Экономика территорий
© Серова Н.А.
ИНСТИТУТЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ СЕВЕРА РФ)
Ш/ШЫк СЕРОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник В Федеральное государственное бюджетное учреждение науки | iSf лМ Институт экономических проблем им. Г П. Лузина < 4 J^^ Кольского научного центра Российской академии наук \v у^И E-mail: [email protected]
Решающим условием в создании необходимых условий для экономического роста страны и повышения качества жизни населения является инвестиционная деятельность, существенную роль в активизации которой играет благоприятный инвестиционный климат территории и ее инвестиционная привлекательность. Однако все еще недостаточно изученными остаются вопросы использования государственных и региональных механизмов формирования благоприятного инвестиционного климата и их влияния на социально-экономическое развитие российских регионов. В этой связи изучение основных институтов формирования благоприятного инвестиционного климата имеет большое научное и практическое значение. В статье проведен анализ федеральных и региональных институтов формирования благоприятного инвестиционного климата. Сделан вывод, что активизация государственной политики по совершенствованию инвестиционного климата привела к позитивным изменениям позиционирования России в международных рейтингах конкурентоспособности, инвестиционного и предпринимательского климата. Особое внимание в работе уделено анализу современного состояния инвестиционной сферы и особенностям инвестиционной политики регионов Севера РФ, для которых характерны экстремальные природно-климатические условия жизнедеятельности и ярко выраженная специфика социально-экономического развития. Рассмотрено законодательство, регулирующее инвестиционную деятельность северных регионов.
Институты, инвестиции, инвестиционный климат, регионы Севера.
Проблемам активизации инвестиционной деятельности в российских регионах, в том числе регионов Севера, посвящено множество трудов отечественных ученых. Широкий круг вопросов, связанных с данной проблематикой, отражен в трудах
В.В. Васильева, А.Г. Гранберга, А.В. Истомина, В.Н. Лексина, Г.П. Лузина, А.Н. Пилясова, Д.И. Ряховского, В.С. Селина, Т.П. Скуфьиной, А.И. Татаркина, И.И. Токаренко, Г.Г. Фетисова, А.А. Шабуновой, Л.Н. Широковой и др. Однако все еще недостаточно изученны-
ми остаются вопросы использования государственных и региональных механизмов формирования благоприятного инвестиционного климата и их влияния на социально-экономическое развитие субъектов РФ. Представленные в настоящей работе результаты и положения дополняют ранее полученные знания в данных областях.
Целью исследования являлось изучение институтов формирования благоприятного инвестиционного климата в Российской Федерации, при этом особое внимание в работе было уделено анализу современного состояния инвестиционной сферы и особенностям инвестиционной политики регионов Севера РФ, для которых характерны экстремальные природно-климатические условия жизнедеятельности и ярко выраженная специфика социально-экономического развития.
В соответствии с поставленной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
- анализ основных направлений государственной политики по формированию институтов совершенствования инвестиционного климата в РФ;
- анализ федеральных и региональных институтов формирования благоприятного инвестиционного климата в регионах Севера;
- анализ законодательства, регулирующего инвестиционную деятельность северных регионов.
В научной литературе существует широкий спектр определений инвестиционного климата, однако большинством отечественных экономистов он трактуется как «совокупность социальных, природных, экономических, политических, правовых и иных предпосылок, характеризующих целесообразность инвестирования».
Одним из важнейших институтов формирования благоприятного инвестиционного климата в России, созданным еще в 2005 году, является Инвестиционный
фонд РФ, руководство которым осуществляет Министерство регионального развития РФ. Главной целью использования средств Фонда является поддержка конкретных инвестиционных проектов, отвечающих приоритетам социально-экономического развития России или отдельных субъектов РФ. За период существования Фонда была оказана государственная поддержка 16 федеральным и 34 региональным инвестиционным проектам, общая сумма которых составляет более 1 трлн. 244 млрд рублей [6, с 80-86].
Для государственной поддержки и стимулирования инвестиционного потенциала отрасли ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) в 2006 году также был создан Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий (ОАО «Росинфокоминвест»). Деятельность фонда направлена на финансирование инновационных компаний исключительно в сфере информационно-коммуникационных технологий.
В 2010 году формирование благоприятного инвестиционного климата в России было выделено в самостоятельное направление деятельности Минэкономразвития [1; 7; 9], поэтому на государственном уровне началась интенсивная работа, которая велась по двум направлениям: формирование институтов совершенствования инвестиционного климата и принятие законодательных актов по основным аспектам инвестиционной деятельности.
