нии, специальной подготовке, доходах и т.д. Единицами наблюдения являются физические лица и хозяйствующие субъекты, включая хозяйства семейного типа. В сельском хозяйстве обследования рабочей силы нередко служат единственным источником информации о неполной или альтернативной занятости. В результате этих обследований предоставляется возможность получения сведений о наличии другой работы (например, фермеры, у которых есть работа вне хозяйства), собираются также сведения о занятости и безработице за предшествующих обследованию период, что помогает аргументированно охарактеризовать условия занятости (особенно на сельских территориях) и возможности получения дополнительных доходов.
В России существенная доля сельского населения занята производством продукции в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ). Часть их производит продукцию не только для собственного потребления. В этой связи дискуссионный характер имеет вопрос, является ли в этом случае физическое лицо, ведущее производство сельскохозяйственной продукции в ЛПХ, работающим (занятым) в сельском хозяйстве. Согласно обычному определению занятости, человек считается работающим, если им выполнялась некая работа за оплату (в денежной или натуральной форме) или с целью получения дохода в течение определенного временного периода (как правило, месяца, недели).
В зарубежных источниках отмечается, что если производство продукции для собственного по-
требления входит в сферу производственных операций, отображаемую в национальных счетах (например, оно считается существенным относительно общего объема производства этих товаров), эту деятельность следует рассматривать как занятость. Считаем, что данное обстоятельство является вполне справедливым для России, так как, производство в ЛПХ дает значительную часть валовой сельскохозяйственной продукции в стране.
Тем не менее, необходимо подчеркнуть, что для оценки мер, принимаемых государством по повышению уровня и качества жизни сельского населения, предотвращению расширения масштабов бедности и созданию условий для активизации сельских жителей в целях улучшения собственного материального положения требуется надежная и достоверная статистическая информация, содержащаяся в официальных источниках федерального и ведомственного уровня, собранная по единой государственной статистической методологии в соответствии с международными стандартами. В этой связи представляется целесообразным расширение используемых в анализе источников информации. Это касается прежде всего сведений, получаемых в ходе проведения всероссийских переписей населения и сельскохозяйственной переписи, а также в результате обследований бюджетов домашних хозяйств, в частности, данных о занятости, доходах, потреблении и расходах сельских домохозяйств, альтернативной занятости и прочих источниках средств к существованию.
ЗАНЯТОСТЬ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР СНИЖЕНИЯ БЕДНОСТИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ Н.Ю. Пастухова, к.э.н., зав. отд. Дальневосточного НИИ экономики, организации и планирования АПК
Бедность сельского населения России в результате разрушения аграрного сектора в ходе аграрных реформ стала актуальной проблемой последнего времени
К основным факторам бедности в сельской местности обычно относят природно-климатические условия, экономические, социального и демографического развития. Среди социально-экономических факторов выделяется занятость.
Под влиянием оживления экономики в последние годы произошло увеличение численности занятых в экономике ДФО на 89,3 тыс. человек, или на 2,8%. Эти процессы затронули и сельскую местность. Реализация национального проекта по развитию АПК положительно сказалась на занятости сельского населения. В 2007 г. численность занятых в сельской местности по округу составила 968,0 тыс. человек, увеличилась по сравнению с 2004 г. - на 10,3% и 2006 г. - на 2,5%.
Уровень занятости сельского населения ниже, чем городского. В 2007 г. в целом по ДФО показатель составил 57,7% для сельской и 64,7% для городской местности. По территориям отмечаются различные соотношения. Так, в 2007 г. в Магаданской области и Камчатском крае занятость в сельской местности была выше, чем среди городского населения. А в основных сельскохозяйственных территориях занятость в городе была выше на 2,7-
13,1 процентных пункта.
Низкая заработная плата, а в перспективе низкая пенсия, снижают престиж, мотивацию сельскохозяйственного труда, его качество и производительность. В сельскохозяйственных предприятиях
ощущается острая нехватка квалифицированных кадров массовых профессий. Сокращение занятых в сельском хозяйстве объясняется в значительной мере низкой привлекательностью данной отрасли из-за низкой оплаты труда.
В сельскохозяйственных организациях весь послереформенный период сохраняется низкая оплата труда. В 2007 г. по территориям она составила в Республике Саха (Якутия) - 37,8% (в 2000 г. -41,8%), Еврейской а.о. - 47,4 (32,0), Амурской области - 46,1 (37,8), Хабаровском крае - 90,6% (в 2000 г. - 73,0%) от средней по экономике.
Средний возраст занятых в сельском хозяйстве определяется структурой населения и долей занятых в отрасли. Так, в республике Саха (Якутия) он составил 39,9 лет, а в Еврейской а.о. 43,6 лет. При этом занятых до 30 лет было 23,6 и 17%, а старше 50 лет 27,4 и 36,8% соответственно.
В регионах с более молодым населением среди занятых преобладают лица с высшим, средним профессиональным и общим среднем образованием.
В последнее время идет изменение структуры занятости в сельской местности. При увеличении общей занятости она сокращается в сельскохозяйственных организациях. Так, в 2007 г. занятость в сельской местности ДФО составляла 57,7%, в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве было занято 25,9% ко всем занятым, в сельскохозяйственных организациях только 8,2%.
В Камчатском крае, Еврейской а.о., Сахалинской области и Республике Саха (Якутия) в сельскохозяйственных организациях работает от 4,5 до 6,3% всех занятых в сельской местности.
Подобные тенденции оставляют вне экономической активности значительную часть сельских жителей, так как занятость в личном подсобном хозяйстве и мелком крестьянском хозяйстве не обеспечивает получение доходов на уровне прожиточного минимума. Следовательно, увеличение рабочих мест только в сельском хозяйстве не позволит в полном объеме решать проблемы занятости, а соответственно и закрепления сельского населения.
