Н. А. Лёвочкина
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ОМСКОМ РЕГИОНЕ*
В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития внутреннего и въездного туризма в Омском регионе, статистические и динамические факторы развития регионального туризма. На основе использования рядов динамики выявляются закономерности развития туризма в Омской области, составлен прогноз увеличения числа российских и зарубежных туристов в регионе. Ключевые слова: экономика и управление в сфере культуры, проблемы и перспективы развития регионального туризма; факторы и закономерности; динамика увеличения туристов; кратко-, средне-, долгосрочные цели.
The problems and prospects of development of internal and inbound tourism in Omsk region, static and dynamic factors of regional tourism development are considered in this article. The regularities of tourism development in Omsk region are found out on the base of employment of dynamics sequences, the forecast of Russian and foreign tourists' quantity increase in region is compiled. Keywords: economics and management in the area of cultural, problems and prospects of regional tourism development; factors and regularities; tourists increase dynamics, short-, middle-, long-term objectives.
В начале третьего тысячелетия туризм стал одним из прибыльных видов бизнеса в мире. Большинство цивилизованных стран на всех континентах развивают туризм. Не составляет исключение и Россия. Анализ современного состояния сферы туризма Российской Федерации показывает, что в последние годы она в целом развивается стабильно и динамично — отмечается ежегодный рост внутреннего туристического потока.
Из всего многообразия различных методологических подходов (институционального, исторического, маркетингового, управленческого, экономического, социологического, географического, системного, междисциплинарного и других) и методов изучения туризма в нашей стране в настоящее время постепенно выделяется прагматический подход к туризму и формируется его понимание как сферы экономики, обладающей значительными ресурсами для социально-экономического развития регионов России, в том числе и Омского региона.
Актуальность выбранной темы обусловлена прежде всего тем, что развитие туризма в Омской области экономически выгодно для региона. Годовой оборот туристического бизнеса Прииртышья оценивается в 200 млн. руб (8, с. 1). На омском рынке туруслуг работает более 125 организаций, туристические и экс-
курсионные программы по Омску и Омской области предлагают 12 турфирм (8, с. 1), увеличилось число омских гостиниц и баз отдыха, особенно за последние три года. По данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Омской области, в 2005 году регион посетили 13,6 тыс. иностранных туристов (8, с. 1), а в 2007 -уже 16,6 тыс. иностранных граждан (5, с. 1). Статистика также показывает, что больше половины самих омичей проводят отпуска, не выезжая за пределы региона.
По данным агентств, специализирующихся на заграничном отдыхе, летом омичи предпочитают европейские страны: Турцию, Чехию, Испанию, Болгарию, Кипр, Италию (порядок по числу упоминаний). Как сказали в одном из агентств: «что мы рекламируем, то и спрашивают» (3, с. 1). При этом рекламируют омские турагентства в основном далекие страны, порой забывая о родном крае. Лишь немногие турагентства упоминают в своих рекламных обращениях о возможности отдыха в Омской области, это: «Апельсин», «Планета Интур», «ДиалогАвиаТрэвел», «Мир желаний», «Виктория-Тур», «Экстрим-Тгауе1», «ТЭСО», «ЗИНтурс», «Ковер-самолет», «ЗимаЛето-Тур», «Легион-Тур», «Ама-деус» (7, с. 68-76).
* Данная статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 08-02-67206а/Т.
¡ББМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ июль-август 4 (30) 2009 г.
Все вышесказанное и определило акценты нашего исследования - проблемы и перспективы развития внутреннего и въездного туризма.
Омск стал открытым для посещения иностранных граждан после 1990 года. Официальный статус внутренний туризм в Омской области фактически получил только в 2005 году, после выхода постановления регионального правительства (6, с. 163), которое предусматривает разработку концепции и целевой Программы развития внутреннего и въездного туризма в Прииртышье до 2010 года.
Для определения проблем и перспектив развития туризма в Омском регионе необходимо проанализировать факторы, влияющие на развитие регионального туризма. Данные факторы можно условно разделить на статичные и динамичные. К первым обычно относят всю совокупность природно-географических факторов. Ко вторым - демографические, социально-экономические, материально-технические, культурные, политические и иные факторы.
