В частности, принцип субсидиарности позволяет решить проблему переизбытка в регионе специалистов с высшим образованием при дефиците кадров с начальным профессиональным и средним профессиональным образованием. Принцип устойчивости Данный принцип предполагает, что при изменении внешней и внутренней среды образовательной сферы система управления инновациями в образовании не должна претерпевать коренных изменений. Устойчивость определяется, прежде всего, качеством стратегических планов и оперативностью управления, адаптивностью системы управления, прежде всего к изменениям во внешней среде.
Принцип креативности Принцип креативности подразумевает создание принципиально новых интеллектуальных и творческих продуктов, организационных структур, творческий подход к решению поставленных перед образовательной системой задач, формирование условий для инновационной активности участников образовательной системы.
Исследование принципов и тенденций инновационных изменений в реги-
ональных системах профессионального образования позволяет подходить к разработке управленческих решений с научных позиций, что существенно повышает качество государственного и муниципального управления образовательными системами.
Литература:
1. Мухаметзянова Г.В. Профессиональное образование как фактор развития инновационной экономики / Г.В. Мухаметзянова // Известия Российской академии образования. 2009. № 4. С. 68-77.
2. Кирилова Г.И. Принципы информа-ционно-средового подхода к модернизации профессионального образования / Г.И. Кирилова // Казанский педагогический журнал. 2008. № 8. С. 54-60.
3. Читалин Н. Проблема обновления содержания и технологий высшего технического образования/ Н. Читалин, А. Чугу-нов, Е. Матухин // Высшее образование в России. 2008. № 7. С. 30-35.
4. Щербаков B.C. Инновационные процессы в современной системе профессионального образования / В.С. Щербаков // Казанский педагогический журнал. 2008. № 8. С. 61-68.
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ
В ВУЗЕ
А.М. Воронов, О.Е. Теселкина
В статье рассматриваются современные ориентиры совершенствования профессионального педагогического образования специалистов по физической культуре. Важнейшей задачей обучения будущего учителя физической культуры в вузе является формирование у него культуры здорового образа жизни. Актуали-
зируется необходимость опоры на синергетические закономерности в организации физического воспитания студентов.
Ключевые слова: профессиональное педагогическое образование, профессиональное развитие, физическая культура, здоровье, здоровый образ жизни, образовательный процесс в вузе
Perspectives of the professional development of future teachers of physical culture in the educational process at high school. The article deals with the modern orientations of modernization of professional pedagogical education оf physical culture teachers. One of the major aims of training of future teachers of physical culture in high school is creation the culture of a healthy way of life among future teachers. The necessity of its support on the synergetic laws in the organization of physical training of students is actualized.
Key words: professional pedagogical education, professional development, physical culture, health, healthy mode of life, educational process at high school
Перспективы развития российского образования требуют изменений в подготовке будущих учителей физической культуры в системе высшего педагогического образования. В период обучения в вузе происходит освоение основных профессиональных ценностей и смыслов, формируется личностная потребность в самосовершенствовании, способности принимать решения, нести ответственность, развивать профессиональные умения и качества.
В изучении цикла социально-гуманитарных дисциплин физическая культура рассматривается как сложный многомерный феномен, опирающийся на многие основания, среди которых важнейшие - аксиологические, синергетические, антропологические, валеологические и др. Культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-
ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.
Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение периода обучения, физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство [1].
Приведем некоторые положения из стенографического отчёта о совместном заседании президиума Государственного совета и Совета при Президенте по развитию физкультуры и спорта (от 14 октября 2008 года), определяющим стратегические направления развития физической культуры: «Коренной модернизации требует система физического воспитания в образовательных учреждениях. По статистике, 80 процентов наших школьников ведут малоподвижный образ жизни:
сидят или в классах, или потом продолжают сидеть дома у компьютеров. Они, к сожалению, не вполне обеспечены всеми этими возможностями, мало посещают спортивные секции, даже если они есть. Зачастую в ряде школ, не везде, конечно, так, но в ряде школ уроки физкультуры проходят совершенно «для галочки», то есть не так, как они сегодня должны идти».
