Секция «Экономика и бизнес»
ветствующую поддержку предприятия в форме различных налоговых льгот. Решение о прямом финансировании государственного заказа принимается на основе расчета бюджетной эффективности. Основным показателем бюджетной эффективности проекта является бюджетный эффект, используемый для обоснования заложенных в проекте мер федеральной или региональной поддержки [5].
Бюджетный эффект осуществления проекта определяется как превышение доходов соответствующего бюджета над расходами в связи с осуществлением данного проекта.
При расчете бюджетной эффективности также определяется так называемый эффект замены. Возникновение эффекта замены связано с тем, что, приобретая у предприятия продукцию с лучшими по сравнению с продукцией аналогичного назначения характеристиками, государство получает определенные выгоды [4].
Если государство стремится закупить продукцию по минимальной цене, эффект замены для анализируемого предприятия будет максимальным. Эта экономия способствует повышению эффективности деятельности предприятия, дает возможность инвестировать средства в развитие производства [5].
Также одним из важнейших инструментов государственной поддержки предприятий являются налоговые льготы. Их использование дает возможность минимизировать отток денежных средств и приводит к экономии финансовых ресурсов предприятия. В России предусмотрен ряд льгот по налогообложению субъектов научно-технической и инновационной деятельности: 1) инвестиционный налоговый кредит; 2) льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС); 3) льготы по земельному налогу; 4) уменьшение налогооблагаемой базы на суммы затрат, связан-
ных с изобретательством и рационализаторством; 5) неналоговые направления.
Одной из мер государственной поддержки инвестиционной деятельности в книге Р. А. Фатхутдинова «Инновационный менеджмент» является Бюджет развития - расходы бюджета, обеспечивающие инвестиционную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Бюджет развития призван аккумулировать слабеющие инвестиционные потоки в экономику и поддерживать перспективные направления ее развития, на которые у государства не хватает средств [3].
В заключении хотелось бы сказать, что правительственная политика и законодательство могут значительно активизировать инновационные процессы, стимулировать организации различных форм собственности в различных отраслях и сферах, вкладывать средства в разработку инновационных продуктов, услуг и технологий.
Библиографические ссылки
1. Балабанов И. Т. Инновационный менеджмент. СПб. : Питер, 2010. 304с.
2. Инновационный менеджмент : учеб. пособие / под ред. Л. Н. Оголевой. М. : Инфра-М, 2009. 238 с.
3. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент : учеб. для вузов по эконом. и техн. спец. и напр. 4-е изд. СПб. : Питер, 2011. 397 с.
4. Государственная поддержка инновационной деятельности. [Электронный ресурс]. URL: http:// b ase.garant.ru/135919/5/.
5. Финансирование инновационной деятельности [Электронный ресурс]. URL: http://bibliofond.ru/view. aspx?id=47398.
© Башурова Е. С., Качурина В. В., 2013
УДК 338
П. П. Белоусова Научный руководитель - М. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф Решетнева, Красноярск
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВИАДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЯ В РОССИИ
Рассмотрены направления развития современного авиадвигателестроения в России, государственная поддержка данной отрасли, а также перспективы ее развития.
Современные авиадвигатели в гражданской авиации сделаны по аэрогидродинамическим и технологическим параметрам. Авиадвигатели сегодня уже перешагнули пятидесяти тонный рубеж тяги. По уровню напряжений и тепловому состоянию деталей авиадвигателям практически нет аналогов среди изделий в машиностроении. Поэтому для авиадвигателей ближайшего будущего намечено в основном количественное совершенствование. Добиться этого совсем не просто в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке авиатехники. Без опережающего научно-технического задела и достижений в области мате-
риаловедения, электроники и других отраслей науки, техники и новейших технологий - это просто не возможно [1].
Сегодня в мире только около двух десятков крупных научных центров разных стран и ряд ведущих двигателестроительных фирм создают такие научно-технические заделы по новым ключевым технологиям, узлам и демонстрационным двигателям. Именно это обеспечивает сокращение сроков и стоимости этапов разработки, сертификации и запуска в серийное производство - в 3-4 раза, число опытных двигателей сокращается до 8-12 [2].
