ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
УДК 377 (091)
Верхорубова Оксана Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент
Сулимова Александра Валерьевна
Брянский государственный университет им. акад. И.Г Петровского
oks. [email protected]
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИВЕРЖЕННОСТИ СТУДЕНТОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ КАК СТИМУЛИРУЮЩИЙ ФАКТОР
В данной статье автором приводятся методики для изучения у студентов отношения к здоровому образу жизни. Анализируются подходы разных ученых к методам исследования культуры здоровья у будущих учителей. Предлагаются оригинальные методики для формирования здорового образа жизни у студентов.
Ключевые слова: культура здоровья, методы исследования, здоровый образ жизни.
Возрастающий интерес ученых к культуре здоровья человека вызван происходящими изменениями как в социальной, так и образовательной сферах, связанных с полноценным использованием социальных институтов в обеспечении здоровья, качества жизни и воспитания «человека культуры».
Тем более, что теоретические и экспериментальные исследования феномена «культура здоровья в образовании» показывают недостаточную ясность данной проблемы в плане изучения компонентов культуры здоровья: когнитивно-мотивационного, эмоционального и конативно-волевого компонентов, как в теории, так и в практике физкультурного образования.
Кроме этого, определение методологических подходов и методов исследования вопросов формирования культуры здоровья и отношения студентов к уровню развития своей культуры здоровья находятся на начальной стадии.
В исследования О.А. Ахвердовой и В.А. Маги-на (2002) отмечается, что нулевой и идеальный уровни культуры здоровья у студентов отсутствуют. Недостаточный уровень определяется у 30,8% студентов, потенциальный уровень - у 11,5% студентов, оптимальный уровень - у 5,8% студентов, у 51,9% студентов культура здоровья представлена разноуровневыми компонентами [1]. Культуру здоровья последнего типа мы относим к неопределенному уровню развития. Неопределенный уровень культуры здоровья отражает гетерохронность развития когнитивно-мотивационной, эмоциональной и характеристики конативно-волевой сфер жизнедеятельности личности при доминировании одной из них. Респонденты, у которых преобладал оптимальный уровень развития компонентов культуры здоровья, отличались успехами в учебе, вели активный образ жизни, лидировали в деловых и спортивных играх, в познавательно-творческих мероприятиях. Однако в статье О.А. Ахвердова
и В.А. Магин о конкретной методике исследования не сказали ровным счетом ничего.
Напротив, Помазан А.А., определяя результаты анкетирования студентов о состоянии физического воспитания в Харьковском институте в журнале «Физическое воспитание студентов», приводит конкретные методы исследования с описанием технологии анкетирования. Однако, на наш взгляд, форма подачи вопросов и их содержание могут быть более корректными и удобными для наглядности и способа заполнения анкет студентами. Результаты анкетирования студентов Помазаном А.А. нами приведены ниже [2].
Рассматривая содержание предложенной выше анкеты, можно отметить, что большинство студентов (80%) считают уровень своей физической подготовленности средним, 6-8% - высоким. Наибольшую популярность среди студентов имеют такие спортивно-оздоровительные мероприятия: соревнования по спортивным играм (волейбол, баскетбол, футзал, настольный теннис) - 24,4 %, спортивные праздники и конкурсы - 30 %, туристические походы - 46 % [ 2].
Мы предлагаем иную форму адаптированной нами анкеты с девятью ответами на выбор по каждому вопросу.
С целью выявления отношения студенческой молодежи к массовым спортивным мероприятиям, как средству развития здорового образа жизни, нами проведено тестирование студентов Брянского го сударственного университета имени акад. И.Г. Петровского - будущих специалистов по работе с молодежью.
Анкета «Мероприятия по развитию здорового образа жизни молодежи» приводится ниже. Студентам предлагалось оценить предложенные мероприятия, дополнить их своими идеями и оценить по баллам от 1 до 10. Результаты анкетирования 10 респондентов показаны в таблице 3.
Таблица 1
Результаты анкетирования студентов
Количество ответов в %
2009 2011
1. Считаете ли вы себя физически активным?
а) да, занимаюсь спортом и за пределами института 24,4 18
б) да, веду активный образ жизни 27,3 43
в) занимаюсь физкультурой только в институте 39,7 37
г) нет, веду малоподвижный образ жизни 8,6 2
2. Как вы оцениваете уровень своей физической подготовленности?
а) высокий 6 8
б)средний 78 80
в) низкий 16 12
3. Довольны ли вы вашей физической подготовленностью?
а) да 43 44
б) нет 57 56
4. Каким видом спорта вы хотели бы заниматься в институте?
