Научная статья на тему 'Перспективы развития Ленинградской области и их влияние на состояние рынка труда'

Перспективы развития Ленинградской области и их влияние на состояние рынка труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1474
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рынок труда / региональная экономика / Ленинградская область / профессиональное образование / a labour market / regional economy / Leningrad region / vocational training

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Г В. Двас

В статье выделяются современные социально-экономические особенности и конкурентные преимущества Ленинградской области как субъекта РФ, имеющие ключевое значение для формирования и функционирования регионального рынка труда, рассматриваются и анализируются результаты инвестиционной деятельности Правительства ЛО, предъявляющие новые требования к организации системы профессионального образования и органов занятости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perspectives of the development of Leningrad region and their influence on the state of the labour market

In the article modern social and economic features and competitive advantages of Leningrad region as subject of the Russian Federation, having key value for formation and functioning of a regional labour market are allocated results of investment activity Governments LO, making new demands to the organisation of system of vocational training and bodies of employment are considered and analyzed.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития Ленинградской области и их влияние на состояние рынка труда»

ПРОБЛЕМА РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

УДК 331.5(470.23)

ББК 65.240.502(2Рос-4Лен.)

Г. В. Двас

Перспективы развития Ленинградской области и их влияние на состояние рынка труда1

В статье выделяются современные социально-экономические особенности и конкурентные преимущества Ленинградской области как субъекта РФ, имеющие ключевое значение для формирования и функционирования регионального рынка труда, рассматриваются и анализируются результаты инвестиционной деятельности Правительства ЛО, предъявляющие новые требования к организации системы профессионального образования и органов занятости.

In the article modern social and economic features and competitive advantages of Leningrad region as subject of the Russian Federation, having key value for formation and functioning of a regional labour market are allocated results of investment activity Governments LO, making new demands to the organisation of system of vocational training and bodies of employment are considered and analyzed.

Ключевые слова: рынок труда, региональная экономика, Ленинградская область, профессиональное образование.

Keywords: a labour market, regional economy, Leningrad region, vocational training.

Развитие Ленинградской области в конце 90-х гг. прошлого века и в начале нынешнего происходило под влиянием мощнейшего геоэкономического фактора, предопределившего как направление этого развития, так и основные меры государственной политики, предпринятой органами

1

1 В статье использованы данные Комитета экономического развития Правительства Ленинградской области.

государственной власти Ленинградской области. Этим фактором, безусловно, являлось крайне выгодное геоэкономическое расположение региона: на западе область граничит с Европейским Союзом (с Финляндией и Эстонией), имеет удобный выход к Балтийскому морю (протяжённость побережья с Запада на Восток - 420 км). А если учесть, что здесь, в единственной из всех регионов России области, представлены все виды транспорта, то становится понятным, что этот фактор должен обеспечивать серьёзное снижение транспортных издержек для областных предприятий и повышение их конкурентоспособности, что в свою очередь делает Ленинградскую область привлекательной для размещения новых предприятий, ориентированных либо на производство продукции из импортируемых материалов, сырья, комплектующих, либо наоборот - на производство экспортоориенти-рованной продукции из российских материалов.

Необходимо отметить, что предпосылки для того, чтобы геоэкономическое положение Ленинградской области стало её конкурентным преимуществом, появились только после распада Советского Союза и утери Россией прямых (минуя территории сопредельных государств) выходов к Балтийскому морю. Превратить этот потенциал в реальное конкурентное преимущество можно было только за счёт ускоренного развития транспортной инфраструктуры -строительства глубоководных морских портов, а также железнодорожных и автомобильных подходов к ним.

Меры государственной политики, реализованные благодаря тесному взаимодействию федеральных, региональных властей и предпринимательским сообществом, позволили достаточно быстро и эффективно решить эту задачу. В 1999 г. началось строительство портов Приморск и Усть-Луга, несколько позже начались работы по расширению порта Вы-соцк. Первые два порта в декабре 2001 г. были введены в эксплуатацию и стали реперными точками дальнейшего развития региональной транспортной системы. И если в

2001 г. два действующих на тот момент порта - Высоцк и Выборг - перевалили в сумме 4,8 млн тонн груза, то уже в

2002 г. суммарная отгрузка из портов Ленинградской облас-

24

ти превысила 16 млн тонн, достигнув к 2006 г. показателя 84,8 млн тонн грузов.

