НОМАИ ДОНИШГО{
{УК.УКШИНОСЙ ПРАВОВЕДЕНИЕ
Б. Самадов
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
Ключевые слова: правовой режим, предпринимательская деятельность, критерии, регистрационный режим, органы статистики
Правовой режим предпринимательской деятельности можно определить как совокупность предусмотренных законом и учредительными документами прав и обязанностей предпринимателя, осуществление которых способствует достижению конкретной, специфической цели правового регулирования.
Когда речь идет о правовом режиме предпринимательской деятельности, предприниматель наделен совокупностью прав и обязанностей, в том числе перед государством, конечно, в целях достижения баланса частных и публичных интересов. В своей повседневной деятельности предприниматель руководствуется принципом: «Дозволено все, кроме того, что прямо запрещено законом». Запреты и ограничения устанавливаются главным образом в публичных интересах и определяют пределы осуществления права заниматься предпринимательской деятельностью.
В зависимости от этапов реализации права на осуществление предпринимательской деятельности выделяется правовой режим легитимации предпринимательства (т.е. регистрационный,
лицензионный режим) и правовой режим осуществления предпринимательской деятельности (1). Кроме того, в зависимости от содержания регулируемых отношений следует особо сказать о налоговом, таможенном, режиме внешнеэкономической, иной деятельности предпринимателя.
В свою очередь, различаются общие и специальные налоговые режимы. Например, одним из видов специальных налоговых режимов является упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, в частности, индивидуального.
Как отмечается в литературе, «если нормы-ограничения распространяются на всех или большинство предпринимателей, действует общий режим, если же - на часть из них и при этом отмечается тенденция к сокращению меры вмешательства государства в экономику - действует особый режим (специальный режим)»(2).
Согласно этих критериев, регистрационный режим является общим, а лицензионный - специальным (т.е. особым). Как свидетельствуют нормы законодательства, регистрационный режим введен в целях контроля за созданием и деятельностью предпринимателей. Важное значение придается регистрации предпринимателей - индивидуальных и юридических лиц, единым реестрам индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, как источник информации. Как правило, это информация представляется государственным органам: налоговым, органам статистики, государственным внебюджетным фондам, а также заинтересованным лицам.
Следует отметить, что государственная регистрация предпринимателей основывается на принципах публичности, открытости информации о зарегистрированных субъектах предпринимательской деятельности, достоверности содержащихся в реестре сведений, конститутивности самого факта регистрации. С ней связывается приобретение, если организация, то статуса юридического лица, если физическое лицо - статуса индивидуального предпринимателя.
Каждый гражданин имеет право заниматься свободной, на законных основаниях, предпринимательской деятельностью.
НОМАИ ДОНИШГОХ,
Такое право закреплено, прежде всего, в Конституции, как Республики Таджикистан, так и других государств. Право гражданина заниматься предпринимательской деятельностью как элемент его правоспособности возникает с момента рождения, что закреплено в нормах Гражданского кодекса (ст. 18. 19 ГК РТ).
Как утверждается в литературе, «в теории факт возникновения этого права с момента рождения, а не по достижения определенного возраста объясняется тем, что не всякая предпринимательская деятельность требует личного участия лица, что необходимо различать активную и пассивную предпринимательскую деятельность»(3). Предполагается, что этой деятельностью может заниматься от имени малолетнего лица, например, его законный представитель.
На основе государственной регистрации граждане приобретают статус индивидуального предпринимателя. Перевалов В.Д. отмечает, что «в теории различают общий (международный) статус личности, конституционный (базовый), отраслевой, родовой (специальный) статус и индивидуальный»(4).
Как правило, в результате государственной регистрации граждане приобретают официальный (специальный) статус индивидуального предпринимателя. Постольку они регистрируются в целях осуществления предпринимательской деятельности, получения и присвоения прибыли, «право заниматься предпринимательской деятельностью как элемент правоспособности приобретает в широком смысле целевой (специальный) характер» (5).
На основе юридического факта - государственной регистрации, граждане, - приобретают публично-правовой статус, т.е. комплекс прав и обязанностей, составляющих содержание их публичной правоспособности - легитимный частно-правовой статус предпринимателя, реализующего право заниматься предпринимательской деятельностью как специальное право целевого характера, направленное на получение прибыли.
Таким образом, индивидуальным предпринимателем является зарегистрированное в этом качестве в установленном порядке физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую
деятельность непосредственно от своего имени, без образования юридического лица, и своим самостоятельным трудом, которое в этих целях действует по своему усмотрению, если обладает полной дееспособностью, а также с согласия законного представителя, если дееспособность этого лица ограничена в силу возраста, закона.