плавание 31,3 33
баскетбол 7,7 11
волейбол 11,5 12
футбол 9,5 8
фитнесс, аэробика, танцы, гимнастика 11 5
настольный теннис 8 3
борьба (разные виды) 2 2
гандбол 1 0
лыжи 3 4
тяжелой атлетикой 4 6
большой теннис 2 3
тренажеры 5 9
легкая атлетика 0,5 0
бадминтон 1.5 1
никаким 2 3
5. Каким спортивно-оздоровительным мероприятиям, которые проводятся в институте, вы отдаете преимущество? (можно выбрать несколько вариантов)
а) спортивные игры 24,4 37
б) спортивные праздники 15,3 31
в) спартакиады 4,8 7
г) конкурсы 14,8 26
д) туристические походы 44 46
е) мне это безразлично 5,7 5
6. Как бы вы оценили по 5-бальной шкале созданные в институте условия для физической подготовки студентов?
- на 5 баллов 20,6 18
- на 4 балла 54,5 76
- на 3 балла 21,5 6
- на 2 балла 3,4 0
7. Чего, по вашему мнению, не хватает на занятиях из физического воспитания в институте?
- все в норме 58 56
- спортивных снарядов, инвентарю 0 7
- музыкального сопровождения 14,5 15
- спортивных игр 10 10
- времени 14,5 6
- самоотдаче у студентов на занятиях 0 2
- нагрузка 3,8 2
- занятий на свежем воздухе 15,5 12
8. Выразите свое мнение относительно улучшения материальной, спортивной базы института
- ничего не нужно делать, всего достаточно 0 28
- нужно больше тренажеров 22 24
- необходима спорткомната в общежитии 0 4
- нужно сделать с/з теплее 59 27
- нужный еще 1 с/з, больше места для занятий 30 32
- увеличение финансирования 0 14
- нужен бассейн 36 29
- открыта площадка с футбольным полем 36 24
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N«4
121
Таблица 2
Анкета для определения отношения студентов к здоровому образу жизни
Вопросы Предлагаемые на выбор ответы Число ответов
до экспе- ри- мента после экс- пери- мента
1. Считаете ли вы себя физически активным? а) да, занимаюсь спортом постоянно в вузе и за его пределами .
б) да, веду активный образ спортивной жизни, имею спортивный разряд
в) да, но занимаюсь физкультурой и спортом только в институте.
г) не очень активен, занимаюсь только лыжным спортом
д) не очень активен, занимаюсь только одним видом спорта.
е) не очень активен, спортом не занимаюсь, только физической культурой без тренировок на результат
ж) нет, занимаюсь физкультурой от случая к случаю.
з) нет, занимаюсь только шахматами, шашками
и) нет, веду малоподвижный образ жизни.
2. Как вы оцениваете уровень своей физической подготовленности? а) очень высокий
б) высокий
в)выше среднего
г) определенно средний
д)средний
е) ниже среднего
ж) выше низкого
з) низкий
и) ниже низкого
3. Довольны ли вы вашей физической подготовленностью? а) да совершенно доволен
б) да, скорее доволен
в) да, но не по всем параметрам
г) не совсем доволен
д)не совсем доволен подготовкой в беге
е)не совсем доволен высотой моих прыжков
ж) нет, есть отдельные проблемы
з) нет, даже освобождем от уроков физкультуры
и) нет. У меня инвалидность
4. Каким видом спорта вы хотели бы заниматься в институте? а) плавание
б) баскетбол, волейбол
в) футбол, гандбол
г) фитнесс, аэробика, танцы, гимнастика
д) борьба (разные виды)
е) лыжи
ж) тяжелой атлетикой
з) большой теннис
и) легкая атлетика
5. Каким спортивнооздоровительным мероприятиям, которые проводятся в университете, вы отдаете предпочтение? а) спортивные игры
б) спортивные праздники
в) спартакиады
г) конкурсы
д) туристические походы
е) туристические поездки (к морю, в горы и пр.)
