УДК 339.92
ПЕРСПЕКТИВЫ РАСШИРЕНИЯ РОССИЙСКОГО УЧАСТИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ БАНКОВ РАЗВИТИЯ
Б.Х. АЛИЕВ,
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой налогов и денежного обращения
E-mail: [email protected] Д.А. БАММАТОВ, аспирант кафедры налогов и денежного обращения
E-mail: [email protected] Дагестанский государственный университет
В статье рассматриваются перспективы расширения российского участия в деятельности региональных банков развития. Выявлены экономические выгоды, которые могут быть получены Россией после вступления в Межамериканский, Азиатский и Африканский банки развития. Кратко рассмотрен текущий переговорный процесс по поводу вступления России в эти международные организации.
Наиболее успешным является сотрудничество России с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), что неудивительно: это учреждение занимает ведущее положение среди других международных финансовых организаций в таких важных для РФ областях, как корпоративное управление, развитие малого и среднего бизнеса, муниципальные финансы и др.
Предоставление кредитов ЕБРР повысило степень доверия к России со стороны зарубежных финансовых институтов и частных иностранных инвесторов, создало более благоприятные условия для инвестирования в отечественную экономику. Техническое же содействие ЕБРР доказало свою эффективность в качестве инструмента поддержки реформ.
Участие России в деятельности других региональных банков развития дает пока слабый экономический эффект для отечественной экономики. Авторы изучают причины этого.
Одним из перспективных направлений внешней политики России в плане экономического сотрудничества с развивающимися странами может стать участие в Азиатском, Африканском и Межамериканском банках развития.
Авторы подробно рассматривают условия и возможности для этого.
Однако налаживание взаимодействия в новом формате — процесс медленный и непростой. В статье сделана попытка объяснить трудности этого процесса и факторы, способствующие его развитию.
Определены задачи, решение которых будет содействовать сотрудничеству России с международными финансовыми организациями.
Ключевые слова: региональный банк развития, Европейский банк реконструкции и развития, Межамериканский банк развития, Азиатский банк развития, Африканский банк развития, Азиатско-Тихоокеанский регион, экономическое сотрудничество
Как известно, Россия не заимствует у всех региональных банков развития, членом которых она является. Наиболее успешным является сотрудничество с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), предоставляющим кредиты и осуществляющим техническое содействие предприятиям различных форм собственности, что делает его одним из основных международных финансовых инвесторов в России.
Объемы сделок1 нашей страны с этим банком существенны и составили 24 759 млн евро
1 Объем сделок — объем ассигнований, выделенных банком в отчетном году для финансирования инвестиционных операций, в том числе реструктурированных, за вычетом аннулированных или реализованных ассигнований в том же году.
за 1991-2013 гг. [5]. Это неудивительно с учетом того, что ЕБРР занимает ведущее положение среди других международных финансовых организаций в таких важных областях, как корпоративное управление, развитие малого и среднего бизнеса, муниципальные финансы и др.
Более чем двадцатилетний опыт отношений России с ЕБРР в целом свидетельствует о положительном эффекте сотрудничества с этой финансовой организацией. Для нашей страны Европейский банк реконструкции и развития был и остается интересным прежде всего тем, что он является уникальным источником капитала для развития частного сектора. Благодаря этой деятельности Россия открыла доступ к другим внешним финансовым ресурсам, так как предоставление кредитов ЕБРР повысило степень доверия к нашей стране со стороны зарубежных финансовых институтов и частных инвесторов, создало более благоприятные условия для инвестирования в отечественную экономику.
Техническое же содействие Европейского банка реконструкции и развития доказало свою эффективность в качестве инструмента поддержки реформ. Так, положительное влияние банк оказал на создание новой нормативно-правовой базы, осуществление институциональных и структурных реформ, хотя не все рекомендации были учтены и могли быть применены в российских условиях.
Сотрудничество с ЕБРР также способствовало ознакомлению с позитивным международным опытом в различных сферах, внедрению современных экономических и управленческих технологий, повышению профессионализма широкого круга российских специалистов.
В частности, Европейский банк реконструкции и развития осуществляет техническую поддержку малому бизнесу через Фонд поддержки малого бизнеса ЕБРР, который работает с 18 банками-партнерами, большинство из которых имеют различный опыт в кредитовании микро- и малых предприятий (ММП).
Чтобы стать партнером фонда, банк-заявитель должен иметь стабильное финансовое положение и стратегию, четко направленную на обслуживание ММП. При отборе потенциального банка-партнера ЕБРР совместно с консультантами фонда проводят детальный анализ финансового состояния претендента, его кредитного портфеля, близости к целевой
группе, мотивов и возможностей для кредитования ММП.
