Научная статья на тему 'Перспективы развития бизнес-информатики как междисциплинарного подхода к управлению наукоемкими промышленными предприятиями'

Перспективы развития бизнес-информатики как междисциплинарного подхода к управлению наукоемкими промышленными предприятиями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
280
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ПРОЦЕССНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / БИЗНЕС-АНАЛИТИКА / ИНТЕРНЕТ-ЭКОНОМИКА / СЕТЕЦЕНТРИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дроговоз Павел Анатольевич, Иванов Павел Дмитриевич

Изложены современное состояние и тенденции развития бизнес-информатики как междисциплинарного научно-образовательного подхода, объединяющего экономику, информатику и менеджмент. Дана характеристика основных структурных элементов бизнес-информатики и особенностей их реализации в промышленности, определены перспективы их развития на основе концепции сетецентричности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дроговоз Павел Анатольевич, Иванов Павел Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New interdisciplinary approach to management of high-tech enterprises based on technologies of Business Informatics

The article describes the current state and trends of development for business informatics as an interdisciplinary scientific and educational approach, which unites economics, informatics and management. The basic structural elements of business informatics are defined, as well as peculiarities of their implementation in industry. Prospects of their development on the basis of the network-centric concept are defined.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития бизнес-информатики как междисциплинарного подхода к управлению наукоемкими промышленными предприятиями»

УДК 658.5

Перспективы развития бизнес-информатики как междисциплинарного подхода к управлению наукоемкими промышленными предприятиями

© П. А. Дроговоз, П.Д. Иванов МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Изложены современное состояние и тенденции развития бизнес-информатики как междисциплинарного научно-образовательного подхода, объединяющего экономику, информатику и менеджмент. Дана характеристика основных структурных элементов бизнес-информатики и особенностей их реализации в промышленности, определены перспективы их развития на основе концепции сетецентричности.

Ключевые слова: бизнес-информатика, информационные системы, информационный менеджмент, процессный менеджмент, бизнес-аналитика, интернет-экономика, сетецентрические технологии.

Процессы мировой глобализации и интеграции, которые в значительной степени определяются бурным развитием информационных и телекоммуникационных технологий (ИТ), диктуют необходимость развития новых подходов к организации и управлению наукоемкими промышленными предприятиями. Сегодня можно утверждать, что ИТ достигли такого уровня, когда эффективность принятия решений обеспечивается только при управлении предприятием как единым организмом, в котором все организационные и экономические элементы связаны между собой.

За последние годы существенно возросли объем и разнородность информации необходимой для принятия эффективных управленческих решений в наукоемком бизнесе. Практика показывает, что в условиях интернационализации мировой экономики снимаются существовавшие до недавнего времени защитные барьеры, отделявшие отечественные промышленные предприятия от ведущих зарубежных конкурентов. Руководству приходится просчитывать последствия принимаемых управленческих решений в сжатые сроки в условиях сложной многофакторной ситуации.

Современные корпоративные системы создают возможности прозрачного ведения дел на всех без исключения уровнях управления предприятием. Они позволяют оперативно реагировать на любые изменения внешних и внутренних условий ведения бизнеса, обеспечивают рост рыночной стоимости компании по сравнению с традиционными управленческими подходами, делают электронное предприятие более привлекательным для потенциальных инвесторов.

Однако новые, стремительно развивающиеся современные информационные технологии не всегда результативны. В зарубежной

практике существует много примеров, когда проекты внедрения и эксплуатации корпоративных информационных систем заканчивались провалом. В 1970-1980-х гг. это явление получило название «парадокс производительности». Его сформулировал нобелевский лауреат Роберт Солоу: «Вы можете видеть эру компьютеров повсюду вокруг себя, но не в цифрах роста производительности» [1]. Парадокс заключается в том, что компании в надежде на значительное увеличение темпов роста производительности осуществляли крупные инвестиции в ИТ. Однако темпы роста производительности не только не достигали планируемых результатов, но и практически не изменялись или даже снижались.