Так, для сопровождения проектов иностранных инвесторов в 2010 году был создан институт федерального инвестиционного уполномоченного (инвестиционный омбудсмен). В соответствии с законодательством основными задачами уполномоченного являются: защита прав и интересов российских и иностранных предпринимателей; осуществление кон-
троля за соблюдением прав и интересов предпринимателей; содействие развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и интересов предпринимателей; взаимодействие с предпринимательским сообществом; участие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности, защиты прав и интересов предпринимателей.
В 2010 году была переориентирована деятельность созданного в 1994 году Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ) на оперативное решение проблем, возникающих у иностранных инвесторов, а также на выработку рекомендаций по совершенствованию условий ведения бизнеса в России. Всего за 20 лет работы консультативного совета в нем приняли участие более 60 иностранных компаний и банков (Exxon Mobil Corporation, Ford Motor Company, Renault, Deutsche Bank, Всемирный банк и др.), а совокупный объем инвестиций в российскую экономику превысил 120 млрд долларов.
Для привлечения иностранных инвестиций в лидирующие компании наиболее быстрорастущих секторов российской экономики создан Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ). Во всех сделках РФПИ выступает соинвестором вместе с крупнейшими в мире институциональными инвесторами (фондами прямых инвестиций, суверенными фондами, ведущими отраслевыми компаниями). Совместно с партнерами РФПИ уже инвестировал в российскую экономику более 400 млрд рублей, из них 50 млрд рублей - средства РФПИ и более 350 млрд рублей - средства соинвесторов и банков.
В настоящее время в проработке РФПИ находятся более 40 проектов в сфере электроэнергетики, энергосберегающих технологий, телекоммуникаций, медици-
ны и других сферах на общую сумму инвестиций 8 млрд. долларов. Например, в конце 2014 года РФПИ получил средства Фонда национального благосостояния России (ФНБ) на реализацию проекта по устранению «цифрового неравенства» в регионах России, который осуществляется в партнерстве с ОАО «Ростелеком» (первый транш - 4,05 млрд руб.), что позволит жителям малых населенных пунктов получить высокоскоростной доступ в Интернет. Еще один инфраструктурный проект, реализуемый РФПИ с привлечением средств ФНБ, - строительство «интеллектуальных сетей» совместно с ОАО «Россети» (первый транш - 1,08 млрд руб.). Внедрение технологии позволит сэкономить до 15% электроэнергии в масштабах всей страны. В качестве пилотных регионов для реализации проекта выбраны Калининградская, Ярославская и Тульская области [10].
Для поддержки российского, прежде всего, высокотехнологичного (машины, оборудование и транспортные средства, строительные и инженерные услуги) бизнеса было создано Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР). Основными направлениями деятельности ЭКСАР являются: страховая поддержка экспорта товаров и услуг российского производства; развитие современной системы финансирования экспорта, обеспеченного страховым покрытием ЭКСАР; страховая поддержка российских инвестиций за рубежом; поддержка экспортно-ориентированных субъектов МСП. В 2012 -2014 гг. агентством было застраховано экспортных кредитов на сумму более 14 млрд долларов (рисунок).
Для содействия в преодолении административных барьеров и привлечения софинансирования для перспективных коммерческих, социальных и инфраструктурных проектов создано Агентство стра-
Рис. Объемы экспорта, страхуемого Агентством по страхованию экспортных кредитов и инвестиций
тегических инициатив (АСИ), которое в настоящее время реализует два крупных проекта по улучшению инвестиционного климата: Национальная предпринимательская инициатива (НПИ) и внедрение «Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе».
В рамках Национальной предпринимательской инициативы осуществляется разработка дорожных карт по 22 сферам государственного регулирования, которыми предусматривается совершенствование законодательства и реализация мероприятий, направленных на достижение эффектов, предусмотренных законодательными инициативами. В качестве критериев эффективности их реализации используются индикаторы конкурентной среды PMR и предпринимательской активности New Business Density, а также место России в рейтинге Doing Business. Целевым показателем реализации «дорожных карт» Национальной предпринимательской инициативы является улучшение качества предпринимательской среды, позволяющее выйти на 20-е место рейтинга в 2018 году.
Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ предусматривает единые правила поддержки бизнеса в регионах, в частности, утверждение инвестиционной стратегии, принятие регионального закона о защите прав и механизмах поддержки инвесторов, создание инфраструктуры для размещения производственных объектов инвесторов (технопарков, бизнес-инкубаторов), создание совета по улучшению инвестиционного климата, постоянное информационное сопровождение инвестиционной политики региона. Указанные меры призваны способствовать в первую очередь взаимодействию власти и бизнеса, а также формированию инфраструктуры, необходимой для развития бизнеса и продвижению инвестиционных проектов региона в России и за рубежом.