Именно здоровье является универсальной ценностью, оно отражает состояние физического, социального и духовного благополучия, как отдельного человека, так и всего общества. Это капитал, без которого человек не может полноценно участвовать в какой-либо деятельности, в том числе и культурной. В связи с этим и были поддержаны инновационные социальные проекты правительства, способствующие формированию навыков здорового образа жизни. Социальная важность и необходимость решения проблемы укрепления здоровья учащихся в процессе обучения и воспитания вытекает из стратегии устойчивого развития России и ее государственной образовательной политики. Современная педагогика призвана найти такие пути построения образовательного процесса, которые имеют в своей основе главное - сохранение ребенка, который приходит в школу не только готовиться к жизни: он уже живет и имеет право быть здоровым. Становление человека проходит через главную ось его восхождения к своей индивидуальности - здоровье.
Психологический анализ понятия «здоровая личность», т.е. наиболее жизнеспособная (З.Фрейд, К.Юнг, А.Адлер, Э.Фромм и др.) показывает необходимость одновременного развития противоположных качеств личности, например: способность к кооперации
и автономии, сотрудничеству и конкуренции, индивидуализации и социализации, устойчивости и мобильности, акмедвижению - самосохранению, альтруизму и здоровому эгоизму, активности и чувству «меры». Способность человека сохранять динамическое равновесие между дуальными качествами личности характеризует направление синергетического развития.
По мнению М.В. Дмитриевской, самоорганизующимся системам, к которым можно отнести и личность ученика, нерационально навязывать внешние схемы поведения, произвольно проектировать маршрут их развития. Такие системы существуют и функционируют относительно независимо от других систем, обладают автономностью, самодвижением и своей логикой развития, которая определяется и задается не столько внешними факторами, сколько внутренними возможностями личности, структурой личных качеств и способностью взаимодействовать с другими системами [2].
Поэтому крайне необходимо обратить внимание на формирование и пропаганду способов здорового образа жизни, основанных не столько на медицинских, сколько на культурных, социальных и экологических факторах. В реализации этих долгосрочных проектов образование должно играть, с нашей точки зрения, главную роль, так как подготовка будущих учителей физической культуры должна учитывать вышеобозначенные изменения.
Говоря об опыте Республики Карелия, отметим, что не так давно приняты и успешно реализуются Концепция развития физической культуры и спорта, республиканская целевая программа развития физической культуры и спорта на 2006-2010 годы.
Между тем, как показывает анализ, проведенный нами с преподавателями Карельского государственного педагогического университета С.В.Горанской, Н.В.Предтеченской, Л.П.Швец, ситуация с состоянием физической культуры и здорового образа жизни населения Республики Карелия, прежде всего, детей, подростков и молодежи, вызывает тревогу.
Следует отметить, что в настоящее время в Республике Карелия отмечается неблагополучная демографическая ситуация, ухудшение физического здоровья населения, увеличение количества людей, злоупотребляющих алкоголем, курением и наркотическими средствами, особенно в молодежной среде. По-прежнему недостаточны объемы и качество физкультурно-оздоровительных услуг, сеть спортивных объектов по месту жительства, практически отсутствуют современные спортивные сооружения для развития массовых видов спорта и подготовки спортсменов высших достижений. Не созданы условия для инвесторов и спонсоров, готовых вкладывать средства в развитие физической культуры и спорта.
При этом особую тревогу вызывает ухудшение здоровья детей и подростков, половина которых имеет хронические заболевания, причем недостаток двигательной активности провоцирует у них болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем. По причине низкого уровня состояния здоровья значительное число детей школьного возраста сегодня полностью отлучены от занятий физической культурой. Распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80%. Впервые за 40 лет врачи столкнулись с проблемой гипотрофии юношей призывного возраста.
