ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
107
УДК 336.647/.648 Е.В. Щеглова
ОСОБЕННОСТИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА ПОСРЕДСТВОМ МЕХАНИЗМА ЛИЗИНГА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Стимулирование и развитие малого и среднего бизнеса является одной из приоритетных задач современной экономики России. Одним из эффективных методов финансирования в малом предпринимательстве является лизинг. В данной статье рассмотрены современные тенденции в области развития лизинга для субъектов МСП, обобщены требования, предъявляемые к лизингополучателям данного сектора экономики на современном этапе, и представлены возможные пути дальнейшего развития.
Ключевые слова: лизинг, малый бизнес, поддержка МСП, требования к лизингу для МСП.
В настоящее время актуальной задачей развития экономики России является стимулирование малого и среднего бизнеса (МСП). В свою очередь, средства финансовой поддержки варьируются от бюджетных субсидий до венчурного финансирования стартапов. Одним из таких способов финансирования и стимулирования МСП является лизинг.
По данным Росстата, количество лизинговых компаний в России составляет 2 236, из них 1 823 основным видом деятельности определяют финансовый лизинг [2. С. 8].
Оценивая спектр лизинговых услуг, предоставляемых на отечественном рынке лизинга, можно отметить, что он достаточно широк. Так, среди услуг, предоставляемых компаниями, входящими в ТОП-10 (по мнению «Эксперт РА»), можно выделить следующие виды:
1. Легковые автомобили: представлены в 9 компаниях из 10, в среднем размер требуемого аванса колеблется от 10% до 30%, срок лизинга от 24 до 84 мес.
2. Спецтехника, оборудование, грузовой и пассажирский транспорт также представлены в 9 компаниях, размер требуемого аванса находится в пределах 0%-30%, срок лизинга 36-84 мес.
3. Все 10 компаний готовы предоставить в лизинг различного вида подвижной состав, размер аванса от 10%, средний срок лизинга 84-120 мес.
4. Недвижимость представлена в 8 компаниях, срок лизинга колеблется от 84-120 мес., аванс от 0% до 30%.
5. Морские и речные суда готовы сдать в лизинг только 6 компаний, при этом требуемый аванс от 0% до 30%, срок лизинга до 120 мес.
6. Воздушные суда представлены в 5 компаниях, аванс от 5% до 30%, срок лизинга 60-120 мес.1
Все больше количество лизинговых компаний предлагает различного рода специальные предложения для МСП. Среди компаний, входящих в ТОП-10 (по данным «Эксперт РА»), 5 компаний из 10 имеют специальные программы для субъектов МСП. Как правило, для них является характерным обязательный аванс в размере 20-30% и ограниченный срок лизинга до 60 месяцев. Представляется интересным рассмотрение некоторых из них.
Автолизинг, спецтехника и оборудование
Одним из самых популярных является автолизинг. В последнее время все большую популярность набирают соглашения с различного рода дилерскими центрами. Характерной особенностью большинства подобных программ является возможность снижения удорожания лизинга практически до нуля, что является несомненным плюсом для малых компаний, ограниченных в средствах.
«ВЭБ-лизинг» предлагает специальные программы лизинга совместно с UAZ, HYUNDAI, Isuzu, и др. Основной целью данных программ компании является удовлетворение потребностей МСП в приобретении автомобилей.
ЛК «Бизнес Альянс» также предоставляет скидки на покупку различных автомобилей марок Volvo, Jaguar, Land Rover, Volkswagen и Renault, однако вводит существенные требования по величине внеоборотных активов - не менее 20 миллионов, что снижает возможность использования данного предложения компаниям, деятельность которых не требует дорогостоящего оборудования.
"'Анализ проведен по данным, представленным на официальных сайтах компаний, входящих в ТОП-10.
Отличительной особенностью лизинга в ЛК «Уралсиб» являются различные условия предоставления лизинга при анализе и без анализа финансовой отчетности клиента, особые условия по приобретению в лизинг нового и бывшего в употреблении имущества.
«Сбербанк лизинг» совместно с ЗАО «Вольво Восток» проводит программу лизинга грузовых автомобилей. Срок лизинга варьируется от 12 до 48 месяцев, с авансом около 20%.
