УДК 658.5
Перспективы развития бизнес-информатики как междисциплинарного подхода к управлению наукоемкими промышленными предприятиями
© П. А. Дроговоз, П.Д. Иванов МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Изложены современное состояние и тенденции развития бизнес-информатики как междисциплинарного научно-образовательного подхода, объединяющего экономику, информатику и менеджмент. Дана характеристика основных структурных элементов бизнес-информатики и особенностей их реализации в промышленности, определены перспективы их развития на основе концепции сетецентричности.
Ключевые слова: бизнес-информатика, информационные системы, информационный менеджмент, процессный менеджмент, бизнес-аналитика, интернет-экономика, сетецентрические технологии.
Процессы мировой глобализации и интеграции, которые в значительной степени определяются бурным развитием информационных и телекоммуникационных технологий (ИТ), диктуют необходимость развития новых подходов к организации и управлению наукоемкими промышленными предприятиями. Сегодня можно утверждать, что ИТ достигли такого уровня, когда эффективность принятия решений обеспечивается только при управлении предприятием как единым организмом, в котором все организационные и экономические элементы связаны между собой.
За последние годы существенно возросли объем и разнородность информации необходимой для принятия эффективных управленческих решений в наукоемком бизнесе. Практика показывает, что в условиях интернационализации мировой экономики снимаются существовавшие до недавнего времени защитные барьеры, отделявшие отечественные промышленные предприятия от ведущих зарубежных конкурентов. Руководству приходится просчитывать последствия принимаемых управленческих решений в сжатые сроки в условиях сложной многофакторной ситуации.
Современные корпоративные системы создают возможности прозрачного ведения дел на всех без исключения уровнях управления предприятием. Они позволяют оперативно реагировать на любые изменения внешних и внутренних условий ведения бизнеса, обеспечивают рост рыночной стоимости компании по сравнению с традиционными управленческими подходами, делают электронное предприятие более привлекательным для потенциальных инвесторов.
Однако новые, стремительно развивающиеся современные информационные технологии не всегда результативны. В зарубежной
практике существует много примеров, когда проекты внедрения и эксплуатации корпоративных информационных систем заканчивались провалом. В 1970-1980-х гг. это явление получило название «парадокс производительности». Его сформулировал нобелевский лауреат Роберт Солоу: «Вы можете видеть эру компьютеров повсюду вокруг себя, но не в цифрах роста производительности» [1]. Парадокс заключается в том, что компании в надежде на значительное увеличение темпов роста производительности осуществляли крупные инвестиции в ИТ. Однако темпы роста производительности не только не достигали планируемых результатов, но и практически не изменялись или даже снижались.
Провал такого технократического подхода эксперты объясняют тем, что он приводил к «оцифровке» старых, неэффективных методов организации и управления бизнесом. В результате неэффективные методы за счет своей автоматизации лишь ускоряли приближение предприятия к очередному провалу. Ошибочные и необоснованные управленческие решения менеджмента, которые в условиях бумажного документооборота проявлялись значительно медленнее или были вовсе незаметны, стали гораздо быстрее распространяться и реа-лизовываться через прозрачные информационные системы.
В настоящее время отечественные и зарубежные исследователи сходятся в том, что ИТ на предприятии — это мощный инструмент в руках менеджмента, но эффективность его применения полностью зависит от множества других аспектов, выходящих за рамки технико-технологических вопросов и лежащих в плоскости организационно-экономических задач.
Отсюда следует, что современным наукоемким промышленным предприятиям необходим инновационный междисциплинарный подход, представляющий собой системное объединение передовых методов и достижений в информатике, экономике, организации и управлении наукоемкими производствами. Объединение слов «информатика» и «бизнес» на основе синтеза знаний из перечисленных областей формирует название этого подхода.
