ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Перспективы развития дополнительного профессионального образования по специальности «Ревматология»
Е.Л. Насонов, Е.А. Галушко
ФГБУ«Научно-исследовательский институт ревматологии им. В.А. Насоновой» РАМН, Москва, Россия
115522, Москва, Каширское ш., 34А
Под эгидой Общероссийской общественной организации «Ассоциация ревматологов России» (АРР) ФГБУ «Научно-исследовательский институт ревматологии им. В.А. Насоновой» РАМН в 2013 г. разработана комплексная программа непрерывного профессионального образования врачей-ревматологов «Образование через всю жизнь» с внедрением дополнительных форм образовательной деятельности и созданием новых моделей обучения, основанных на современных телекоммуникационных информационных технологиях. Обязательными условиями выполнения программы являются персонифицированный анализ полученных знаний и навыков и непрерывность обучения, в том числе с использованием дистанционных методов обучения. Ежегодно каждый врач должен накопить не менее 50 кредитов, а за 5лет — 250 кредитов. Соотношение между дистанционными и очными занятиями устанавливается в зависимости от содержания базовых циклов повышения квалификации по специальности «Ревматология». В рамках проведения программы расширяется участие АРР в разработке и аккредитации программ повышения квалификации по специальности «Ревматология», а также других видов учебной деятельности.
Ключевые слова: программа непрерывного профессионального образования врачей; ревматология.
Контакты: Елена Андреевна Галушко; [email protected]
Для ссылки: Насонов ЕЛ, Галушко ЕА. Перспективы развития дополнительного профессионального образования по специальности «Ревматология». Современная ревматология. 2014;(1):77—80.
Postgraduate education prospects of the development of continuing professional education in rheumatology
E.L. Nasonov, E.A. Galushko
V.A. Nasonova Research Institute of Rheumatology, Russian Academy of Medical Sciences, Moscow, Russia Kashirskoye shosse 34A, Moscow, 115522 Russia
A comprehensive program for continuing professional education of rheumatologists «Education throughout Life» was elaborated in 2013 under the auspices of the All-Russian public organization «Russian Association of Rheumatologists» (RAR) and V.A. Nasonova Research Institute of Rheumatology, Russian Academy of Medical Sciences. The program includes implementation of additional forms of educational activity and elaboration of new learning models based on modern telecommunication information technologies. Personified analysis of the acquired knowledge and skills and continuity of the learning process (including the distance education methods) are the mandatory conditions to fulfil the program. Each physician has to earn at least 50 credits annually (a total of250 credits throughout the 5-year course). The proportion between the remote and resident classes is set depending on the curriculum of the basic cycles for postgraduate education in rheumatology. Under this program, the RAR participates more actively in elaboration and certification of the programs for professional education in rheumatology, as well as other types of educational activity.
Keywords: program for continuing professional development for physicians; rheumatology.
Contacts: Elena Galushko; [email protected]
Reference: Nasonov EL, Galushko EA. Postgraduate education prospects of the development of continuing professional education in rheumatology. Modern Rheumatology Journal. 2014;(1):77—80.
DOI: http://dx.doi.org/10.14412/1996-7012-2014-1-77-80
Концепция непрерывного профессионального обучения как составной части последипломного медицинского образования в системе здравоохранения Российской Федерации ориентирована на модель подготовки специалистов, которая позволит создать необходимые условия для сохранения и восстановления здоровья населения путем предоставления гарантированного уровня медицинской помощи [1, 2]. В ХХ! в. это предполагает развитие инновационных форм образовательной деятельности и новых моделей обучения.
В настоящее время профессиональная подготовка вра-чей-ревматологов является чрезвычайно актуальной и социально значимой задачей, поскольку прогноз при ревматических заболеваниях (РЗ) во многом зависит от ранней
диагностики, незамедлительного назначения адекватной, часто агрессивной, терапии и тщательного мониторинга состояния пациента [3]. Врачам необходимы специальные знания и навыки для правильной интерпретации клинических, лабораторных и инструментальных данных, а также оказания высокотехнологичной медицинской помощи, включая терапию генно-инженерными биологическими препаратами. Однако, как показано в ряде исследований, знания практических врачей в области ревматологии недостаточны. Это объясняется неполными сведениями о РЗ, получаемыми студентами медицинских вузов, полиморфно-стью ранних проявлений отдельных нозологических форм, трудностью диагностики такой патологии в ее дебюте, что требует подготовки квалифицированных специалистов [4].
ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Наблюдающийся в последние годы рост обращаемости к терапевтам по поводу РЗ на 40—42%, особенно среди детей (на 100%) и подростков (на 182%), а также дефицит в амбулаторном звене специалистов-ревматологов (85%) подтверждают необходимость подготовки квалифицированных кадров и среди врачей первичного звена.
