Научная статья на тему 'Некоторые особенности применения амнистии в постсоветском Таджикистане (1991-2009гг. )'

Некоторые особенности применения амнистии в постсоветском Таджикистане (1991-2009гг. ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
112
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМНИСТИЯ / ГУМАННОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ / ЗАКОН / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПОМИЛОВАНИЕ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АКТ ОБ АМНИСТИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Артиков Зафарджон Мухамаджонович, Artikov Z.

In given article the author considers aims and reasons in adoption of legislation acts connected with the amnesty in post period Tajikistan which is divided into two periods from the point of view of the amnesty institute.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PECULIARITIES OF AMNESTY IN POST PERIOD TAJIKISTAN (1991-2009)

In given article the author considers aims and reasons in adoption of legislation acts connected with the amnesty in post period Tajikistan which is divided into two periods from the point of view of the amnesty institute.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности применения амнистии в постсоветском Таджикистане (1991-2009гг. )»

АРТИКОВ ЗАФАРДЖОН МУХАМАДЖОНОВИЧ-

соискатель Института государства и права АН РТ, старший преподаватель кафедры теории государства и права и конституционного права ТГУПБП.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АМНИСТИИ В ПОСТСОВЕТСКОМ ТАДЖИКИСТАНЕ (1991-2009ГГ.)

С древних времен амнистия по своему существу принадлежала к чрезвычайным мерам, посредством которых, ради высших соображений гуманности и политической целесообразности, приостанавливалось действие закона, рассчитанного на развитие правоотношения, возникающего между государством и правонарушителем. Амнистия и помилование относятся к видам государственного прощения.

Однако в юридической литературе современного Таджикистана данная тема ещё не стала предметом специальных научных исследований. Для определения актуальных вопросов амнистии и помилования целесообразно обратить внимание на хронологию принятия и применения соответствующих законов. Развитие института амнистии и помилования в Таджикистане начинается с распадом Союза ССР, с момента провозглашения национального суверенитета и государственной независимости Республики Таджикистан (9 сентября 1991г.), и продолжается по настоящее время. Акты амнистии, принятые в независимом Таджикистане, можно разделить на акты широкого применения, относящиеся к широкому кругу лиц, и акты, относящиеся к относительно узкому кругу лиц. Амнистия и помилование в Республике Таджикистан постсоветского периода имеют широкое применение.

За период с 1992 по 2009 год в Таджикистане было принято 8 актов амнистии. Наиболее масштабными из них были амнистии 2001 года - к 10-ой годовщине провозглашения государственного суверенитета Республики Таджикистан, 2006 года, посвященная 15-ой годовщине государственного суверенитета, а также 2007 года - к 10-ой годовщине заключения Соглашения о мире и национальном согласии в Таджикистане, 2009 г. - в честь пятнадцатой годовщины принятия Конституции Республики Таджикистан, Года памяти Великого Имама Абуханифы. Амнистии последнего десятилетия распространялись не только на сферу уголовного права, но и на другие отрасли права, в частности, гражданское право, когда нормативными актами других отраслей права предусматривалась возможность освобождения виновных лиц от предусмотренных им обременений, например, амнистия граждан в связи с легализацией денег и имущества.

Этап развития постсоветского законодательства об амнистии и помиловании можно подразделить на два подэтапа. В основе такой классификации лежит, во-

первых, большое количество актов об амнистии, принятых за короткий срок, и, во-вторых, причины, способствующие принятию актов об амнистии. В связи с этим первый подэтап охватывает период с 1992 по 1999 гг., когда акт амнистии осуществлялся для установления мира и согласия в республике (1992-1996гг.) и во исполнение положений Соглашения о мире и национальном согласии (1997-1999 гг.). Второй подэтап охватывает период с 2001 г. по настоящее время, когда акты амнистии принимались уже в честь празднования круглых дат и гуманизации всех сфер общественной жизни, стабилизации экономики и её возвращения в цивилизованное русло.

