Научная статья на тему 'Страны Запада против террористической угрозы в Азии и Африке: по материалам семинара центра научно-информационных исследований глобальных и региональных проблем ИНИОН РАН (8 ноября 2018 г. )'

Страны Запада против террористической угрозы в Азии и Африке: по материалам семинара центра научно-информационных исследований глобальных и региональных проблем ИНИОН РАН (8 ноября 2018 г. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
388
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ / УРЕГУЛИРОВАНИЕ / США / ФРАНЦИЯ / ГЕРМАНИЯ / РУМЫНИЯ / ЧЕХИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Биткова Татьяна Георгиевна, Манойло Андрей Викторович, Новикова Ольга Николаевна, Пархалина Татьяна Глебовна, Сидоров Александр Сергеевич

Стабильное функционирование развитых государств мира сегодня все больше определяется возможностью их успешного противодействия вызовам безопасности, исходящим от нестабильных государств, в первую очередь расположенных в Азии и Африке. В этой связи в обзоре исследуется опыт государств мира, особенно западных государств, в процессе урегулирования вооруженных конфликтов, сторонами которых являлись структуры международного терроризма. Изучается их эволюция в 2010-е годы и оценивается опыт силовых операций против их военизированных формирований (такой как операция ВКС РФ в Сирии). На примере трех ведущих государств НАТО (США, Франции и Германии) изучаются основные формы и методы применения вооруженных сил для борьбы с международным терроризмом в сочетании с использованием политико-дипломатического и военного инструментария. Выделяются основные компоненты современной стратегии Соединенных Штатов Америки в отношении Афганистана, включающие рост объемов собственных военных усилий, активизацию поддержки афганских национальных сил безопасности, примирение национальных элит и более активное включение в урегулирование со стороны значимых региональных игроков (в первую очередь, Индии и Пакистана). Особое внимание уделяется вопросам налаживания политических контактов с талибами в качестве одного из инструментов стабилизации обстановки в стране. Изучается опыт применения Французских вооруженных сил в Мали (на примере операций «Сервал» и «Бархан»). Оцениваются возможности Франции и ее партнеров, особенно Германии, по урегулированию конфликтов в странах «сахельской пятерки» (Мали, Мавритания, Буркина-Фасо, Нигер и Чад). Прослеживаются закономерности использования бундесвера в миротворческих операциях и операциях по поддержанию мира на Балканах, в Центральной Азии (на примере Афганистана) и Африке (на опыте Мали). Особое внимание уделяется подходам по противодействию террористической угрозе со стороны восточноевропейских государств (на примерах Чехии и Румынии). Делается вывод о промежуточных результатах и перспективных задачах урегулирования вооруженных конфликтов с участием структур международного терроризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Страны Запада против террористической угрозы в Азии и Африке: по материалам семинара центра научно-информационных исследований глобальных и региональных проблем ИНИОН РАН (8 ноября 2018 г. )»

ОБЗОРЫ. РЕФЕРАТЫ. РЕЦЕНЗИИ

БОТ: 10.31249/геш/2019.03.13

Т.Г. Биткова, А.В. Манойло, О.Н. Новикова, Т.Г. Пархалина, А.С. Сидоров, Ф. О. Трунов, Ю.А. Щербакова

СТРАНЫ ЗАПАДА ПРОТИВ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ УГРОЗЫ В АЗИИ И АФРИКЕ: ПО МАТЕРИАЛАМ СЕМИНАРА ЦЕНТРА НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ГЛОБАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ИНИОН РАН (8 ноября 2018 г.)

Аннотация. Стабильное функционирование развитых государств мира сегодня все больше определяется возможностью их успешного противодействия вызовам безопасности, исходящим от нестабильных государств, в первую очередь расположенных в Азии и Африке. В этой связи в обзоре исследуется опыт государств мира, особенно западных государств, в процессе урегулирования вооруженных конфликтов, сторонами которых являлись структуры международного терроризма. Изучается их эволюция в 2010-е годы и оценивается опыт силовых операций против их военизированных формирований (такой как операция ВКС РФ в Сирии). На примере трех ведущих государств НАТО (США, Франции и Германии) изучаются основные формы и методы применения вооруженных сил для борьбы с международным терроризмом в сочетании с использованием политико-дипломатического и военного инструментария. Выделяются основные компоненты современной стратегии Соединенных Штатов Америки в отношении Афганистана, включающие рост объемов собственных военных усилий, активизацию поддержки афганских национальных сил безопасности, примирение национальных элит и более активное включение в урегулирование со стороны значимых региональных игроков (в первую очередь, Индии и Пакистана). Особое внимание уделяется вопросам налаживания политических контактов с талибами в качестве одного из инструментов стабилизации обстановки в стране. Изучается опыт применения Французских вооруженных сил в Мали (на примере операций «Сервал» и «Бархан»). Оцениваются возможности Франции и ее партнеров, особенно Германии, по урегулированию конфликтов в странах «сахельской пятерки» (Мали, Мавритания, Буркина-Фасо, Нигер и Чад). Прослеживаются закономерности использования бундесвера в миротворческих операциях и операциях по поддержанию мира на Балканах, в Центральной Азии (на примере Афганистана) и Африке (на опыте Мали). Особое внимание уделяется подходам по противодействию террористической угрозе со стороны восточноевропейских государств (на примерах Чехии и Румынии). Делается вывод о промежуточных результатах и перспективных задачах урегулирования вооруженных конфликтов с участием структур международного терроризма.

Ключевые слова: вооруженные конфликты; международный терроризм; урегулирование; США; Франция; Германия; Румыния; Чехия.

Биткова Татьяна Георгиевна - кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Отдела Европы и Америки ИНИОН РАН, Москва. E-mail: tgbitkova@mail.ru

Манойло Андрей Викторович - доктор политических наук, ведущий научный сотрудник Отдела Европы и Америки ИНИОН РАН, профессор факультета политологии МГУ имени М. В. Ломоносова. E-mail: cyberhurricane@yandex.ru

Новикова Ольга Николаевна - кандидат исторических наук, зав. Отделом Европы и Америки ИНИОН РАН, Москва. E-mail: inionnovikova@gmail.com

Пархалина Татьяна Глебовна - кандидат исторических наук, руководитель Центра научно-информационных исследований глобальных и региональных проблем, заместитель директора по научной работе, ИНИОН РАН, Москва. E-mail: parkhalina@inion.ru

Сидоров Александр Сергеевич - научный сотрудник Отдела Европы и Америки ИНИОН РАН, Москва. E-mail: alexandres.sidorov@gmail.com

Трунов Филипп Олегович - кандидат политических наук, старший научный сотрудник Отдела Европы и Америки ИНИОН РАН, Москва. E-mail: 1 trunov@mail.ru

Щербакова Юлия Александровна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отдела Европы и Америки ИНИОН РАН, Москва. E-mail: juli.bak@mail.ru