Если банк удовлетворяет перечисленным условиям и получает кредитные ресурсы для финансирования ММП, он может воспользоваться пакетом услуг в рамках технической помощи. В кредитном соглашении детально оговаривается порядок реализации кредитной программы в банке, а также порядок использования выделенных кредитных средств.
Техническая помощь используется для развития инфраструктуры кредитных операций ММП на уровне головного офиса и филиалов, а также для внедрения адекватной кредитной технологии. Эти меры обеспечивают высокий уровень эффективности, который также достигается за счет оптимизации кредитного цикла и снятия бюрократических барьеров [9].
В марте нынешнего года Европейский банк реконструкции и развития совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации запустил новую программу поддержки малого бизнеса. Проект направлен на предоставление предприятиям доступа к бизнес-консультациям и ноу-хау международных отраслевых экспертов, развитие профессиональных управленческих навыков на уровне топ-менеджмента и повышение компетенций владельцев и ключевых специалистов предприятий.
Для решения этих задач будут привлекаться местные профессиональные консультанты и международные эксперты, стоимость услуг которых программа частично компенсирует.
Пример успешного взаимодействия в рамках программы по оказанию помощи в получении консалтинговых услуг — донская компания по производству хлебцев. ЗАО «Молодец» получило консалтинговые услуги бизнес-консультанта, аккредитованного при ЕБРР. По признанию всех участников процесса, совместными усилиями удалось решить ряд важнейших стратегических задач, которые призваны вывести компанию на новый уровень.
Новая программа будет работать в Южном, Северо-Кавказском, Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, и за три года планируется оказать помощь 420 субъектам предпринимательства, включая 110 малых и средних предприятий ЮФО и СКФО [4].
Европейский банк реконструкции и развития планирует также выдать российским частным
банкам до 500 млн евро под гарантии Внешэкономбанка (ВЭБа) для кредитования малого и среднего бизнеса. Первыми кредиты получат Банк «Центр-инвест» и Поволжский немецкий банк (WDB-банк). ЕБРР рассчитывает, что данное решение увеличит эффективность усилий по укреплению позиций малого и среднего бизнеса в России [3].
Участие России в деятельности других региональных банков развития дает пока слабый экономический эффект для отечественной экономики. Только от Черноморского банка торговли и развития (ЧБТР) Россия получает небольшие суммы кредитов в основном на финансирование внешней торговли, поддержку малого и среднего бизнеса. Однако объем освоенных финансовых средств ЧБТР в 2013 г. составил чуть менее 180 млн евро [10] против объема сделок на 1 816 млн евро [5] с ЕБРР за тот же год.
Россия также имеет значительные доли в акционерных капиталах Международного банка экономического сотрудничества и Международного инвестиционного банка, в результате чего несет определенные потери от невозможности использования средств, предоставленных этим банкам (а также потенциально от тех средств, которые могут быть запрошены) на другие цели.
Экономическая эффективность участия России в этих банках может рассматриваться лишь в аспекте потенциальной выгоды в будущем. Возможен также пересмотр государственной политики в отношении этих банков для экономии средств, расходуемых на такое участие. Нашей стране следует стремиться к расширению своего участия в деятельности других региональных банков развития.
Одним из перспективных направлений политики России по экономическому сотрудничеству с развивающимися странами может стать ее участие в Азиатском, Африканском и Межамериканском банках развития. С учетом динамично развивающихся отношений с развивающимися странами реализация этого аспекта не только будет способствовать продвижению российского экспорта в страны Азии, Африки и Латинской Америки, но и позволит укрепить долгосрочные политико-стратегические интересы РФ в развивающихся странах, расширить возможности участия в реформировании международных финансовых отношений [2].
В 2007 г., выступая в Сеуле на встрече министров иностранных дел в рамках диалога о сотрудничестве в Азии, Сергей Лавров заявил о стремлении
Москвы вступить в Азиатский банк развития (АзБР) на правах регионального донора. АзБР может стать оптимальным инструментом усиления влияния России в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) с учетом того, что контроль США и Японией за 24% акций банка давно перестал соответствовать интересам динамично развивающихся экономик развивающихся стран Азии.
«Страны — локомотивы АТР заинтересованы в том, чтобы АзБР стал действительно азиатским и по-настоящему способствовал развитию. Для этого им необходимо разбавить американское влияние на дела банка, создав в АзБР новый центр силы», — заметил эксперт британского New Economics Foundation Дэвид Вудворт [11]. Российские деньги могут оказаться для этой цели весьма кстати.
