ИСМАИЛОВА МАЛОХАТ МАХМУДОВНА -
д.э.н., профессор, заведующая кафедрой экономической теории ТГУПБП.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Проведение экономических реформ и улучшение предпринимательского климата в Таджикистане в условиях мирового финансового кризиса требуют постоянного совершенствования экономико-правовой базы хозяйственной деятельности для создания максимально удобных условий развития и расширения предпринимательства как основного способа снижения бедности населения и обеспечения самозанятости излишних трудовых ресурсов, потребность в которых в качестве трудовых мигрантов сократилась.
Такое направление экономической политики способно не только в определенной степени компенсировать снизившиеся объемы внешних денежных поступлений от трудовых мигрантов, но и снизить социальную напряженность невостребованных потенциальных мигрантов, сохранить объемы внутреннего потребления и поступления внутренних налогов. Это определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности.
В правовом регулировании главнейшую роль играют положения Конституции страны. Важнейшие из них предусматривают установление в Таджикистане правового, светского и социального государства, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст.1); признание, соблюдение и защиту прав и свобод гражданина (ст.5); разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст.9); прямое действие конституционных норм и отсутствие юридической силы законов, противоречащих Конституции (ст.10); государственную гарантию свободы предпринимательской деятельности, равноправие и правовую защиту всех форм собственности (ст.12); сохранение в исключительной государственной собственности земли, ее недр, воды, воздушного пространства, животного и растительного мира и других природных ресурсов (ст.13); равноправие всех лиц перед законом и судом (ст.17); право на свободное перемещение и выбор места жительства (ст.24); право граждан на собственность (ст.32) и статью о том, что незнание законов не освобождает от ответственности (ст.42).
Конституционные положения развиваются в принятых законодательных и иных нормативных правовых актах Республики Таджикистан. Особое значение в этом смысле имеет Гражданский кодекс Республики
Таджикистан1 (далее - ГК РТ), в котором закреплены основные принципы регулирования экономических отношений: (а) равенство участников гражданских правоотношений; (б) неприкосновенность собственности; (в) свобода договора; (г) недопустимость произвольного вмешательства государства в частные дела; (д) возможность беспрепятственного осуществления экономическими субъектами принадлежащих им прав; (е) жёсткое регламентирование возможности ограничения гражданских прав.
В части 3 ст.1 ГК РТ установлено, что: «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке»2. Подобное определение предпринимательства содержится и в ст.4 Закона Республики Таджикистан «О государственной защите и поддержке предпринимательства в Республике Таджикистан»3.
Несколько ограниченное понятие предпринимательства дано в ст.15 Налогового кодекса Республики РТ, где пишется ,что «Предпринимательской деятельностью считается любая деятельность, целью которой является получение прибыли, дохода или компенсации, независимо от результатов такой деятельности, которая не является в соответствии с настоящей статьей непредпринимательской деятельностью», при этом по неопределенному признаку отдельные приведенные далее виды направленной на получение доходов деятельности отнесены к непредпринимательским видам деятельности: 1) размещение денежных средств в банках или иных финансово-кредитных учреждениях; 2) сдача имущества в аренду, физическим лицом; 3) передача имущества в доверительное управление; 4) приобретение (продажа или передача) пая в уставном капитале предприятия или его ценных бумаг; приобретение (продажа или передача) облигаций или любых других векселей; приобретение (продажа или передача) пая в долевом инвестиционном фонде или авторских прав и любых аналогичных прав, принадлежащих продавцу, что является эквивалентом
непредпринимательской деятельности4. Такого рода толкование понятия предпринимательской деятельности может осложнить деятельность хозяйствующих субъектов.
Применительно к процессу создания правовой основы хозяйственной деятельности следует отметить принятие других экономических законов. Это, в частности, Законы Республики Таджикистан «Об акционерных
1 Гражданский кодекс Республики Таджикистан (Часть первая). Официальный текст. -Душанбе: Издательство «Конуният», 2000
2 Гражданский кодекс Республики Таджикистан (Часть первая). Официальный текст. -Душанбе: Издательство «Конуният», 2000. - с.125
3 Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2002 г., № 4, ч.1, ст. 293
4 Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2004 г., № 12, ст. 688-689.
