Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
сти». На международном уровне этому американскому стандарту соответствует стандарт учета 39 (IAS 39) «Финансовые инструменты», а так же международные стандарты финансовой отчетности 57 (IFR 57) «Финансовые инструменты», которые представляют собой наиболее адекватные учетные стандарты, разработанные для оценки справедливой ценности всемирным Комитетом по международным стандартам.
Международные стандарты аудита требуют от руководителей предприятия концентрации внимания на зонах повышенного риска. В оценки рисков много сложных и важных аспектов, одним из них является вопрос сбора и проверки очевидных фактов.
Принципиальными сферами, где при проведении оценки справедливой ценности можно встретить трудности, следующие: 1) факторы риска, подлежащие рассмотрению при идентификации и оценки рисков материальных «неточностей»; 2) решение относительно использования экспертов или специалистов, их занятости и изучения характера и качества их работы для целей аудита справедливой ценности; 3) оценка того, были ли наблюдаемые параметры максимизированы, а расчетные минимизированы; 4) оценка решения менеджмента изменить подход к оценке по причинам, которые он же сам объясняет, доказывая, что найдет более эффективный способ оценки справедливой ценности [2].
Однако на сегодняшний день в системе международных стандартов финансовой отчетности отсутствует унифицированная общепризнанная иерархия или система приоритетов, которую можно было бы применить к существующим измерителям справедливой ценности. Более того, довольно часто отдельные стандарты указывают на предпочтение в выборе измерителей справедливой ценности. Однако, в последнее время достигнут определенный прогресс в отношениях между Комитетом по международным стандартам учета и Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности. Таким образом, можно рассчитывать на то, что в обозримом будущем стандарты по учету и оценки справедливой ценности достигнут некоторой гармонии и будут совместимы друг с другом.
Библиографические ссылки
1. Управление финансами наукоемких предприятий : учебник / Е. В. Соколов, К. Д. Гайворонская, А. В. Пилюгина и др. М. : Изд-во МГУ им. Н. Э. Баумана, 2008. 523 с.
2. Корпоративный финансовый менеджмент : учеб. практ. пособие /М. А. Лимитоский, Е. Н. Лобанова, В. Б. Минасян, В. П. Паламарчук. М. : Юрайт, 2012. 990 с.
© Бахмарева К. К., 2013
УДК 658
Е. С. Башурова, В. В. Качурина Научный руководитель - Н. В. Бахмарева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА НАУКОЕМКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ УВЕЛИЧЕНИЯ ИХ СТОИМОСТИ
Предлагается использовать инструменты государственного финансирования для увеличения инновационного потенциала наукоемкого предприятия.
В условиях современной рыночной экономики инновационная деятельность является основой успешного и быстрого развития для каждого предприятия. При этом под инновациями понимают эффективное средство конкурентной борьбы, которое ведёт к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних [2].
Инновационная деятельность предприятия в тоже время определяется как разработка и реализация научно-технических достижений, создание новой конкурентоспособной продукции и ее производство на уровне новейшей техники и технологии в целях максимизации прибыли.
В России система финансирования инновационной деятельности состоит из двух основных видов источников инвестиций: 1) государственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, государственные заимствования и т.д.); 2) инвестиционные (частные) [1].
Государственное финансирование инновационной деятельности может осуществляться из бюджетных и внебюджетных фондов финансирования научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок. Среди бюджетных фондов выделяют Федеральный фонд производственных инноваций, Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере. Среди внебюджетных фондов наиболее значимым является Российский Фонд Технологического Развития Министерства Науки и Технологий РФ.
Государственная поддержка предприятий также охватывает, размещение на предприятии государственного заказа, прямое финансирование из федерального бюджета, налоговые льготы, предоставляемые в рамках инновационной деятельности и программ технического перевооружения производства.
Производство продукции в рамках государственного заказа предполагает не только выделение финансовых ресурсов из федерального бюджета, но и соот-
Секция «Экономика и бизнес»
ветствующую поддержку предприятия в форме различных налоговых льгот. Решение о прямом финансировании государственного заказа принимается на основе расчета бюджетной эффективности. Основным показателем бюджетной эффективности проекта является бюджетный эффект, используемый для обоснования заложенных в проекте мер федеральной или региональной поддержки [5].
