ГЛОБАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО
5 (14) - 2007
перспективы развития
экономической интеграции стран снг
н. В. БЕКЕТОВ, доктор экономических наук, профессор, заместитель директора по научной работе Финансово-экономического института, Якутского государственного университета,
генеральный директор научно-технологического парка «Якутия»
Основой современной системы мировой экономики являются национальные экономики, производящие товары, услуги, продукты интеллектуальной собственности, обменивающие их в процессе международной торговли и потребляющие конечный продукт. Идет постоянный процесс включения национальных производств в общую систему мирохозяйственных связей. Происходит постепенное стирание границ между странами, слияние национальных хозяйств в единый экономический организм, развивающийся по общим законам. При этом мировая экономика объективно влияет на составляющие части этого организма: национальные хозяйства или региональные объединения.
Экономическая интеграция в мировом хозяйстве обеспечивает хозяйствующим субъектам более широкий доступ к разного рода ресурсам (финансовым, материальным, трудовым, новейшим технологиям и т. д.), а также выход на огромные рынки сбыта своей продукции.
Одним из таких регионов в системе мирохозяйственных связей является Союз Независимых Государств. Десятилетний период существования СНГ показал, что Содружество является формой экономического сотрудничества государств на постсоветском пространстве и выполняет важную историческую миссию содействия развитию суверенных, независимых государств, вставших на путь рыночных трансформаций. Одновременно формирование СНГ находится в русле общемировых тенденций регионализации экономики [1,2]. В мире насчитывается более ста региональных интеграционных образований государств, возникших вследствие ужесточения международной конкуренции в условиях глобализации производства. В экономике XXI века конкурируют не отдельные страны, а их объединения. Чтобы занять достойное место в мировой иерархии, молодым независимым
16 -
государствам СНГ важно не оказаться в изоляции от мировых процессов региональный интеграции.
Несмотря на то, что наблюдается ряд негативных тенденций, на сегодняшний день начала складываться достаточно благоприятная ситуация для активизации взаимосвязей как в политических и экономических, так и гуманитарных сферах. Необходимо подчеркнуть, что основой интеграционного сотрудничества являются совпадение интересов и выгоды многостороннего сотрудничества государств-участников. Интеграция тем эффективнее, чем выше уровни социально-экономического развития государств и чем ближе этническо-рели-гиозная толерантность и социально-культурный менталитет народов объединяющихся стран.
Необходимость интеграции стран Содружества подтверждает тот факт, что в СССР в 1990 г. в межреспубликанский оборот поступало более 20 % валового национального продукта, тогда как в странах Евросоюза — лишь 14 %.
Таким образом, создание СНГ видится как попытка обеспечения взаимного и равноправного сотрудничества в области экономики, торговли товарами и обмена информацией.
Самое главное, что Содружество обладает всеми атрибутами для создания успешного интеграционного сотрудничества государств в формате СНГ, которые заключаются в следующем:
1) сходность путей трансформации общества, ориентированных на разрыв с тоталитарным прошлым, построение рыночной экономики и политической демократии, примерно одинаковый уровень развития производительных сил и зрелости рынка, схожие технические и потребительские стандарты, однородность товарных и финансовых рынков, общие стандарты и технические условия, действовавшие в бывшем СССР;
5 (14) - 2007
Глобальное партнерство
2) наличие колоссального человеческого, ресурсного и оборонного потенциала, огромной территории, развитой науки и богатой культуры. На СНГ приходится 18 % мировых запасов нефти, 40 % — природного газа, 10 % — мирового производства электроэнергии при доле в мировом продукте — 1,5 %;
3) сохранение взаимодополняемости и взаимозависимости национальных экономик, основанных на общем историческом и социально-экономическим развитии, функционирование объединенных сетей транспортных коммуникаций и линий электропередачи, отсутствие многих видов природных ресурсов в некоторых государствах СНГ и наличие их на территории других государств —участников содружества;
4) выгодное экономико-географическое положение, значительный транзитный потенциал, развитая сеть телекоммуникаций, транспортные коридоры для перевозки грузов между Европой и Азией;
5) наличие емкого, хорошо освоенного рынка сбыта товаров, неконкурентоспособных в странах дальнего зарубежья. В условиях усиления конкуренции на мировых рынках важность этого фактора интеграции будет неуклонно возрастать;
6) тесные связи между странами СНГ в социальной, гуманитарной и информационной сферах. На пространстве СНГ не существует языкового барьера, русский язык является родным и вторым родным языком для большей части населения СНГ, а также рабочим языком стран Содружества, что упрощает проблему коммуникаций и развития экономических и гуманитарных контактов;
7) усложнение военно-политической обстановки в мире и на границах Содружества в результате возросшей угрозы международного терроризма, что требует большей координации усилий в обеспечении коллективной безопасности.