Началом первого подэтапа развития законодательства РТ об амнистии и помиловании является принятие XVI судьбоносной сессией Верховного Совета Республики Таджикистан Закона РТ «Об освобождении от уголовной, дисциплинарной и административной ответственности лиц, совершивших преступления или правонарушения с 27 марта по 25 ноября 1992 г.» от 25.11.1992. Во вводной части настоящего закона говорилось, что настоящий закон принимается с целью остановить братоубийственную войну, предотвратить национальную трагедию, установить мир, взаимопонимание и сотрудничество всех вооруженных формирований, общественных организаций и политических партий, обеспечение бесперебойного функционирования всех государственных институтов и гуманизма.1 В целом нормативно-правовые акты, которые были приняты XVI сессией Верховного Совета Республики Таджикистан, в целом преследовали следующие цели -восстановление и укрепление деятельности самого Верховного Совета и других государственных органов, достижение мира и национального согласия в республике и обеспечение прав и свобод человека и гражданина и международного сотрудничества. Настоящий закон преследовал цель установления мира и национального согласия в Таджикистане.2

В июле 1993 г. на сессии Верховного Совета Республики Таджикистан указом Президиума Верховного Совета Республики Таджикистан был принят Закон «Об амнистии»3 в честь празднования Дня государственной независимости Республики Таджикистан. Другим указом, преследующим такую же цель, был указ Президиума Верховного Совета Республики Таджикистан «Об амнистии» от 25 августа 1994 г.4 Оба эти акта амнистии преследовали цель углубления процесса стабилизации общественно-политической ситуации, руководствуясь принципами гуманизма, что было

1 Ахбори (Ведомости) Верховного Совета Республики Таджикистан.- Душанбе, 1992.- № 23.-С. 11.

2 Тахиров Ф.Т. Значение нормативно-правовых актов XVI сессии Верховного Совета Республики Таджикистан в становлении демократического государства в Таджикистане // Актуальные проблемы истории и теории государства и права в условиях государственной независимости Республики Таджикистан.- Душанбе, 2009.- С. 175.

3 Ведомости Верховного Совета Республики Таджикистан.- Душанбе, 1993.- № 5-6.- С. 40-42.

4 Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан.- Душанбе, 1994.- № 15-16.- С. 237-240.

очень важно в условиях продолжающегося противостояния противоборствующих сторон в Таджикистане.

Стремление к стабилизации общественно-политической, экономической и культурной жизни общества способствовало тому, что 7 апреля 1995 г. Президент Республики Таджикистан подписал Закон РТ «Об амнистии в связи с 50-летием Победы в Великой Отечественной войне 19411945 годов»,.1 В соответствии с ним освобождали от наказания в виде лишения свободы, а также от наказания, не связанного с лишением свободы, участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Такое решение главы государства было продиктовано необходимостью продолжения гуманизации общественной жизни в соответствии с требованиями реалий, сложившихся в стране к этому времени. Эта амнистия должна была показать всему обществу, что наши предки бок о бок защищали свою Родину, а не воевали между собой. Исторический опыт показал, что именно единство и согласие в государстве приводит к миру.

Все названные акты об амнистии свидетельствуют о том, что они сыграли немаловажную роль в установлении мира и согласия в республике. Последующие Законы об амнистии тоже были направлены на установление мира в республике и прощение лиц, участвующих по своей или не по своей воле в вооруженных столкновениях. Так, до начала очередного раунда переговоров между Президентом РТ Э.Рахмоном и руководителем Объединенной таджикской оппозиции С.А. Нури по итогам встречи в Москве 23 декабря 1996 г., констатируя начало качественно нового этапа в достижении мира и национального согласия, они приняли политическое решение: сформировать на указанный переходной период Комиссию по национальному примирению; осуществить всеобщую амнистию и взаимопрощение в отношении лиц, принявших участие в военно-политическом противостоянии с 1992 г. до момента принятия акта об амнистии.2 В мае 1997 г. лидеры сторон конфликта подписали протокол по политическим вопросам, предусматривающий ранее определенные принципиальные политические вопросы: необходимость принятия Президентом и Комиссией по национальному примирению Акта о взаимопрощении и проекта закона об амнистии. В итоге, после подписания 27 июня 1997 г. в Москве Соглашения о мире и национальном согласии, парламентом республики принимается ряд постановлений, направленных на реализацию положений Соглашения о мире и национальном согласии. В частности, Постановление Маджлиси Оли Республики Таджикистан «Об амнистии участников политического и военного противостояния в Республике Таджикистан» от 1.08.1997 г.,3 Постановление Маджлиси Оли Республики Таджикистан «О всеобщей амнистии» от 13.11.1998 г.,4

1 Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан.- Душанбе, 1995.- № 7-8.- С. 112-113.

2 Ашуров М.К. Мирное разрешение конфликтов: процесс и осмысление.- М., 2008.- С. 81.

