Научная статья на тему 'Афганистан-2014: неопределенность и риски в развитии политической ситуации в Центральной Азии'

Афганистан-2014: неопределенность и риски в развитии политической ситуации в Центральной Азии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
376
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / АФГАНИСТАН / ЮЖНАЯ АЗИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МССБ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Масаулов Сергей

Сохраняющаяся в Афганистане дестабилизация общественной жизни и далеко не всегда удачные попытки Международных сил содействия безопасности (МССБ) вернуть ее в нормальное русло порождают фундаментальные вызовы и угрозы региональной и глобальной безопасности. Среди проблем, связанных с ситуацией в Афганистане, можно выделить следующие: 1. Рост производства и распространения наркотиков. В результате в мире стабильно растет как число людей, зависящих от героина и опиатов, поступающих из Афганистана, так и общее количество наркоманов (по экспертным оценкам, в России ежегодно погибают от наркотиков 36 тыс. молодых людей). 2. Усиление транснациональных преступных группировок в Центральной Азии (ЦА). Их деятельность тесно связана с наркобизнесом и транспортировкой наркотиков из Афганистана в Россию и Европу через центральноазиатские страны. 3. Присутствие на территории Афганистана и соседних с ним государств вооруженных сил США и НАТО в виде сети супербаз не снижает угрозу терроризма. В последние годы стало очевидно, что резкое ухудшение внутриполитической ситуации в Афганистане и Пакистане, усиление фактора фрагментарной «талибанизации», схожесть ситуации в приграничных районах Афганистана и Пакистана, обострение пуштунского вопроса — все это проявления единой комплексной проблемы. Суть ее в том, что некоторые прежние представления о происходящем в Афганистане стали неадекватны современной реальности. Было бы неверно следовать упрощенному подходу и сводить всю проблему лишь к существованию движения «Талибан», к которому причисляют всех тех, кто под разными идеями и лозунгами вовлечен в борьбу против (МССБ). На территориях Афганистана и Пакистана функционируют несколько центров талибов (радикальных, экстремистски настроенных и умеренных). Политика государств ЦА не должна ограничиваться только делегированием крупным державам права решать афгано-пакистанские проблемы. К развязыванию «афганского узла» необходимо подключить государства, которые имеют здесь свои интересы и способны повлиять на развитие ситуации; речь идет, в первую очередь, о России, Китае, Иране и странах ЦА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Афганистан-2014: неопределенность и риски в развитии политической ситуации в Центральной Азии»

АФГАНИСТАН-2014: НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И РИСКИ В РАЗВИТИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Сергей МАСАУЛОВ

кандидат философских наук, директор Центра перспективных исследований (Бишкек, Кыргызстан)

АННОТАЦИЯ

Сохраняющаяся в Афганистане дестабилизация общественной жизни и далеко не всегда удачные попытки Международных сил содействия безопасности (МССБ)1 вернуть ее в

1 В настоящее время в состав МССБ входят подразделения вооруженных сил 50 стран мира.

нормальное русло порождают фундаментальные вызовы и угрозы региональной и глобальной безопасности.

Среди проблем, связанных с ситуацией в Афганистане, можно выделить следующие:

1. Рост производства и распространения наркотиков. В резуль-

тате в мире стабильно растет как число людей, зависящих от героина и опиатов, поступающих из Афганистана, так и общее количество наркоманов (по экспертным оценкам, в России ежегодно погибают от наркотиков 36 тыс. молодых людей).

2. Усиление транснациональных преступных группировок в Центральной Азии (ЦА). Их деятельность тесно связана с наркобизнесом и транспортировкой наркотиков из Афганистана в Россию и Европу через центрально-азиатские страны.

3. Присутствие на территории Афганистана и соседних с ним государств вооруженных сил США и НАТО в виде сети супербаз не снижает угрозу терроризма.

В последние годы стало очевидно, что резкое ухудшение внутриполитической ситуации в Афганистане и Пакистане, усиление фактора фрагментарной «талибанизации», схожесть ситуа-

ции в приграничных районах Афганистана и Пакистана, обострение пуштунского вопроса — все это проявления единой комплексной проблемы. Суть ее в том, что некоторые прежние представления о происходящем в Афганистане стали неадекватны современной реальности. Было бы неверно следовать упрощенному подходу и сводить всю проблему лишь к существованию движения «Талибан», к которому причисляют всех тех, кто под разными идеями и лозунгами вовлечен в борьбу против (МССБ). На территориях Афганистана и Пакистана функционируют несколько центров талибов (радикальных, экстремистски настроенных и умеренных).