Основными внешними факторами развития туризма являются природно-климатические и культурно-исторические. Именно они влияют на выбор туристами того или иного региона для посещения. Богатство природных и культурно-исторических ресурсов, возможность и удобство их использования оказывают существенное влияние на масштабы, темпы и направления развития туризма.
Омская область обладает большим потенциалом для развития въездного и внутреннего туризма. Разнообразие ландшафтов обеспечивает все его типы: оздоровительный, познавательный, спортивный. Перспективными могут стать лыжный, конный, водный, пеший и другие виды экологического туризма. Два крупнейших мероприятия мирового уровня - Сибирский международный марафон и Выставка военной техники и вооружений - основа для развития событийного туризма. В последнее время все больший интерес у туристов вызывают многообразные культурные, театральные фестивали и конкурсы всерос-
сийского и международного уровня. В целом Омская область имеет все шансы занять достойное место в общем ряду привлекательных для туристов всего мира сибирских территорий.
Но важно также учитывать и внутренние факторы, влияющие на развитие туризма. К ним относятся такие, как кадры, развитие средств размещения и транспорта и другие. Здесь ситуация обстоит несколько иначе. Да, природные ландшафты Омской области широко используются в рекреационных целях. Однако в последнее время особенно остро стал ощущаться дефицит в современных гостиницах туристского класса. Хотя система санаториев, домов отдыха, баз и лагерей позволяет удовлетворить потребности в отдыхе в пределах родного края, услугами санаторно-курортных организаций Омской области пользуются в основном граждане России, число иностранных граждан невелико. Региону необходимо привлекать инвесторов, готовых строить новые комфортабельные, соответствующие мировым стандартам гостиницы, развивая параллельно деловой туризм, в результате чего можно добиться увеличения потока туристов. Более того, можно построить что-то вроде парижского Диснейленда под Омском или организовать большой город водных аттракционов. Как только появится подобный объект для отдыха, появятся и туристы, желающие его использовать.
К основным проблемам транспортной инфраструктуры Омской области можно отнести плохое состояние дорог, автобусов, предназначенных для групповых туристских перевозок. Надо, однако, сказать, что перспектива развития автомобильных дорог общего пользования в Омской области уже определена Программой совершенствования и развития автомобильных дорог Сибирского федерального округа на период до 2010 года, входящей в Федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)», утвержденную Постановлением Правительства РФ от 05.12.01 г. № 848 (2, с. 7).
В целом в сибирских условиях развивать и «продавать» въездной туризм достаточно сложно, поэтому ни одно омское туристическое агентство не рискует специализироваться только на внутреннем туризме: заявки иностранцев и иногородних туристов немногочисленны, и компании предпочитают работать в таких случаях под заказ.
Фактически единственное направление, которое сегодня готово к потоку
туристов, это лечебно-оздоровительное: санатории и базы отдыха Омской области уже сегодня оказывают лечебные услуги на достаточно высоком уровне.
Однако сравнение основных показателей туристической сферы в Омском регионе за 2002-2008 годы, показало, что туризм в Прииртышье развивается: с каждым годом увеличивается число туристов как российских, так и зарубежных (рис. 1).
Рис. 1. Прибытие туристов в Омский регион, чел.
На рисунке хорошо заметен рост общего числа туристов, но при этом процент иностранных граждан, посещающих наш регион, невелик (2002 год - 6899 чел., 2003 год - 9866 чел., 2004 год - 8073 чел., 2005 год - 13642 чел., 2007 год -16600 чел.) По данным статистики, наибольший интерес к Омскому региону
проявляют жители Казахстана, что объясняется торгово-экономическими, историческими и иными связями, а также жители Германии, имеющие многочисленных родственников на территории области. По данной диаграмме можно проследить динамику увеличения числа зарубежных туристов (рис. 2).
20000 18000 16000 14000 12000 10000 В000 6000 4000 2000 0
-Иностранные туристы
2002 2003 2004 2005 2006 2007 200В
Рис. 2. Динамика прибытия иностранных туристов, чел.
/ББМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ июль-август 4 (30) 2009 г.
В 2006 году Омскую область посетили 225 тыс. туристов, в 2007 - более 280 тыс. туристов. В 2008 году планировалось привлечь в регион более 300 тысяч российских и зарубежных гостей, что на 8% больше, чем в 2007 году (5, с. 1).