Бизнес-информатика как междисциплинарный научно-образовательный подход сформировалась в Германии. В 1985 г. немецким исследователем Лутцом Юргеном Хайнрихом была инициирована серия конференций «Компьютер как инструмент для обучения и исследований в области социальных наук и экономики» в Университете Иоганна Кеплера в г. Линце. Он определил бизнес-информатику (нем. Wirtschaftsinformatik) как «науку о проектировании, разработке и применении информационно-коммуникационных систем в бизнесе» [2].
В 1993 г. состоялась первая открытая бизнес-конференция по компьютерным наукам в Вестфальском университете им. Вильгельма в г. Мюнстере, которая впоследствии стала проходить на ежегодной основе в качестве международной научной конференции по компью-
терам и компьютерным наукам. Там же в 1997 г. состоялась первая конференция по научным основам отраслей информатики, по итогам которой были разработаны основные рекомендации для учебных программ по бизнес-информатике в вузах [3].
Структура бизнес-информатики представлена на рисунке. Бизнес-информатика включает следующие основные области знаний [2, 3]:
• информационно-коммуникационные системы (Information and communications systems);
• информационный менеджмент (Information Management);
• бизнес-аналитика (Business Intelligence);
• процессный менеджмент (Process Management);
• интернет-экономика (Internet Economy).
Все они взаимосвязаны и в совокупности образуют единый инструмент управления наукоемким промышленным предприятием.
Основные области знаний бизнес-информатики
Информационные и коммуникационные системы представляют собой в настоящее время сложные программно-технические комплексы, ориентированные на решение широкого спектра задач управления предприятием. Определяющая тенденция их развития — рост целевой и функциональной комплексности управления и повышение степени интеграции выполняемых функций в технологическом и организационном отношениях.
С учетом специфики промышленных предприятий следует выделить два класса этих систем, в которых реализованы различные методологические подходы к информационному представлению бизнеса.
1. Системы управления производственными ресурсами [4] рассматривают предприятие как систему ресурсов (финансов, материальных запасов, кадров), принадлежащих владельцам — юридическим лицам, структурным подразделениям, физическим лицам. Все
процессы описываются как проводки (хозяйственные операции), отражающие перемещение ресурсов между владельцами. Основная цель управления этого метода — обеспечение производства ресурсами и контроль над ними. К этому классу относятся системы планирования потребности в материалах (Material Requirements Planning, MRP) планирования производственных ресурсов (Manufacturing Resources Planning, MRPII), планирования ресурсов предприятия (Enterprise Resources Planning, ERP).
2. Системы управления процессами жизненного цикла (ЖЦ) [5] моделируют деятельность предприятия в виде цепочки создания продукции или услуг. Основная цель этих систем — обеспечение качества и конкурентоспособности за счет «бесшовной» интеграции между разработчиками, производителями и эксплуатантами наукоемкой промышленной продукции. В этот класс входят системы информационной поддержки ЖЦ изделия (Continuous Acquisition and Life-Cycle Support, CALS), управления данными о продукции (Product Data Management, PDM), управления ЖЦ продукции (Product Lifecycle Management, PLM), управления цепями поставок (Supply Chain Management, SCM) и др.
По мере развития и усложнения информационные и коммуникационные системы сами стали объектами управления, положив начало новому направлению в менеджменте.
Информационный менеджмент ставит своей целью повышение эффективности управления информационными системами предприятия, а также использования информации для принятия решений. В рамках информационного менеджмента получили дальнейшее развитие методы формирования системы сбалансированных показателей (Balanced Scorecard, BSC), расчета совокупной стоимости владения ИТ (Total Cost of Ownership, TCO) и др. [6]. В настоящее время в качестве передового метода информационного менеджмента ведущими предприятиями используется сервисно-ориентированный подход к управлению ИТ (IT Service Management, iTSM) [7].
В основу реализации ITSM в промышленности положена модель рыночных отношений, в которой ИТ-сервис представляет собой услугу, предоставляемую информационной службой основным бизнес-подразделениям предприятия в соответствии потребностями информационной поддержки процессов ЖЦ продукции.