Помимо создания институтов совершенствования инвестиционного климата Правительством РФ в 2010 - 2011 гг. был также принят ряд законодательных мер по следующим направлениям [5; 8]:
1. Упрощение миграционного режима: - для высококвалифицированных специалистов (ВКС) сокращены с 1-го года до 20-ти дней сроки получения разрешения на работу и въездных виз;
- для ВКС увеличены максимальные сроки действия виз и разрешений на работу с 1-го года до 3-х лет с возможностью продления;
- для ВКС предоставлена возможность получения вида на жительство в упрощенном порядке;
- для всех иностранных граждан упрощены процедуры миграционного учета, увеличен с 3 до 7 дней срок постановки на учет;
- введена возможность привлекать без разрешений на работу преподавателей и научных работников для осуществления научной деятельности в вузах, научных и инновационных организациях.
2. Сокращение административных барьеров:
- введен институт оценки регулирующего воздействия, позволяющий проводить оценку планируемых к принятию нормативно-правовых актов с учетом мнения представителей бизнеса. В рамках ОРВ в 2010 году было подготовлено 543 заключений на проекты, из них 361 положительное заключение, 182 отрицательных заключения;
- определены особенности организации и проведения проверок в отдельных видах государственного контроля (надзора) В итоге на 25% сократилось количество проверок субъектов предпринимательской деятельности.
3. Оптимизация процедур по доступу к инфраструктуре:
- сокращена плата за подключение к электросетям (в среднем в 2 раза);
- утверждены существенные условия договора технологического присоединения между потребителем и сетевой компанией;
- регламентированы существенные условия договора на подключение (срок, распределение обязательств сторон, порядок оплаты, финансовая ответственность сетевой организации за нарушение сроков);
- исключен механизм расчетов за электрическую энергию с использованием числа часов использования мощности, введен единый час расчетов за потребляемую мощность гарантирующих поставщиков на оптовом и розничном рынке;
- установлена ответственность за нарушение правил подключения. Предусмотрены штрафы для юридических (от 100 до 500 тыс. рублей) и должностных (от 10 до 40 тыс. рублей) лиц;
- установлен предельный 30-дневный срок, в который уполномоченный орган в области государственного регулирования тарифов обязан рассмотреть заявки крупных потребителей, подключение которых осуществляется по индивидуальному тарифу.
4. Совершенствование таможенного администрирования:
- снижены ставки ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование, используемое в металлургии, пищевой и медицинской промышленности;
- введены на постоянной основе нулевые ставки таможенного тарифа на импорт технологического оборудования для пищевой промышленности, не производимого в России;
- сокращено количество документов для экспорта несырьевых товаров с 25 до 7;
- снижены суммы финансовых гарантий для таможенного представителя на 20% (с 50 до 40 млн руб.), для таможенного перевозчика на 60% (с 20 до 8 млн руб.);
- увеличен срок уплаты таможенных платежей с 15 дней до 4 месяцев;
- упрощен ввоз и вывоз научных и коммерческих образцов (срок выпуска по процедуре временного ввоза/вывоза 4 часа, упрощенный порядок декларирования для образцов стоимостью до 300000 руб.);
- уполномоченному экономическому оператору предоставляются специальные упрощения (временное хранение
товаров и проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров; выпуск товаров до подачи таможенной декларации и т. д.);
- введена возможность поставки товаров в производство получателем груза до завершения процедур таможенного оформления уполномоченным экономическим оператором.
5. Налоговое стимулирование:
- освобождены от налога на прибыль доходы от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке, а также обращающихся акций высокотехнологичных компаний, при условии срока владения не менее 5 лет;
- освобождено от налога на имущество организаций энергоэффективное оборудование сроком на 3 года с момента ввода в эксплуатацию;
- предусмотрена возможность списания в налоговом учете стоимости нематериальных активов инновационной направленности в течение двух лет;
- освобождение от налога на прибыль организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования и здравоохранения;
- установление пониженных ставок страховых взносов для ряда налогоплательщиков (1Т, резиденты ТВЗ, малые инновационные компании, малый бизнес в производственной сфере, инжиниринг);
- проиндексированы ставки акцизов, существенно увеличены ставки на алкогольную и табачную продукцию;
- введены дополнительные основания для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате федеральных налогов и дополнительное основание по инвестиционному налоговому кредиту;
- базовая ставка транспортного налога для автотранспортных средств с 1 января 2011 года снижена в два раза;
- введена возможность оперативного внесения в Налоговый кодекс РФ измене-
ний, улучшающих положение налогоплательщиков.
6. Упрощение процедур в сфере строительства:
- сокращены сроки получения разрешения на строительство и затраты инвесторов на их прохождение;
- сокращено количество объектов капитального строительства, относимых к категории уникальных объектов, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе;
- отменена обязательная техническая инвентаризация при новом строительстве (сокращение на 30-90 дней сроков ввода объектов в эксплуатацию);
- усовершенствованы требования к документам территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территории;
- сокращено число лицензируемых видов деятельности.