Бюджетный эффект осуществления проекта определяется как превышение доходов соответствующего бюджета над расходами в связи с осуществлением данного проекта.
При расчете бюджетной эффективности также определяется так называемый эффект замены. Возникновение эффекта замены связано с тем, что, приобретая у предприятия продукцию с лучшими по сравнению с продукцией аналогичного назначения характеристиками, государство получает определенные выгоды [4].
Если государство стремится закупить продукцию по минимальной цене, эффект замены для анализируемого предприятия будет максимальным. Эта экономия способствует повышению эффективности деятельности предприятия, дает возможность инвестировать средства в развитие производства [5].
Также одним из важнейших инструментов государственной поддержки предприятий являются налоговые льготы. Их использование дает возможность минимизировать отток денежных средств и приводит к экономии финансовых ресурсов предприятия. В России предусмотрен ряд льгот по налогообложению субъектов научно-технической и инновационной деятельности: 1) инвестиционный налоговый кредит; 2) льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС); 3) льготы по земельному налогу; 4) уменьшение налогооблагаемой базы на суммы затрат, связан-
ных с изобретательством и рационализаторством; 5) неналоговые направления.
Одной из мер государственной поддержки инвестиционной деятельности в книге Р. А. Фатхутдинова «Инновационный менеджмент» является Бюджет развития - расходы бюджета, обеспечивающие инвестиционную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Бюджет развития призван аккумулировать слабеющие инвестиционные потоки в экономику и поддерживать перспективные направления ее развития, на которые у государства не хватает средств [3].
В заключении хотелось бы сказать, что правительственная политика и законодательство могут значительно активизировать инновационные процессы, стимулировать организации различных форм собственности в различных отраслях и сферах, вкладывать средства в разработку инновационных продуктов, услуг и технологий.
Библиографические ссылки
1. Балабанов И. Т. Инновационный менеджмент. СПб. : Питер, 2010. 304с.
2. Инновационный менеджмент : учеб. пособие / под ред. Л. Н. Оголевой. М. : Инфра-М, 2009. 238 с.
3. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент : учеб. для вузов по эконом. и техн. спец. и напр. 4-е изд. СПб. : Питер, 2011. 397 с.
4. Государственная поддержка инновационной деятельности. [Электронный ресурс]. URL: http:// b ase.garant.ru/135919/5/.
5. Финансирование инновационной деятельности [Электронный ресурс]. URL: http://bibliofond.ru/view. aspx?id=47398.
© Башурова Е. С., Качурина В. В., 2013
УДК 338
П. П. Белоусова Научный руководитель - М. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф Решетнева, Красноярск
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВИАДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЯ В РОССИИ
Рассмотрены направления развития современного авиадвигателестроения в России, государственная поддержка данной отрасли, а также перспективы ее развития.
Современные авиадвигатели в гражданской авиации сделаны по аэрогидродинамическим и технологическим параметрам. Авиадвигатели сегодня уже перешагнули пятидесяти тонный рубеж тяги. По уровню напряжений и тепловому состоянию деталей авиадвигателям практически нет аналогов среди изделий в машиностроении. Поэтому для авиадвигателей ближайшего будущего намечено в основном количественное совершенствование. Добиться этого совсем не просто в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке авиатехники. Без опережающего научно-технического задела и достижений в области мате-
риаловедения, электроники и других отраслей науки, техники и новейших технологий - это просто не возможно [1].
Сегодня в мире только около двух десятков крупных научных центров разных стран и ряд ведущих двигателестроительных фирм создают такие научно-технические заделы по новым ключевым технологиям, узлам и демонстрационным двигателям. Именно это обеспечивает сокращение сроков и стоимости этапов разработки, сертификации и запуска в серийное производство - в 3-4 раза, число опытных двигателей сокращается до 8-12 [2].