Политика государств ЦА не должна ограничиваться только делегированием крупным державам права решать афгано-пакистанские проблемы. К развязыванию «афганского узла» необходимо подключить государства, которые имеют здесь свои интересы и способны повлиять на развитие ситуации; речь идет, в первую очередь, о России, Китае, Иране и странах ЦА.

КЛЮЧЕВЫЕ Центральная Азия, Афганистан, Южная Азия, СЛОВА: региональная безопасность, МССБ.

% У

Введение

В начале февраля 2010 года в Лондоне состоялась конференция, посвященная определению будущего Афганистана. На ней выступили с заявлениями представители МИД 35 различных государств и президент Афганистана Х. Карзай. Главы внешнеполитических ведомств России, США, Великобритании, Франции, Китая и Германии выразили поддержку выработанной позиции по постепенной передаче ответственности за ситуацию в стране афганским структурам. При этом в понятие «ответственность за ситуацию» каждая из стран вкладывала разный смысл. С этого момента стало понятно одно: продолжать военную кампанию во имя прежних целей невозможно; изменения, наметившиеся в жизни Афганистана, диктовали появление новых трендов.

Первый тренд

Несмотря на начало постепенного вывода войск западной коалиции из Афганистана, американцы сохраняют присутствие в этой стране, опираясь на 3—5 военных баз. Как заявляла на

конференции в Лондоне тогдашний госсекретарь США Хиллари Клинтон, нельзя просто уходить из страны, надо оказывать военно-техническую, экономическую и политическую поддержку режиму, который останется после 2014 года. Существенно то, что это может быть и режим каких-то «талибов», который придет на смену Х. Карзаю2. Упомянутая «поддержка» предполагает также попытку нанести значительный урон радикальным талибам, склонив на свою сторону представителей их умеренной части (к числу которых американцы причисляют муллу Омара), в том числе путем подкупа3.

Афганские и таджикские наблюдатели4 утверждают, что происходит отвод американских воинских частей из южных и центральных провинций Афганистана. Между тем определились три военно-воздушные базы, боевой потенциал которых усилился; они располагаются в Шин-данде, Кандагаре и Баграме.

Второй тренд

Обращают на себя внимание действия западной коалиции, связанные с пропуском на север страны отдельных отрядов радикальных исламистов, религиозных экстремистов и полиэтнических террористических групп. В их состав входят не только таджики, узбеки, кыргы-зы, казахи и чеченцы, но и пуштуны; они закрепляются на севере страны — в районе Имам-Сахиб (провинция Кундуз), Зебаке (Бадахшан), ряде уездов в Баглане, Самангане, Фарьябе, Батгизе, а также в Герате и Тахоре. Указанные районы и уезды не являются местами компактного проживания пуштунов. Эти отряды выдвинуты и в районы близ переходов Горного Ба-дахшана (Таджикистан).

Третий тренд

В ходе ныне осуществляемой военной кампании руководство США старается расширить зону безопасности вокруг Кабула и военно-воздушной базы Баграм. По мнению ряда экспертов, это означает, что независимо от развития ситуации в Афганистане американцы намерены и в дальнейшем сохранять контроль над правительством страны. Западная коалиция фактически закрывает глаза на сепаратистские устремления отдельных групп населения Афганистана, прежде всего таджиков, действующих на севере страны. По мнению наблюдателей, наиболее решительно настроены исмаилиты провинции Бадахшан. При этом отмечается, что они могут втянуть в свои «игры» исмаилитов Горного Бадахшана Республики Таджикистан (РТ).

Ожидаемые последствия

Таджикские политические круги готовятся к решительной борьбе против попыток превратить Афганистан в «пуштунскую» страну. Х. Карзай подготовил проект признания «линии

2 [http://edition.cnn.com/2010/WORLD/europe/01/28/uk.afghanistan/index.html].

3 По широко распространенной в СМИ информации, переговоры американцев с талибами муллы Омара идут интенсивно.

4 На основе информации, полученной при личных встречах с Азизом Арианфаром (главой Центра изучения Афганистана, Германия) и проф. Абдунаби Сатторзода (Центр стратегических исследований при Президенте Таджикистана) на конференции «Региональная безопасность в контексте афганской неопределенности», Алматы, 9—10 апреля 2012 года.

