45 (135) - 2012
Валютный рынок
УДК 339.738
ИНТЕГРАЦИЯ КАК ДОМИНАНТА РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНЫХ СИСТЕМ ГОСУДАРСТВ СНГ: ФАКТОРЫ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭТАПОВ
Г. И. ПАНАЕДОВА,
доктор экономических наук, профессор, проректор по научной работе Е-mail: galina-idnk@mail. ru Институт дружбы народов Кавказа, Ставрополь
Н. Е. ПИСЬМЕННАЯ,
доктор экономических наук, профессор кафедры денежного кредита и обращения Е-mail: pismennayne@mail. ru Северо-Кавказский федеральный университет,
Ставрополь
В статье в свете доктрины интеграции стран СНГ и мирового финансового кризиса авторами рассмотрены эволюция и современные модели валютных союзов, проведен анализ факторов интеграции валютных систем. Определены и охарактеризованы этапы развития процессов валютной интеграции государств СНГ, предложены стратегия поэтапного формирования валютного союза и инструменты валютного сотрудничества.
Ключевые слова: валютная система, валютный союз, многополярный, мировая валютная система, инструмент, валютное сотрудничество.
Мировой финансовый кризис начала ХХ! в. продемонстрировал неэффективность действующей международной валютно-финансовой архитектуры, созданной в результате денежно-кредитной экспансии в развитых странах и повлекшей негативные внешние эффекты и явление, называемое валютной войной [1].
На основе обобщения существующих концепций, подходов и проведенного эмпирического
анализа авторами исследованы осуществление в постсоветский период трансформации единой валютной системы в суверенные денежные системы независимых государств, введение в оборот национальных денежных единиц, призванных обеспечить потребности внутреннего производства, обращения, а также обслуживания внешнеэкономических связей.
Проведенный анализ выявил недостаточную эффективность сформированной валютной системы, которая, по оценкам экспертов, во внешнеторговых сделках примерно на 50 % продолжает существовать в форме бартерных операций в рамках государств Содружества. Нерешенность вопросов совершенствования сотрудничества стран СНГ в валютной сфере, повышения его эффективности инициирует данное исследование и приобретает особую актуальность [5, 13].
Продолжают оставаться дискуссионными в современной экономической литературе и проблемы валютной интеграции, возможностей создания платежного союза в странах СНГ, так как сущест-
венного прогресса в этом направлении на практике нет, несмотря на принятие ряда решений на межгосударственном уровне. Данное обстоятельство, а также полемика о влиянии глобальных платежных дисбалансов на кризис и заявления о пересмотре роли доллара США в мировой экономике также обуславливают необходимость проведения преобразований в мировой валютной системе [3; 8; 9, с. 25-33].
Актуальной является проблема исследования интеграции валютных систем и формирования валютных союзов стран СНГ, обеспечивающих безопасность национальных денежных резервов, оптимизацию систем взаиморасчетов и преодоления негативных последствий колебаний курсов ведущих резервных валют и жесткой долларовой зависимости.
Ретроспективный анализ исторических аспектов и зарубежного опыта международной валютной интеграции показал, что осуществление валютной интеграции возможно в различных формах и предусматривает разнообразные механизмы ее реализации. Определяется это условиями развития отдельных стран, с одной стороны, и ситуацией на мировых рынках, с другой.
Проведенное исследование исторических форм валютной интеграции показало, что при общих стремлениях использования единой валюты в пределах зоны, наличии определенных различий в режиме функционирования и степени независимости денежно-кредитной и валютной политик они достаточно разнообразны (табл. 1).
Отличительные особенности фу1
Сравнительный анализ данных табл. 1 позволил авторам предположить, что наиболее эффективной формой валютной интеграции на современном этапе является валютный союз, который в перспективе поможет региональной валюте приобрести статус мировой для обслуживания международного разделения труда в производстве и обращении [4].
В условиях открытости и глобализации экономики средством ограничения возможных негативных последствий для национальных экономик является тенденция регионализации валютного объединения (стран Европейского Союза, АСЕАН). Интеграционные процессы в странах Содружества позволили достичь определенных положительных результатов, и потому развитие региональной интеграции может привести к введению единой валюты по стандарту Европейского экономического союза [7, с. 61-68; 14, с. 46-53, 14].
Формирование валютных союзов создает возможность для образования единого валютного пространства, которое может стать основой для интенсификации торгово-производственных отношений объединяющихся, что особенно актуально для развивающихся стран, находящихся в процессе экономической трансформации.