Следует отметить, что государственная регистрация индивидуального предпринимателя по законодательству Республики Таджикистан, на протяжении короткого периода, имеет свою особенность. Этот период включает в себя после провозглашения независимости - признание предпринимательской, хозяйственной деятельности конституционно гарантированной.
Государственная регистрация предпринимательской деятельности, особенно индивидуальной, после принятия первой части Гражданского кодекса Республики Таджикистан 30 июня 1999 года и вступления его в силу с января 2000 года, имеет свои особенности.
В соответствии со статьей 24 ГК РТ граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации.
Пункт 2 статьи 24 ГК РТ в отношении лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, устанавливает: государственная регистрация индивидуальных предпринимателей носит явочный характер и заключается в постановке на учет в качестве индивидуального предпринимателя.
Как сказано в нормах гражданского законодательства, предпринимательская деятельность осуществляется лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Буквальное толкование законной нормы приводит к тому, что если деятельность осуществляется лицами не зарегистрированными, она не является предпринимательской, и, в общем становится незаконной. Несовершенство юридической техники приводит к необходимости применения других способов толкования данной нормы: систематического, логического. Такой признак предпринимательской деятельности как осуществление лицами, зарегистрированными в установленном порядке - это
НОМАИ ДОНИШГОХ,
формальный признак, т.е. признак, легализующий эту деятельность, придающий ей законный статус. «.. .Его отсутствие не приводит к утрате деятельностью качества предпринимательской, однако делает ее незаконной»(6). В отличие от анализируемого формального признака, рассмотренные ранее признаки предпринимательской деятельности являются сущностными, раскрывающими ее сущность и только их совокупность дает возможность квалифицированной деятельности лица как предпринимательской.
Для начала, если проанализировать статью 24 ГК РТ, в редакции Закона Республики Таджикистан от 6 августа 2001 г. N 41, от 3 мая 2002 г. №5, от 1 марта 2005 г.№5, в отношении государственной регистрации граждан в качестве индивидуальных предпринимателей, можно столкнуться с нормой, на наш взгляд, «несоответствующей» правовому государству. И, на основании данной нормы до недавнего времени, т.е. до новой редакции части первой Гражданского кодекса Республики Таджикистан от 29 апреля 2006г.№ 180, от 12 мая 2007г. № 247, регулировались правовые отношения граждан, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
В п. 5 настоящей статьи говорилось: «Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, действуют на основе выкупленного патента. Патент является свидетельством о государственной регистрации гражданина в качестве предпринимателя, дающий право осуществлять предпринимательскую деятельность, предусмотренную патентом. Порядок выдачи патентов и суммы патентного сбора определяются Правительством Республики Таджикистан».
Как вытекает из содержания данной нормы, во-первых, граждане осуществляют предпринимательскую деятельность на основе «выкупленного» патента. В соответствии со статьей 1 ГК РТ установлено, что: Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности, регулирует договорные и иные обязательства, а
также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Более того, в статье 2 ГК РТ закреплено, что нормы гражданского законодательства, содержащиеся в других законах и иных актах законодательства, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Конечно, здесь закреплен принцип: «все нормативно-правовые акты, принимаемые в государстве, не должны противоречить Конституции, гражданскому законодательству».
В результате индивидуальному предпринимателю на основании нормы ГК РТ для реализации своих целей, для получения доходов, прибыли, улучшения своего благосостояния в течение последних 7 лет приходилось «выкупать» для начала патент, лицензии и др.
Во-вторых, «патент» является свидетельством о государственной регистрации гражданина в качестве предпринимателя. На наш взгляд, можно было бы указать, «...в качестве индивидуального предпринимателя». Далее, указывается: Порядок выдачи патентов и суммы патентного сбора определяются Правительством Республики Таджикистан.
В целях реализации данной нормы статьи 24 ГК РТ были приняты соответствующие постановления Правительства Республики Таджикистан.
Так, например, постановление Правительства Республики Таджикистан от 31 марта 2004 года № 140, «Об утверждении Порядка выдачи патента и Свидетельства индивидуального предпринимателя физическим лицам, осуществляющим свою предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и Перечня видов индивидуальной предпринимательской деятельности, по которым уплата подоходного налога осуществляется на основе патента и Зональных коэффициентов, регулирующих размеры платы за патент»(7).
Как показывает практика осуществление предпринимательской деятельности со стороны граждан в качестве индивидуальных
НОМАИ ДОНИШГОХ
предпринимателя, действительно желает совершенствования нормативно-правовых актов и механизма их реализациисо стороны Правительства. Так как согласно закрепленной статьи 73 Конституции Республики Таджикистан: «Правительство обеспечивает эффективное руководство экономической, социальной и культурной сферами и исполнение законов».