В силу объективных причин территориального развития России необходимо признать, что особая роль в улучшении инвестиционного климата страны и субъектов РФ принадлежит самим регионам. Именно на уровне регионов решаются конкретные проблемы, осуществляются «пилотные» проекты, результаты реализации которых находят обобщение в проводимой государственной политике на федеральном уровне.
Среди всех регионов России в особую группу выделяется Север, значение которого определяется тем, что, с одной стороны, это обширная жизненно важная часть территории страны с экстремальными условиями жизнедеятельности (северные регионы занимают около 70% всей территории страны, на которой проживает более 25 млн чел.), с другой - Север играет ключевую роль в национальной экономике и обеспечении безопасности России, т.к. обладает уникальным геополитическим, природно-ресурсным и со-
циально-экономическим потенциалом. Здесь сосредоточено почти 80% запасов всех полезных ископаемых России, с северных территорий идет четверть налоговых поступлений и 60% всех валютных поступлений страны.
Тенденции на Севере существенно отличаются от общероссийских практически по всем основным направлениям [9]:
- демографическое - за годы реформ население уменьшилось более чем на 30%, что в основном связано с миграционным оттоком, начавшимся в 90-х гг. и продолжающимся до сих пор;
- финансовое - только арктические и частично северные регионы перечисляют в федеральных бюджет больше, чем получают в виде обратных трансфертов, при этом уровень их бюджетной обеспеченности несколько ниже, чем в среднем по стране;
- инфраструктурное - состояние инфраструктуры северных регионов серьезно сдерживает реализацию инвестиционных проектов.
Все регионы Севера (за исключением Республики Карелия) занимают лидирующие позиции в стране по уровню производства ВРП на душу населения (табл. 1). Главным образом это связано с концентрацией на территории северных регионов
предприятий по добыче нефти и газа, алмазов, золота, производству цветных и редких металлов, которые дают наибольший денежный доход на одного работающего.
По объему инвестиций в основной капитал 7 из 12 северных регионов занимают первые места в РФ: Ненецкий АО - 1, Ямало-Ненецкий АО - 2, Ханты-Мансийский АО - 3, Сахалинская область - 5, Республика Коми - 6, Чукотский АО - 7, Республика Саха - 9. Примечательно, что по объему ввода в действие жилых домов северные регионы, наоборот, занимают последние места в стране: Мурманская область - 83, Чукотский АО - 82, Магаданская область - 80, Республика Коми - 79, Камчатский край - 71, Архангельская область - 70, Республика Карелия - 63.
Несмотря на лидирующие позиции по объему инвестиций в основной капитал, начиная с 2011 года, у всех северных регионов, в том числе и сырьевых, наблюдается отрицательная динамика (табл. 2).
По налоговым поступлениям в федеральный бюджет практически все регионы Севера занимают лидирующие позиции. Тем не менее, несмотря на достаточно высокие места северных регионов среди субъектов РФ по уровню поступлений в федеральный бюджет северные регионы являются дотационными (за исключе-
Таблица 1. Валовой региональный продукт на душу населения, тыс. руб.
Регионы 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Республика Карелия 186,65 241,69 251,98 276,84
Республика Коми 390,74 487,36 541,16 559,98
Архангельская область 302,80 360,17 391,15 428,05
Ненецкий АО 3913,59 3685,89 4003,35
Мурманская область 292,93 333,51 361,97 396,35
Ханты-Мансийский АО 1575,30 1719,11 1753,78
Ямало-Ненецкий АО 1820,30 2209,80 2540,49
Республика Саха (Якутия) 403,66 508,67 566,39 595,83
Камчатский край 319,85 356,41 397,73 410,86
Магаданская область 377,89 464,11 511,13 584,73
Сахалинская область 977,26 1210,00 1298,44 1369,00
Чукотский АО 767,85 883,39 896,82 927,40
Справочно: РФ 263,83 317,52 348,64 376,38
Составлено: Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов. 2014 : стат. сб. / Росстат. - М., 2015.
Таблица 2. Индексы физического объема инвестиций в основной капитал, в сопоставимых ценах, % к предыдущему году
Регионы 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Республика Карелия 117,5 125,3 106,5 82,2
Республика Коми 99,9 167,7 104,9 65,4
Архангельская область 126,4 122,0 110,5 79,2
Ненецкий АО 112,2 97,1 124,7 102,1
Мурманская область 86,2 138,5 121,3 81,3
Ханты-Мансийский АО 108,8 117,2 105,4 101,5
Ямало-Ненецкий АО 99,8 112,6 116,7 83,2
Республика Саха (Якутия) 63,8 136,9 103,0 89,6
Камчатский край 118,7 96,0 106,1 90,0
Магаданская область 99,9 104,6 134,2 108,9
Сахалинская область 111,2 132,6 93,5 97,5
Чукотский АО 33,9 170,3 174,3 55,7
Справочно: РФ 106,0 110,8 106,8 99,8
Составлено: Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов. 2014 : стат. сб. / Росстат. - М., 2015.
