го инструментария в МО используются интерактив, моделинг, мультимедиа, коммуникативность, производительность.
6. Процесс формирования МО является закономерным и объективным процессом, характерным для всего мирового сообщества. МО находится на стадии внедрения, апробации. Перспектива использования технологий МО представляется в виде оптимального сочетания традиционных и инновационных способов реализации учебного процесса. Использование МО в современных образовательных средах позволяет обеспечить высокий уровень адаптивности, интерактивности обучаемых; снять пространственно-временные ограничения в работе с различными источниками информации; реализовать дидактическую систему интерактивного самообучения.
Становится очевидным, что российские исследователи и педагоги-практики должны постоянно заниматься поиском наиболее совершенных и современных технологий обучения, внедрением таких технологий в процесс образования.
Литература
1. Баннистер, Б. Реальный масштаб времени - это текущий момент / Б. Баннистер // Мобильные системы. 2006. № 2. С. 52 - 56.
2. Бескровный, И. Homo Mobiles: шаг в сторону матрицы / И. Бескровный // E-Leaming World. 2004. № 4. С. 25 - 31.
3. Куклев, В.А. Методология мобильного обучения / В.А. Куклев. Ульяновск: УлГТУ, 2006. 254 с.
4. Куклев, В.А. Моделирование содержания интегрированных курсов в высших учебных заведениях телекоммуникационного профиля (на материале курса «Электромагнитная экология»): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / В.А. Куклев; УлГУ. Ульяновск; 2002. 304 с.
5. Куклев, В. А. Опыт разработки и применения электронных образовательных ресурсов: от компьютеризированных учебников через сетевые технологии к мобильному образованию / В.А. Куклев // Информатика и образование. 2006. № 2. С. 103 - 106.
6. Преподавание в сети Интернет: учеб. пособие / отв. ред. В.И. Солдаткин. М.: Высш. шк., 2003. 792 с.
7. Федосеев, А. А. Мобильные технологии в образовании / А.А. Федосеев, А.В. Тимофеев // Труды XII Всероссийской научно-методической конференции «Телематика’2005». Санкт-Петер-
бург, 6 - 9 июня 2005 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tm.ifmo.ru.
The essential features of the mobile education
The results of the analysis of the works dedicated to the mobile education are presented, the components of the means of mobile educations are disclosed, their author’s classification is given, the term “mobile text-book” is introduced, the specific forms of the mobile education are singled out: the studying of the material, communication, control, practical tasks; special attention is given to the technologies which define the introduction of the mobile education.
Key words: mobile education, mobile text-book, forms of mobile education, the educational environment.
В.М. ЛОБЗАРОВ (Тверь)
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЭЛИТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Охарактеризованы перспективы развития отечественного элитного образования, предложены пути координации усилий педагогов России и других стран мира для создания и реализации общей программы его развития.
Ключевые слова: элиты, элитное образование, элитарное образование.
В настоящее время открываются значительные возможности для определения путей развития элитного среднего образования. Однако предстоит ответить на ряд вопросов, способных во многом предопределить перспективы развития и дальнейшую судьбу элитного среднего образования в России.
К числу таких вопросов необходимо отнести, прежде всего, следующий: имеется ли объективная необходимость в создании национальной системы элитного среднего образования, предполагающей существование комплекса школ, сравнительно равномерно распределенных по регионам страны, объединенных понимани-
© Лобзаров В.М., 2009
ем своей элитной миссии, осознающих фи-лософско-образовательную и методологическую общность, осуществляющих тесные координационные связи друг с другом и научными центрами, работающими над проблемами теории и практики развития элитного среднего образования в России?
Позитивный ответ на этот вопрос создает реальную возможность для отбора наиболее одаренных детей и представителей молодежи для получения образования в элитных школах, лицеях и гимназиях. Определяющей целью элитного образования должно явиться создание условий для максимальной актуализации способностей учащихся в учебной, учебно-исследовательской деятельности и общественной жизни школьного коллектива, подготовки к успешному завершению элитного профессионального образования и органичному вхождению в состав формирующихся и осознающих свою уникальную значимость в судьбе социума элит науки, бизнеса, административно-государственного руководства, духовной культуры и искусства.