Компания «Европлан» обогащает свои предложения в области автолизинга возможностью оформления топливных карт с безналичным расчетом и с возможностью включения в стоимость услуг лизинга техническую помощь на дорогах.
Лизинг оборудования не менее популярен, чем автолизинг у субъектов МСП. Можно отметить следующие программы.
Компания «Сбербанк лизинг» предлагает набор специальных программ для МСП в области легкового, грузового транспорта, специальной техники. Сотрудничество с ООО «Ферронордик Машины», официальным дилером Volvo Construction Equipment, позволило создать ряд программ по приобретению строительной техники компании Volvo на специальных условиях для компаний с объемом финансирования до 12 млн руб. При этом во всех специальных программах компания требует предоставления минимального пакета документов, ограничиваясь бухгалтерской отчетностью и уставными документами.
ЛК «РБ-лизинг» совместно с Росбанком в 2012 г. запустило специальную линию лизинговых продуктов «Лизинг для предприятий малого бизнеса»; предметами лизинга при этом могут выступать техника и оборудование отечественного и иностранного производства.
Компания «Балтийский лизинг» производит финансирование спецтехники для новых компаний (со сроком работы от 9 мес.) с правом досрочного выкупа в любой момент.
Изменение требований и условий лизинговых компаний в отношении малого бизнеса
Увеличение доли малого бизнеса в портфеле лизинговых компаний влечет за собой и необходимые изменения в процедурах рассмотрения и одобрения лизинговых заявок, а также требований, предъявляемых к лизингополучателям.
В общем виде данные изменения можно охарактеризовать так: во-первых, использование экспресс-заявок на лизинг - рассмотрение подобных заявок в большинстве случаев составляет 1-3 дня (некоторые сокращают сроки до экстремально короткого - около 30 мин).
Во-вторых, снижение требований к предоставляемой финансовой информации - в большинстве случаев до стандартной бухгалтерской отчетности (форма 1 и форма 2). При попытке нивелировать возможные риски для лизинговых компаний остаются важными такие показатели, как положительные чистые активы и период функционирования компании, при этом последний варьируется от 9 мес. до трех лет в зависимости от лизингодателя.
В-третьих, возможность разработки индивидуальных графиков лизинговых платежей, согласуясь с потребностями клиента, учитывая сезонность, стремление к минимизации первоначальных расходов или же, наоборот, минимизации лизинговых платежей.
По-прежнему значимыми для лизинговых компаний остаются ограничения по допустимому размеру выручки или размеру внеоборотных активов на балансе.
Программы банковской поддержки лизинговых компаний
В настоящее время наблюдается тенденция увеличения доли малого и среднего бизнеса в портфеле лизинговых компаний. Это выгодно как малому бизнесу, так как получение кредитов в банке не всегда доступно, так и лизинговым компаниями, поскольку суммы финансирования не велики, а с увеличением количества мелких сделок риски компании снижаются. Большинство лизинговых компаний, как правило, являются стопроцентными дочерними предприятиями банков, поскольку для их функционирования необходим постоянный доступ к кредитным ресурсам, однако возможность предоставления специальных условий получения лизинга для малого и среднего бизнеса не в последнюю очередь определяется появлением и развитием специальных банковских программ по работе с лизинговыми компаниями. Все большее число различных банков открывает кредитные лимиты лизинговым компаниям для финансирования и поддержки МСП.
Активным развитием и поддержкой лизинга в России занимается Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Кредиты от ЕБРР уже получили такие лизинговые компании, как «CARCADE лизинг», «Европлан», «ЮникредитЛизинг». Привлеченные от ЕБРР средства направляются на финансирование новых лизинговых сделок с МСП.
ОАО «Банк «Санкт-Петербург» предоставляет кредиты на осуществление сделок лизинга. Эта программа состоит в том, что предприятие само выбирает необходимое оборудование, а лизинговая компания, с которой сотрудничает Банк, приобретает его, используя кредит Банка.
Российский Банк поддержки МСП предоставляет кредиты лизинговым компаниям в рамках нескольких программ: имущественная поддержка субъектов МСП на цели реализации инновационных/энергоэффективных сделок, лизинг для начинающих компаний, стимулирование лизинга в области малого бизнеса, занимающегося производством. Лизинговые компании могут получить финансирование только в целях их дальнейшей передачи субъектам МСП [5].