Таким образом, межгосударственное взаимодействие стран СНГ является не самоцелью, а инструментом решения важнейших социально-экономических проблем и отвечает коренным интересам государств Содружества.
За прошедшее десятилетие в интеграционных процессах СНГ можно выделить несколько этапов интеграции.
Период 1991 — 1993 гг. можно назвать первым этапом — появления национальных экономик, который характеризовался развалом единого народнохозяйственного комплекса СССР, делением национального богатства, соревнованием за получение внешних кредитов, отказом от уплаты долгов
бывшего Союза, резким сокращением взаимного товарообмена, что привело к экономическому кризису на всем постсоветском пространстве.
Такое развитие событий сделало очевидным необходимость построения отношений в рамках СНГ на рыночной основе, по принципу экономической целесообразности интеграционных процессов национальных экономик.
Второй этап (1994 — 1995 гг.) — так называемый этап становления правового пространства—охарак-теризовался интенсивным созданием нормативной базы межгосударственных отношений. Основой формирования правового поля в рамках СНГ можно считать принятие Устава СНГ.
Третий этап (с 1996 г. и по настоящее время) отличается появлением субрегиональных образований. Характерной чертой этого этапа стало заключение двухсторонних соглашений. Здесь наибольший интерес с точки зрения дальнейшей перспективы представляет развитие связей между Россией и Республикой Беларусь, которые первыми пошли по пути создания таможенного союза. В дальнейшем к ним присоединились Казахстан, Киргизия и Таджикистан, создав Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).
В целом на некогда едином постсоветском пространстве возникли и функционируют 5 субрегиональных образований. Среди экономических группировок, помимо Союзного Государства Белоруссии и России (СГБР) и Евразийского экономического сообщества, можно выделить Восточно-европейский Союз (Украина, Молдова), переросший затем в ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова), Центральноазиатское сотрудничество (ЦАС — Узбекистан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан), кавказская «четверка» (Азербайджан, Армения, Грузия, Россия).
Функционирующие региональные объединения стран внутри СНГ имеют разный удельный вес в основных макроэкономических показателях по СНГ в целом. Самый весомый потенциал в СНГ приходится на страны ЕврАзЭС (см. таблицу).
Сотрудничество в рамках субрегиональных объединений является закономерным поиском государствами — участниками оптимальных конфигураций и методов взаимодействия и в целом не противоречат участию государств в Содружестве, поскольку такие объединения являются взаимно транспарентными, а их цели и практическая деятельность лежат в общем русле развития СНГ.
Таким образом, подведение общих итогов развития интеграции приводит к выводу, что пространство СНГ имеет весьма низкий уровень эко-
- 17
Глобальное партнерство
5 (14) - 2007
Удельный вес основных макроэкономических показателей развития субрегиональных объединений государств (в процентах к СНГ, 2002 г.)