Дюранда» фактической границей; однако он не дает ему хода, опасаясь полностью потерять поддержку пуштунов. Таджикские лидеры севера Афганистана опасаются объединения Зоны племен с пуштунскими территориями в Афганистане — в этом случае количество пуштунов в стране возрастет в два раза5. Усиливается борьба региональных и этнических групп.

Наблюдатели также обратили внимание на жесткое заявление губернатора провинции Балх Атты Мохаммада Нура о намерении стать президентом Афганистана. По их словам, нет сомнений, что другим кандидатом станет доктор Абдулла Абдулла, против которого не будет возражать никто, в том числе и губернатор Балха.

В данный момент Атта Мохаммад Нур является лидером таджиков Афганистана (экс-президент Бурхануддин Раббани и генерал Мохаммад Дауд в 2011 г. были убиты); он пользуется гораздо большим авторитетом, нежели политически пассивные Юнус Кануни, Ахмад Зие Масуд и маршал Фахим. Сильные позиции губернатора Балха, контролирующего железную дорогу от Хайратона до Мазари-Шарифа и в целом «выход» в Узбекистан, заставляет представителей США и НАТО оказывать ему содействие.

Вокруг Атты Мохаммада Нура и доктора Абдуллы Абдуллы могут консолидироваться силы бывшего Северного альянса, до сих пор сохраняющие значительный военный потенциал. Одновременно благодаря коррупционным отношениям, сложившимся в связи с транзитными поставками через Хайратон — Термез, Атту Мохаммада Нура поддерживают ключевые фигуры Узбекистана, особенно председатель СНБ Узбекистана Р. Иноятов.

В Таджикистане, в свою очередь, в основе признания авторитета губернатора Балха лежит этническая составляющая. В таджикской прессе неоднократно высказывалась идея создания либо самостоятельного государства (полиэтнической федерации под эгидой таджиков), либо широкой автономии с центром в Мазари-Шарифе, имеющей минимальные связи с правительством в Кабуле.

Осведомленные наблюдатели считают, что в случае создания автономии ключевой фигурой останется губернатор Балха Атта Мохаммад Нур. Если же возобладает вариант, предусматривающий установление независимости Северного Афганистана, то на главную политическую роль может быть выдвинут Абдулла Абдулла, чья международная известность и авторитет среди таджиков других регионов страны (а также за рубежом) значительно выше, чем у Атты Мохаммада Нура; при этом последний сможет занять кресло премьер-министра. Кроме того, политические круги США, уже давно поддерживающие связи с Абдуллой Абдуллой, считают его более предсказуемым политиком.

Другой сепаратистский проект был озвучен лидером партии Афганский национальный конгресс Абдул Латифом Педрамом6 (депутатом от провинции Бадахшан). В разгар конфликта в Горном Бадахшане (июль 2012 г.) он заявил о том, что американцы и британцы планируют объединение пакистанских районов Гилгит и Читрал, а также афганской и таджикской частей Бадахшана с целью образования нового государства с преобладающим ис-маилитским населением. Следует отметить, что эта федералистская идея находила поддержку и раньше (в 2003 г.), в ходе обсуждения новой конституции; ее также придерживались генерал Абдул Рашид Дустум и Туран Мохаммад Исмаил-хан.

Важным элементом сепаратистского сценария США стал узбекский фактор. Еще в апреле 2012 года генерал Абдул Рашид Дустум вернулся из Турции в Афганистан, после чего произошло несколько «проверочных» боевых столкновений узбекских боевиков с отрядами губернатора Балха; их причиной стали попытки передела сфер контроля над некоторыми экономическими объектами. Генерал Дустум расположился в Шибергане и фактиче-

5 См.: Князев А.А. Раздел Афганистана вызовет «эффект домино» для всей Средней Азии [http://www.regnum. ru/news/polit/1525282.html#ixzz2XDwJOOWX], 13 июня 2013.

6 Абдул Латиф Педрам в 2004 году, будучи кандидатом в президенты, сделал идею федерализации Афганистана программной в ходе предвыборной кампании.

ски установил контроль над местным губернатором и провинциями Джаузджан и, частично, Сари-Пуль.