3 Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан.- Душанбе, 1997.- № 15-16.- С. 150.

4 Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан.- Душанбе, 1998.- № 23-24.- С. 118-119.

Постановление Маджлиси Оли Республики Таджикистан «О всеобщей амнистии» от 14 мая 1999 г.1 Принятием этих актов об амнистии заканчивается первый подэтап развития законодательства об амнистии и помиловании независимого Таджикистана и вместе с ним гражданское противостояние в республике.

Также в 1997 г. Указом Президента Республики Таджикистан «О помиловании лиц, осужденных судами Республики Таджикистан» от 23.01.1997 г. в целях дальнейшего углубления мер доверия и процесса национального примирения, достижения всеобщего политического урегулирования межтаджикского конфликта, исходя из принципов тегеранского и алмаатинского Соглашения между делегациями Правительства Республики Таджикистан и Таджикской оппозиции, Соглашения, подписанного 23 декабря 1996 г. на высшем уровне руководствами Республики Таджикистан и Таджикской оппозиции, состоявшегося в Москве, и руководствуясь принципами гуманизма, были помилованы и освобождены от уголовного наказания 7 человек.2

Второй подэтап развития законодательства об амнистии и помиловании начинается с принятия Закона РТ «О всеобщей амнистии» от 29 августа 2001 г.3 Этот закон был принят в честь десятилетия Дня государственной независимости Республики Таджикистан.

Следует отметить, что в Таджикистане только за 2000-2007 годы изданы четыре Закона о всеобщей амнистии: в 2001, 2006, 2007, 2009 гг.4 и Закон РТ «Об амнистировании граждан в связи с легализацией ими денежных средств» от 23 апреля 2002 г., Закон РТ «Об амнистии граждан и юридических лиц Республики Таджикистан в связи с легализацией имущества» от 16 мая 2007 г.

Одним из таких важнейших актов было издание Закона РТ «О всеобщей амнистии» в 2001 году. Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан принял постановление «О принятии Закона Республики Таджикистан «О всеобщей амнистии» и введение его в действие» от 23 августа 2001 года № 375.5 Постановлением Маджлиси Милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан был утвержден Закон Республики Таджикистан «О всеобщей амнистии» 28 августа 2001 г.6

Но для Таджикистана очень важным с точки зрения анализа и применения амнистии является следующее. Одновременно с изданием актов об амнистии издавались постановления Маджлиси намояндагон Маджлиси

1 Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан.- Душанбе, 1999.- № 5.- С. 59-60.

2 Ахбори маджлиси Оли Республики Таджикистан.- Душанбе, 1997.- № 1-8.- ст. 5.

3 Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан.- Душанбе, 2001.- № 8.- С. 18-21.

4 Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан.- Душанбе, 2006.- № 8-9.- С. 24-27; Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан.- Душанбе, 2007.- № 6.- С.114-118.// Народная газета №44(19701) от 04.11.2009.

5 Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан.- 2001.- ст. 557

6 Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан.- 2001.- ст. 559

Оли Республики Таджикистан о порядке применения амнистий. Этот момент надо бы учесть нашим законодателям, что особенно важно на начальном этапе, поскольку наши законодатели вообще не принимали актов о порядке применения амнистии.

Одновременно следует подчеркнуть другое: практика одновременного издания акта об амнистии и акта о порядке применения амнистии, т. е. одновременное издание двух разных актов, вряд ли является верной. На наш взгляд представляется, что все вопросы, касающиеся амнистии, в том числе и порядка её применения, должны быть отражены в самом акте амнистии. Кроме того, порядок применения амнистии следует предусмотреть в законе об амнистии, которым и следует руководствоваться.

Результативность последних трех актов амнистии в Таджикистане не вызывает никаких сомнений. Так, Закон Республики Таджикистан «О всеобщей амнистии» от 29 августа 2001 года, был применён в отношении 20406 человек, причём со стороны суда в отношении 2685 человек, а со стороны других субъектов применения амнистии в отношении 17721 человека.1

По Закону об амнистии от 18 августа 2006 года, уже не по пунктам, а по шести статьям, амнистия была применена в отношении 13850 человек, причем применение судами составило только одну четвертую часть правоприменительной деятельности по акту амнистии.2

По Закону же об амнистии от 20 июня 2007 года, также изданном по шести статьям, амнистия была применена в отношении 9373 человек, причем применение судами составило также только одну четвертую часть правоприменительной деятельности по акту амнистии.3

