МУСАЕВ Хусанбой Хасанович,
научный соискатель Самаркандского института экономики и сервиса
ЭФФЕКТИВНЫЕ ПУТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРИЗМА В УЗБЕКИСТАНЕ
УДК 338.48
МУСАЕВ Х.Х. УЗБЕКИСТОНДА ТУРИЗМ РАЦОБАТБАРДОШЛИГИНИ ОШИРИШНИНГ САМАРАЛИ ЙУНАЛИШЛАРИ
Туризм жах,он иктисодиётининг интенсив ривожланаётган ва юк,ори даромад келтирувчи тармокларидан бири булиб, у халкаро ижтимоий-иктисодий, маданий-маърифий алокаларни кенгайтиришга хизмат к,илади. Узбекистон дунёнинг бой маданий-тарихий салох,иятга эга илFор давлатларидан бири сифатида туризмнинг ривожланишига катта эътибор бериб келмокда. Шу билан бирга, мазкур йуналишни урганиш ва тах,лил килиш туризмнинг ривож-ланиши билан боFлик катор муаммоларнинг мавжуд эканлигини курсатади. Маколада айнан Узбекистонда туризм рак,обатбардошлигини оширишнинг самарали йуналишлари куриб чик,илди.
Таянч иборалар: туризм, маданий-тарихий салох,ият, халкаро туристик йуналишлар, ЮНВТО, туристлар сонининг усиши, туристик мах,сулотлар, инвестициялар, Узбекистон Республикасининг туризмни ривожлантириш давлат кумитаси, реклама кампаниялари, туризм ахборот марказлари, мех,монхоналар, экотуризм.
МУСАЕВ Х.Х. ЭФФЕКТИВНЫЕ ПУТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРИЗМА В УЗБЕКИСТАНЕ
Туризм является одной из интенсивно развивающихся и приносящих высокий доход отраслей в мире, который способствует укреплению международных социально-экономических, культурно-духовных связей. Узбекистан в качестве одной из стран мира, обладающей богатым культурно-историческим потенциалом, уделяет значительное внимание развитию туризма. Однако, изучение и анализ этого вопроса поднял широкий пласт проблем, связанных с развитием туризма. В данной статье рассмотрены приоритетные направления дальнейшего развития туризма в Узбекистане.
Ключевые слова: туризм, культурно-исторический потенциал, международные тур направления, ЮНВТО, рост числа туристов, туристические продукты, инвестиции, Государственный комитет Республики Узбекистан по развитию туризма, рекламные кампании, информационные центры туризма, гостиницы, экотуризм.
MUSAYEVX.X. EFFECTIVE WAYS OF FURTHER ENHANCE THE COMPETITIVENESS OF THE TOURISM IN UZBEKISTAN
Tourism is one of the rapidly developing and bringing high income industries in the world, contributing huge impact to the strengthening of international socio-economic, cultural and spiritual relations. Uzbekistan as country possessing rich cultural and historical potential pays considerable attention to the development of tourism. At the same time the study and analysis of the issue raised broad problems related to the development of tourism. There is examined in the article priority areas for further development of tourism in Uzbekistan.
Keywords: tourism, cultural and historical potential, international destinations, UNWTO, tourists growth, tourism products, investments, the State Committee of the Republic of Uzbekistan for the development of tourism, advertising campaigns, tourism information centers, hotels, eco-tourism.
Различные пути развития альтернативных сфер экономики и их составляющие все чаще становятся объектами бурных обсуждений в общественно-экономических кругах. Одной из таких альтернатив является туризм, который при правильном выборе подхода к его развитию должен стать еще одним инфраструктурным локомотивом развития экономики. На сегодняшний день туризм является динамично развивающейся и глобальной сферой в мировой экономике.
В экономически развитых странах туризм является главным источником валютных поступлений и одним из основных путей к выходу на мировую арену, благодаря которому повышается уровень экономического развития страны и благосостояния граждан.
В настоящее время мировой туризм почувствовал оживление и за последние время глобальные доходы от туризма увеличились на 4,5% и это является хорошей предпосылкой для того, чтобы подготовить туристическую отрасль нашей страны для более интенсивного развития.
Согласно данным, представленным в последнем выпуске Барометра международного туризма ЮНВТО: в 2015 году число международных туристских прибытий увеличилось на 4,4% и составило в общей сложности 1 184 миллионов человек1, тогда как данный показатель в 2014 году составил 1 138 миллионов человек. Это говорит о том что, в
1 The UNWTO World Tourism Barometer http://mkt. unwto.org/barometer
2015 году примерно на 50 миллионов больше туристов (ночующих путешественников) совершили путешествия в международные туристические направления во всем мире.