Важно то, что успешная реализация такой политики стала возможной благодаря следующим обстоятельствам:

• несмотря на резкое сокращение к середине 90-х годов промышленного производства в Санкт-Петербурге и других регионах Северо-Западного и Северного экономических районов, была сохранена и продолжала функционировать сеть железных и автомобильных дорог, дальнейшее развитие которой позволило Ленинградской области не только сохранить, но и упрочить статус территории с высокой (по российским меркам) транспортной освоенностью. Для примера: на 1 тыс. кв. км в России приходится 5,3 км железных дорог общего пользования, на Северо-Западе - 18,3 км, в Ленинградской области - 31 км. Примерно такое же соотношение и по автодорогам, судоходным путям и т. д.;

• строящиеся в Ленинградской области с конца 90-х гг. портовые комплексы и подходы к ним очень чётко вписывались в концепцию утвержденного в 1993 г. Советом министров транспорта Евросоюза девятого интермодального транспортного коридора, призванного связать Скандинавию с Москвой и югом России (по позже утвержденному варианту - также с Украиной и государствами Центральной Азии). В результате, хотя строительство новых российских портов создавало весьма ощутимую конкуренцию для финляндских и, в первую очередь, прибалтийских портов, противодействие такому строительству осуществлялось только на «низовом», корпоративном уровне, но формально развитие транспортной инфраструктуры пользовалось поддержкой на уровне межгосударственных отношений и в рамках международных проектов, осуществляемых по линии Евросоюза (например, строительство и обустройство пограничного перехода Светогорск-Иматра (Финляндия) с использованием средств проекта ТАС!в);

• п риграничное положение области в соответствии с международной практикой может способствовать установлению таких интересных с точки зрения привлечения инве-

стиций режимов, как свободные таможенные или свободные экономические зоны, что является дополнительным стимулом для частных компаний, принявших решение о строительстве портовых терминалов и освоении припортовых территорий.

Кроме того, Ленобласть уже несколько лет как перестала быть монорегионом, а ведь еще 10 лет назад до 45 % валового регионального продукта и доходных поступлений в области составляли поступления и продукция только одного предприятия - Киришского нефтеперерабатывающего завода.

На сегодняшний день мы имеем глубоко диверсифицированную экономику, и в этом смысле наше будущее связано с развитием всех секторов экономики: и промышленности, и сельского хозяйства, и транспортно-логистической деятельности, сферы строительства, связи, и других отраслей. Структура ВВП Ленобласти представлена на рис. 1.

10%

15%

20%

□ Промышленность (40%)

□ Сельское хозяйство (15%)

□ Сфера услуг (20%)

□ Строительство (10%)

□ Торговля и Общественное питание (8%) ■ Связь (7%)

Рис. 1. Структура ВВП Ленинградской области в 2007 г.

Динамика развития промышленного производства, которое составляет основу экономики Ленобласти, представлена на рис. 2.

276

232

188

144

100

Как видно, за последние семь лет в 2,7 раза увеличился объем промышленного производства. Соответственно, такой рост стал возможен благодаря тому, что в строй введены новые предприятия. Еще 12 лет назад, в 1996 г., руководство области сознательно отказалось от поддержки существующих предприятий, понимая свою задачу как органа государственной власти способствовать созданию вы-со ко конкурентной и эффективной экономики региона. В 1997 г. вышел закон о поддержке инвестиционной деятельности, и с 1998 г. в области начался инвестиционный бум, началось строительство и ввод в эксплуатацию новых предприятий, что в свою очередь подстегнуло собственников традиционных предприятий инвестировать в обновление основных производственных фондов (см. рис. 3).

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Рис. 2. Индекс промышленного производства (в %) к предыдущему году в сопоставимых ценах

125 100 75 50 25 0

В результате, в 2006-2007 гг. более 250 млрд руб. было проинвестировано в экономику Ленинградской области. Речь идет только о прямых инвестициях, способствующих созданию основных производственных фондов, созданию новых рабочих мест. И у нас на сегодняшний день есть все основания рассчитывать на развитие инвестиционной деятельности и увеличение числа новых рабочих мест.

