Научная статья на тему 'Особенности и противоречия экономической интеграции стран снг'

Особенности и противоречия экономической интеграции стран снг Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
4993
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУАМ (ГРУЗИЯ / УКРАИНА / АЗЕРБАЙДЖАН / МОЛДОВА) / ЕВРАЗЭС (ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО) / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / СНГ (СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ) / СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО РОССИИ И БЕЛАРУСИ / ШОС (ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА) / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / GUAM (GEORGIA / MOLDOVA) / EURASEC (EURASIAN ECONOMIC COMMUNITY) / CIS (COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES) / SCO (SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION) / UKRAINE / AZERBAIJAN / INTEGRATION PROCESSES / THE POST-SOVIET TERRITORY / UNION OF RUSSIA AND BELARUS / ECONOMIC TIES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Арестов Олег Иванович

В статье анализируются интеграционные процессы на территории СНГ в конце XX начале XXI вв., их особенности и перспективы. Подчёркивается, что в настоящее время в СНГ сформировались субинтеграционные объединения, в первую очередь ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова) и ЕврАзЭС (Евразийское экономическое сообщество), экономические и политические интересы которых не совпадают, что является причиной возникновения и обострения противоречий между ними. В статье отмечается, что ведущая роль в интеграционном строительстве в СНГ принадлежит России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features and Contradictions of Economic Integration in the CIS Countries

In this article the author looks at the processes of integration on the territory of the CIS countries at the end of the 20th beginning of the 21st centuries, their specific features and prospects. It is pointed out that, recently, subintegration associations have been established in the CIS, in particular, GUAM (Georgia, Ukraine, Azerbaijan, Moldova) and Eurasian Economic Community (EurAsEC) whose economic and political interests do not coincide, which causes and intensifies contradictions between the member states. The author pints out that Russia is playing a leading role in the integration process in the CIS countries.

Текст научной работы на тему «Особенности и противоречия экономической интеграции стран снг»

ОСОБЕННОСТИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ СТРАН СНГ

О.И. АРЕСТОВ

аспирант кафедры «Мировая экономика и международный бизнес» Финакадемии

Интеграционные процессы на постсоветском пространстве характеризуются тем обстоятельством, что внешняя политика бывших советских республик направлена в первую очередь на утверждение государственной независимости и сохранения полученного в 1991 году суверенитета. Таким образом, существенные различия и особенности проводимых социально-экономических преобразований, отражающие специфику национальных интересов недавно образованных государств, придают трансформационным процессам в странах Содружества своеобразную исключительность. Такая специфика во многом объясняет нетипичные для международных интеграционных процессов трудности и противоречия, затянутость и неравномерность ре формационных процессов, что негативно отражается на экономическом сотрудничестве между странами СНГ 1.

Анализ степени соответствия интеграционных экономических процессов в СНГ моделям международной экономической интеграции показывает, что наиболее значительными и трудно преодолимыми барьерами на пути полномасштабной экономической интеграции являются:

- значительный разрыв в уровнях развития экономик стр а н - у ч аст н и ц;

- ориентация ряда государств СНГ на развитые страны, в первую очередь ЕС и США;

- существенные различия в системах хозяйствования, принципах организации и управления экономикой и её реформирования.

Для нивелирования этих расхождений потребуется длительный период времени. Серьёзным сдерживающим фактором субъективного характера служит неготовность, а в ряде случаев и неспособность политического руководства многих стран-партнёров делегировать отдельные полномочия на наднациональный уровень, что ставит под сомнение перспективность полномасштабного интеграционного процесса на пространстве СНГ. Вместе с тем, как показывает мировой опыт экономической интеграции, избежать противоречий в интеграционных процессах невозможно, тем более в странах СНГ2.

При заметной активизации в последние годы взаимовыгодных связей в рамках СНГ и наличии центростремительных сил, в них по-прежнему превалируют на данном этапе центробежные тенденции. Если после распада СССР главную роль играли внутристрановые экономические и политические факторы, то в настоящее время большое влияние оказывают и внешние факторы (расширение и усиление позиций ЕС, переговоры о вступлении в НАТО и в ЕС Украины и Грузии и т.п.)

