Научная статья на тему 'Перспективы развития транспортной логистики в республике Крым'

Перспективы развития транспортной логистики в республике Крым Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1964
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЦЕПИ ПОСТАВОК / РЕСПУБЛИКА КРЫМ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ланковская Е. К., Гудкова Ю. В.

В статье проведено исследование современного состояния транспортно-логистической системы Республики Крым, изучены основные проблемы транспортной инфраструктуры на этапе интеграции региона в единое транспортное пространство РФ. Рассмотрены направления перспективного развития транспортной системы полуострова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития транспортной логистики в республике Крым»

Таврический научный обозреватель --^ауг^шепсе

УДК: 656

Ланковская Е. К.

старший преподаватель кафедры менеджмента и туристского бизнеса гуманитарно-педагогической академии ФГАУ ВО Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского

Гудкова Ю. В.

студентка 3 курса направления подготовки «Менеджмент» гуманитарно-педагогической академии ФГАУ ВО Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ

В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

В статье проведено исследование современного состояния транспортно-логистической системы Республики Крым, изучены основные проблемы транспортной инфраструктуры на этапе интеграции региона в единое транспортное пространство РФ. Рассмотрены направления перспективного развития транспортной системы полуострова.

Ключевые слова: транспортная логистика, транспортная инфраструктура, цепи поставок, Республика Крым.

Постановка проблемы. Весной 2014 года Крым вошел в состав Российской Федерации в качестве субъекта федерации, что повлияло на изменения в правовом статусе, но более всего переход в другое государство отразился на транспортной системе, которая является неотъемлемой логистической системой полуострова. Учитывая сложившуюся ситуацию в Крыму необходимо проведение мероприятий по формированию новых логистических центров, переориентации потоковых процессов, в т.ч. решение вопроса с организацией туристского потока в Крым.

Анализ последних исследований и публикаций. Вопросам развития транспортной логистики посвящены научные труды следующих авторов: Герами В.Д., Колика А.В., Лукинского В.С., Лукинского В.В., Мельникова В.П., Неруш Ю.М., Саркисова С.В., Схиртладзе А.Г., Тимиргалеевой Р.Р. и др., однако требует дальнейшего исследования направление развития транспортной логистики применительно к конкретному региону.

Целью исследования является рассмотрение возможной перспективы развития транспортной логистики в Республике Крым.

Основное содержание. Транспорт и связь в Крыму занимают одно из первых мест в формировании Валового регионального продукта. Республика Крым имеет развитую транспортную инфраструктуру, которая обеспечивает вхождение республики в ведущие транспортные коридоры мира, а также на рынок транзитных перевозок. Выгодное географическое положение оказали содействие развитию в Крыму практически всех видов транспорта. Транспортно-логистический комплекс Республики Крым представляет собой развитую систему коммуникаций, в состав которой входят 6182,26 км автомобильных дорог общего пользования, 4 морских торговых порта (Керчь, Феодосия, Ялта, Евпатория), две паромные переправы, аэропорт (в г. Симферополь), развитая сеть железнодорожных путей, эксплуатационная длина которых составляет 773 км [1].

В рамках развития круизного судоходства разработаны новые проекты круизных теплоходов типа «река-море». В 2013 году Морским Инженерным Бюро был разработан «Проект круизного пассажирского теплохода «река-море» плавания проекта PV300» пассажировместимостью 300 человек, что будет способствовать развитию внутреннего и въездного туризма и укреплению имиджа государства [3]. Развитие транспортной логистики

Таврический научный обозреватель

--^ауг^шепсе № 4(9) — апрель 2016

на данном этапе интеграции Республики в российское бизнес-пространство будет заключаться в содействие проектам укрупнения судовых партий, контейнеризации грузопотока в направлении Крымских портов. Также эксперты подчеркивают необходимость максимальной переориентации на морской транспорт грузовых потоков, которые идут в Крым по автодорогам.

В рамках развития транспортно-логистической системы Республики Крым огромное внимание уделяется аэропортовой инфраструктуре, где проходит реконструкция существующего комплекса и ведется разработка нового проекта. Благодаря тому, что площадь нового терминального комплекса составит около 60 тыс. кв. м., аэропорт Симферополя сможет обслуживать около 8,5 млн. пассажиров в год. По данным статистики, структура туристского потока в Крым по видам транспорта, из общего числа прибывших, на период с 2016 г. составила: 70% — прибыло авиатранспортом, 25% — паромной переправой, 5% — прибыло другими видами транспорта (рисунок 1). Что еще более подчеркивает важность развития аэропортовой инфраструктуры Республики Крым.

■ др. виды транспорта (вт.ч. ж/д) • паромная перелрава ■авиатранспорт

Рисунок 1 — Структура турпотока в Крым по видам транспорта (начало 2016 г.)

Помимо благоприятных факторов развития транспортно-логистической системы существуют и недостатки, которые тормозят развитие транспортной логистики, среди которых: износ основных фондов по всем видам транспорта, трудности с наличием эффективных каналов грузооборота и пассажирооборота с регионами РФ, осложнение экспортно-импортной деятельности полуострова в связи с частичным признанием Крыма в качестве субъекта России.