ж) народные гулянья типа Масленницы
з) спортивные вечера
и) мне все безразлично
6. Как бы вы оценили по 9-бальной шкале созданные в институте условия для физической подготовки студентов? а) на 9 баллов
б) на 8 балла
в) на 7 балла
г) на 6 балла
д) на 5 баллов
е) на 4 балла
ж) на 3 балла
з) на 2 балла
и) на 1 балл
Окончание таблицы 2
7.Чего, по вашему мнению, не хватает на занятиях из физического воспитания в институте? (несколько вариантов) а) взаимопонимания между студентами и преподавателями (тренерами)
б) спортивных снарядов, инвентаря
в) музыкального сопровождения
г) спортивных игр
д) участия в планировании спортивной жизни в вузе
е) самоотдачи у студентов на занятиях
ж) умеренной учебной нагрузки
з) занятий на свежем воздухе
и) отношений сотрудничества с преподавателями
8. Выразите свое мнение относительно улучшения материальной, спортивной базы института (несколько вариантов). а) нужно целенаправленно тратить бюджетные средства
б) нужно больше тренажеров
в) необходим тренажерный зал в общежитии
г) нужно утеплить спортивный зал
д) нужно строить занятия по видам спорта на основе свободы выбора студентами вида занятий
е) увеличение финансирования занятий спортом
ж) нужен бассейн со свободным посещением
з) нужна открытая площадка с футбольным полем
и) созданных по инициативе студентов снарядов и площадок
9. Что, по вашему мнению, может содействовать укреплению взаимоотношений сотрудничества студентов и преподавателей (тренеров) а) повышение заработной платы преподавателя
б) целенаправленное формирование культуры здоровья личности преподавателя и студента
в) повышение ответственности преподавателя за спортивные достижения студентов
г) повышение общей культуры общения
д) создание условий для свободы выбора студентом спортивных занятий с конкретным преподавателем
е) применение методов наказания студентов за плохую физическую активность
ж) поощрять использование методов совместной организации физкультурно-оздоровительной работы преподавателей и студентов нетрадиционными видами занятий физкультурой
з) использовать методику коллективной организаторской деятельности при организации мероприятий и соревнований
и) следовать принципу свободного посещения спортивных занятий по выбору студента
Таблица 3
Мероприятия по развитию здорового образа жизни молодежи
Направления профилакти- ки Задачи и пути их реализации благодаря мероприятиям по развитию здорового образа жизни молодежи Итого баллов в группе Рей- тинго- вое место
1. Психолого-профилактическое Коррекция неправильного воспитания и ранних аномалий развития личности 59 9
Индивидуальная психологическая работа с «трудными» подростками, уязвимыми в отношении отклоняющегося поведения 66 3
2. Педагогическое Последовательное антиалкогольное, антиникотиновое и антинарко-тическое воспитание в школе с 1 по 11 класс 63 5
Формирование трезвеннических установок и здорового образа жизни у подрастающего поколения. 74 1
3.Физкультурн о- оздоровитель- ное Создание условий для занятия физкультурой и спортом для каждого подростка и юноши в каждом населенном пункте страны 72 2
4.Санитарно- гигиеническое Повышение санитарной грамотности и культуры населения 62 6
Антиалкогольная, антиникотиновая и антинаркотическая пропаганда среди широких слоев населения 60 8
Искоренение вредных для здоровья привычек 58 10
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №4
123
Окончание таблицы 3
5. Медикосоциальное Комплексная работа с группой риска - лицами, злоупотребляющими алкоголем, табачными изделиями, наркотическими и токсима-ническими средствами 61 7
Санирование биологической почвы. Работа по индивидуальным планам мероприятий 53 12
6. Административноправовое Правовое регулирование ответственности за пьянство и алкоголизм, курение в общественных местах, за потребление и распространение наркотиков 57 11
Ознакомление молодежи с правовыми нормами и законами 65 4
Повышение ответственности административных работников, организацию физкультурно-спортивные мероприятия 63 5
7. Экономическое Госудмероприятия по уменьшению экономической зависимости бюджета от продажи алкогольных (включая пиво) и табачных изделий 50 15
Финансирование программ борьбы с любыми формами наркотизма и с наркобизнесом 58 10
Создание условий для самореализации личности молодого человека, для вовлечение его в доступную производительную трудовую деятельность со школьно-студенческой скамьи 66 3
8. Социальнополитическое Обеспечение условий для участия молодежи в политической жизни страны, выработки стратегии демократизации общественной жизнедеятельности, честных выборах 52 13
9. Направление личностных интересов Создание условий для свободного выбора вида спортивных игр, увеличение государственных учреждений спорта (бесплатных) 66 3
10. Семейно бытовые потребности и интересы Содействие рождению дворовых семейных команд 47 16
Оборудование дворов спортивными снарядами и площадками 51 14
Приведенные методики изучения приверженности студентов к здоровому образу жизни опробованы нами в процессе спортивно-оздоровительной деятельности. Они, возможно, не всегда давали объективный результат, но положительно воспринимались студентами и вызывали интерес к методологии и методам исследований в образовательном процессе и при выполнении курсовых работ.
Библиографический список
1. Ахвердова О.А. К исследованию феномена «культура здоровья» в области профессионального физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 9. - С. 5-7.
2. Помазан А.А. Результаты анкетирования студентов о состоянии физического воспитания в Харьковском институте банковского дела УБС НБУ // Физическое воспитание студентов. - 2011. - № 5. - С. 76-80.