T.G. Bitkova, A.V. Manoylo, O.N. Novikova, T.G. Parkhalina, A.S. Sidorov, Ph.O. Trunov, Yu.A. Sherbakova. Western Countries Against the Terrorist Threat in Asia and Africa. According to the Materials of the Seminar of the Center of Scientific Information Studies on Global and Regional Issues INION (November 8, 2018)

Abstract. In current situation the stable functioning of the developed states in the world is increasingly determined by their capacities to counter security challenges coming from the unstable countries. The vast majority of the latter are located in Asia and Africa. In this context the analytical overview explores the experience of the states (first all Western states) in the armed conflicts regulation. In some cases the sites of the armed conflicts are the units of international terrorism. The scientific paper explores their evolution in the

2010s and evaluates the experience of military operations against the militarized forces of international terrorism units (based on the operation of Russian Aerospace Forces in Syria). The overview explores the key forms and methods of armed forces use in the struggle against international terrorism in combination with the use of diplomatic and economic tools having in mind the example of the key NATO member states (the USA, France, Germany). The paper underlines the key components of modern US strategy towards Afghanistan. These components include the growth of own military effort, the stirring up of Afghan national security forces, the reconciliation of national elites and more active participation of important regional players (first of all India and Pakistan). The authors pay special attention to the questions of political contacts with the Taliban movement as one of the instruments of stabilization in Afghanistan. The scientific research explores the experience of the use of French armed forces in Mali (the operations «Serval» and «Barhan»). The overview evaluates the opportunities of France and its partners (first of all Germany) for stabilization in 5 Sahel countries (Mali, Mauritania, Burkina Faso, Niger and Chad). The scientific research explores the features of the use of Bundeswehr in peacemaking and peacekeeping in the Balkans, Central Asia (on the example of Afghanistan) and Africa (the example of Mali). The review pays special attention to the Eastern European attitude towards terrorism (the examples of Romania and the Czech Republic). The scientific paper concludes with intermediate results and perspective goals of regulation of armed conflicts with the participation of international terrorist structures.

Keywords: armed conflicts; international terrorism; regulation; USA; France; Germany; Romania; Czech Republic.

Bitkova Tatyana Georgyevna - Candidate of Philological Science, Senior Researcher, Department of Europe and America, INION RAN, Moscow. E-mail: tgbitkova@mail.ru

Manoylo Andrey Viktorovich - Doctor of Political Science, Leading Researcher, Department of Europe and America, INION RAN; Professor, Faculty of Politology, Moscow State University, Moscow. E-mail: cyberhurricane@yandex.ru

Novikova Olga Nikolayevna - Candidate of Historical Sciences, Head of the Department of Europe and America, INION RAN, Moscow. E-mail: inionnovikova@gmail.com

Parkhalina Tatyana Glebovna - Candidate of Historical Sciences, Head of the Center for Scientific Information Studies of Global and Regional Problems, Deputy Director for Scientific Work, INION RAN, Moscow. E-mail: parkhalina@inion.ru

Sidorov Aleksandr Sergeevich - Researcher, Department of Europe and America, INION RAN, Moscow. E-mail: alexandres.sidorov@gmail.com

Trunov Philipp Olegovich - Candidate of Political Science, Senior Researcher, Department of Europe and America, INION RAN, Moscow. E-mail: 1 trunov@mail.ru

Sherbakova Yulia Aleksandrovna - Candidate of Historical Sciences, Senior Researcher, Department of Europe and America, INION RAN, Moscow. E-mail: juli.bak@mail.ru

8 ноября 2018 г. Центром научно-информационных исследований глобальных и региональных проблем ИНИОН РАН был проведен научно-методический семинар, посвященный вопросам участия государств - членов и институтов Евро-Атлантического сообщества в стабилизации охваченных вооруженными конфликтами стран Азии и Африки. Основное внимание было уделено тем из них, где ведущую деструктивную роль играют структуры международного терроризма.

* * *

В реалиях современного миропорядка растет взаимозависимость субъектов на фоне усложнения решения внутренних проблем, в том числе в области безопасности. Так, развитые и стабильные страны «глобального Севера»1 -в первую очередь, государства - члены Евро-Атлантического сообщества -выступают уже не только в роли субъектов, пытающихся противостоять растущей нестабильности на «глобальном Юге» (как это было и в период холодной войны), но и сами становятся объектами для проецирования исходящих оттуда угроз. Это особенно опасно в условиях существенного роста в странах «глобального Юга» числа вооруженных конфликтов, при этом все чаще их сторонами - особенно в Африке севернее Сахары, на Ближнем Востоке и в Центральной Азии - становятся структуры международного терроризма. Их целью является уничтожение института светского государства в принципе. Это вызов безопасности, имеющий полномасштабное ценностное измерение.

Производными от разрастания - в хронологическом и особенно географическом отношениях - вооруженных конфликтов с участием структур международного терроризма являются рост потоков беженцев, повышение активности террористических структур, укрепление сил организованной

1. К «глобальному Северу» в концепции мир-системного подхода И. Валлерстайна традиционно относятся экономически развитые и политически стабильные страны, преимущественно расположенные в Северном полушарии (а также ряд стран Южного полушария - в частности, Австралия, Новая Зеландия). «Глобальный Юг» объединяет в своем составе развивающиеся страны, в основном расположенные в Азии, Африке и Латинской Америке. - Прим. авт.

преступности и развитие «черного рынка». Последнее положение включает в себя как незаконные перемещения с целью реализации оружия (в первую очередь, стрелкового), взрывчатых и наркотических веществ, так и «теневые» продажи различных полезных ископаемых и материальных ценностей (в частности, антиквариата), захватываемых боевиками и имеющихся в распоряжении организованной преступности. Масштаб проявления данных вызовов в странах «глобального Севера» обычно находится в прямо пропорциональной зависимости не только от удаленности очага нестабильности, но и степени «запущенности» образующего его вооруженного конфликта. Соответственно, первейшей задачей в его урегулировании является нанесение ущерба структурам международного терроризма, сокращение их военных возможностей.

Участники семинара согласились с тем, что в значительной мере этого удалось достичь в ходе операции Вооруженных сил России на территории САР (основу группировки составляли ВКС), начатой 30 сентября 2015 г. и проводившейся в тесном взаимодействии с сирийскими правительственными и иранскими войсками против «Исламского государства» (ИГ)2. В качестве примеров наиболее успешных операций стран Запада по борьбе с террористами на семинаре были обозначены: поражения «Аль-Каиды»3 (и де-факто союзного ей «Талибана»4) от сил первой западной антитеррористической коалиции в Афганистане в конце 2001 - начале 2002 г., а также «Аль-Каиды» в Магрибе и «Ансар Ад-Дин» в Мали от группировки ВС Франции зимой-весной 2013 г.

Второй важной задачей являлось недопущение восстановления позиций структур международного терроризма, что может быть осуществлено в рамках двух сценариев. Один из них, наиболее желательный, - это полное искоренение присутствия боевиков в зоне конфликта. Другой заключается в недопущении серьезного усиления (восстановления) мощи террористических структур как за счет вербовки представителей местного населения, так и «перетока» боевиков из других регионов. К сожалению, первый вариант Западу не удалось реализовать ни в одной из стран, где осуществлялся процесс урегулирования. Проблематичным является и полное уничтожение остатков сил «Исламского государства» в Сирии, поскольку не удалось разгромить наиболее боеспособные части, перешедших от регулярных форм боевых действий к повстанческим.