Все более обостряется проблема курения. За последние годы количество курящих мужчин в возрасте до 40 лет возросло с 45 до 70%. Стремительно увеличивается удельный вес курящих подростков. Достаточно сказать, что сегодня каждый десятый школьник зависим от табака и имеет те или иные признаки болезней, связанных с курением. Распространенность только бытового пьянства составляет 20%. Общая заболеваемость лиц, злоупотребляющих алкоголем, в 2 раза выше, чем лиц, не употребляющих спиртные напитки. Злоупотребление алкоголем является причиной более 70% несчастных случаев. Угрожающие размеры приобретает немедицинское употребление наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ. За этот период больных наркоманией подростков стало в 17 раз больше, и сегодня их доля среди злоупотребляющих наркотиками составляет 31,2%. В ближайшие 3-5 лет следует ожидать резкого увеличения смертности среди больных наркоманией и роста преступности, связанной с наркотиками. В этой связи становится очевидной проблема формирования здоровья учащихся в школе как ценности их жизнедеятельности. Эта задача может быть решена путем внедрения новых эффективных способов, технологий и методов в процесс обучения.
В Республике Карелия доля лиц, занимающихся физической культурой и спортом, составляет 13,4% (101 тысяча человек) от общего числа населения, тогда как в экономически развитых странах от 40 до 60 процентов жителей привлечены к регулярным занятиям физкультурой и спортом. Удельный вес расходов на физическую культуру и спорт в общем объеме консолидиро-
ванного бюджета Республики Карелия составляет всего 0,18%. По Северо-западному федеральному округу этот показатель составляет 0,48%.
Требуют решения проблемы привлечения населения республики к спортивно-оздоровительной работе, повышения роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактики вредных привычек у обучающихся образовательных учреждений всех типов и видов, преодоления межведомственной разобщенности в управлении развитием массового спорта.
Мы согласны с позицией М.Я.Виленского в том, что изменения в обществе и системе образования востребовали учителя нового типа, духовно и физически здорового, социально активного, воплощающего в себе не только общую, профессиональную, но и физическую культуру. Поэтому будущий учитель должен заботиться о своем здоровье, физическом совершенстве, быть готовым к самовоспитанию и уметь передавать ученикам полученный опыт.
Анализ показывает, что, несмотря на то, что занятия физической культурой являются одним из главных направлений оздоровительной работы в педагогическом вузе, однако, на практике учебный процесс по физической культуре в части сохранения и укрепления здоровья является малопродуктивным. Значительная часть преподавателей по физической культуре ориентируется на практическую установку, связанную лишь с повышением физической подготовленности и возрастанием спортивно-технических результатов; нередко игнорируется формирование моти-
вационно-потребностной сферы студентов, направленной на реализацию здорового образа жизни и укрепление здоровья. В связи с этим в организации системы физического воспитания будущего учителя основной акцент должен быть сделан именно на формировании у студентов осознанной потребности в здоровом образе жизни - в формировании ценностного, субъективного отношения личности будущего учителя к собственному здоровью и здоровью будущих учеников. Именно это и должно выступить в качестве приоритетной цели физического воспитания студентов педагогического вуза. Это особенно важно еще и потому, что традиционно в российской школе отсутствуют специальные педагоги по здоровому образу жизни.
В связи с вышеобозначенным важен разработанный нами совместно с финскими коллегами проект «Содействие оздоровлению посредством физкультуры и воспитания здорового образа жизни в школах Республики Карелия», стартовавший в 2006 году и финансируемый Министерством иностранных дел Финляндии. Один из действенных образцов - это внедрение в карельские школы урока по обучению здоровому образу жизни. В Финляндии обучение здоровому образу жизни преподается как отдельный предмет в 7-9 классах, в 1-6 классах оно интегрировано в другие дисциплины. В гимназиях и профессиональных училищах здоровый образ жизни - отдельный предмет, по которому есть отдельные учебники и пособия для учителей.
