ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 332.14; 338; 339
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ АНТИРОССИЙСКИХ САНКЦИЙ*
Н.А.Серова, Т.П.Скуфьина
Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН
Аннотация
Проведен анализ ситуации в российской экономике в условиях введения антироссийских экономических санкций. Определена позиция Мурманской обл. и основные направления ее развития. Предложены антикризисные меры в части общих перспектив управления и обозначены возможные объективные угрозы этих мер.
Ключевые слова:
экономический кризис, антироссийские санкции, антикризисные меры, Мурманская область.
Первые санкции в отношении России с целью ее международной изоляции были введены в марте 2014 г. после подписания декларации о вхождении Крыма и Севастополя в состав РФ. Инициатором введения ограничительных политических и экономических мер в отношении России выступили США. Рискуя понести значительный экономический ущерб, санкции поддержали и страны Евросоюза, а также Австралия, Новая Зеландия и Канада (рис. 1).
■ ЕС
Другие страны
Рис. 1. Страны, которые ввели санкции против России в 2014 г. [1]
Россию обвинили в военной агрессии против Украины и ввели визовые ограничения для некоторых политиков, бизнесменов, военных, журналистов (всего около 150 чел.). Было
* Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ №11-06-00030 «Эконометрическая оценка развития межрегиональной дифференциации в России и прогноз влияния ВТО на динамику процесса» и гранта РГНФ №14-02-00128 «Трансформация социально-экономического пространства Севера России и альтернативы развития».
ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 3/2015(22)
115
Перспективы развития Мурманской области в условиях введения антироссийских санкций
приостановлено инвестиционное и военное сотрудничество, в том числе наложены ограничения на экспорт и импорт вооружения и продукции оборонной промышленности, запрещены поставки оборудования и технологий для разработки нефтяных и газовых месторождений. Кроме того, были заморожены активы крупнейших российских банков с государственным участием (Сбербанк, ВТБ, Внешэкономбанк, Газпромбанк и др.), а выдача им долгосрочных кредитов запрещена.
Таким образом, прекращение действия в минувшем году двух ключевых факторов, на которых строилась предыдущая модель развития российской экономики, а именно благоприятная конъюнктура мировых сырьевых рынков и доступ к дешевым международным финансовым ресурсам, нарушило экономическую стабильность в стране, длившуюся с начала 2000-х гг.
Подешевевшая нефть, снизившая экспортные доходы России, а также антироссийские санкции, ограничивающие возможности по привлечению финансирования на внешних рынках, привели к резкому падению курса рубля (рис. 2). С начала 2014 г. курс рубля к доллару снизился с 32.7 до 67.15, евро - с 45.1 до 76.26. Обесценивание рубля началось в конце августа, и только с сентября по декабрь рубль потерял более 30 % к доллару и четверть к евро.
2
Ь
й
2014
^^“Цена на нефть Urals, долл/барр. ^^"Курс доллара к рублю, руб./USD
Рис. 2. Цены на нефть и валютный курс в 2014 г. Источник: составлено авторами на основе данных Министерства экономического развития и Центрального банка РФ
Санкции, падение нефтяного рынка, девальвация рубля наряду с продолжающимся геополитическим кризисом на Украине привели к значительному оттоку капитала из России и повлияли на ее позиции в международных рейтингах. По данным Центрального банка РФ, отток чистого капитала в 2014 г. составил 134 млрд долл., где 49 млрд долл. - за четвертый квартал. В связи с этим международные рейтинговые агентства Moody's, Fitch и Standard and Poor's (S&P) понизили кредитный рейтинг России до уровня ВВВ- (самый низкий рейтинг в инвестиционной категории, т.е. обязательства ниже среднего качества), изменив при этом прогнозы по долгосрочному рейтингу со «стабильного» на «негативный». В начале текущего года агентство S&P снизило кредитный рейтинг России уже до спекулятивного BB+ (так называемого «мусорного»), что тут же существенно сказалось на курсе рубля - в среднем евро и доллар подорожали на 5 руб. каждый. Россия также не вошла в 2014 г. в топ-25 рейтинга A.T. Kearney, определяющего уровень доверия иностранных инвесторов (для сравнения в 2013 г. Россия занимала в указанном рейтинге 12-е место) [2, с. 79-80].