Государственная поддержка и государственные лизинговые компании
Поддержка субъектов МСП проводятся на всех уровнях - федеральном, региональном и муниципальном.
Среди мер государственной поддержки, устанавливаемых федеральным законом № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», можно отметить следующие:
- разработка и реализация федеральной программы развития лизинговой деятельности в Российской Федерации или в отдельном регионе;
- предоставление инвестиционных кредитов для реализации лизинговых проектов;
- создание залоговых фондов для обеспечения банковских инвестиций в лизинг с использованием государственного имущества;
- предоставление в законодательном порядке налоговых и кредитных льгот лизинговым компаниям (фирмам) в целях создания благоприятных экономических условий для их деятельности;
- финансирование из федерального бюджета и предоставление государственных гарантий в целях реализации лизинговых проектов (Бюджет развития Российской Федерации), в том числе с участием фирм-нерезидентов;
- создание, развитие, формирование и совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей защиту правовых и имущественных интересов участников лизинговой деятельности [1].
С точки зрения совершенствования законодательства в данной области, можно отметить следующие важные моменты, произошедшие в последнее десятилетие.
В 2002 г. в России вступили в силу поправки к Налоговому кодексу. Суть данных изменений сводилась к тому, что предприятия могут включать в полном объеме сумму лизинговых платежей в расходы компании с целью уменьшения налоговой базы. Введение данной поправки способствовало формированию легального способа направления средств компании на внедрение передовых технологий и высокотехнологичного оборудования.
С 2009 г. глава 25 Налогового кодекса РФ дополнена статьей 259.3, в которой была реализована возможность использования к основной норме амортизации специального коэффициента (не выше 3) в отношении амортизируемых основных средств, являющихся предметом договора лизинга, и относящемуся к четвертой-десятой амортизационным группам.
Введение данной статьи в Налоговый кодекс дало возможность компаниям регулировать скорость амортизации основных фондов и снизить налоговую базу по налогу на имущество и налогу на прибыль, и как результат произошло снижение налоговой нагрузки на субъекты малого предпринимательства.
С 2013 г. налогом на имущество облагается только недвижимость. Все движимое имущество: офисная техника, автомобили, оборудование и т. д. - от налогообложения освобождается, единственным условием применения освобождения является то, что объект должен быть принят на учет в качестве основного средства 1 января 2013 г. или позже.
В планах модернизации налогообложения переход на исчисление налога на недвижимое имущество по кадастровой стоимости, что, в свою очередь, позволит упростить процедуру расчета. Однако нельзя сказать однозначно, как подобное нововведение отразится на региональных бюджетах, поскольку кадастровая стоимость имущества сильно отличается от балансовой и рыночной.
Субъекты МСП имеют возможность использовать меры государственной поддержки на уровне региональных бюджетов, определяемые законодательством конкретного региона.
В 2012 г. для обеспечения мер Правительством Москвы в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства было создано ГБУ «Малый бизнес Москвы», которое в настоящее время реализует программу, целью которой является возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей. Претендовать на получение субсидии могут зарегистрированные и состоящие на налоговом учете в Москве предприятия, имеющие действующий договор лизинга, заключенный в 2012 г. При распределении субсидий приоритет отдается предприятиям, работающим в сферах производства, инновации, здравоохранения, образования, ЖКХ, транспорта и ряде других сфер. Максимальный размер субсидий составляет не более 5 млн рублей, при этом компенсируемая часть составляет не более 30% стоимости предмета лизинга без учета НДС. В целях реализации данной программы соглашение о сотрудничестве уже подписали такие компании, как «ВТБ24 лизинг», «ВЭБ-лизинг», «Ев-роплан», «Росбанк лизинг», «CARCADE лизинг» и многие другие.
Практически во всех регионах России реализуются программы для МСП по предоставлению субсидий на возмещение части затрат по лизинговым платежам по договорам лизинга и возмещению затрат по уплате первого взноса при заключении договора [4]. Разница реализуемых программ состоит, как правило, в различии максимальной суммы финансирования, предоставляемой каждому субъекту МСП.
Недостаток региональных программ заключается в том, что все они отличаются в разных регионах и со временем дополняются или видоизменяются. Потенциальному лизингополучателю приходится уточнять в региональных Министерствах экономики или Фондах содействия, какими льготами на региональном уровне он может воспользоваться.