Провал такого технократического подхода эксперты объясняют тем, что он приводил к «оцифровке» старых, неэффективных методов организации и управления бизнесом. В результате неэффективные методы за счет своей автоматизации лишь ускоряли приближение предприятия к очередному провалу. Ошибочные и необоснованные управленческие решения менеджмента, которые в условиях бумажного документооборота проявлялись значительно медленнее или были вовсе незаметны, стали гораздо быстрее распространяться и реа-лизовываться через прозрачные информационные системы.

В настоящее время отечественные и зарубежные исследователи сходятся в том, что ИТ на предприятии — это мощный инструмент в руках менеджмента, но эффективность его применения полностью зависит от множества других аспектов, выходящих за рамки технико-технологических вопросов и лежащих в плоскости организационно-экономических задач.

Отсюда следует, что современным наукоемким промышленным предприятиям необходим инновационный междисциплинарный подход, представляющий собой системное объединение передовых методов и достижений в информатике, экономике, организации и управлении наукоемкими производствами. Объединение слов «информатика» и «бизнес» на основе синтеза знаний из перечисленных областей формирует название этого подхода.

Бизнес-информатика как междисциплинарный научно-образовательный подход сформировалась в Германии. В 1985 г. немецким исследователем Лутцом Юргеном Хайнрихом была инициирована серия конференций «Компьютер как инструмент для обучения и исследований в области социальных наук и экономики» в Университете Иоганна Кеплера в г. Линце. Он определил бизнес-информатику (нем. Wirtschaftsinformatik) как «науку о проектировании, разработке и применении информационно-коммуникационных систем в бизнесе» [2].

В 1993 г. состоялась первая открытая бизнес-конференция по компьютерным наукам в Вестфальском университете им. Вильгельма в г. Мюнстере, которая впоследствии стала проходить на ежегодной основе в качестве международной научной конференции по компью-

терам и компьютерным наукам. Там же в 1997 г. состоялась первая конференция по научным основам отраслей информатики, по итогам которой были разработаны основные рекомендации для учебных программ по бизнес-информатике в вузах [3].

Структура бизнес-информатики представлена на рисунке. Бизнес-информатика включает следующие основные области знаний [2, 3]:

• информационно-коммуникационные системы (Information and communications systems);

• информационный менеджмент (Information Management);

• бизнес-аналитика (Business Intelligence);

• процессный менеджмент (Process Management);

• интернет-экономика (Internet Economy).

Все они взаимосвязаны и в совокупности образуют единый инструмент управления наукоемким промышленным предприятием.

Основные области знаний бизнес-информатики

Информационные и коммуникационные системы представляют собой в настоящее время сложные программно-технические комплексы, ориентированные на решение широкого спектра задач управления предприятием. Определяющая тенденция их развития — рост целевой и функциональной комплексности управления и повышение степени интеграции выполняемых функций в технологическом и организационном отношениях.

С учетом специфики промышленных предприятий следует выделить два класса этих систем, в которых реализованы различные методологические подходы к информационному представлению бизнеса.

1. Системы управления производственными ресурсами [4] рассматривают предприятие как систему ресурсов (финансов, материальных запасов, кадров), принадлежащих владельцам — юридическим лицам, структурным подразделениям, физическим лицам. Все

процессы описываются как проводки (хозяйственные операции), отражающие перемещение ресурсов между владельцами. Основная цель управления этого метода — обеспечение производства ресурсами и контроль над ними. К этому классу относятся системы планирования потребности в материалах (Material Requirements Planning, MRP) планирования производственных ресурсов (Manufacturing Resources Planning, MRPII), планирования ресурсов предприятия (Enterprise Resources Planning, ERP).

2. Системы управления процессами жизненного цикла (ЖЦ) [5] моделируют деятельность предприятия в виде цепочки создания продукции или услуг. Основная цель этих систем — обеспечение качества и конкурентоспособности за счет «бесшовной» интеграции между разработчиками, производителями и эксплуатантами наукоемкой промышленной продукции. В этот класс входят системы информационной поддержки ЖЦ изделия (Continuous Acquisition and Life-Cycle Support, CALS), управления данными о продукции (Product Data Management, PDM), управления ЖЦ продукции (Product Lifecycle Management, PLM), управления цепями поставок (Supply Chain Management, SCM) и др.

По мере развития и усложнения информационные и коммуникационные системы сами стали объектами управления, положив начало новому направлению в менеджменте.