Девальвация рубля наряду с продовольственным эмбарго, которое правительство РФ ввело в ответ на антироссийские санкции, привели к ускорению инфляции. Так, по данным Росстата
116
ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 3/2015(22)
Н.А. Серова, Т.П. Скуфьина
уровень инфляции в 2014 г. составил 11.4 %, а в 2015 г. прогнозируется 13 %. Непродовольственные товары в 2014 г. подорожали на 8.1 %, продовольственные - на 15.4 %, из них наиболее подорожала гречневая крупа (рост почти на 80 % за год), белокочанная капуста (44 %), сахарный песок (38 %), курица и свинина, яблоки, помидоры, рыба, рис, сыр и молочные продукты.
Кроме того, кризис российской экономики отразился и на тарифах ЖКХ - в отдельных регионах тарифы выросли в несколько раз. Например, в Ивановской обл. на 260 %, в Чувашии -на 223.7 %.
Резко снизился уровень жизни населения. По данным Росстата уже в ноябре 2014 г. реальные денежные доходы населения упали на 4.7 %. С углублением кризиса в 2015 г. падение доходов россиян продолжится и может составить по различным прогнозам 8-10 %. Число бедных в 2014 г. достигло 15.7 млн чел. и их количество будет только увеличиваться.
В конце января Правительство РФ обнародовало антикризисный план на 2015 г., в котором на реализацию антикризисных мер предусмотрено 2.3 трлн руб. На мероприятия в сфере занятости будет выделено около 52.2 млрд руб., на социальные выплаты безработным до 30 млрд руб., будут также проиндексированы страховые пенсии. Большинство категорий расходов бюджета в 2015 г. предполагается сократить на 10 %, в частности, планируется сокращение расходов на функционирование органов власти.
Антикризисный план содержит меры, которые позволят снизить налоговую нагрузку на малый и средний бизнес. Один из ключевых его пунктов - расширение двухлетних «налоговых каникул» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Также вводятся «налоговые каникулы» для малого бизнеса в производственной, социальной и научной сферах, бытовых услуг. При этом в антикризисном плане предусмотрено право регионов снижать ставки для налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для малого бизнеса с 15 до 7.5 % и налога на доходы с 6 до 1 % для упрощенной системы налогообложения.
Кроме того, антикризисный план содержит меры по импортозамещению и поддержке несырьевого экспорта, что в условиях санкций является одним из самых эффективных шагов по повышению безопасности страны. Однако следует отметить, что сокращение импорта не приведет к скорому развитию отечественной промышленности, так как около 80 % нового оснащения в российской промышленности и сельском хозяйстве составляет импорт, а поднятие процентной ставки ЦБ РФ до 17 % отрезало для предприятий кредитные ресурсы.
Как отмечалось выше, экономические санкции в отношении России значительно затронули топливно-энергетический комплекс, а именно: был введен запрет на оказание услуг, связанных с нефтедобычей (касательно глубоководных, арктических проектов и сланцевой нефти); запрет на поставки оборудования для глубинной добычи (свыше 152 м) и технологий нетрадиционной добычи энергоносителей; запрет на инвестиции в проекты транспортного и энергетического секторов, а также добывающей промышленности. Поэтому следует ожидать, что именно в нефтегазовых, а также промышленно развитых регионах, к которым относится и Мурманская обл., негативное влияние кризиса будет наиболее острым.
Уже сейчас реальные денежные доходы населения Мурманской обл. уменьшились на 3.7 % по сравнению с 2013 г. [3]. Уровень зарегистрированной безработицы в 2014 г. составил 6.7 %. В дальнейшем безработица будет усиливаться, особенно в монопрофильных городах. В этих условиях актуальным становится опыт поддержки занятости в моногородах: пошаговое сокращение со значительными выходными выплатами; перевод работников в рамках одного предприятия на другие должности; практика неполной занятости и административных отпусков; поддержка малого бизнеса.