Помимо различных программ государственные органы все чаще проводят бесплатные консультационные семинары об эффективности использования лизинга. Цель данных семинаров - рассказать о возможностях и способах использования лизинга как инструмента развития бизнеса. Стоит отметить высокую важность данного процесса, несмотря на то, что на первый взгляд он кажется не столь существенным. Отсутствие финансовой грамотности является еще одним тормозом эффективного развития субъектов МСП, не все предприниматели имеют четкое представление, как при помощи проводимых государством программ в области лизинга можно развивать свой бизнес и какие реальные преимущества для них это несет.
С целью поддержания экономики государство использует различные способы, в том числе одним из способов является создание или участие в уставных капиталах лизинговых компаний. Так, в 2006 г. 100% акций Государственный транспортной лизинговой компании (ГТЛК) были переданы в государственную собственность, а с 2009 г. за управление ГТЛК отвечает Министерство транспорта РФ. По данным рейтингового агенства РА «Эксперт», ГТЛК занимает 5-е место по объему нового бизнеса. Основной целью компании является поддержка государственных программ по стимулированию модернизации транспортной отрасли. В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг.» в уставной капитал ОАО «ГТЛК» направлено 10 млрд руб. в качестве антикризисных мер. К концу 2010 г. ОАО «ГТЛК» в полном объеме использовало направленные средства. В настоящее время идет повторное использование возвращенных по лизинговым платежам средств. Выделенные ГТЛК средства позволили предприятиям поддержать необходимый объем производства в условиях неблагоприятной экономической ситуации. По итогам своей деятельности в 2011 г. ГТЛК обозначила следующие положительные моменты: сумма налогов, перечисленных заводами-изготовителями, составила 2 214 млн руб., программа закупок техники через лизинг обеспечила рабочими местами 8,4 тыс. работников [6]. Однако ГТЛК больше ориентирована на крупные промышленные предприятия, воздушный и судоходный транспорт, чем на поддержку МСП.
В 2001 г. была создана лизинговая компания «Росагролизинг». Основной целью деятельности ОАО «Росагролизинг» является реализация мероприятий по поддержке отечественных сельхозтоваропроизводителей путем поставки оборудования и сырья. В 2012 г. общее количество поставленной в регионы сельхозтехники составили 9 961 ед. на общую сумму 18,99 млрд рублей. Указанные показатели являются максимальными за весь период деятельности ОАО «Росагролизинг» [7]. Не секрет, что оборудование, используемое в агропромышленном секторе, сильно изношено и требует замены, в связи с этим компания ОАО «Росагролизинг» по системе федерального лизинга финансирует сделки
по покупке техники и оборудования для производства и переработки продукции животноводства, при этом график лизинговых платежей формируется с учетом сезонных колебаний, что позволяет компаниям-лизингополучателям выстраивать основную нагрузку по выплатам на период наибольших поступлений от покупателей сельхозпродукции.
Мотивы создания данной компании довольно прозрачны, поскольку риски, связанные с вложениями в данный сектор, очень велики (высокая сезонность и зависимость от погодных условий), что снижает привлекательность инвестирования в агросектор.
В настоящее время лизинг становится активным инструментом развития МСП, занимая место между микрофинансовыми организациями и крупными коммерческими банками. Активное развитие разнообразных программ по работе с субъектами МСП позволяет надеяться, что все большее число банков и лизинговых компаний включатся в стимулирование данного сектора экономики.