2. Запрещенная в России террористическая организация. - Прим. авт.

3. Запрещенная в России террористическая организация. - Прим. авт.

4. Запрещенная в России террористическая организация. - Прим. авт.

Научный семинар состоял из двух тесно связанных блоков: изучения эволюции структур международного терроризма на современном этапе и форм борьбы Запада с ним в зонах вооруженных конфликтов.

На современном этапе мировое сообщество ведет борьбу с международными террористическими группировками третьего («Аль-Каида» и ее «дочерние» структуры, а также «Ансар Ад-дин» и «Аш-Шабаб»5) и четвертого («Исламское государство») поколений.

Как отмечалось участниками семинара, террористические группировки обоих поколений де-факто представляют собой корпорации по образцу ТНК. Главным отличием между поколенческими группировками являются принципы построения внутренней структуры. У группировок третьего поколения она горизонтальная. Полевые командиры обладают высокой степенью самостоятельности, а ведомые ими отряды не образуют сплошной линии фронта, взаимодействуя друг с другом от случая к случаю, относительно самостоятельны и подконтрольные террористам территории. Усложняя возможности борьбы с террористами, это обстоятельство в то же время становится серьезным препятствием для самих террористов в вопросах пополнения материально-ресурсной базы (в том числе рекрутирования новобранцев из числа местных жителей).

Террористические группировки четвертого поколения имеют вертикальную структуру. Ее возникновение обусловлено, во-первых, их численным ростом по сравнению с группировками предшествующего поколения. Так, к осени 2015 г. ИГ, согласно официальным российским оценкам, насчитывало до 60 тыс. боевиков [Террористическая организация 2016], большая часть из которых действовала в Сирии и Ираке. Во-вторых, боевики ставят перед собой качественно новые задачи: уже исходя из своего названия, ИГ претендует на создание глобального халифата с гомогенным суннитским населением (!). Соответственно, группировки этого поколения, особенно в периоды своего расцвета, становятся псевдогосударственными структурами. У них есть свои «министерства» (из которых особое значение приобретают военное, финансовое и религиозно-идеологическое) и регулярные военные формирования. Так, основной боевой единицей ИГ являются делящиеся на отряды бригады, подчиняемые штабам корпусного уровня. На сирийском и иракском театрах военных действий (ТВД) к моменту начала операции ВКС РФ силы ИГ и «Джебхат Ан-Нусры» состояли из пехотных, мотопехотных и специальных подразделений. Они не имели поддержки армейской авиации и располагали очень ограниченным количеством танков, но были высокомобильны и отлично использовали особенности местности.

5. Запрещенные в России террористические организации. - Прим. авт. 208

Переход группировок ИГ к вертикальной структуре позволил достаточно быстро нанести ощутимые потери их военным силам, направляя основные удары на командные пункты, центры связи, а также базы снабжения и превращая значительную часть отрядов и бригад в неорганизованные толпы, несущие большие потери в виду увеличения числа дезертиров. Однако «Исламское государство», которому было нанесено крупномасштабное поражение в Сирии и Ираке, во-первых, сумело сохранить часть наиболее боеспособных формирований в прилегающих друг к другу районах этих арабских государств, во-вторых, в условиях потерь вновь вернулось к горизонтальной структуре и повстанческим действиям вместо «регулярной войны», что затрудняет полный разгром джихадистов. Участники семинара сошлись во мнении о необходимости нанесения параллельных ударов по всем основным участкам «дуги нестабильности», что требует тесной координации усилий между ключевыми игроками международного сообщества - в первую очередь Россией и странами Запада.

Как будут выглядеть террористические структуры следующего, пятого поколения? В ходе дискуссии было высказано мнение, что они будут представлять собой сращивание «старых» террористических группировок, сил оргпреступности с коррумпированными представителями бюрократического аппарата в различных частях мира. Уже сейчас это требует поиска жестких и нестандартных решений для борьбы с террористической угрозой, способной приобрести новое качество.

* * *

Участники семинара сосредоточились на трех национальных моделях участия держав Запада в стабилизации конфликтогенных государств Азии и Африки: США (на примере афганского урегулирования на современном этапе), Франции (в контексте борьбы с международным терроризмом в Мали) и Германии.

«Новая» стратегия США в отношении Афганистана базируется на нескольких компонентах.

Первый из них - увеличение количества войск, повышение общей военной активности государств - членов НАТО, совершенствование уровня обучения афганских военнослужащих, расширение объемов поставок вооружений и военной техники в Афганистан. По состоянию на ноябрь 2018 г., в этой стране находятся свыше 15 тыс. военнослужащих США [Enhancing Security 2018, p. 3]. В настоящее время ВВС США в Исламской Республике Афганистан (ИРА) осуществляют примерно 70% от общего числа всех воздушных атак против вооруженной оппозиции. Командование группировкой войск США планирует осуществить поставку афганским ВВС военной техники (вертолетов UH-62

«Black Hawk») и обучать пилотов. Под давлением официального Вашингтона Афганистан отказался от приобретения российских вертолетов МИ-17. Белый дом ожидает, что и партнеры по коалиции в ИРА (суммарно 39 государств, контингенты которых насчитывают 7,5 тыс. военнослужащих) увеличат как военную, так и экономическую поддержку Афганистану.

Второй компонент - преодоление разногласий внутри властных структур ИРА, недопущение раскола страны по этническому признаку. Так, представителями США были проведены встречи с лидерами национальных территорий с целью их примирения. Однако эти усилия не увенчались успехом. Не последнюю роль здесь сыграло и то, что благие намерения дипломатов и военных США входят в противоречие с установкой президента Д. Трампа: «не заниматься государственным строительством, а убивать талибов» [Almukhtar, 2018, p. 1-2].

Третий компонент состоит в усилении давления на Пакистан с подключением к этому процессу Китая, а также стимулировании сотрудничества между Индией и Афганистаном. В администрации Д. Трампа понимают, что без Пакистана разрешить внутриафганский конфликт не удастся [Enhancing Security 2018, p. 20], поэтому планируется вести с официальным Исламабадом диалог по двум направлениям: с одной стороны, по дипломатическим, военным каналам и линии спецслужб, с другой - с использованием возможностей Китая. В дальнейшем не исключаются и методы давления, включающие в себя сокращение финансовой и военной помощи официальному Исламабаду. Однако пока власти КНР четко дают понять, что не собираются оказывать сильное влияние на своего надежного союзника, хотя от посреднических усилий для улучшения отношений между Афганистаном и Пакистаном не отказываются. Официальный Исламабад, в свою очередь, уже выражает крайнее недовольство «новой» стратегией США, старается опереться на поддержку как региональных, так и внерегиональных государств и даже угрожает Белому дому закупать оружие у Китая или России. Пакистанцы критикуют США за то, что их военные подходы в Афганистане себя не оправдали, и подчеркивают, что региональные проблемы должны решаться расположенными в Центральной Азии государствами на основе консенсуса. Исламабад предлагает США самим вести переговоры с талибами и включить Россию и Иран в состав Четырехсторонней координационной группы (Афганистан, США, Китай и Пакистан).