В честь пятнадцатой годовщины со дня принятия Конституции Республики Таджикистан, Года памяти Великого Имама Абу Ханифы и в целях осуществления принципа гуманизма 3 ноября 2009 г. принят Закон Республики Таджикистан «Об амнистии».4 Согласно этому закону будет амнистирована определённая категория лиц, в частности, осуждённые граждане и лица, уголовные дела в отношении которых находятся на стадии предварительного расследования по 25 статьям УК Республики Таджикистан. В общей сложности предусмотрено амнистировать свыше 10 тысяч человек.5

Таким образом, в ходе реализации четырех последних актов амнистий в Таджикистане в 2001, 2006 , 2007 и 2009 годах, амнистия была применена в отношении более 50000 человек, и из них около пятой части, т.е. менее 20%, применена органами суда, что не может не вызывать тревогу, так как в

1 Данные подготовлены Советом юстиции Республики Таджикистан

2 Данные подготовлены Советом юстиции Республики Таджикистан

3 Данные подготовлены Советом юстиции Республики Таджикистан

4 Народная газета №44 (19701) от 4 ноября 2009г

5 ЛБТЛ-РШБ \ №43(510) \28 октября 2009г., стр-2

отношении 80% лиц, применение амнистии было осуществлено не судебными органами, а значит, функции правосудия осуществляли не судебные органы.

Новым в практике законодательного регулирования амнистии и помилования в Таджикистане является принятие Закона Республики Таджикистан «Об амнистировании граждан Республики Таджикистан в связи с легализацией ими денежных средств», а потом и Закона Республики Таджикистан о легализации имущества.1

Приоритетным направлением деятельности государства в постсоветский период, после установления мира и политической стабильности, стало развитие экономики и восстановление разрушенного войной хозяйства. В силу этого, с целью привлечения дополнительных финансовых средств в экономику Таджикистана, улучшения инвестиционного климата и развития предпринимательства, привлечения имущества в легальный экономический оборот, установления действительных собственников, имущественных прав граждан и юридических лиц Республики Таджикистан, были приняты Закон РТ «Об амнистировании граждан Республики Таджикистан в связи с легализацией ими денежных средств» от 23.04.2002 г.2 и Закон РТ «Об амнистии граждан и юридических лиц Республики Таджикистан в связи с легализацией имущества» от 16.05.2007 г.3

Закон «Об амнистии граждан Республики Таджикистан в связи с легализацией ими денежных средств» определяет правовые и организационные основы проведения государством исключительной разовой акции по амнистированию граждан Республики Таджикистан в связи с легализацией ими своих денежных средств, целью которой является привлечение дополнительных финансовых средств в экономику Таджикистана, улучшение инвестиционного климата и развитие предпринимательства.

В статье 1 данного Закона дается определение основных понятий. «Легализация денежных средств - инвестирование в экономику Таджикистана денежных средств, которые ранее были выведены из легального экономического оборота и не были задекларированы». «Амнистирование граждан - освобождение лиц, легализировавших свои денежные средства, от ответственности, предусмотренной законодательством».

Сфера применения Закона была определена статьей 2, где подчеркивалось, что настоящий Закон применяется в отношении граждан

1 Последний Закон принятый еще в мае 2007 года предполагал, что его реализация будет происходить с 1 января по 30 июня 2008 года, однако в июне 2007 года по предложению Президента Республики Таджикистан Э. Рахмона срок реализации закона был продлен до 31 декабря 2008 года, и буквально за несколько дней до истечения и этого срока, был продлен до 1 июля 2009 года.

2 Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан.- Душанбе, 2002.- № 4.- Ч.2.- С. 219-220.

3 Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан.- Душанбе, 2007.- № 6.- С. 234-236.

Республики Таджикистан, легализировавших свои денежные средства в течение периода легализации.

Статья 3 Закона определяет порядок и условия проведения легализации денежных средств граждан и предусматривает, что граждане Республики Таджикистан в течение периода легализации могут легализовать свои денежные средства путем: а) принятия делового участия в формировании уставного капитала отечественных предприятий и организаций, в том числе в процессе приватизации государственной собственности; б) приобретения имущества, в том числе акций и иных ценных бумаг юридических лиц - резидентов Республики Таджикистан; в) зачисления наличных денег в национальной или в иностранной валюте на счета банков Республики Таджикистан или перевода денежных средств со счетов в иностранных банков в банки Республики Таджикистан; г) приобретение имущественных прав, принадлежащих резидентам Республики Таджикистан.