Во всем контексте активизации афганских таджиков и узбеков обращает на себя внимание прежде всего фактор северных пуштунов. Районы проживания пуштунов являются точками опоры для талибов и связанных с ними международных «террористических» группировок (по определению международных коалиционных сил). Мотивом действий как местных пуштунов, так и выходцев с юга и из центра страны, является стремление воспрепятствовать реализации сепаратистских или автономистских сценариев. Ряд этих группировок находится под контролем спецслужб Пакистана, а также военных, политических и религиозных кругов этой страны. Через пакистанцев они могут косвенно направляться спецслужбами Китая, поэтому в Афганистане их называют «китайскими талибами».

В случае попыток создания непуштунских автономий поддержка упомянутым группировкам со стороны Пакистана и Китая может быть усилена. Для Пакистана они традиционно являются проводниками его интересов в регионах Афганистана. В свою очередь, Китай не заинтересован во фрагментации Афганистана, его устремления направлены на установление такого уровня стабильности, который необходим для реализации его собственных экономических и коммуникационных проектов.

Таким образом, усиление сепаратистской тенденции приведет лишь к дальнейшему военному противостоянию на этнической почве. Это относится и к Южному Афганистану, особенно к тем его частям, где расположены более-менее крупные анклавы таджиков, хазарейцев и других непуштунских этносов (например, белуджей).

Фрагментация Афганистана может привести к тому, что основную американскую и западную поддержку получат непуштунские политические силы. Возможно, американцам удастся договориться с какой-то частью талибских группировок, отдав им контроль над южными провинциями в обмен на присутствие американцев в таких важных для них точках, как Шинданд, Кандагар и Баграм. При этом они в полном объеме сохранят (или даже увеличат) свое присутствие на севере страны (Мазари-Шариф).

Реализация подобного сценария может привести к «побочному эффекту» в виде дестабилизации республик ЦА, обусловленному созданием «проблемных» зон в регионах Таджикистана (Памир и Дарваз-Тавильдар) и Кыргызстана (Ош и Баткен). В связи с этим можно предположить, что следующим на очереди окажется Казахстан. Что же касается Узбекистана, то, как считает местная элита7, республика в среднесрочной перспективе гарантирована от подобного сценария благодаря приостановке своего членства в ОДКБ.

Возросшая активность боевиков в северном Афганистане (особенно в Кундузе и Бадах-шане) и нестабильность, наблюдающаяся с июня 2012 года в Горном Бадахшане, позволяют предположить, что весна и осень 2014 года станут временем обострения межэтнической ситуации; это даст американцам возможность поддержать сепаратистские тенденции.

Взгляд из Центральной Азии

В странах ЦА с большой озабоченностью воспринимают ситуацию, сложившуюся в Афганистане, особенно в свете вывода международных войск в 2014 году; она рассматривается в трех контекстах — национальном, региональном и глобальном.

7 Об этом подробнее см.: Талибы не будут искать новые цели в Центральной Азии после вывода войск НАТО из ИРА [http://www.afghanistan.ru/doc/22465.html], 13 июня 2013.

Национальный контекст. Афганистан можно считать несостоявшимся государством; в пользу данного утверждения говорит ряд аргументов.

■ Во-первых, на выборах 2009 года была доказана фальсификация 1,3 млн голосов избирателей, в силу чего афганцы не доверяют нынешней системе власти.

■ Во-вторых, оставляет желать лучшего эффективность системы управления. В стране существуют 25 министерств, а ее армия насчитывает от 300 до 400 тыс. солдат. Между тем ни в обеспечении безопасности, ни в организации грамотного управления, ни в обретении новых перспектив развития не достигнуто сколько-нибудь значимых успехов.

■ В-третьих, бюджетные доходы Афганистана не в состоянии покрыть расходы, что значительно тормозит развитие страны и делает ее зависимой от нестабильных внешних вливаний.

■ В-четвертых, производство и распространение опиатов никогда не являлись афганским «проектом»: он был запущен в 1980-х годах ЦРУ, у которого в то время не было средств на финансирование моджахедов, используемых в борьбе с советскими войсками. Поэтому афганскому народу и правительству очень трудно остановить выращивание опиума и производство наркотиков.

■ В-пятых, несмотря на то что Афганистан располагает довольно ощутимыми минеральными ресурсами8, связанные с их освоением проекты невозможно реализовать достаточно быстро, и в ближайшей перспективе доходов от природных ресурсов ожидать не приходится; в настоящее же время 36% населения Афганистана продолжают жить за чертой бедности9.