Информационный менеджмент ставит своей целью повышение эффективности управления информационными системами предприятия, а также использования информации для принятия решений. В рамках информационного менеджмента получили дальнейшее развитие методы формирования системы сбалансированных показателей (Balanced Scorecard, BSC), расчета совокупной стоимости владения ИТ (Total Cost of Ownership, TCO) и др. [6]. В настоящее время в качестве передового метода информационного менеджмента ведущими предприятиями используется сервисно-ориентированный подход к управлению ИТ (IT Service Management, iTSM) [7].

В основу реализации ITSM в промышленности положена модель рыночных отношений, в которой ИТ-сервис представляет собой услугу, предоставляемую информационной службой основным бизнес-подразделениям предприятия в соответствии потребностями информационной поддержки процессов ЖЦ продукции.

При этом информационная служба является владельцем ИТ-активов, которые используются для разработки, продажи и поддержки ИТ-сервисов, а основные подразделения предприятия — владельцами бизнес-процессов по стадиям ЖЦ наукоемкой продукции. Информационная служба предприятия разрабатывает те ИТ-сервисы, которые нужны основному бизнесу для реализации стратегии развития в соответствии с потребностями внутреннего и внешних рынков продукции.

Таким образом, отношения между информационной службой и основным бизнесом переводятся на систему условно-рыночных ме-

ханизмов. Информационная служба «продает», а основной бизнес «покупает» те ИТ-сервисы, которые ему действительно нужны. При этом имеется возможность сравнения цен с различными поставщиками ИТ-сервисов.

Процессный менеджмент в промышленности неразрывно связан с информационным менеджментом и направлен на совершенствование бизнес-процессов по стадиям ЖЦ продукции [8]. Подход к управлению бизнес-процессами позволяет решать не только ряд технических вопросов, но и ключевые организационно-экономические задачи, такие как разработка стратегии, проектирование организационных структур, повышение рыночной стоимости бизнеса и т.д.

Процессный менеджмент позволяет перейти от традиционной функционально-ориентированной формы управления промышленным предприятием к процессно-ориентированному интегрированному управлению, которое основано на представлении хозяйственной деятельности предприятия как системы взаимосвязанных бизнес-процессов и направлено на повышение качества выпускаемой продукции на всех стадиях ее ЖЦ. Бизнес-процессы рассматриваются как особые организационные элементы предприятия, которые непрерывно совершенствуются и адаптируются к постоянным изменениям во внешней и внутренней среде. Для моделирования и анализа бизнес-процессов используется ряд подходов: методология моделирования бизнеса IDEF (Integrated DEFinition), теория архитектуры интегрированных информационных систем ARIS (Architecture of Integrated Information System) и др.

Ключевыми принципами являются понятность и прозрачность бизнес-процессов в компании. В рамках этого подхода осуществляется мониторинг эффективности бизнес-процессов и их реинжиниринг (Business Process Reengineering, BPR) с использованием специализированного программного обеспечения.

Бизнес-аналитика как область применения ИТ в бизнесе имеет длительную историю развития. Впервые этот термин ввел исследователь компании IBM Ханс Питер Лун еще в 1958 г., определив бизнес-аналитику как «возможность понимания связей между представленными фактами» [9].

В настоящее время бизнес-аналитика представляет собой комплекс технологий, включающих хранилища данных (Data Warehouses), системы аналитической обработки информации (OnLine Analytical Processing, OLAP), системы поддержки принятия решений (Decision Support Systems, DSS) и др. Для обработки информации технологии бизнес-аналитики используют концепцию многомерных массивов или кубов данных (n-cube).

Многомерный массив данных представляет собой интуитивно понятное информационное отображение определенного факта хозяйственной деятельности или состояния внешней среды промышленного предприятия и позволяет рассматривать любой организационно-

экономический показатель в различных разрезах (измерениях). В свою очередь, витрины данных (data marts) предназначены для предоставления управленческой информации лицам, принимающим решения, с различной степенью детализации.

Бизнес-аналитика также включает системы интеллектуального анализа данных (data mining), которые обеспечивают поддержку процесса принятия решений, основанную на поиске в данных скрытых закономерностей или шаблонов информации. В общем случае процесс интеллектуального анализа данных состоит из трех стадий:

• выявление закономерностей (свободный поиск);

• использование выявленных закономерностей для предсказания неизвестных значений (прогностическое моделирование);

• анализ исключений, предназначенный для выявления и толкования аномалий в найденных закономерностях.