США настойчиво советуют индийской стороне больше инвестировать средств в афганскую экономику, хотя официальный Нью-Дели уже реализует программу сотрудничества с ИРА на сумму в 2 млрд долл., а в индийских военных колледжах проходят обучение офицеры полиции и военнослужащие армии Афганистана.

Неясно, какая роль отводится РФ - скорее всего США вообще не желали бы видеть ее в качестве своего партнера в афганских делах. То же самое касается региональных среднеазиатских государств, а также Ирана.

Четвертый компонент стратегии США - это продолжение усилий по перекрытию каналов финансирования деятельности «Талибана», для которого наиболее важным источником доходов остается участие в международной торговле наркотиками. Вызов, связанный с распространением наркотиков, в афганской стратегии США рассматривается особо [Meyer, 2018]. Так, в 2017 г. производство опия в Афганистане выросло на 87% по сравнению с 2016 г. [Девятый доклад 2018, с. 12]. Значительный рост был отмечен как в более традиционных для выращивания мака районах на юге Афганистана, так и в провинциях, где ранее не были отмечены массовые посевы мака на севере страны. В настоящее время на долю Афганистана приходится 90% от совокупного мирового объема незаконного производства [Farmer 2018].

Пятый компонент стратегии Соединенных Штатов в отношении Афганистана - активизация, наряду с военными усилиями, усилий политико-дипломатических с целью сдвинуть с места процесс мирного урегулирования конфликта. Официальный Кабул уже давно предпринимает попытки начать переговоры с талибами. Однако «Талибан» вместо того, чтобы пойти навстречу этим инициативам, настоял на предварительных контактах с представителями США [WSJ: Спецпредставитель 2018]. Требования талибов остаются прежними: вывод всех иностранных войск из Афганистана, снятие санкций с функционеров движения, освобождение из тюрем всех талибов и учреждение официального офиса движения. Каков будет компромисс, пока неясно.

Представляется, что США преследуют в ИРА исключительно свои интересы, направленные на сохранение своего военного присутствия в стране на максимально длительный срок. При этом на первый план выходят военные аспекты стратегии, а гражданские цели уходят на второй. Определенные сомнения возникают и относительно реализации идеи достижения политического урегулирования путем переговоров с талибами с последующим их инкорпорированием в государственные структуры страны.

Особое внимание участники дискуссии уделили опыту французского участия в борьбе со структурами международного терроризма в Мали. Хрупкое динамическое равновесие в регионе Сахеля6 и в Мали на рубеже 2010-х годов просуществовало до 2011 г. и было нарушено ливийским кризисом. Свою роль сыграл и «алжирский фактор»: а) самостоятельная политика Алжира по противодействию исламистскому терроризму: вытеснение остатков

6. Имеется в виду «Сахельская пятерка» - Буркина-Фасо, Мавритания, Мали, Нигер, Чад. - Прим. авт.

исламистских группировок на юг страны, в пограничные с Мали, Нигером, Ливией районы; б) неучастие Алжира в коллективных структурах безопасности в Сахеле.

Синергия ливийского и алжирского факторов привела к ухудшению обстановки в Мали и в дальнейшем - к потере правительственного контроля над северной частью страны. В условиях срыва внутрималийского диалога и фактического бездействия африканских региональных структур безопасности МНЛА7 объявило о создании независимого государства.

Еще до военной операции «Serval» (11 января 2013 г.) Франция в 2012 г. развернула в Сахеле миссию «Sabre» с участием сил специальных операций (ССО). Сама же эта операция, решение о начале которой было принято очень быстро, обеспечила Франции дипломатическую поддержку на всех уровнях. Тем более что Франция действовала по просьбе законного руководства Мали [Hollande 2018, p. 50]. Операция эта обошлась Франции в 647 млн евро [Rapport 2013, p. 57]. Территориальная целостность Мали была восстановлена, а конфликт постепенно приобрел выраженный трансграничный характер, затронув территории ряда государств Сахеля.

Столь же дорогостоящая (порядка 600 млн евро в год [Hofnung, 2017]), логистически сложная операция «Бархан», начавшаяся 1 августа 2014 г., стала новой моделью регионального военного присутствия Франции в Африке. Необходимо подчеркнуть, что «Бархан» - прежде всего военная операция, не нацеленная на решение социально-экономических задач. Сложность для военных представляет определение противника. Вооруженные террористические группировки, против которых направлена операция, в реалиях Мали - понятие расплывчатое. Возникают вопросы, например как быть с различного толка вооруженными группами самообороны, различными «милициями», организованными по этнонациональному признаку. Открытым остается и вопрос о том, как реагировать на «социально-приемлемые» практики (контрабанду товаров, незаконную торговлю). Тонкая черта отделяет эти практики от контрабанды наркотиков, оружия, торговли людьми.

Несмотря на присутствие в Мали сил MINUSMA (Миссии ООН по стабилизации в Мали), а также военно-тренировочной миссии ЕС, этот конфликт урегулировать сложно. Результатом активных действий Малийской армии и ее союзников в 2018 г. стало вытеснение террористических групп за пределы страны, однако возникла угроза безопасности Нигера и особенно Буркина-Фасо. В октябре 2018 г. министр обороны Франции допустила возможность распространения операции «Бархан» на территорию Буркина-Фасо.

7. Национально-освободительное движение Азавада (фр. Мouvement national de libération de l'Azawad), по названию провинции на северо-востоке Мали. - Прим. авт.

Сегодня Мали остается клубком географических, этнонациональных и социальных противоречий. Алжирские соглашения о мире и примирении в Мали 2015 г. не работают. После прошедших в Мали в 2018 г. президентских выборов у Франции и международных партнеров появилась возможность побудить руководство Мали выполнять в полной мере достигнутые внутрималийские договоренности.

Каковы итоги? Во-первых, программы подготовки национальных армий в Сахеле в отрыве от остальных задач не решают должным образом проблемы безопасности. Во-вторых, попытки Франции и международного сообщества обеспечить консолидацию государств в Сахеле путем поддержки коррумпированной или автократической администрации не дают ожидаемого эффекта. В-третьих, Франция и Запад в целом подвержены манипуляции угрозой терроризма, неконтролируемого потока нелегальных мигрантов; при этом не учитываются социально-экономические причины этих явлений. Наконец, в-четвертых, в краткосрочной перспективе в регионе отсутствуют предпосылки для превращения какой-либо страны, в частности Мали, в «бастион стабильности». Скорее, может появиться новое слабое звено - Буркина-Фасо.

Совместно с Францией значимый вклад в стабилизацию обстановки в Африке, в том числе в Мали, вносит Федеративная Республика Германия. Процесс ее участия в урегулировании вооруженных конфликтов, как было обозначено в ходе семинара, можно условно разделить на три основных этапа.