В настоящее время в СНГ фактически существует ряд субинтеграционных объединений, внешняя политика которых имеет значительные отличия: это в первую очередь ЕврАзЭС (Евразийское экономическое сообщество), которое включает в себя Союзное государство России и Беларуси, и ГУЛ VI, Кроме этих объединений действует Соглашение ЕЭП. Различия в концепциях внешне-

1 . Ь/чино/: Н.М. Процессы региональной интеграции в Европе и на постсоветском пространстве: интересы России // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора политических наук. М., 2006.

2 МихаТтенко А.И. СНГ: быть или не быть? СПб, М.:АВОК Северо-Запад, 2007. С.9

политической деятельности накладывают существенные ограничения на характер и динамику экономической интеграции в странах СНГ.

Основа ЕврАзЭС была заложена ещё в начале 1995 г., когда Беларусь, Россия и Казахстан договорились о создании таможенного союза. В 2000 г., с подписанием пятью странами, включая Кыргызстан и Таджикистан, Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества, была создана международная организация региональной интеграции, зарегистрированная в Секретариате ООН, имеющая свои постоянно действующие органы (штаб-квартиру, баланс и др.).

В 2006 г. к Сообществу присоединился Узбекистан, который вышел из объединения ГУУ-АМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова). В настоящее время в рамках ЕврАзЭС с той или иной эффективностью действует почти 90 международных договоров, регулирующих различные аспекты экономической интеграции и гуманитарного сотрудничества. В нём создаются механизмы, в том числе финансовые, для проведения крупных совместных экономических проектов в энергетике (включая атомную), микроэлектронике, биотехнологии, сельскохозяйственном машиностроении1.

ЕЭП не является организацией, а представляет собой базовое соглашение между Казахстаном, Россией и Украиной, подписанное 23 сентября 2003 г. в г. Ялте. Украина ратифицировала Соглашение о формировании Единого экономического пространства с условием, что она «будет принимать участие в формировании и функционировании ЕЭП в пределах, соответствующих Конституции Украины». Это означает, что она не намерена присоединяться к соглашениям, предполагающим передачу государствами-участниками части своих национальных полномочий по выработке и осуществлению экономической политики единому регулирующему органу - Комиссии ЕЭП, которую предполагается создать по подобию Комиссии Евросоюза. Без такого межгосударственного органа, в котором назначаемые сторонами международные чиновники с учётом мнений правительств государств-участников и на основе их общих интересов формируют единую торговую политику, создать эффективное экономическое объединение невозможно2. Кроме того, после «оранжевой революции» Украина определила приоритетом своей внешней политики вступление в НАТО и ЕС и это фактически означает, что далее создания

зоны свободной торговли без изъятий и ограничений в рамках ЕЭП Украина двигаться не будет.

Организация за демократию и экономическое развитие - ГУАМ была учреждена как консультативный совет 10 октября 1997 г. в Страсбурге во время Саммита Совета Европы. Главы государств Грузии, Украины Азербайджана и Молдовы приняли решение о необходимости развития четырёхстороннего сотрудничества с целью укрепления стабильности и безопасности в Европе на основе принципов уважения суверенитета, территориальной целостности, незыблемости государственных границ, демократии, верховенства закона и соблюдения прав человека. Первые буквы названий стран и сформировали аббревиатуру ГУАМ. 24 апреля 1999 г. в Вашингтоне состоялась встреча президентов государств-участников ГУАМ и Узбекистана, на которой была достигнута договоренность о приёме Узбекистана в данное объединение (после присоединения Узбекистана оно было трансформировано в ГУУАМ). В 2002 г. Узбекистан заявил о приостановлении своего участия в работе ГУУАМ, а в 2005 г. - о выходе из объединения, в связи с чем его участники договорились в дальнейшем именовать объединение ГУАМ3. Современное название - «Организация за демократию и экономическое развитие - ГУАМ» было принято 23 мая 2006 г. на Киевском саммите ГУАМ, в ходе которого был подписан устав организации.

Данное объединение стран СНГ фактически было создано под патронажем США и ЕС. В его рамках действует Рамочная программа ГУАМ-США и осуществляется ряд совместных проектов со странами Центральной и Восточной Европы, входящими в ЕС. Реальная политика данных стран направлена на противодействие интеграционным процессам в СНГ с участием России и, в конечном счёте, она входит в противоречие с экономическими интересами России на постсоветском пространстве.

