в мирный диалог, заявляя, что национальное примирение возможно лишь при условии вывода иностранных войск с афганской территории.
Следует также отметить, что проводимая США и их союзниками военная операция не сделала безопаснее жизнь ни в соседних с Афганистаном странах, ни в западном мире; в Европе была раскрыта сеть исламских экстремистов, готовивших серию резонансных террористических актов в Берлине, Лондоне и Париже.
Следы террористических организаций все чаще ведут в соседний с Афганистаном Пакистан, который, оставаясь союзником США, превратился в убежище для экстремистов. Это относится, в частности, к Северному Вазиристану — так называемой «территории племен» на границе с Афганистаном. Предполагается, что именно в этом регионе базируются лидеры «Талибана», а по некоторым данным, и глава «Аль-Каиды» Усама бен Ладен, которого, несмотря на все усилия западных спецслужб, так и не удалось обнаружить.
Как отмечают эксперты, движение «Талибан» невозможно победить, отстреливая рядовых бойцов: ряды воинов ислама постоянно пополняются, так как за три десятилетия военных действий вооруженное насилие стало своего рода «рабочей» специальностью и источником заработка. Кроме того, укрываясь на территории Пакистана, руководство талибов остается в относительной безопасности; именно сюда и поступают финансовые и материальные средства от многочисленных «спонсоров».
Авиаудары беспилотников по Вазиристану хотя и наносят определенный урон силам боевиков, но, с другой стороны, осложняют ситуацию в самом Пакистане, приводя к росту экстремистских настроений.
10 См.: Евсеев В.В. Афганская проблема: взгляд из Москвы // Независимое военное обозрение, 2010, № 10. С. 12.
11 См.: Там же. С. 12—13.
Положение усугубляется активным вмешательством во внутренние дела Афганистана соседних государств (прежде всего, Пакистана, Индии и Ирана), каждое из которых преследует свои цели.
Перманентный региональный кризис усиливает противостояние США и НАТО с мусульманским миром: талибы считают своими врагами все страны, которые в той или иной форме помогают международной коалиции.
На сегодняшний день говорить о перспективах быстрой стабилизации военно-политической обстановки в Афганистане не приходится. Совершенно очевидно, что стабилизировать ситуацию в Афганистане силовыми методами невозможно: ни афганская администрация, ни силы международной коалиции не в состоянии уничтожить базы подготовки боевиков, которые функционируют на территории страны. Для этого необходимо резкое наращивание количества и качества военных сил и средств. А политическое решение невозможно из-за глубоких идеологических расхождений между ними.
Руководство США надеялось, что Пакистан окажет эффективную помощь в стабилизации ситуации в Афганистане; для этого Исламабаду были выделены миллиарды долларов. При этом пакистанские спецслужбы продолжали тайно поддерживать афганских боевиков.
В Пакистане прекрасно понимают, что талибы представляют собой серьезную угрозу стране, однако отказ от поддержки афганских боевиков несовместим с самими основами существования пакистанского государства, в котором весьма сильны позиции радикальных ветвей ислама.
Определенную роль в поддержке, оказываемой Пакистаном талибам, играет также «индийский фактор»: Исламабад с большой тревогой следит за тем, как Дели выстраивает тесные отношения с режимом X. Карзая, боясь получить в лице «карзаевского» Афганистана индийского союзника в своем стратегическом тылу.
Кроме того, среди офицеров среднего и высшего звена пакистанской армии много пуштунов, которые под влиянием сильных внутриклановых связей испытывают лояльность к пуштунам Афганистана.
На сегодняшний день ведущие позиции в политической жизни Пакистана занимают военные и спецслужбы, а гражданское правительство пока еще не способно вести эффективную борьбу с силами, поддерживающими исламских экстремистов; подобная ситуация представляет собой серьезную угрозу безопасности ЦАР.
2.2. Военно-политическая обстановка в ЦАР
Таким образом, ситуация на Среднем и Ближнем Востоке оказывает деструктивное влияние на страны Центральной Азии (ЦА). Кроме того, на ЦАР окажет значительное негативное влияние нелегитимная (неконституционная) смена власти в Кыргызстане. Правда, в краткосрочной и среднесрочной перспективе прямая военная угроза представляется маловероятной: на передний план выступают проблемы, связанные с терроризмом, активностью экстремистских группировок религиозного толка, сепаратизмом, наркотрафиком из Афганистана и т.п.
Многие проблемы ЦАР негативно отражаются на соседних странах. В частности, регион зачастую оказывается источником и «спонсором» радикальных экстремистских движений и группировок, а его нестабильность отражается на мировой экономической конъюнктуре и ценах на углеводородное сырье.