На протяжении первого из них (1990-е годы) ФРГ сосредоточила основные усилия на поддержке вновь возникавших в результате распада СФРЮ государств и государственных образований, участвуя в деятельности по поддержанию мира на их территории. Причем дважды - в 1995 г. в связи с развитием ситуации вокруг Боснии и Герцеговины (БиГ) и в 1999 г. из-за «косовской проблемы» - этим невоенным мерам предшествовали военно-воздушные операции НАТО с участием люфтваффе. С одной стороны, шаги по миротворчеству, осуществляемые ФРГ как часть общих усилий государств - партнеров по НАТО, привели к возникновению нового постъюгославского политического ландшафта. Его основу составляли достаточно развитые и стабильные государства (в частности, Словения, Хорватия, Македония). С другой стороны, ряд вновь возникших субъектов международного права (Босния и Герцеговина и особенно Косово) продолжают сохранять значительный конфликтогенный потенциал. При этом ФРГ и ее партнерами были достигнуты существенные результаты: с 2000 г. на Балканах не было ни одной новой вспышки вооруженных конфликтов.

Данный результат, более значительный чем на других направлениях по миротворчеству и поддержанию мира, был обусловлен, во-первых, отличительной особенностью всех конфликтов на Балканах. Здесь не было террори-

стических структур, что резко облегчало процесс урегулирования. Во-вторых, в социокультурном плане народы Балкан были существенно более восприимчивы к западным ценностям, в том числе к предлагаемой модели экономического и политического развития, чем жители стран с преобладающим мусульманским населением в Азии и Африке. Примечательно, что попытка ФРГ принять участие в урегулировании гражданской войны в Сомали в 1992-1994 гг. закончилась полным фиаско. Наконец, в-третьих, плотность миротворческих контингентов, в том числе бундесвера, была достаточно высокой [Antrag... 1998, S. 3]. Причем в распоряжении этих войск находилась не только авиационная, но и тяжелая наземная техника. Для сравнения: в афганских провинциях Кундуз и особенно Бадахшан, где именно на ФРГ ложилась основная нагрузка в деле поддержания мира, плотность войск бундесвера была гораздо меньше [Antrag 2011, S. 2, 5-7]. Аналогичная ситуация наблюдалась и с германскими контингентами в других нестабильных государствах Азии и Африки. Соответственно, по сравнению с балканским вариантом 1990-х годов резко сократились возможности бундесвера по поиску (и подавлению сопротивления) отдельных боевиков и особенно групп террористов, нахождению складов и иных мероприятиях по мониторингу.

На втором этапе (2000-е - начало 2010-х годов) основные усилия бундесвера в области миротворчества и поддержания были перенацелены на Афганистан. В ходе семинара были сформулированы основные ошибки, допущенные германской стороной (равно как и в целом государствами - членами НАТО) в деле обеспечения мира в Афганистане [Antrag 2011, S. 3, 5-6].

В рамках второго периода более удачным следует признать опыт участия бундесвера в урегулировании вооруженного конфликта в Ливане (2006). Безусловно, фактор отсутствия необходимости борьбы с международным терроризмом в процессе осуществления миротворчества существенно облегчал задачу. Однако думается, что важную роль сыграла правильная расстановка приоритетов ФРГ: мониторинг ситуации на море и фокус на обучении и техническом переоснащении Ливанских национальных вооруженных сил (особенно ВМС) [The Bundeswehr 2009, p. 92-93]. Это, во-первых, позволило Германии обеспечить легитимное военно-морское присутствие в регионе, во-вторых, - встроиться в реформируемый сектор безопасности, тем самым обеспечивая долгосрочный контроль над процессом военного строительства Ливана.

На третьем этапе (с середины 2010-х годов) значительная часть усилий бундесвера в области миротворчества была сосредоточена на африканском направлении. Если на протяжении 2000-х - начала 2010-х годов в странах и прилегающих акваториях континента (Сомали, вновь с 2008 г.; Демократическая Республика Конго, Южный Судан) действовали небольшие гражданско-

военные миссии, то с 2014 г. в Мали стала развертываться крупная группировка бундесвера.

В Мали бундесвер с 2014 г. развернут в составе двух миссий - по поддержанию мира (под эгидой ООН, MINUSMA) и обучению национальных вооруженных сил (ЕС, EUTM Mali). Отличительной особенностью деятельности первой из них численностью до 1 тыс. военнослужащих [Antrag 2017, S. 3, 5-9] было активное использование группировок беспилотников для разведки перемещений боевиков, а также тесное взаимодействие с армией Мали.

Зрелым представляется опыт ФРГ (и в целом стран - участниц ЕС) в деле обучения и глубокой модернизации частей армии Мали [Antrag 2017, S. 3, 5-8]. Это, во-первых, позволяло свести к минимуму вероятность участия армии в межплеменных конфликтах (гражданской войне), во-вторых, эффективно использовать реорганизованные части армии Мали для борьбы с остатками сил террористических структур, не давая им возможности восстановиться.

Несмотря на сложности урегулирования вооруженных конфликтов как в Афганистане, так и Мали, германским военным удалось внести весомый вклад в ослабление сил международного терроризма, совершенствуя свои тактики борьбы с ним.

* * *

В завершающей части семинара участники уделили внимание опыту восточноевропейских стран в борьбе с международным терроризмом, избрав в качестве фокусных государств Румынию и Чехию.

По сравнению с Бельгией и Францией в Восточной Европе угроза террористических нападений относительно мала [Hrozi teroristicke ütoky 2016]. Регион используется террористами в большей степени как транзитная зона, а иногда как место для отдыха. Однако очевидно, что в настоящее время возможность теракта не может быть исключена ни в одном из государств мира. Так, вероятность возникновения ситуации, когда Чехия, равно как и Румыния, могут оказаться объектами террористических атак, возрастает по мере увеличения объемов их участия в урегулировании конфликтов в нестабильных государствах Азии и Африки.

Однако в реалиях второй половины 2010-х годов Чешская Республика остается в некотором смысле вне зоны особого риска. И в первую очередь это связано с эффективной работой полиции и спецслужб, которые здесь представлены службой информационной безопасности, военной разведкой (в ведении Министерства обороны) и комитетом по внешним связям и информации (в ведении Министерства внутренних дел).

В последние годы Чехия приняла ряд важных антитеррористических законодательных актов. Ключевым документом, в котором резюмируются уже осуществленные и подготовленные меры, направленные на поддержание

и повышение готовности страны к возможности террористического нападения, является «Стратегия Чешской Республики по борьбе с терроризмом» (2013), в значительной степени связанная с контртеррористической деятельностью в рамках ЕС. В документе предусмотрено участие чешских организаций в проведении тематических учений с целью проверки эффективности антитеррористических мер и готовности системы управления справляться с потенциальными угрозами и возможными кризисными ситуациями на разных уровнях [Strategie Ceske 2013]. Необходимо упомянуть также закон Чешской Республики № 219/2015, расширивший полномочия спецслужб по контролю финансовых организаций [ZAKON 2015].

