DOI: 10.25702/KSC.2307-5228.2018.10.2.123-127 УДК 332.1, 338.47
РОЛЬ МУРМАНСКОГО ТРАНСПОРТНОГО УЗЛА В РАЗВИТИИ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Н. А. Серова
ФГБУН Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина КНЦ РАН
Аннотация
Рассмотрены этапы развития и современное состояние проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла», а также актуальные проблемы и перспективы его реализации. Определена роль Мурманского транспортного узла как фактора развития не только Мурманской обл., но и транспортной системы Арктики и национальной экономики в целом. Ключевые слова:
Мурманский транспортный узел, Арктическая зона РФ, транспортная инфраструктура, Северный морской путь.
THE ROLE OF THE MURMANSK TRANSPORT HUB IN THE DEVELOPMENT OF THE ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION
Natalia A. Serova
Luzin Institute for Economic Studies of the KSC of the RAS
The article considers the stages of development and the current state of the project "Integrated Development of the Murmansk Transport Hub", as well as actual problems and prospects for its implementation. The role of the Murmansk transport hub as a factor in the development of not only the Murmansk region, but also the transport system of the Arctic and the national economy as a whole, is defined.
Murmansk Transport Hub, Arctic zone of the Russian Federation, transport infrastructure, Northern Sea Route.
Введение
В последние годы развитию арктических территорий уделяется повышенное внимание со стороны федеральных и региональных органов исполнительной власти РФ. Положения принципиально новой политики по освоению и развитию российской Арктики обозначены в ряде стратегических документов, среди которых центральное место занимает государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2020 года» (далее — Программа).
Реализация Программы планируется по трем основным направлениям и включает целый комплекс мероприятий по социально-экономическому развитию Арктической зоны РФ, в том числе практические шаги по расширению международного сотрудничества, обеспечению экологической безопасности, развитию транспортной инфраструктуры и научно-исследовательской деятельности и др.:
• первое направление — формирование восьми опорных зон развития (Кольская, Архангельская, Ненецкая, Воркутинская, Ямало-Ненецкая, Таймыро-Туруханская, Северо-Якутская и Чукотская), в том числе определение механизмов государственной поддержки их деятельности;
• второе направление—обеспечение безопасного арктического судоходства и развитие Северного морского пути (СМП) с тяготеющими к нему железнодорожными и речными меридиональными транспортными маршрутами как национальной арктической транспортной магистрали;
Abstract
Keywords:
• третье направление — освоение минерально-сырьевых ресурсов Арктики с помощью современного оборудования и технологий, в том числе на территории арктического континентального шельфа.
В соответствии с Программой ключевой задачей новой государственной политики России в Арктике является превращение Арктической зоны РФ в ведущую стратегическую ресурсную базу страны. Для решения данной задачи Правительством РФ сформирован перечень приоритетных комплексных инвестиционных проектов, способных стать драйверами устойчивого социально-экономического развития Арктической зоны РФ, среди них первостепенное значение имеют проекты развития транспортно-инфраструктурной системы российской Арктики, которые позволят объединить созданные в каждом арктическом регионе опорные зоны в единый макрообъект управления [1-3]. Центральное место при этом отведено развитию Мурманского транспортного узла (МТУ) в силу уникального географического расположения Мурманской обл. и исключительных преимуществ Кольского залива и Мурманского порта, позволяющих стать ей опорным регионом в реализации национальных интересов России в Арктике.
Мурманский порт — базовый порт Арктического бассейна России
Порт Мурманск — незамерзающий и глубоководный, самый крупный порт в мире за Северным полярным кругом, единственный порт в европейской части России со свободным выходом в открытый океан при относительно небольшой интенсивности судоходства, крупнейший узел международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Восток-Запад». Основным преимуществом Мурманского порта является способность круглогодично принимать суда дедвейтом более 300 тыс. т, осадкой до 15,5 м и длиной более 265 м. На порт приходится свыше 14 % общероссийских грузоперевозок морским транспортом и около 60-70 % от общего грузооборота портов, расположенных в акватории СМП (в 2016 г. годовой грузооборот составил 26,6 млн т, в 2017 г. — 38 млн т, а к 2020 г. планируется достигнуть более 80 млн т).