При этом отмечалось, что легализация денежных средств, предусмотренная пунктами «а», «б» и «г» настоящей статьи, допускается только при условии обязательного перевода в банки Республики Таджикистан легализируемых денежных средств.

Статья 6 Закона закрепляла конфиденциальность информации о легализируемых денежных средствах и их владельцах, статья 7 закрепляла гарантии прав и интересов граждан, легализирующих свои капиталы, статья 8 - налоговый иммунитет, где отмечалось, что «Денежные средства, легализированные в соответствии с настоящим Законом, не включаются в налогооблагаемый доход». Важной представляется статья 9 Закона, гарантирующая освобождение от ответственности, предусмотренной законодательством.1

Представляется, что Конституцией РТ несколько принижена значимость амнистии, так как решение вопросов, связанных с ее объявлением и применением, входит в обязанность только одного маджлиса (палаты) парламента республики - Маджлиси намояндагон, а не двух. Более того, и эта палата, по содержанию Конституции, лишена как права, так и возможности самостоятельно рассматривать этот вопрос и поставлена в зависимость от воли и решения Президента. При нынешней социально-политической обстановке, в условиях таких мировых катаклизмов, как распространение терроризма, религиозного экстремизма и незаконного оборота наркотиков, амнистия является серьезным средством воздействия на развитие общества. Поэтому решение вопроса об амнистии следовало бы отнести к компетенции Маджлиси Оли Республики Таджикистан в целом, с его предварительным раздельным обсуждением в двух маджлисах (палатах) парламента -Маджлиси намояндагон и Маджлиси милли.

1 Об этом смотрите: Информацию правительства по итогам применения указанного закона // Чумхурият. 2003. 15, 18 декабря

В последние годы акты амнистии перестали издаваться в виде комплексных актов освобождения от различных видов ответственности и предусматривают только освобождение от уголовной ответственности и наказания либо смягчение наказания. А следовало бы возродить практику освобождения по амнистии от различных видов юридической ответственности.

Право амнистии и помилования закреплено Конституцией Республики Таджикистан (п.27 ст.69, ст.59).1 Но Конституция Республики Таджикистан, как и Конституция РФ и других стран СНГ, не раскрывает понятия амнистии и помилования, форму принятия этих актов, пределы их действия.

В отличие от других существующих оснований освобождения от уголовной ответственности и наказания, Конституция Республики Таджикистан упоминает только о двух из них - амнистии и помиловании. Все остальные основания освобождения от уголовной ответственности и наказания предусмотрены уголовным и уголовно-процессуальным законом. Одновременно с Конституцией Республики Таджикистан соответствующие нормы об освобождении от уголовной ответственности и наказания по амнистии и в связи с помилованием содержатся в УК Республики Таджикистан и в УПК Республики Таджикистан.2

Таким образом, согласно Конституции Республики Таджикистан, каждый осужденный за преступление имеет право не только на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном законом, но и право просить о помиловании или смягчении наказания, что является правовой основой разработки и принятия новых правовых норм либо внесения изменений, дополнений в соответствующие законы.

Ключевые слова: амнистия, гуманность, политическая целесообразность, закон, законодательство, помилование, уголовная ответственность, акт об амнистии.

АРТИКОВ З.

БАЪЗЕХУСУСИЯТЬОИ ТАТБИКИАВФ ДАР ТОЖИКИСТОНИ

соаиБИстиклол

(солпои 1991-2009)

Дар маыола маысад ва сабабьои ыабули санадпои пукукии марбут ба авфи шапрвандон баррасг гардида, памчунин таърихи кабули санадпои пукукии марбут ба масалаи мазкур, даврапои гузаронидан ва татбики авфи шапрвандон дар Тол>икистони сопибистиклол мавриди омузиш ва таплил карор дода шудаанд.

ARTIKOV Z.

SOME PECULIARITIES OF AMNESTY IN POST PERIOD TAJIKISTAN

(1991-2009)

In given article the author considers aims and reasons in adoption of legislation acts connected with the amnesty in post period Tajikistan which is divided into two periods from the point of view of the amnesty institute.

1 Конституция Республики Таджикистан.- Душанбе, 2003.- С. 52.

2 Уголовный кодекс Республики Таджикистан.- Душанбе, 2009.- С. 362; Уголовно-процессуальный кодекс Республики Таджикистан.- Душанбе, 1989.- С. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.