Однако, оценивая перспективы развития Ленинградской области, нельзя не отметить серьёзное, но на этот раз отрицательное влияние еще одного геоэкономического фактора -не вполне благоприятного расположения Ленинградской области с точки зрения расселения трудовых ресурсов по тер -ритории Российской Федерации.

По итогам 2007 г. объём промышленного производства области составил двухкратную величину к уровню последнего докризисного 1990 г., и при этом население области даже несколько сократилось за эти 17 лет. Более того, если до начала 2000-х гг. миграционный прирост покрывал естественную убыль населения, то начиная с этого периода, миграционный поток начал резко сокращаться, в результате чего уровень общей безработицы (0,7 %) сегодня почти в

г ^ I ^ I ^ I ^ I ^ I ^ I ^ I ^^^^^

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Рис. 3. Инвестиции в основной капитал, млрд руб.

три раза ниже фонового, что свидетельствует о дефиците предложения на рынке труда.

Таким образом, можно выделить два глобальных фактора, от реализации которых зависят перспективы развития Ленинградской области. Один из этих факторов - возрастающая роль нашего главного конкурентного преимущества: выгодного геоэкономического положения, благодаря которому происходит в последние годы бурное развитие экономики. Второй глобальный фактор, который составляет определенную угрозу, - это определенное несоответствие трудового потенциала Ленинградской области тем возможностям, которые имеет наша областная экономика. В связи с этим целесообразно более подробно рассмотреть перспективы возможного влияния развития экономики Ленинградской области на рынок труда.

Ленинградская область имеет достаточно неплохие показатели по возрастной структуре, у нас 65% населения находится в трудоспособном возрасте, это один из самых хороших показателей по Российской Федерации, это, оценивается как хорошая перспектива.

По данным, полученным путем обработки прогнозов, представленных в органы статистики (табл. 1), население Ленобласти к началу 2015 г. сократится примерно на 19,5 тыс. человек. Казалось бы, это не такая большая цифра, она составляет чуть более 1 %.

Таблица 1

Оценка изменения численности населения Ленинградской области на 2008-2015 гг., тыс. чел.

Численность населения на начало 2008 г. (отчет) Численность населения на начало 2015 г. (прогноз) Численность населения на начало 2015 г. к численности населения на начало 2008 г.

Всего по области 1633,4 1614,0 -19,4

Бокситогорский район 54,4 47,8 -6,6

Волосовский район 48,2 46,7 -1,5

Волховский район 94,2 90,8 -3,4

Всеволожский район 218,0 231,2 13,2

Выборгский район 189,1 187,7 -1,4

Гатчинский район 222,5 223,5 1,0

Кингисеппский район 81,1 84,2 3,1

Киришский район 66,3 66,1 -0,2

Кировский район 94,8 95,6 0,8

Лодейнопольский район 33,4 30,6 -2,8

Ломоносовский район 64,1 64,9 0,8

Лужский район 76,3 70,3 -6,0

Подпорожский район 32,4 29,8 -2,6

Приозерский район 60,4 60,0 -0,4

Сланцевский район 45,1 41,9 -3,2

Сосновый Бор 66,8 68,7 1,9

Но доля труда способного населения Ленобласти к 2015 г. сократится более чем на 50 тыс. человек (табл. 2). Благодаря усилиям, которые предпринимаются правительством на федеральном и региональном уровнях, средняя продолжительность жизни растет достаточно быстрыми темпами, что сопровождается сокращением доли трудоспособного населения в общей структуре. И к 2015 г. доля населения трудоспособного возраста составит 59 % населения Ленобласти.

Таблица 2

Оценка изменения численности трудоспособного населения Ленинградской области на 2008-2015 гг., тыс. чел.

Численность

Численность Численность Численность населения на начало населения в возрасте 15-54 лет на начало 2015 г. к чис-

населения на начало 2008 г. (отчет), тыс. чел. населения на начало 2015 г. (прогноз), тыс. чел. 2015 г. к численности населения на начало 2008 г.,

ленности населения в возрасте 15-54 лет на начало 2008 г., тыс. чел.