В 2015 году международный туризм достиг новых высот. Эффективная деятельность сектора способствует развитию экономики и созданию рабочих мест во многих частях мира. Поэтому крайне важно, чтобы страны поощряли политику, содействующую неуклонному росту туризма, включая облегчение путешествий, развитие людских ресурсов и устойчивость.
Туризм является одной из интенсивно развивающихся и приносящих высокий доход отраслей в мире, который способствует укреплению международных социально-экономических, культурно-духовных связей.
В последние годы туризм превращается в крупную экспортную промышленность мировой экономики, доля от мирового ВВП которой составляет в среднем 11%. За последние 40 лет число туристов, выехавших в другие государства, возросло почти в 20 раз, а доход
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2017, 1
Рис.1. Динамика туристских прибытий в мире в период 1995-2015 годы (млн. чел.)1
от туризма - в 60 раз, поступления от международного туризма составляют более 400 миллиардов долларов. Индустрия туризма обеспечивает работой 192 миллионов человек в мире. Международный туризм способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферу туризма2.
По мнению экспертов, основными факторами, влияющими на ежегодный рост числа туристов, являются: развитие транспорта, связи, растущая мобильность, урбанизация, сокращение рабочего времени, а также рост общественного богатства.
К показателям развития туризма в отдельных странах можно отнести следующие: (1) существование и эффективность нормативно-правовой базы, регулирующей данную индустрию; (2) поток туристских прибытий;
(3) показатели сферы услуг в ВВП страны;
(4) развитие инфраструктуры; (5) уровень качества обслуживания туристов; (6) приток капитальных вложений.
Несмотря на положительные тенденции развития туристического потенциала, наблюдается возникновение проблемных вопросов не только на туристском пространстве одного государства, но и на туристском пространстве в мировом масштабе этой сферы.
1 The UNWTO World Tourism Barometer http://mkt. unwto.org/barometer
2 «Развитие туризма в Узбекистане: проблемы, международное сотрудничество, перспективы».
Научный проект «Эволюция национальной государственности Узбекистана». www.uzstathood.uz
Страны мира в целях дифференциального развития секторов экономики, особое внимание уделяет решению вопросов устойчивого развития туризма в своей стране. Лидерами в области туристического бизнеса являются, в первую очередь, страны с развитыми экономиками, после которых следуют быстро развивающиеся регионы.
Лидеры мировой туриндустрии подготовили для издания «Financial Times» самые горячие направления для туристов в 2017 году. Узбекистан в этом списке оказался на втором месте после Непала.3
По данным издания, Узбекистан является идеальным местом для тех, кто не может позволить себе долгие путешествия по всему Шелковому пути. Страна предоставляет возможность ознакомиться со всеми прелестями подобного путешествия, включая мечети, мавзолеи, мозаику и минареты в древних городах Хива, Бухара и Самарканд.
Являясь одним из древнейших очагов мировой цивилизации, Узбекистан обладает самым значительным туристским потенциалом в регионе. Более 7000 историко-архитектурных объектов, бережно сохраняемое бесценное духовное наследие, древние города — Самарканд, Бухара, Хива, Шахри-сабз, включенные в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО памятники ежегодно привлекают в нашу страну около двух мил-
3 «Where to go in 2017?» Financial times, December 27, 2016, www.ft.com
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2017, 1
лионов иностранных гостей из 70 государств мира1.
С обретением государственной независимости в республике выработаны кардинально новые принципы государственной политики в сфере туризма.
Важным шагом в этом направлении стало создание согласно указу Президента Республики Узбекистан в 1992 году Национальной компании «Узбектуризм», на которую были возложены задачи по формированию национальной модели развития туризма. На вновь созданную компанию были возложены такие задачи, как координация деятельности туристских организаций республики, подготовка кадров в этой сфере, стимулирование развития всех видов туризма, содействие притоку инвестиций в создание материально-технической базы и инфраструктуры отрасли и др.
С целью создания в стране современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса за годы независимости в республике сформирована прочная нормативно-правовая база, основу которой составляет Закон Республики Узбекистан «О туризме», принятый 20 августа 1999 года.
Основными направлениями реализуемых программ определены - развитие инфраструктуры, в том числе привлечение инвестиций, диверсификация туристских продуктов, активизация мероприятий по привлечению зарубежных гостей, улучшение состояния объектов сопутствующей инфраструктуры для иностранных посетителей, подготовка и повышение квалификации специалистов сферы.