В состав порта Мурманск входят торговый порт, рыбный порт и пассажирский терминал. Торговый порт располагает 17 причалами общей протяженностью около 3 км и способен круглогодично принимать суда дедвейтом до 300 тыс. т, осадкой до 15,5 м и длиной более 265 м. Транспортная инфраструктура торгового порта обеспечивает прием, обслуживание и ремонт судов, а также перевалку апатитового концентрата и минеральных удобрений, наливных (нефть, нефтепродукты), навалочных (руда, импортный глинозем и т. д.), генеральных и контейнерных грузов. В состав рыбного порта входят нефтебаза, 2 грузовых района, железнодорожное хозяйство, льдозавод и ремонтные мастерские, он располагает 50 причалами общей протяженностью около 4 км. Морской пассажирский терминал включает пассажирский пирс с двумя причалами длиной по 148 м для линейного флота, 3 плавучих причала для судов местного плавания и морской вокзал. Пассажирский терминал круглогодично обслуживает пассажиров на социально значимых межмуниципальных морских линиях по побережью Кольского п-ова «Мурманск — Островной — Мурманск» и «Мурманск — Островной — Чаваньга — Островной — Мурманск».
Кроме того, в Мурманском порту базируется единственный в мире атомный ледокольный флот, а также суда множества судоходных и рыболовецких компаний (Мурманское морское пароходство, Мурманский транспортный филиал ГКМ «Норильский Никель», Мурманский траловый флот, Союз рыбопромышленников Севера и др.). Мурманский порт также тесно связан с промышленными центрами России и зарубежными странами воздушным (международный аэропорт Мурманск, аэропорт совместного базирования Апатиты), автомобильным (федеральная магистральная автодорога Р-21 «Кола», международные автомобильные пункты пропуска «Лотта» (среднегодовая интенсивность движения составляет около 950 единиц автотранспорта в сутки), «Салла» (около 700 единиц) и «Борисоглебск» (1600 единиц) [4]) и железнодорожным транспортом (Мурманская железная дорога). Именно поэтому не вызывает сомнений, что Мурманский порт
124
naukaprint.ru/zhurnaly/vestnik/
является базовым портом Арктического бассейна по обеспечению грузоперевозок по СМП, а его комплексное развитие позволит сформировать качественно новую транспортную инфраструктуру в Арктике, способную обеспечить решение задачи социально-экономического развития не только арктических территорий, но и российской экономики в целом.
Проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» как фактор развития транспортной системы Арктики
Проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» появился в 2005 г. в рамках ФЦП «Модернизация транспортной системы России на 2002-2010 гг.» (подпрограмма «Экспорт транспортных услуг»), а его основной целью является создание на базе Мурманского порта круглогодичного глубоководного морского хаба, интегрированного в международный транспортный коридор «Север-Юг» и «Восток-Запад».
Реализовывать проект предполагается на основе государственно-частного партнерства, так как очевидно, что ни один регион не в состоянии самостоятельно обеспечить развитие своей транспортной инфраструктуры [5]. Так, за счет средств федерального бюджета предусмотрено строительство объектов железнодорожной инфраструктуры (строительство на западном берегу Кольского залива новой электрифицированной однопутной железнодорожной линии Выходной — Лавна протяженностью 46 км, реконструкция путевого развития, строительство новых железнодорожных станций и др.), дноуглубление акватории Кольского залива, реконструкция и модернизация существующей портовой инфраструктуры на восточном берегу Кольского залива, развитие авиационного транспорта (реконструкция аэропорта Мурманск) и автодорожной инфраструктуры (реконструкция автомобильной дороги Р-21 «Кола») [6-7].