На наш взгляд, схема обучения здоровому образу жизни в школах Карелии приблизительно может иметь следующую структуру:
Начальное общее образование Среднее (полное) общее образование Основное общее образование
I ступень II ступень III ступень
1-4 классы 5-6 классы 7-9 классы 10-11 классы
Здоровье как центральная составляющая природоведения в курсе В составе биологии, географии, химии, физики Как самостоятельная дисциплина Как самостоятельная дисциплина
Исследования, которые были проведены на нашем факультете, доказали, что система формирования осознанной потребности будущего учителя в здоровом образе жизни будет представлять собой последовательность трех взаимосвязанных этапов: информационного (цель которого - развитие интереса и желания у студентов активно заниматься физкультурной деятельностью для сохранения собственного здоровья); практического (направленного на стимулирование у студентов стремления регулярно заниматься физкультурной деятельностью для успешного профессионального становления); креативного (цель которого - развитие самостоятельности и способности студентов творчески использовать приобретенные знания, умения по физической культуре для сохранения собственного здоровья и здоровья будущих учеников). Анализ синергетических закономерностей [2] позволяет предположить, что стремление к здоровому образу жизни человека зависит от способности к самоорганизации; степени синергийности с окружающей средой (экологической, техногенной, социальной); динамики балансирования между простым и странным аттракторами, как границами человеческого бытия; наличия индивидуальных идеалов, близких к ннтегративным социальным идеалам
и умение их воплощать в жизнь и отстаивать; гуманистического характера идеалов, их совпадения с вектором эволюции; оптимизма и силы воли в преодолении кризисов, как необходимое условие развития; способности к «бифуркационному» обновлению; возможности сделать адекватный многофакторный выбор.
Таким образом, мы убеждены в том, что новый подход к процессу физического воспитания в педагогических вузах должен предполагать не изолированное развитие физических качеств личности будущего учителя, а их преобразование в тесном взаимодействии с духовным совершенствованием и эмоционально-чувственным развитием. При этом осознанная потребность в здоровом образе жизни студентов-педагогов должна рассматриваться как приоритетная цель физического воспитания будущего учителя, ибо она находит выражение в субъективном отношении личности будущего учителя к собственному здоровью и здоровью будущих учеников, проявляется в выборе поведения в различных сферах жизнедеятельности и профессиональной деятельности с позиции ценности здоровья. Таких специалистов должны готовить вузы, также необходимо осу-
ществлять превентивные меры в профилактической работе в образовательной среде [3].
Для решения этой задачи требуется объединение усилий всего педагогического сообщества, в первую очередь, учителей физической культуры и здорового образа жизни. Поэтому мы приняли предложение наших финских коллег из Университета Ювяскюля провести очередной конгресс в Петрозаводске. В тесном сотрудничестве с зарубежными коллегами в Республике Карелия была создана ассоциация учителей физической культуры и педагогов, пропагандирующих здоровый образ жизни. Это начинание нашего факультета было поддержано в Республике Карелия; это лишь первый шаг к объединению наших усилий. Мы надеемся на то, что одним из важнейших итогов нашей работы с зарубежными партнерами станет создание аналогичных региональных ассоциаций учите-
лей физической культуры и педагогов, пропагандирующих здоровый образ жизни, а на их основе - Российская национальная ассоциация.
Литература:
1. Можаев Э.Л. Факторы, стимулирующие интерес студенчества к занятиям физической культуры / Технология совершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 7 / Под ред. З.Г.Нигматова, Р.Ш.Маликова. - Казань: Тат. кн. изд-во, 2006.
2. Полетаева Н.М. Педагогика и здоровье. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: ЛОИРО, 2004. - 165 с. С. 41.
3. Аксютич Т.П. Подготовка педаго-гов-превентологов как необходимое условие организации эффективной профилактической работы в образовательной среде / Казанский педагогический журнал. 2010. №2. С. 66-72.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ МАГИСТРАНТОВ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Б.Ш. Баймухамбетова
Статья посвящена описанию моделирования процесса формирования готовности магистрантов к исследовательской деятельности. В статье уточнены понятия «исследовательская деятельность магистранта», «готовность к исследовательской деятельности магистрантов», проанализирован социальный заказ к выпускнику магистратуры, определены основные требования, к которым должна удовлетворять модель формирования готовности магистрантов к исследовательской деятельности
Ключевые слова: профессиональное образование, магистрант, исследовательская деятельность, процесс формирования, модель формирования
Modeling the process of the formation of readiness for research activity of the candidate for masters. The article is devoted to description of modeling the process of