Значительное воздействие на интеграционные процессы в СНГ оказывает участие стран СНГ -России, Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана в деятельности ШОС (Шанхайской организации сотрудничества), созданной в 1996 г. с участием Китая. Узбекистан присоединился к этой организации в 2001 г. Монголия, Пакистан, Индия, Иран являются наблюдателями в данной организации. В сентябре 2003 г. главы правительств стран-членов ШОС подписали Программу многостороннего торгово-экономического со-

1 См. подробнее: Файзуллаев Д.А. Тенденции и перспективы формирования Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). // Автореферат на соискание ученой степени доктора экономических наук. М.: 2008.

2 Интеграционные процессы в СНГ и экономические интересы Беларуси //Экономическая газета № 44(962) от 09.06.2006.

3 Официальный сайт ГУАМ // http: //www. guam. org .ua/history.phtml

трудничества на 20 лет, что предполагает создание зоны свободной торговли, как первого этапа международной экономической интеграции. В настоящее время идут дискуссии о возможной трансформации данной организации и включении в неё новых членов.

Общей особенностью интеграционных экономических процессов в СНГ является решение сторон о переводе взаимного разделения труда на новый уровень при расширении международной производственной кооперации с мировыми экономическими лидерами и быстроразвивающимися экономиками: ЕС, США, Китаем, Индией и др. Вместе с тем, объективная оценка экономического потенциала государств бывшего Советского Союза показывает, что, кроме России, они не располагают в настоящее время возможностями, которые позволили бы им рассчитывать на достаточно высокое место в глобальной экономике вследствие низкого уровня развития техники и технологий. Поэтому процессы экономической интеграции в рамках СНГ, которые определят в конечном итоге место Содружества в международном разделении труда и мировой экономике в целом, во многом будут зависеть от выбора экономической стратегии со стороны России. Потенциал современной России позволяет выполнять функции одного из мировых экономических, социальных, культурных, политических полюсов (центров), для чего необходим ускоренный переход к инновационной модели развития, преодоление тенденции превращения страны в сырьевую базу для развитых стран и повышение конкурентоспособности национальной экономики. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года, разработанной Правительством России, поставлена задача обеспечения специализации России в мировой экономике на основе передовых научно-исследовательских разработок и высоких технологий» по 4-5 товарам с долей в мире не менее 10%. В качестве отраслей, выбранных для приоритетного развития определены такие отрасли, как авиационная, судостроительная, электронная, атомная энергетика, информационно-коммуникационные технологии1.

На XII Санкт-Петербургском международном экономическом форуме в июне 2008 г. первый вице-премьер Правительства России И.Шувалов отметил, что «Россия стала полноправным членом клуба крупнейших экономик мира. Мы начинаем забывать о тяжёлом кризисе прошлого десятилетия и поставили перед собой новые цели - стать

страной с развитыми институтами современной демократии, с постиндустриальной структурой экономики, создать один из мировых финансовых центров»2.

Превращению России в одну из крупнейших экономик мира должно способствовать и ускорение интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Необходимо отметить, что при анализе специфики интеграционных процессов и причин низкой эффективности функционирования СНГ, позиции исследователей и экспертов существенно отличаются. Некоторые из них указывают на то, что единственной задачей этой группировки было создание условий для относительно мирного «развода» и раздела имущества бывшего СССР. Объединение же независимых государств было невозможно при прежних связях, поскольку существовала опасность сохранения существенной зависимости от России, что не устраивало многие развитые страны, в первую очередь США. Другие аналитики полагают, что развитие интеграции в рамках СНГ происходит поэтапно: центробежные тенденции сменяются центростремительными. При этом их чередование обусловливается конкретной геополитической и геоэкономической ситуацией, как в самих государствах СНГ, так и в мире в целом. Вместе с тем необходимо отметить, что Россия длительное время дотировала и продолжает дотировать некоторые страны СНГ в форме скрытых ценовых дотаций3.