По данным Министерства экономического развития Мурманской области в 2014 г. сократились индексы промышленного производства - 97.8 % относительно 2013 г. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал составил за январь - сентябрь 2014 г. 98.6 % по отношению к январю - сентябрю 2013 г.
ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 3/2015(22)
117
Перспективы развития Мурманской области в условиях введения антироссийских санкций
В связи с падением экспортных грузоперевозок из-за ухудшения конъюнктуры мирового рынка фрахтовых перевозок более чем на треть сократились перевозки грузов морским и воздушным транспортом [4].
В 2014 г. наблюдалось ускорение темпов роста потребительских цен и цен производителей промышленных товаров, чему способствовало увеличение стоимости продуктов питания с высокой импортозависимостью.
Наряду с негативными тенденциями, в Мурманской обл. наблюдаются и положительные эффекты, в первую очередь в металлургии и рыбной отрасли. Так, за 2014 г. в обрабатывающих производствах региона отмечается рост отгруженной продукции: в сфере металлургического производства на 20.5 % и рыбопереработки на 29.1 %. Этому способствовало активное повышение цен в экспортноориентированных видах деятельности, вызванное падением курса рубля.
Кроме того, в регионе снизились средние цены на различные виды рыбной продукции: свежемороженые треску, пикшу, горбушу, камбалу, скумбрию и др. Однако в дальнейшем, по мнению специалистов, рыба будет дорожать из-за увеличения себестоимости ее промысла. В первую очередь, цены поднимут те компании, флот которых состоит из иностранных рыболовецких судов. Тем не менее с учетом текущей экономической и политической ситуации развитие рыбохозяйственной отрасли может стать ключевой точкой роста и важным фактором продовольственной стабильности региона.
В условиях кризиса другой важнейшей точкой роста Мурманской обл. является развитие туризма. Из-за ослабления курса рубля в 2014 г. турпотоки в зарубежные страны в целом по России снизились на 25-30 %. В Мурманской обл. отмечалось значительное снижение спроса на визы в Финляндию и Норвегию по сравнению с 2013 г. (на 27 и 25 % соответственно). В то же время кризис обусловил и положительные тенденции, связанные с увеличением внутреннего туристского потока. Так, в новогодние праздники посещаемость туристских объектов Мурманской обл. увеличилась более чем на 30 % как за счет местных жителей, так и за счет туристов их других регионов России.
Особо стоит отметить туристско-рекреационный кластер «Хибины», где приток туристов в новогодние праздники увеличился на 40-50 % по сравнению с этим же периодом прошлого года. Инвестиционный проект «Создание туристско-рекреационного кластера “Хибины”» включен в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» на 2015-2018 гг., а его стоимость составляет более 1 млрд руб. Проект предполагает создание в Хибинах комплекса сервисных и туристических услуг, модернизацию существующей и строительство новой инфраструктуры, что создаст свыше 140 новых рабочих мест и позволит увеличить турпоток до 200 тыс. чел в год к 2025 г.
Сельское хозяйство Мурманской обл. при поддержке государства также будет играть важную роль для развития экономики. Несмотря на продовольственную зависимость от завоза всех видов продовольствия (кроме яиц, рыбы и рыбопродуктов), Мурманская обл. располагает значительным собственным потенциалом в обеспечении населения продуктами питания. В настоящее время в области осуществляют производственную деятельность 16 сельскохозяйственных предприятий, 26 крестьянских фермерских хозяйств, 6.9 тыс. личных подсобных хозяйств, и именно они являются источником обеспечения населения высококачественными продуктами питания, такими как мясо, молоко, яйца [5, с. 187-188]. В целях стимулирования импортозамещения в 2015 г. планируется завершение инвестиционного проекта по модернизации производства в агрохолдинге «Мурманский», объединяющем производство, переработку и реализацию мяса свиней и птицы, восстановление бройлерного производства ООО «Птицефабрика “Мурманская”», наращивание производства молока в агрофирме «Индустрия» и ООО «Полярная Звезда», а также рост производства фермерских хозяйств.