нием трех нефтедобывающих регионов -Ханты-Мансийского, Ненецкого и Ямало-Ненецкого АО).
В целом особенности инвестиционной деятельности на Севере связаны с экстремальными природно-климатическими условиями, обусловливающими удорожание капитальных затрат по сравнению с центральными регионами, сложностью и неоднородностью социально-экономической ситуации в северных регионах, а также с производственной специализацией северных регионов, основанной на эксплуатации природных ресурсов [2; 4, с. 375-379; 9; 11, с. 140-147]. В связи с этим представляет большой научный и практический интерес изучение механизмов формирования благоприятного инвестиционного климата в регионах Севера.
В настоящий момент на Севере действует несколько федеральных институтов формирования благоприятного инвестиционного климата. Например, с помощью Инвестиционного фонда РФ в Республике Карелия успешно реализуется инвестиционный проект «Строительство и реконструкция водопроводных очистных сооружений г. Петрозаводска (II этап)» (средства Инвестиционного фонда РФ -45,9 млн рублей).
В Камчатском крае и Сахалинской области Внешэкономбанком ведется финансирование межрегионального инвестиционного проекта «Строительство волоконно-оптических линий связи в РФ» (общий объем инвестиций - 2,5 млн рублей, участие Внешэкономбанка - 2,3 млн рублей). При поддержке Внешэкономбанка в Ямало-Ненецком АО осуществляется проект строительства Уренгойской ГРЭС стоимостью 24,47 млн рублей (участие Внешэкономбанка - 21,278 млн рублей). Также с помощью Внешэкономбанка в Республике Карелия осуществляется реконструкция и строительство малых гидроэлектростанций (общий объем инвестиций - 2,1 млн рублей, участие Внешэкономбанка - 1,593 млн рублей).
Представительства Агентства стратегических инициатив функционируют во всех федеральных округах, куда входят регионы Севера. Кроме того, в Камчатском крае, Магаданской области и Республике Саха (Якутия) с АСИ заключены соглашения о сотрудничестве.
Также в регионах Севера созданы собственные институты формирования благоприятного инвестиционного климата. Например, региональные инвестиционные фонды созданы во всех северных субъектах РФ (за исключением Ненецкого
и Чукотского АО, Магаданской области). Инвестиционный фонд Республики Коми в настоящее время реализует три крупных инвестиционных проекта:
- проект «Строительство здания для размещения в нем государственного бюджетного учреждения «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» (общая стоимость проекта - 32 млн рублей);
- проект «Пансионат для проживания пожилых людей» (общая стоимость проекта - 289,436 млн рублей);
- проект «Создание и реконструкция автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар» (общая стоимость проекта - 9747 млн рублей).
В Ямало-Ненецком автономном округе создан Региональный инновационно-инвестиционный фонд «Ямал» (НО ФИР «Ямал). В настоящий момент Фонд участвует в реализации проекта строительства 10 таунхаузов в г. Лабытнанги (общий объем инвестиций - 39,77 млн рублей) и сопровождает проекты создания сети баз спортивного рыболовства и активного отдыха на территории округа (средства НО ФИР «Ямал» - 93,8 млн рублей) и развития газохимического кластера на базе новоуренгойского газохимического комбината» (общий объем инвестиций - 123,5 млн рублей, средства НО ФИР «Ямал» - 57%).
Также во всех северных регионах созданы специализированные организации по привлечению инвестиций. Например, в Ханты-Мансийском АО для привлечения инвестиций, осуществления государственных заимствований, а также развития инструментов государственно-частного партнерства созданы Региональный центр инвестиций (РЦИ), Фонд развития Ханты-Мансийского АО - Югры и Фонд поддержки предпринимательства Югры.
В Сахалинской области деятельность по работе с инвесторами осуществляет Сахалинское агентство проектов развития. Основная специализация агентства - бизнес-планирование и комплексное сопровождение реализации инвестиционных проектов на территории Сахалинской области (взаимодействие с разрешительными инстанциями, работа с контрагентами). За 4 года работы учреждением разработано 12 предпроект-ных решений, из которых на сегодня 5 инвестиционных проектов получили статус «приоритетный инвестиционный проект Сахалинской области», и еще 4 проекта находятся в рассмотрении для предоставления мер поддержки. Общая стоимость проектов оценивается в 20 млрд рублей, из них за счет частного капитала -14 млрд рублей.