обществах»1, «О государственных предприятиях»2, «Об обществах с ограниченной ответственностью»3, «О производственных кооперативах» (от 02.12.2002 №68), регулирующие хозяйственную деятельность основных субъектов рыночных отношений. Законами «О Национальном банке Таджикистана»4, «О банковской деятельности» (от 19.05.09 №524) установлены основы регулирования банковской системы, Таможенный кодекс Республики Таджикистан определяет процедуры внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства5.
Материальной основой для формирования предпринимательских структур в Таджикистане продолжает оставаться разгосударствление и приватизация государственного имущества. К настоящему времени приватизировано 8037 малых и средних государственных предприятий (90% от имеющегося количества)6.
В соответствии со Стратегией снижения уровня бедности в Республике Таджикистан на 2007-2009 годы и Национальной стратегией развития Республики Таджикистан на период до 2015 года для анализа состояния и улучшения предпринимательского климата в стране начато изучение 10 показателей международного предпринимательского рейтинга, разрабатываемого ежегодно Всемирным банком в отношении большинства стран мира.
Такое направление действий стало основным для созданного в 2006 году Государственного комитета по инвестициям и управлению государственным имуществом, определяющего государственную политику в области предпринимательства. Этому способствовали не только повышение статуса данного государственного органа, но также создание в 2008 году Координационного совета по инвестициям при Президенте Республики Таджикистан, включающего в свой состав как высших представителей исполнительной власти, так и представителей иностранных инвесторов и национальных предпринимательских организаций.
Принятие Правительством Республики Таджикистан новых правил выдачи патента и свидетельства индивидуальным предпринимателям (от 30.05.08 №273) и внедрение т.н. «супер-патента», вобравшего в себя уплату не только подоходного, но и социального налога и налога с розничных продаж, значительно упростило процедуры налогообложения указанных предпринимателей, уменьшило количество предоставляемой налоговой отчетности, сняло большинство ограничений по видам деятельности, которые получили право осуществлять индивидуальные предприниматели.
1 Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2007 г., № 3, ст. 170
2 Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2004 г., №2, ст,42
3 Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2002 г., № 4, ч. 2, ст. 314
4 Ахбори Маджили Оли Республики Таджикистан, 1996 год, №24, статья 410
Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2004 г., №12, ч.2, ст.704
6 Каримов Ш. Предпринимательство в Таджикистане. - /Факты и комментарии, 9 августа 2007 года
Уже в 2009 году твердое намерение Таджикистана улучшить правовые условия предпринимательства и на этой основе снизить бедность населения было поддержано международными сообществом и наша страна впервые в своей истории была включена в десятку стран мира, наиболее подверженных реформам.
Одним из первых серьезных шагов в этом направлении следует считать принятие указа Президента Республики Таджикистан «Об объявлении
моратория на все виды проверок малого и среднего предпринимательства» от 25 июля 2008 года № 496 и соответствующего Закона Республики Таджикистан от 26 марта 2009 года № 505, запретившего проверки малого и среднего бизнеса. При этом, если иные страны (Россия, Казахстан, Кыргызстан) приняли подобные решения в пользу предпринимательства только на один год, мораторий на проверки в Таджикистане был принят на 2 года. В Послании Главы государства
Э. Рахмона парламенту страны, где было предусмотрено это решение, отмечалось, что такое ограничение деятельности государственных органов не должно уменьшать поступления доходов бюджета и не должно приводить к уклонению предпринимателей от уплаты налогов. Однако на практике в начальный период действия Указа определенная часть предпринимательства восприняла указанное решение как индульгенцию от налогов, всячески уклонялась от постановки на налоговый учет и предоставления обязательной отчетности.
Принятый указ Президента Республики Таджикистан «О реформировании разрешительной системы в Республике Таджикистан» от 7 марта 2009 года № 633, установил, что «реформирование разрешительной системы является приоритетным направлением государственной политики в области регулирования предпринимательской деятельности на 2009-2010 годы и осуществляется на основе принципов прозрачности процедуры выдачи разрешительных документов, снижения уровня государственного регулирования предпринимательской деятельности и установления единых требований к порядку выдачи разрешительных документов».