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
Значительная роль здесь принадлежит информационным технологиям. Они позволили создать комплексные многодисциплинарные расчетные модели для исследования параметров течения рабочего газа, анализа теплового состояния конструкции и расчета ее напряженно-деформированного состояния, накопления повреждений и пр. Идет массовое внедрение технологий компьютерного конструирования и построения схем двигателя, его элементов и узлов. При этом наиболее трудным является описание процессов, в которых существенны эффекты нестационарности, турбулентности, химического реагирования, циклических нагрузок и колебаний. С нестационарностью и турбулентностью связаны проблемы шума и вредных выбросов, а именно их и не позволяют с достаточной точностью решать существующие в настоящее время программы. Пока еще не хватает интегральных математических моделей физических, газодинамических и акустических процессов. Качественные «прорывы» в гражданской авиации ближайшего времени связываются с продолжением работ над криогенными двигателями. Еще в 1988 г.. 15 апреля в воздух впервые поднялся самолет Ту-155. Это был первый в мире самолет на криогенном топливе [3].
С долговременной тенденцией и перестройкой энергетической системы согласуется переход на метан, как на менее богатый углеродом источник энергии XXI века [1].
Во многих странах продолжаются работы по двигателям, работающим на жидком водороде. Жидкий водород имеет ряд свойств, исключительно полезных для использования в качестве авиационного топлива. Это, прежде всего, высокая теплота сгорания и высокая экологическая чистота. Жидкий водород позволяет существенно улучшить летно-технические характеристики и создать двигатели для гиперзвуковых самолетов, а также комбинированные двигатели для воздушно-космических самолетов. Однако чрезвычайно высокая стоимость жидкого водорода в настоящее время, и сложности его длительного хранения пока исключают его коммерческое использование [2].
Также перспективой развития авиадвигателе-строения является попытка создания семейства двигателей нового поколения тягой 9-18 тонн, которое призвано стать «стержнем» консолидации крайне ограниченных отраслевых научно-конструкторских ресурсов. Выходными результатами проекта должны стать реализованные на единой технологической основе авиадвигатели для перспективных самолетов гражданской авиации семейства МС-21, самолета 88.1130, широкофюзеляжного ближнее- среднемагист-рального самолета, а также для российско-индийского самолета МТА. При этом синхронизированное осуществление проектов создания самолета МС-21 и семейства авиадвигателей тягой 9-18 тонн является главным фактором вхождения российской авиационной промышленности в полномасштабную конкурентную борьбу за мировой рынок авиатехники нового поколения [4].
Большое значение имеет государственная поддержка развития данной отрасли, которая определяет
ее перспективы на будущее. Механизмом поддержки отрасли остается федеральная целевая программа «Развитие гражданской авиационной техники России». И в текущей программе, и в готовящейся новой редакции на период до 2020 года предусмотрено адекватное финансирование перспективных разработок. При этом планируется, что особенностью новой редакции программы станет специальный раздел «Авиадвигателестроение». Это позволит эффективнее планировать и осуществлять долгосрочное финансирование прорывного двигателестроительного проекта и существенно оперативнее реагировать на вызовы рынка [3].
Второе направление по поддержке двигателе-строительной отрасли связано со стимулированием реализации инвестиционных программ предприятий. Министерство будет следовать политике поощрения инвестиционных программ технического перевооружения как путем прямого финансирования в рамках федеральных целевых программ, так и с использованием других механизмов, в том числе предоставления государственных гарантий, мер избирательной кредитной поддержки инвестиционных проектов в условиях кризиса.
Третьим направлением поддержки российского двигателестроения останется защита внутреннего рынка от экономически и технически неоправданного проникновения зарубежных двигателей при производстве отечественных самолетов. Предпринимаемые меры будут касаться, прежде всего, поощрения Министерством использования двигателей ПС-90А1 и А2 российскими авиастроителями как для внутрироссий-ских, так и для международных проектов [4].
Развитие авиадвигателестроения имеет большое значение для развития аэрокосмической отрасли в целом. Авиационная и космическая отрасли были и во многом останутся важным национальным достоянием, поставляющим высокие технологии в гражданский сектор производства. Для обеспечения развития отрасли авиадвигателестроения необходимо иметь профессионально подготовленный, надежный, лояльный и положительно мотивированный персонал. Для дальнейшего развития отрасли необходимо пристальное внимание и помощь со стороны государства. При разумном руководстве и верной маркетинговой политике данная отрасль имеет все возможности для дальнейшего развития.
Библиографические ссылки
1. Федеральное космическое агентство Роскосмос [Электронный ресурс]. URL: http://www federalspace. ru.
2. Ушаков Д. С. Авиа панорама. М. : Пресс, 2010. 48 с.
3. МинПромТорг России [Электронный ресурс]. URL: http://www.minpromtorg.gov.ru/.
4. Аникин А. М., Гаджинский А. М. Авиация и время : учебник. 20-е изд. М. : Дашков и К°, 2012. С. 206.
© Белоусова П. П., 2013