Распад СССР в конце ХХ в. изменил сложившуюся траекторию мировой финансовой архитектуры и привел к необходимости поиска в рамках компаративного подхода пути интеграции в мировое рыночное хозяйство. Опираясь на зарубежный опыт функционирования валютных союзов, авторы пред-
Таблица 1
ционирования валютных союзов
Название Валюта Координация денежно-кредитной политики Отличительные особенности
Латинский монетный союз денежно-кредитной политики (1865-1927) Параллельное обращение валют стран-участниц и эмитируемых серебряных монет Независимость национальной денежно-кредитной политики ограничена Расстройство денежного обращения в связи с переплавкой серебряных монет
Скандинавский монетный союз (1872-1924) Общая денежная единица -золотая крона, использование мелких серебряных монет в международных платежах Координация эмиссии золотых монет Слабое вовлечение золотых монет в обращение из-за их высокой стоимости
Западно-Африканский экономический и валютный союз 1962 г Единая валюта - франк Согласование валютной политики и эмиссии общей денежной единицы Привязка к французскому франку (позднее - к евро)
Валютный союз Центральной Африки 1960 г. Единая валюта - франк Согласование эмиссии, получение кредитов Привязка к франку (евро), сниженные требования к объему валютных резервов
Восточно-Карибская валютная группировка 1960 г. Единая валюта - карибский доллар Привязка к доллару, свободная обратимость национальных валют с конца 1960-х гг.
лагают различные модели формирования валютных союзов в современной экономике (табл. 2).
Проведенная оценка моделей валютных союзов в мировой экономике позволила разграничить по типологии отдельные элементы латиноамериканской и африканской моделей (фиксация курсов национальных валют к конвертируемой денежной единице, формирование платежно-расчетной системы), которые могут быть использованы странами с переходной и развивающейся экономикой. Реализация западноевропейской модели возможна лишь для государств, обладающих развитыми экономиками, так как подразумевает интеграцию на основе устойчивых валютно-финансовых систем [11].
Для достижения целевых установок, обусловленных распадом единого валютного пространства, сложившегося в СССР, трансформации валютно-фи-нансовых отношений стран Содружества необходимо выделение возможных этапов развития процессов валютно-финансовой интеграции государств СНГ.
С учетом этого требования проведен анализ отношений стран региона на основании таких критериев, как интенсивность взаимодействия в валютной сфере, форма реализации международных валютно-финансовых отношений, становление инс-
Основные модели валютных
титуциональных основ, обусловливающих развитие интеграционных процессов, состояние экономик стран СНГ, и выделены следующие этапы:
1) дезинтеграционный (1992-1993 гг.);
2) этап становления национальных валютных систем (1993-1996 гг.);
3) интеграционный (с 1997 г.).
Первый этап характеризуется распадом единого валютного пространства, формированием условий для становления национальных валютных систем. Валютный союз, существовавший в СССР, видоизменился в простейшую форму, не предусматривавшую проведения жесткой валютной и денежно-кредитной политики единым органом наднационального регулирования. Это обусловило возможность осуществления неконтролируемой безналичной эмиссии странами, входящими в зону советского рубля.
Инфляционные тенденции привели к вытеснению рубля из обращения свободно конвертируемой валютой. Необходимость преодоления деструктивных тенденций в валютно-финансовых системах стран СНГ стала причиной ввода в обращение национальных денежных единиц, что ознаменовало начало второго этапа - этапа становления национальных валютных систем.
Таблица 2
союзов в мировой экономике
Причина формирования Способ формирования Особенности денежного обращения Страны-участницы Денежная единица
Западноевропейская модель
Близость политических, экономических, культурных направлений развития, необходимость создания единого экономического пространства Равноправное участие в процессах валютно-финансо-вой интеграции Введение в оборот единой валюты, отказ от национальных денежных единиц Франция, Германия, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Испания, Италия, Португалия, Австрия, Финляндия, Ирландия, Греция Евро
Латиноамериканская модель
Необходимость финансовой стабилизации, наличие в регионе государства -эмитента конвертируемой валюты Односторонняя интеграция в валютную зону (валютный союз) Привязка национальной денежной единицы к более сильной валюте или полный отказ от суверенитета в валютной сфере Сальвадор, Панама, Эквадор Доллар США
Лихтенштейн Швейцарский франк
Андорра, Косово, Монако, Сан-Марино, Черногория Евро
Кирибати Австралийский доллар
Африканская модель
Необходимость финансовой стабилизации, стимулирование экономического роста, географическая близость государств Создание валютного союза на основе привязки национальных валют к расчетной денежной единице Использование вновь созданной денежной единицы, привязка курса к иностранной валюте Бенин, Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал, Того, Габон, Камерун, Конго, Центрально-Африканская Республика, Чад, Экваториальная Гвинея Расчетная единица КФА - африканский франк
На протяжении второго периода наблюдались противоречивые тенденции: в условиях активного ввода в обращение национальных валют стран СНГ для преодоления дезинтеграционных тенденций предпринималась попытка образования валютного союза в рамках государств Содружества, подписавших Соглашение о создании рублевой зоны нового типа.