Если рассмотреть Закон Республики Таджикистан «О государственной защите и поддержке предпринимательства в Республике Таджикистан» 10 апреля 2002 года № 605, статья 4 устанавливает, что Патент - документ, подтверждающий государственную регистрацию гражданина в качестве предпринимателя (без образования юридического лица), предоставляющий ему право заниматься предусмотренной в нём предпринимательской деятельностью. Свидетельство - документ, считающийся упрощенной формой налогового режима на доход и социальные выплаты и одновременно подтверждающий государственную регистрацию гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, выдаваемый предпринимателю взамен патенту.
Статья 9 настоящего закона называется: «Государственная регистрация субъекта предпринимательской деятельности». В пункте 6 данной статьи говорится, что «патент и свидетельство на занятие предпринимательской деятельностью представляется по требованию должностных лиц налоговых органов». А пункт 7 статьи закрепляет, что «требование иных документов или совершение иных действий при государственной регистрации индивидуального предпринимателя не допускается».
Конечно, особенности государственной регистрации индивидуальных предпринимателей приводят к выводу о том, что указано в пункте 2-ой настоящей статьи: «Государственная регистрация индивидуального предпринимателя (без образования юридического лица) производится уполномоченными налоговыми органами».
Для защиты прав и интересов граждан Республики Таджикистан, осуществляющих свою хозяйственную, предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя со дня принятия части первой Гражданского
кодекса Республики Таджикистан необходимо было бы принять усовершенствованный нормативно-правовой акт, который отвечал бы всем требованиям развития индивидуальной предпринимательской деятельности. Но как показывает проведенный правовой анализ и практика предпринимательской деятельности, для развития предпринимательской деятельности, в частности индивидуальной, в Республике Таджикистан, на наш взгляд, создан не совсем еще адекватный правовой климат.
По этому поводу Мартемьянов В.С. отмечает, что в любой современной правовой системе существует необходимость государственного воздействия на экономику. Необходимость государственного воздействия на экономику в условиях рынка определяется, как минимум, следующими задачами, связанными с охраной публичных интересов: - обеспечения государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии; - формирования государственного бюджета; - защиты окружающей среды и пользования природными ресурсами; - обеспечения занятости населения; - обеспечения обороноспособности и безопасности страны; - реализации свободы предпринимательства и конкуренции, защиты от монополизма; - соблюдения правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранного инвестирования (8). Тем более, государственное воздействие на предпринимательскую деятельность, в частности на малое предпринимательство, индивидуальную предпринимательскую деятельность в условиях всемирного финансового кризиса, в условиях Республики Таджикистан должно занять наиважнейшее место.
Ещё один момент в особенности правового регулирования государственной регистрации индивидуальных предпринимателей в Республике Таджикистан.
Как было отмечено выше, часть первая Гражданского кодекса Республики Таджикистан в редакции Закона РТ от 12.05. 2007г. № 247, статья 24 КГ РТ под названием «Предпринимательская деятельность граждан» закрепляет: п. 1 . Граждане могут заниматься предпринимательской деятельностью без образования
НОМАИ ДОНИШГОХ
юридического лица, с момента регистрации: п. 2. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей носит явочный характер и заключается в постановке на учет в качестве индивидуального предпринимателя.
Если сравнить с предыдущей редакцией Гражданского кодекса РТ от 2005 года, в статье 24 п. 5 говорилось, что «граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, действуют на основе выкупленного патента. Патент является свидетельством о государственной регистрации гражданина в качестве предпринимателя, дающий право осуществлять предпринимательскую деятельность, предусмотренную патентом. Порядок выдачи патентов и суммы патентного сбора определяются Правительством Республики Таджикистан».
С первого взгляда нормы данной статьи в новой редакции ГК РТ «встали на свои рамки», но в пункте 6 настоящей статьи в новой редакции говорится, что: Порядок регистрации и налогообложения граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, регулируется законодательством о налоге (в редакции Закона РТ от 12.05.2007г.№247).
В соответствии с Налоговым Кодексом Республики Таджикистан (9) (Ахбори Маджлиси Оли) Республики Таджикистан 2004 год, №12, ч-1, ст. 688, 689; 2005 год, №12, ст. 629; 2006 год, № 7, ст. 341; №12, ст. 543; 2007 год, №3, ст.172; №7, ст. 668) о порядке регистрации индивидуальных предпринимателей подобное не отмечено. Налогообложение физических лиц (резидентов и нерезидентов), занимающихся предпринимательской деятельностью, регулируется статьями Налогового кодекса.