За счет средств частных инвесторов на западном берегу Кольского залива планируется строительство нефтяного терминала, угольного перевалочного комплекса и объектов инженерной инфраструктуры морского торгового порта «Лавна», на восточном берегу Кольского залива планируется реконструкция существующего угольного терминала, строительство контейнерного терминала и логистического центра.
Для реализации проекта в 2007 г. была создана ОАО «Управляющая компания "Мурманский транспортный узел"» и утверждена схема Мурманского портового транспортного узла. В 2008 г. подписано распоряжение Правительства РФ № 1821-р «О реализации проекта "Развитие Мурманского транспортного узла"», а в 2009 г. завершен I этап проектных работ. Однако из-за мирового финансового кризиса и последовавшего за ним экономического спада российской экономики реализация проекта была приостановлена.
Строительная фаза реализации проекта развития МТУ, а именно строительство объектов федеральной собственности, была начата в 2014 г., и на сегодняшний день завершено уже около 30 % всех работ. Так, в 2016 г. завершена реконструкция объездной автодороги Мурманска — участка федеральной трассы Р-21 «Кола» (построено 14 искусственных сооружений: развязки, мосты, путепроводы, надземный пешеходный переход и др.), завершена реконструкция морского пассажирского вокзала и пирса дальних линий, проведено дноуглубление и береговое укрепление пассажирского района (в результате общая площадь вокзала выросла в 2 раза, а длина пирса увеличилась на 59 м и составила 206,6 м), открыт участок морского пункта пропуска, реализуется проект «Арктическая гавань» по развитию круизного туризма в Мурманской обл. Кроме того, на западном берегу Кольского залива активно ведется строительство энергетической и железнодорожной инфраструктуры, которое планируется завершить в 2019 г. (возведение земляного полотна станции Лавна и в районе реки Тулома, строительство железнодорожных мостовых переходов, установка опор и подпорных стенок автодорожного путепровода и др.).
Вместе с тем в строительстве на западном берегу Кольского залива частных объектов произошла заминка, обусловленная совокупностью различных причин, в числе которых и сложная геополитическая обстановка, и ограничение доступа российских банков к рынкам капитала стран ЕС, и колебания рыночной конъюнктуры. Все это, наряду с сокращением в последние годы
расходной части федерального бюджета и оптимизацией затрат на все инвестиционные проекты России, привело к дефициту средств, предназначенных для строительства объектов МТУ. Так, согласно первоначальным планам, проект должен был быть завершен к 2020 г., однако в сентябре 2017 г. срок его реализации был продлен до 2021 г., а финансирование сокращено почти на 6 млрд руб. — до 139 021,7 млн руб. (в том числе 59 598,6 млн руб. за счет средств федерального бюджета, 79 423,1 млн руб. за счет внебюджетных источников).
Тем не менее даже в период жестких бюджетных ограничений у российского правительства нет в планах прекращать строительство МТУ, проект продолжает реализовываться, а интерес к нему отечественных и зарубежных компаний не утихает. Так, в 2015 г. в проект МТУ вошла российская компания «НОВАТЭК» с намерением построить на западном берегу Кольского залива центр строительства крупнотоннажных морских сооружений, который будет выпускать плавучие СПГ-заводы мощностью 6,5 млн т для реализации проекта «Ямал СПГ». В 2017 г. в проект МТУ вошли сразу два крупных инвестора — швейцарский глобальный сырьевой трейдер Mercuria Energy Trading S.A. и крупнейший китайский государственный холдинг Poly International Holding Co. Благодаря инвестициям иностранных компаний в марте 2018 г. на западном берегу Кольского залива было начато строительство современного специализированного угольного терминала «Лавна» мощностью 18 млн т в год, который должен заработать уже в 2020 г. Кроме того, свои планы присоединиться к проекту строительства угольного терминала «Лавна» неоднократно озвучивали и Талдинская топливно-энергетическая компания (ГК «ТАЛТЭК»), и холдинговая компания «СДС-Уголь» (отраслевой холдинг компании «Сибирский деловой союз»), входящая в тройку лидеров угольной отрасли России.