Интернет-экономика основана на использовании интернет-инфраструктуры для ведения электронного бизнеса. Решающим фактором успеха промышленного предприятия в эпоху интернет-экономики является способность совместить персонализацию товаров и услуг с эффективным производством и системой управления предприятием.

Интернет как инструмент взаимодействия в информационном пространстве позволяет предприятию, с одной стороны, достичь максимальной аудитории потребителей, с другой — дать потребителям возможность сообщить о своих индивидуальных предпочтениях. Таким образом, новые условия интернет-экономики приводят к изменению факторов успеха бизнеса: основной акцент смещается к эффективному взаимодействию с различными участниками рыночных отношений — потребителями, поставщиками и др.

В зависимости от категорий участников электронных взаимоотношений, все пространство интернет-экономики можно разделить на следующие основные сегменты [10]:

• B2B (Business-to-Business) — взаимодействие между юридическими лицами;

• B2С (Business-to-Customer) — взаимодействие между юридическими и физическими лицами;

• С2С (Customer-to-Customer) — взаимодействие между физическими лицами;

• G2B, G2C, G2G (Government-to-Business, Government-to-Citizen, Government-to-Government) — взаимодействие правительства с юридическими и физическими лицами, межгосударственное взаимодействие.

Перспективные направления развития бизнес-информатики в отечественной промышленности должны отвечать современным вызовам глобальной экономики, вступившей в эпоху информационных войн.

В настоящее время мощнейшим оружием информационных войн стали ситуационные центры, предназначенные для моделирования,

планирования и анализа военных, политических и экономических ситуаций и процессов. В процессе интеллектуальной поддержки принятия решений средствами ситуационного центра формируются возможные варианты управляющих воздействий на сложившуюся ситуацию и производится оценка последствий их реализации.

Сетецентрические технологии (network-centric technologies) [11, 12] являются передовым направлением современных систем управления в военной сфере и имеют существенный потенциал гражданского применения для развития инструментов бизнес-информатики.

В военной сфере сетецентрические технологии обеспечивают повышение боевых возможностей воинских формирований в современных вооруженных конфликтах за счет достижения информационного превосходства, объединения участников боевых действий в единую сеть. Достоверная и полная информация доводится до участников сетецентрических операций в реальном масштабе времени, что позволяет ускорить процессы управления силами и средствами, повысить темп и синхронизацию боевых действий.

В условиях современного высокотехнологичного бизнеса от ИТ требуются аналогичные эффекты. Важнейшая компетенция менеджмента — умение предвидеть проблемные ситуации и упреждать их возникновение. Это достигается за счет применения интеллектуальных ИТ, позволяющих провести анализ различных показателей, выявить причинно-следственные связи между ними и определить ключевые факторы, от которых зависит развитие ситуации. При этом следует учитывать, что в аналитической работе задействовано множество экспертов и лиц, принимающих решения, и все они должны получить один и тот же информационный образ реальной проблемной ситуации, чтобы действовать согласованно и эффективно.

Концепция сетецентричности подразумевает формирование и поддержание в актуальном состоянии целостного информационного образа реальной проблемной ситуации. Успешное решение задач управления в рамках сетецентрического подхода заключается в поддержании этого образа в максимально полном и достоверном состоянии, в первую очередь за счет анализа как можно большего числа источников первичной информации.

Результаты моделирования и промежуточные выводы служат исходными данными для обеспечения многомерной визуализации обстановки в ситуационных центрах на экранах коллективного и индивидуального пользования. Все компьютерные модели ситуационного центра динамические и допускают на любой стадии анализа и выработки решения активное мультимедийное влияние пользователей на параметры и поведение модели.

Сетецентрическая архитектура основана на использовании интернет-сервисов для формирования единого информационного пространства, объединяющего множество экспертов, аналитиков, операторов и других участников процесса принятия решений. Принципи-

альное ее отличие состоит в возможности вовлечения неограниченного числа участников, отсутствии географической привязки, непрерывном режиме работы. При этом капитальные затраты достаточно умеренные по сравнению с традиционной архитектурой.