В целом представители чешской политической элиты выступают за расширение участия страны в борьбе с международным терроризмом, понимая эффективность его сдерживания и ослабления «на дальних рубежах». Так, с критикой международного сообщества за недостаточную активность в борьбе с терроризмом выступил президент Чехии М. Земан на открытии 71-й Генеральной Ассамблеи ООН (сентябрь 2016 г.). Он призвал решительнее бороться с террористами и предложил активировать статью 47 Устава ООН, которая предполагает организацию военного штабного комитета, оказывающего помощь Совету Безопасности ООН. М. Земан также предложил координировать действия всех постоянных членов Совета Безопасности в борьбе с терроризмом. Президент напомнил, что основать постоянную платформу ООН в борьбе с международным терроризмом еще в 2000 г. предложила Индия. Международный терроризм М. Земан сравнил с метастазированием опухоли: «Рак дает метастазы, которые более опасны, чем сама опухоль. Поэтому мы можем наблюдать расширение радикализма, терроризма и фанатизма. Назревает вопрос: как долго мы будем ждать, как долго будем только выражать соболезнования и солидарность?». По мнению М. Земана, в данный момент требуется военное вмешательство в командные структуры террористических организаций, а не оккупация стран, оказавшихся под властью террористов: «Мы должны напасть на мозг, не на тело» [Маршева 2016]. Занимая солидарную с президентом линию, премьер-министр Чехии А. Бабич высказался за более активное, в том числе боевое, использование военнослужащих страны в борьбе со структурами международного терроризма [Podle Babise 2018].

Эти идеи находят активную поддержку в рядах чешских военных. Однако ряд представителей чешского истеблишмента (в частности, бывший глава МИД страны Л. Заоралек) выступают против этого, опасаясь больших потерь и, соответственно, роста общественного недовольства8.

8. В составе МССБ в Афганистане погибли от 13 до 30 чешских военнослужащих. -Прим. авт.

Определенное сходство с чешским подходом к борьбе с международным терроризмом имеет подход Румынии. В то время как США и страны Западной Европы в 2000-е годы стали объектом террористических атак, в Румынии не было зафиксировано ни одного подобного случая. Тем не менее в стране действует Управление по борьбе с организованной преступностью и терроризмом, но все его дела пока связаны только с экономической оргпреступ-ностью, как национальной, так и международной.

В 2004 г. в Румынии был принят закон № 535/2004 о предупреждении терроризма и борьбе с ним. В 2018 г. румынский Сенат принял в первом чтении изменения и дополнения в этот закон. В законе обновлена концепция терроризма: говорится, что основные источники террористического риска для Румынии являются внешними. В первую очередь они проистекают от массовой нелегальной миграции. Хотя основной поток беженцев из стран Ближнего Востока и Афганистана направлялся в Европу через Средиземное море, начиная с 2014 г. отмечались также отдельные попытки использовать для этой цели Черное море, что вызывает повышенное беспокойство румынских властей. Реализация официальным Бухарестом мер по борьбе с международным терроризмом опирается на национальный опыт 1970-х годов, когда в условиях политики «открытых дверей» Н. Чаушеску в стране развили свою деятельность активисты различных радикальных группировок из стран Ближнего Востока («Братья-мусульмане», палестинский «Чёрный сентябрь»). В 1978 г. румынским спецслужбам удалось предотвратить покушение на президента Египта А. Садата, находившегося в стране с государственным визитом.

В современных реалиях Румыния как страна - участница НАТО поддерживает все инициативы США, которые позиционируются как борьба с международным терроризмом. На совместной пресс-конференции по итогам встречи с румынским президентом К. Йоханнисом 9 июня 2017 г. Д. Трамп приветствовал сегодняшнюю роль Румынии в международной коалиции в Афганистане. Румыния, по словам американского президента, стала также «достойным членом коалиции, борющейся с экстремистской группировкой ИГИЛ» [Бес1агайа de рге8а 2017].

Поддерживая США в Сирии, Румыния, в отличие от большинства стран Евросоюза, продолжает сохранять свое посольство в Дамаске.

После терактов в Париже в 2015 г., когда страны - участницы ЕС и НАТО охватило повышенное беспокойство, высказывалось мнение, что чрезвычайной защиты требуют именно те страны так называемого «ядра» Евросоюза, которые подверглись недавним атакам. Однако румынский президент заявил: «Наши меры не должны создавать новые барьеры, но должны применяться последовательно в границах Европейского союза без какой-либо разницы в отношении государств - членов Шенгена и не Шенгена» [1оЬапш8 2015].

В Румынии существует богатая история внутреннего националистического терроризма. Так, в период между Первой и Второй мировыми войнами террористические акции проводила националистическая «Железная гвардия». В начале 1990-х годов в Румынии возникли националистические организации, заявившие о себе как о преемниках легионерского движения. В первую очередь, это «Румынский очаг», называющий себя неправительственной культурной организацией и провоцирующий антивенгерские выступления. При этом участники организации прямо заявляют о необходимости реабилитации «Железной гвардии» и ее лидера К. Кодряну, а также категорически отрицают холокост в Румынии. Хотя вероятность совершения ими террористических атак сводится к нулю, сам факт активизации «Румынского очага»

создает угрозу внутренней безопасности.

* * *

За более чем полтора десятилетия участия в урегулировании вооруженных конфликтов с участием международных террористических структур ведущие страны Запада накопили значительный практический опыт по проведению как собственно силовых, так и небоевых операций. Главным результатом стало существенное ослабление военной мощи боевиков. Однако ни в одном очаге нестабильности не удалось полностью уничтожить силы международного терроризма. Главная причина этого - параллельная эволюция структур международного терроризма, включающая не только собственно военную, но идеологическую и экономическую компоненты. Успешное урегулирование вооруженных конфликтов в Азии и Африке возможно только в случае сокоординации усилий (при условии их максимального наращивания) со стороны государств Запада, России и ряда других заинтересованных стран.

Библиография

Девятый доклад Группы по аналитической поддержке и наблюдению за санкциями, представленный в соответствии с резолюцией 2255 (2015) по движению «Талибан» и связанным с ним лицам и организациям, представляющим угрозу миру, стабильности и безопасности в Афганистане // Digital library UN. 2018. 30 мая. URL: https://digitallibrary.un.org/record/ 1628256/files/S_2018_466-RU.pdf (Дата обращения: 02.02.2019.)

Маршева В. Президент Чехии раскритиковал ООН за недостаточную борьбу с терроризмом // 420 ON.CZ. 2016. 22 сент. URL: http://420on.cz/news/politics/52135-prezident-chehii-raskritikoval-oon-za-nedostatochnuyu-borbu-s-terrorizmom (Дата обращения: 02.02.2019.)

Положение в Мали. Доклад Генерального секретаря ООН // Организация Объединенных Наций: Официальный сайт. 2018. 6 июня. URL: https://undocs.org/ru/S/2018/541 (Дата обращения: 02.02.2019.)

