Научная статья на тему 'Подход к определению структурных элементов патентно-инновационной стратегии промышленного предприятия'

Подход к определению структурных элементов патентно-инновационной стратегии промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТЕНТНО-ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / БИЗНЕС-ЗНАНИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дроговоз Павел Анатольевич, Власова Вита Владимировна

Обоснована актуальность разработки патентно-инновационной стратегии для повышения конкурентоспособности высокотехнологичных промышленных предприятий. Предложены структура и основные элементы патентно-инновационной стратегии, рассмотрены основные механизмы их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дроговоз Павел Анатольевич, Власова Вита Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An approach to define structure elements of patent-innovation strategy of a high-tech industrial enterprise

The paper shows the importance of patent-innovation strategy development for enhancing the competitiveness of high-tech industrial enterprises. The structure and key elements ofpatent-innovation strategy are proposed, basic mechanisms of their implementation are described.

Текст научной работы на тему «Подход к определению структурных элементов патентно-инновационной стратегии промышленного предприятия»

УДК 338.242.2

Подход к определению структурных элементов патентно-инновационной стратегии высокотехнологичного промышленного предприятия

© П. А. Дроговоз, В.В. Власова МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Обоснована актуальность разработки патентно-инновационной стратегии для повышения конкурентоспособности высокотехнологичных промышленных предприятий. Предложены структура и основные элементы патентно-инновационной стратегии, рассмотрены основные механизмы их реализации.

Ключевые слова: патентно-инновационная стратегия, результаты интеллектуальной деятельности, бизнес-знания, интеллектуальная собственность, конкурентоспособность.

На современном этапе экономического развития происходит активная интеграция науки и производства, что приводит к формированию предприятий нового типа, основанных на использовании знаний, ноу-хау, результатов научных исследований и разработок для производства высокотехнологичной продукции. Новая ситуация, сложившаяся на мировом рынке высоких технологий, требует переосмысления и переоценки сложившихся приоритетов стратегического развития отечественных наукоемких предприятий. В условиях современной экономики особое значение приобретают возможности предприятия эффективно реализовывать технологические, маркетинговые и организационные инновации. Инновационная деятельность приобретает глобальный характер, она демонстрирует инвесторам грамотность капиталовложений в эффективные проекты, оказывает сильное влияние на интегральные показатели рыночной капитализации и общественной стоимости компании [1, 2].

Важность активизации инновационной деятельности отечественных наукоемких предприятий обусловлена необходимостью создания новых эффективных систем вооружения и военной техники для обеспечения национальной безопасности и обороноспособности, а также высококачественной гражданской продукции, способной выдержать конкуренцию на международном рынке. Анализ передового зарубежного опыта показывает, что важнейшими механизмами развития национальных инновационных систем являются военно-гражданская интеграция, государственно-частное партнерство и научно-образовательное сотрудничество [3, 4].

Инновационная активность предприятия — важнейший фактор повышения его конкурентоспособности в условиях международной

интеграции и глобализации [5]. Для развития отечественных наукоемких предприятий необходимо решить комплекс сложных и взаимосвязанных задач, направленных на разработку и продвижение собственной высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции на международные и российские рынки, что обеспечивается четкой ориентацией корпоративных бизнес-процессов на достижение конечных коммерческих результатов.

Одно из наиболее критичных проблем на пути инновационного развития отечественных наукоемких предприятий — недостаточно эффективная коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности. Для признания результатов интеллектуальной деятельности в России объектами коммерческой реализации необходимо разработать и обосновать новые цели и задачи в области научно-исследовательской, технической, технологической, изобретательской, финансово-экономической, бухгалтерской и охранной деятельности предприятий. Необходимо кардинально изменить роль, механизмы, способы и методы реализации разрабатываемых политик по указанным направлениям деятельности предприятия при формировании соответствующих стратегий.

В отличие от России экономики развитых стран мира уже выработали стратегии и технологии в области эффективного использования прав на результаты интеллектуальной деятельности, включая исключительные права, которые успешно ими реализуются в бизнесе [6]. Разработка, внедрение и использование объектов интеллектуальных прав в бизнес-процессах предприятия, их интеграция с другими достижениями параллельно развивающихся направлений использования технологий бизнес-знаний предоставляют мировым лидерам определенные конкурентные преимущества на товарных и интеллектуальных рынках.

