Научная статья на тему 'Непрерывное профессиональное образование врачей-ревматологов как условие модернизации ревматологической службы страны'

Непрерывное профессиональное образование врачей-ревматологов как условие модернизации ревматологической службы страны Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Насонов Е. Л., Галушко Елена Андреевна, Амирджанова В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Непрерывное профессиональное образование врачей-ревматологов как условие модернизации ревматологической службы страны»

Пере

ü

в а я

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научноисследовательский институт

ревматологии» РАМН, Москва

Research Institute of Rheumatology, Russian Academy of Medical Sciences, Moscow

Контакты: Елена Андреевна Галушко [email protected]

Contact: Elena Andreyevna Galushko [email protected]

Поступила 01.03.2012

Непрерывное профессиональное образование врачей-ревматологов как условие модернизации ревматологической службы страны

Е.Л. Насонов, Е.А. Галушко, В.Н. Амирджанова

Главная цель проводимых сегодня реформ образовательных систем — переход на более высокий уровень качества образования и повышение конкурентоспособности специалистов [1]. Именно эти целевые составляющие представляют основу модели профессионального медицинского образования XXI в.

Концепция развития непрерывного профессионального обучения как составной части последипломного медицинского образования в системе здравоохранения Российской Федерации ориентирована на модель подготовки специалистов, которая создаст необходимые условия для сохранения и восстановления здоровья населения путем предоставления гарантированного уровня медицинской помощи [1]. Это предполагает развитие инновационных форм образовательной деятельности и создание новых моделей обучения.

Всемирная федерация медицинского образования определяет непрерывное профессиональное обучение как период обучения медицинских специалистов, начинающийся после завершения профессионального образования любого уровня (среднее, высшее) и продолжающийся до окончания профессиональной деятельности [2,

3]. Непрерывное профессиональное обучение является необходимым условием повышения качества оказания медицинской помощи населению.

В настоящее время профессиональная подготовка врачей-ревматологов является чрезвычайно актуальной и социально значимой задачей, поскольку прогноз при ревматических заболеваниях (РЗ) во многом зависит от ранней постановки диагноза, незамедлительного назначения адекватной, часто агрессивной терапии и тщательного мониторинга состояния пациента [4]. Врачам необходимы специальные знания и навыки для правильной интерпретации клинических, лабораторных и инструментальных данных, а также оказания высокотехнологичной медицинской помощи, включая терапию генноинженерными биологическими препаратами.

В современных условиях большого поступления медицинской информации образование ревматолога не может быть полноценным только за счет организованных форм обучения в виде курсов повышения квалификации 1 раз в 5 лет. Чтобы оставаться на пике профессиональной деятельности, оказывать качественную медицинскую помощь, специалист-ревматолог обязан совершенствовать профессиональную компетенцию, систематически участвуя в процессе непрерывного профессионального развития.

Для достижения этих целей Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научноисследовательский институт ревматологии» Российской академии медицинских наук инициирует

программу непрерывного профессионального образования врачей-ревматологов «Образование через всю жизнь», которая призвана гарантировать повышение их квалификации, что, несомненно, приведет к повышению качества оказания медицинской помощи больным с РЗ, а также кулучше-ниям в структуре ревматологической службы Российской Федерации в ходе ее модернизации (приказ Минздравсоцразвития РФ №315н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным с ревматическими болезнями») [5].

В отличие от базового профессионального образования по специальности «Ревматология», которое осуществляется в точном соответствии с утвержденными федеральными государственными образовательными стандартами, программа «Образование через всю жизнь» будет базироваться не только на этом, но и на самостоятельном выборе тех форм обучения, которые обеспечивают совершенствование профессиональных знаний, наиболее востребованных в практической деятельности каждого специалиста.

Цель программы — предоставить врачам-ревматологам дополнительные образовательные услуги, позволяющие учиться непрерывно, постоянно совершенствуя свои профессиональные качества для оказания компетентной высокотехнологичной помощи больным с РЗ. Именно такие специалисты будут способны обеспечить реформирование ревматологической службы и повысить качество медицинской помощи больным с РЗ в рамках всей страны, а не отдельно взятых регионов.

Для комплексного решения поставленной цели помимо реализации традиционной системы очного обучения на базе ФГБУ «НИИР» РАМН в рамках образовательных программ повышения квалификации врачей с 2012 г. вводится новая модель непрерывного профессионального образования — дистанционное обучение на основе модульной технологии.

Дистанционное образование интегрируется в традиционные системы обучения, дополняя и развивая их, способствуя созданию мобильной образовательной среды, и ориентирует на внедрение в учебный процесс моделей образования, основанных на современных телекоммуникационных информационных технологиях [1, 2].

Преимущества дистанционного образования:

• гибкость — лекции и семинары проводятся по принципу свободного выбора времени, необходимого для освоения курса;

• параллельность — обучение может происходить без отрыва от основной профессиональной деятельности;

• дистанционное образование предполагает широкое применение новых информационных технологий;

Пере

в а я

• рентабельность — дистанционное обучение обходится на 50% дешевле традиционных методов образования, при этом затраты на подготовку специалиста составляют около 60% затрат на подготовку специалиста при традиционной форме обучения [6];

• модульность — каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены слушателями, создают целостное представление об определенной области знаний.

Суть модульного обучения состоит в том, что учебный план по предмету и соответствующие дидактические материалы разбиваются на определенное число модулей, каждый из которых представляет собой самостоятельный завершенный фрагмент [7].