На сегодняшний день, одним из нормативно-правовых актов, регулирующих государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей в Республике Таджикистан, является принятое 30 мая 2008 года № 273 Постановление Правительства Республики Таджикистан «Об утверждении Правил выдачи Патента и Свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя физическим лицам, осуществляющим
индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица», Приложение № 1 к постановлению «Правила выдачи Патента и Свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя физическим лицам, осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица»(10).
Проводя сравнительно-правовой анализ, нами далее исследуются некоторые особенности государственной регистрации индивидуальных предпринимателей. Следует указать, что в Приложении 1 к постановлению Правительства Республики Таджикистан от 30 мая 2008 года № 273 «Правила выдачи Патента и Свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя физическим лицам, осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица» закреплен раздел 1. Общие положения.
В пункте 1 Общего положения говорится: «Физические лица - резиденты и нерезиденты имеют право осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на основании Патента или Свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя». Далее, установлено: «Патент выдается индивидуальному предпринимателю налоговым органом по месту осуществления деятельности»; «Свидетельство выдается индивидуальному предпринимателю налоговым органом по месту жительства (прописки)». Патент и Свидетельство являются документами, свидетельствующими о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.
Следует обратить внимание на следующий абзац настоящего раздела Приложения 1 к постановлению, в котором приводится следующее:
Если иное не установлено законодательством Республики Таджикистан:
НОМАИ ДОНИШГО{
- налогообложение по Патенту не допускается в отношении лицензируемой деятельности (за исключением перевозки пассажиров), а также деятельности физических лиц индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство подакцизной продукции и подакцизную деятельность, поставку алюминия первичного, деятельность в сфере недропользования, банковскую деятельность, либо отдельные виды банковских операций, страховую деятельность, деятельность по управлению инвестиционными фондами, профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;
- налогообложение по Свидетельству не допускается в отношении физических лиц - индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство подакцизной продукции (за исключением безалкогольных напитков), поставку алюминия первичного, деятельность в сфере недропользования, банковскую деятельность либо отдельные виды банковских операций, страховую деятельность, деятельность по управлению инвестиционными фондами, профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг (за исключением деятельности по управлению и ведению реестров ценных бумаг).
На наш взгляд, здесь, в содержании налогообложения по Патенту и по Свидетельству нет особого различия, что можно было бы, с правовой точки зрения, отличать их друг от друга.
Проводя более содержательный анализ «Патента» и «Свидетельства» можно прийти к такому выводу, что, если первая выдается налоговым органом по месту осуществления предпринимательской деятельности, соответственно вторая, выдается налоговым органом по месту жительства (прописки), то есть, где официально проживает и имеет государственный штамп о месте проживания в паспорте. Возникает вопрос, уполномоченные налоговые органы при государственной регистрации граждан в качестве индивидуальных предпринимателей, какой основной документ, удостоверяющий личность гражданина, принимают; паспорт или ...?
Конечно, здесь, на наш взгляд, требуется более точный подход, и точное закрепление правовых норм, регулирующих
легитимации предпринимательской деятельности граждан.
И ещё один важный момент, который предусматривает раздел «Общие положения» Приложения 1 к постановлению № 273, пункт 1 посл. абзац:
- Индивидуальный предприниматель (физическое лицо) может одновременно осуществлять два или более установленных для разных категорий Патента сгруппированных видов предпринимательской деятельности, однако он не может быть одновременно обладателем двух бланков Патентов, двух бланков Свидетельств, либо бланков Патента и Свидетельства.
Содержание установленного абзаца, по нашему мнению, гражданами, которые желают заниматься предпринимательской деятельностью, воспринимается очень трудно. И само содержание настоящего абзаца, конечно, как: «.однако он не может быть одновременно обладателем двух бланков Патентов, двух бланков Свидетельств либо бланков Патента и Свидетельства», требует более правильной формулировки.
В пункте 2 вышеназванного раздела Приложения 1 к постановлению указывается: Патент является именным документом, свидетельствующим о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, что соответствует нормам действующего законодательства.
Как закреплено в статье 9 Закона Республики Таджикистан от 10 мая 2002 № 46 «О государственной защите и поддержке предпринимательства в Республике Таджикистан», государственная регистрация индивидуального предпринимателя (без образования юридического лица) производится уполномоченными налоговыми органами. Для государственной регистрации индивидуального предпринимателя лицо представляет заявление и документы об оплате патента.
В заявлении указывается вид предпринимательской деятельности, которым предприниматель намерен заниматься в дальнейшем. В этом случае налоговый орган в трёхдневный срок со дня получения документов производит государственную
НОМАИ ДОНИШГО{
регистрацию индивидуального предпринимателя и выдает заявителю «патент» на срок до одного календарного года.