По нашему мнению, дальнейшее развитие интеграционных процессов в СНГ будет всё больше зависеть от России только в том случае, если ей удастся обеспечить переход экономики на инновационный путь развития и, соответственно, обеспечить высокотехнологичными товарами рынки стран СНГ. Определённые сдвиги в данном направлении уже имеются: так по некоторым оценкам, к концу 2005 г. российский бизнес контролировал не менее 76% рынка мобильной связи постсоветского пространства. За последние 10 лет в мобильную связь стран СНГ российские инвесторы вложили почти 1,5 млрд долларов. Усиливается присутствие крупных российских банков и компаний в финансовой сфере, торговле, легкой и пищевой промышленности, строительстве и производстве строительных материалов.

Развитию экономических связей России с государствами СНГ, прежде всего, со странами, входящими в проект Единого экономического пространства, во многом способствует межрегиональное сотрудничество. С Белоруссией взаимо-

1 Бесов А. На кого будет работать российская экономика? Некоторые итоги XI Санкт-Петербургского экономического форума // Промышленные ведомости №5-6 июнь 2007 г.

2 Итоги XII Санкт-Петербургского международного экономического форума. http://www.mfoshos.ru/7idrF2442.

3 См. подробнее: Семенов К.А. Международная экономическая интеграция. - М.: Логос, 2001. С. 96.

действуют 80 субъектов России, с Украиной - 75, Казахстаном - 72. Объём связей с этими странами Приволжского (32,6%) и Южного (20,4%) федеральных округов превышает средний по России уровень (18,2%)1.

Всё больший размах получают валютные переводы трудовых мигрантов из России в страны СНГ, которые только в 2005 г. через банковскую систему и Почту России составили, по оценке ЦБ РФ, 3.2 млрд долл. (почти 91% общего объема трансграничных переводов физических лиц)2. Кроме того, используется много неофициальных каналов и «серых» схем, которые по своим масштабам значительно превосходят официальные потоки (по некоторым оценкам - от 5 до 15 млрд долл.). В Таджикистане и Молдавии, например, объём денежных переводов из России сопоставим с их годовыми бюджетами. Таким образом, денежные трансферты, которые сопровождают трудовую миграцию, становятся одним из важнейших финансовых потоков на постсоветском пространстве и главным рычагом экономического роста в государствах-реципиентах.

В целом множество точек зрения по перспективам дальнейшего развития интеграционных процессов на пространстве СНГ можно свести к двум позициям. Первая состоит в том, что углубление интеграции в рамках СНГ окажет стимулирующее влияние на дальнейшее развитие экономик стран-членов Содружества, в частности, России. Сторонники другой точки зрения, наоборот, полагают, что СНГ служит тормозом на пути более быстрого развития.

При оценке реальных перспектив региональной интеграции в рамках СНГ представляется необходимым, прежде всего, определить соотношение сил, предъявляющих спрос и предложение на интеграцию. В качестве таких основных сил выступают, с одной стороны, государственные структуры и правительства, с другой стороны - хозяйствующие субъекты, деловые круги, субрегиональные административные единицы и неправительственные организации.

Главными субъектами, предъявляющими как спрос, так и предложение на региональную межгосударственную интеграцию на постсоветском пространстве, остаются государственные структуры и правительства ряда стран СНГ. При этом экономические соображения диктуют целесообразность сосредоточить усилия на формировании межгосударственного интеграционного ядра в составе наиболее развитых в СНГ стран: России, Белоруссии, Украины и Казахстана. Производствен-

ный потенциал и уровень торгово-экономических отношений этих государств (на долю «четвёрки» приходится около 90 % торговли стран СНГ) свидетельствует о том, что объективно они предъявляют наибольший спрос на интеграцию.

Расширению и углублению интеграционного взаимодействия на микроуровне призваны способствовать набирающие силу в последние годы именно в этих странах хозяйствующие субъекты (динамично развивающиеся компании и финансово-промышленные группы). И третьим важным субъектом, оказывающим существенное влияние на формирование и реальное состояние экономических и политических связей, являются субрегиональные административные единицы.

По мнению многих экспертов в качестве интеграционного «ядра» и центра притяжения на пространстве СНГ могут быть Россия, Белоруссия и Казахстан, завершающие формирование зоны свободной торговли на взаимоприемлемых условиях, готовые в то же время к последующей поэтапной и синхронной передаче полномочий на наднациональный уровень, а также гармонизации законодательной базы.