Террористическая организация «Исламское государство». Досье (2016) // ТАСС. 2016. 10 мая. URL: https://tass.ru/info/1264570 (Дата обращения: 02.02.2019.)

WSJ: Спецпредставитель США по Афганистану провел переговоры с талибами в Дохе (2018) // ТАСС. 2018. 13 окт. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5670889 (Дата обращения: 02.02.2019.)

Almukhtar S. How much of Afghanistan is under Taliban control after 16 years of war with the U.S.? // The New York Times. 2018. 23 Aug. P. 1, 2.

Antrag der Bundesregierung. Deutsche Beteiligung an der von der NATO geplanten Operation zur weiteren militärischen Absicherung des Friedensprozesses im früheren Jugoslawien über den 19. Juni 1998 hinaus (SFOR-Folgeoperation) // Deutscher Bundestag. 1998. 17 June. URL: http://dip21.bundestag.de/doc/btd/13/109/1310977.pdf (Дата обращения: 02.02.2019.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Antrag der Bundesregierung. Fortsetzung der Beteiligung bewaffneter deutscher Streitkräfte an dem Einsatz der Internationalen Sicherheitsunterstützungstruppe in Afghanistan (International Security Assistance Force, ISAF) unter Führung der NATO // Deutscher Bundestag. 2011. 14 Dec. URL: http://dip21.bundestag.de/dip21/btd/17/081/1708166.pdf (Дата обращения: 02.02.2019.)

Antrag der Bundesregierung. Fortsetzung und Erweiterung der Beteiligung bewaffneter deutscher Streitkräfte an der Multidimensionalen Integrierten Stabilisierungsmission der Vereinten Nationen in Mali (MINUSMA) // Deutscher Bundestag. 2017. 11 Jan. URL: http://dip21. bundestag.de/dip21/btd/18/108/1810819.pdf (Дата обращения: 02.02.2019.)

Declaratia de presä comunä a Preçedintelui României, domnul Klaus Iohannis, cu Pre^edintele Statelor Unite ale Americii, domnul Donald Trump (2017) // Pre^edintek României [site]. 2017. 09 June. URL: http://www.presidency.ro/ro/media/politica-externa/declaratia-de-presa-comuna-a-presedintelui-romaniei-domnul-klaus-iohannis-cu-presedintele-statelor-unite-ale-americii-domnul-donald-trump (Дата обращения: 03.02.2019.)

Enhancing Security and Stability in Afghanistan: Report to Congress. June 2018 // DEFENSE.GOV: Official Website. URL: https://media.defense.gov/2018/Jul/03/2001938620/-1/-1/1/1225-REPORT-JUNE-2018-FINAL-UNCLASS-BASE.PDF (Дата обращения: 03.02.2019.)

Farmer B. 'Unprecedented' surge in cheap, high-purity heroin expected from Afghanistan, UN warns // The Telegraph. 2018. 22 May. URL: https://www.telegraph.co.uk/news/2018/05/22/ unprecedented-surge-cheap-high-purity-heroin-expected-afghanistan/ (Дата обращения: 03.02.2019.)

Hofnung Th. «Macron et le Sahel, c'est par où la sortie?» // Le Monde. 2017. 30 June. URL: https://www.lemonde.fr/afrique/article/2017/06/30/macron-et-le-sahel-c-est-par-ou-la-sortie_5153480_ 3212.html (Дата обращения: 03.02.2019.)

Hollande F. Les leçons du pouvoir. Paris: Éd. Stock, 2018. 220 p.

Hrozi teroristické ùtoky v CR? Nesmime situaci podcenit, varuje v pozhovoru pro EZ Oldrich Bures // EuroZpravy.cz. 2016. 13 April. URL: https://eurozpravy.cz/domaci/politika/151668-nesmime-hrozbu-podcenit-teroriste-maji-vyhodu-prekvapeni-varuje-v-rozhovoru-pro-ez-ondrej-bures/ (Дата обращения: 03.02.2019.)

Iohannis, despre mäsurile antiterorism: Sä se aplice färä diferente între tärile Schengen §i celelalte // Mediafax.ro. 2015. 13 Feb. URL: https://www.mediafax.ro/politic/iohannis-despre-masurile-antiterorism-sa-se-aplice-fara-diferente-intre-tarile-schengen-si-celelalte-13818405 (Дата обращения: 03.02.2019.)

La force conjointe G5 Sahel et l'Alliance Sahel // France Diplomatie [site]. [2018]. URL: https://www.diplomatie.gouv.fr/fr/politique-etrangere-de-la-france/defense-et-securite/crises-et-conflits/ la-force-conjointe-g5-sahel-et-l-alliance-sahel/ (Дата обращения: 03.02.2019.)

Meyer J. The secret story of how America lost the drug war with the Taliban // Politico. 2018. 07 Aug. URL: https://www.politico.com/story/2018/07/08/obama-afghanistan-drug-war-taliban-616316 (Дата обращения: 03.02.2019.)

Podle Babise by se cesti vojaci méli znovu zapojit do zahranicnich bojovych misi // iROZHLAS. 2018. Nov. 11. URL: https://www.irozhlas.cz/zpravy-svet/andrej-babis-pariz-vojaci-afghanistan-terorismus-trump-oslavy-konce-prvni_1811112136_pak (Дата обращения: 02.02.2019.)

Rapport sur les crédits du budget de l'État ouverts par décret d'avance. Paris: Cour des comptes. 2013. 87 p. URL: https://www.ccomptes.fr/sites/default/files/EzPublish/rapport_sur_les_credits_du_ budget_de_letat_ouverts_par_decret_davance.pdf (Дата обращения: 03.02.2019.)

Strategie Ceské Republiky pro boj proti terorismu / Ministerstvo vnitra Ceské Republiky. Praha, 2013. 32 p. URL: https://www.mvcr.cz/soubor/3-nap-2013-material-pdf (Дата обращения: 03.02.2019.)

The Bundeswehr on Operations: Publication to Mark the 15th Anniversary of the First Parliamentary Mandate for Armed Bundeswehr Missions Abroad. Berlin: Federal Ministry of Defense, 2009. 120 p.

ZAKON ze dne 12. srpna 2015, kterym se méni zakon c. 153/1994 Sb., o zpravodajskych sluzbach Ceské republiky, ve znéni pozdéjsich predpisù // Zakony pro lidi.cz. URL: https://www. zakonyprolidi.cz/cs/2015-219 (Дата обращения: 03.02.2019.)

References

Almukhtar S. How much of Afghanistan is under Taliban control after 16 years of war with the U.S.? The New York Times. 2018. 23 Aug. P. 1, 2.

Antrag der Bundesregierung. Deutsche Beteiligung an der von der NATO geplanten Operation zur weiteren militärischen Absicherung des Friedensprozesses im früheren ngoslawien über den 19. Juni 1998 hinaus (SFOR-Folgeoperation). Deutscher Bundestag. 1998. 17 June. URL: http:// dip21.bundestag.de/doc/btd/13/109/1310977.pdf (Date of access: 02.02.2019.)