Говоря о разрешениях, имеются в виду не только ограниченные виды предпринимательства, которые могут осуществляться только на основе лицензий. Порядок лицензирования регулируется законом и иными нормативными актами в области лицензирования1. Здесь имеются в виду не урегулированные законодательством разрешения на получение участка земли, подключение к сети электроснабжения и пр.
Подобное решение, связанное с сокращением административных процедур, реализуется также в области строительства. Принят указ Президента Республики Таджикистан «О совершенствовании
1 Закон Республики Таджикистан «О лицензировании отдельных видов деятельности» -Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2004 г., №5, ст.348; постановление Правительства Республики Таджикистан «Об утверждении положения об особенностях лицензирования отдельных видов деятельности» от 3 апреля 2007 года №172.
административных процедур, связанных с осуществлением строительной деятельности в Республике Таджикистан» от 18 марта 2009 года № 638. Для облегчения предпринимательским структурам осуществления строительной деятельности предусматривается внедрить принцип «единого окна», в соответствии с которым упрощается получение от различных органов условий, согласований и заключений, необходимых для получения разрешения на указанную деятельность.
Конечно, количество этапов процедур, связанных со строительством, которые необходимо осуществить, остается прежним: (а) выбор и отвод земельного участка для осуществления строительных работ; б) получение архитектурно-планировочных заданий; в) подготовка проектной документации; г) согласование проектной документации; д) экспертиза проектной документации; ж) получение разрешения на производство строительных работ и е) приемка завершенного строительством объекта в эксплуатацию), однако четкое разграничение этих этапов и установление сроков их реализации позволит значительно сократить непроизводительные расходы подрядных организаций, и, возможно, уменьшит себестоимость строительства1. Снижение себестоимости строительства жилья в Таджикистане способствовало бы решению социальных проблем населения и развитию первичного рынка жилья.
Изменением законодательства об акционерных обществах от 19.05.2009 № 510 предусматривается защита интересов миноритарных акционеров (собственников акций, обладающих меньшинством акций).
Законом Республики Таджикистан «О внесении изменений в Закон Республики Таджикистан «О несостоятельности (банкротстве)» от 6 октября 2008 года № 432 упрощены процедуры банкротства, а также снижены показатели, являющиеся основанием для объявления субъекта предпринимательства - юридического лица или индивидуального предпринимателя - банкротом.
Для поддержки предпринимательства в условиях мирового финансового кризиса в соответствии с Посланием Президента Республики Таджикистан (2008) разработан и принят новый Закон Республики Таджикистан «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (от 19.05.09. № 508), основанный на принципиально новой правовой основе (принцип «Единого окна»), который вступил в силу уже с 1 июля 2009 года.
1 Нынешняя себестоимость 1 кв.м жилья в Таджикистане, составляющая 800 и более долларов, не только не соответствует произведенным производственным затратам (особенно в условиях спада спроса на основные строительные материалы в связи с финансовым кризисом), но и доходам населения страны. В советское время средняя себестоимость 1 кв.м жилья не превышала 400 долл. США, судя по данным печати, в Китае этот показатель может достигать и 250 долл./1 кв.м. Согласно некоторым данным, непроизводственные расходы строителей в России составляют половину себестоимости жилья.
В соответствии с новым законом, сроки государственной регистрации сокращены с 49 дней до 5 дней, количество представляемых для государственной регистрации документов сокращено примерно с 30 до 7 единиц, которые четко определены в тексте закона, исключена правовая экспертиза предоставляемых для государственной регистрации документов, прием и обработка документов осуществляется не в 4 пунктах (по прежнему закону), а, практически во всех административных центрах страны (почти 60 пунктов). Данные обо всех зарегистрированных субъектах предпринимательства заносятся в Единый государственный реестр, из которого, при разработке соответствующих компьютерных программ, могут быть получены различные сводные данные для анализа. Одновременно с госрегистрацией производится налоговый учет, а также намечено проведение учета для статистических и социальных целей.