Следует обратить внимание на абзац 4, пункта 2, раздела «Общие положения» Приложения 1 к постановлению № 273, где говорится, что на основании Патента не могут вести свою деятельность индивидуальные предприниматели, использующие труд наёмных работников и (или) осуществляющие внешнеэкономическую деятельность.
На наш взгляд, здесь нет никаких правовых основ, так как, индивидуальный предприниматель после государственной регистрации в этом качестве приобретает и статус «работодателя». А, все правовые отношения между работодателем и работником регулируются в соответствии с Трудовым кодексом Республики Таджикистан (11), принятым в 1997 году. Так, Трудовой кодекс Республики Таджикистан в соответствии с Конституцией Республики Таджикистан определяет основы государственной политики в сфере трудовых отношений, устанавливает государственные гарантии трудовых прав граждан и направлен на обеспечение соблюдения законных интересов работников, работодателей и государства. Законодательными и иными нормативными актами о труде регулируются трудовые и связанные с ними отношения физических лиц, работающих по трудовому договору (контракту) в учреждениях и организациях всех форм собственности, у отдельных граждан, а также лиц, являющихся членами, либо участниками организаций.
В этом направлении одним из приоритетных направлений политики государства является политика занятости населения, что на данном этапе развития считается одной из главнейших проблем. Так, Законом Республики Таджикистан от 1 августа 2003 года № 44 «О содействии занятости населения»(12) регулируются общественные отношения по занятости населения и устанавливаются правовые, социально-экономические и организационные основы государственной политики в этом направлении, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Республики Таджикистан на труд и социальную защиту от безработицы в условиях рыночной экономики.
Кроме того, в статье 13 Закона РТ «О государственной защите и поддержке предпринимательства в Республике Таджикистан» под названием «Направления предпринимательской деятельности» говорится, что, учитывая личные и общественные интересы, предприниматель должен осуществлять свою деятельность по следующим направлениям:
- с целью снижения уровня безработицы и повышения уровня жизни населения предпринимать меры для создания дополнительных рабочих мест в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и других отраслях, особенно в сфере обслуживания.
Другое осуществление предпринимательской деятельности в сфере внешнеэкономической деятельности также является особо значимым и с точки зрения государственной экономической политики. В статье 17 Закона о государственной защите и поддержке предпринимательства, закреплены права субъекта предпринимательской деятельности, выражающиеся в том, что субъект предпринимательской деятельности имеет право: - «выступать участником внешнеэкономических отношений. ». Тем более, статья 23 Закона устанавливает Государственную поддержку предпринимательской деятельности.
Статья 27 Закона гласит, что поддержка внешнеэкономической деятельности субъекта предпринимательства напрямую устанавливает и закрепляет эту сферу деятельности. Так, Государственные органы и общественные организации в целях поддержки предпринимательства осуществляют меры по расширению участия всех видов предпринимательства в экспортно-импортных операциях, международных выставках и ярмарках, реализации программ и проектов внешнеэкономической деятельности.
В пункте 3 раздела «Общее положения» Приложения 1 к постановлению № 273, говорится, что свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя является именным документом, предоставляющим право найма рабочей силы и осуществления любых видов индивидуальной предпринимательской деятельности, в том числе внешнеэкономи-
НОМАИ ДОНИШГО{
ческой деятельности.
Налогообложение лица, осуществляющего индивидуальную предпринимательскую деятельность на основании Свидетельства, зависит от результатов его предпринимательской деятельности.
Во-первых, трудовое законодательство Республики Таджикистан на основании «свидетельства индивидуального предпринимателя», не регулирует никакие правовые отношения, в частности, трудовые. Во-вторых, с правовой точки зрения, встаёт вопрос о том, что означает пункт последний, где говорится: «Налогообложение лица, осуществляющего индивидуальную предпринимательскую деятельность на основании Свидетельства, зависит от результатов его предпринимательской деятельности». Здесь, конечно, на наш взгляд, требуются подробные правовые комментарии.
С точки зрения правового исследования государственной регистрации индивидуальных предпринимателей вызывают интерес следующие разделы Приложения 1 к Постановлению № 273.
В разделе 2 Приложения 1 к постановлению № 273 Правила выдачи Патента, приводится пункт 9, где говорится, что Патент выдается для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности и действителен в течение периода времени, за который внесена плата за Патент.
Патент выдается индивидуальному предпринимателю на неограниченный срок и его действие подтверждается документами о предварительно внесенной плате за Патент за соответствующий период времени. Право деятельности по Патенту принадлежит исключительно физическому лицу, которому он выдан.
В разделе 3 Правила выдачи Свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя закрепляются следующие пункты:
17. Свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя выдается индивидуальному предпринимателю на неограниченный срок (без ограничения срока действия) для осуществления с правом найма рабочей силы любых не запрещенных законом видов предпринимательской деятельности, в том числе внешнеэкономической деятельности.