Уникальность подобной формы валютно-фи-нансового взаимодействия заключалась в том, что документом предусматривалось создание валютного союза в условиях многовалютной системы, включающей кроме рублей Российской Федерации вхождение национальных денежных единиц государств СНГ и советские рубли. Однако при отсутствии совместной валютной и денежно-кредитной политик наличии неконтролируемой эмиссии, слабости рубля стала очевидной невозможность формирования на данном этапе валютного союза.
Распад единого валютного пространства, происходивший на протяжении первых двух этапов, привел к формированию национальных валютных систем и обусловил создание институциональной основы для интеграции государств СНГ в мировую валютно-финансовую систему, включающую создание платежно-расчетной системы, механизм обменных курсов ограниченно конвертируемых валют, банковские систем стран - участниц Содружества Независимых Государств и т. д.
Начало третьего этапа характеризовалось активизацией процессов валютной интеграции.. Развитию валютно-кредитного и экономического взаимодействия благоприятствовали происходящие позитивные сдвиги в кредитной системе, выраженные в концентрации и консолидации банковского капитала, усилении надзорных функций центральных банков за их деятельностью и т. д.
На этом этапе происходило усиление процессов экономической интеграции в СНГ, преимущественно субрегионального характера. Неравномерность экономического развития государств региона является препятствием на пути экономической и валютной интеграции в рамках Содружества Независимых Государств и объясняет необходимость интенсификации ва-лютно-финансово-го взаимодействия
стран, находящихся на одинаковой стадии экономической трансформации, для создания единого интегрированного валютного и экономического пространства.
В системе интеграционных процессов экономическая интеграция является, с одной стороны, предпосылкой валютно-финансовой интеграции, а с другой - ее следствием. И наоборот: политическое объединение предполагает развитие экономической интеграции, хотя и не обязательно для этого. Валютно-финансовая интеграция эффективна при определенном уровне экономической интеграции и в свою очередь, может способствовать его повышению (рис. 1) [10].
Анализ влияния современных тенденций развития мировой валютной системы на процессы экономической трансформации позволяет выделить три направления реализации процессов валютно-финансовой интеграции стран - участниц Содружества Независимых Государств.
1. Интеграция в существующее валютное объединение, представленное Европейским Союзом и зоной доллара. Но интенсификации валютно-финансового взаимодействия с ЕС препятствует переходный характер экономик стран СНГ, а интеграция в долларовую зону, подразумевающая утрату рычагов влияния на проведение валютной и денежно-кредитной политик, не отвечает экономическим интересам государств региона.
2. Проведение независимой валютной и денежно-кредитной политик. В условиях открытости экономик, обусловливающей подверженность национальных валютных систем государств, находящихся в процессе экономической трансформации, дестабилизирующему влиянию со стороны мировой валютной системы, власти зачастую вынуждены привязывать курс национальной валюты к одной из стабильных денежных единиц или корзине валют, что фактически означает вхождение государства в зону влияния якорной валюты.
1-й этап
2-й этап
3-й этап
Экономическая интеграция
Политическая интеграция
Валютно-финансовая интеграция
Создание единого валютного пространства
Создание валютного союза
Рис. 1. Этапывалютно-финансовой интеграциивстранахСНГ
3. Валютно-финансовая интенсификация интеграционных процессов в рамках стран СНГ может обеспечиваться, с одной стороны, решением задач нейтрализации отрицательных последствий нестабильности мировой валютной системы, а с другой - ограничением использования мировых валют в межгосударственных расчетах стран СНГ, что в перспективе позволит региону также стать эмитентом одной из ключевых валют.