Анализ военно-политической обстановки в ЦАР показывает, что определяющими тенденциями его развития являются:
1) общий рост конфликтного потенциала, обусловленный следующими факторами:
— ухудшением военно-политической обстановки в Афганистане, связанным с активизацией религиозно-экстремистских сил;
— постепенным усилением исламского экстремизма на фоне неблагоприятных тенденций в социально-экономической сфере;
— негативным влиянием мирового финансового кризиса на экономическую жизнь государств региона;
— обострением межгосударственных противоречий, в том числе в сфере пограничной политики, области распределения водно-энергетических ресурсов и т.д.;
— наличием сохраняющихся внутренних противоречий и слабостью правящих элит в ряде стран региона;
2) геополитическая активизация основных мировых держав, которая выражается в борьбе за контроль над источниками энергоресурсов и маршрутами их транспортировки, в стремлении к размещению на территории ЦА своих военных баз, культивировании конъюнктурной внешней политики государств региона и т.п.;
3) проведение странами ЦА политики изоляционизма, обусловленное особенностями личных отношений их лидеров, а также исчерпанием экономических возможностей межгосударственной кооперации народнохозяйственных комплексов республик региона, созданных в советское время.
По нашему мнению, первоочередной мерой для стабилизации обстановки в ЦАР в краткосрочной перспективе может стать развитие традиционных отраслей экономики Кыргызстана и стран, к территории которых относится Ферганская долина.
В долгосрочной перспективе возможно строительство газо- и нефтепроводов, а также транспортных магистралей, ведущих в Китай и Индию.
Разработка и реализация подобных стратегических проектов будут способствовать увеличению занятости населения, решению социальных проблем, развитию инфраструктуры и станут стабилизирующим фактором.
Заключение
Таким образом, анализ военно-политической обстановки в мире показывает, что под влиянием глобализации архитектура международной системы безопасности кардинальным образом трансформируется.
При снижении угрозы крупномасштабной (мировой) войны прослеживается тенденция к повышению уровня региональной конфликтности и к нарастанию внутренних конфликтов в различных странах мира; усиливается опасность возникновения локальных войн и вооруженных конфликтов за спорные территории, вызванная этноконфессиональ-ными противоречиями, восстановлением «исторической справедливости» и т.п.
В то же время изменилось само содержание современных военных конфликтов, общими характерными чертами которых являются:
— широкое использование непрямых, неконтактных форм и способов действий, дальнего огневого и электронного поражения;
— активное информационное противоборство, дезориентация общественного мнения в отдельных государствах и мирового сообщества в целом;
— стремление сторон к дезорганизации систем государственного и военного управления;
— применение новейших высокоэффективных систем вооружений и военной техники, в том числе основанных на новых физических принципах;
— маневренные действия войск на разобщенных направлениях с широким применением аэромобильных сил, десантов и сил специального назначения;
— участие в конфликтах иррегулярных формирований.
В настоящее время создаются принципиально новые средства ведения боевых действий на основе передовых технологий, прежде всего информационных, что, в свою очередь, неизбежно ведет к изменению характера, форм и способов ведения вооруженного противоборства. В силу этих обстоятельств снижение угрозы возникновения крупномасштабной войны не помогло избежать зарождения и развития новых конфликтных ситуаций, в том числе, и на территории ЦАР.
Так, обострение обстановки в районе афгано-таджикской и афгано-узбекской границы может спровоцировать дестабилизационные процессы в Таджикистане, Узбекистане и Кыргызстане, что крайне негативно повлияет на военную безопасность региона в целом.
Прогнозируя сценарии развития мировой военно-политической обстановки, необходимо учитывать, что глобализация международных отношений серьезно влияет на гео-экономические интересы государств региона; на первый план выдвигается проблема учета фактора неопределенности.
Этот фактор расширяет сферу приложения военной силы и сохраняет ее высокую востребованность в качестве эффективного и действенного средства блокирования новых вызовов и угроз — международного терроризма, торговли наркотиками, организованной преступности, пиратства, неконтролируемой миграции и т.п.
Таким образом, можно сделать вывод, что каков бы ни был мировой порядок, фактор военной силы будет оставаться неотъемлемой составляющей (а зачастую и определяющей) международных отношений.
Одной из возможных причин развязывания военных конфликтов различного масштаба в ближайшие 10—15 лет может быть борьба за доступ к энергетическим и другим природным ресурсам на фоне ухудшающейся экологической ситуации.
Соперничество между существующими и возникающими центрами силы в политической, экономической и военной сферах, существование потенциальных очагов напряженности, внутригосударственные вооруженные конфликты, а также наличие у ряда стран мощных вооруженных сил, в том числе и ядерных, будут по-прежнему представлять собой серьезную угрозу для региональной и международной безопасности.