18. Внешнеэкономическая деятельность индивидуальным предпринимателем может осуществляться в соответствии с таможенным законодательством Республики Таджикистан при наличии Свидетельства.
В отношении последнего следует подчеркнуть, что вообще внешнеэкономическая деятельность регулируется и осуществляется не только в соответствии с таможенным законодательством, но также и с гражданским, с законодательством о внешней торговле, о лицензировании, сертификации, стандартизации, антимонопольным и другими.
По правовому содержанию, как это указывают источники, «Патент - документ, выдаваемый компетентным государственным органом. В ряде стран это название специального разрешения на занятие определенными видами предпринимательской деятельности. Покупка такого Патента у государства освобождает предпринимателя (обычно индивидуального) от дальнейшей уплаты налогов (на ближайший год или иной период)»(13).
Или же, «Патент (от лат. patens/ patentis - свидетельство) -документ, выдаваемый компетентными органами государства, удостоверяющий признание предложения изобретением, приоритет изобретения, авторство и исключительное право на изобретение. Патент действует только в пределах территории того государства, патентное ведомство которого его выдало»(14).
«Свидетельство (лат. testimonium: англ. certificate) - документ, удостоверяющий какой-либо юридический факт (напр. Свидетельство о рождении, о расторжении брака). Свидетельство удостоверяет только те юридические факты, обязательное подтверждение которых свидетельством предусмотрено законом (или иным правовым актом). Форма и реквизиты свидетельства установлены соответствующими правовыми актами, и их несоблюдение может повлечь недействительность документа. Содержание свидетельства может оспариваться лишь в судебном порядке. В некоторых случаях свидетельство имеет специальное название: диплом об окончании высшего учебного заведения, аттестат о присвоении ученого звания профессора и др.» (15).
НОМАИ ДОНИШГО{
Предыдущий источник закрепляет, что «Свидетельство -документ, официально подтверждающий какой-либо факт, имеющий юридическое значение (о рождении, о браке), либо право лица (авторское, об окончании учебного заведения)...»(16).
Такие аналогичные понятия указывает и другой источник (17).
Из содержания понятия «свидетельство», закрепленного в Приложении 1 Постановления № 273, можно прийти к тому выводу, что свидетельство является только документом, подтверждающим юридический факт. А таким юридическим фактом выступает государственная регистрация граждан, в качестве индивидуального предпринимателя. И на основании свидетельства не устанавливаются никакие права граждан в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
Кроме всего, права граждан, зарегистрированных в качестве индивидуального предпринимателя, в сфере осуществления предпринимательской деятельности закреплены на основании приобретенного Патента, в том числе и право на наем рабочей силы и др. Можно сказать, что зарегистрированный индивидуальный предприниматель с момента получения патента считается патентообладателем. Как указывает источник, «патентообладатель - автор, работодатель»(18).
Не вдаваясь в более глубокий правовой анализ, хотелось бы указать на последний пункт 21 Приложения 1 к Постановлению № 273:
- Нарушение настоящих Правил является основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной законодательством Республики Таджикистан.
Таким образом, придерживаясь правовых основ к вышеприведенному, следует особо подчеркнуть статью 30 Закона Республики Таджикистан «О государственной защите и поддержке предпринимательства в Республике Таджикистан» от 10 мая 2002г. № 46, «0бщие основы и ответственность за неправомерное воспрепятствование предпринимательской деятельности»:
- Государственные органы, либо их должностные лица, действия которых ведут к невозможности осуществления
свободной предпринимательской деятельности, к ограничению ее
объема, сферы распространения ее отдельных видов и иных сфер предпринимательства, привлекаются к установленной законодательством Республики Таджикистан ответственности.
Для проведения сравнительного анализа интересен опыт государственной регистрации граждан в качестве индивидуальных предпринимателей, что можно увидеть на примере Российской Федерации. Считаем обоснованным выбор данной страны в качестве примера исходя из некоторой культурно-исторической схожести с Республикой Таджикистан. Так, совсем недавно сама Россия переживала периоды правовых реформ в области индивидуальной предпринимательской деятельности.
Индивидуальным предпринимателем по российскому праву является зарегистрированное в этом качестве в установленном порядке физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства), осуществляющее предпринимательскую деятельность непосредственно (от своего имени, без образования юридического лица) и своим самостоятельным трудом, которое в этих целях действует по своему усмотрению, если обладает полной дееспособностью, и с согласия законного представителя, если дееспособность этого лица ограничена в силу возраста или закона(19).