Что касается выгод для России, то, вступив в АзБР и получив голосующие акции, она сможет не только давать, но и брать кредиты. В частности, с помощью банка можно выполнить программы по развитию российского Дальнего Востока. АзБР может стать в перспективе инструментом приращения капитала РФ в Азии и, как следствие, восстановления российского влияния в АТР.
В торговом сотрудничестве России со странами Азиатского региона, на который приходится около 20% объема российского экспорта в дальнее зарубежье, наблюдается увеличение потребности в энергоносителях, минеральном сырье, металлах и других товарах, что обусловлено динамичным развитием экономики этих стран.
Вместе с тем приток иностранных инвестиций в Китай, Монголию и влияние развитых стран на развитие машиностроительных отраслей в этом регионе (автомобиле-, радиоприборостроения и электроники) привело к снижению доли российского экспорта машин и оборудования в эти страны.
Наиболее стабильными статьями российского экспорта в Азию являются поставки энергетического и электротехнического оборудования, авиатехники, судового оборудования. Увеличение их потребности в развитии производственной инфраструктуры, энергетики, с одной стороны, и кредиты АзБР странам региона на реализацию проектов в этих областях, с другой стороны, открывают перед Россией перспективы участия в тендерах на поставку энергетического и строительного оборудования по проектам, кредитуемым этим банком. Это может содействовать действующему двустороннему сотрудничеству.
Однако охлаждение российско-американских отношений в связи с событиями на Украине, выражавшееся до сих пор в грозной риторике, может найти конкретное подтверждение в вопросе присоединения России к проектам АзБР. Экономические санкции США могут выразиться в том числе и в приостановлении этого процесса. Япония долго обещала определиться по этому поводу, как только это сделают другие акционеры. Теперь, когда Вашингтон поменяет свою позицию, у обеих стран появится возможность блокировать вступление России в эту международную организацию.
Что же касается ваимоотношений России с Межамериканским банком развития (МаБР), то они могут стимулировать экономическое развитие российских предприятий, сотрудничающих с латиноамериканскими фирмами десятки лет.
Несмотря на успешные переговоры России о вхождении в организацию МаБР, в 2009 г. этот процесс был приостановлен до прохождения экономического кризиса.
«После проведения анализа реальной отдачи, которую мы можем получить, вступив в банк (МаБР), было принято решение на данном этапе нецелесообразным торопить переговорный процесс», — отметил А. Бокарев, заместитель руководителя долгового департамента Министерства финансов РФ. Согласно заявлению чиновника, «заинтересованность вступления РФ в состав Азиатского банка развития «на порядок выше», так как в нем участвуют практически все страны Центральной Азии, то есть те страны, где Россия была бы заинтересована в реализации проектов» [6, 8].
Развитие торговых и партнерских отношений со странами Африки способствует вступлению России и в Африканский банк развития (АфБР).
После распада Советского Союза наметилось ослабление связей РФ с африканскими странами, потеря ею многих политических позиций, уход с этих рынков. Российское общество, сконцентрированное на решении своих внутренних проблем, не проявляло к африканскому континенту существенного интереса.
Однако на рубеже тысячелетия, после улучшения ситуации в России, картина начала меняться — интенсифицировался политический диалог РФ с африканскими странами, был дан импульс к расширению экономического сотрудничества. Начали осуществляться успешные пилотные проекты
российского бизнеса, был заключен ряд торгово-экономических межгосударственных соглашений.
Налаживание взаимодействия в новом формате — процесс медленный и непростой. Он проходит в обстановке острой конкурентной борьбы с другими державами, имеющими свои экономические и политические интересы в Африке. В частности, в настоящее время наблюдается настоящий бум китайской экспансии [7]. В связи с этим возникает объективная необходимость расширения влияния России на Африку через долю в капитале Африканского банка развития.
Расширение участия России в деятельности региональных финансовых институтов не только открывает более широкие возможности для получения ресурсов, но и является положительным сигналом для других инвесторов. Кроме того, такое участие способствует ускорению интеграции экономики в международное разделение труда, укрепляет позиции РФ в мировой финансовой системе, что дает определенные политические преимущества.