Значимой вехой в летописи отечественного туризма стало вступление Узбекистана в 1993 году во Всемирную туристскую организацию ООН (ЮНВТО). Узбекистан уже на протяжении многих лет является членом Исполнительного совета этой авторитетной
1 Страна ярких впечатлений. // "Народное слово", 28.09.2015 г. www.narodnoeslovo.uz
международной организации. Сегодня в ее состав входят с выше 150 стран.
Узбекистан обладает большим потенциалом в данной сфере, имеет большие возможности по количеству и разнообразию туристских ресурсов, по сравнению с другими странами.
Во-первых, центральное положение в регионе Центральной Азии, удобное узловое расположение в транспортно-географическом ареале, где развито железнодорожное, автомобильное и воздушное сообщение;
Во-вторых, уникальные географические и природные достопримечательности, на территории республики находятся 37 пещер. Биоклиматические условия позволяют активно заниматься оздоровительным и спортивным туризмом, особенно в зимний период.
В-третьих, республика обладает рекреационными гидроминеральными ресурсами, пригодными для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения.
В-четвертых, историко-культурное наследие Узбекистана, которое отражает многовековую историю региона, связанную в первую очередь с историей Великого Шелкового пути (Ферганская долина - Ташкент - Самарканд - Бухара - Ургенч - Хива).
На территории Узбекистана имеются особо охраняемые природные территории (государственные природные заповедники, национальные парки, памятники природы, дендрологические и ботанические сады). Такие территории относятся к объектам общенационального достояния. Это создает возможность развития экологического туризма. Также, среди популярных видов активного отдыха в Узбекистане - альпинизм, конно-верховые туры, сафари на верблюдах, джип-сафари, сплав по горным рекам - рафтинг, зимних видов отдыха (горнолыжный, хел-лиски и др.).
Узбекистан занимает девятое место в мире по количеству исторических и архитектурных
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2017, 1
Таблица 1. Сопоставительный анализ отдельных показателей стран мира по туристической
отрасли1.
Наименование стран Доля туризма в ВВП страны Количество посещаемости в 2015г. Ответственный государственный орган
Франция 7% 84,5 млн чел. Агентство туристического развития
США 3% 80 млн чел. отсутствует
Малайзия 14,9% 25,7 млн чел. Министерство туризма
Турция 4,5% 36,24 млн чел. Министерство туризма
Индия 6% 8 млн чел. Министерство туризма
Узбекистан 1,8% 2 млн чел. Государственный комитет Республики Узбекистан по развитию туризма
памятников. Вышеперечисленное дает основание сделать вывод о том, что для развития туризма в Узбекистане имеется большой потенциал.
В то же время, результаты анализа показывали, что не было оказано соответствующее внимание и требование о необходимой поддержке, прежде всего финансовой, для развития туристической инфраструктуры, преодоление институциональных, управленческих и кадровых проблем в данной отрасли носило формальный характер. Данная ситуация указывает на отсутствие на соответствующем уровне межведомственной координации в этом направлении.
Не согласованная политика в данной сфере в той или иной степени также негативно отражалась в регулировании гостиничного бизнеса.
По оценкам экспертов доходы в Узбекистане от международного туризма за последние годы составляли не более 10% от потенциально возможных. Несмотря на имеющий потенциал, доход от туризма в Узбекистане не превышает 2% от ВВП, тогда как в других странах (Испания, США, Франция, Египет, Малайзия, ОАЭ) доходы от туризма составляют от 10 до 45% от ВВП. Такой контраст в цифрах доходности от туристической индустрии заставляет задуматься о причинах и поисках решения этой проблемы. (табл. 1).
Несмотря на определенные успехи в стране в данной сфере, этот потенциал еще
1 Подготовлено автором на основании данных «UNWTO World Tourism Barometer (English version) www.e-unwto.org
предстоит воплотить в реальность. Причем, существенный рост сектора туризма сдерживает множество проблем, не позволяющих стране добиться большого международного успеха в данной сфере. Это такие как недостаточность финансовых ресурсов; устаревшая нормативно-правовая база; не развитая инфраструктура; однообразные тур продукты и слабая диверсификация; барьеры по получению въездной визы для иностранцев и др.
Исходя из этого, Указом Президента Республики Узбекистан от 02.12.2016г. №УП-4861 дан новый импульс развитию туризма в стране. Данный Указ принят в целях создания благоприятных экономических и организационно-правовых условий для интенсивного развития туризма как стратегической отрасли экономики Узбекистана, наиболее полного и эффективного использования огромного туристического потенциала регионов, кардинального совершенствования управления туристской отраслью, создания и продвижения на мировые рынки национального туристского продукта, формирования положительного имиджа Узбекистана в сфере туризма.