Региональный контекст. Активную роль в афганской ситуации играет Пакистан. На севере Вазиристана построено 20 тыс. медресе, которые являются базой поддержки организованных вооруженных группировок, действующих на территориях Афганистана и Пакистана.

В Афганистане распространено мнение, что война в стране укрепит и усилит «Талибан» и со временем он станет угрозой для Индии, востока Китая и ЦА, причем в последней уже существуют некоторые радикальные группировки. Далее в списке «Талибана» значится Россия, которую может сделать уязвимой укрепление связей радикальных исламистов Пакистана и Афганистана с Чечней.

Россия может наладить стратегическое взаимодействие с Пакистаном, Ираном и Китаем, что, в частности, позволит предметно обсуждать с Пакистаном возможность прекращения поддержки радикальных движений. Это будет намного легче, чем укреплять границы Таджикистана, Узбекистана и Туркменистана с целью предотвращения проникновения в регион радикальных групп.

Глобальный аспект.

■ Во-первых, усилиями мировых СМИ сформировано однозначно негативное восприятие Афганистана.

■ Во-вторых, в Афганистане проживают 54 этнические группы, которые говорят на 53 языках и являются представителями различных культур. Следует отметить, что утверждение о сильной заинтересованности центральноазиатских стран в налажива-

8 См., например: Risen J. U.S. Identifies Vast Mineral Riches in Afghanistan // The New York Times, 13 June 2010 [http://www.nytimes.com/2010/06/14/world/asia/14minerals.html?pagewanted=an&_r=0], 13 June 2013.

9 См.: Afghanistan [https://www.cia.gOv/library/publications/the-world-factbook:/geos/af.html], 13 June 2013.

нии тесных связей с узбеками и таджиками, проживающими в Афганистане, вряд ли верно. В данной связи уместно было бы напомнить, что Пакистан уже пытался реализовать идею создания «Великого Афганистана» (пуштунского), но она оказалась неосуществимой; то же можно сказать и о концепции «Великого Хорасана». Эти модели вряд ли сработают в Афганистане, так как несовместимы с мирной жизнью страны; в качестве прямой аналогии можно привести, например, курдскую проблему в Ираке, Иране и в Турции.

■ В-третьих, центральноазиатские страны должны воспринимать всех граждан Афганистана как единый народ. В противном случае наладить долгосрочное сотрудничество с этой страной не удастся.

■ В-четвертых, надо учитывать, что американские войска будут выведены из Афганистана не полностью.

Кроме того, хотелось бы напомнить, что в Афганистане были обнаружены крупные месторождения железа, меди, кобальта и золота, а также залежи ряда металлов промышленного типа (например, лития, необходимого для производства элементов питания, и ниобия, используемого для изготовления сверхпроводимых материалов). Медное месторождение Айнак близ Кабула считают самым большим в Евразии (по оценке 2006 г. его запасы составляют около 240 млн т руды с содержанием 2,3%), а расположенное там же железорудное месторождение Хаджигек (запасы около 428 млн т руды с содержанием 62—68%) — самым крупным в южноазиатском регионе10. Отчет Пентагона за 2010 год оценивает стоимость открытых полезных ископаемых в 1 трлн долл.; естественно, эта информация не может оставить равнодушными основных игроков, особенно Китай.

После вывода международных сил: абстракции, распространяемые в странах ЦА

До сих пор не выработана концепция/стратегия вывода из Афганистана войск международной коалиции; есть лишь некая схема его путей, нанесенная на политическую карту. Более того, нет даже приблизительной эскизной модели будущего Афганистана и ЦА.

Бытуют различные представления о будущем Афганистана после вывода международного контингента войск.

1. Довольно часто выражаются надежды, что Афганистан уже начал ускользать из фокуса геополитики. Считается, что 2014 год — это некий «дедлайн», после которого регион должен получить новое развитие. В то же время Афганистан продолжит играть достаточно важную роль в разворачивающихся в регионе проектах. Считается, что контроль над Афганистаном является важным фактором геополитики для таких мировых игроков, как США, ведущие страны Европы, Китай и Россия.

Сегодня Россия уже не претендует на доминирующую роль в данном регионе. Но она, так же как и Китай, крайне заинтересована в сохранении управляемости Афганистана. И Россия, и Китай вынуждены мириться с тем, что главную роль в этом

10 См.: Страны ислама. Афганистан [http://www.jam-dc.ru/articles/1021-strany-islama-afganistan.html], 15 июня

2013.