Принимая во внимание национальные интересы и экономическую безопасность России, необходимо разработать государственную политику, направленную на проведение модернизации российской экономики, в основе которой должна лежать инновационная стратегия. Ее целями должны стать разработка и производство новых образцов российской наукоемкой и конкурентоспособной продукции, создание, освоение и внедрение современных высоких технологий, разработка и предоставление на базе достижений в области науки, техники, производства соответствующих услуг российских предприятий.

Решение основных стратегических задач в области патентно-инновационной деятельности [7] в настоящее время немыслимо без совершения вполне осознанных и обязательных наступательных действий со стороны формирующего их предприятия. Практика показывает, что на российских предприятиях, как и в государстве в целом, активных «наступательных» действий в части создания и использования результатов интеллектуальной деятельности в научно-технической и производственной среде особо не наблюдается.

Патентно-инновационную стратегию можно разделить на две составляющие — патентную и инновационную, которые в свою очередь делятся на несколько элементов (мероприятий) (см. рисунок).

Патентная составляющая включает следующие мероприятия.

• Мероприятия по патентному блокированию конкурентов на рынке. При реализации патентной составляющей стратегии необходимо разработать и использовать в практической плоскости технологии, способы и методы патентного блокирования продукции и научно-технических разработок конкурентов. Так, многие западные фирмы идут на покупку патентов, принадлежащих конкурентам, открывающих для них новые параллельные эффективные направления технического развития продукции и технологий, увеличивая этим влияние на рынке определенной продукции. Таким образом, критерием оценки выполнения данной задачи можно считать процент рынка (Я), «выигранный» при покупке патента конкурента.

• Мероприятия по упреждающему патентованию продукции предприятия. Важно, чтобы продвижение новой (совершенствованной, модернизированной) продукции предприятия на рынок начиналось не раньше момента завершения формирования портфеля исключительных прав предприятия. Необходимо отслеживать время (Т) между этими двумя событиями.

Мероприятия по оценке и оптимизации портфеля патентов предприятия. Не менее важной задачей является разработка способов и методов стоимостной оценки (V) портфеля исключительных прав (нематериальных активов) и привилегий предприятия, которые должны удовлетворять критерию равенства стоимости оцениваемого портфеля прав и привилегий предприятия денежному выражению потребительской стоимости его платежеспособной продукции, направляемой на рынок.

Мероприятия по защите результатов интеллектуальной деятельности. Необходимо разработать систему выбора защиты и охраны (К) создаваемой и продвигаемой на рынок продукции (услуг) предприятия с определением критериев и условий формирования портфеля исключительных прав и привилегий предприятия, а также способов реализации политики завоевания и расширения действующих рынков, включая создание новых секторов этого рынка. Результатом решения данной задачи является количество зарегистрированных и охраняемых результатов интеллектуальной деятельности на предприятии. Необходимо исключить случаи патентного блокирования со стороны конкурентов.

Инновационная составляющая стратегии по сути является достижением определенного уровня корпоративной культуры предприятия, включающим реализацию следующих мероприятий.

Мероприятия по внедрению систем менеджмента качества на предприятии. Необходимо создать условия для повышения уровня корпоративной культуры предприятия, разработать и внедрить бизнес-

процессы реинжиниринга и системы менеджмента качества (СМК) предприятия до уровня, способствующего разработке, функционированию и управлению бизнес-процессами создания и продвижения инновационных продуктов на товарные рынки. Оценку достижения таких условий (0 можно о пределить экспертным методом.

Структура и основные элементы патентно-инновационной стратегии промышленного предприятия

• Мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности предприятия. Наиболее важные задачи — повышение инвестиционной привлекательности бизнеса и деловой репутации предприятия (О), оптимизация финансовых потоков и минимизация издержек на научно-техническую деятельность, постоянное наращивание нематериальных активов во внеоборотных активах в целях увеличения доходов за счет монопольного владения правами на объекты интеллектуальной собственности предприятия. Эти задачи решаются на основе анализа деятельности предприятия по различным аспектам. Вследствие этого оценка их решения имеет множество критериев, в зависимости от специфики отрасли предприятия. Поэтому такой анализ проводится, как правило, экспертами.

• Мероприятия по обеспечению нормативно-правовой базы инновационной деятельности. Они включают разработку и совершен-

ствование нормативно-правового обеспечения (Ы) инновационной деятельности предприятия, совершенствование механизмов защиты интересов предприятия и стимулирования его авторов в инновационной сфере деятельности, повышение уровня мотивации творческой деятельности и улучшение условий жизни и труда работников предприятий. Практически все аспекты данной задачи регулируются различными специализированными организациями.