Решающее влияние на проведение политики финансовой унификации оказывает присутствие в регионе России, финансовая система которой в настоящее время способна быть основой для формирования валютного союза на постсоветском пространстве, а обращение рубля создает предпосылки для его последующего использования в качестве региональной валюты. Этому способствуют положительные тенденции в российской экономике, обеспечивающие стабилизацию валютного курса и снижение инфляции [12, с. 32-41].
Стабильное обращение российского рубля в большинстве государств Содружества при одновременном стремлении стран СНГ к сохранению национальных валютных систем обусловливает специфику предлагаемой авторами модели формирования валютного союза на постсоветском пространстве, который предусматривает:
- интеграцию национальных валютно-финансо-вых систем стран-участниц в валютную систему Российской Федерации, что предполагает формирование рублевой зоны за счет привязки денежных единиц государств с нестабильными финансовыми системами к рублю или замену национальных валют российской;
- применение механизма, обеспечивающего возможность равноправного участия стран региона в процессе разработки и проведения валютной и денежно-кредитной политик, что подразумевает необходимость интенсификации валютно-финансо-вого взаимодействия стран, обладающих сходными экономическими характеристиками и высоким уровнем развития финансовых систем - твердого ядра интеграционных процессов.
Таким образом, разноуровневый характер процессов валютно-финансового взаимодействия в странах СНГ предопределяет необходимость разработки стратегии формирования валютного союза на постсоветском пространстве. По мнению авторов, переход к многополярной системе привнесет определенные улучшения в сфере эффективности, справедливости, стабильности (табл. 3).
Таблица 3
Преимущества многополярной мировой валютной системы
Критерий Преимущества
Эффективность При соответствии валютных блоков экономическим потери на трансакционных издержках будут оставаться ограниченными. В то же время возможны определенные выгоды при распределении капитала за счет уменьшения накопления дорогих и рискованных официальных валютных резервов, увеличения стимулов к размещению капитала в пределах каждого валютного блока и уменьшения границ неувязки реальных валютных курсов
Стабильность Многополярность может способствовать смягчению дилеммы Триффина и ограничить некоторые причины продолжительных дисбалансов и их возможное развертывание, выливающееся в кризисы. Также будут уменьшены негативные внешние эффекты, влияющие на двусторонние валютные курсы, и усилится краткосрочная волатильность
Справедливость Возможно более равномерное распределение «чрезмерной привилегии» и уменьшение асимметричности адаптации при условии свободного плавания курсов всех ключевых валют
Реализуемость В краткосрочной перспективе вероятность невелика, но она будет увеличиваться с течением времени. В целом переход от однополярной к многополярной системе представляется благотворным при условии свободного плавания курсов ведущих валют, свободного движения капитала, перехода валютного курса в остальных странах к большей гибкости или региональной привязке
Комплексное исследование представленных преимуществ позволяет утверждать, что эффективность от уменьшения пределов дисбаланса должна превысить потери от повышения волатильности валютных курсов при условии наличия доступных инструментов хеджирования. Однако управление глобальной ликвидностью потребует тесного сотрудничества между ключевыми странами, и переход к многополярности не принесет фундаментальных изменений в проблеме предоставления ликвидности в периоды кризисов.
При свободно плавающих курсах ключевых валют в многополярной системе вероятность валютных войн может быть ограничена, но не устраняется полностью. В условиях дефляции, напротив, все страны будут вынуждены одновременно стремиться ослабить курсы своих валют по отношению к валютам конкурентов.
Однако риск валютных войн может возрасти в связи с отсутствием инициатора, отказывающегося от проведения независимой политики валютного курса и предоставления ему возможности определяться в зависимости от предпочтений своих партнеров [2].
Стратегия поэтапного формирования валютного союза государств СНГ основывается на Концепции сотрудничества и координации деятельности государств - участников Содружества в валютной сфере, принятой Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств в сентябре 2004 г., и подразумевает, что переход каждого из государств на следующий этап формирования интеграционного объединения будет осуществляться по мере достижения ими степени макроэкономической конвергенции, соответствующей другим участникам интеграционного процесса [4]. Содержание каждого из этапов будет определяться соответствующей формой валютно-финансового взаимодействия:
1) организацией платежно-расчетной системы
стран СНГ;
2) проведением совместной валютной политики;
3) созданием валютного союза.
Значение стратегии поэтапного формирования валютного союза заключается в различных уровнях экономической трансформации государств СНГ, степени развитости валютных, финансовых, банковских и кредитных систем и проведении политики дифференцированного взаимодействия на различных интеграционных уровнях [6, с. 13-17].