выполняют США и НАТО, однако, с другой стороны, они испытывают известное облегчение. Для России афганский вопрос в большей степени увязан с проблемой наркотрафика и контролем ЦА. Китай же более всего озабочен задачами, связанными с доступом к ресурсам, которыми богат Афганистан, и ограничением экспорта с территории этой страны уйгурского сепаратизма.

2. Территория, на которой расположены Афганистан и ряд сопредельных с ним государств, лежит на стыке трех крупных регионов — ЦА, Южной Азии (ЮА) и Ближнего Востока (отсюда идея «Большой Центральной Азии»). Не мешало бы рассмотреть ситуацию и проблемы региона в более широком историческом контексте.

На протяжении всей истории Афганистан играл немаловажную роль в мировой политике и международных отношениях. Он никогда не исчезал из поля зрения крупных игроков, являясь то разделяющим, то связующим звеном единой системы их взаимоотношений. С Афганистаном можно ассоциировать и многовековые связи Ирана и Индии, и столкновение Британской и Российской империй, и борьбу Советского Союза с Западом.

Серьезное воздействие со стороны ведущих внешних игроков нередко вызывало усиление центробежных сил внутри Афганистана. Именно поэтому история афганской государственности представляет собой сплошную череду столкновений и войн, которые всегда наносили огромный ущерб суверенитету и независимости страны.

Однако стоит обратить внимание на исключительное положение Афганистана как своеобразного «замкового камня», «арки» системы безопасности ЦА и ЮА. Сильный и целостный Афганистан, управляемый эмирами или королями, признавался всеми этническими группами и племенами и являлся страной, разделявшей империи и препятствовавшей их столкновениям. Как только Афганистан становился зависимым от какой-то империи, в регионе рушилась вся система безопасности. Поэтому историческое предназначение Афганистана в том и состоит, чтобы быть сильной и целостной страной; только тогда возможен мир в регионе11.

3. Сплоченность «Талибана» обусловлена фактором наличия внешнего врага; то же можно сказать и о моджахедах, чья активная деятельность разворачивалась в годы советского присутствия в Афганистане.

Однако, как бы ни была высока степень единства этого движения, оно в конце концов, все равно развалится, так как усилятся застарелые нескончаемые межплеменные и межклановые распри. Только в Афганистане проживают около 100 племен пуштунов, между которыми существуют большие противоречия. Строя прогнозы в отношении, скажем, создания пуштунского государства, следует знать, каковы причины соперничества племен, какие из них состоят друг с другом в родстве, а какие — в кровной мести и в чем кроются очаги потенциальных конфликтов между ними. Не менее сложен и вопрос взаимоотношений народностей, населяющих северный Афганистан (таджиков и узбеков).

Афганистан всегда был страной с децентрализованной системой управления, даже в эпохи эмирата (1834—1926 гг.) и королевства (1929—1973 гг.). При этом существовала достаточно сильная «лоскутная» власть, опиравшаяся на лидеров групп и племен; идеально централизованным Афганистан не был никогда.

11 Об этом подробнее см.: Гаррицкий А.А. История Афганистана. Душанбе, 2007. С. 66—76; Разделение Афганистана или создание сети военных объектов в Средней Азии? [http://www.regnum.ru/news/1630212.html#ixzz2 XEJQsdA9], 15 июня 2013.

Афганистан является важным участником происходящих в Южной и Центральной Азии региональных процессов, к которым следует отнести наркотрафик, исламское сопротивление (радикальные группы), претензии соседних государств на контроль над афганскими этнотер-риториями. И дело вовсе не в присутствии иностранных войск: все вышеперечисленное прочно укоренилось в общественной жизни Афганистана и потому будет существовать и после 2014 года.

Ареал проживания пуштунских племен по обе стороны афгано-пакистанской границы, а также противоречия между Узбекистаном и Таджикистаном, связанные с борьбой за контроль над севером Афганистана, активно используются державами в целях усиления своего регионального влияния. Не останутся без внимания и природные ресурсы (особенно редкоземельные металлы) Афганистана, а также существующий на его территории наркотрафик.