Для поддержки сельскохозяйственного предпринимательства был принят указ Президента Республики Таджикистан «О дополнительных мерах по поддержке сельскохозяйственной отрасли в Республике Таджикистан» от 30 мая 2009 года № 663. В соответствии с ним для хозяйствующих субъектов в сфере хлопководства, финансирование которых осуществлялось до 1 января 2009 года из различных источников, задолженность перед инвесторами (составляющая, по имеющимся сведениям, 548 млн.долларов) будет погашаться за счет использования методов списания, дисконтирования, отсрочки погашения и эмиссии долгосрочных государственных ценных бумаг. Данная мера направлена на снижение долгового бремени дехканских хозяйств, возникших при реорганизации прежних крупных хлопководческих хозяйств, накопивших крупную задолженность перед своими инвесторами.
В соответствии с подписанным недавно соглашением Министерства внутренних дел, ответственного за регулирование внешней трудовой миграции, с соответствующими структурами Саудовской Аравии, созданы правовые предпосылки для организованного направления граждан Таджикистана в порядке трудовой миграции в эту страну, что расширяет направления использования излишков рабочей силы.
Подобные меры, наряду с антикризисными мерами Правительства, в том числе снижение ставки НДС с 20% до 18%, ставки налога на прибыль для производственных отраслей экономики с 25% до 15%, а также иные принятые меры позволяют государству в условиях действия финансового кризиса снизить воздействие его последствий на национальную экономику, создать условия для более существенных и действенных экономических и социальных реформ в Таджикистане.
Новая инициатива Госкомитета по инвестициям и управлению государственным имуществом, связанная с т.н. Программой «200 дней реформ», утвержденной Правительством страны от 4 июля 2009 года, охватывает меры по различным сферам экономики, начиная с усовершенствования государственной регистрации субъектов бизнеса до внедрения ограниченного права собственности на землю. Ход исполнения
данной программы находится под постоянным контролем руководства страны и, как предполагается, направлен на улучшение правовых основ для широкого развития предпринимательства в Таджикистане.
Вместе с тем общий анализ различных изменений законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, позволяет сделать следующие выводы и предложить следующие рекомендации при разработке новых законопроектов:
1. Улучшение инвестиционного климата и совершенствование законодательства о предпринимательстве охватывает основные сферы и формы предпринимательства и является полезным. Однако улучшение предпринимательских законов может не дать ожидаемый эффект, поскольку не развивается либо развивается вне общей целевой направленности законодательное регулирование в сфере государственного управления, образования, здравоохранения, социальной защиты и пенсий.
В результате, как указывает неоднократно Глава государства, значительная часть трудовых мигрантов в России трудится в строительной сфере, однако в Таджикистане при строительстве крупных объектов, в том числе гидроэлектростанций и иных энергетических объектов, автодорог, работают в качестве рабочих и инженеров граждане иностранных государств (Китая, Ирана, Турции, России и пр.).
Сохранение прежней пенсионной системы и высокие ставки социального налога вызывают законное недовольство работодателей и застрахованных лиц, размер пенсий которых ограничен вне зависимости от размеров уплаченного социального налога. Кроме уклонения от уплаты этого налога, такая ситуация увеличивает стремление трудовых мигрантов (точнее, наиболее работоспособной и эффективной ее части) к получению гражданства в других странах.
2. Сдерживанию предпринимательской активности, в первую очередь гласной предпринимательской активности, способствует сохраняющаяся неполная защищенность прав собственности предпринимателя (в разделе «Предпринимательство» Стратегии снижения бедности на 2007-2009 гг. определена как наиболее приоритетная задача).
Наличие реальных прав у органов исполнительной власти по изъятию имущества и ограничению прав и свобод предпринимателя, слабость и зависимость судебной системы, сохранение признаков монополизма в отдельных секторах экономики резко увеличивают предпринимательские расходы и риск, снижают стимулы граждан страны для вложения своих средств в эту сферу деятельности.