В качестве альтернативы выступают отсутствие системы элитного среднего образования, продуцирование негативных тенденций в его развитии, выражающихся в сохранении разрозненности элитных школ; отсутствии систематических связей между ними; существовании недоверия и конкуренции; концентрации большинства элитных учебных заведений в Москве, Санкт-Петербурге и других наиболее крупных городах, сопровождающейся крайне неравномерным их распространением в масштабах страны; в отсутствии тесной связи с системой профильных академических и вузовских исследовательских центров.
С особой остротой стоит вопрос о принципиальной возможности разработки общероссийской программы развития элитного образования, в частности, составлении квалификационных экспертных оценок, дающих возможность определить принадлежность среднего учебного заведения к числу элитных, оценить правомерность открытия новых элитных учебных заведений и дать научное обоснование концепций их развития.
Необходимо оказание консультационно-методологической помощи действующим элитным школам и содействие процессу их саморазвития, централизованное финансирование и организационное обеспечение условий для изучения наиболее
значимых проблем развития элитного среднего образования. Особое внимание следует уделить формированию качественно нового типа преподавателей элитных школ, способных оптимально сочетать повседневную преподавательскую деятельность с профессиональными научными исследованиями по тематике, актуальной для развития элитного образования.
Важной перспективной задачей является обретение элитными школами статуса образовательно-исследовательских центров, осуществляющих свою деятельность под целенаправленным руководством преподавателей вузов и сотрудников научноисследовательских институтов, представляющих современную педагогическую науку.
Создание системы элитного среднего образования и разработка единой программы ее развития в России способны подготовить объективные предпосылки для осознания целесообразности разработки международной программы развития элитного среднего образования. На первых этапах она объединит все ведущие страны мира, а затем будет распространяться на те страны и регионы, которые еще находятся на аграрно-индустриальной стадии развития, но, тем не менее, в реальной исторической перспективе способны вступить в начальную стадию информационного развития.
Необходимость для России присоединения к такой программе (в том случае, если она действительно будет принята) и проявления инициативы по ее созданию в самые ближайшие десятилетия обусловлена рядом следующих причин. Прежде всего, ярко выраженной тенденцией к воссозданию элитного среднего образования в России и необходимостью использования мирового опыта в этой области.
Это может предполагать и определенное оппонирование ценностным приоритетам содержания элитного образования стран западного мира, что, в частности, показывает опыт развития концептуальных основ элитного образования в России, осуществленный выдающимися отечественными мыслителями и педагогами начала XX в. Характерно, что они традиционно базировались при разработке своих концепций на иной ментальной основе. Например, стремление к реализации глобальных задач духовно-мировоззренческого характера, меньшая значимость ори-
ентации на индивидуальный жизненный успех, потребность в альтруистическом познании мира во имя самого познания, отсутствие направленности на формирование личности, ценностно-ориентированной на индивидуальное лидерство.
Для отечественных идеологов элитного образования характерны осознание особой значимости духовно-религиозных истин и полное отсутствие прагматизма в определении целей, задач и ценностных приоритетов элитной школы. Все это свидетельствует о том, что мы не только нуждаемся в изучении опыта развития элитной школы за рубежом, но и готовы к глубокому философско-образовательному диалогу с ведущими странами западного мира. В современном мире наблюдается противостояние «западного» и «восточного» подходов к развитию ценностных приоритетов содержания элитного образования. Характерно, что российское элитное образование традиционно на протяжении XIX - XX вв. попадало под влияние ведущих стран мира, но при этом стремилось сохранить свою национальную неповторимость, в некоторых аспектах близкую культурно-образовательной традиции стран восточного мира.
В настоящее время отечественное элитное образование встает перед возможностью выбора трех основных вариантов развития, а именно: отказ от поиска самобытного подхода к определению концептуальных основ и ценностных приоритетов отечественного элитного образования и точное следование западным образцам; создание собственной концепции развития национального элитного среднего образования; одновременное развитие в России элитных средних школ, базирующихся на альтернативных подходах - национальном и западном, дополняющих друг друга и находящихся в философском -концептуальном оппонировании.