В условиях экономических санкций со стороны западных стран актуальным для нашей страны является также развитие новых направлений в промышленности, в частности возрождение отечественной отрасли редких и редкоземельных металлов. Например,
118
ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 3/2015(22)
Н.А. Серова, Т.П. Скуфьина
осуществление в Мурманской обл. проектов по добыче и обогащению таких металлов, как титан или тантал, при прежнем развитии экономики было затруднительно, а в настоящее время их реализация получила сильный толчок к воплощению.
Вместе с тем, следует понимать, что, так же как и всю Россию, Мурманскую обл. ждет длительный и глубокий кризис. То есть в сложившейся ситуации речь, в первую очередь, должна идти не о развитии региона, а о недопущении катастроф в экономике и социальной сфере [6]. Нельзя допускать, чтобы консолидация ресурсов федерального и регионального уровней на приоритетных отраслях шла в ущерб тем направлениям, которые в условиях санкций получили новые стимулы для развития. Поэтому приоритетами антикризисных мер для Мурманской обл. должны являться:
• повышение конкурентоспособности экономики региона и переход на качественно новый уровень экономического развития за счет стимулирования внутреннего спроса на производимую продукцию, сохранения промышленного потенциала, продолжения реализации крупных инвестиционных проектов;
• развитие инфраструктуры (транспортной, энергетической, информационной), создающей основу для повышения эффективности и снижения уровня издержек всех секторов экономики;
• оптимизация бюджетных расходов за счет выявления и сокращения неэффективных затрат и концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития при условии выполнения в полном объеме обязательств региона перед населением;
• развитие и поддержка малого и среднего бизнеса в силу социальной значимости малого предпринимательства, поддерживающего самозанятость и смягчающего целый ряд последствий кризиса в социальной сфере;
• поддержка социальной стабильности и обеспечение социальной защиты населения в условиях снижения реальных денежных доходов, напряженности на рынке труда.
Подводя итоги, подчеркнем, что успешность антикризисных мер для Мурманской обл. зависит от плодотворности диалога между государством, бизнесом и обществом. Для этого региональным органам власти необходимо наладить реально действующий механизм взаимодействия с бизнесом и общественными организациями Мурманской обл. с целью получения оперативной информации, повышения возможностей ручного управления, снижения рисков неэффективного администрирования антикризисных мер.
ЛИТЕРАТУРА
1. Санкции в связи с украинскими событиями 2014 года. URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons /2/29/Sanctions_2014_Russia2.png 2. Серова Н.А. Предпринимательский и инвестиционный климат России в международных рейтингах // Общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений: материалы VI междунар. науч.-практич. конф. (20 ноября 2014 г.): в 2 ч. / отв. ред. А.Н. Плотников. Саратов: Академия бизнеса, 2014. Ч. 2. С. 79-80. 3. Социально-экономическое положение Мурманской области в 2014 году: доклад / Федеральная служба государственной статистики, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области. Мурманск, 2015 - 98 с. 4. Серова В.А. Транспортная инфраструктура Арктической зоны: новый этап развития // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2014. № 2. С. 29-34. 5. Региональная экономика и вопросы североведения: монография / под науч. ред. д.э.н., проф. В.С. Селина; д.э.н. Т.П. Скуфьиной. Апатиты: Изд. кНц РАН, 2013. С. 187; 6. Скуфьина Т.П. Региональная политика сбалансированного развития и северные территории России // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2014. №5 (42). С. 83-85.
Сведения об авторах
Серова Наталья Александровна - к.э.н., старший научный сотрудник Института экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН; e-mail: [email protected]
Скуфьина Татьяна Петровна - д.э.н., профессор, зав. отделом регионального и муниципального управления на Севере РФ Института экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН; e-mail: [email protected]. ru
ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 3/2015(22)
119