Данный сдерживающий фактор наиболее действенен в сельской местности (охватывающей 74% населения страны), где вопросы передачи в пользование участков земли входят в полномочия органов исполнительной власти на местах. Именно поэтому, наверно, в условиях малоземелья страны в одних и тех же районах одни лица имеют значительные земельные участки, а другим один гектар земли может быть передан для 8-10 человек.
В связи с этим, при намечаемой приватизации земли в случае, если эта приватизация будет бесплатной, владельцы крупных участков будут в большом выигрыше, хотя уже сейчас они имеют право сдавать часть своей земли в аренду с получением в свою пользу арендной платы (от 10% до 40% выращенного урожая).
3. Реализуемые изменения действующих нормативных правовых актов не должны иметь одностороннюю направленность. Как указывалось ранее, объявленный мораторий на проверки предпринимателей был воспринят отдельными их группами как освобождение от исполнения установленных правил (уплаты налогов, стандартизации, санитарных норм и пр.).
То есть механизм законов, стимулирующих предпринимательство, должен содержать нормы, предусматривающие их распространение только на «чистых» предпринимателей, т.е. предпринимателей, в полной мере исполняющих установленные в других государственных законах требования. И наоборот, предприниматели, не исполняющие установленные законами требования и нормы поведения, должны лишаться права пользования установленными стимулами.
С другой стороны, в условиях расширения предпринимательства большинство предпринимателей не ведет в установленном порядке учет своих доходов, расходов и осуществляемых операций. Это приводит к массовому уклонению от декларирования полных доходов и от уплаты установленных налогов, росту контрабанды при ввозе-вывозе товаров. В результате основное бремя налогов ложится на законопослушных налогоплательщиков, а государство вынуждено сохранять высокие ставки налогов и устанавливать значительные размеры штрафов за неисполнение налогового законодательства.
4. Таджикистан не является богатым государством и не имеет достаточно средств для одновременного стимулирования развития ВСЕХ сфер и отраслей экономики.
Поэтому, в соответствии с экономической теорией, государство может поддержать и, возможно, в результате этого получить большой эффект от поддержки только отдельных сфер экономики и/или производств, где в наличии имеются и рационально используются абсолютные и/или относительные экономические преимущества нашей страны перед другими странами.
Сейчас наиболее приоритетной отраслью национальной экономики является гидроэнергетика, которая создает общие условия для развития других отраслей экономики, а также для развития социальной сферы. Строительство крупных ГЭС создаст возможности не только для обеспечения электроэнергетической безопасности страны, но и для получения валютной выручки от экспорта электроэнергии в соседние страны. Однако для строительства ГЭС и линий электропередач в условиях горной местности требуются огромные инвестиции, которые государство может привлечь только из-за рубежа. Налоговым кодексом предусмотрены значительные
налоговые льготы при строительстве ГЭС, предусматривающие освобождение от уплаты налогов не только прямых участников строительства (заказчиков и подрядчиков), но и иных поставщиков товаров, работ и услуг в период строительства.
Выращивание и переработка хлопка в конечную продукцию в условиях благоприятного климата и достаточного трудового потенциала могло бы быть следующей отраслью специализации нашей страны. Эта отрасль также важна в связи с обеспечением населения пищевым хлопковым маслом, а также топливом (гузапая). В отдельных районах гузапая является основным источником энергии для жизнедеятельности населения, что позволяет как-то сдерживать вырубку деревьев, избежать размывания и опустынивания почвы.
Однако низкая производительность труда по сравнению с основными производителями текстильной продукции (Китай, Индия и Польша), близость и доступность небольшого национального рынка к указанным производителям, а также устаревшее оборудование ограничивают экспортные возможности Таджикистана на мировом текстильном рынке.
Одной из важнейших мер в области предпринимательства, предусмотренных Стратегией снижения бедности Республики Таджикистан на 2007-2009 годы, являлось изучение возможностей и определение отраслей, где Таджикистан мог бы конкурировать с другими государствами. До сих пор эта задача своего окончательного решения не нашла и поэтому сохраняет свою важность при разработке экономической политики страны.