Определение одного из трех возможных путей развития теории и практики элитного среднего образования в России зависит не только от субъективного выбора, но и от тех тенденций общесоциум-ного развития, которые будут доминировать в науке, распространении информационных технологий, культуре и духовно-философской мысли человечества.
Объединение материально-финансовых ресурсов, научного потенциала и обобще-
ние опыта лучших и, во многом, альтернативных по своим концептуальным основам моделей элитного среднего образования, в случае разработки и принятия программы изучения основных тенденций его развития, откроет принципиально новые возможности перед формирующейся отечественной и зарубежной педагогической элитологией образования.
Необходимым условием для совместных международных усилий по изучению проблем и тенденций развития современного элитного среднего образования является отказ от ценностно-мировоззренческого противостояния официально-государственных идеологий, препятствовавших консолидации научных сил и объективности научных оценок, в том числе и в осмыслении опыта развития среднего образования, в частности его элитного компонента, на протяжении XX в.
Позитивную роль здесь играют образование единого международного информационного пространства, снижение значения географического фактора и ослабление роли государственно-политических границ как факторов, серьезно препятствующих осуществлению научных связей.
Сейчас происходит стремительное нарастание темпов развития науки, появляются качественно новые производственные и информационные технологии, способные принципиально менять уклад жизни социума в пределах одной человеческой жизни и жизни одного поколения, возникают проблемы, являющиеся следствием нарастания динамики научно-технического прогресса и по своей масштабности не имевшие аналогов в XX в. Все это остро ставит задачу формирования качественно новых элит, способных сочетать устремленность в будущее с сохранением духовных связей с культурно-ценностными приоритетами прошедших исторических эпох, впитавших в себя дух гуманности и социальной ответственности, обладающих ярко выраженной волей, логикой мышления и способностью к сопереживанию боли и страданий других людей.
Современный социум нуждается в лидерах, которые обладают необходимым мужеством для того, чтобы вовремя остановить крайне опасные процессы развития науки, техники и социальных отношений, используя для этого свой мораль-
ный авторитет, государственную власть и непререкаемую компетентность. Особо значимой чертой личности, наделенной элитным сознанием, является способность любить человечество больше, чем свои профессиональные интересы, пусть даже порою составляющие один из главных субъективных смыслов их жизни.
Все это особо остро подчеркивает необходимость формирования целостной системы элитного мирового образования, которая будет объединять учебные заведения школьного типа и лучшие университеты мира. В этих условиях национальная разобщенность элит оказывается не менее опасной, чем насильственное и объективно не обоснованное уничтожение национальных различий, отражающих яркое многоцветие национальных культур, образующих единую мировую культуру, объединяющую мировой социум.
Это предполагает консолидацию международной педагогической мысли в осмыслении прошлого, настоящего и возможных вариантов будущего элитного образования на общепланетарном уровне. Обращение к историческому и современному опыту элитного образования, в частности в развитии его концептуальных основ в социально-политических и культурологических условиях начала XXI в., дает возможность отечественным педагогам, работающим над проблемами элитного образования, принять активное участие в обсуждении таких проблем общепланетной значимости, как:
- обоснование целесообразности сохранения признаков социальной элитарности в современном элитном образовании, ориентированном на воспроизводство духовно-интеллектуальных элит современного социума;
- решение более частных вопросов о возможности существования элитных и одновременно элитно-элитарных школ, имеющих прочные исторические традиции, многовековой опыт развития и при всей своей социальной несправедливости в целом достаточно эффективно осуществляющих социально-культурологическое воспроизводство социальных элит ведущих стран мира;
- осмысление проблемы соответствия содержания и общей направленности образовательного процесса большинства элитных школ потребностям развития науки, культуры и духовной жизни XXI в.
Если в целом окажется возможным получение положительного ответа, то встанет вопрос о степени такого соответствия и общей целесообразности модернизации концептуальных основ элитного среднего образования в странах, вставших на путь информационно-технологического развития.
Интеграция мировой экономики, формирование единого информационного пространства положит конец «вечному» спору о примате общечеловеческого или национального в содержании элитного образования и утвердит приоритет общечеловеческого. Но при этом вопрос об оптимальном соотношении общечеловеческого и национального в знаниевом компоненте, вероятнее всего, потребует обстоятельного и глубокого изучения на общепланетном уровне.