В современных условиях, когда объем медицинской информации многократно увеличился, образование ревматолога не может быть полноценным при использовании только организованных форм обучения в виде курсов повышения квалификации 1 раз в 5 лет. Чтобы оставаться на пике профессиональной компетенции, оказывать качественную медицинскую помощь, специалист-ревматолог обязан систематически и непрерывно совершенствовать профессиональные навыки. Необходимыми условиями для достижения этой цели являются развитие инновационных форм образовательной деятельности и создание новых моделей обучения [5].
Под эгидой Общероссийской общественной организации «Ассоциация ревматологов России» (АРР) ФГБУ «Научно-исследовательский институт ревматологии им. В.А. Насоновой» РАМН в 2013 г. разработана программа непрерывного профессионального образования врачей-ревматологов «Образование через всю жизнь».
Цель программы — предоставить ревматологам дополнительные образовательные услуги, позволяющие учиться непрерывно, постоянно совершенствуя свои профессиональные качества для оказания компетентной высокотехнологичной помощи больным с РЗ.
«Образование через всю жизнь» является комплексной программой последипломной подготовки врачей на основе базового профессионального образования по специальности «Ревматология» с внедрением дополнительных форм образовательной деятельности и созданием новых моделей обучения, основанных на современных телекоммуникационных информационных технологиях.
Для реализации программы сформулированы следующие задачи:
1. Расширение видов учебной деятельности за счет включения в программу сертифицированных мероприятий, в том числе школ, мастер-классов, конференций, дистанционного обучения и др. Для каждого вида сертифицированного мероприятия должно быть определено стандартное количество зачетных баллов (кредитов).
2. Организация непрерывности обучения в рамках программы посредством установления определенного количества зачетных баллов (кредитов) для каждого ревматолога ежегодно и суммарно за 5 лет (итоговое количество) в соответствии с базовой продолжительностью циклов повышения квалификации.
3. Введение единой системы персонифицированного учета полученных знаний и навыков врачами-ревматолога-ми в форме зачетных баллов — кредитов (1 кредит присуждается за 1 ч учебной деятельности) для подтверждения повышения квалификации по специальности «Ревматология». Предлагается приравнять число кредитов к базовой продолжительности циклов повышения квалификации по специальности «Ревматология».
4. Введение в последипломную подготовку врачей новой модели непрерывного профессионального об-
разования — дистанционного обучения на основе модульной технологии. Соотношение между дистанционными и очными занятиями устанавливается в зависимости от содержания базовых циклов повышения квалификации по специальности «Ревматология».
5. Расширение участия АРР в разработке и аккредитации программ повышения квалификации по специальности «Ревматология» и других видов учебной деятельности. Контроль качества обучения будет осуществляться научной Комиссией по образованию, созданной на основе состава пленума правления АРР с участием главных ревматологов основных субъектов Российской Федерации.
Программа «Образование через всю жизнь» будет включать несколько уровней образования (далее циклы) по специальности «Ревматология»:
1) первичная специализация (переподготовка) для врачей терапевтических специальностей;
2) циклы для врачей-ревматологов;
3) циклы для главных ревматологов и заведующих кафедрами ревматологии ВУЗов;
4) циклы тематического усовершенствования:
• для врачей-ревматологов по отдельным нозологиям (методикам), которые наиболее востребованы в практической деятельности специалиста;
• для врачей первичного звена (ведущих амбулаторный прием в поликлиниках).
Каждый цикл является составной частью системы непрерывного дополнительного профессионального образования по специальности «Ревматология».
С учетом положений Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» (ст. 73) на ведущих специа-листов-ревматологов АРР возлагаются функции по аккредитации и разработке содержания, сроков и длительности обучения по образовательным циклам программы. Данные циклы будут соответствовать профессиональным стандартам повышения квалификации по специальности «Ревматология» и учитывать квалификационные требования к специалистам.
В организации учебного процесса предусмотрена кредитно-модульная система. Это означает, что трудоемкость учебной нагрузки по всем видам учебной деятельности будет оцениваться в зачетных баллах — кредитах (1 кредит присуждается за 1 ч учебной деятельности). Также обязательным условием выполнения программы являются персонифицированный учет и ежегодный контроль знаний и практических умений специалистов (ежегодная и итоговая аттестация 1 раз в 5 лет). При этом ежегодно каждый врач должен накопить не менее 50 кредитов, а за 5 лет — 250 кредитов. Персонифицированный учет будет осуществляться путем внедрения электронной программы («образовательной среды») на сайте АРР и ФГБУ «Научно-исследовательский институт ревматологии им. В.А. Насоновой» РАМН (www.rheumatolog.ru), которая позволит врачу самостоятельно вести учет своей учебной активности по итоговой и ежегодной аттестации, а научной Комиссии по образованию АРР иметь постоянный доступ к этим данным.