В Республике Карелия создана специализированная организация ОАО «Корпорация развития Республики Карелия», с помощью которой уже реализовано 3 проекта: «Универсальная электронная карта»; «Модернизация системы теплоснабжения г. Костомукша» (объем инвестиций - 1 млрд долларов); «Создание единой теплоснабжающей организации «КарелЭнергоРесурс».
В Мурманской области для привлечения инвестиций и работе с инвесторами создана ОАО «Корпорация развития Мурманской области». К задачам Корпорации относятся развитие инфраструктуры промышленных зон, индустриальных парков и технопарков на территории региона, а также привлечение инвесторов, в том числе иностранных, к участию в реализации проектов. В режиме «одного окна» Корпорация предоставляет инвестору пакет услуг, связанных с подготовкой, реализацией и сопровождением инвестиционного проекта на всех этапах жизненного цикла (маркетинговые и рекламные услуги, биз-
нес-планирование, подбор и подготовка участков для реализации инвестиционных проектов, взаимодействие с административными органами, разработка вариантов софинансирования инвестиционных проектов, подготовка и оформление разрешительной документации, услуги по управлению проектами и аутсорсингу проектных команд, ИТ-консалтинг и др.).
В целях развития инвестиционной инфраструктуры во всех регионах Севера на сегодняшний день планируется или проводится проектирование объектов индустриальных парков и технопарков, особых экономических зон регионального уровня. Например, в Республике Саха для размещения экспортной территории опережающего развития создан индустриальный парк «Южная Якутия» включающий локализацию перерабатывающих производств: металлургического комбината, предприятий газонефтехимического и химического комплекса.
В Ханты-Мансийском АО имеется 10 проектов по созданию индустриальных парков на территории региона, 3 из которых находятся на стадии реализации: Югорский лесопромышленный парк распределенного типа, площадка №1 и площадка №2 (специализация - лесо-переработка) и индустриальный парк в г. Нижневартовск (специализация - не-фтесервис). Предполагается создание еще двух лесопромышленных парков, одного агроиндустриального, индустриального парка по газопереработке на Приразломном месторождении, индустриального парка по сбору и переработке дикоросов, двух индустриальных парков в сфере транспортно-логистических услуг. Кроме того, в Ханты-Мансийском АО функционирует «Технопарк высоких технологий», основной целью которого является содействие развитию малого и среднего предпринимательства в области инновационной деятельности.
Во всех регионах Севера также предусмотрены меры поддержки развития малого и среднего бизнеса: разработаны программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства; созданы гарантийные, лизинговые, венчурные фонды; бизнес-инкубаторы. Например, в Ханты-Мансийском АО создан Фонд микрофинансирования Югры, основным направлением деятельности которого является участие в финансировании деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства посредством предоставления микрозаймов (максимальная сумма займа - 1 млн. рублей, процентная ставка до 10% годовых.
Кроме того, регионы активно принимают на своем уровне нормативные правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность и позволяющие реализовывать конкурентные преимущества территории. Например, в двух регионах (Республиках Коми и Карелия) разработаны Концепция инвестиционной политики и основные направления инвестиционной политики. Во всех регионах, кроме Чукотского АО, приняты законы об инвестициях, инвестиционной политике и государственной поддержке инвестиционной деятельности (Республики Карелия, Коми и Саха (Якутия), Ненецкий, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий АО, Архангельская, Мурманская, Магаданская и Сахалинская области, Камчатский край).
В рамках внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата во всех регионах, кроме Ненецкого АО и Республики Карелия, разработана инвестиционная декларация, во всех регионах действуют советы по улучшению инвестиционного климата, оказывающие инвесторам организационно-методическую помощь и поддержку, а также создан институт уполномоченного по защите прав предпринимателей.
В половине регионов действует региональное законодательство о государственно-частном партнерстве (Республики Коми и Саха (Якутия), Архангельская, Мурманская области, Ямало-Ненецкий АО, Камчатский край) и приняты нормативно-правовые акты о финансовых механизмах повышения инвестиционной привлекательности (Республики Карелия и Саха (Якутия), Архангельская, Магаданская и Сахалинская области, Чукотский АО).
В регионах (Республика Карелия и Камчатский край) также особое внимание уделяется инвестиционному климату муниципальных образований. Так, в Республике Карелия разработан Порядок отнесения муниципальных образований к районам инвестиционного стимулирования, а в Камчатском крае разработан комплекс мер по стимулированию органов местного самоуправления к привлечению инвестиций и наращиванию налогового потенциала.