Antrag der Bundesregierung. Fortsetzung der Beteiligung bewaffneter deutscher Streitkräfte an dem Einsatz der Internationalen Sicherheitsunterstützungstruppe in Afghanistan (International Security Assistance Force, ISAF) unter Führung der NATO. Deutscher Bundestag. 2011. 14 Dec. URL: http://dip21.bundestag.de/dip21/btd/17/081/1708166.pdf (Date of access: 02.02.2019.)

Antrag der Bundesregierung. Fortsetzung und Erweiterung der Beteiligung bewaffneter deutscher Streitkräfte an der Multidimensionalen Integrierten Stabilisierungsmission der Vereinten Nationen in Mali (MINUSMA). Deutscher Bundestag. 2017. 11 Jan. URL: http://dip21. bundestag.de/dip21/btd/18/108/1810819.pdf (Date of access: 02.02.2019.)

Declaratia de presä comunä a Preçedintelui României, domnul Klaus Iohannis, cu Pre^edintele Statelor Unite ale Americii, domnul Donald Trump (2017). Pre^edintek României [site]. 2017. 09 June. URL: http://www.presidency.ro/ro/media/politica-externa/declaratia-de-presa-comuna-a-presedintelui-romaniei-domnul-klaus-iohannis-cu-presedintele-statelor-unite-ale-americii-domnul-donald-trump (Date of access: 03.02.2019.)

Devjatyj doklad Gruppy po analiticheskoj podderzhke i nabljudeniju za sankcijami, predstav-lennyj v sootvetstvii s rezoljuciej 2255 (2015) po dvizheniju «Taliban» i svjazannym s nim licam i organizacijam, predstavljajushhim ugrozu miru, stabil'nosti i bezopasnosti v Afganistane // Digital library UN. 2018. 30 May. URL: https://digitallibrary.un.org/record/1628256/files/S_2018_466-RU.pdf (Date of access: 02.02.2019.)

Enhancing Security and Stability in Afghanistan: Report to Congress. June 2018. DEFENSE.GOV: Official Website. URL: https://media.defense.gov/2018/Jul/03/2001938620/-1/-1/1/1225-REPORT-JUNE-2018-FINAL-UNCLASS-BASE.PDF (Date of access: 03.02.2019.)

Farmer B. 'Unprecedented' surge in cheap, high-purity heroin expected from Afghanistan, UN warns. The Telegraph. 2018. 22 May. URL: https://www.telegraph.co.uk/news/2018/05/22/unprece-dented-surge-cheap-high-purity-heroin-expected-afghanistan/ (Date of access: 03.02.2019.)

Hofnung Th. «Macron et le Sahel, c'est par où la sortie?». Le Monde. 2017. 30 June. URL: https://www.lemonde.fr/afrique/article/2017/06/30/macron-et-le-sahel-c-est-par-ou-la-sortie_5153480_ 3212.html (Date of access: 03.02.2019.)

Hollande F. Les leçons du pouvoir. Paris: Éd. Stock, 2018. 220 p.

Hrozi teroristické ùtoky v CR? Nesmime situaci podcenit, varuje v pozhovoru pro EZ Oldrich Bures. EuroZpravy.cz. 2016. 13 April. URL: https://eurozpravy.cz/domaci/politika/151668-nesmime-hrozbu-podcenit-teroriste-maji-vyhodu-prekvapeni-varuje-v-rozhovoru-pro-ez-ondrej-bures/ (Date of access: 03.02.2019.)

Iohannis, despre masurile antiterorism: Sa se aplice fara diferente între tarile Schengen §i celelalte. Mediafax.ro. 2015. 13 Feb. URL: https://www.mediafax.ro/politic/iohannis-despre-masurile-antiterorism-sa-se-aplice-fara-diferente-intre-tarile-schengen-si-celelalte-13818405 (Date of access: 03.02.2019.)

La force conjointe G5 Sahel et l'Alliance Sahel. France Diplomatie [site]. [2018]. URL: https://www.diplomatie.gouv.fr/fr/politique-etrangere-de-la-france/defense-et-securite/crises-et-conflits/ la-force-conjointe-g5-sahel-et-l-alliance-sahel/ (Date of access: 03.02.2019.)

Marsheva V. Prezident Chehii raskritikoval OON za nedostatochnuju bor'bu s terrorizmom. 420 ON.CZ. 2016. 22 Sept. URL: http://420on.cz/news/politics/52135-prezident-chehii-raskritikoval-oon-za-nedostatochnuyu-borbu-s-terrorizmom (Date of access: 02.02.2019.)

Meyer J. The secret story of how America lost the drug war with the Taliban. Politico. 2018. Aug. 07. URL: https://www.politico.com/story/2018/07/08/obama-afghanistan-drug-war-taliban-616316 (Date of access: 03.02.2019.)

Podle Babise by se cesti vojaci méli znovu zapojit do zahranicnich bojovych misi. iROZHLAS. 2018. 11 Nov. URL: https://www.irozhlas.cz/zpravy-svet/andrej-babis-pariz-vojaci-afghanistan-terorismus-trump-oslavy-konce-prvni_1811112136_pak (Date of access: 02.02.2019.)

Polozhenie v Mali. Doklad General'nogo sekretarja OON. Organizacija Ob'edinennyh Nacij: Oficial'nyj sajt. 2018. 6 June. URL: https://undocs.org/ru/S/2018/541 (Date of access: 02.02.2019.)

Rapport sur les crédits du budget de l'État ouverts par décret d'avance. Paris: Cour des comptes. 2013. 87 p. URL: https://www.ccomptes.fr/sites/default/files/EzPublish/rapport_sur_les_credits_ du_budget_de_letat_ouverts_par_decret_davance.pdf (Date of access: 03.02.2019.)

Strategie Ceské Republiky pro boj proti terorismu. Ministerstvo vnitra Ceské Republiky. Praha, 2013. 32 p. URL: https://www.mvcr.cz/soubor/3-nap-2013-material-pdf (Date of access: 03.02.2019.)

Terroristicheskaja organizacija «Islamskoe gosudarstvo». Dos'e (2016). TASS. 2016. 10 May. URL: https://tass.ru/info/1264570 (Date of access: 02.02.2019.)

The Bundeswehr on Operations: Publication to Mark the 15th Anniversary of the First Parliamentary Mandate for Armed Bundeswehr Missions Abroad. Berlin: Federal Ministry of Defense, 2009. 120 p.

WSJ: Specpredstavitel' SShA po Afganistanu provel peregovory s talibami v Dohe (2018). TASS. 2018. 13 Oct. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5670889 (Date of access: 02.02.2019.)

ZAKON ze dne 12. srpna 2015, kterym se méni zakon c. 153/1994 Sb., o zpravodajskych sluzbach Ceské republiky, ve znéni pozdéjsich predpisù. Zakony pro lidi.cz. URL: https:// www.zakonyprolidi.cz/cs/2015-219 (Date of access: 03.02.2019.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.