Механизм реализации поэтапной стратегии формирования валютного союза представляет собой способ внутрисистемной межуровневой трансформации валютно-финансовых и кредитных отношений участников интеграционных процессов и включает упоря-
доченную совокупность инструментов регулирования, с помощью которых обеспечивается сближение и взаимное приспособление финансовых и валютных систем на постсоветском пространстве (рис. 2).
Исходя из рис. 2, авторы считают, что первый этап подразумевает создание системы многосторонних расчетов, позволяющей уменьшить зависимость государств от иностранных валют и в максимальной степени устранить бартерные расчеты. Создание платежного союза целесообразно лишь в рамках стран - членов твердого ядра, тогда как взаимодействие остальных государств должно основываться на двусторонних клиринговых соглашениях, что является оптимальным в условиях асимметричности торгово-экономических отношений и позволит осуществлять дифференцированное взаимодействие партнеров по СНГ в области реализации платежно-расчетных отношений.
Ключевым направлением взаимодействия стран-участниц на втором этапе должно стать проведение согласованной политики в области регулирования валютных курсов, что подразумевает разработку и проведение совместной валютной политики, в рамках которой Россия, Белоруссия и Казахстан принимают на себя обязательства по стабилизации валютных курсов.
Для этого необходимо обеспечить снижение темпов инфляции в странах СНГ до 3-6 %, создание разветвленной банковской системы, предусматривающей допуск банков стран-партнеров на внутренние рынки, что в итоге позволит сформировать единое финансовое пространство, обеспечить функционирование платежных систем.
Синхронно необходимо создание Евразийской системы валютных курсов, предусматривающей проведение согласованной курсовой политики со
Рис. 2. Этапы формирования валютного союза стран СНГ
странами, не вошедшими в союз трех государств. Исходя из этого требования должны быть установлены пределы колебаний валют стран Содружества по отношению к «корзинной» денежной единице, представляющей собой средневзвешенную российского, белорусского рубля и казахского тенге.
Колебания валютных курсов денежных единиц государств-участников поддерживаются интервенциями центральных банков в пределах, определенных отдельно для каждой из стран в зависимости от темпов инфляции и волатильности валютного курса.
Третий этап предусматривает формирование простейшей формы валютного союза государств Содружества, созданной по принципу необратимой фиксации паритетов, что обеспечит сохранение национальных валют. Этому должно предшествовать проведение политики макроэкономической конвергенции, направленной на сближение основных параметров денежно-кредитной и валютной политик. Это обеспечит создание условий для последующего единовременного введения единой валюты на основе подхода «большого скачка», подразумевающего возможность замены национальных валют на единую денежную единицу, без достижения полной гармонизации валютной и денежно-кредитной политики в рамках объединения.
Проведенные авторами исследования показали, что значение валютной интеграции заключается в снижении инфляции и процентных ставок, увеличении объемов торговли, интеграции финансовых рынков, большей устойчивости к внешним вызовам, повышении статуса валюты в мировой экономике.
Безусловно, в мировой практике существуют образцы издержек валютной интеграции, и в этом качестве примером может быть современная Греция с невозможностью адаптации за счет валютной политики, требующая согласования решений в области денежно-кредитной политики и поддержки «слабой» экономики.
Исследования показали, что по ряду параметров (волатильность валютного курса каждой страны к рублю, темпы роста ВВП, денежное предложение, инфляция, рост потребительских цен и др.) в первой пятерке стран, которые по максимальному количеству критериев подходят для создания оптимальной валютной зоны с Россией, оказались Украина, Молдова, Белоруссия, Таджикистан и Казахстан. Инструментами валютного сотрудничества стран СНГ, представляющих интерес с точки зрения целесообразности и эффективности, являются:
• односторонние интервенции;
• двусторонние кредиты своп для проведения
интервенций;
• многосторонний валютный клиринг;
• организация трансграничных валовых расчетов;
• консолидация валютных и финансовых рынков.
Наиболее приемлемой формой валютной интеграции на территории СНГ или ЕврАзЭС могло бы стать введение коллективной расчетной единицы (РЕ) с сохранением национальных валют. Как показывает практика, создание простейших расчетных единиц не требует выполнения каких-либо сложных экономических условий, для этого необходимы лишь политическое решение и профессиональная подготовка проекта [10].
Наиболее реальный вариант предусматривает создание расчетной единицы по примеру экю, т. е. валютной корзины, курс которой ежедневно определяется на основе биржевых котировок валют, входящих в корзину.