тыс. чел.

Всего по области 1633,4 1614,0 -19,4 -50,5

Бокситогор-ский район 54,4 47,8 -6,6 -3,4

Волосовский район 48,2 46,7 -1,5 -0,1

Волховский район 94,2 90,8 -3,4 -2,4

Всеволожский район 218,0 231,2 13,2 -0,9

Выборгский район 189,1 187,7 -1,4 -7,9

Гатчинский район 222,5 223,5 1,0 -5,0

Кингисеппский район 81,1 84,2 3,1 -3,3

Киришский район 66,3 66,1 -0,2 -2,3

Кировский район 94,8 95,6 0,8 -2,2

Лодейнополь-ский район 33,4 30,6 -2,8 -1,0

Ломоносовский район 64,1 64,9 0,8 -1,7

Лужский район 76,3 70,3 -6,0 -3,5

Подпорожский район 32,4 29,8 -2,6 -1,8

Приозерский район 60,4 60,0 -0,4 -2,0

Сланцевский район 45,1 41,9 -3,2 -0,9

Сосновый Бор 66,8 68,7 1,9 -2,2

Если мы рассмотрим прогноз создания новых рабочих мест (речь идет о тех проектах, по которым уже получены все необходимые согласования), то в результате реализации этих проектов будет создано более 74 тыс. новых рабочих мест. И, сопоставив все эти данные, получаем дефицит рабочей силы, который на 2015 г. составит 125 тыс. человек - будет не занято каждое 4 рабочее место (табл. 3). Причем речь идет не только о предприятиях в сфере экономики, но и социальной сфере. Подобная ситуация недопустима, необходимо предпринимать очень серьезные меры, чтобы преодолеть эту негативную тенденцию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3.

Оценка дефицита рабочей силы по Ленинградской области

на 2008-2015 гг., тыс. чел.

Численность

населения в возрасте 15-54 лет на начало 2015 г. к численности насе- Создание новых рабочих мест за 2008-2015 гг, тыс. чел. Дефицит рабочей силы,

ления в возрасте 15-54 лет на начало тыс. чел.

2008 г., тыс. чел.

Всего по области -50,5 74,6 -125,1

Бокситогорский район -3,4 0,8 -4,2

Волосовский район -0,1 0,5 -0,6

Волховский район -2,4 4,2 -6,6

Всеволожский район -0,9 9,6 -10,6

Выборгский район -7,9 7,0 -14,8

Гатчинский район -5,0 3,3 -8,4

Кингисеппский район -3,3 9,2 -12,5

Киришский район -2,3 6,5 -8,9

Кировский район -2,2 4,0 -6,2

Лодейнопольский район -1,0 0,6 -1,5

Ломоносовский район -1,7 2,6 -4,3

Лужский район -3,5 2,3 -5,9

Подпорожский район -1,8 2,4 -4,2

Приозерский район -2,0 1,2 -3,2

Сланцевский район -0,9 1,1 -2,0

Сосновый Бор -2,2 3,8 -6,0

Между тем, по данным Комитета по труду и занятости населения, сегодня 144 тыс. человек ежедневно выезжают на работу из Ленобласти в Санкт-Петербург (табл. 4).

Таблица 4.

Оценка дефицита рабочей силы по Ленинградской области с учетом выезжающих на работу в другие регионы на 2008-2015 гг., тыс. чел.

Дефицит рабочей силы, тыс. чел. Численность жителей ЛО, выезжающих ежедневно на работу в СПб и в другие территории, тыс. чел. Дефицит рабочей силы с учетом выезжающих ежедневно на работу в СПб и в другие территории, тыс. чел.