• Мероприятия по повышению квалификации руководства предприятия. Обучение и повышение уровня компетенции высшего и среднего руководящего звена, а также линейного управленческого персонала предприятия (С) в части создания (разработки), выявления (инвентаризации), оценки, учета и коммерциализации охраняемых и не охраняемых результатов интеллектуальной деятельности; разработка, формирование и внедрение технологий трансформации результатов интеллектуальной деятельности в нематериальные активы — все это неотъемлемая часть патентно-инновационной стратегии.

• Мероприятия по повышению эффективности взаимодействия бизнес-единиц предприятия. Необходимо обеспечить повышение эффективности взаимодействия между руководителями бизнес-единиц в вопросах создания и управления результатами интеллектуальной деятельности. Критерием достижения необходимого уровня взаимодействия служит комплексный показатель В, которой может включать различные характеристики работы между бизнес-единицами (срок передачи информации, ресурсов, ответ на запрос и пр.).

С учетом изложенного сформулируем количественный и качественный критерий, наличие которого позволяет предприятию с уверенностью заявить, что оно успешно освоило на практике инновационный подход: стоимостная оценка портфеля исключительных прав (нематериальных активов) и привилегий предприятия должна быть не меньше денежного выражения объема поступающей на рынок его продукции, обладающей платежеспособным спросом. Без разработки и внедрения на предприятии технологий патентного блокирования продукции и технических разработок конкурентов защита интересов предприятия на рынках товарной и интеллектуальной продукции становится крайне затруднительной.

Решение перечисленных задач позволяет использовать интеллектуальную собственность российских научных организаций и промышленных предприятий в качестве стратегического актива. Предложенные основные элементы патентно-инновационной стратегии помогут определить стратегические приоритеты в деятельности отечественных интегрированных научно-производственных структур, объединяющих разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции с целью обеспечения их конкурентоспособности в условиях современного международного рынка.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Садовская Т.Г., Дадонов В.А., Дроговоз П.А. Анализ бизнеса. Ч. 2: Финансово-хозяйственная деятельность наукоемкого предприятия. Т.Г. Садовская, ред. Москва, Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005, 328 с.

[2] Дроговоз П.А. Управление стоимостью инновационного промышленного предприятия. Т.Г. Садовская, ред. Москва, Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007, 240 с.

[3] Садовская Т.Г., Дроговоз П.А., Куликов С.А., Стрельцов А.С. Стратегическое управление процессами военно-гражданской интеграции высокотехнологичных предприятий в условиях глобализации экономики. Аудит и финансовый анализ, 2012, № 2, с. 325-344.

[4] Дроговоз П.А., Пасхина О.М. Национальные инновационные системы в машиностроении: зарубежный опыт. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Машиностроение, 2011, № 3, с. 45-59.

[5] Власова В.В. Стимулирование инновационной активности предприятия как инструмент повышения его конкурентоспособности. Студенческий научный вестник. Сб. докл. общеуниверситетской научно-технической конференции «Студенческая научная весна-2012», посвященной 165-летию Н.Е. Жуковского. Москва, 2-29 апреля 2012 г., т. XII, ч. 5, с.19-24.

[6] Свищев А.В. Проблемы формирования технологий бизнес-знаний современных фирм. Менеджмент в России и за рубежом, 2009, № 2, с. 7-11.

[7] Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. URL: http: regions.extech.ru/acts/rtf/strateg_2015.rtf

Статья поступила в редакцию 26.07.2013

Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом:

Дроговоз П.А., Власова В.В. Подход к определению структурных элементов патентно-инновационной стратегии высокотехнологичного промышленного предприятия. Инженерный журнал: наука и инновации, 2013, вып. 3. URL: http://engjournal.ru/catalog/indust/hidden/644.html

Дроговоз Павел Анатольевич — заведующий кафедрой предпринимательства и внешнеэкономической деятельности МГТУ им. Н.Э. Баумана, доктор экономических наук, профессор. Автор свыше 70 научных работ, в том числе 8 монографий в области теории и методологии управления стоимостью бизнеса, организационно-экономического анализа и проектирования бизнеса, военно-гражданской интеграции, бизнес-информатики. e-mail: [email protected]

Власова Вита Владимировна — студент магистратуры кафедры предпринимательства и внешнеэкономической деятельности МГТУ им. Н.Э. Баумана. Автор 6 научных работ в области стратегий повышения конкурентоспособности предприятия на основе инновационных подходов. e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.