При этом информационная служба является владельцем ИТ-активов, которые используются для разработки, продажи и поддержки ИТ-сервисов, а основные подразделения предприятия — владельцами бизнес-процессов по стадиям ЖЦ наукоемкой продукции. Информационная служба предприятия разрабатывает те ИТ-сервисы, которые нужны основному бизнесу для реализации стратегии развития в соответствии с потребностями внутреннего и внешних рынков продукции.
Таким образом, отношения между информационной службой и основным бизнесом переводятся на систему условно-рыночных ме-
ханизмов. Информационная служба «продает», а основной бизнес «покупает» те ИТ-сервисы, которые ему действительно нужны. При этом имеется возможность сравнения цен с различными поставщиками ИТ-сервисов.
Процессный менеджмент в промышленности неразрывно связан с информационным менеджментом и направлен на совершенствование бизнес-процессов по стадиям ЖЦ продукции [8]. Подход к управлению бизнес-процессами позволяет решать не только ряд технических вопросов, но и ключевые организационно-экономические задачи, такие как разработка стратегии, проектирование организационных структур, повышение рыночной стоимости бизнеса и т.д.
Процессный менеджмент позволяет перейти от традиционной функционально-ориентированной формы управления промышленным предприятием к процессно-ориентированному интегрированному управлению, которое основано на представлении хозяйственной деятельности предприятия как системы взаимосвязанных бизнес-процессов и направлено на повышение качества выпускаемой продукции на всех стадиях ее ЖЦ. Бизнес-процессы рассматриваются как особые организационные элементы предприятия, которые непрерывно совершенствуются и адаптируются к постоянным изменениям во внешней и внутренней среде. Для моделирования и анализа бизнес-процессов используется ряд подходов: методология моделирования бизнеса IDEF (Integrated DEFinition), теория архитектуры интегрированных информационных систем ARIS (Architecture of Integrated Information System) и др.
Ключевыми принципами являются понятность и прозрачность бизнес-процессов в компании. В рамках этого подхода осуществляется мониторинг эффективности бизнес-процессов и их реинжиниринг (Business Process Reengineering, BPR) с использованием специализированного программного обеспечения.
Бизнес-аналитика как область применения ИТ в бизнесе имеет длительную историю развития. Впервые этот термин ввел исследователь компании IBM Ханс Питер Лун еще в 1958 г., определив бизнес-аналитику как «возможность понимания связей между представленными фактами» [9].
В настоящее время бизнес-аналитика представляет собой комплекс технологий, включающих хранилища данных (Data Warehouses), системы аналитической обработки информации (OnLine Analytical Processing, OLAP), системы поддержки принятия решений (Decision Support Systems, DSS) и др. Для обработки информации технологии бизнес-аналитики используют концепцию многомерных массивов или кубов данных (n-cube).
Многомерный массив данных представляет собой интуитивно понятное информационное отображение определенного факта хозяйственной деятельности или состояния внешней среды промышленного предприятия и позволяет рассматривать любой организационно-
экономический показатель в различных разрезах (измерениях). В свою очередь, витрины данных (data marts) предназначены для предоставления управленческой информации лицам, принимающим решения, с различной степенью детализации.
Бизнес-аналитика также включает системы интеллектуального анализа данных (data mining), которые обеспечивают поддержку процесса принятия решений, основанную на поиске в данных скрытых закономерностей или шаблонов информации. В общем случае процесс интеллектуального анализа данных состоит из трех стадий:
• выявление закономерностей (свободный поиск);
• использование выявленных закономерностей для предсказания неизвестных значений (прогностическое моделирование);
• анализ исключений, предназначенный для выявления и толкования аномалий в найденных закономерностях.
Интернет-экономика основана на использовании интернет-инфраструктуры для ведения электронного бизнеса. Решающим фактором успеха промышленного предприятия в эпоху интернет-экономики является способность совместить персонализацию товаров и услуг с эффективным производством и системой управления предприятием.
