ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ КОСМЕТОЛОГИИ
Gluhih S.I.
PROSPECTS OF PROFESSIONAL EDUCATION IN COSMETOLOGY
Ключевые слова: косметология, подготовка профессиональных кадров.
Key words: cosmetology, training of professional staff.
Аннотация
В статье рассматриваются становление и развитие в нашей стране эстетической медицины как особой профессиональной области и профессии высокого социального статуса, а также проблемы профессионального образования, связанные с введением новых специальностей высшего и послевузовского медицинского образования (специаль-ности «Косметология» и «Пластическая хирургия»).
Abstract
The article examines formation and development of native aesthetic medicine as a distinct professional field and profession of the high social status, problems of professional education related to the introduction of new specialties of undergraduate and postgraduate medical education. New specialties “Cosmetology ” and “Plastic Surgery ” were approved.
Проблемы профессионального образования в области косметологии чрезвычайно актуальны в настоящее время. Все больше возникает различных центров, которые предлагают свои услуги в области косметологии. Однако, вызывает тревогу качество подготовки их персонала.
В 2009 г. в области отечественной косметологии произошло знаменательное, поистине «революционное» событие: 7 июля вступил в силу приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 415, в соответствии с которым в числе новых специальностей высшего и послевузовского медицинского образования были утверждены специальности «Косметология» и «Пластическая хирургия». Официальное их введение завершило достаточно длительный этап становления в нашей стране эстетической медицины как особой профессиональной области и профессии высокого социального статуса.
Многие еще хорошо помнят те времена, когда косметические проблемы «как бы» не существовали, а если и возникали, то были «личным делом» человека, не заслуживающим особого внимания официальной медицины, и разрешались полукустарными, «бабушкиными» и «народными» методами. Еще больше людей помнят, когда повсеместно, «как грибы после дождя», стали появляться разного рода косметологические центры и салоны, предлагающие разнообразные косметические процедуры и услуги. И у любого здравомыслящего человека возникал вопрос: откуда у нас в стране столько специалистов в области косметологии?
Этот вопрос - далеко не праздный, за ним кроется действительно серьезная проблема подготовки профессиональных кадров в области косметологии. На сегодняшний день состояние этой специфической образовательной отрасли характеризуется целым рядом противоречий и проблем.
Легализация косметологии в нашей стране получила нормативное закрепление постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 сентября 1977 г. № 870 «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения», в соответствии с которым в столицах союзных республик и в крупных городах страны началась организация косметологической помощи населению, направленной на устранение различных заболеваний и косметических дефектов. Первые же годы существования этого вида специализированной помощи показали ее востребованность, что обусловило необходимость расширения сети
лечебно-профилактических косметологических учреждений, а также упорядочения их деятельности. В частности, приказом Минздрава СССР № 1290 от 28.12.1982 г. «О мерах по улучшению косметологической помощи населению» были утверждены положения о косметологической лечебнице и ее медицинском персонале.
Согласно этому документу, косметологическую помощь населению могли оказывать врачи-дерматовенерологи, на должность которых принимались врачи, прошедшие специальную подготовку по вопросам дерматовенерологии и косметологии, а также медицинские сестры по косметологическим процедурам. Базовое медицинское образование эти специалисты получали в соответствующем учебном заведении: врачи - в медицинском вузе, медсестры - в медицинском училище. Специализированную подготовку в области косметологии они должны были проходить в системе повышения квалификации, которая была фактически представлена одним учреждением в стране - Московским научноисследовательским институтом косметологии Министерства здравоохранения РСФСР
За прошедшие почти тридцать лет многое изменилось в стране, в образовании, в косметологии, однако действие этого постановления не отменено до настоящего времени, и именно оно определяет нормы и критерии оценки деятельности косметологических центров, салонов, кабинетов.
Так, согласно реестру профессий, терапевтическую косметологическую помощь сегодня может оказывать врач-дерматовенеролог, имеющий годичную интернатуру или первичную специализацию по дерматовенерологии, имеющий сертификат в этой области и прошедший повышение квалификации с выдачей удостоверения по дерматокосметологии. Иначе говоря, дерматокосметолог является ключевой фигурой в терапевтической косметологии, именно по его документам проводится медицинское лицензирование косметологического учреждения.
Очевидно, что в современной ситуации, когда, по оценкам специалистов, сеть врачебно-косметологических учреждений (лечебниц, кабинетов, салонов) в стране с 1985 г. увеличилась на 50%, и с каждым годом она только возрастает, возникает острый дефицит профессиональных кадров высшей квалификации в области косметологии. Во-первых, потому, что медицинские вузы не могут столь же интенсивно увеличивать выпуск врачей-дерматовенерологов, которые к тому же весьма востребованы в области своей непосредственной специализации, и далеко не многие из выпускников имеют желание менять профессиональные интересы - заниматься косметологией. Во-вторых, потому, что косметология сегодня - одна из наиболее динамично развивающихся отраслей медицины, в которой постоянно появляются новые виды косметических услуг, новые высокоэффективные методы и технологии коррекции косметологических недостатков кожи, не связанные напрямую с оказанием терапевтической дерматологической помощи. А это требует от специалиста непрерывной профессиональной подготовки в содержательно специфической, по сравнению с дерматовенерологией, медицинской области, что намного сложнее, чем повышение квалификации по базовому образованию, и поэтому не способствует активному притоку в косметологию дерматовенерологов.