В американской внешней политике весомую роль отводят Афганистану сторонники идеи «глобальных заговоров». Он рассматривается как важнейший стратегический плацдарм для контроля Ирана, Пакистана, Индии, России и Китая, а также оказания на эти страны силового давления. США считают важным сохранение в регионе военной инфраструктуры, однако в реальности вполне очевидно, что характер, формат и масштабы американо-пакистанского сотрудничества не смогут обеспечить решения этой задачи. Концепция «Большая Центральная Азия» уже изжила себя; регион сходит с орбиты внимания США, и в ближайшее время интерес к нему, равно как и объемы направляемых сюда ресурсов, снизится.

Вполне понятно, что США продолжат держать руку на пульсе региональных процессов, однако их влияние здесь уменьшится. США займут весьма своеобразную позицию: как говорят китайцы, они будут, «сидя на горе, наблюдать за схваткой двух тигров» — России и Китая. Более того, они в определенной мере постараются делегировать обеим странам заботу о тех или иных проблемах и одновременно будут оказывать им содействие в их решении. Американцы придерживаются следующей политической схемы: Китай необходимо подталкивать к выступлению против российского влияния в регионе, а Россию следует убеждать в необходимости сдерживания китайского проникновения в ЦА.

В ыв оды и прогнозы

Вряд ли стоит ожидать полного ухода из Афганистана войск международной коалиции; процесс этот очень длительный, и в обозримом будущем иностранное военное присутствие в стране сохранится. В этот период кардинальных изменений в Афганистане не предвидится: там останется ситуация, похожая на нынешнюю.

Вполне возможно, что вывод международных войск из Афганистана существенно изменит ситуацию в ЦА; прежде всего возрастет угроза центральноазиатским режимам со стороны вооруженных группировок, не контролируемых правительством в Кабуле.

Тем не менее в ближайшей и среднесрочной перспективе политическая ситуация в ЦА в большей мере будет связана с другими процессами, в частности вытекающими из отношений внешних центров силы (США — Китай — Россия) вокруг региона, а также с ожидаемой сменой власти в Узбекистане и Казахстане.

Ключевыми неопределенностями текущей ситуации в ЦА в связи с происходящими в Афганистане и вокруг него процессами, выступают:

■ развитие ситуации в странах ЦА (социальной, социально-экономической и политической) в кратко- и среднесрочной перспективе (возможность попыток смены власти

по моделям «оранжевой» или «арабской» революций или трансформация ситуации в случае смены политического лидера);

■ стратегические и тактические характеристики, а также формат предполагаемого вывода войск НАТО из Афганистана;

■ возможные политические и военно-политические договоренности стран НАТО (прежде всего США) и стран ЦА, касающиеся вывода международных войск из Афганистана.

Политика стран ЦА в вопросе урегулирования ситуации в Афганистане, вероятнее всего, будет предполагать следующее:

1. Активизацию усилий по налаживанию политического диалога с Афганистаном (со всеми политическими силами внутри страны), а также заинтересованными в сохранении его государственности соседними с ним странами и ведущими центрами силы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Содействие в разрешении социально-экономических проблем Афганистана и поддержку проектов, направленных на формирование эффективной и жизнеспособной экономики страны.

Узбекистан и Туркменистан, вероятнее всего, будут расширять сотрудничество в двустороннем формате, а Таджикистан, Казахстан и Кыргызстан будут опираться на вовлеченные в процесс афганского урегулирования многосторонние структуры.

Как известно, страны ЦА имеют несколько разные взгляды на ситуацию в Афганистане. Между тем сравнительный анализ их интересов, связанных с этой страной, позволяет выделить некоторые общие позиции по ряду вопросов, касающихся экономики (использование транзитного потенциала Афганистана с выходом в ЮА), сферы безопасности (снижение исходящих из Афганистана угроз, связанных с религиозным фундаментализмом и экспортом наркотиков) и социального сектора (реализация совместных программ в области образования, подготовки и переподготовки кадров).

Страны ЦА имеют в Афганистане общие интересы. Так, Казахстан и Узбекистан уделяют особое внимание реализации инфраструктурных проектов, а также инвестированию в промышленные объекты. Устремления Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана связаны с сохранением целостности Афганистана и укреплением его стабильности.

Подобное единство интересов и устремлений, безусловно, может и должно стать основой совместных действий стран ЦА по содействию нормализации ситуации вокруг Афганистана.

Что касается ОДКБ, то она будет способствовать укреплению афгано-таджикской границы и борьбе с наркотрафиком. Однако чрезвычайных усилий по активизации этой организации как военно-политического блока Россия предпринимать не будет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.