Интернет как инструмент взаимодействия в информационном пространстве позволяет предприятию, с одной стороны, достичь максимальной аудитории потребителей, с другой — дать потребителям возможность сообщить о своих индивидуальных предпочтениях. Таким образом, новые условия интернет-экономики приводят к изменению факторов успеха бизнеса: основной акцент смещается к эффективному взаимодействию с различными участниками рыночных отношений — потребителями, поставщиками и др.
В зависимости от категорий участников электронных взаимоотношений, все пространство интернет-экономики можно разделить на следующие основные сегменты [10]:
• B2B (Business-to-Business) — взаимодействие между юридическими лицами;
• B2С (Business-to-Customer) — взаимодействие между юридическими и физическими лицами;
• С2С (Customer-to-Customer) — взаимодействие между физическими лицами;
• G2B, G2C, G2G (Government-to-Business, Government-to-Citizen, Government-to-Government) — взаимодействие правительства с юридическими и физическими лицами, межгосударственное взаимодействие.
Перспективные направления развития бизнес-информатики в отечественной промышленности должны отвечать современным вызовам глобальной экономики, вступившей в эпоху информационных войн.
В настоящее время мощнейшим оружием информационных войн стали ситуационные центры, предназначенные для моделирования,
планирования и анализа военных, политических и экономических ситуаций и процессов. В процессе интеллектуальной поддержки принятия решений средствами ситуационного центра формируются возможные варианты управляющих воздействий на сложившуюся ситуацию и производится оценка последствий их реализации.
Сетецентрические технологии (network-centric technologies) [11, 12] являются передовым направлением современных систем управления в военной сфере и имеют существенный потенциал гражданского применения для развития инструментов бизнес-информатики.
В военной сфере сетецентрические технологии обеспечивают повышение боевых возможностей воинских формирований в современных вооруженных конфликтах за счет достижения информационного превосходства, объединения участников боевых действий в единую сеть. Достоверная и полная информация доводится до участников сетецентрических операций в реальном масштабе времени, что позволяет ускорить процессы управления силами и средствами, повысить темп и синхронизацию боевых действий.
В условиях современного высокотехнологичного бизнеса от ИТ требуются аналогичные эффекты. Важнейшая компетенция менеджмента — умение предвидеть проблемные ситуации и упреждать их возникновение. Это достигается за счет применения интеллектуальных ИТ, позволяющих провести анализ различных показателей, выявить причинно-следственные связи между ними и определить ключевые факторы, от которых зависит развитие ситуации. При этом следует учитывать, что в аналитической работе задействовано множество экспертов и лиц, принимающих решения, и все они должны получить один и тот же информационный образ реальной проблемной ситуации, чтобы действовать согласованно и эффективно.
Концепция сетецентричности подразумевает формирование и поддержание в актуальном состоянии целостного информационного образа реальной проблемной ситуации. Успешное решение задач управления в рамках сетецентрического подхода заключается в поддержании этого образа в максимально полном и достоверном состоянии, в первую очередь за счет анализа как можно большего числа источников первичной информации.
Результаты моделирования и промежуточные выводы служат исходными данными для обеспечения многомерной визуализации обстановки в ситуационных центрах на экранах коллективного и индивидуального пользования. Все компьютерные модели ситуационного центра динамические и допускают на любой стадии анализа и выработки решения активное мультимедийное влияние пользователей на параметры и поведение модели.
Сетецентрическая архитектура основана на использовании интернет-сервисов для формирования единого информационного пространства, объединяющего множество экспертов, аналитиков, операторов и других участников процесса принятия решений. Принципи-
альное ее отличие состоит в возможности вовлечения неограниченного числа участников, отсутствии географической привязки, непрерывном режиме работы. При этом капитальные затраты достаточно умеренные по сравнению с традиционной архитектурой.
Эффективность применения таких систем настолько высока, что их нередко называют сверхоружием XXI в. Можно с уверенностью сказать, что в ближайшие годы, в условиях усиления конкуренции на глобальных рынках высокотехнологичной продукции между предприятиями развернутся ожесточенные информационные войны, и победа в значительной степени будет обеспечиваться за счет применения эффективных технологий бизнес-информатики.