Одним из правовых основ, регулирующих осуществление предпринимательской деятельности со стороны граждан, физических лиц в России является, Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (20) от 8 августа 2001г. № 129-ФЗ. Настоящим законом государственной регистрацией регулируются отношения физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной же регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с в ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
В законе закреплено само понятие «государственная регистрация». В соответствии со статьей 1 закона: Государственная
НОМАИ ДОНИШГО{
регистрация индивидуальных предпринимателей - это акт уполномоченного государственного органа исполнительной власти, определяющей посредством внесения в государственный реестр сведений о приобретении гражданами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении гражданами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений об индивидуальных предпринимателях в соответствии с действующим законодательством.
Государственная регистрация граждан в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с определением включает три вида административных актов, которые имеют нормативное значение, то-есть, направлены на реализацию норм права в связи с конкретным делом, в отношении определенного гражданина(21). Они совершаются путем внесения соответствующих сведений о гражданине в государственный реестр.
Актами государственной регистрации граждан в качестве индивидуальных предпринимателей являются:
а) правообразующие акты, устанавливающие юридический факт приобретения гражданами статуса индивидуального предпринимателя. Это акты государственной регистрации граждан в качестве индивидуальных предпринимателей;
б) правопрекращающие акты, устанавливающие юридический факт прекращения гражданами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей. Такими актами являются акты государственной регистрации при прекращении гражданами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей;
в) правоприменяющие акты, которые фиксируют изменения в сведениях об индивидуальных предпринимателях, содержащихся в государственном реестре.
Авторами ещё в 2002г. было выдвинуто предложение о том, что регистрацию индивидуальных предпринимателей следует производить в налоговых органах. Кроме того, реализация принципа «одного окна», за некоторым исключением, при применении его к регистрации индивидуальных предпринимателей облегчилась бы, и ускорилась бы процедура
государственной регистрации гражданина и появилась бы возможность объединения двух направлений деятельности исполнительной власти в России, государственной регистрации граждан и их постановки на налоговый учет в налоговых органах(22).
Закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» является основным, определяющим процесс вхождения в рынок хозяйствующих субъектов, граждан - индивидуальных предпринимателей, их существование в нем, и уход с рынка.
Следует подчеркнуть, что по проблемам государственной регистрации граждан в качестве индивидуальных предпринимателей, на практике со стороны правоведов, специалистов в этой сфере в последние годы исследованы и опубликованы многочисленные работы (23).
Государственная регистрация является важным моментом становления статуса индивидуального предпринимателя, но такой признак предпринимательской деятельности как осуществление ее гражданами, зарегистрированными в установленном порядке - это формальный признак, т. е. признак, легализующий эту деятельность, придающий ей законный статус.
Таким образом, проведенный правовой анализ действующего законодательства об индивидуальной предпринимательской деятельности в Республике Таджикистан приводит нас к тому выводу, что необходимо государственное регулирование, вмешательство государства, Правительства Республики Таджикистан в сферу экономики. И, это нужно в первую очередь, для совершенствования правовой среды, регулирующей хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства, в частности индивидуального.
Пределы государственного вмешательства в экономику, в экономические процессы должны быть таковы, чтобы сохранялся интерес к легитимному предпринимательству, чтобы экономика не уходила в тень, капиталы оставались в стране, а не вывозились из нее. Для этого стране нужна грамотная, научно обоснованная экономическая политика, которая и должна реализовываться путем государственного регулирования предпринимательской деятельности.
НОМАИ ДОНИШГО{
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Гусева Т. А., Ларина Н.В. «Предпринимательская деятельность гражданина: государственная регистрация». / Право и Экономика. -№ 11. - 2003. - С. 38.
2. Российское предпринимательское право. Учебник./Под ред. И.В.Ершова, Г.Д.Отнюкова. - М. - Проспект. - 2009. - С.101.
3. Тотьев К.Ю. Предпринимательское право. - М. - Юристь. -
2003. - С. 130.
4. Теория государства и права./ Под ред. В.Д. Перевалов. - М. -
2004. - С.315.
5. Буянов В.П. «Большие надежды малого предпринимательства». Проблемы развития законодательства о малом и среднем предпринимательстве. / Под ред. проф. Гандилова Т.М., Супатаева М.А. - М. - Экзамен. - 2007.- С. 13.
6. ЕршоваИ.В., Иванова Т.М. Предпринимательское право: Учебное пособие. - М. - Юриспруденция. - 2000. - С. 15.
7. Рабочие и архивные материалы Налоговой инспекции Министерства по государственным доходам и сборам Республики Таджикистан города Худжанда за 2006г.
8. Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. Т.1. - М. - БЕК. -1994. - С. 190.