При таком интеграционном строительстве национальным интересам России отвечает объединение вокруг базовой группировки и других стран СНГ, реально заинтересованных в интеграционном развитии и отработке механизмов дальнейшего сближения. Таким образом, к первоначально образованной полноценной и эффективной зоне свободной торговли на пути к формированию единого экономического пространства постепенно, на добровольной основе и по мере готовности могут присоединяться затем и другие страны, расширяя радиус её действия. Принимая во внимание инерционность этих процессов и существующие трудности, связанные с полномасштабной интеграцией в настоящее время, развитие сотрудничества с другими странами СНГ должно происходить пока посредством заключения многосторонних и двусторонних соглашений.

В процессе интеграционного строительства, особенно на первоначальных этапах, представляется необходимым в максимальной степени использовать положительный международный опыт успешно развивающихся региональных группировок. Односторонняя ориентация на практику Евросоюза в данном случае не представляется эффективной: слишком велики различия между странами ЕС и СНГ в уровнях развития, принципах формирования наднациональных органов, структурах производства, в управлении и регулирова-

1 Барковский А.Н., Алабян С.С. Прогноз внешнеторгового оборота РФ до 2025 года //Панорама Содружества. 2004. № 6.

2 Cм.:http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/print.asp?ffle=Remittances.html.

нии хозяйственной деятельности, в политической воле к объединению и готовности поступиться частью национального суверенитета. В то же время положительный опыт ЕС представляется необходимым учитывать применительно к специфике СНГ, особенно при разрешении противоречий в интеграционных процессах.

Как и в странах МЕРКОСУР, основным интеграционным фактором на постсоветском пространстве может стать энергетика1. При формировании интеграционной группировки странам СНГ можно заимствовать опыт используемой НАФТА2 «зонтичной» структуры, в которой в качестве основного центра на пространстве СНГ будет выступать Россия (по аналогии с НАФТА - где цен-

тром притяжения являются США). Определённый интерес для Содружества также представляет и практика интеграционного строительства в Азиатско-тихоокеанском регионе.

Таким образом, интеграционные процессы на территории СНГ достаточно сложны и противоречивы и их дальнейшее развитие во многом зависит от позиции России, от её экономических, политических и военных возможностей. России необходимо последовательно отстаивать свои экономические и политические интересы на пространстве СНГ, что позволит создать полноценное интеграционное объединение в интересах всех членов СНГ и их народов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алчинов В.М. Процессы региональной интеграции в Европе и на постсоветском пространстве: интересы России //Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора политических наук. -М., 2006.

2. Бесов А. На кого будет работать российская экономика? Некоторые итоги XI Санкт-Петербургского экономического форума // Промышленные ведомости №5-6 июнь 2007 г.

3. Баркоеский А.Н., Алабян С. С. Прогноз внешнеторгового оборота РФ до 2025 года //Панорама Содружества. 2004. № 6.

4. Итоги XII Санкт-Петербургского международного экономического форума 2008 г. 11йр://\¥\¥\¥. infoshos.ru/7idrF2442

5. Интеграционные процессы в СНГ и экономические интересы Беларуси //Экономическая газета № 44(962) от 09.06.2006.

6. Михайленко А.Н. СНГ: быть или не быть? СПб, М.:АВОК Северо-Запад, 2007.

7. Семенов К.А. Международная экономическая интеграция. - М.: Логос, 2001.

8. Файзуллаев Д.А. Тенденции и перспективы формирования Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС): Автореф. дис. докт. экон. наук. - М.: 2008.

1 Название организации в переводе с испанского означает «Южноамериканский общий рынок». Первым шагом к созданию общего рынка послужило соглашение о свободной торговле, подписанное Аргентиной и Бразилией в 1986 г. В 1990 г. к данному соглашению присоединились Парагвай и Уругвай. В настоящее время в него входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла (с июля 2006) а в качестве ассоциированных членов — Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу.

2 Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА, NAFTA, North American Free Trade Agreement) - соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, вступившее в силу с 1 января 1994 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.