Эти технологии позволят в полной мере реализовать потенциал военно-гражданской интеграции в области ИТ. Новизна бизнес-информатики как междисциплинарного подхода состоит в том, что в едином информационном пространстве задается единая система целей, показателей, процессов, бизнес-единиц, охватывающих политику, экономику, организацию. По отдельности эти элементы не работают, а приводят к возникновению случайных ситуаций и случайных форм. Необходимо с инженерных позиций просчитывать и конструировать систему управления предприятием, используя комбинацию научных знаний из различных областей.
Бизнес-информатика в силу своей новизны динамично развивается. Она сочетает в себе различные аспекты ведения бизнеса с использованием ИТ. Ее цель — интеграция научных знаний из областей экономики, информатики, организации и менеджмента в рамках единого междисциплинарного подхода. Этот подход представляет собой следующий этап эволюционного развития систем управления наукоемкими промышленными предприятиями и позволяет создать опережающий задел в создании новой ИТ-платформы, обеспечивающей эффективное взаимодействие всех внутренних структур компании и внешних участников бизнеса.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Solow R. We'd better watch out. Book Review. New York Times, 1987, 12 July.
[2] Heinrich Lutz J. Wirtschaftsinformatik: Einführung und Grundlegung. 2007, 19 März.
[3] Mertens P., Bodendorf F., König W., Picot A., Schumann M., Hess T. Grundzüge der Wirtschaftsinformatik. Springer, 2005.
[4] Гаврилов Д. А. Управление производством на базе стандарта MRP II. Санкт-Петербург, Питер, 2005, 416 с.
[5] Норенков И.П., Кузьмик П.К. Информационная поддержка наукоемких изделий. CALS-технологии. Москва, Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002, 320 с.
[6] Баронов В.В., Калянов Г.Н., Попов Ю.Н., Титовский И.Н. Информационные технологии и управление предприятием. Москва, Компания АйТи, 2006, 328 с.
[7] Ингланд Р. Введение в реальный ITSM. Москва, Гаятри/Livebook, 2010, 132 с.
[8] Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. Москва, РИА «Стандарты и качество», 2004, 408 с.
[9] Luhn H.P. A Business Intelligence System. IBM Journal, October ,1958.
[10] Юрасов А.В. Основы электронной коммерции. Москва, Горячая линия-Телеком, 2008, 482 с.
[11] Садовская Т.Г., Дроговоз П. А., Дадонов В. А., Садовский Л.И., Куликов С.А. Бизнес-информатика и сетецентрические системы управления. Т.Г. Садовская, ред. Москва, Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2012.
[12] Дроговоз П.А., Куликов С.А. Сетецентрическое управление и корпоративная информационная политика в оборонно-промышленном комплексе. Москва, Пограничная академия ФСБ России, 2010, 96 с.
Статья поступила в редакцию 26.07.2013
Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом: Дроговоз П.А., Иванов П.Д. Перспективы развития бизнес-информатики как междисциплинарного подхода к управлению наукоемкими прмышлен-ными предприятиями. Инженерный журнал: наука и инновации, 2013, вып. 3. URL: http://engjournal.ru/catalog/indust/hidden/654.html
Дроговоз Павел Анатольевич — заведующий кафедрой предпринимательства и внешнеэкономической деятельности МГТУ им. Н.Э. Баумана, доктор экономических наук, профессор. Автор свыше 70 научных работ, в том числе 8 монографий в области теории и методологии управления стоимостью бизнеса, организационно-экономического анализа и проектирования бизнеса, военно-гражданской интеграции, бизнес-информатики. e-mail: [email protected]
Иванов Павел Дмитриевич — аспирант, ассистент кафедры предпринимательства и внешнеэкономической деятельности МГТУ им. Н.Э. Баумана. e-mail: [email protected]