На решение проблем сельской занятости направлены меры по стимулированию развития малых форм хозяйствования в аграрном секторе; продление их реализации предусмотрено в Государственной программе развития сельского хозяйства на 2008-2012 гг. Однако, рассчитывать на значительное улучшение занятости нет оснований. Так, активное участие крестьянских и личных подсобных хозяйств в реализации приоритетного проекта «Развитие АПК» в Республике Саха (Якутия) и Еврейской а.о. позволило увеличить численность занятых в сельском хозяйстве лишь на 400 и 100 человек. Это служит дополнительным подтверждением того, что решить проблему занятости в сельской местности за счет развития аграрного сектора невозможно. Для ее решения необходим комплексный межотраслевой подход.
В рамках принятой «Государственной программы развития сельского хозяйства, регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.» решить вопросы о субсидировании приобретения племенного скота в размере30% его стоимости сельскохозяйственными организациями, крестьянскими хозяйствами и сельским населением Дальневосточного федерального округа.
Для обеспечения вопросов устойчивого социально-экономического развития сельской местности Дальневосточного федерального округа предстоит реализовать комплекс мер на федеральном, региональном, муниципальном и хозяйственном уровнях.
Общая безработица в округе в докризисный период снижалась, число безработных в 2007 г. по сравнению с 2005 г. сократилось на 37,6 тыс. человек, или на 13,6%.
Доля безработных, проживающих в сельской местности, в общей их численности в 2007 г. составила 45,1% при доле сельского населения всего 25,8%. Безработица в сельской местности округа в 2006 г. составила 10,9%, в 2007 г. - 10,1%, а в городской - 6,5 и 5,7% соответственно.
Среди всех безработных 42,1% приходится на молодежь в возрасте до 29 лет, а в таких регионах, как Амурская область и Еврейская а.о., 53,7 и 47% безработной молодежи. Средний возраст безработных в 2007 г. в Еврейской а.о. составил 36,3 года. Высокая безработица стимулирует отъезд молодежи из сельской местности.
В целом по ДФО в 2007 г. 32,7% безработных искали работу 12 месяцев и более. По сравнению с
2006 г. показатель сократился на 4 процентных пункта. Наибольший показатель приходится на Магаданскую область и Еврейскую а.о. - 54,0 и 52,4% соответственно, в Хабаровском крае - 38,0%. Среднее время поиска работы безработными по округу в
2007 г. было 8,1 месяцев, это на 3 месяца меньше, чем в 2006 г. В Еврейской а.о. показатель составил
11,1 месяцев, Хабаровском крае и Амурской облас-
ти 9,1 и 7,9 месяцев соответственно. Сравнение продолжительности поиска работы между городским и сельским населением не в пользу последнего. Например, в Хабаровском крае в 2006 г. на группу ищущих работу 12 и более месяцев приходилось 24,4% сельского населения и 11,4% городского; 41,5% городского населения ищет работу в течение 1-4 месяцев. Уровень безработицы по-прежнему выше в районах с преобладанием сельского населения. Так, по состоянию на 1.10.2008 г. при показателе в целом по Хабаровскому краю в 2,5%, в сельских районах он составил 11,1% в районе им. П. Осипенко, 10,3 - в Ульчском, 9,6 - в Вяземском и 7,4% в районе им. Лазо.
Вследствие сокращения рабочих мест в экономике сельской местности численность занятых в личных подсобных хозяйствах округа за 2000-2006 гг. выросла на 35,4%, но 86,7% из них производят продукцию для собственного конечного потребления.
За рассматриваемый период удельный вес занятых в товарных хозяйствах снизился с 17,6 до 13,3%, а число хозяйств, для которых ведение ЛПХ является основным видом деятельности, с 8,3 до 7,6%. Население не выдерживает высокие трудовые нагрузки при низком уровне доходов. Развитие ЛПХ нельзя рассматривать как условие расширения занятости.
Диспаритет цен, ослабление бюджетной поддержки аграрного сектора привели к разрушению многих сельскохозяйственных предприятий, сокращению рабочих мест в сельском хозяйстве, многомесячным задержкам выплаты заработной платы работникам. В ходе проведенных исследований на низкую оплату сельскохозяйственного труда как основную причину бедности сельского населения указали 73,2% опрошенных, из них 75,8% - работающие и 81,8% безработные. А из социальных причин все возрастные группы опрошенных респондентов выделили алкоголизм.
Проведенная работа позволяет выделить следующие группы причин сельской бедности: общие и специфические.
К общим причинам относятся: низкая оплата труда; сокращение и развал сельскохозяйственных предприятий; слабая поддержка личных подсобных хозяйств населения; отсутствие рабочих мест в сельском хозяйстве; отсутствие жилья в сельской местности; низкие пенсии.
Группа специфических причин включает в себя: значительное ограничение в получении детьми образования; ограниченную доступность услуг здравоохранения; алкоголизм населения.
Для решения проблем занятости как фактора борьбы с сельской бедностью необходимо объединение усилий всех уровней власти и стимулирование экономической активности граждан на основе межотраслевого подхода к развитию территорий.
Предстоит повышать занятость сельского населения не только в сельском хозяйстве, но и в других отраслях за счет диверсификации сельской экономики. Необходимо в Государственные программы развития малых форм бизнеса в сельской местности включать и несельскохозяйственные виды деятельности, стимулировать создание новых рабочих мест в сельской местности и привлечение молодых специалистов.
Таким образом, эту проблему необходимо решать путем объединения усилий всех уровней власти и стимулирования экономической активности граждан.