Заключение
Как отмечалось выше, с развитием транспортного узла Мурманская обл. приобретет стратегическое значение как опорный регион в реализации национальных интересов России в Арктике, в первую очередь по реализации арктического транспортно-транзитного потенциала. С увеличением судоходства по трассам СМП транспортная система Мурманской обл. будет интегрирована в общероссийскую транспортную систему, а перед региональными предприятиями откроются рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Кроме того, устойчивое развитие получат судоремонтные предприятия области и производства в смежных секторах (промышленность, финансовый сектор и т. д.). Немалые перспективы имеет развитие морской пассажирской инфраструктуры и круизного туризма из Мурманска по трассам СМП — к Северному полюсу, Новой Земле, арх. Шпицберген (по оценкам ФГУП «Росморпорт», число заходов в Мурманский порт иностранных круизных судов может увеличиться с 6 до 70) [4]. Эти и другие факторы определят позитивную динамику региональных показателей: увеличение ВРП, сокращение безработицы, создание дополнительных рабочих мест во время строительства и в период эксплуатации объектов МТУ, повышение благосостояния населения, оживление деловой активности и т. д.
Таким образом, Мурманский транспортный узел, несомненно, является важнейшим фактором укрепления позиций Российской Федерации в Арктике, а также фактором формирования качественно новой общероссийской транспортной инфраструктуры и обеспечения устойчивого развития Мурманской обл.
ЛИТЕРАТУРА
1. Скуфьина Т. П. Нормативно-правовое регулирование развития российского Севера и Арктики // Фундаментальные исследования. 2016. № 9-2. С. 424-428. 2. Победоносцева В. В., Победоносцева Г. М. Инвестиционные решения при освоении территорий Арктической зоны Российской Федерации // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2012. № 1 (29). С. 24-26. 3. Циганкова А. А., Романченко О. В., Шметкова О. Л. Инфраструктура Арктической зоны РФ: состояние, экономические инструменты развития и приоритетные проекты //
126
http://www. naukaprint.ru/zhurnaly/vestnik/
Региональная экономика и управление: электрон. науч. журн. 2016. № 4 (48). С.158-168. 4. Большаков Я. А., Петко О. В., Фридкин В. Н. Роль Мурманского транспортного узла в развитии Арктического региона // Управление экономическими системами: электрон. науч. журн. 2016. № 4 (86). 5. Шпак А. В., Серова В. А., Биев А. А. Современные проблемы транспортной инфраструктуры регионов российской Арктики // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2014. № 6 (43). С. 31-35. 6. Скуфьина Т. П., Серова Н. А. Актуальные аспекты развития Мурманского транспортного узла // Транспорт Российской Федерации. 2017. № 5 (72). С. 19-22. 7. Серова Н. А. Особенности инвестиционной политики регионов Арктической зоны // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2016. № 3. С. 13-20.
Сведения об авторе
Серова Наталья Александровна — кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института экономических проблем им. Г. П. Лузина КНЦ РАН E-mail: serova@iep.kolasc.net.ru
Author Affiliation
Natalia A. Serova — PhD (Economics), Senior Researcher of the Luzin Institute for Economic Studies of the KSC of the RAS
E-mail: serova@iep.kolasc.net.ru Библиографическое описание статьи
Серова, Н. А. Роль Мурманского транспортного узла в развитии Арктической зоны Российской Федерации / Н. А. Серова // Вестник Кольского научного центра РАН. — 2018. — № 2 (10). — С. 123-127.
Reference
Serova Natalia A. The Role of the Murmansk Transport Hub in the Development of the Arctic Zone of the Russian Federation. Herald of the Kola Science of the RAS, 2018, vol. 2 (10), pp. 123-127 (In Russ.).