В соответствии с современными тенденциями совершенствования дополнительного профессионального
ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
образования программа предусматривает следующие формы обучения:
— очное обучение, включая поэтапное, в рамках сертификационных циклов, в том числе на базе ФГБУ «Научно-исследовательский институт ревматологии им. В.А. Насоновой» РАМН;
— участие в сертифицированных мероприятиях, утвержденных пленумом АРР. Для каждого мероприятия устанавливаются цели, задачи, в соответствии с которыми определяются программа, состав участников — главных специалистов и врачей региональной системы ревматологической службы. Специалисту-ревматологу за участие в каждом из блоков программы присваивается определенное количество баллов по рейтинговой системе в зависимости от статуса мероприятия. Основанием для присвоения баллов является «сертификат участника» по каждому мероприятию программы.
Если врач-ревматолог принимает участие в ежегодных всероссийских конференциях или международных конгрессах ревматологов (EULAR, АСЯ), то он также получает определенное количество баллов в зависимости от рейтинга мероприятия;
— дистанционное обучение на основе модульной технологии.
Дистанционное образование интегрировано в традиционные системы обучения, дополняя и развивая их, способствуя созданию мобильной образовательной среды, и ориентировано на внедрение в учебный процесс моделей образования, основанных на современных телекоммуникационных информационных технологиях.
Суть дистанционного обучения на основе модульной технологии состоит в том, что учебный план и соответствующие дидактические материалы разбиваются на определенное число модулей. Каждый из них представляет собой самостоятельный завершенный фрагмент. Обучение на основе модулей характеризуется несколькими положительными моментами. Во-первых, врач, вооруженный дидактическим материалом и инструкциями, приобретает самостоятельность в освоении данного раздела предмета. Уменьшается доля пассивного восприятия учебного материала во время прослушивания лекций. Во-вторых, появляются точки промежуточного контроля знаний. В-третьих, происходит более легкое усвоение всего материала путем пошагового изучения завершенных по содержанию модулей. Каждый модуль будет включать целевой план действий, научную информацию, методическое руководство, список литературы и обязательные тестовые вопросы, позволяющие оценить степень усвоения материала [6].
Дистанционное обучение специалистов-ревматологов в рамках программы «Образование через всю жизнь» будет проводиться на сайте АРР и ФГБУ «Научно-исследовательский институт ревматологии им. В.А. Насоновой» РАМН (www rheumatolog.ru).
В качестве дистанционных методов образования предлагаются следующие:
1. Трансляция лекций по ревматологии по основным модулям. Каждый модуль составлен в соответствии с содержанием базового цикла повышения квалификации по специальности «Ревматология». Врач самостоятельно изучает данные модули и отвечает на контрольные (тестовые) вопросы.
Допустимые ограничения: если врач после изучения материала лекции при ответе на вопросы с первого раза допускает более 10% ошибок, то работа не засчитывается. Вернуться к ней можно только через неделю.
2. Использование современных телекоммуникационных информационных технологий («Вебинары» в online режиме).
3. Работа в «Виртуальном госпитале» по специально разработанным программам (дифференциальная диагностика при суставном синдроме, методы оценки основных проявлений активности при ревматоидном артрите — РА, анкилозирующем спондилите и пр.) «Виртуальный госпиталь» — on-line-система дистанционного последипломного образования для ревматологов в России. Это первая программа непрерывного профессионального развития, доступная российским ревматологам 24 ч 7 дней в неделю в любом месте, где есть выход в Интернет. Программа разработана ФГБУ «Научно-исследовательский институт ревматологии им. В.А. Насоновой» РАМН в сотрудничестве с Abbvie, международной компанией, работающей в отрасли здравоохранения.
«Виртуальный госпиталь» — это многоцелевая on-line-система, помогающая врачам-ревматологам совершенствовать практические навыки и профессиональные знания в области диагностики и лечения ревматических заболеваний. Система позволяет запрашивать любые материалы для ознакомления, включая видео-уроки и on-line-тесты. Уникальное преимущество «Виртуального госпиталя» состоит в возможности практических занятий по диагностике и лечению ревматических заболеваний благодаря наличию 30 профилей виртуальных пациентов в трех направлениях:
- РА;
- спондилоартриты;
- ювенильный идиопатический артрит.
Каждый профиль виртуального пациента сопровождается удобным и понятным интерфейсом — от первичного описания симптомов и истории болезни до назначения лечения. Интерактивная анимация позволяет лучше оценить состояние пациента и смоделировать клиническое обследование, а также инструментальные и лабораторные исследования. После составления плана диагностического обследования врач сможет проанализировать всю полученную информацию и перейти к постановке диагноза и назначению лечения. После постановки предварительного диагноза и проведения дифференциальной диагностики система дает возможность перейти к установлению окончательного диагноза.