Образующийся в результате этого дефицит частично восполняется за счет врачей других специальностей, которые должны получить дополнительную подготовку не только по косметологии, но и по дерматологии и физиотерапии. Однако ограниченность возможностей получить такую полноценную подготовку в лицензированном учебном заведении, а не просто в каком-либо «учебном центре», выдающем сертификат сомнительного качества, тоже не решает кадровых проблем в терапевтической косметологии.
Еще сложнее ситуация в области эстетической косметологии, где в основном работают специалисты со средним медицинским образованием после прохождения соответствующей последипломной подготовки. С одной стороны, представляется, что такого рода косметологические услуги не требуют высшей квалификации. Однако непрерывное усложнение технологий эстетической косметологии, повышение требований к качеству таких услуг, которое может достигаться только на основе интеграции разнообразных знаний и
умений - медицинских, эстетических, социально-коммуникативных, психологических и др., обусловливает необходимость изменения представлений о модели и квалификации специалиста в области эстетической косметологии. Но даже на уровне сегодняшних профессиональных требований специалистов со средним медицинским образованием также не хватает.
В результате, как показывает анализ квалификационного состава косметологических кадров, сегодня более чем у половины специалистов (69,4%) отсутствуют квалификационные категории [1, с. 81]. Не требует особых доказательств тот факт, что это существенно сдерживает развитие отечественной косметологии - и с точки зрения качества косметологических услуг, и с точки зрения расширения их спектра.
Возникает вопрос, что меняет в сложившейся ситуации официальное утверждение новой специальности высшего и послевузовского образования «Косметология»?
Безусловно, каких-либо стремительных и кардинальных перемен это событие за собой не повлечет. Более того, в этой связи возникает множество весьма сложных и разнообразных проблем. Так, сама организация базовой подготовки в медицинских вузах специалистов нового профиля требует разработки содержания такого образования, форм его организации, методик преподавания и технологий обучения по специальным дисциплинам, их научнометодического обеспечения, технического и технологического оснащения учебного процесса. Особая проблема связана с кадровым обеспечением такой подготовки, поскольку на сегодняшний день специалисты в области преподавания косметологических дисциплин в высшей школе практически вообще отсутствуют.
Не просто решить и проблему содержательного разведения новой специальности со специальностью «Дерматовенерология». Как показывает практика, врачи-косметологи, хотя и владеют методами дерматропной терапии, но с учетом контингента косметологических салонов или вследствие ориентации на выполнение узкого круга высокотехнологичных процедур они часто утрачивают опыт работы с воспалительными и редкими дерматозами. В то же время отсутствие таких знаний и опыта могут привести к снижению эффективности проводимых диагностических и лечебных мероприятий, а как следствие, к снижению доверия клиента к косметологу. Поэтому определение объема необходимых косметологу дерматологических знаний и умений - концептуально важная проблема.
Неизбежно встанет и вопрос о разделении функций специалистов-косметологов с высшим и средним медицинским образованием, что в свою очередь потребует содержательных корректив последнего.
На решение этих и многих других проблем уйдет не один год, первые выпускники вузов с квалификацией «врач-косметолог» появятся в лучшем случае через несколько лет, и будут их пока единицы. То есть реально кадровая ситуация в косметологии изменится не скоро. Почему же это событие - введение специальности «Косметология» - так радует всех специалистов в этой области?
Прежде всего, потому, что это открывает новые перспективы в развитии отечественной косметологии. Как справедливо отметила И. Жукова, главный редактор журнала «Эстетическая медицина», все трудности и проблемы, которые предстоит решать специалистам в ближайшие годы, разрешимы и во многих смыслах значительно проще, чем те сложности, которые пришлось преодолевать в предшествующие годы косметологам, работавшим в статусе «несуществующих» специалистов. «Легализация» профессии, вне всякого сомнения, будет способствовать повышению качества косметологических услуг и социального статуса косметологии как особой профессиональной области.
Уже сама деятельность по введению в медицинских вузах новой базовой специальности становится организующим началом в формировании полноценной непрерывной системы подготовки профессиональных кадров в области косметологии на базе существующих сегодня профильных учебных структур. В переходный период основная нагрузка по подготовке специалистов-косметологов по-прежнему будет ложиться на этот сегмент косметологического образования. При этом требования к дополнительному
профессиональному образованию будут повышаться. И главная проблема состоит в том, чтобы придать его развитию системность и общую с развитием базовой специальности «Косметология» направленность. Это принципиально важно, поскольку по мере становления системы базового высшего косметологического образования значение дополнительного профессионального образования не только не будет уменьшаться, но, скорее всего, будет возрастать в ответ на потребности стремительно развивающейся косметологии: необходимость в оперативном обучении специалистов новым технологиям не перестанет быть актуальной никогда. Об этом свидетельствуют и общие тенденции развития образования в современном мире.
Наконец, очень важно то, что появление новой вузовской специальности создаст прочную базу для системного научного осмысления и исследования проблем косметологии, а это в свою очередь, безусловно, станет еще одним мощным фактором ее развития.
Библиографический список
1. Панова О.С. Теоретические и прикладные аспекты современной дерматокос-метологии : дис. ... д-ра мед. наук. - М., 2004.