С геополитической точки зрения также остается неразрешенной проблема развития пунктов пропуска через государственную границу РФ на территории Республики Крым и г. Севастополь, на разрешение которой предусмотрено выделение 6,9 млрд. рублей.

Ряд нерешенных проблем можно отнести и к автодорожной логистической системе. Так, к примеру, проведенная диагностика Росавтодора всех дорог Крыма, общей протяженностью 6130 км показала, что основным нормативным требованиям, соответствуют только 20% крымских дорог.

Также на сегодняшний день, по оценке экспертов, в России в сфере железнодорожной транспортной системы сложилась неблагоприятная ситуация, связанная с неадекватным ростом тарифов, устанавливаемых монополистом. Что в свою очередь обостряет негативную ситуации с железнодорожной транспортной системой в Крыму.

Вместе с тем, в связи с присоединением Крыма к Российской Федерации открылся ряд преимуществ развития транспортной-логистической системы в республике, таких как: уход крупных компаний из Крыма, снижение цен на топливо, льготная налоговая политика в Крыму, развитие авиационного транспорта с льготными ценами для пассажиров и др.

На сегодняшний день движение основных материальных потоков протекает через Керченскую паромную переправу, где паромное сообщение, осуществляется уже 4 линиями. Увеличена пропускная способность переправы благодаря появлению новых паромов, налаженной работе системы электронной очереди, введению единого электронного билета.

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

В 2015 году емкость переправы превысила показатели 2014 года в 1,5 раза по пассажиропотоку и в 5 раз по грузовому потоку [3].

В целях организации работы по принципу одного окна проводится работа с крымскими портами для реализации мультимодальных перевозок. Понятно, что для создания масштабных логистических продуктов в соответствии с запросами потребителей необходимо формировать широкую сеть терминалов, создавать парки вагонов и контейнеров. Сейчас планируется создание морской контейнерной линии на участке Ростов-Керчь.

Нельзя не сказать о развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта. В целях реализации программы усиления пропускной способности железной дороги, разработан план, предусматривающий строительство второго главного пути на участке «Багерово — Джанкой» с реконструкцией станций участка. Что позволит к 2020 году обеспечить размеры движения до 150 пар поездов в сутки. Стоимость реализации данной программы составит около 75 млрд. рублей.

В связи со сложившейся на данном этапе ситуацией в республике, развитие логистики направлены на решение таких задач, как:

- снижение рисков безопасности цепей поставок;

- укрепление устойчивости интегрированных цепей поставок;

- оптимизацию логистических затрат;

- повышение качества логистического сервиса.

Конечно, основной задачей развития транспортной логистики является снятие инфраструктурных ограничений в регионе. Помимо воплощения глобального проекта транспортной переправы через Керченский пролив, существует ряд текущих мероприятия, таких как строительство и реконструкция объектов портовой инфраструктуры. Запланированная программа включает бюджет более 400 млрд. рублей на ее реализацию [3].

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать следующие выводы. Так как сегодня для обеспечения связи с полуостровом одним из главных средств, стало морское сообщение, то в период интеграции инфраструктуры Республики Крым в транспортную систему России необходимо проведение эффективных мероприятий по сокращению инфраструктурных барьеров в экономике. Главной проблемой сегодня остается вопрос, связанный с разработкой механизма снижения транспортных издержек. В качестве чего, целесообразным будет применение системного подхода к развитию транспортно-логистической системы региона. В процессе реализации стратегии развития транспортной логистики в Крыму необходимо формирование комплексного мультимодального оператора, включающего пропускные мощности железнодорожного, автомобильного и водного транспорта, а также системы управления, как самими перевозками, так и процессами технологического взаимодействия в транспортных узлах. Причем важен учет баланса перевозок между автомобильными перевозками и железнодорожными. Совершенствование транспортной системы региона, окажет влияние на развитие экономики Республики Крым в целом, а, следовательно, и на улучшение качества жизни жителей и гостей полуострова.

Литература

1. Министерство транспорта Республики Крым [Электронный ресурс] // Инвестиционный портал Республики Крыма. URL: http://www.invest-in-crimea.ru/show_content.php?alias=passport_trans&mid=1&m2=473

2. Ларина Р.Р. Инновационно-логистическое обеспечение международного туризма и круизного бизнеса: [монография] / Р.Р. Ларина, В.В. Селиванов, Е.Ю. Лукьянова, М.А. Шостак. — Симферополь: ИД «Ариал», 2013. — 396 с.

3. Отчет о проведении Второго Крымского транспортного форума [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://konfer.ru/events/8356/

4. Паспорт Автономной Республики Крым 2013 г. [Электронный ресурс] // Инвестиционный портал Республики Крым. URL: http://www.invest-

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

crimea.gov.ua/show_contentphp?alias=otherinfoset&mid=5&m2=57 (дата обращения 14.04.2014).

5. Рязанцева М.В. Анализ перспектив развития Республики Крым посредством особых экономических зон // Рязанцева М.В., Якушова Е.С. Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34245 (дата обращения: 19.10.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.