9. Налоговый кодекс Республики Таджикистан (официальный текст). - Душанбе. - Конуният. - 2008.
10. Рабочие и архивные материалы Налоговой инспекции Министерства по государственным доходам и сборам Республики Таджикистан города Худжанда за 2008г.
11. Ведомости Маджлиси Оли Республики Таджикистан 1997 год, №9, ст.112; 1998 год, №23-24, ст. 340; 1999 год, №5, ст.69; 2002 год, №4,часть 1,ст.185; 2004 год, №5, ст.337; 2006 год, №3, ст. 152; №4, ст. 195.
12. Ведомости Маджлиси Оли Республики Таджикистан 2003год, №8, ст.467; 2005год, №12, ст. 650; 2007 год, №7, ст. 687.
13. Большой юридический словарь./Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. - М. - ИНФРА-М. - 1998. - С. 476.
14. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. - М. - 1997. - С. 314.
15. Тихомирова Л.В., ТихомировМ.Ю. Юридическая энциклопедия.
- М. - 1997. - С. 399 - 400.
16. Большой юридический словарь./Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. - М. - ИНФРА-М. - 1998. - С. 609.
17. См.: Энциклопедический юридический словарь. 2-издание./Под общ. ред. В.Е. Крутских. - М. - ИНФРА- М. - 1998. - стр.стр. 225; 285.
18. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Толковый словарь юридических терминов. - М. - Эксмо. - 2007. - С. 248.
19. Тихомиров М.Ю. Правила государственной регистрации индивидуальных предпринимателей. //Законодательство и экономика. - № 5 (241). - 2004. - С. 61.
20. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001г. № 129-ФЗ. - Новосибирск. - 2008.
21. Лапуста М.Г. Малое предпринимательство. Учебник. - М. -ИНФРА-М. - 2008. - С. 89.
22. ВасильевА.А. Проблемы правового регулирования деятельности индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. // Труды юридического факультета Ставропольского государственного университета. Выпуск 1. - Ставрополь - 2002.
23. См.: АсаулА.Н. Организация предпринимательской деятельности. Учебник. - СПб. - Питер. - 2005.; Всё о малом предпринимательстве. Полное практическое руководство. /Под ред. А.В. Касьянова. - М. -ГроссМедиа. - 2007.; Ильичева М.Ю. Предприниматель без образования юридического лица. - М. - Риор. - 2005.; Индивидуальный предприниматель. Энциклопедия. / Под ред. Касьянова А.В. - М. - ГроссМедиа. - 2008.; Индивидуальные предприниматели. Практическое пособие. / Под ред. А. В. Касьянова.
- М. - ГроссМедиа. - 2008.; Ивачев И.Л. Практическое руководство по ведению малого бизнеса. - М. - ГроссМедиа. - 2008.; Кислов Д.В. Индивидуальный предприниматель (Справочник по созданию бизнеса). - М. - 2008.; Кислов Д.В., Курбангалеева О.А. Индивидуальные предприниматели. Практическое пособие /Под ред. А.В. Касьянова. - М. - ГроссМедиа. - 2007.; Лапуста М.Г. индивидуальный предприниматель. Учебное пособие. - М. -ИНФРА-М. - 2005.; Лялин В.Е., Ляшенко В.И., ПавловК.В., Хахулин
НОМАИ ДОНИШГО{
В.В. Развитие малого предпринимательства: отечественный и зарубежный опыт. - М. - Экономистъ. - 2006.
Some Problems of law Regulations in Regard to statal Registration of individual entrepreneurs in Tajikistan Republic
B. Samadov
Key words: law regime, enterprising activities, natural persons and bodies incorporate, sources of information, registered subjects
In the given article the author contemplates the law basis of state registration of individual enterprisers. He lays an emphasis on some problems of state registration of citizens who undertake free enterprising activity.
The author has analyzed the effective norm and law documents of the given sphere. On the basis of researching and analyzing of some works of Russian law scholars the author proposes concrete steps and measures of solving the abovementioned problems and the ways of improving the real legislation.
With the purpose of forming favorable conditions for the development of individual enterprising on the state levels in Tajikistan, the author suggestes that certain programs and conceptions should be assumed, he proves convincingly the potentiality of the role of individual enterprising for a stabilization of the home economy. Into the bargain the convinces of a necessity of working out law norms and embedding their mechanisms into practice. The author also considers it necessary to engraft statal regulation into the sphere of economy in Tajikistan.
The boundaries of statal interference into economy should be in keeping with an observance of legal enterprisers interests, the economy mustn't be shadowed by the state and the resources should remain in the country without leaving it through import. In order to effectuate all these ideas the country needs a scientifically substantiated policy; the latter is to be implemented by dint of statal regulation in regard to enterprising activities.