Обучение на основе модулей приводит к нескольким положительным моментам. Во-первых, врач, вооруженный дидактическим материалом и инструкциями, приобретает самостоятельность в освоении данного раздела предмета. Уменьшается доля пассивного восприятия учебного материала во время прослушивания лекций. Во-вторых, появляются точки промежуточного контроля знаний. В-третьих, происходит более легкое усвоение всего материала путем пошагового изучения завершенных по содержанию модулей. Каждый модуль будет включать целевой план действий, научную информацию, методическое руководство, список литературы и обязательные тестовые вопросы, позволяющие оценить степень усвоения материала [1, 7].

Дистанционное обучение специалистов-ревматологов в рамках программы «Образование через всю жизнь» будет проводиться на сайте ФГБУ «НИИР» РАМН ( www.rheumatolog.ru).

На ведущих специалистов-ревматологов ФГБУ «НИИР» РАМН возлагаются функции координации учебного процесса, контроль за участием специалистов в программах непрерывного последипломного образования врачей-ревматологов, организация конференций.

Программа «Образование через всю жизнь» будет включать три блока:

— очное обучение ревматологов в рамках сертификационных циклов на базе ФГБУ «НИИР» РАМН;

— дистанционное обучение на основе модульной технологии;

— участие в сертифицированных мероприятиях, проходящих под эгидой программы «Образование через всю жизнь»: региональных конференциях, семинарах, круглых столах, мастер-классах и школах ревматологов. Для каждого мероприятия устанавливаются цели, задачи, в соответствии с которыми определяются программа, состав участников — главных специалистов и врачей региональной системы ревматологической службы.

Специалисту-ревматологу за участие в каждом из блоков программы присваивается определенное количество баллов по рейтинговой системе в зависимости от статуса мероприятия. Основанием для присвоения баллов является «сертификат участника» по каждому модулю программы. Если врач-ревматолог принимает участие в ежегодных всероссийских конференциях или международных конгрессах ревматологов (Европейской антиревматической лиги — EULAR; Американской коллегии ревматологов — ACR), то ему также присваивается определенное количество баллов в зависимости от рейтинга мероприятия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Денисов И.Н. Медицинское образование: ситуация сегодня и пути совершенствования подготовки врачей. Русский врач 2005;4:44.

2. Towle A. Continuing medical education: Changes in health care and continuing medical education for the 21st century. BMJ 1998;316:301.

3. Matos-Ferreira A. Continuing medical education: a quality control system. Br J Urol 1998;82(4):467—75.

4. Насонов Е.Л. Перспективы лечения ревматических болезней

Для подтверждения повышения квалификации по специальности «Ревматология» с выдачей сертификата по программе непрерывного последипломного образования врач должен набрать 288 баллов за 5 лет.

Блоки программы

1. Очное обучение ревматологов в рамках сертификационного цикла (количество баллов 288). Курсы продолжительностью 6 нед проводятся на базе ФГБУ «НИИР» РАМН, занятия проводят ведущие научные сотрудники и профессора института и кафедры ревматологии факультета последипломного образования Первого московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова (зав. кафедрой академик РАМН профессор Е.Л. Насонов). Также возможно проведение тематического усовершенствования врачей в течение года по обучению отдельным методикам: «Внутрисуставное и пе-риартикулярное введение лекарственных препаратов» (10 баллов); «Ультразвуковое исследование суставов при РЗ» (30 баллов); курс по остеопорозу и обучению костной денситометрии (10 баллов).

2. Дистанционное обучение на основе модульной технологии (не менее 30 тематических лекций) на сайте www.rheumatolog.ru для подготовки к сдаче сертификационного цикла по ревматологии.

3. Сертифицированные мероприятия:

a. Ежегодные Школы ревматологов по инновационным технологиям диагностики и лечения РЗ и другим тематикам — 50 баллов.

b. Однодневные «Выездные» школы по основным РЗ (ревматоидный артрит, спондилоартриты, остеоартроз и т. д.) — 25 баллов.

c. Мероприятия, проходящие в рамках Программы непрерывного профессионального образования ревматологов «Образование через всю жизнь (региональные конференции, семинары, круглые столы, мастер-классы), — 10 баллов.

(± Ежегодные научно-практические конференции ФГБУ «НИИР» РАМН - 25 баллов.

е. Участие в съездах или конгрессах ревматологов — 30 баллов.

£ Всероссийские научно-практические конференции под

эгидой ФГБУ НИИР РАМН и Ассоциации ревматологов России — 25 баллов.

После набора необходимого количества баллов и сдачи сертификационного экзамена врачу будет выдан государственный сертификат о повышении квалификации по специальности «Ревматология».

Внимание! Экзамены для получения сертификата (тестовый контроль + собеседование) сдаются только очно на базе ФГБУ «НИИР» РАМН после набора как минимум 288 баллов.

Непрерывное профессиональное обучение — обязанность каждого медицинского работника, заинтересованного в совершенствовании своей профессиональной деятельности. Задача дополнительного профессионального образования в условиях модернизации здравоохранения — совершенствование знаний специалистов системы здравоохранения, являющихся основой их профессиональной деятельности по оказанию медицинских услуг населению.

в начале XXI века. Тер арх 2011;5:5-9.

5. Насонов Е.Л. Программа одобрена. Что дальше? Мед газета 2007;15 июня.

6. Перфильева Г.М., Алексеева В.М., Шамшурина Н.Г. и др. Экономика здравоохранения. Под ред. И.Н. Денисова. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2004;224 с.

7. Логистика: Учебник. Под ред. Б.А. Аникина. 3-е изд., пере-раб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2008;368 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.