Результатом активизации в 2010 -2011 гг. усилий государства по формированию благоприятного инвестиционного климата стали позитивные изменения позиционирования России в различных международных рейтингах. Так, в рейтинге Doing Business Россия поднялась с 2010 г. к 2015 г. на 65 позиций (со 124-го места до 62-го), улучшив условия ведения бизнеса по трем из 10 индикаторов:
- по направлению «Регистрация предприятия» Россия - на 24 позиции, чему способствовало упрощение процедуры регистрации предприятий путем отмены требования о предварительной оплате уставного капитала;
- по направлению «Регистрация собственности» - на 5 позиций, чему способствовало упрощение процедуры собственности, в частности обеспечено предоставление государственных услуг по принципу «одного окна»;
- по направлению «Разрешение на строительство» - на 16 позиций, чему способствовало упрощение процедуры получения разрешений на строительство, разработка и утверждение правила землепользования и др.
Кроме того, в рейтинге самых дешевых для ведения бизнеса стран Россия в
2012 году заняла четвертое место из 19 развитых и развивающихся стран, уступая лишь Индии, Китаю и Мексике [3]. По объему привлеченных инвестиций в
2013 году согласно исследованию компании Ernst & Young (EY) Россия заняла 3-е место в мире, уступив США и Китаю [12].
Таким образом, предпринимаемые государством и субъектами РФ шаги по созданию институтов совершенствования инвестиционного климата способствуют повышению инвестиционной активности и улучшению позиций России и ее регионов на мировой арене.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов, С. В. Моделирование региональных систем [Текст] / С. В. Баранов, Т. П. Скуфьина. -Апатиты : Изд-во КНЦ РАН, 2014 - 232 с.
2. Гранберг, А. Г. Основы региональной экономики [Текст] : учебник для вузов / А. Г. Гранберг. -М. : ГУ ВШЭ, 2001. - 495 с.
3. Дьякова, Ю. Н. Инвестиционный рейтинг России [Текст] / Ю. Н. Дьякова, М. В. Самарина // Инновации и инвестиции. - 2015. - № 3. - С. 130-133.
4. Залкинд, Л. О. Инвестиционные процессы и дифференциация северных регионов России [Текст] / Л. О. Залкинд, Н. А. Серова // Проблемы современной экономики. - 2008. - № 4 (28). - С. 375-379.
5. Изменение законодательства в Российской Федерации и направления дальнейшего совершенствования [Электронный ресурс] : аналитические материалы Министерства экономического развития РФ. - Режим доступа : http://www.iip.ru/analytics/analiticheskie-materialy-ministerstva-ekonomicheskogo-razvitiya-rossiyskoy-federacii
6. Калинина, А. Г. Институт реализации государственных экономических предпочтений в России [Текст] / А. Г. Калинина // Вопросы регулирования экономики. - 2013. - Том 4. - № 1. - С. 80-86.
7. Кобылинская, Г. В. Региональная инвестиционная система: тенденции развития и направления совершенствования [Текст] / Г. В. Кобылинская, А. Н. Чапаргина. - Апатиты : Изд-во КНЦ РАН, 2013. - 164 с.
8. О ходе реализации мер по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации [Электронный ресурс] : доклад Министерства экономического развития РФ. - Режим доступа : http://static.kremlin.ru/media/events/files/41d3c7a9c80e76ee8521.pdf
9. Региональная экономика и вопросы североведения [Текст] : монография / под науч. редакцией д.э.н., проф. В. С. Селина, д.э.н. Т. П. Скуфьиной. - Апатиты : Изд-во КНЦ РАН, 2013. - С. 272.
10. РФПИ получил первый транш средств ФНБ, выделяемых на инфраструктурные проекты [Электронный ресурс] : материалы Российского фонда прямых инвестиций. - Режим доступа : http://www.rdif.ru/fullNews/1222
11. Скуфьина, Т. П. Социально-экономическая дифференциация пространства: противоречия теории и практики регулирования [Текст] / Т. П. Скуфьина // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2013. - № 6 (30). - C. 140-147.
12. Global investment trends monitor [Electronic resource] // United nations UNCTAD. - 2014. - № 15. -P. 6. - Available at : http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/webdiaeia2014d1_en.pdf
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Серова Наталья Александровна - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского научного центра Российской академии наук. Россия, 184209, г. Апатиты, ул. Ферсмана, д. 24а. E-mail: [email protected]. Тел.: (81555) 7-96-06.
Serova N.A.