Валютная корзина РЕ СНГ может включать все 11 валют стран-членов, а удельный вес отдельной страны в ней устанавливается в соответствии с ее долей в совокупном ВВП и товарообороте Содружества.
Эта корзина на первоначальном этапе может включать пять валют крупнейших стран: российский рубль, украинскую гривну, казахстанский тенге, белорусский рубль, азербайджанский манат. Структура корзины РЕ может быть как постоянной и не зависящей от котировок валют в корзине, так и регулярно изменяемой вместе с курсами валют стран-участников. Более привлекательной выглядит постоянная фиксация, при которой пересмотр корзины происходит лишь раз в несколько лет.
Преимущества коллективной расчетной единицы, по мнению авторов, заключаются в ее способности предохранить платежный оборот от возможных нежелательных явлений со стороны национальных валютных систем стран СНГ в случае нарушения макроэкономической стабильности, а также от негативных тенденций, периодически возникающих в мировой валютной системе.
Наряду с этим межгосударственный банк должен стать одним из центров реализации стратегии расширения интеграционных процессов и основой для повышения эффективности расчетно-платежной деятельности между странами СНГ. Для повышения результативности его работы и деятельности коммерческих банков Содружества необходимо создание привлекательных условий для проведения рас-
четов: обеспечение унифицированных требований валютного контроля, налогового и бухгалтерского учета в банковской сфере и приведение практики операций в соответствие с этими требованиями.
Конкретные шаги в сфере обеспечения межбанковских расчетов могут быть связаны с разработкой и согласованием единых механизмов противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и упрощением требований валютного контроля, предъявляемых банкам-нерезидентам при открытии ими корреспондентских счетов.
Необходима также адаптация расчетных форм банков стран СНГ к международным стандартам, так как эти решения будут способствовать интеграции платежных систем и более удобным расчетам между банками СНГ, оптимизируют использование национальных валют во внешнеторговых расчетах и уменьшат стоимость переводов физических лиц между странами.
Таким образом, по мнению авторов, без создания на пространстве стран СНГ оптимальной валютной системы невозможно формирование эффективных и прочных торгово-экономических взаимосвязей и их поступательное развитие, в чем они объективно заинтересованы. Мировой опыт, особенно опыт стран Европейского Союза, убеждает в том, что валютный фактор имеет большое значение, и потому активное и профессиональное его использование означает создание условий для успешного развития стран СНГ, расширения и укрепления роли Содружества в системе глобализации и регионализации мирохозяйственных связей.
Список литературы
1. Антонов В. А. Мировая валютная система и изменение архитектуры международной валютно-кредитной системы: Монография. М.: Логос, 2010.
2. Васильева И. П., Хмыз О. В. Мировая валютная система и курсы валют. М.: МГИМО, 2009. 128 с.
3. Дункан Р. Кризис доллара. Причины, последствия и пути выхода. М.: 2008.
4. Концепция сотрудничества и координации деятельности государств — участников Содружества в валютной сфере от 15.09.2004. URL: http://www. spravka-jurist. com/base/part-uq/tx_dszisa. htm.
5. Красавина Л. Н. Концептуальные подходы к реформированию мировой валютной системы // Деньги и кредит. 2010. № 5.
6. Красавина Л. Н. Тенденции развития международных валютных отношений в условиях глобализации мировой экономики // Деньги и кредит. 2011. № 11.
7. Кузнецова К. О. Перспективы евро как мировой валюты в контексте мирового финансово-экономического кризиса и его последствий // Деньги и кредит. 2011. № 6.
8. Лука К. Торговля на мировых валютных рынках. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 716 с.
9. Мишина В. Ю., Москалев С. В., Федоренко И. Б. Тенденции и перспективы российского валютного рынка // Деньги и кредит. 2011. № 7.
10. Нижегородцев Р. М., Стрелецкий А. С. Мировой финансовый кризис. Причины, механизмы, последствия. М.: 2008.
11. О реформе международной валютно-фи-нансовой системы: доклад Дж. Стиглица. Уроки глобального кризиса. М.: Международные отношения, 2010.
12. Панаедова Г. И. Предпосылки и потенциальные этапы интеграции валютных систем государств СНГ // Вестник Института дружбы народов Кавказа. 2011. № 4.
13. Платонова И. Н., Наговицин А. Г., Коротче-ня В. М. Перестройка мировой валютной системы и позиция России. М.: 2009.
14. Соколов В. В. Зона евро: современный этап // Деньги и кредит. 2010. № 5.