Всего по области -125,1 144,9 19,8

Бокситогорский район -4,2 0,1 -4,1

Волосовский район -0,6 0,5 -0,1

Волховский район -6,6 4,0 -2,6

Всеволожский район -10,6 44,2 33,6

Выборгский район -14,8 4,8 -10,0

Гатчинский район -8,4 25,9 17,5

Кингисеппский район -12,5 9,0 -3,5

Киришский район -8,9 0,1 -8,8

Кировский район -6,2 12,3 6,1

Лодейнопольский район -1,5 0,1 -1,4

Ломоносовский район -4,3 17,7 13,4

Лужский район -5,9 3,5 -2,4

Подпорожский район -4,2 0,1 -4,1

Приозерский район -3,2 0,3 -2,9

Сланцевский район -2,0 1,4 -0,6

Сосновый Бор -6,0 0,8 -5,2

Возможно, если эти люди останутся работать на предприятиях нашей области, то дефицит рабочей силы будет ликвидирован. Но, к сожалению, есть муниципальные районы, где для реализации всех запланированных инвестиционных проектов потребуется обеспечение трудовой миграции - это Тихвинский район, Выборгский, Киришский, Сосновый Бор. Однако и в целом, сразу возникают два во-

проса. Во-первых, если местные жители захотят работать на предприятиях Ленобласти, необходимо, чтобы уровень их подготовки соответствовал потребностям современной экономики. Во-вторых, понятно, что придется полностью обеспечивать достаточно серьезный миграционный поток, в том числе, потребуется их профессиональная переподготовка по тем специальностям, и с тем уровнем, который востребован экономикой Ленобласти.

Кроме того, на формирование рынка труда Ленобласти оказывают постоянное влияние несколько серьезных обстоятельств, которые не учитываются в текущих прогнозах. Одно из их - это возрастающая роль давления рынка труда Санкт-Петербурга. К сожалению, администрация Санкт-Петербурга осуществляет реализацию инвестиционных проектов, не обеспеченных трудовыми ресурсами, что создает самые серьезные проблемы, как для самих проектов, так и для состояния рынка труда в Ленобласти. Поэтому для администрации области принципиально важна оценка ситуации на рынке труда и возможностей влияния на ситуацию, которую может предложить образовательное бизнес-сообщество для того, чтобы мы вместе могли противостоять этой угрозе и могли обеспечить те темпы развития, которые в состоянии обеспечить и на которые мы будем рассчитывать, ориентируясь на использование позитивного фактора нашего выгодного геоэкономического положения.

Нет предпосылок, которые могли бы сделать эту ситуацию позитивной. К сожалению, время в этом отношении упущено. Есть инвестиционные проекты, масштабные по привлечению рабочей силы, от которых мы не в состоянии отказаться. Например, мы не можем отказаться от строительства новой замещающей атомной станции в Сосновом Бору. Если этого не произойдет, то когда в 2013 г. действующие энергоблоки начнут выводиться из эксплуатации, это приведет к катастрофической нехватке электроэнергии не только в Санкт-Петербурге и Ленобласти, но и на всем Северо-Западе. Чтобы этого не допустить, мы обязаны реализовать этот проект. На строительстве будет задейст-

вовано 17 тыс. человек. И таких инвестиционных проектов много.

При этом есть проекты, которые не несут позитивного социально-экономического эффекта для региона, не решают никаких проблем, но только создают новые. В этой связи нами принято принципиальное решение об ограничении мер государственной поддержки инвестиционной деятельности, внесены изменения в существующий закон, и начиная с 2010 г., поддержкой будут пользоваться инвестиционные проекты, которые будут реализовываться на отдельных, относительно депрессивных территориях Ленобласти, не имеющих достаточных конкурентных преимуществ для привлечения инвестиций.

Но все эти меры окажутся бесплодными, если не удастся предотвратить отток на работу в Санкт-Петербург нынешних молодых жителей Ленобласти, в том числе и по причине отсутствия возможностей профессионального образования по тем специальностям, которые востребованы в Ленобласти. В этом плане развитие системы образовательных услуг в Ленинградской области, более тесная ее связь с бизнес-структурами, программное обучение - это одно из направлений решения вопроса эффективного функционирования областного рынка труда и обеспечения трудовыми ресурсами нашей экономики.

УДК 3312(470.23) ББК 65.245(2Рос-4Лен)

Н. М. Космачева

Межрайонная и отраслевая дифференциация оплаты труда в Ленинградской области

В статье рассматриваются и анализируются положение, сложившееся в Ленинградской области в сфере оплаты труда, на основе статистических данных проводится сравнительный анализ основных показателей по оплате труда в различных отраслях и тер-

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.