С помощью рядов динамики нами была выявлена закономерность развития туризма в Омской области, на основании которой мы составили прогноз увеличения числа туристов в Омском регионе (рис. 3).
Рис. 3. Прогноз увеличения численности туристов в Омской области, чел.
Чтобы проследить динамику увели- ставим прогноз увеличения числа зару-чения числа иностранных туристов, со- бежных гостей (рис. 4):
Рис. 4. Прогноз увеличения численности зарубежных туристов в Омской области, чел.
По полученным данным можно сделать вывод о том, что в будущем развитие туризма в Омском регионе будет связано с привлечением в область еще большего числа российских и зарубежных гостей и что возможности выхода Омской области на российский рынок туруслуг пока имеют преимущество над возможностями выхода на международный уровень.
Краткосрочные перспективы развития туризма в Омском регионе определены Целевой программой Омской области «Развитие туризма в Омской области на 2007-2010 годы» (1). К концу 2010 года планируется:
- создать условия, способствующие развитию въездного и внутреннего туризма;
- сформировать положительный
туристский имидж Омской области;
- создать дополнительные рабочие места;
- увеличить спрос на продукцию местного производства, в том числе на сувениры;
- создать условия для сохранения и развития объектов исторического, культурного и природного наследия;
- развить спортивно-оздоровительный туризм как важный фактор гармоничного развития человека, пропаганды здорового образа жизни в детской и молодежной среде;
- увеличить объем и спектр турист-ско-экскурсионных услуг, предлагаемых на территории Омской области.
После достижения краткосрочных целей следует перейти к реализации среднесрочных целей:
- увеличению притока инвестиций;
- развитию туристской индустрии Омской области (модернизации и строительству гостиниц и других средств размещения, отвечающих современным стандартам; модернизации транспортной инфраструктуры, ремонт дорог);
- созданию современной системы
подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров для туристской отрасли;
- формированию нормативно-правовой базы развития туризма в Омской области.
Реализация планируемых мероприятий позволит создать систему регулирования и стимулирования развития туризма в Омском регионе.
И в качестве долгосрочных перспектив развития туризма в Омской области, можно назвать:
- развитие новых видов туризма;
- создание дополнительных туристских объектов для привлечения большего числа туристов (например, организовать большой город водных аттракционов);
- организацию информационного обеспечения туризма;
- сохранение природного и историко-культурного наследия региона.
Выполнение намеченных мероприятий позволит создать динамично развивающуюся туристскую индустрию на территории Омской области и достичь значительного социально-экономического эффекта.
Примечания
1. Закон Омской области от 23.11.2006 N 815-ОЗ О целевой программе омской области «Развитие туризма в Омской области на 2007-2010 гг.» (Принят постановлением ЗС Омской области от 02.11.2006 N 318) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// pravo.levonevsky.org/bazazru/texts00711.htm
2. Информация о работе Управления государственного автодорожного надзора по Омской области в 2006 году [Электронный ресурс] / С. Н. Шаповалов. - Режим доступа: http:/ /www.ooorti.ru/files/2006.htm
3. Нынешним летом большинство омичей предпочитает отдых в России и ближнем зарубежье [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.doinfo.ru/ rnews.php3?bid=6066461&id=6066459
4. Омск как восьмое чудо света [Электронный ресурс] / Галина Липатова. - Режим доступа: http://www.proway.ru/novoe/omsk-kak-vosmoe-chudo-sveta.html
5. Омские власти в 2008 году хотят привлечь в регион более 300 000 туристов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.regnum.ru/news/960575.html
6. Постановление Правительства Омской области от27 июля 2005 г. № 90-п «О концепции развития туризма в Омской области на 2005-2010 гг.» // Сборник правовых актов органов исполнительной власти Омской области / ред. А. В. Бутакова. - 2005. - № 4 (10) июль -август.
7. Рекламно-информационный журнал «выбирай соблазны большого города». - 2008. -№8 (38).
8. Рекреационный потенциал Прииртышья [Электронный ресурс] / Антон Медведев, Александр Корнев. - Режим доступа: http://gaba.good.ru/Pages/publication_344.html