Региональные объединения Численность населения ВВП Продукция промышленности Продукция сельского хозяйства Розничный товарооборот
ЕврАзЭС 64,6 78,0 71,8 63,0 79,4
СГБР 55,4 71,3 67,0 55,4 74,7
ГУУАМ 32,3 20,1 26,9 35,9 19,9
ЦАС 17,9 12,7 11,4 20,4 13,5
Примечание: Рассчитано по данным Межгосударственного статистического комитета СНГ
номической интегрированности. Об этом свидетельствует доля торгового оборота между странами СНГ в общем объеме их внешней торговли. Если в СССР доля межреспубликанского товарообмена в суммарном объеме внешнеторгового оборота Союзных республик составляла 69 %, а в ЕС доля оборота между странами в общем внешнеторговом обороте составляет 62 %, то в СНГ соответствующий показатель в 2002 г. составил 27 %.
Во многом это обусловлено тем, что в государствах — участниках СНГ еще только формируются необходимые организационные, правовые, политические и социально-экономические условия, присущие региональной экономике [3,4,5], без которых не может успешно развиваться межгосударственная интеграция.
К современным проблемам интеграции можно отнести:
• несовершенство заложенных в Уставе СНГ норм и правил;
• противоречивость метода принятия решений на основе консенсуса;
• слабость механизма исполнения принятых решений и отсутствие системы ответственности за выполнение принятых обязательств;
• неэффективность существующей платежной системы;
• утрата государствами своих позиций на рынках стран СНГ;
• несогласованная политика присоединения стран СНГ к Всемирной Торговой Организации;
• проблема незаконной миграции и различий в уровне жизни.
Тем не менее, несмотря на существование ряда пока не решенных проблем, анализ динамики торгового оборота между странами СНГ в последние годы показывает, что снижение (на 2 % и более) наблюдается у трех государств (Азербайджан, Киргизия, Таджикистан), тогда как у большинства участников СНГ объем товарооборота со странами СНГ либо стабилизировался, либо увеличивается. Это позволяет говорить о готовности участников
СНГ к построению взаимоотношений на качественно новом уровне, которые включали бы в себя прагматизм, совпадение интересов, взаимовыгодность многостороннего сотрудничества, сохранение политического суверенитета.
Учитывая накопленный опыт, как положительный, так и отрицательный, необходимо выработать принципиально новую стратегию развития взаимоотношений между странами СНГ, при этом необходимо в максимальной степени использовать опыт становления Европейского Союза.
В рамках СНГ сформировался феномен разноскоростного интеграционного процесса, в результате которого на территории СНГ сложился ряд субрегиональных объединений с различными принципами взаимодействия. В связи с этим перед государствами — участниками СНГ сегодня стоит сложная задача, во-первых, преодоления угрозы разобщения внутри СНГ и, во-вторых, использования преимуществ появления небольших группировок, которые могут ускорить решение практических вопросов взаимодействия, усилить притягательность более продвинутых форм интеграции.
В краткосрочном периоде на первый план выходят конструктивные решения и четкие действия по активизации интеграции стран СНГ, завершение формирования полноценной правовой базы. В долгосрочном периоде интеграционные процессы в рамках СНГ будут развиваться в направлении создания зоны свободной торговли через открытие национальных границ на пути движения товаров, услуг, труда, капитала, достаточно свободной, чтобы учитывать интересы и суверенитет государств, а в более отдаленной перспективе — создание конфедеративного государства.