2 В частности, данным Указом Президента приняты следующие изменения и нововведения в туристической сфере Узбекистана:
а) определены целевые задачи и приоритеты государственной политики в сфере туризма на среднесрочную перспективу;
2 ИКТ как фактор развития сферы туризма в Узбекистане. Журнал «т^оСОМ.и7», 19 ноября 2016 года.
b) на базе упраздняемой Национальной компании «Узбектуризм» создан Государственный комитет Республики Узбекистан по развитию туризма;
c) Правительству Республики Узбекистан поручена разработка Концепции развития туристской отрасли Республики Узбекистан на среднесрочную перспективу, а также Программу конкретных мер по реализации Концепции в 2017-2021 годах;
d) внесены изменения в порядок лицензирования на право осуществления туристской деятельности и сертификации туристских услуг;
e) отменен с 1 января 2021 года визовый режим для граждан 15 ведущих стран Европы, Америки и Азии, въезжающих в Республику Узбекистан в туристских целях на срок не более 30 дней, а также для граждан 12 стран, достигших возраста 55 лет и въезжающих в Республику Узбекистан в туристских целях на срок не более 30 дней и др.
Опыт управления туризмом в развитых странах мира (США, Франция, Великобритания, Австрия, Испания) свидетельствует о высокой эффективности развития туристской отрасли при четком определении функций органов государственного управления этой сферой.
Изучение международного опыта показывает, что в странах с развитой туристической индустрией, таких, как Франция, Турция, Греция, Египет, Япония, в государственном управлении туризмом четко разграничены функции государственного управления, контроля туристской отрасли и функции ведения коммерческой деятельности. Именно поэтому создание государственного органа - Государственный комитет Республики Узбекистан по развитию туризма является важнейшим шагом в направлении дальнейшего развития туризма.
На сегодняшнем этапе развития, мероприятия, связанные с созданием новых возможностей, а также кардинальным развитием
туристической отрасли, на наш взгляд должны включать следующие:
1. Туристический рейтинг страны на прямую связан с привлечением инвестиций в эту отрасль. Развитие туризма в стране мог бы повысить приток инвестиций, поступление валюты за счет увеличение экспорта услуг, создать новые рабочие места, качественно улучшить уровень сервиса. На наш взгляд, Государственному комитету по развитию туризма необходимо уделить внимание на разработку и мониторинг реализации национальной и региональных программ комплексного развития туризма, ускоренное развитие широкого спектра видов туризма, привлечение иностранных инвестиций, а также кредитов и грантов международных финансовых институтов и других организаций в развитие туристской инфраструктуры.
При разработке Правительством страны Программы конкретных мер по реализации Концепции развития туризма Узбекистана в 2017-2021 годах целесообразно предусмотреть широкое использование возможностей вновь созданного внебюджетного Фонда поддержки туристской сферы при Комитете.
2. Активное изучение возможностей мало-используемых, но имеющих прочную основу для широкого распространения в Узбекистане направлений туризма таких, как медицинский туризм, сельский туризм, религиозно-паломнический туризм, экотуризм, гастрономический и винный туризм, туризм для пенсионеров должно стать основной целью проводимых научно-практических исследований по развитию туризма в Узбекистане.
3. Выделяемые внебюджетным Фондом средства и привлекаемые инвестиции должны идти на всевозможные туристические рекламные кампании, на содержание информационных центров туризма, улучшение инфраструктур исторических наследий и горнолыжных курортов, инвестиции в авиа-
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2017, 1
компании или развитие корпоративного туризма в Узбекистане.
4. Еще одним немаловажным направлением, требующим отдельного внимания в развитии туризма в Узбекистане, является -ИКТ индустрия. Сегодня мы не можем представить себе ни одной сферы деятельности без современных технологий. В условиях информатизации и компьютеризации развитие туристской деятельности в Узбекистане требует нового подхода к обработке информации.
В целях обеспечения эффективной работы любого современного туристского предприятия необходимо внедрение современных ИКТ и программ. Процесс развития и совершенствования ИКТ в сфере туризма улучшает качество оказываемых туристских услуг, что ведет к увеличению количества зарубежных туристов и способствует большой информированности о туристском потенциале страны.