В связи с общей тенденцией гуманизации элитного среднего образования должен приобрести особую значимость вопрос о гуманитаризации содержания образования и, в частности, его естественнонаучного компонента, совершенствовании воспитательных систем, обусловленных необходимостью успешного включения ученических коллективов и отдельных учащихся элитных школ в жизнь города, страны, мирового социума.
Особое значение приобретает вопрос об опасности разрыва между элитным и эгалитарным образованием. Это потребует повышения образовательного потенциала последнего, чтобы открывать дорогу для карьерного и образовательного роста той части молодежи, которая обладает необходимым для этого интеллектуально -культурологическим потенциалом, а также для открытого доступа к достойному высшему и, в частности, элитному университетскому образованию, способному сыграть роль своеобразного «социального лифта» в их продвижении по карьерной лестнице и органичного вхождения в состав социальных элит.
Особо острой является проблема разработки международных критериев элитности среднего образования и в особенности изучения опыта развития различных моделей элитного среднего образования, отражающих национальную ментальность, исторические образовательно-культурологические традиции, доминирующие образовательные запросы родителей и учащихся, различия философско-образова-
тельных подходов к образованию педагогических коллективов элитных школ.
Свобода доступа к любой информации, новые технические возможности вербально-визуального контакта учителя и ученика, а также учащихся элитных школ друг с другом приведут к качественной модернизации образовательного процесса. Не вызывает сомнения то, что в авангарде этой модернизации будут находиться именно элитные школы как в наибольшей степени открытые для новых технологий обучения. От решения этих и множества других проблем во многом зависят не только перспективы элитного образования, но и будущее мирового социума, ментальность и характерологические особенности его интеллектуальных элит.
Это обусловлено тем, что элитное среднее образование на протяжении всех лет обучения и саморазвития личности формирует у воспитанника страх перед использованием своего творческого потенциала для разработки средств массового уничтожения, публикаций развращающего характера, выдвижения философско-мировоззренческих и научных концепций, способных нанести вред духовности и направить человечество на ложный путь самоактуализации. Таким образом каждый человек, особенно получивший элитное образование, открывающее значительные возможности воздействия на других людей, ставится перед необходимостью индивидуальной ответственности. В ее основе - свобода духовного выбора и необходимость возвыситься над внешними обстоятельствами, способными толкать личность на «путь греха возвышения», которое нередко может быть достигнуто лишь ценою собственной жизни.
The prospects of the development of Russian elite education
The prospects of the development of Russian elite education are characterized, the ways of coordination and integration of efforts of Russian and other countries are proposed for the creation and realization of the general program of its development.
Key words: elite, elite education; elitist education.
Н.Ю. КУРЧАТОВА ( Саратов)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АКТИВИЗАЦИИ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Описываются педагогические условия активизации речемыслительной деятельности старших школьников. Выделенные условия позволяют преодолевать психофизиологические и социальные противоречия, обусловленные возрастными особенностями старших школьников, обеспечивая успешную активизацию их речемыслительной деятельности.
Ключевые слова: активизация речемыслительной деятельности, старший школьник, педагогические условия.
В настоящее время российское образование претерпевает значительные изменения: на смену знаниевому подходу, где ведущая роль отведена квалификации выпускника, приходит компетентностный подход, ориентированный на формирование личности учащегося и становление его как конкурентоспособного субъекта общества. Воспитание такого человека невозможно без целенаправленной и организованной речемыслительной деятельности, которая, являясь составной частью практически любого вида деятельности человека (например, обучения и развития, которые также носят деятельностный характер), имеет отражательно-преобразую-щий характер и направлена не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения старшего школьника к самой речемыслительной деятельности, а через нее - к миру. Изучив природу и сущность речемыслительной деятельности, мы определили ее как процесс преобразования и осмысления внешней действительности языковыми и логическими средствами, ориентирующийся на достижение цели в зависимости от нужд человека, а также как средство общения, обслуживающее различные стороны человеческой деятельности.
Психолого -педагогическое положение о том, что только активная деятельность приводит к ожидаемым результатам и явля-
© Курчатова Н.Ю., 2009