Эффективность применения таких систем настолько высока, что их нередко называют сверхоружием XXI в. Можно с уверенностью сказать, что в ближайшие годы, в условиях усиления конкуренции на глобальных рынках высокотехнологичной продукции между предприятиями развернутся ожесточенные информационные войны, и победа в значительной степени будет обеспечиваться за счет применения эффективных технологий бизнес-информатики.

Эти технологии позволят в полной мере реализовать потенциал военно-гражданской интеграции в области ИТ. Новизна бизнес-информатики как междисциплинарного подхода состоит в том, что в едином информационном пространстве задается единая система целей, показателей, процессов, бизнес-единиц, охватывающих политику, экономику, организацию. По отдельности эти элементы не работают, а приводят к возникновению случайных ситуаций и случайных форм. Необходимо с инженерных позиций просчитывать и конструировать систему управления предприятием, используя комбинацию научных знаний из различных областей.

Бизнес-информатика в силу своей новизны динамично развивается. Она сочетает в себе различные аспекты ведения бизнеса с использованием ИТ. Ее цель — интеграция научных знаний из областей экономики, информатики, организации и менеджмента в рамках единого междисциплинарного подхода. Этот подход представляет собой следующий этап эволюционного развития систем управления наукоемкими промышленными предприятиями и позволяет создать опережающий задел в создании новой ИТ-платформы, обеспечивающей эффективное взаимодействие всех внутренних структур компании и внешних участников бизнеса.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Solow R. We'd better watch out. Book Review. New York Times, 1987, 12 July.

[2] Heinrich Lutz J. Wirtschaftsinformatik: Einführung und Grundlegung. 2007, 19 März.

[3] Mertens P., Bodendorf F., König W., Picot A., Schumann M., Hess T. Grundzüge der Wirtschaftsinformatik. Springer, 2005.

[4] Гаврилов Д. А. Управление производством на базе стандарта MRP II. Санкт-Петербург, Питер, 2005, 416 с.

[5] Норенков И.П., Кузьмик П.К. Информационная поддержка наукоемких изделий. CALS-технологии. Москва, Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002, 320 с.

[6] Баронов В.В., Калянов Г.Н., Попов Ю.Н., Титовский И.Н. Информационные технологии и управление предприятием. Москва, Компания АйТи, 2006, 328 с.

[7] Ингланд Р. Введение в реальный ITSM. Москва, Гаятри/Livebook, 2010, 132 с.

[8] Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. Москва, РИА «Стандарты и качество», 2004, 408 с.

[9] Luhn H.P. A Business Intelligence System. IBM Journal, October ,1958.

[10] Юрасов А.В. Основы электронной коммерции. Москва, Горячая линия-Телеком, 2008, 482 с.

[11] Садовская Т.Г., Дроговоз П. А., Дадонов В. А., Садовский Л.И., Куликов С.А. Бизнес-информатика и сетецентрические системы управления. Т.Г. Садовская, ред. Москва, Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2012.

[12] Дроговоз П.А., Куликов С.А. Сетецентрическое управление и корпоративная информационная политика в оборонно-промышленном комплексе. Москва, Пограничная академия ФСБ России, 2010, 96 с.

Статья поступила в редакцию 26.07.2013

Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом: Дроговоз П.А., Иванов П.Д. Перспективы развития бизнес-информатики как междисциплинарного подхода к управлению наукоемкими прмышлен-ными предприятиями. Инженерный журнал: наука и инновации, 2013, вып. 3. URL: http://engjournal.ru/catalog/indust/hidden/654.html

Дроговоз Павел Анатольевич — заведующий кафедрой предпринимательства и внешнеэкономической деятельности МГТУ им. Н.Э. Баумана, доктор экономических наук, профессор. Автор свыше 70 научных работ, в том числе 8 монографий в области теории и методологии управления стоимостью бизнеса, организационно-экономического анализа и проектирования бизнеса, военно-гражданской интеграции, бизнес-информатики. e-mail: [email protected]

Иванов Павел Дмитриевич — аспирант, ассистент кафедры предпринимательства и внешнеэкономической деятельности МГТУ им. Н.Э. Баумана. e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.