Рассматривая особенности развития государственных лизинговых компаний, можно отметить, что субсидирование и развитие стратегически важных отраслей российской экономики стоит рассматривать позитивно. Однако, как показала практика компании «Росагролизинг», подобное отведение главенствующей роли в развитии конкретных отраслей одной компании может привести к злоупотреблениям и повышению уровня коррупции. Поэтому более перспективным и безопасным можно назвать развитие того или иного сегмента в целом, создавая привлекательные условия финансирования сделок не только для государственных лизинговых компаний, но и повышения заинтересованности других участников лизингового рынка. Однако решение данного вопроса требует основательного подхода с разработкой системы оценки и эффективности работы той или иной лизинговой компании, построение системы, где риски диверсифицированы и снижено влияние человеческого фактора. С целью оптимизации данного направления могут быть предприняты такие шаги, как:
- активное использование современных информационных технологий в виде создания онлайн-порталов, с размещением доступной информации и дискуссий для представителей МСП и лизинговых компаний;
- разумным было бы введение программы лизинга по совместной поддержке МСП и отечественных производителей оборудования. МСП более, чем крупный бизнес готов к использованию отечественных ресурсов, технологий и отечественной рабочей силы. Введение дополнительного стимулирования, такого как: дополнительные субсидии на приобретение отечественного оборудования; введение программы замены старого оборудования на новое, отечественное с возможностью получения льготных ставок по лизингу за счет достижения соглашений с лизинговыми компаниями; предоставление льготных процентных ставок лизингополучателям за счет возможного предоставления более дешевых средств финансирования лизинговым компаниям, что будет стимулировать развитие МСП за счет доступности ресурсов и в то же время способствовать развитию отечественного промышленного производства, что несомненно положительно скажется на развитии экономики России в целом;
- стимулирование развития региональных лизинговых компаний, поскольку в настоящее время большая их часть приходится на Московский регион и Санкт-Петербург.
Еще одним важным моментом, требующим дальнейшей проработки, является информационная закрытость малого и среднего бизнеса. Многие лизингодатели считают данный факт одной из основных причин, тормозящих развитие лизинга для МСП, поскольку отсутствие доступной информации снижает возможность достоверной оценки надежности лизингополучателя.
С целью решения данной проблемы, по нашему мнению, существенным достижением стало бы применение зарубежного опыта по использованию стандартов МСФО для малого и среднего бизнеса. Не секрет, что основным принципом построения отчетности по МСФО является преобладание содержания над формой. До недавнего времени использование стандартов МСФО для МСП было затруднительным, однако совет по МСФО 09.07.2009 опубликовал долгожданные МСФО для малых и средних предприятий (МСФО для МСП), призванные существенно снизить нагрузку на малый и средний бизнес по составлению отчетности по международным стандартам. Стандарты вступили в силу с момента опубликования и действуют как самостоятельный документ наряду с полной версией МСФО. В этом ключе ускорение процесса сближения российских стандартов со стандартами МСФО приобретает стратегически важное значение [3. С. 12].
Таким образом, стоит отметить, что только совместная работа государственных органов, банков, лизинговых компаний и различных организаций по поддержке МСП сможет создать условия для эффективного развития малого и среднего предпринимательства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (с изменениями и дополнениями) // Рос. газ. 1998. № 211.
2. Знаем ли мы наш рынок? // PROлизинг. Ежеквартальная корпоративная газета Объединенной Лизинговой Ассоциации. 2012. № 2.
3. Козлов В.В. МСФО для малых и средних предприятий // Международный бухгалтерский учет. 2012. №24. С. 12.
4. ГБУ Тюменской области «Областной бизнес-инкубатор». URL: http://www.incubator72.ru/business-support/ departament
5. Сайт Российского банка поддержки малого и среднего предпринимательства. URL: http://www. mspbank.ru
6. Сайт Государственной транспортной лизинговой компании. URL: http://www.gtlk.ru
7. Сайт компании «Росагролизинг». URL: http://www.rosagroleasing.ru/
Поступила в редакцию 03.10.13
E. V. Shcheglova
Specifics of support for small and medium enterprises by means of the mechanism of leasing on the current stage of Russian market development
Stimulation and development of small and medium enterprises (SME) is one of the priority goals of the modern Russia's economy. One of the most effective methods to finance SME is leasing. In the current article modern trends in the development of leasing in relation to SME, the requirements to lessees in the current sector of the economy, and the possible ways of development, are considered.
Keywords: leasing, SME, SME support, requirements to leasing for SME.
Щеглова Елена Валерьевна,
аспирант, эксперт отдела планирования и контроля
Заочный финансово-экономический институт Финансового университета при Правительстве РФ 123995, Россия, г. Москва, ул. Олеко Дундича, 23 E-mail: [email protected]
Shcheglova E.V., postgraduate student, senior officer
Distance finance and economy institute
of Financial University under the Government
of the Russian Federation
123995, Russia, Moscow, Oleko Dundicha st., 23
E-mail: [email protected]