Государственная политика сотрудничества России с международными финансовыми организациями на современном этапе должна быть ориентирована не на минимизацию заимствований, а на эффективное использование возможностей и преимуществ, которое предоставляет членство в этом сообществе, ведь сотрудничество с ним заключается не только в получении займов для финансирования некоторых программ и проектов внутреннего значения, но и в комплексе взаимодополняющих функций, нацеленных на реализацию национальных интересов в мировой экономике и политике.
Сделать предварительный анализ издержек и выгод от вступления России в региональные финансовые организации развития довольно сложно, так как экономические издержки не всегда соизмеримы с политическими выгодами, и наоборот. Однако перед вступлением можно определить программу действий. Выявлению соотношения затрат и выгод на этом пути поможет решение следующих задач:
• предварительное согласование интересов государства и частного бизнеса;
• выявление заинтересованных сторон и выработка согласованной позиции;
• выработка порядка действий и выбор даты целесообразного вступления.
Если основываться на опыте нерегиональных членов региональных банков развития,
I этап (до 10 лет после вступления) II этап (до 15 лет после вступления) III этап (до 20 лет после вступления) IV этап
Предотвращение ослабления российских позиций на рынках развивающихся стран и незначительное расширение экспорта (расширение, обусловленное только вступлением в организации) Ускорение темпов формирования условий, содействующих увеличению объемов и диверсификации экспортных поставок Значительное увеличение среднегодовых объемов экспортных поставок в развивающиеся страны Создание устойчивой политической, институциональной и материальной базы сотрудничества с развивающимися странами
Условная оценка перспектив от расширения российского участия в деятельности региональных банков развития
можно провести условную оценку возмещения издержек государства от вступления в АзБР, МаБР и АфБР путем сопоставления этих трат с общими поступлениями от дополнительного экспорта в развивающиеся страны, составляющими 15-20% от объема дополнительных поставок (см. рисунок).
В перспективе отношения с региональными банками развития могут стать для развивающихся стран более выгодными по сравнению с участием в Международном валютном фонде или Международном банке реконструкции и развития. Поэтому для России важно выработать четкую стратегию участия в деятельности этих международных финансовых организаций и построить такую структуру заимствований средств, которая отражала бы реализацию национальных интересов и соответствовала основным направлениям социально-экономического развития страны.
Список литературы
1. Алиев Б.Х., Рабаданова Д.А. Оценка состояния банковской системы РД и ее роль в решении задач экономического развития // Финансы и кредит. 2010. № 32. С. 16-23.
2. Алиев Г.Х., Бамматов Д.А. Интересы и перспективы участия России в деятельности региональных банков развития // Управление экономическими системами. 2013. № 8. URL:
http://www.uecs.ru/index.php?id=2289&option=com_ flexicontent&view=items.
3. ЕБРР выделит РФ 500 млн евро на кредитование малого и среднего бизнеса. URL: http://top. rbc.ru/economics/01/06/2013/860195.shtml.
4. ЕБРР открыл новую программу поддержки малого бизнеса. URL: http://www.allmedia.ru/news-item.asp?id=940993.
5. Европейский банк реконструкции и развития. Годовой отчет за 2013 г: годовой объем сделок ЕБРР за 2013 г. URL: http://www.ebrd.com/russian/down-loads/research/annual/fr13rb.pdf.
6. Россия и Африка развивают сотрудничество. URL: http://trade.ecoaccord.org/bridges/0210/11 .htm.
7. РФ не будет активизировать переговоры по участию в МАБР. URL: http://bankir.ru/novosti/s/rf-v-ysloviyah-krizisa-ne-bydet-aktivizirovat-peregovori-o-vstyplenii-v-mabr-2125519/.
8. Стать партнером. URL: http://www.ebrd-rsbf.ru/ index.php/ru/partner-institutions/becoming-a-partner.
9. Black Sea Trade and Development Bank. Financial Statements for the Year Ended 31 December 2013. Together with Auditor's Report. URL: http://www.bstdb. org/about-us/financial-management/financial-state-ments/Annual_Financial_Statements_for_2013 .pdf.
10. Россия готова вложиться в Азию через Азиатский банк развития. URL: http://bankir.ru/novosti/s/ rossiya-gotova-vlojitsya-v-aziu-cherez-aziatskii-bank-razvitiya-1085251.