План терапии можно составить из списка вариантов лечения. Врач также может назначить виртуальному пациенту дополнительное диагностическое обследование и даже консультацию другого специалиста.
После завершения работы с профилем пациента «Виртуальный госпиталь» предоставляет врачу анализ совершенных им действий, включая допущенные ошибки, и предлагает возможный вариант диагноза для данного виртуального пациента.
4. Программы дистанционного образования по ведению больных с РЗ.
Предполагается, что каждый вид дистанционного обучения позволяет врачу также набрать кредиты при ус-
ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ловии правильного ответа на тест-задания, правильного решения ситуационных задач, завершения работы в «Ви-рутальном госпитале».
Циклы тематического усовершенствования по ревматологии для врачей первичного звена в настоящий момент вряд ли могут планироваться с использованием заочных (дистанционных) методов обучения. Необходимость таких циклов очевидна в связи с важностью квалифицированного проведения диагностики и дифференциальной диагностики РЗ на ранней стадии, что позволяет снизить инвалидизацию больных, а также квалифицированной оценки противоревматической терапии у больных с ко-морбидными состояниями. Функции врачей первичного звена по ранней диагностике РЗ и оказанию амбулаторной помощи (после консультации ревматолога) определены в приказе Минздрава России (№ 900н от 12.12.2012).
Следует учитывать, что терапевты в обязательном порядке проходят постдипломное обучение и по основной специальности (терапия). Во всех федеральных округах Российской Федерации в течение 3 лет для врачей первичного звена в рамках реализации программы «Образование через всю жизнь» будут проведены выездные мастер-классы по вопросам диагностики и ведения больных на амбулаторном этапе. Данное решение одобрено профильной комиссией экспертного совета Минздрава России по специальности «Ревматология».
Главная цель проводимых сегодня реформ образовательной системы — переход на более высокий качественный уровень образования и повышение конкурентоспособности специалистов [7]. Именно эти составляющие положены в основу модели профессионального медицинского образования в XXI в.
1. Денисов ИН. Медицинское образование: ситуация сегодня и пути совершенствования подготовки врачей. Врач. 2005;4:4-7. [Denisov IN. Meditsinskoe obrazovanie: situatsiya segodnya i puti sover-shenstvovaniya podgotovki vrachei. Vrach. 2005;4:4-7.]
2. Towle A. Changes in healthcare and CME for the 21st Century. BMJ.
1998;316(7127):301 —4.
3. Насонов ЕЛ. Перспективы лечения ревматических болезней в начале XXI века. Терапевтический архив.
2011;83(5):5—9. [Nasonov EL. Perspectives of the treatment of rheumatic diseases in the beginning of the XXI century.
Terapevticheskii arkhiv. 2011;83(5):5—9.]
4. Галушко ЕА, Эрдес ШФ,
ЛИТЕРАТУРА
Амирджанова ВН и др. Особенности диагностики ревматоидного артрита в реальной клинической практике. Научно-практическая ревматология. 2011;1:21—б. [Galushko EA, Erdes SF, Amirdzhanova VN, et al. The specific features of diagnosis of rheumatoid arthritis in real clinical practice. Rheumatology Science and Practice. 2011;1:21—б.]. DOI: http://dx.doi.org/10.14412 /1995-4484-2011-8бЗ.
5. Насонов ЕЛ, Галушко ЕА, Амирджано-ва ВН. Непрерывное профессиональное образование врачей-ревматологов как условие модернизации ревматологической службы страны. Научно-практическая ревматология. 2012;51(2):12—З.
[Nasonov EL, Galushko EA,
Amirdzhanova VN. Continuous professional
education of rheumatologists as a condition for modernization of rheumatology service of the country. Rheumatology Science and Practice. 2012;51(2):12—3.]. DOI: http://dx.doi.org/10.14412/1995-4484-2012-1266.
6. Аникина БА, редактор. Логистика. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: ИНФРА-М; 2008. 368 с. [Anikina BA, editor. Logistika. Uchebnik. 3st ed.
Moscow: INFRA-M; 2008. 368 p.
7. Перфильева ГМ, Алексеева ВМ, Щамшу-рина НГ и др. Экономика здравоохранения. Денисов ИН, редактор. Москва: ГОУ ВУНМЦ; 2004. 224 с. [Perfil'eva GM, Alekseeva VM, Shchamshurina NG, et al. Ekonomika zdravookhraneniya. Denisov IN, editor. Moscow: GOU VUNMTs; 2004. 224 p.]