Сегодня на туристском рынке Узбекистана представлено более десятка программ автоматизации работы турфирмы. Наиболее известные: («1С-Рарус: Турагентство», «InTourOffice», «Мастер-Тур», «Само-Тур» и др.). Ведя разговор о применении ИКТ в туризме, нельзя не сказать о системах бронирования мест в отелях и на транспорте. Практически их используют все гостиницы Узбекистана. Однако единой системы по республике пока не существует
Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что благодаря умелому привлечению стандартного и программного обеспечения, многие технологические процессы в туризме уже удалось видоизменить, внедрить в них информационные технологии и электронный документооборот. Опрос туристов, прибывших в Узбекистан, показал, что многие из них узнают о стране и принимают решение о посещении, бронировании мест в гостинице на основе данных компьютерной сети Интернет.
В настоящее время сделано немало, но еще больше предстоит сделать для того, чтобы вывести отрасль туризма на более перспективный уровень развития, основанный на прочных специальных знаниях и знаниях по эффективному использованию информационно-коммуникационных технологий. В данном контексте, весьма актуальным представляется создание на базе Государственного комитета по развитию туризма республиканского туристского портала, объединяющего все туристские организации в единое виртуальное информационное пространство.
5. Инфраструктура туризма в Узбекистане требует также комплексного совершенствования, и поднятия до уровня международных стандартов. Туристический пакет формируется из основных, дополнительных и сопутствующих туристических услуг. При этом, опыт формирования турпакетов показывает определенные недостатки.
Во-первых, качество, предоставляемых основных услуг не соответствует международным стандартам.
Во-вторых, при формировании туристического пакета сегодня для туристов очень мало услуг может быть предложено дополнительно, т.е. практически отсутствует рынок дополнительных и сопутствующих услуг, хотя в странах с развитым туристом перечень их достигает до 500.
В-третьих, некоторые составляющие туристической инфраструктуры не достаточно развиты или не представлены совсем.
В-четвертых, между субъектами инфраструктуры нет необходимой координации.
В-пятых, не достаточно активна популяризация и реклама туризма за рубежом, не представлены новые бренды.
В-шестых, со стороны органов местной власти не уделяется должного внимания развитию туристической инфраструктуры.
В-седьмых, существенные недостатки имеются в подготовке, переподготовке кадров,
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2017, 1
нет системы сотрудничества с ЮНВТО в этой области.
Обобщая изложенное, необходимо акцентировать внимание на международную составляющую туризма, разработать комплекс мер по соответствию туристической инфраструктуры всем международным требованиям в области туризма. Целесообразно провести инвентаризацию объектов туристической инфраструктуры и разработать деление на категории по уровню сервиса в соответствии с международными стандартами.
6. Развитие внутреннего туризма. Стимулирование внутреннего туристического движения, деятельности туроператоров, работающих в сфере внутреннего туризма, а также развитие и внедрение туристско-экскурсионных мероприятий в систему образования.
7. При разработке стратегии развития туризма, необходимо учитывать важнейшие особенности Узбекистана, сделав упор на развитие большого количества сопутствующих туризму услуг. В рамках диферсифика-ции, туризма необходимо осуществлять работу, направленную на развитие следующих видов услуг, как:
- спортивный (парусный, гольф, альпинизм ит.д.),
- оздоровительный (термальные воды, хирургие, физиотерапия и т.д.),
- возрождение национальных ценностей и народно-прикладного искусства и др.
Использовать положительный опыт стран, с развитым сектором туризма (Турция, Алжир, Египет) по сочинению и широкому распространению мифических рассказов и интересных историй, сопровождающих места паломничества.
Литература:
1. Закон Республики Узбекистан от 20 августа 1999 года № 830-I «О туризме». // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999 г., № 9, ст. 227.
2. ИКТ как фактор развития сферы туризма в Узбекистане. Журнал «infoCOM.UZ», 19 ноября 2016 года.
3. Развитие туризма в Узбекистане: проблемы, международное сотрудничество, перспективы. Научный проект «Эволюция национальной государственности Узбекистана». www.uzstathood.uz
4. Where to go in 2017?, Financial times, December 27, 2016, www.ft.com
5. The UNWTO World Tourism Barometer http://mkt.unwto.org/barometer.
6. The Wall Street Journal, USA.
7. Turner R. Travel & Tourism. Economic impact. Malaysia. L., 2015.
8. МИА «Россия сегодня», 29.03.2016г., «Число посетивших Турцию иностранных туристов упало более чем на 10%».
9. 2016 Всероссийский фестиваль педагогического творчества. Ассоциация творческих педагогов России. «Особенности развития туризма Индии».