INSTITUTIONS OF FORMATION OF FAVORABLE INVESTMENT CLIMATE IN RUSSIA (CASE STUDY OF NORTHERN REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION)
Investment activities are crucial for establishing the necessary conditions for economic growth and improving the quality of life of the population; an essential role in promotion of these activities belongs to a favorable investment climate of the territory and its investment attractiveness. However, the issues concerning the use of state and regional mechanisms for the formation of a favorable investment climate and their impact on socio-economic development of Russia's regions have not been studied sufficiently. In this regard, the study of the main institutions for the formation of favorable investment climate has considerable scientific and practical importance. The article analyzes federal and regional institutions for the formation of a favorable investment climate. The author concludes that promotion of the state policy in order to improve investment climate has produced positive changes in Russia's positions in international rankings of competitiveness, investment and business climate. The article pays special attention to the analysis of the current state of investment sphere and specifics of investment policy in the regions of Russia's North, which are characterized by extreme climatic conditions and specifics of socio-economic development. The author also considers the legislation governing the investment activities in the northern regions.
Institutions, investments, investment climate, regions of the North.
REFERENCES
1. Baranov S. V., Skuf'ina T. P. Modelirovanie regional'nykh system [Modeling of Regional Systems]. Apatity: Izd-vo KNTs RAN, 2014. 232 p.
2. Granberg A. G. Osnovy regional'noi ekonomiki: uchebnik dlya vuzov [Fundamentals of Regional Economics: Textbook for Universities]. Moscow: GU VShE, 2001. 495 p.
3. D'yakova Yu. N., Samarina M. V. Investitsionnyi reiting Rossii [Investment Rating of Russia]. Innovatsii i investitsii [Innovation and Investment], 2015, no. 3, pp. 130-133.
4. Zalkind L. O., Serova N. A. Investitsionnye protsessy i differentsiatsiya severnykh regionov Rossii [Investment Processes and the Differentiation of Russia's Northern Regions]. Problemy sovremennoi ekonomiki [Problems of Modern Economics], 2008, no. 4 (28), pp. 375-379.
5. Izmenenie zakonodatel'stva v Rossiiskoi Federatsii i napravleniya dal'neishego sovershenstvovaniya: anali-ticheskie materialy Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya RF [Changes in the Legislation of the Russian Federation and the Areas for Further Improvement: Analytical Materials of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation]. Available at: http://www.iip.ru/analytics/analiticheskie-mate-rialy-ministerstva-ekonomicheskogo-razvitiya-rossiyskoy-federacii
6. Kalinina A. G. Institut realizatsii gosudarstvennykh ekonomicheskikh predpochtenii v Rossii [Institute for Implementation of State Economic Preferences in Russia]. Voprosy regulirovaniya ekonomiki [Issues of Economic Regulation], 2013, vol. 4, no. 1, pp. 80-86.
7. Kobylinskaya G. V., Chapargina A. N. Regional'naya investitsionnaya sistema: tendentsii razvitiya i naprav-leniya sovershenstvovaniya [Regional Investment System: Development Trends and Areas for Improvement]. Apatity: Izd-vo KNTs RAN, 2013. 164 p.
8. O khode realizatsii mer po uluchsheniyu investitsionnogo klimata v Rossiiskoi Federatsii: doklad Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya RF [On the Implementation of Measures to Improve Investment Climate in the Russian Federation: Report of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation]. Available at: http://static.kremlin.ru/media/events/files/41d3c7a9c80e76ee8521.pdf
9. Regional'naya ekonomika i voprosy severovedeniya: monografiya [Regional Economy and Issues of Research into Northern Territories: Monograph]. Under scientific editorship of Doctor of Economics, professor V. S. Selin, Doctor of Economics T. P. Skuf'ina. Apatity: Izd-vo KNTs RAN, 2013. P. 272.
10. RFPI poluchil pervyi transh sredstv FNB, vydelyaemykh na infrastrukturnye proekty: materialy Rossiiskogo fonda pryamykh investitsii [The Russian Direct Investment Fund Has Received the First Tranche from the Russian National Wealth Fund, Which Is Allocated to Infrastructure Projects: Materials of the Russian Direct Investment Fund]. Available at: http://www.rdif.ru/fullNews/1222
11. Skuf'ina T. P. Sotsial'no-ekonomicheskaya differentsiatsiya prostranstva: protivorechiya teorii i praktiki regulirovaniya [Socio-Economic Differentiation of Space: Inconsistencies between the Theory and Regulation Practice]. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast], 2013, no. 6 (30), pp. 140-147.
12. Global Investment Trends Monitor. United Nations UNCTAD, 2014, no. 15, p. 6. Available at: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/webdiaeia2014d1_en.pdf
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Serova Natal'ya Aleksandrovna - Ph.D. in Economics, Senior Research Associate. Federal State-Financed Scientific Institution G.P. Luzin Institute of Economic Problems of Kola Scientific Centre of RAS. 24A, Fersman Street, Apatity, 184209, Russia. E-mail: [email protected]. Phone: +7(81555) 7-96-06.