Finance and credit Issues on economics
ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)
THE PROSPECTS FOR INCREASING RUSSIAN PARTICIPATION IN THE ACTIVITIES OF REGIONAL DEVELOPMENT BANKS
Basir Kh. ALIEV, Daniyal A. BAMMATOV
Abstract
The article discusses the prospects of expanding Russian participation in the activities of regional development banks. The authors identify possible economic benefits of Russia after joining the Inter-American, Asian and African Development banks. The article provides a brief examination of the current negotiations about Russia's accession to these international organizations. The most successful one is the cooperation of Russia with the European Bank for Reconstruction and Development (EBRD). It is not surprising: the Bank has the leading position among the other international financial organizations in such important for the Russian Federation areas as corporate governance, SME development, municipal finance and others. The EBRD loans have increased the degree of confidence in Russia on the part of foreign financial institutions and private foreign investors. Now, there are more favorable conditions for investment in the domestic economy. Technical assistance of the EBRD has proved to be effective as a tool to support the reforms. Russia's participation in the activities of other regional development banks still produces weak economic effect on the domestic economy. The authors examine the reasons of the situation. One of the perspective areas of Russia's foreign policy in terms of economic cooperation with developing countries can be Russia's involvement in the Asian, African and Inter-American Development Banks. The authors consider in detail the conditions and possibilities for this involvement. However, building relationships in the new format is a slow and difficult process. The authors make an attempt to explain the difficulties of the process and the factors contributing to its development. The study identifies the tasks, the solution of which will promote Russia's cooperation with international financial organizations.
Keywords: regional development bank, European Bank for Reconstruction and Development, Inter-American Development Bank, Asian Development
Bank, African Development Bank, Asia-Pacific region, economic cooperation
References
1. Aliev B.Kh., Rabadanova D.A. Otsenka sos-toyaniya bankovskoi sistemy RD i ee rol' v reshenii zadach ekonomicheskogo razvitiya [Assessing the state of the banking system of the Republic of Dagestan and its role in solving the problems of economic development]. Finansy i kredit — Finance and credit, 2010, no. 32,pp.16-23.
2. Aliev G.Kh., Bammatov D.A. [The Interests and Prospects of Russia's Participation in the Regional Development Banks Activity]. Upravlenie ekonomicheski-mi sistemami, 2013, no. 8. (In Russ.) Available at: http: //www. uecs. ru/index.php ?id=2289&option=com_ flexicontent&view=items.
3. EBRR vydelit RF 500 mln evro na kreditovanie malogo i srednego biznesa [EBRD will allocate €500 million to Russia for small and medium business lending]. Available at: http://top.rbc.ru/econom-ics/01/06/2013/860195.shtml. (In Russ.)
4. EBRR otkryl novuyu programmu podderzhki malogo biznesa [The EBRD started a new program of support to small business]. Available at: http://www. allmedia.ru/newsitem.asp?id=940993. (In Russ.)
5. Evropeiskii bank rekonstruktsii i razvitiya. Go-dovoi otchet za 2013 g.: godovoi ob"em sdelok EBRR za 2013 g [European Bank for Reconstruction and Development. Annual report for 2013: EBRD annual business volume for 2013]. Available at: http://www. ebrd.com/russian/downloads/research/annual/fr13rb. pdf. (In Russ.)
6. Rossiya i Afrika razvivayut sotrudnichestvo [Russia and Africa develop cooperation]. Available at: http://trade.ecoaccord.org/bridges/0210/11.htm. (In Russ.)
7. RF ne budet aktivizirovat' peregovory po uchastiyu v MABR [The Russian Federation will not activate negotiations on participation in the
Inter-American Development Bank]. Available at: http://bankir.ru/novosti/s/rf-v-ysloviyah-krizisa-ne-bydet-aktivizirovat-peregovori-o-vstyplenii-v-mabr-2125519. (In Russ.)
8. Stat' partnerom [To become a partner]. Available at: http://www.ebrd-rsbf.ru/index.php/ru/partner-insti-tutions/becoming-a-partner. (In Russ.)
9. The Black Sea Trade and Development Bank. Financial Statements for the Year Ended 31 December 2013. Together with Auditor's Report. Available at: http://www.bstdb.org/about-us/financial-manage-ment/financial-statements/Annual_Financial_State-ments_for_2013.pdf.
10. Rossiya gotova vlozhit'sya v Aziyu cherez Aziatskii bank razvitiya [Russia is ready to invest in Asia through the Asian Development Bank]. Available
at: http://bankir.ru/novosti/s/rossiya-gotova-vlojit-sya-v-aziu-cherez-aziatskii-bank-razvitiya-1085251. (In Russ.)
Basir Kh. ALIEV
Dagestan State University, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russian Federation [email protected]
Daniyal A. BAMMATOV
Dagestan State University, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russian Federation [email protected]
-41 (617) - 2014-
Финансы и кредит Finance and credit