Таким образом, формирование экономико-правовой базы предпринимательства, а также нормальных, эффективных с точки зрения общества, рыночных отношений далеко от завершения. Успех этого процесса, однако, во многом зависит от проработанности и взаимосогласованности концепций экономического развития страны, от состоятельной и эффективной государственной политики в сфере социально-экономических отношений.
Ключевые слова: экономико-правовая база, хозяйственная деятельность, предпринимательство, самозанятость, трудовые ресурсы, экономические новации, стратегия снижения бедности, социально-экономические отношения.
ИСМОИЛОВА М.М.
ДУРНАМОИ ТАШАККУЛИЗАМИНАЖОИЖУКУКИЮ ИКТИСОДИИ
СОЖИБКОР1
Макола ба масъалаи дастовардтои солтои охири Тол>икистон, ки бо мутайё намудани шароиттои мусоиди иктисодию тукукг барои ташаккули сотибкорг алокаманд мебошад, бо дарназардошта таъсири бутрони латонии молиявг бахшида шудааст. Дар раванди баёни андеша тамчунин конунто ва санадтои меъёрию тукукг, ки кабули он ё даровардани тагйиру иловато ба онто литати дастгирии сотибкорг дар тамаи зинатои ташаккули он - бо ибтидо аз бакайдгирии давлатг то мурофиаи муфлисшавг равона гардидааст, ба таври лозима истинод гардидаанд.
Муаллиф ланбакои мусбии раванди ислокоти татбикшудаистодаи сокаи сокибкориро бештар муайян намуда, таъмини максаднокии он, мушаххассозии бахшкои иктисодиёт ва сокакои истексолоти алокидаро, ки дар сурати аз л>ониби давлат дастгирг ёфтани он афзалияти иктисодиёти Тол>икистонро таъмин месозад, таклиф менамояд.
ISMAILOVA M.M.
PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT OF ECONOMIC-LEGAL FOUNDATION FOR BUSINESS ENTERPRISE
Article is devoted to the latest achievements of Tajikistan related to creation of desirable economic-legal conditions for development of business enterprise taking into account the effect of world financial crisis.
There are provided full list of legal and other normative legal acts adoption and amendment of which in recent years were directed to support business enterprise in all development stages, starting from state registration "initiation of business" and finishing with bankruptcy procedures.
Defining a substantial positive direction of implementing reforms in business enterprise sphere the author simultaneously suggests providing their big targeting, separation of economy areas and separate industries state support for which will allow for use of economic advantages in Tajikistan
А.О. ОРИФОВ -
доктори илми иытисод, профессори ДД^БСТ, М.ХОЖАЕВА -унвонлу, омузгори кафедраи Назарияи иктисодии ДД^БСТ, О. ОРИФОВ-унвонж=и ДМТ.
ОМИЛЬОИ АСОСИИ РАЬОЦ АЗ Б+ЬРОНИ ИЫТИСОДЦ (муаммо ва мулоьиза)
Тожикистони соьибистиылол дар т=ли 18 соли мустаыилият давраи пурталотуми гузаришро паси сар намуд, оыибатьои жанги шаьрванд'' бартараф гардид, вазъи сиёсию иытисодии дохилц устувор шуда истодааст. Аз ин лиьоз, дар давраи гузариш ба иытисоди бозорц ьарчц бештар ба дигаргунисозиьои иытисодц дар се самт: озодкунии иытисодиёт, тащйироти сохторц, дигаргуниьои институтсионалц таважшуа зок>ир мешавад. Умуман дар самти таъминоти амалиёти иытисодц, пеш аз ьама дар иытисодиёти кишвар низоми такрористеьсолц васеъ ьукмрон аст ва дар асоси рушди босубот ва суръати баланди тараыыиёти иытисодц сатьи зиндагии аьолии мамлакат мунтазам такмил ёфта, бояд жараёни сармоягузорц ва жорисозии навгониао фаъол гашта, бозори дохилц ва мавыеи молистеьсолкунандагони ватанц ьамажониба ьифз карда шаванд. Вусъати равандьои ижтимоц ва рушди иытисод бо ьам вобастагии зич дошта, он ба системаи иытисодц таъсири бевоситаи хешро мерасонад.