Среди первоочередных мер по созданию зоны свободной торговли можно выделить следующие:
• определение согласованных, максимально универсальных и прозрачных целей социально-экономической интеграции;
• выбор стратегии интеграции стран СНГ с Россией, крупнейшей страной Содружества, исходя
5 (14) - 2007
глобальное партнерство
из экономических, геополитических и военно-стратегических целей на пространстве СНГ;
• совершенствование тарифной политики, обеспечивающей справедливую конкуренцию на национальных рынках;
• координация и согласованность совместных действий стран СНГ в вопросах, связанных с их вступлением в ВТО;
• развитие правовой базы экономического сотрудничества;
• создание эффективного переговорно-консуль-тативного механизма и инструментов принятия, исполнения, контроля решений;
• выработка общих научно-технических приоритетов и стандартов, направлений совместной разработки информационных и инновационных технологий, мер ускорения инвестиционного сотрудничества, макроэкономических прогнозов;
• выработка совместных решений об оптимальной структуре межстрановых экономических связей, соответствующей использованию имеющихся ресурсов каждой страны. Таким образом, сотрудничество со странами
СНГ сохраняет свое значение как стабилизирующий фактор, способный обеспечить и смягчить переход к открытой экономике. От того, какая стратегия преобразований будет выбрана на пространстве СНГ, зависит эффективность взаимодействия стран СНГ в будущем и вес государств-участников в мировом масштабе. В современных условиях глобализация и конкуренция становится очевидным, что только совместными усилиями можно выработать единую стратегию экономического развития и противопоставить ее угрозам внешнего мира.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать ряд выводов о том, что же все-таки ждет СНГ в будущем, и каким образом будут развиваться отношения стран Содружества друг с другом. Практика и накопленный опыт межгосударственных экономических взаимоотношений в рамках СНГ показали, что интеграционные основы будут формироваться постепенно.
В настоящее время складываются благоприятные предпосылки для достижения конструктивного диалога в рамках СНГ: наметилось оживление в экономике, что позволяет расширить масштабы их хозяйственного взаимодействия, переломить тенденцию падения взаимного товарооборота и обеспечить его устойчивый рост.
Для стран — участниц СНГ эффективное функционирование режима свободной торговли и формирование общего рынка можно рассматри-
вать, как переходный этап к более высоким формам сотрудничества, который позволит провести структурную перестройку национальных экономик, завершить экономические реформы, создать развитую рыночную инфраструктуру, обеспечить выравнивание условий хозяйствования для субъектов внешнеэкономической деятельности.
Основой единого экономического пространства является зона свободной торговли, создание которой займет определенный период времени. Однако модель разноскоростной интеграции необходимо сменить дифференцированной интеграцией вокруг «ядра» СНГ — Союзного Государства Белоруссии и России как зоны свободной торговли с дальнейшей интеграцией в нее остальных стран.
Интеграция стран СНГ является одним из оптимальных способов сохранения производственных, кооперационных связей по технологическому принципу, принципу недопущения вытеснения продукции стран СНГ с их внутреннего рынка.
Интеграционное сближение государств, скорее всего, будет протекать на основе локальных и интеграционных образований, двигающихся постепенно к целям, поставленным в начале 1990-х гг. при образовании СНГ, и прежде всего к созданию единого, однородного экономического пространства, общему рынку товаров, услуг, рабочей силы.
ЛИТЕРАТУРА
1. БекетовН. В. Регионализм и цикличность коэволюции природы и общества: экологический аспект // Циклы. Материалы Межрегионального семинара (г. Ставрополь, июнь, 2002 г.). Ставрополь: Изд-во Северо-Кавказск. гос. техн. ун-та, 2002. С. 36 — 38.
2. Бекетов Н. В. Цикличность и формирование технико-экономических парадигм регионального развития // Циклы природы и общества. Материалы IV Междунар. науч. -практ. конф. Т. 2. (Ставрополь, март 2002 г.). Ставрополь: Изд-во Северо-Кавказск. гос. техн. ун-та, 2002. С. 10 — 16.
3. Бекетов Н. В. Проблемы циклообразующего регулирования экономики региона // Циклы. Материалы V Междунар. науч. -практ. конф. Т. 1. (г. Ставрополь, март 2003 г.). Ставрополь: Изд-во Северо-Кавказск. гос. техн. ун-та, 2002. С. 96 — 103.
4. Бекетов Н. В. Теоретико-методологические проблемы государственного регулирования экономического развития регионов // Ползуновский альманах. № 3 — 4. Барнаул: Изд-во Алтайского гос. техн. ун-та им. И. И. Ползунова, 2002. С. 16 — 26.
5. Бекетов Н. В. Региональная организация общества (теоретические аспекты социально-экономического комплексообразования). — Якутск: Изд-во Якут. гос. ун-та, 1996. — 160 с.
- 19